Какие автомобили производят в северной корее
Содержание:
- О корейской автомобильной промышленности
- CT&T United
- Воздушные ворота
- Непарадная Корея
- Proto Motors
- Уровень жизни, запреты и прочие неприятности
- 8 Джунма Роскошный Автомобиль — Junma Luxury Car
- 7 Табличка Самджион — Samjiyon Tablet
- Производители автомобилей [ править ]
- Обзор корейских марок машин
- Государственная идеология
- Суверенный интернет и другие ограничения
- АТтракцион под землёй
О корейской автомобильной промышленности
Корейский автопром не имеет такой богатой истории, как немецкая или японская автомобилестроительная отрасль. Однако приобретает свой вес на мировой арене. Корейская автопромышленность занимает 6 место в мире по количеству выпускаемых новых машин.
Корейские марки автомобилей постепенно развиваются, осваивая бюджетный и средний ценовые сегменты и выпуская модели премиум-класса. В первую очередь это касается Hyundai-Kia Automotive Group, образование которой укрепило финансовое положение компаний, позволило обмениваться технологиями и дало толчок к созданию новых моделей.
CT&T United
«CT&T» является крупнейшим в Корее производителем электрических автомобилей. Компания была основана в 2002 году и до сегодняшнего дня представила множество интересных электрических автомашин. Самые известные модели электрокаров это, «eZone» (среднескоростная малолитражка) и «cZone» (низкоскоростной электрический автомобиль). Примечательно, что компания «CT&T United» является единственной на сегодняшнее время компанией, чьи электрические автомобили официально успешно прошли ряд краш-тестов.
Кроме того, компания в настоящий момент строит свою дилерскую сеть на территории США. Дело в том, что компания рассчитывает в ближайшее время открыть завод в Америке по производству электрических автомобилей. Также компания «КТ и Т» рассчитывает в ближайшее время, в Южной Корее выйти на объем производства в 15,000 автомобилей в год.
4. Hyundai Sonata
Яркий и спортивный облик, просторный салон и отличное качество исполнения всегда отличали Sonata на общем фоне. Даже автомобиль первого поколения, который долгое время после снятия с производства в Корее собирался в России, зарекомендовал себя исключительно с лучшей стороны.
Технический уровень корейского автопрома наглядно можно проследить на примере именно этой модели: от поиска собственного стиля и попыток создать отличную агрегатную базу до выпуска машин европейского уровня и ориентирование их оснащения на мультимедийную составляющую.
Вопреки расхожему мнению, мягкая подвеска уверенно противостоит даже сильным ударам. Двигатель прекрасно переваривает среднестатистическое российское топливо и имеет ресурс, превышающий 500 тыс. км. пробега. Качество используемых материалов для отделки салона – вполне соответствует уровню стоимости.
Если рассматривать вторичный рынок, то предпочтение лучше отдать автомобилю корейской или российской сборки, поскольку американские версии в качестве откровенно проигрывают.
Кузов отлично окрашен, а грунтовое покрытие позволяет противостоять атмосферным воздействиям на протяжении многих лет.
Воздушные ворота
Принимать делегации северокорейцам удобно через столичный китайский аэропорт. Стыковые рейсы из Москвы в Пхеньян возможны только в хабе Capital, расположенном на окраине Пекина.
Прямой регулярный рейс Пекин–Пхеньян доставляет немногих пассажиров в столицу КНДР 2–3 раза в неделю. На борту Ту-204 авиакомпании Air Koryo всё имеет строгий красно-белый цвет. Скрашивая гул турбин во время полёта, на пассажиров салона льются корейская опера и проникновенные национальные песни. Из прессы можно провозить и читать журнал «Корея», «Корея сегодня» и несколько газет… например «Пхеньян сегодня».
Аэропорт Пхеньяна Sunan хоть и большой, но пустынный. От места посадки до аэровокзала самолёт рулит по аэродрому около 2 км. Сойдя с трапа, все пассажиры тут же начинают фотографироваться и впадать в умиление при виде вывески «Pyongyang» над зданием аэровокзала. Особо увлекшихся фотографированием уже в здании аэропорта приглашает к себе пограничный контроль и настойчиво (и ведь не откажешь!) просят удалить все фото, которые не предназначены для всеобщего просмотра.
После досмотра и прохода через границу КНДР любопытство толкало к тому, чтобы выйти из здания аэропорта и посмотреть, а есть ли рейсовые автобусы, остановки для пассажиров?
Нет остановок! Нет автобусов! Нет каких-либо намёков на пассажирский рейсовый транспорт, включая такси около аэропорта!
Непарадная Корея
Северные корейцы очень стесняются говорить о недостатках или о том, что у них не получается, стремясь убедить, что это временно и не носит массовый характер. Однако когда оказываешься в незапланированном и неподготовленном месте, то реальные факты свидетельствуют об обратном. В один из дней наш маршрут был внезапно изменён из-за аварии на автобане. После съезда с идеального асфальтового покрытия дорога тут же превратилась в ухабистое грунтовое шоссе, сменившееся на смесь плит и земли. По ней шли и ехали на старых велосипедах сотни (!) людей. Ощущение, что с их внешним видом выходить на автобан, где проезжают автобусы с иностранцами, запрещено. Кто-то спит в траве, другие мирно ведут беседу, сидя на дороге. Кварталы жилых домов имели удручающий вид. Покрытые плесенью и грибком высотки, где местами отсутствовали стёкла. Казалось, что это брошенные дома, превратившиеся из-за отсутствия жителей в такое состояние. Однако, возвращаясь обратно по этой же дороге ночью, мы всюду видели тусклый свет лампочек в окнах. Дворы, газоны вдоль дорог – всё засеяно кукурузой или рисом.
В безупречном состоянии везде, даже в самых отдалённых поселках страны, находятся только портреты и мозаичные панно с изображениями Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, очень почитаемых в стране руководителей КНДР. Улыбающиеся лица вождей освещаются даже ночью, что на фоне совершенно тёмных улиц выглядит фантасмагорично.
Много и других особенностей в КНДР, что делает в общем уникальной всю страну на фоне других государств. Современное летосчисление ведётся здесь со дня рождения Ким Ир Сена, что переносит из 2013-го в 102 год местного календаря. Другая, не менее интересная, особенность заключается в том, что, находясь в Северной Корее, нет времени скучать. Каждый день наполнен мощными эмоциями, что забываешь даже о еде. Тут каждый иностранец находит для себя что-то уникальное и погружается в этот мир по-своему, а покинув КНДР, почему-то хочется туда вернуться вновь.
Proto Motors
Компания «Proto Motors» специализируется на производстве автобусов, электромобилей и спортивных автомобилей. Компания имеет партнерские отношения с «General Motors Daewoo», «Kia Motors» и «Hyundai Motor Company», а также является одним из лучших производителей электроавтомобилей после компании «CT&T United». В настоящее время компания продает электрическую модель «Spirra» (кабриолет).
Для справки: В 2001 году компания выполняла правительственный заказ по проектированию и производству лимузина кабриолета для Южнокорейской Президентской резиденции в Чонхвадэ.
3. Kia Cerato
Автомобиль среднего класса с умеренной ценой и просторным салоном сразу же вызвал интерес у покупателей. Спустя годы, пройдя смену поколений и рестайлинги, модель только укрепилась в рейтинге надёжности. Все владельцы отмечают превосходную коррозионную стойкость кузова и отсутствие следов ржавчины, даже в местах сколов.
Некоторые претензии предъявлялись к новым версиям шестиступенчатой автоматической коробки, но они чаще были неправильной эксплуатацией и агрессивным стилем вождения. А вот у механической коробки проблемы более явные, поскольку уже к 100 000 км пробега требуют замены синхронизаторы, а также фрикционы и выжимной подшипник сцепления.
Мотор довольно привередлив к качеству топлива, поскольку алюминиевый блок цилиндров имеет довольно тонкое упрочняющее покрытие камеры сгорания. Чтобы избежать потенциальных проблем, можно выбрать версию с чугунным двухлитровым мотором, которая и позволяет Cerato считаться одним из самых надёжных автомобилей.
Подвеска проста и неприхотлива, хотя и не любит перегруза, замена пыльников и прочих расходников позволяет дополнительно продлить её ресурс. В целом это типичная городская машина, созданная для размеренной езды и аккуратной эксплуатации.
2. Kia Sportage
Один из первых корейских внедорожников, представленных на российском рынке. И если первое поколение было ориентировано на преодоление серьёзного бездорожья, то со временем автомобиль уверенно перешёл в сегмент SUV.
По результатам длительной проверки на надёжность, Kia Sportage был признан авторитетным немецким журналом Auto Motor und Sport самым надёжным кроссовером. А ведь программа испытаний предполагала эксплуатацию вплоть до достижения 100 000 км пробега, в ходе которой ни одной поломки зафиксировано не было. Бензиновый двигатель прекрасно работает даже на 92-м бензине, дизельный также неплохо противостоит некачественному топливу.
Наиболее слабым элементом машины можно считать подвеску, но её износ донимает скорее посторонними шумами, чем нарушением режима работы.
Лакокрасочное покрытие в целом вполне надёжно, но всё же хуже, чем у лидеров нашего рейтинга.
К основным претензиям покупателей можно отнести повышенный расход топлива и эргономические просчёты салона. Нередки случаи сбоя в электронике, ответственной за работу автоматической трансмиссии. Других слабых мест в автомобиле не выявлено.
Уровень жизни, запреты и прочие неприятности
Национальной валютой является северокорейская вона. По состоянию на 4 июля 2022 года один доллар равнялся 896 вонам, но власти страны устанавливают для туристов более выгодный для себя курс. Например, за $1 путешественнику дадут около 100 вон.
В 2017 году ВВП КНДР составил $17,36 млрд – $685 на душу населения. Рацион 90% жителей страны в основном состоит из риса и овощей, а мясо и рыба появляются на столе северокорейцев только в особых случаях, например, когда отмечают государственный праздник. Уровень жизни большинства ниже среднего. Личный автомобиль в состоянии приобрести видные представители военного руководства, бизнесмены, директора, артисты, политическая элита. Рядовые граждане могут только мечтать о собственной машине.
Северокорейская архитектура / Фото: Pixabay
Средняя зарплата северокорейцев составляет $20–30 (18–27 тыс. вон), а цены на автомобили начинаются от $3–4 тыс. (2,7–3,6 млн вон). Цены в магазинах также вызывают непонимание у туристов. В 2018-м килограмм свинины в КНДР стоил 22,5 тыс. вон, курицы – 17,5 тыс., риса – 6,7 тыс., бутылка водки – 4,9 тыс. Продукты северокорейцы не покупают за деньги, а получают по талонам. С одеждой аналогичная ситуация.
С электричеством в стране сложно, поэтому многие дома увешаны солнечными батареями. Водой из крана пользуются только в определенные утренние и вечерние часы. Но при этом электричество и водопровод доступны далеко не для всех жителей. В столице возводят новостройки, но квартиры долго остаются без хозяев. Большинство граждан живут в трущобах, дома находятся в аварийном состоянии.
В КНДР обширный список запретов, доносы поощряются, поэтому попасть в трудовой лагерь или иное исправительное учреждение проще, чем выехать из страны. По оценке журналистов, на 100 тыс. жителей Северной Кореи приходится 800 заключенных, которые отбывают сроки по разным причинам, в том числе по политическим мотивам.
Пхеньян / Фото: Pixabay
Под статью можно попасть за просмотр фильмов и сериалов, которые запрещены партией. Например, жителям КНДР нельзя смотреть кинокартины южнокорейского, американского, японского производства. Поощряются просмотры северокорейских лент, посвященных партизанам и передовикам труда.
Жителям КНДР запрещено совершать международные звонки, особенно тем абонентам, которые живут в Южной Корее. В 2010-м за это расстреляли работника оборонного предприятия, который разжился нелегальным телефоном и связался с другом.
Под запретом западная музыка. Граждане Северной Кореи довольствуются песнями отечественных исполнителей, которые прославляют республику. О величии страны со стен домов, гостиниц, офисных зданий кричат агитационные плакаты. В 2016-м произошел трагический случай с американцем по имени Отто Уормбир, который сорвал один из плакатов со стены в качестве сувенира, за что получил 15 лет каторги, но в июне 2017-го был передан США. 22-летний студент впал в кому и умер через 5 дней после возвращения на родину.
В КНДР есть строго определенные прически для мужчин и женщин. Ношение запретных стрижек может грозить тюрьмой или общественным наказанием. Поэтому граждане мужского пола довольствуются выбором из 10 причесок, а женщины – из 18.
Туристы могут приехать в Северную Корею, но гражданам запрещено путешествовать. За границу могут выехать привилегированные слои общества и трудовые мигранты. Пхеньян считается для правительства передовым городом, а потому не всем позволено жить в столице.
Северокорейцам запрещено носить джинсы из-за ассоциации с США. Телеканалы, которые разрешено смотреть, определены правительством. Просмотр южнокорейских программ карается смертной казнью.
8 Джунма Роскошный Автомобиль — Junma Luxury Car
Источник фото: Autoweek
Junma — это подделка роскошного автомобиля, построенная совместным предприятием Pyeonghwa Motors. между политически активной южнокорейской церковью и северокорейским государственным бизнесом. Компания Pyeonghwa Motors эксклюзивно владеет правами на производство и продажу автомобилей в Северной Корее и является единственным предприятием, которое, как известно, размещает в стране рекламные щиты.
Junma — это первоклассный автомобиль класса «люкс». »Машина в линейке Pyeonghwa. Этот седан создан на основе южнокорейского автомобиля, который сам является копией Mercedes-Benz E-класса середины 1990-х годов. Несмотря на то, что это самый мощный автомобиль Pyeonghwa, 197-сильный двигатель Junma бледнеет по сравнению с современными спортивными автомобилями. Поскольку среднестатистическому гражданину Северной Кореи запрещено водить автомобиль, Junma, по-видимому, предназначена для высокопоставленных государственных чиновников.
Статистика производства Junma полностью неизвестна, но общее производство автомобилей Pyeonghwa Motors оценивается. около 1000 единиц в год. Как ни странно, компания действительно экспортирует некоторые автомобили во Вьетнам, поэтому, если вы хотите заполучить себе одну из этих «роскошных» поездок, вы можете купить ее там!
7 Табличка Самджион — Samjiyon Tablet
Источник фото: NK News
Samjiyon — северокорейский планшетный компьютер, впервые выпущенный в 2012 году. Планшет работает со стандартной сборкой Android и стоит 200 долларов. Как и в смартфоне Arirang, встроенный браузер позволяет получить доступ только к жестко контролируемой государственной внутренней сети. Устройство не поддерживает Wi-Fi, но в нем есть ТВ-тюнер, настроенный на частоты двух государственных телеканалов Северной Кореи.
Устройство поставляется с удивительным набором приложений. Среди развлечений — копия китайской игры про танки и переведенная игра «Angry Birds Rio». Также в комплект входит приложение для чтения с книгами о Ким Ир Сене, детском этикете и изучении языков. Несмотря на то, что это устройство Android, приложение Google Play Store (вместе со всеми другими приложениями Google) отсутствует, что делает невозможным загрузку любых других приложений. Вы видите то, что получаете с Samjiyon.
Согласно обзору, сделанному туристом, который смог купить одно из устройств в сувенирном магазине Пхеньяна, планшет «на удивление впечатляет». Характеристики устройства сравнимы с другими устройствами 2012 года, и рецензент отметил, что отзывчивость и скорость Samjiyon впечатляют, при этом практически не наблюдается задержек анимации. Есть подозрения, что устройство может быть действительно частично произведено китайской компанией.
Производители автомобилей [ править ]
Сунгринский моторный завод
Основная статья: Моторный завод Сунгри
Грузовик Сунгри-58
Начиная с 1950 годом , Sungri моторный завод в Токчхоне был в Северной Корее первый и крупнейшим автомобильный завод производит городские и внедорожные легковые автомобили; малые, средние и тяжелые грузы, тягачи, строительные и внедорожные грузовики и автобусы под марками Sungri, Jaju и другие. Это был самый производительный завод северокорейской автомобильной промышленности до того, как его обогнала Pyeonghwa Motors . Сообщается, что все модели являются точными копиями или производными иномарок. Транспортные средства, как правило, предназначены для гражданского и коммерческого использования, поскольку правительственные чиновники предпочитают иностранный импорт, а вооруженные силы имеют свои собственные объекты.
Моторный завод Сунгри был основан в ноябре 1950 года как Токчонский моторный завод
(덕천 자동차 공장). Она выпустила свой первый автомобиль, а Sungri-58 грузовик, в 1958 г. В 1975 году завод был переименованSungri моторный завод (sungri значениепобеды на корейском языке ). В 1980 году правительство сообщило, что годовой объем производства составлял 20 000 единиц в год, однако этот показатель был более вероятным между 6000 и 7 000 единиц в год. В 1996 году производство было остановлено из-за экономических трудностей страны, было произведено около 150 единиц.
Pyeonghwa Motors
Основная статья: Pyeonghwa Motors
Pyeonghwa Pronto GS . Пхёнхва-Пасо 990 .
Основанная в 2000 году, Пхёнхва Моторс в Нампхо является автомобилестроением и розничным торговлей совместного предприятия между Южной Кореей Пхёнхвой Моторс (принадлежат ВС Myung Moon «s ) и Северной Корея Ryonbong General Corp . Продукция Pyeonghwa Motors продается под названиями Hwiparam, Bbeokgugi (Peokkugi) и Zunma: маленькие и роскошные автомобили, минивэны , внедорожники и пикапы по лицензии.
Пхёнхва обладает исключительными правами на производство, покупку и продажу подержанных автомобилей в Северной Корее. Однако большинство северокорейцев не имеют возможности владеть автомобилем. По сообщениям, из-за очень небольшого рынка автомобилей в стране объем производства в Пхёнхва очень низок. В 2003 году было произведено всего 314 автомобилей, хотя завод имел мощности для выпуска до 10 000 автомобилей в год. Эрик ван Инген Шенау, автор книги « Автомобили, сделанные в Северной Корее»
, оценил общий объем производства компании в 2005 году не более чем в 400 единиц.
Летом 2006 года северокорейский правительственный журнал Foreign Trade
, рекламирующий северокорейские товары, опубликовал фотографию нового роскошного автомобиля, произведенного в Пхёнхва, Junma , который , по всей видимости, является версией южнокорейского председателя SsangYong с измененным названием . Председатель очень похож на автомобили Mercedes-Benz , которые нравятся правительственным чиновникам Северной Кореи, и действительно основан на старой конструкции Mercedes E-Class . [необходима цитата ]
В 2006 году компания Pyeonghwa достигла соглашения с китайским производителем Brilliance China Auto о сборке своих фургонов Jinbei Haise, основанных на старой версии Toyota Hiace .
В 2009 году Pyeonghwa объявила о прибыли от своих операций в Северной Корее.
Pregio и Pronto также продаются во Вьетнаме компанией Mekong Auto . Оба основаны на автомобилях Hyundai . Mekong Auto продает автомобили Fiat во Вьетнаме с 1995 года, и эти отношения, возможно, привели к тому, что Пхенхва начал собирать Fiat в Северной Корее. [ необходима цитата
Pyongsang Auto Works
С 1968 года , Pyongsang Auto Works в Pyongsang взял на производство Sungri Motor Планта моделей Kaengsaeng и Kaengsaeng NA: модифицированный Sungri-4.10 4×4 автомобиля ( ГАЗ 69 — Jeep комбинация) и модифицированный Sungri-4.25 4×4 пикап. В 1970-х годах он также начал производство легких грузовиков Taebaeksan и Tujaeng.
Автобусный завод Chongjin
С 1974 года Chongjin Bus Works производит троллейбусы Jipsam 74, Chongnyonjunwi и Chongjin, сочлененные троллейбусы Jipsam 86, а также автобусы Pyongyang 9.25 и Jipsam 86 и 88.
Пхеньянский троллейбусный завод
Троллейбус Чоллима-091 на линии С 1961 года Пхеньянский троллейбусный завод выпускает троллейбусы Chollima 1, 2, 9.11, 9.25, 70, 72, 74 и 84, Chongnyon, Chongnyonjunwi, Ikarus 260T , Ikarus IK187 , Chollima 032; сочлененные троллейбусы Chollima 962, 90/903, Ikarus 280T и Sonyon, автобусы Pyongyang 9.25, сочлененные автобусы Kwangboksonyon и мини-автобусы Chollima.
Локомотивный завод Ким Чен Тхэ
Локомотивный завод имени Ким Чен Тэ в Пхеньяне производит модифицированные чешские трамваи Tatra KT4 с 1990-х годов.
Обзор корейских марок машин
Популярными и востребованными корейские марки авто стали благодаря:
- разумному сочетанию цены и качества;
- широкой модельной линейке;
- простоте в техническом обслуживании;
- доступности и адекватной стоимости запасных деталей;
- высокой гарантии качества;
- полноценной комплектации, соответствующей мировым стандартам;
- отличным техническим характеристикам. Машины приспособлены для езды на дорогах плохого качества.
10. SsangYong Actyon
Этот автомобиль — уже давно не новичок на российском рынке, симпатичный кроссовер в стиле Nissan Qashqai отлично вписался в современные реалии. А вот что касается репутации, то здесь не всё так однозначно.
Дело в том, что до появления этой модели продукция компании была представлена многочисленными рамными внедорожниками, зачастую устаревшей конструкции. Такие автомобили собирались в Таганроге на заводе «ТаГаз» и комплектовались агрегатами, собранными в Китае. Именно они и подорвали авторитет марки, которая начинала свою деятельность с производства машин на платформе Mercedes-Benz.
Новой модели пришлось ломать устоявшийся стереотип и доказывать надёжность, что, в целом, её вполне удалось.
К недостаткам можно отнести откровенно дешёвые материалы в отделке, которые после нескольких лет эксплуатации могут стать причиной возникновения посторонних шумов, а также требовательность дизельного двигателя к качеству горючего. Кроме того, довольно быстро изнашиваются тормозные колодки.
Подвеска довольно крепкая и надёжная, а её кинематика рассчитана на эксплуатацию в условиях бездорожья. Амортизаторы, пыльники и стабилизаторы поперечной устойчивости прекрасно справляются с интенсивными нагрузками.
Государственная идеология
Северная Корея – это не только закрытая страна, но и государство, выбравшее особый политический курс. Основой государственного строя КНДР является идеология чучхе, которую разработал первый лидер страны Ким Ир Сен. Она стала альтернативой «импортному марксизму», вобрав в себя основы классического коммунизма, но с национальными особенностями. У руля управления страной находится Трудовая партия Кореи, которая поддерживает и развивает устоявшиеся традиции государственной идеологии.
Правитель Северной Кореи, таким образом, отгородился от сталинизма и маоизма и при этом обосновал личную власть и право преемственности руководящей должности. В основе чучхе лежит несколько постулатов, которые закреплены Конституцией КНДР:
- лидер стоит во главе государства и направляет массы в сторону благополучия и процветания, все придерживаются строгой иерархии;
- главенство коллективизма над индивидуализмом;
- выбор в пользу изоляционизма, борьба с глобализмом;
- приоритет в решении проблем всего народа, а не отдельных групп общества;
- армия занимает главенствующую роль в построении политического курса.
Власть КНДР уверена, что страна должна быть своеобразной крепостью, которая недосягаема для влияния извне и готова к вызовам, которые бросают враги. Поэтому многие сферы жизни государства руководство Северной Кореи предпочитает держать в секрете.
В армии солдатам прививают любовь к родине, внушают готовность без раздумий отдать жизнь за командира и вождя. Установки беззаветной преданности государственной идеологии культивируют с детства, закрепляют пропагандой с помощью СМИ.
В день празднования образования Трудовой партии в Пхеньяне проводят масштабный парад с участием военных. В ходе мероприятия перед народом выступает третий лидер КНДР, сын Ким Чен Ира, Ким Чен Ын. Публика реагирует на главу государства как на рок-звезду или святого, приветствует неистовыми овациями.
Памятник Ким Ир Сену и Ким Чен Иру в Пхеньяне / Фото: Pixabay
Такое отношение было и к отцу третьего правителя, и к его деду – Ким Ир Сену. Но «было» в данном случае условно, потому что для северокорейцев прежние лидеры умерли только в физическом плане. Жители страны называют Ир Сена бессмертным президентом, а Чен Ира – бессмертным главой Трудовой партии. Северокорейцы верят, что почившие главы государства продолжают направлять преемника на пути чучхе.
Суверенный интернет и другие ограничения
«Кванмён» – название интранета в Северной Корее. Интранет представляет собой «интернет в миниатюре» и чаще всего является внутренней частной сетью, которая принадлежит организации или государственному ведомству.
Информация, которую северокорейцы получают от «Кванмёна», фильтрована и сильно ограничена, обильно сдобрена политической и экономической пропагандой. Доступ к обычному интернету имеют дипломатические миссии, иностранные организации и информационные центры. Последние занимаются тем, что переносят из мировой паутины в локальную северокорейскую сеть информацию, которая одобрена партией и считается полезной для граждан КНДР.
Кроме того, информационные центры обрабатывают заявки на запросы в Google. Специально обученные люди помогают рядовым гражданам получать интересующую информацию из мировой сети. Например, северокорейские пользователи не могут самостоятельно задать запрос: «как быстро сбросить вес», «как познакомиться с девушкой» и другие.
«Кванмён» обеспечивает жителей КНДР информацией о политических и экономических победах страны. Публикуются новости о науке и технологиях. Просмотр контента для взрослых запрещен. В северокорейском интранете таких материалов нет, а использование дисков, флеш-карт и других носителей с эротическим контентом карается смертной казнью.
Есть социальная сеть – северокорейская версия известных западных платформ, но с более глубокой модерацией и отсутствием личного общения. Пользователям доступна электронная почта, но письма и вложения просматривают специально обученные люди.
Компьютеры в КНДР работают на операционной системе, которая создана на основе Linux. Северокорейские программисты делали ОС так, чтобы уполномоченные лица могли фиксировать действия пользователей в интернете. Кроме того, домой к гражданам могут прийти с проверкой компьютера. Следят, чтобы человек пользовался только разрешенными программами и не хранил запрещенный контент на устройстве.
АТтракцион под землёй
В последнее время распространилось заблуждение, что метрополитен Пхеньяна – это не постоянно действующий вид городского транспорта, а аттракцион, который показывают туристам. Подоплёка слухов возникла неспроста: во-первых, невозможность осмотра всех станций, кроме двух центральных, расположенных в районе вокзала и площади Ким Ир Сена. Во-вторых, в Пхеньяне большинству туристов нельзя свободно передвигаться по улицам и пользоваться транспортом, а проезд на предоставленном туристском микроавтобусе происходит только по маршрутам, где отсутствуют станции метрополитена.
В Пхеньяне есть две полноценные линии и столько же депо для их обслуживания, которыми пользуются жители города с 1973 г. В настоящее время действует 16 станций. В центре столицы станции имеют помпезные фасады. На окраине же они скромные, и обычно попасть в вестибюль можно через подземный переход.
Оказавшись в пхеньянской подземке, естественным желанием было приобрести проездной билет. Это вызвало замешательство у кассира – иностранцы в КНДР ездят бесплатно!
Процесс покупки чего-либо в КНДР имеет свою национальную особенность. Магазины для иностранцев, расположенные в гостиницах и около музеев, не привлекают ассортиментом, чего нельзя сказать о государственных универмагах. Один из таких расположен в центре Пхеньяна. Интуристов там не встретишь, так как вся его продукция произведена силами местной промышленности, но приобретать это и вывозить за границу нежелательно. Но нам удалось попасть внутрь магазина!
Несмотря на ограниченный ассортимент, в отделе технической игрушки в разных местах были выставлены однотипные санитарные минивэны, одинаковые самосвалы, грузовики-близнецы размером с обувную коробку и танки. Общая деталь для всех товаров, предназначенных для детей, – военная направленность. Все машины снабжены миниатюрными ракетами, пушками, лазерными истреблялками, а куклы наряжены в солдат. Закрома милитариста!
Смущённые покупатели с удивлением разглядывали нас, как заморскую невидаль, а продавщицы даже прекратили обслуживание и отпуск товара. Пребывание длилось не более 10 минут. По настоятельной просьбе администрации универмага наш визит был завершён едва начавшись.