Как было изобретено колесо?

Модели, разработанные в начале XIX века

1791 год. Графу Комте де Сикрак приписывают строительство целерифера, якобы, игрушечной деревянной лошади с двумя колесами вместо двух полозьев. Этот первый велосипед в настоящее время считается патриотическим мифом, созданным французским историком в 1891 году. Этот миф был развенчан французским исследователем в 1976 году. На самом деле, был случай, когда Жан Сиврак из Марселя продал за границу четырехколесный скоростной тренажер под названием целерифер в 1817 году.

1801 год. Упоминание о велосипеде в России. Якобы, крепостной кузнец Ефим Артамонов построил железную конструкцию с передним колесом в рост человека, задним — меньшим вдвое. Также был руль, седло, педали. На этом большеколёсном велосипеде Артамонов сделал нереальный марафон из своего родного городка Верхотурье, что возле Перми, до Москвы. Об этом событии сделана лишь одна запись в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии» о том, что мастеровой уральского завода Артамонов бегал на своем изобретении во время коронации. Словарь издан более чем через сто лет после этого события, в 1910 году. Говорится также, что сама тележка Артамонова забрана в царскую коллекцию редких вещей и вскоре утеряна.

Эта история многими подвергается сомнению, даже русскими исследователями в документальном фильме об истории велосипедов, созданном по экспонатам зала Веломото в Московском политехническом музее.

1817 год. По-разному называли первый в мире велосипед: беговая машина, дрезина и денди-лошадь. Он был изобретен немецким изобретателем бароном Карлом Дрезом в ответ на широко распространившийся голод и массовый забой лошадей, вследствие неурожайного года. Ранее случилось извержение вулкана Тамбора.

Самый первый велосипед имел руль-держатель над передним колесом. Это первый двухколесный транспорт. От него пошло развитие принципа построения всех транспортных средств с двумя колесами, преимущество, которого в том, что велосипед или мотоцикл имеют минимальное сопротивление качению. Велосипеды Дреза были сделаны целиком из дерева. При езде на них нужно было находить баланс на переднем колесе, чтобы сдвинуть его немного при повороте. Люди тогда не решались убирать ноги с безопасной земли, поэтому деревянные велосипеды приводились в движение при помощи бега по поверхности.

После хорошего урожая в 1817 году верховая езда на велосипедах в городах была запрещена по всему миру, так как большинство велосипедистов катались по брусчатке, а на ней они не могли балансировать и сбивали пешеходов. Со временем эта причуда прошла сама собой. Потребовалось почти 50 лет, пока не появилось новое поколение людей с лучшим чувством равновесия.

История изобретения колеса

Около 6000 лет назад люди стали использовать механизмы, позволяющие перетаскивать тяжелый груз – волокуши и катки. Волокуша состояла из двух длинных жердей, передние концы которых с помощью кожаных ремней прикреплялись к упряжи лошади или оленя, а задние свободно волочились по земле.

Для закрепления груза между задними концами волокуши устанавливали одну или две поперечины. Для того чтобы перетаскивать особо тяжелые предметы, такие как каменные глыбы или, скажем, лодки, под ними устраивали катки, подкладывали круглые бревна.

Когда предмет удавалось передвинуть, бревна оставались позади него, и их переносили и ставили перед грузом, чтоб двигать его дальше. Возможно, тогда же были сделаны первые наблюдения над свойствами вращающихся тел, ведущие к изобретению собственно колеса.

Например, если бревно-каток по какой-то причине в центре было тоньше, чем по краям, оно передвигалось под грузом более равномерно. Заметив это, люди стали умышленно обжигать катки таким образом, что средняя часть становилась тоньше, а боковые оставались неизменными.

Таким образом, получилось приспособление, которое является прообразом оси с двумя насаженными на ее концы дисками.

В ходе дальнейших усовершенствований от цельного бревна остались только два валика на его концах, а между ними появилась ось.

Так было изобретено колесо, и появилась первая повозка. Пожалуй, трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники.

Повозка, гончарный круг, ветряная мельница, водяной подъемник и блок – вот далеко не полный перечень устройств, в основе которых лежит колесо. Использование колеса для археологов является показателем развития цивилизации.

Однако массивное сплошное колесо не позволяло повозке развивать большую скорость. И как не раз бывало в истории человечества, войны стимулировали стремительный прорыв в развитии техники.

За следующие 3000 лет тяжелые колесные повозки, запряженные волами и предназначенные для транспортировки грузов, превратились в быстроходные и маневренные боевые колесницы, запряженные лошадьми.

Стала более совершенной и конструкция колес: появились легкие колеса со спицами, ступицей и гнутым ободом.

Другие цивилизации самостоятельно пришли к изобретению колеса. В Китае колесо было изобретено около 2800 г. до н. э., а приблизительно в 100 г. до н. э. китайцы придумали тачку.

В Европе тачка была изобретена на много веков позже. Изображение тачки есть на витражах XIII в. в Шартрском соборе во Франции.

В 4-3 веках до н. э. греки стали использовать колеса не в транспортных средствах, а в механизмах они изобрели зубчатую передачу и грузоподъемный блок.

Примерно с 85 г. до н. э. стали применять и водяное колесо, позволившее использовать энергию воды для работы тяжелых жерновов.

Китайцы изобрели колесо со спицами для прялки между 500 и 1000 гг. до н. э. Такое же изобретение было сделано в Европе в начале 13 века.

Колесо прялки было вариантом маховика. Оно вращало веретено, которое позволяло сучить нить из волокна во много раз быстрее, чем вручную. Маховик сыграл важную роль в эпоху индустриальной революции.

Маховик присоединили к поршням парового двигателя, и он преобразовывал энергию пара во вращательное механическое движение, которое заставило двигаться станки на фабриках, молоть муку мельницы и ездить по рельсам паровозы.

Толчком к изобретению колеса телеги мог послужить и гончарный круг, появившийся за несколько веков до телеги. Некоторые народы пользуются им до сих пор.

При ручной лепке сосудов подставку, на которой они стоят, необходимо время от времени поворачивать. Для облегчения вращения подставки неизвестный гончар догадался укрепить ее на оси. Вскоре он заметил, что при быстром вращении подставки сосудам можно придавать более правильную форму.

Так, вероятно, появился ручной гончарный круг, который послужил основой для изобретения древними греками и египтянами махового колеса – колеса с массивным ободом, которое устанавливалось на валу машины, преобразовывающей энергию импульса в последовательное плавное движение.

Виды древних колес

Уже в 3 тысячелетии до н.э. колеса обматывались кожей, а во 2 тысячелетии приколачивали в колеса гвозди, торчащие острием наружу. Это делалось для того, чтобы увеличилось их сцепление с поверхностью земли. Причем они могли быть сплошными, но уже не из цельного ствола, а составленные и сколоченные из трех частей.

История колеса, на первый взгляд такого простого предмета, показывает, что каждый народ вносил какие-то полезные изменения в его конструкцию, благодаря чему она совершенствовалась быстро.

Так и докатилась повозка на Восток, до Китая (эпоха царства Инь). Уже в 2000 г до н. э. колесо было со спицами и ободом.

Совершенствование механизма

Используя в транспортных и боевых целях первые деревянные диски, люди старались облегчить их, делая прорези. И лишь спустя 3 тысячи лет конструкция усовершенствовалась: появились, спицы, обод и ступицы. Спиц всегда было четное количество, в Египте в основном делали четыре штуки, в Риме и Греции — восемь.

Спустя еще тысячелетие, кельты оббили обод железом. Это увеличило прочность, устойчивость и маневренность колесниц.

На этом эволюция колеса не закончилась, понадобилось еще более двух тысяч лет, чтобы обод «обули» в пневматическую шину, ввели понятие угловой скорости и научились ей управлять.

Интересные факты, связанные с колесами.

  • Изобретение шины принадлежит не механику, инженеру или ученому, а обычному ветеринару. Джон Данлоп, наблюдая за сыном, катающимся на велосипеде был возмущен шумом и грохотом колес по садовой дорожке. Когда велосипед случайно наехал на поливочный шланг, звук намного смягчился. Джон, не долго думая, спаял куски резины нужного размера и закрепил на ободе. Так появилась всемирно известная фирма Данлоп.
  • Патент на квадратные колеса получил 1959 году американец Альберт Сфредда.
  • Первое колесо обозрения появилось в Америке в 1893-ем году.
  • Деталь, похожую на подшипник, впервые использовали римляне на своих кораблях. Возраст находки составляет почти две тысячи лет.

В настоящее время продолжаются разработки и усовершенствование этого древнего механизма. И кто знает, как будет выглядеть колесо через пару сотен лет, но, несомненно, оно останется круглым.

Появление изобретения в Месопотамии

В 4000 до нашей эры были созданы колеса, которые впоследствии удалось обнаружить во время раскопок шумерского города Урук. Он располагался в Месопотамии. Через 1000 лет изобретение настолько усовершенствовали, что шумерские цари начали брать с собой в загробный мир не только драгоценности, пищу и рабов, но и колесные повозки. Такие захоронения были найдены в древних городах Киш и Ур. Также их обнаружили в древних Сузах.

Первое колесо – игрушечное

Кто конкретно придумал такую конструкцию, доподлинно неизвестно. Однако считается, что первые сооружения такого типа датируются пятым тысячелетием до нашей эры. Именно к этому периоду относится находка румынского ученого, которая была сделана в 1981 году около города Яссы.

При проведении раскопок исследователь обнаружил глиняные игрушки, которые изображали колесную повозку. Сегодня это самое древнее свидетельство существования колес, которое известно историкам.

Похожие конструкции, которые датируются четвертым тысячелетием до нашей эры, были найдены и в других местах в Центральной Европе. Они представляют собой керамические горшки, изображающие повозки и игрушечные колесики. Также ученым удалось найти окаменевшее деревянное колесо, сделанное из ясеня.

Помимо этого, была найдена двухколесная повозка возрастом около 5 тысяч лет. Ее удалось отыскать из погребения «Тягуновой могилы», которая представляет собой курган, расположенный в Запорожской области Украины. Такие находки доказывают, что современная цивилизация все же зародилась в Центральной Европе.

Модели велосипедов, созданные в начале 19 века

Французский граф Комте де Сиврак построил целерифер. Это изобретение представляло собой лошадку из дерева с колесами. Есть мнение, что этот самый первый велосипед – всего лишь патриотический миф, придуманный одним французским историком.

Русские умельцы тоже не стояли в стороне. В 1801 году кузнечных дел мастер Ефим Артамонов придумал двухколесную конструкцию с колесами, седлом, рулем и педалями. Исследователи подвергают эту историю сомнениям.

В 1839 году кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к «дрезине» педали на заднее колесо и седло. Жаль, что это изобретение так и осталось незамеченным общественностью, и Киркпатрик Макмилан не снискал славы.

В автомобиле

Колесо гоночного автомобиля

Колесо современного автомобиля (в сборе с шиной)

В общепринятой автомобилестроении терминологии, колесом называется только узел, расположенный между ступицей и шиной (см. рис.), — состоящий, в свою очередь, из обода, на который сажается шина, и диска или спиц, служащих для соединения обода со ступицей.

Несмотря на это, в быту автолюбители очень часто называют колесо в этом значении «колёсным диском» («литые диски», «легкосплавные диски», и так далее).

Колёса первых автомобилей по сути не отличались от колёс конных экипажей и были сделаны из дерева. Впоследствии появились колёса с металлическим ободом и деревянными спицами, а также с металлическими проволочными спицами, как у мотоциклетных. Шины изначально имели вид сплошных резиновых лент, впоследствии, по мере роста скоростей, их сменили пневматические шины, высота профиля которых вплоть до 1960-х годов постоянно увеличивалась, повышая комфортабельность езды и грузоподъёмность автомобиля. На грузовиках резиновые ленты можно было встретить ещё в 1920-х годах, а на военных автомобилях и сегодня могут применяться сплошные шины — гусматики, впервые разработанные для бронеавтомобилей времён Первой мировой войны.

Начиная с 1920-х годов спицованные колёса стали постепенно заменять на колёса со штампованными металлическими дисками, более простыми и дешёвыми в производстве. Уже в середине следующего десятилетия они стали стандартом де-факто, но кое-где, например в США, «спицовка» продолжала сохранять определённую популярность у покупателей дорогих автомобилей вплоть до 1950-х — 1960-х годов в качестве дополнительного оборудования или даже заводской опции (в отдельных случаях и в 1980-е — 1990-е, например, заводские спицованные диски предлагались на Cadillac Deville Brougham до 1996 года). Сегодня она ассоциируется в первую очередь с классическими автомобилями и субкультурой лоурайдеров.

В 1960-х годах появились в качестве спортивной опции колёса, целиком или частично отлитые из лёгкого сплава, алюминиевого или магниевого. Сегодня ими снабжается едва ли не большинство автомобилей.

Патент на колесо

В начале XXI века произошла одна история, продемонстрировавшая, что изобретение колеса являлось событием, произошедшим в древности у разных народов и поэтому необоснованно кому-либо одному претендовать на это авторство. Само устройство уже давно считается таким привычным и общераспространенным, что серьезно и не задумываются о поиске его изобретателя.

В 2001 году один человек Джон Кеоф решил показать, что одна из новых австралийских компаний по быстрой регистрации новшеств и выдачи на них патентов онлайн по интернету занимается чересчур поспешной деятельностью. Чтобы это продемонстрировать, он отправил в агентство заявку на присвоение ему документов, согласно которым он является конструктором колеса. Его запрос был удовлетворен и выдали патент на авторство данного устройства.

Когда об этом стало известно после публикации документа, научная общественность сразу шумно отреагировала, поскольку было странно обозначить юридически изобретателя такого предмета, как колесо. Вскоре патент был отменен

Сам Кеоф получил так называемую шнобелевскую награду за свою инициативу, поскольку привлек внимание к теме подхода к определению авторов новшеств.

Месопотамские пиктограммы

Хотя надежно датированных остатков повозок древнее люблянского колеса нет, археологи по другим источникам прослеживают их существование вплоть до середины 4-го тысячелетия до н. э.

С 1930-х годов пиктограммы из храма богини Инанны в шумерском городе Уруке считались самыми первыми изображениями колесных повозок. Всего на территории храма археологи обнаружили 3900 табличек с текстами хозяйственного характера. На них найдены десятки пиктограмм, изображающих бесколесные сани или волокуши, но в четырех случаях под такими пиктограммами изображена пара дисков. Рисунки настолько примитивны, что сам их первооткрыватель, немецкий археолог Адам Фалькенштейн, немного сомневался в их интерпретации и поставил у одного из них знак вопроса. Последователи, однако, сомнений уже не испытывали и знак вопроса проигнорировали.

Появление колесниц

История возникновения колеса свидетельствует о том, что вместе с повозками для перевозки грузов, люди начали делать и средства передвижения для людей. Так появились и первые колесницы, в которых запрягали ослов, буйволов и мулов, т. к. лошади в те времена еще не использовались. Первых лошадей и нужные им породы древние люди научились выводить только во 2 тыс. до н. э. На колесницах передвигались только зажиточные люди и военные.

Чаще всего колесницы использовали во время военных действий. Боевые колесницы были распространены в странах Месопотамии, Египте и других

Об их важном значении в те времена говорит тот факт, что богатых и почитаемых сограждан (чаще всего царей) хоронили вместе с их колесницами

Устройство этих средств передвижения развивалось постепенно. Вначале это были массивные платформы, на которых стояли воины, метающие во врагов дротики, или лучники. Древнеегипетские колесницы уже более легкие и маневренные.

Появление и развитие таких устройств способствовало революционным изменениям в военном деле. Использование такого боевого и быстрого транспорта часто являлось решающим и давало возможность одержать победу над врагами.

Еще одним скачком в революции колеса стало изобретение и использование спиц, вначале деревянных, затем и металлических. Применение спиц позволило сильно облегчить вес самих колес и всей колесницы. Следующим шагом было изобретение обода для колес.

Дальнейшая история развития колеса связана с Европой и кельтами. В период 1500-1000 гг. до н. э. они начали использовать металл для обода, и затем колеса стали полностью металлическими, как и колесницы. А вот грузовые телеги так и остались деревянными.

Первые колеса — игрушечные

В июле 1880 года археолог Дезире Шарне обнаружил первые колеса доколумбовой Америки. Они были приделаны к маленькой фигурке койота, найденной в гробнице ацтекского ребенка на юге Мехико.

В своей книге «Древние города Нового мира» Шарне высказывает предположение, что игрушку «долгое время хранила мать в память о своем погибшем ребенке».

Этот ребенок жил на несколько тысяч лет позже европейского изобретателя колеса, но до того, как европейцы принесли колесо в Америку. То есть гончары Старого и Нового мира независимо друг от друга изобрели колесо и ось, чтобы сделать игрушку для своих детей.

Следующий этап,

валики стали делать отдельно, которые крепились осью, так появилась первая повозка, которую тянули волы. Именно с этого момента считалось изобретение колеса. Жесткое крепление колес осью позволяло крутиться колесам вместе с ней, это двигало повозку по прямой дороге, но на поворотах являлось сложностью, попросту такое сооружение тяжело повернуть и часто на поворотах повозка просто могла перевернуться.

Прошло немало времени, когда люди научились обрабатывать металл, что привело к использованию металлических изделий в колесном сооружении. Еще одним революционным скачком в развитии колеса стало использование спиц, после того, как научились работать с металлом, деревянные спицы заменили металлическими, а еще немного позже появился обод с металла. Так появилось колесо с металлическим ободом и спицами. Такое колесо вращалось в несколько раз быстрее, предыдущего. Через пару веков колеса стали полностью из металла.

Самым большим изобретением в те времена стало колесо со ступицей, которое насаживалось на неподвижную ось. В таком исполнении, колеса вращались не зависимо друг от друга. Между ними, конечно, происходило трение, и для уменьшения смазывали места трения дегтем или жиром. С такими колесами еще долгое время передвигалась телега уже с запряженными лошадьми. Колесо использовали в повозках, а так же появилось водяное колесо, нашлось применение еще во многих сферах деятельности человека, такие как гончарное дело, строительное и т.д.

Но вернемся к колесу, которое дало развитие транспорта. В середине 18 века, появилось новое исполнение колеса, шина, о создании которой тоже существует своя история. И так шли года, столетия, примитивное бревно дало толчок к появлению транспорта и, усовершенствуясь, пришло в наше время в таком издании, как мы видим уже сегодня. Древнее коло (колесо), которое означает движение, в нашей цивилизации продолжает видоизменяться, и никто не знает, какое оно будет через века.

Появление колесниц

История возникновения колеса свидетельствует о том, что вместе с повозками для перевозки грузов, люди начали делать и средства передвижения для людей. Так появились и первые колесницы, в которых запрягали ослов, буйволов и мулов, т. к. лошади в те времена еще не использовались. Первых лошадей и нужные им породы древние люди научились выводить только во 2 тыс. до н. э. На колесницах передвигались только зажиточные люди и военные.

Чаще всего колесницы использовали во время военных действий. Боевые колесницы были распространены в странах Месопотамии, Египте и других

Об их важном значении в те времена говорит тот факт, что богатых и почитаемых сограждан (чаще всего царей) хоронили вместе с их колесницами

Устройство этих средств передвижения развивалось постепенно. Вначале это были массивные платформы, на которых стояли воины, метающие во врагов дротики, или лучники. Древнеегипетские колесницы уже более легкие и маневренные.

Появление и развитие таких устройств способствовало революционным изменениям в военном деле. Использование такого боевого и быстрого транспорта часто являлось решающим и давало возможность одержать победу над врагами.

Еще одним скачком в революции колеса стало изобретение и использование спиц, вначале деревянных, затем и металлических. Применение спиц позволило сильно облегчить вес самих колес и всей колесницы. Следующим шагом было изобретение обода для колес.

Дальнейшая история развития колеса связана с Европой и кельтами. В период 1500-1000 гг. до н. э. они начали использовать металл для обода, и затем колеса стали полностью металлическими, как и колесницы. А вот грузовые телеги так и остались деревянными.

Изобретение Квеклоса

Ученые уверены, что сконструировать на основе небольшой игрушки полноценную повозку было весьма проблематично. К тому же создание оси и колеса было весьма сложным и трудоемким делом, которое требовало применения точных инструментов – в частности, шила и долота. К тому же повозка не могла быть сделана поэтапно. Это означает, что ее история связана с работой одного человека.

Изобретателя такой конструкции называют Квеклосом. Это слово, по мнению палеонтологов, означало «колесо». Оно стало производным от глаголов «крутить» и «вращать». По сути, создатель конструкции назвал свою работу «вращалище».

Квеклос появился на свет около 5400 лет назад. Благодаря распространению повозки и множеству упоминаний об этой конструкции в летописи такая цифра считается довольно точной. Если дата рождения Квеклоса примерно известна, то место остается спорным моментом. Дело в том, что повозка распространялась настолько стремительно, что сложно определить, где она впервые появилась.

Используемые инструменты

Квеклос был, без сомнения, гением и мастером своего дела. Чтобы изготовить из игрушки полноценную повозку, потребовалось разрешить ряд задач. Многие исследователи уверены, что первые в мире медные инструменты неслучайно появились незадолго до создания первой повозки. Дело в том, что оси и колесо не удалось бы изготовить простыми каменными орудиями.

Недостатки изобретения

По мнению Стивена Фогеля, самое важное в такой конструкции то, насколько хорошо колесо закреплено на оси. Если оно зафиксировано слишком крепко, повозка не сможет перемещаться

При свободной фиксации колесо попросту отвалится. Для крошечной игрушечной модели такие проблемы не характерны.

Также в небольших изделиях не обязательно придерживаться пропорций между диаметром и длиной оси. При этом в полноразмерной повозке чересчур толстая ось создает повышенное трение. Если же она будет очень тонкой, то сломается под тяжестью груза.

Также большое значение имел размер колеса в таком транспорте. При использовании слишком маленьких элементов повозка не смогла бы преодолеть выбоины на дорогах. Слишком большие детали помешали бы ей сдвинуться с места. Но, несмотря на уникальные технологические решения, использованные Квеклосом, его колесо было бесполезным без использования волов.

В природе

Человеческие изобретения часто появляются как имитация природы (например, ранние конструкции самолётов напоминали птиц), но в природе имеется очень мало конструкций, напоминающих колесо. Исследователи связывает это с тем, что:

  • преимущества колеса проявляются только в определённых нечасто встречающихся условиях (для эффективности колеса нужна гладкая твёрдая поверхность);
  • колесо должно свободно вращаться вокруг оси и потому не может быть органом, которому нужны подвод нервов и питательных веществ.

В качестве возможных аналогов колеса Г. Шольц перечисляет:

Примеров пассивного качения в природе гораздо больше. Шольц указывает, в частности, на:

На микроскопическом уровне у бактерий встречается биохимический механизм осевого вращения (жгутик), но бактерии не «катятся» вокруг оси-жгутика в прямом смысле этого глагола, аналогов жгутика в макроскопическом мире нет.

Как ближайший пример (и возможный прототип) колеса, Шольц указывает на жука-навозника, который скатывает экскременты животных в шарик и затем закатывает его в норку. При этом одна пара задних ног придерживает шарик с двух противоположных сторон, образуя аналог оси.

Вывод закона сохранения механической энергии. Энергия замкнутой системы тел

При изучении понятия механической энергии был рассмотрен и закон сохранения энергии, как один из фундаментальных законов физики.

Потенциальная (mgh) и кинетическая (mv2/2) могут менять свои значения, переходя друг в друга. Однако их сумма, то есть полная механическая энергия, остается неизменной. В 9 классе есть возможность теоретически обосновать этот закон на примере падающего шарика.

При переходе из положения 1 в положение 2 работа силы тяжести определяется по формуле

Здесь s – путь, проходимый шариком с высоты h1 на высоту h2.

Падение – движение равноускоренное, при котором пройденный путь можно найти по формуле

Тогда

После математических преобразований 

При сравнении последних двух равенств видно, что левые части представляют одну и ту же работу, значит, равны и правые части:

или

В левой части – сумма потенциальной Еп1и кинетической Ек1энергий шарика в положении 1. В правой части – такая же сумма (Еп2и Ек2) только для положения 2.

Так математически выглядит закон сохранения механической энергии.

Законы сохранения независимо от наших знаний играли и играют в природе и в деятельности человека огромную роль. Некоторые животные и растения не могли бы существовать, например, без сохранения импульсов. Даже бильярдные шары не стали бы отскакивать друг от друга, не будь импульсов и их сохранения. Без этих законов резиновый мяч, брошенный ребенком на пол, не стал бы подпрыгивать вверх, веселя его. Или, более сложно, развитие авиационной науки не продвинулось бы в космос. Как смогла бы полететь современная ракета, если бы в ней не использовались возможности реактивного движения?

Еще много явлений, связанных с энергией и импульсом, в будущем предстоит изучить человеку, чтобы двигать вперед свое развитие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *