Проверка системы кондиционирования автомобиля. как проверить компрессор кондиционера?

Прозвонка компрессоров кондиционеров

Самый распространённый тип компрессоров в кондиционерах – однофазные компрессоры с пусковой обмоткой.

Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.

Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.

Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-20 Ом.

Как видно из схемы, сопротивление между выводами М и S должно равняться сумме сопротивлений между клеммами S и С и между М и C.

Как правило, рабочая обмотка (M-C) более мощная, поэтому её сопротивление меньше чем у пусковой (S-C).

В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме, или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора.

Если она не встроенная, так называемая “таблетка”, то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 °С ).

Сразу оговорюсь, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки).

Как проверить масло в автокондиционере

Уровень масла в системе кондиционирования критически важен, поскольку обеспечивает не только ее нормальную работу, но и работоспособность и длительную эксплуатацию отдельных ее элементов. В то время, когда кондиционер включен, масло постоянно циркулирует по системе, смазывая подвижные части внутри компрессора и других элементов системы. Однако после выключения кондиционера в компрессоре часть масла все же остается. Именно этот уровень и можно проверить. Сделать это можно следующим образом:

  • дать поработать кондиционеру около 20 минут в режиме охлаждения;
  • через смотровое окошко необходимо проверить уровень масла в компрессоре.

Уровень масла в автокондиционере обязательно должен быть выше минимальной отметки (обычно обозначается черточкой и надписью MIN), однако выше приблизительно одной восьмой от нижнего уровня смотрового окна. Соответственно, масла должно быть и не очень много (не больше максимальной отметки). При необходимости масло нужно долить в систему.

Обратите внимание на состояние масла. В первую очередь на то, не пенится ли оно

Если на поверхности имеются пузырьки, то велика вероятность того, что в него попал фреон. Соответственно, необходимо искать место утечки хладагента, а впоследствии масло полностью заменить на новый состав.

Устройство системы охлаждения

Давайте сначала разберемся, из чего состоит эта система охлаждения. Термин «звуковой» следует понимать как ряд определенных элементов, которые работают вместе для обеспечения необходимого уровня охлаждения

Обратите внимание, что вся система полностью герметична и заполнена охлаждающей жидкостью (фреоном) и компрессорным маслом. Смазка уменьшает трение между трущимися деталями, как и моторное масло

Это снижает нагрузку на внутренние компоненты, что продлевает срок их службы.

Кроме того, масло отводит часть тепла, выделяемого при трении, а также удаляет мелкие частицы. Таким образом, газ и масло непрерывно циркулируют в трубах, что приводит к созданию оптимального климата в салоне. Система кондиционирования воздуха состоит из следующих компонентов:

  • Компрессор,
  • Конденсатор (радиатор),
  • испаритель,
  • вентилятор,
  • предохранительный клапан,
  • приемник-сушилка,
  • расширительный клапан,
  • вытяжной вентилятор,
  • трубопровод.

Скоординированная работа и техническое взаимодействие обеспечивают высокий уровень комфорта в салоне автомобиля. И если вы точно знаете, из чего состоит и как работает вся система охлаждения вашего автомобиля, вы можете провести диагностику самостоятельно. А это уже экономия. На самом деле, когда речь идет о сложных ситуациях, включая ремонт, без помощи профессионалов не обойтись.

Важная составляющая

Необходимо обратить внимание на то, как расположен компрессор. От этого устройства и всех остальных деталей зависит стабильность и функциональность всей системы охлаждения

Компрессор системы кондиционирования воздуха автомобиля без преувеличения можно считать сердцем всей системы кондиционирования! Это самый сложный агрегат, который перекачивает хладагент по всей длине магистрали. Для этого он создает необходимое давление.

Сегодня в обиходе используются два варианта:

  • Аксиальный поршень,
  • ротационный поршень.

Существует до 40 типов, но эти два являются наиболее распространенными. Некоторые современные устройства могут разделять всю линию на два контура — высокого и низкого давления. На языке профессионалов они имеют собственные имена:

  • Высокое давление — контур высокого давления или то, что находится перед испарителем.
  • Линия высокого давления — это линия низкого давления, соединяющая испаритель с компрессором.

Блок приводится в действие вращением коленчатого вала, и при включении кондиционера происходит соединение основных звеньев всего механизма:

  • ведомый шкив,
  • приводной ремень,
  • электромагнитная муфта,
  • приводной двигатель, привод двигателя, приводной механизм, привод двигателя, приводной шкив.

Электромагнитная муфта активируется нажатием кнопки, и с ее помощью вал компрессора соединяется со шкивом. Стоит отметить, что этот подвижный элемент все время вращается, так как через него проходит общий приводной ремень двигателя. При отключении происходит обратное — сцепление отключается, а шкив продолжает вращаться как ни в чем не бывало, за исключением того, что охлаждение больше не работает. Другими словами, устройство работает в нейтральном режиме.

Прозвонка компрессоров кондиционеров

Самый распространённый тип компрессоров в кондиционерах – однофазные компрессоры с пусковой обмоткой.

Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.

Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.

Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-20 Ом.

Как видно из схемы, сопротивление между выводами М и S должно равняться сумме сопротивлений между клеммами S и С и между М и C.

Как правило, рабочая обмотка (M-C) более мощная, поэтому её сопротивление меньше чем у пусковой (S-C).

В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме, или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора.

Если она не встроенная, так называемая “таблетка”, то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 ° С ).

Сразу оговорюсь, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки).

Как разобрать компрессор кондиционера

Демонтаж компрессора на разных марках машин проходит в ином порядке. Но когда деталь уже на верстаке, переборку делайте по такой схеме:

  1. Очистите узел от грязи.
  2. Отсоедините провода электромуфты.
  3. Открутив центральную гайку, снимите приводной шкив (нужен удерживающий спецключ).
  4. Снимите диск сцепления (примените универсальный съемник).
  5. Удалите стопорное кольцо, удерживающее подшипник шкива.
  6. Трехпалым съемником стяните шкив с подшипником с компрессора.
  7. Удалите стопорное кольцо, которым удерживается электромагнит муфты.
  8. Снимите электромагнит.
  9. Перед вами сам компрессор. Открутите болты передней крышки – она отойдет от корпуса.
  10. Извлеките крышку с валом, выньте опорный подшипник и его нижнюю обойму.
  11. Извлеките поршневую группу, опорный подшипник и седло.
  12. Снимите пружину и шпонку.
  13. Переверните деталь, открутите крепежи задней крышки компрессора.
  14. Обнаруженную прокладку выкиньте: ее нужно будет заменить.
  15. Снимите клапанный диск и уплотнитель под ним.

Как разобрать компрессор кондиционера

Теперь вам осталось разобрать крышку с валом. Вытаскивайте по порядку: пылезащитное и стопорное кольца, шпонку, вал с подшипником

Теперь важно не потерять детали

Как проверить, заправлен ли кондиционер

Важной составляющей в работе автокондиционера является его заправка фреоном. Недостаток этого вещества приводит к неправильному функционированию системы и недостаточному охлаждению

Поэтому важно знать, как определить уровень хладагента, чтобы при необходимости дозаправить его. Проверка выполняется следующим образом:

  1. Открываем капот и протираем специальный глазок, после чего включаем кондиционер на максимум.
  2. Вначале наблюдаем появление жидкости с пузырьками воздуха, затем они уменьшаются и практически исчезают. Это говорит о нормальном уровне фреона.

Видео: проверка заправки кондиционера

Зная, как проводится диагностика системы кондиционирования, можно самостоятельно разобраться с возникшими нюансами и определить, чем вызвана та или иная неисправность. Для проведения проверки своими руками не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Достаточно ознакомиться с пошаговыми действиями и следовать им в ходе работы.

Устройство компрессорного модуля

Для начала кратко о холодильном компрессоре, как о модуле, составляющем часть кондиционера. Это оборудование относится к электромеханическим устройствам, отличительной особенностью которых является полная герметизация внутреннего содержимого.

То есть, на случай каких-либо механических (электрических) неисправностей нельзя просто взять, разобрать такое устройство, как многие другие, чтобы добраться до неисправного узла. Здесь всё намного сложнее. В некоторых случаях даже придется выполнить демонтаж сплит-системы.

Вот почему при серьёзных неисправностях холодильный компрессор сплит системы проще заменить новым, нежели пытаться ремонтировать.

Примеры исполнения компрессорных агрегатов из тех многообразных вариантов, что применяются на бытовых сплит-системах. Классическая форма, как правило, цилиндрическая, но по габаритным размерам многообразие конструкций велико

Если рассматривать машину обобщённо, теоретически схема механической части холодильного компрессора напоминает традиционный воздушный компрессор.

Машина также содержит шатунно-поршневую систему, правда, зачастую ротационного типа, подшипниковые узлы, систему клапанов. Но всё это заключено в герметично заваренном металлическом корпусе.


Внешнее и внутреннее устройство компрессора: 1 – подшипниковый балансирующий узел; 2 – каналы под масло; 3 – приводной мотор; 4 – спиральная конструкция; 5 – нагнетательный патрубок; 6 – клапанная система; 7 – муфта; 8 – масляный поддон; 9 – опорное основание

Там же, внутри корпуса, монтируется электрический привод. Система привода сделана таким образом, чтобы обмотка из проводов, не имеющая воздушного охлаждения, получала охлаждение от рабочего хладагента – фреона

Этот достаточно действенный способ внутреннего охлаждения обеспечивает долговечность моторов компрессоров. На практике неисправности электродвигателей отмечаются, но достаточно редко.

Как работает вся система кондиционирования?

Интересно также взглянуть на этот вопрос. Он не может принести вреда, только пользу. Как уже упоминалось выше, кондиционер работает аналогично обычному холодильнику, который есть в каждом доме или квартире. Один из принципов работы основан на обычных природных явлениях, известных каждому, кто окончил школу с отличием. При испарении происходит поглощение тепловой энергии, а при конденсации она снова высвобождается.

После сжатия горячая охлаждающая жидкость поступает в конденсатор, где охлаждается потоком холодного воздуха (против движения автомобиля и вентилятором охлаждения двигателя). Охлажденная охлаждающая жидкость конденсируется и затем направляется в сушилку для фильтрации. Очищенный хладагент обходит термостатический расширительный клапан (TAV), который контролирует и регулирует степень нагрева паров.

Затем газ-хладагент поступает по трубе в испаритель. Там пар выпускается при температуре, близкой к температуре кипения воды. Именно здесь и проявляется вся суть устройства. Теплый воздух из салона вступает в контакт с уже холодными трубами и возвращается в салон холодным — таким образом, происходит циркуляция.

Из испарителя фреон подается обратно в компрессор, замыкая цепь. Затем процесс повторяется бесчисленное количество раз.

Ремонт трубок и шлангов

Своевременная диагностика соединительных шлангов, идущих от компрессора и подверженных действию высокого давления – гарантия длительной работы как компрессора, так и всей климатической системы. При соблюдении рекомендованной периодичности проведения проверок срок годности компрессора автокондиционера удаётся увеличить в полтора – два раза. Проблема заключается в том, что магистральные шланги подвержены встряскам и вибрациям, неизбежным при движении по неидеальных дорогах. Ещё одним фактором риска является близкое соседство шлангов, идущих непосредственно к компрессору, с выпускным коллектором – источником повышенной температуры. В результате именно в этих местах чаще всего происходит пересыхание и растрескивание магистральных трубопроводов, что грозит разгерметизацией системы.

Такой же результат возможен и при старении различных резиновых изделий – прокладок и уплотнительных колец. Наконец, потеря герметичности возможна и на металлических трубках, которые подвержены воздействию коррозии

Поэтому так важно регулярно производить визуальный осмотр магистральных трубопроводов (особенно на участке высокого давления) и во всех местах, где возможна утечка хладагента. О том, что таковая имеет место быть, расскажут масляные разводы

В таких случаях потребуется незамедлительный ремонт прохудившихся элементов (шлангов, трубок, прокладок, уплотнительных колец), а если это невозможно – их полная замена.

Периодичность проверки автомобильного кондиционера

Проверять автокондиционер нужно периодически, даже если нет намека на нештатную работу.

Такие регламентные осмотры должны включать контроль наличия фреона, уровня масла, отсутствие следов протечек.

Для большинства автомобилей регламентный осмотр должен проводится раз в 2 года, если машина имеет возраст менее 6 лет и ежегодно, если указанный возраст был превышен.

Обычная проблема возникает в случае покупки машины с рук. Редко в таких автомобилях автокондиционер работает штатно.

Но чаще всего владелец утверждает, что все нормально, просто ему агрегат был не нужен. Но, если заправить фреон, то все будет работать как часики.

Возникает вопрос почему он сам не заправил фреон и, если он этого не делал, то как может быть уверен, что агрегат в порядке? Так что верить подобным заявлениям не стоит.

Почти наверняка кондиционер не в рабочем состоянии, если продавец начинает рассказывать про спущенный фреон, порванный ремень, про то, что все было нормально в прошлом сезоне, а в этом он не проверял.

В общем такие ответы должны насторожить. Если владелец честно говорит о неисправностях, то все равно нужно проверять все узлы, так как проблема может оказаться еще хуже, чем известно из рассказа.

Учитывайте, что ремонт автокондиционера – мероприятие затратное, вполне выйдет в 35-70 тысяч рублей. Так что его неисправность – законный повод требовать скидки к цене.

Общим осмотром ограничиваться нельзя. Стоит внимательно проверить всю систему подетально.

Что нужно обязательно смотреть:

Конденсатор. Представляет собой радиатор, в котором охлаждается нагретый воздухом салона хладагент. При загрязнении работа климатической системы становится менее эффективной, повышается давление фреона. Трубки радиатора достаточно легко повреждаются, поэтому эта деталь – частое место утечки хладагента.

Компрессор. Узел отвечает за поддержание давления в системе охлаждения и циркуляцию фреона. Одна из самых часто выходящих из строя деталей. Наиболее обычные поломки заключаются в износе прокладок, износе сальников. Также могут рассыпаться подшипники, появиться трещина в корпусе. Нередко агрегат ломается из-за попадания в хладагент грязи. Самый лучший вариант – износ приводного ремня. В этом случае его достаточно заменить, чтобы все заработало.

Испаритель. При поломке нередко появление лужи воды на полу в салоне, почти всегда в машине неприятно пахнет. Основные неисправности: забитая трубка слива или повреждение корпуса коррозией.

Ресивер. Деталь отвечает за осушение фреона от попавшей в него влаги. Если он выходит из строя, на это указывает обмерзание шлангов, подходящих к узлу, появление на них конденсата. Несмотря на продолжающий работать кондиционер, неисправность нужно исправлять как можно скорее, иначе она приведет в поломке других узлов системы.

Вентиль терморегуляции (ТРВ). Деталь контролирует уровень давления в системе в соответствии с температурой и объемом хладагента. При критическом повышении значения, прибор срабатывает, понижая его. Неработающий ТРВ грозить полным выходом автокондиционера из строя, климат-контроль самопроизвольно отключается, обмерзают шланги, система работает неустойчиво.

Датчик давления. Деталь дополняет ТРД, но контролирует не повышение давления, а его понижение до критического уровня. Обычно такое происходит при утечке фреона. В этом случае датчик глушит работу кондиционера, не допуская выхода из строят компрессора и других узлов из-за перегрева.

Вентилятор. Служит для лучшего охлаждения хладагента в конденсаторе, обдувая его, например, на стоянке или при движении автомобиля малым ходом. Но далеко не все модели автокондиционеров оборудованы этим узлом. Ломается чаще всего из-за проблем с электропитанием или в случае заклинивания (рассыпания) подшипника.

Автомобильный кондиционер: как понять работает или нет?

С приходом тёплой летней погоды, находиться в автомобиле зачастую становится жарко и некомфортно. Поддерживает оптимальную температуру воздуха в салоне кондиционер или система климат контроля.

Кондиционер — это совокупность устройств, которая благодаря изменению температуры хладагента (газа) охлаждает салон авто. Бытует мнение, что кондиционер охлаждает хуже, чем климат-контроль. В действительности отличие между ними только одно: если автомобиль оборудован обычным кондиционером, то вы самостоятельно изменяете температуру потока воздуха холоднее/теплее, в случае с климат контролем, вы выставляете температуру, к примеру 20 градусов, и она всё время поддерживается.

При покупке авто на вопрос: «Работает ли кондиционер?», зачастую отвечают: «Да, нужно только заправить!», но, к сожалению, всё может оказаться не так просто, поэтому верить таким заявлениям не стоит. Заправить систему стоит недорого, поэтому с большой долей вероятности можно сказать, что если она не заправлена, то в ней есть утечки и неисправности. Просто заправить систему кондиционирования после длительного нахождения в негерметичном и/или незаправленном состоянии, без диагностики и устранения поломок, может привести к выходу из строя дорогостоящего компрессора или других её элементов. Чтобы сразу определить исправна ли система кондиционирования, разберём из чего же она состоит и как функционирует?

Признаки неисправности компрессора

Должно быть понятным, когда система сплит не в состоянии обеспечить заданный температурный режим, этот фактор может указывать на то, что компрессор не работает.

Кроме того, функционирование компрессорного агрегата кондиционера явно определяется характерным шумовым эффектом, какой создаёт холодильный агрегат. Шум оборудования не сказать, чтобы сильный, но при работе агрегата прослушивается уверенно.


Если принимается решение на ремонт внутренних дефектов холодильного компрессора, приходится демонтировать аппарат из системы, предварительно освободив контур от хладагента

Кстати, опять же, исходя из уровня шума, определяются некоторые виды дефектов компрессорной машины. Так, если при работе отмечается повышенный щелкающий звук или звук скрежета, скорее всего, можно констатировать износ или повреждение клапанов.

При такой неисправности производительность компрессора резко падает, корпус аппарат сильно греется. В конечном итоге срабатывает внутреннее тепловое реле, работа машины блокируется.

Зачастую имеет место ситуация, когда практически сразу после запуска компрессора наблюдается прекращение его работы. Однако при этом сам аппарат фактически цел и работоспособен.

Причиной дефекта при такой ситуации обычно является недостаток или переполнение контура хладагентом. Аварийную остановку обеспечивает тепловое реле, которое, кстати, тоже может выходить из строя.


Одна из конструкций теплового реле, из тех, что используются для защиты компрессора сплит-системы от нагрева выше допустимой температуры. Между тем, этот прибор также может быть неисправен

Наконец, владелец сплит системы может сталкиваться с рабочим моментом – когда компрессорный агрегат попросту не запускается. При этом кондиционер вполне работоспособен в плане всех остальных функций.

Компрессор не даёт повода для констатации дефектов – внешне выглядит целым и невредимым. Традиционной причиной такого варианта, как правило, является неработоспособность пускового конденсатора емкостью от 10 мкФ и более.


Примерно так выглядят конденсаторы, отвечающие за момент пуска компрессора сплит системы. В зависимости от мощности компрессорного агрегата варьируется рабочая ёмкость таких деталей

Самый тяжелый и практически невосстанавливаемый дефект компрессора сплит системы – это межвитковое замыкание в обмотках статора мотора привода. Правда, следует отдать должное – в современных конструкциях герметичных компрессоров крайне редко появляется такая неисправность.

Почему важно следить за состоянием кондиционера?

Проверка компрессора автокондиционера

Главная причина – дорогостоящий ремонт системы охлаждения. Стоимость заправки фреоном стартует от 1000 руб, а замена поломанного компрессора может обойтись и в 1000 у. е. Малоопытные водители нередко «попадают на деньги» в следующих ситуациях:

  • продолжают эксплуатировать барахлящий кондиционер, отчего выходит из строя компрессор или ТРВ;
  • покупают подержанную машину с неисправной системой кондиционирования, не подозревая, во что это выльется.

Ушлые продавцы авто на вторичном рынке зачастую отключают неисправный охладитель с целью обмана покупателя – снимают приводной ремень, выпускают фреон из контура и так далее. Чтобы избежать лишних затрат после приобретения, надо знать, как проверить работу кондиционера в автомобиле. При подозрении на неисправность вы сможете потребовать снижения цены на величину ремонта.

Когда кондиционер начинает плохо охлаждать воздух, а то и вовсе отказывать, желательно сразу проверить его работоспособность. При утечке либо перегреве фреона одинаково страдает наиболее дорогостоящий агрегат – компрессор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *