Зимнее обмундирование: устанавливаем цепи противоскольжения на колеса автомобиля
Содержание:
- Как одевать цепи на колеса?
- Как самостоятельно сделать цепи на колеса
- Цепи противоскольжения. Назначение, достоинства и недостатки
- Изготовление цепей на колеса
- Использование цепей и их альтернатива
- Какие виды цепей подразделяют по изготавливаемому материалу
- Особенности эксплуатации автомобиля с цепями противоскольжения на колесах
- Браслеты и цепи – основные отличия в установке
- Тем, кто хочет сделать браслеты сам
- Лучшие цепи противоскольжения отечественного производства
- Разновидности устройств
- Преимущества цепей противоскольжения на колеса
Как одевать цепи на колеса?
Монтировать на колеса нужно заранее, до выезда на проблемный участок. Если же машина уже завязла в грязи или сугробе, надеть их на колеса проблематично.
Чтобы одеть цепи на колеса нужно:
- Перед колесами ведущей оси на землю укладываем цепи продольно движению и расправляем. Фиксирующие элементы (крюки, замки, карабины и т. д.) должны смотреть в сторону движения.
- Наезжаем колесами на цепи так, чтобы впереди колеса оставалось 20-30 см изделия.
- Накидываем на колесо часть, расположенную за колесом.
- Соединяем фиксирующим элементом сначала внутреннюю продольную ветку, и только затем – внешнюю.
- Если имеется механизм натяжения цепи – используем его.
- Проезжаем на авто 20-30 метров, чтобы изделие нормально село на колесо и расправилось.
Видео: Как надеть цепь на колесо не наезжая и без домкрата
И только после этого пробуем преодолевать бездорожье. При этом делать это нужно на низкой передаче и с повышенными оборотами двигателя, чтобы колеса могли «выгребать» из-под себя. В городских же условиях на цепях передвигаемся в обычном режиме, но перед этим лучше сделать тестовый заезд, чтобы определить поведение авто, причем сделать это следует на дороге с разными условиями – снег, лед. И главное – нельзя превышать скоростной режим, иначе потеряете управление или разорвёте цепь.
Как самостоятельно сделать цепи на колеса
Выбор цепей противоскольжения сейчас на рынке очень большой, но приобретать их не обязательно, поскольку они не сложные в изготовлении и сделать вполне можно и самому. Но в домашних условиях изготавливаем только жесткую цепь.
В первую очередь определимся с геометрией рисунка. Самым простым будет «лесенка», но при желании можно сделать и «ромб», хотя он и сложнее в изготовлении. Из материалов потребуется:
- металлическая цепь, звенья которой соединяются при помощи сварки. При этом сразу же определяемся с размерами звеньев;
- крепление;
- натяжное устройство.
Видео: Делаем ЦЕПИ на колёса
Что касается инструментов, то понадобиться:
- угловая шлиф. машинка с отрезным кругом («болгарка»);
- сварочный аппарат;
- измерительный инструмент;
- тиски.
Имея это, приступаем к работам:
- Делаем замеры. В первую очередь следует по колесу отмерить продольные ветки, обе они должны быть одной длины.
- Отрезаем «болгаркой» требуемые участки.
- Замеряем длину поперечных элементов и нарезаем их в нужном количестве (чем больше поперечин, тем лучше).
- В концевых звеньях поперечных веток в месте сварного шва делаем разрез и немного разгибаем. Делаем так со всеми подготовленными элементами.
- Укладываем на землю продольные ветки и разрезами звеньев поперечин зацепляемся к ним. Следим, чтобы поперечины располагались перпендикулярно основам и на одном расстоянии друг от друга.
- При помощи сварочного аппарата завариваем проделанные прорези.
- На передние концы продольных веток таким же образом крепим крюки или карабины.
- При надобности на ту ветку, которая будет располагаться с внутренней стороны, устанавливаем натяжное устройство.
- Изготовленное изделие устанавливаем на колесо и проверяем, как она садится (при надобности наращиваем или укорачиваем продольные ветки).
Можно при сборке использовать и болтовые соединения поперечин с продольными ветками, но сварной шов надёжнее.
Цепи противоскольжения. Назначение, достоинства и недостатки
Чтобы повысить внедорожные качества автомобиля, используются цепи противоскольжения или антипробуксовочные цепи. Задача этих аксессуаров – повысить проходимость авто. Они играют роль универсальных грунтозацепов.
После их установки водитель получает:
- хорошие показатели проходимости по заснеженной дороге;
- возможность преодолевать подъемы и спуски с меньшей вероятностью потери управления;
- улучшенная управляемость авто на обледенелом покрытии;
- повышенные гребные свойства при преодолении грязи.
Благодаря противобуксовочным цепям на колесах авто преодолевает серьезное бездорожье. Но отметим, что проходимость при этом зависит от клиренса.
Недостатки цепей противоскольжения:
- Повышение нагрузки на рулевой механизм, элементы трансмиссии.
- Невозможность быстрого перемещения (не удастся ехать на скорости свыше 40 км/ч).
- Интенсивный износ шин.
- Сильный шумовой эффект.
Цепи для легкового автомобиля помогут в бездорожье или снежный занос, но длительная эксплуатация не рекомендуется.
Изготовление цепей на колеса
Не обязательно тратить деньги на покупку грунтозацепов, ведь сделать их можно и самостоятельно, а по качеству самодельные цепи ничуть не уступают магазинным. Нужно только подготовить все необходимое для работы, а далее – дело техники.
Цепи на колеса своими руками
Инструменты и материалы
Для изготовления цепи противоскольжения нужно позаботиться о следующих инструментах:
- набор гаечных ключей;
- молоток;
- рулетка;
- пила по металлу;
- тиски для фиксации элементов.
Инструменты для изготовления грунтозацепов
Качественные грунтозацепы не получить без материалов. Итак, для работы понадобится следующее:
- металлические крючки;
- набор гаек, шайб и болтов;
- специальный прибор для натяжения;
- карабины с резьбой;
- прочная стальная цепь (примерно 5 мм толщиной).
Материалы для изготовления грунтозацепов
Пошаговая инструкция
Все необходимое для работы под рукой? Отлично, теперь можно приступать непосредственно к изготовлению грунтозацепов. Ниже приведена пошаговая инструкция, соблюдение которой позволит облегчить процесс.
Шаг 1. Подготовьте материалы для работы и снимите колеса.
Материалы для изготовления цепей противоскольжения
Шаг 2. Нарежьте цепь равными отрезками (30-35 см). Для этого лучше использовать болгарку.
Нарезка отрезков цепи
Шаг 3. Должно получиться от 24 до 30 отрезка цепи – по 12-15 на каждое колесо.
Ровные отрезки цепи
Шаг 4. Отрежьте кусок троса длиной примерно равной окружности шины, но с небольшим запасом.
Вырезание троса для будущего грунтозацепа
Шаг 5. Проденьте трос через крайние звенья отрезков цепи. Чтобы трос не распустился, его концы можно обмотать изолентой.
Продевание троса через звенья цепи
Шаг 6. В итоге у вас должна получиться такая конструкция.
Все отрезки цепи на месте
Шаг 7. Аккуратно уложите то, что получилось, на колесо, а концы троса соедините при помощи зажима.
Соединение концов троса зажимом
Шаг 8. Распределите отрезки равномерно по окружности колеса.
Равномерное распределение цепи по колесу
Шаг 9. Внутренняя сторона готова. Теперь можно приступать к внешней части.
Внутренняя сторона грунтозацепа
Шаг 10. Внешняя часть делается также, но только трос необходимо разрезать на две части, чтобы закрепить стягивающие элементы.
Разрезание троса на две части
Шаг 11. Установите стягивающие элементы.
Установка стягивающих элементов
Шаг 12. После сборки все будет выглядеть примерно так. Затем повторите все действия для другого колеса.
Цепь противоскольжения готова
Использование цепей и их альтернатива
Обычно цепи противоскольжения нужно надевать вручную, но на рынке можно встретить изделия с возможностью автоматического натяжения. Существуют также специальные аксессуары для одевания цепей. Современные грузовые машины оснащаются специальной системой, которая позволяет легко натянуть защиту на колеса.
Как еще можно улучшить сцепление с дорогой и повысить управляемость автомобиля? Один из недорогих вариантов – использование резиновой сетки для колес. Такая конструкция за счет наличия шипов и своей эластичности обеспечивает хорошее сцепление с дорогой и повышает проходимость автомобиля.
Еще один вид дополнительной защиты – это браслеты. Они представляют собой часть цепи, которая крепится в определенное место на колесе и закрепляется специальными креплениями. Их легко надеть и снять, но они менее эффективны.
Какие виды цепей подразделяют по изготавливаемому материалу
Как и любой другой предмет, цепи противоскольжения для легковых автомобилей имеют видовое разнообразие и классификацию. Как правило, эта классификация проводится, исходят из материалов. Так, отличают следующие виды цепей противоскольжения.
Мягкие цепи
Мягкие цепи имеют достаточно широкое распространение на рынке, основными поперечинами в них выступают «грунтоцепы», выполненные из резинового материала.
Основное преимущество таких цепей заключается в пониженной износоустойчивости. То есть такие материалы прослужат очень долгое время, хотя на первый взгляд они кажутся очень непрочными.
- Кроме того, они устойчивы к различным химикатам;
- Обладают высокой устойчивостью и стойкостью к разрывам;
Жёсткие цепи
Жёсткие цепи ещё называют металлическими. Помимо высокой надёжности и длительного срока эксплуатации они имеют достаточно демократичную цену.
Браслеты противоскольжения
Ещё один вид в области цепей противоскольжения — это браслеты. Ряд экспертов утверждает, что браслеты — это последний вариант, который стоит выбирать между разновидностями противоскользящих и буксирных устройств на колёса.
Ведь именно браслеты имеют низкую проходимость и управляемость. А по сравнению с цепями, у браслетов очень маленький срок эксплуатации и низкое качество самих изделий.
Особенности эксплуатации автомобиля с цепями противоскольжения на колесах
Если на автомобиле установлены устройства противоскольжения, его передвижение на больших скоростях является недопустимым. В руководстве по использованию таких приспособлений указывается максимальная скорость в пределах 30–50 км/ч.
При ее превышении водителя ждут серьезные последствия, в том числе авария. Так, может лопнуть шина либо порванный замок зацепится за элементы подвески, вызвав, как минимум, серьезную поломку.
Не допускается длительная эксплуатация оснащенного таким образом автомобиля на сухих дорогах. Некоторые компании-производители в принципе запрещают выезд машины с цепями на колесах на асфальт. Дело в том, что на сухих дорогах такая оснастка значительно увеличивает длину тормозного пути.
Если на колеса надето подобное устройство, стоит отказаться от резкого повышения и понижения скорости, любые действия должны быть как можно более мягкими. Благодаря подобной тактике вы сможете уберечь шины и подвеску автомобиля.
Повторим, что приспособления противоскольжения производят под конкретные размеры колес, поэтому запрещена их установка на колеса нештатного размера. Процесс монтажа имеет свои нюансы, поэтому прежде чем приступать к нему, стоит ознакомиться с руководством по эксплуатации. Так, обычно производители советуют не затягивать слишком туго данное приспособление и периодически останавливаться, чтобы проверить его фиксацию.
Встречаются устройства, оснащенные механической и автоматической системой натяжения, вторые также известны как самозатягивающиеся. Обязательно уточните у продавца, какая модель перед вами. Дело в том, что фиксацию устройства без механизма автонатяжения необходимо время от времени проверять, и если есть такая необходимость, то подтягивать цепи.
Напомним, что нельзя устанавливать подобные устройства на неприводные колеса, поскольку это снижает проходимость и управляемость автомобиля.
Владельцы внедорожников, имеющие опыт езды в экстремальных условиях, рекомендуют в особенно непростых ситуациях опускать давления в шинах до 1 Атм. Так улучшаются сцепные свойства, но при этом снижается износоустойчивость комплекта.
Если на вашем авто установлена низкопрофильная резина, будьте особенно осторожны, ведь устройство противоскольжения может повредить шину и диск.
Производители советуют отключать антипробуксовочную систему (ABS) автомобиля при подобной оснастке, чтобы установленные приспособления имели возможность эффективнее работать и самоочищаться.
Браслеты и цепи – основные отличия в установке
Существует расхожее мнение, что для монтажа цепей необходимо в обязательном порядке использовать домкрат. Данное утверждение верно отчасти в том случае, если половина колеса уже засела в земле. А в обычной ситуации вся процедура не займет и пяти минут, да и не потребует специальных инструментов. Но все же, браслеты более легки при надевании, поэтому большинство профессиональных водителей отдают предпочтение именно им. Однако, установить по 5 браслетов для одного колеса займет больше времени, нежели процесс установки цепей.
Цеповое противоскользящее средство устанавливается только на ведущую ось, но это правило не касается езды по горной местности тогда требуется оборудовать все четыре колеса, дабы избежать заноса. Такое обстоятельство особенно актуально для переднеприводных авто, во время съезда с крутой горы.
Браслеты и их назначение
Устройства противоскольжения браслетного типа конструктивно представляют собой взаимосвязанное сочетание нескольких элементов:
- Самозатягивающийся замок;
- Ремень;
- Цепь.
В отличие от цепей, браслеты можно устанавливать в любое время, а не заранее. Их можно даже закреплять, когда машина уже застряла или находится в труднопроходимой местности.
Подобные устройства позволят без проблем проезжать по заснеженным трассам, попутно избегая пробуксовки, а также надежно обеспечат дополнительную безопасность, благодаря более плотному сцеплению с поверхностью. Зачастую, браслеты приобретаются теми водителями, которые готовятся к езде по горной местности, где ожидаются сильные заморозки или обильные снегопады. Главным плюсом использования браслетов является то, что смонтировать их на колесо способен каждый – никаких особых познаний и опыта в этом деле не нужно.
Конструктивные особенности браслетов
По сути, они являются универсальным решением, вне зависимости от того, какого размера колеса подлежат оснащению ими. Это могут быть размеры от 13-го и до 16-го и даже больше. Таким образом, и большие, и маленькие покрышки одинаковы пригодны для их использования. Тем более, что не обязательно детально разбираться по маркировкам шин при правильном выборе браслетов.
Сами эти приспособления сравнительно недавно появились на территории России, но на сегодняшний день они чаще всего применяются в средней и северной полосе России. А вот нечасто они встречаются только в южных регионах страны, где зимы отличается особой умеренностью, и, соответственно, нужда в них, как таковая, отсутствует.
Сами по себе они состоят из отрезков цепи, которые закрепляются посредством ремня из синтетики. Подобное крепление позволяет надежно удерживать противобуксовые элементы на шасси. Браслет накладывается поверх колеса, а конец ремня проводится сквозь отверстие на диске. С противоположной стороны ремень затягивается и прочно фиксируется. Таким способом ремень/браслет плотно устанавливается на шину и создает повышенное сцепление с грунтом. Их высоты становится достаточно, чтобы соприкасаться с твердой площадью, при этом образуется надлежащее трение, которое придает автомобилю необходимый толчок.
Тем, кто хочет сделать браслеты сам
Для того чтобы сделать браслеты противоскольжения своими руками, нужно запастись некоторыми материалами. На один браслет вам понадобится:
- Два отрезка цепи длиною сантиметров на пять больше ширины протектора колеса. Цепь должна быть такая, чтобы в крайнее звено отрезка входил винт М8. Стыки ее звеньев обязательно должны быть проварены или пропаяны медью, иначе они могут быть разорваны при работе. Чем крупнее будут звенья цепи, тем лучшие из нее получатся грунтозацепы. Но перед тем как выбирать цепь, измерьте самое узкое место между покрышкой и колесной аркой. Цепь, надетая на протектор шины должна проходить это место, не доставая до арки с хорошим запасом. Так как в случае его отсутствия, стоит под нее набиться грязи, и она станет задевать за кузов. Гайка самоконтрящаяся
- Два болта М8×
- Две стальных трубки с внутренним диаметром 8,5 мм длиною около 4 см. Или восемь обычных гаек М8. Возьмите то, что вам проще найти.
- Две самоконтрящиеся гайки М8.
- Четыре широких шайбы с диаметром отверстия 8 мм.
- Одна стропа или ремень с металлической пряжкой.
- Одна стропа или ремень без пряжки.
- Толстые капроновые нитки.
Ремни для стяжки грузов
Из инструмента понадобится: два рожковых ключа по размеру гаек и головок болтов, шило и иголка. Чтобы узнать ширину протектора, необязательно ее измерять. Этот размер присутствует в обозначении, нанесенном на боковине шины. Это обозначение выглядит так: XXX/70 R 14 три первые цифры и есть ширина протектора в миллиметрах.
Цепь можно купить в магазине «профкрепеж» или в обычном хозяйственном отделе. Стропу с пряжками ищите в магазине альпинистского снаряжения. Как только материалы и инструмент собраны, можно начинать изготовление.
Возьмите один из болтов наденьте на него шайбу, а вслед за ней крайнее звено одного отрезка цепи. Теперь наденьте еще шайбу и трубку. Если трубки нет, наверните 4 обычные гайки и протяните конструкцию. Наденьте еще шайбу и крайнее звено другого отрезка цепи. Звено закройте шайбой, наверните самоконтрящуюся гайку и затяните ее. Аналогично скрепите между собой два других края этих отрезков цепи. После того как края отрезков соединены. Обогните свободный конец ремня или стропы с пряжкой вокруг одного из болтов, потяните его в сторону пряжки и часто прошейте капроновой ниткой с помощью шила и иголки. Длину конца с пряжкой нужно делать около 10 см. Таким же способом прикрепите к другому болту ремень или стропу без пряжки. Длину этого конца для удобства крепления оставьте побольше, в случае необходимости укоротить его можно будет позже.
Полезные мелочи
- Для удобства протягивания через отверстия в диске ремня без пряжки сделайте крючок из стальной проволоки диаметром около 3 мм длина его должна быть около 30 см.
- Хорошей сумочкой для одного браслета послужит старая верхонка.
- Надевать браслеты противоскольжения следует только на ведущие колеса. Надевание их на колеса без привода увеличивает их сопротивление качению и ухудшает проходимость. Чем больше браслетов надето на ведущие колеса, тем меньше нагрузка на каждую цепь, а значит, меньше вероятность пробуксовок и выкапывания ям. Но это не значит, что их нужно надеть столько, сколько поместится на колесе, ищите оптимальное количество. Их число находится в прямой зависимости от диаметра колес.
- Если вы застряли в снегу, и у вас еще нет браслетов противоскольжения. Но в багажники есть довольно толстый буксировочный трос, попробуйте использовать его для улучшения проходимости вашего авто. Для этого просуньте его снаружи в отверстие колесного диска вытяните с другой стороны протяните через протектор, сделайте так несколько раз и чем ни будь, зафиксируйте концы троса. Только проконтролируйте, чтобы он ни за что не цеплялся.
- Преодолев трудный участок пути, не забывайте снимать любые браслеты противоскольжения, так как все они не предназначены для длительного использования.
Лучшие цепи противоскольжения отечественного производства
Среди российских цепей противоскольжения есть немало достойных экземпляров, которые соответствуют параметру цена-качество.
Мы выбрали несколько лучших по нашему мнению цепей, которые решат проблему с зимней эксплуатацией автомобиля и помогут в трудных ситуациях.
Промстроп «Медведь 76»
Надежные цепи для легковых автомобилей, предназначенные для увеличения сцепления автомобиля с дорогой в неподходящих для езды условиях. С помощью них можно увеличить безопасность езды за счёт уменьшения тормозного пути и повышения управляемости автомобилем.
Цепи Медведь 76 являются сегментными и состоят из трех одинаковых сегментов для колеса. К каждому сегменту крепятся две группы цепей, сделанных в форме «лесенки». Полностью состоят из металла.
В качестве крепежного механизма используется металлический вал, который просовывается в диск автомобиля и зажимается гайками с обеих сторон.
Плюсы цепей противоскольжения:
- Хорошая управляемость.
- Надежное крепление и большой срок эксплуатации.
- Не высокая цена.
Минусы цепей противоскольжения:
- Большой вес из-за материала изготовления и неудобные крепления.
- Кроме того, форма построения цепей в виде «лесенки» работает хуже, чем иные способы.
Лесенка LT
Цепи противоскольжения лесенка LT предназначены для легковых автомобилей неполно приводного типа. С помощью них можно преодолевать заснеженные и обледеневшие грунтовки и асфальт. Подойдут как для зимы, так и для весны или осени, когда местность становится заболоченной.
Изготовлены из металла, но не обладают антикоррозийным покрытием. При использовании по назначению производитель дает гарантию службы 10 лет. Ширина звеньев 5 миллиметров. Цепь сделана в форме лесенки.
Плюсы цепей противоскольжения:
- Один из самых дешевых комплектов на рынке с учетом качества.
- Быстро снимаются и одеваются.
Минусы цепей противоскольжения:
- Металл ржавеет и изнашивается.
- Вес, неудобно устанавливается на колеса с изменяемым углом поворота.
Сорокин R13 28.4
Один из лучших комплектов цепей противоскольжения. Изготавливается из закаленных металлических сплавов. За счёт удобного типа крепления цепь устанавливается в условиях ограниченного пространства, при этом для этого не нужно двигать автомобиль.
Использование нескольких дополнительных тросов крепления увеличивает надежность.
Сорокин можно использовать на колесах разного размера. Общий вес конструкции составляет 4 килограмма. Кроме того, цепь является более универсальной и подходит как для легковых автомобилей, так и для более тяжелых машин.
Плюсы цепей противоскольжения:
- Качественный металл.
- Удобное и надежное крепление.
- Универсальный размер.
- Небольшая цена.
Минусы цепей противоскольжения:
- Скорость езды все еще ограничена 40-50 километрами в час.
Разновидности устройств
По своему типу устройства противоскольжения подразделяются на:
- цепи;
- браслеты.
Видеролик о повышении проходимости внедорожника с браслетами противоскольжения
Исходя из названия, противобуксовочное устройство может быть представлено либо единой цепью на все колесо, либо раздельными браслетами, количество которых на одно ведущее колесо может варьироваться от 1-го до 5-ти.
Изготавливают устройства противоскольжения из:
- мелкозернистой легированной стали;
- высокопрочного пластика и полиуретана;
- армированных резиновых волокон.
Жесткие цепи предназначены для максимально неблагоприятных условий, мягкие — для постоянно меняющихся дорожных условий, без ограничений скорости движения.
Рекомендации производителей регламентируют использование мелких цепей для колес радиусом 14-15, крупных — для R16.
Рисунок цепей может представлять собой:
- лесенку;
- соты;
- ромб.
Использование «лесенки» целесообразно при поездках по глубокому снегу. «Соты» или «ромбы» более эффективны при движении по гололеду, они меньше подвержены заносам.
Преимущества цепей противоскольжения на колеса
Специалисты неоднократно проводили испытания эксплуатационной эффективности цепей, приведем некоторые результаты одного из них. Отметим, что работу устройств противоскольжения проверяли на укатанном снеге, далее вы сможете ознакомиться с величинами тяговой способности автомобиля с обычными колесами и с приспособлениями разной толщины:
Без цепи |
5 мм |
6 мм |
6×8 мм |
|
4×2 |
340 кг |
900 кг |
1150 кг |
— |
— |
— |
— |
— |
1400 кг |
Как вы видите по таблице, за счет цепей удается повысить проходимость автомобиля в 3-4 раза. По мнению опытных автомобилистов, при помощи устройств противоскольжения «Жигули» становятся похожи по своим внедорожным свойствам на «Ниву», тогда как «Нива» оказывается сопоставима с УАЗом. А сам УАЗ по проходимости не уступает трактору.
Таковы результаты испытания, приведенные в одном из известных российских автомобильных журналов:
Без цепи |
Цепь 5 мм |
|||
Лед |
Снег |
Лед |
Снег |
|
Летние шины |
43,5 |
32,3 |
21,9 |
11,8 |
Шипованные шины |
23,5 |
17,0 |
7,4 |
5,6 |
Ремни |
27,3 |
25,2 |
10,9 |
8,8 |
Цепи |
23,6 |
21,4 |
5,4 |
5,2 |
Летние шины при помощи устройств противоскольжения приближаются по своей проходимости к зимней шипованной резине, уступая ей в торможении по рыхлому снегу, но превосходя в разгоне по льду. За счет ремней из полиуретана, к сожалению, не удается добиться таких высоких результатов. Кроме того, их надежность оставляет желать лучшего.