Компьютерная диагностика автомобиля: когда нужна, как проводится

Содержание:

2. Бизнес-план для выездной диагностики автомобиля

Особого бизнес-плана тут не требуется, а весь бизнес-процесс устроен следующим образом:

  1. Покупка автосканера.
  2. Размещение объявления на Авито со следующим содержанием:
    «Выездная диагностика авто всего за 350 рублей.  Вам никуда не нужно приезжать, проведем диагностику прямо около вашего дома.»
  3. Приём заявок: куда, во сколько нужно прибыть.
  4. Непосредственно диагностика автомобиля. Сам процесс очень прост и занимает 10-15 минут. Подключаем сканер в разъём OBD2 (обычно он находится в бардачке автомобиля или снизу от руля). Заходим через предварительно установленную на планшете или смартфоне программу и приложение автоматически свяжется со сканером. Остаётся выбрать марку, провести сканирование (буквально в два клика) и рассказать заказчику о выявленных неисправностях.
  5. Получение с заказчика денег за диагностику, а если есть возможность, за отдельную плату можно устранить выявленную неисправность, погасить «chek».
  6. Выезд на следующий заказ. В день, легко можно зарабатывать 1500-2000 рублей.

Как видите, всё очень просто и понятно, такую работу сможет выполнить каждый.

Оборудование для диагностики

Существует три типа диагностических приборов: газоанализаторы, мотортестеры и сканеры.

Сканер

Первый прибор – это сканер. Он подключается к автомобилю, к диагностическому разъёму. Сканер – это прибор, который позволяет общаться с блоком управления двигателем. Собственно говоря, он и задуман для работы с блоком управления.

Та информация, которую мы видим на сканере — это информация из блока управления. Если на сканере написано «угол опережения зажигания — 15 градусов», означает ли это, что он реально там 15 градусов? Конечно же нет. Да, он может быть и 15. Но, 15 – это считает блок управления, так он задал угол и выдает 15 градусов.

Мотортестер

Данный прибор – это глаза диагноста. Мотортестер – это измерительный прибор, который можно сравнить по работе с мультиметром. Это такой мощный прибор, заточенный под диагностику двигателей, под измерение высокого напряжения, давлений, токов. Причем, больших токов, всевозможных напряжений, для съема осцилограмм, для их запоминания. То есть это измерительный прибор, в отличие от сканера. Сканер ничего сам не измеряет, сканер отображает то, что видит блок управления.

В сканере мы можем увидеть 15 градусов, подключаем мотортестер, смотрим, а там 5 или 0, или даже минус.

Газоанализатор

То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.

То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.

Дополнительное оборудование

Даже основными диагностическими приборами нельзя полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.

Топливные монометры

В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей. Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.

Пример из практики автосервиса «Желтый бокс»

Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).

Тестер утечек

Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе. Какие места утечек могут быть: Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда. Регуляторы холостого хода.

Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.

Стетоскоп технический

Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.

Эндоскоп

Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет? Как это увидеть, не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.

Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру. Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой. Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась. И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.

Когда и как часто нужно проходить диагностику?

Исправный автомобиль рекомендуется проверять раз в год. Профилактические осмотры помогут выявить дефекты, никак себя не проявляющие и предотвратить серьезные поломки, а также снизить вероятность аварийной ситуации.

Тревожные симптомы, свидетельствующие о поломке, требующие незамедлительного проведения процедуры, могут иметь разный характер. Наиболее распространенные:

  • Сигнализирует о нарушении двигателя повышенный расход топлива, повышение или понижение оборотов на холостом ходу, неустойчивая работа мотора. Также должны насторожить увеличение времени прогрева, потеря мощности, посторонние звуки при работе мотора.
  • Срочная диагностика подвески необходима при появлении гула, стука, других шумов при поворотах, на неровностях. Также диагностирование требуется при неравномерном износе резины, увеличении хода рулевого колеса, несвоевременном срабатывании системы АВС.
  • АКПП заявляет о неисправности посредством рывков, шумов при переключении, невозможности переключения. Симптомом сбоя также служит повышение расхода топлива и масла.
  • Появление сигнала «Check» на панели приборов.

Кроме того, проходить процедуру следует перед поездкой на большие расстояния. Такая проверка поможет вовремя определить назревающие проблемы, провести необходимый ремонт и избежать поломок в пути.

Также процедуру проводят перед приобретением подержанного авто. Многие недочеты трудно или невозможно заметить при осмотре, услуга поможет достоверно определить неполадки, как имеющиеся, так и назревающие. Опытный мастер расскажет обо всех минусах автомобиля, а вы сможете избежать покупки «кота в мешке».

Оплата труда

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьерный рост зависит от профессионализма и стажа работы сотрудника в компании. Для достижения высокой квалификации в области диагностики систем автомобиля требуется не менее трех лет практики и постоянное повышение своего профессионального уровня.

Хорошие диагносты получаются из опытных автомехаников и специалистов по электротехнике и электронике. Опытные диагносты могут сделать карьеру до позиции технического обучающего тренера компании, руководителя дилерского автосервиса или директора компании. Специалисты с коммерческим складом ума могут стать основателями собственного дела.

Портрет современного среднестатистического диагноста:

мужчина среднего возраста с высшим техническим или средне-специальным образованием по специализации «приборостроение», «микроэлектроника» или «радиотехника». Он является продвинутым пользователем компьютера, владеет техническим английским на базовом уровне, понимает специальные автомобильные термины, касающиеся электросхем и диагностики автомобиля.

Интересные факты

В России с 23 октября 2007 года существует Общество автомобильных диагностов, целью которого является повышение личного профессионального мастерства участников Союза, улучшение качества оказываемых услуг. Любой автомобилист может стать членом этого сообщества.

Когда проходить диагностику?

Автолюбители избегают затрат, поэтому диагностика часто сводится к применению «дедовских» методов или игнорированию проблемы. Такой подход приводит к еще большим повреждениям и расходам в будущем. Чтобы избежать проблем, стоит реагировать на следующие симптомы неисправности:

  • рост потребления бензина (дизельного топлива) автомобилем;
  • сбои в работе педали акселератора. При нажатии вместо набора скорости происходит ее замедление;
  • появление выхлопов черного и белого цвета;
  • возникновение шумов и стуков;
  • увеличение времени прогрева силового узла (в сравнении с прошлыми показателями);
  • снижение потери мощности силового узла.

Описанные выше симптомы сигнализируют о явных неполадках двигателя или других узлов автомобиля, которые определяются путем проведения компьютерной диагностики. Проверка не будет лишней и в следующих случаях:

  1. при покупке машины с пробегом у частника;
  2. при самостоятельной подготовке автомобиля к реализации. Проведение диагностики — шанс точно вычислить стоимость автомобиля;
  3. в ситуации, когда машина долго эксплуатируется без ремонта;
  4. в случаях, когда авто используется в экстремальных условиях (поездки за город, длительное путешествие, сложные погодные условия и так далее).

Диагностика неисправностей электронным тестированием

Сканер подключается к внутренней автомобильной БСА через особый разъём. Прибор или оборудование имеет сложную прошивку, в обязательном порядке обновленную до последней версии. Диагностика имеет ряд автономных операций.

Подвеска

Проверка ходовой части проводится после обнаружения владельцем машины явных признаков неисправности — заносах передней или задней оси, а также неравномерного износа покрышек или стука при обычном движении и маневрах. Ещё одним характерным симптомом неполадки с подвеской становится ложное срабатывание АБС и увеличение люфта руля. Также КД осуществляется после обнаружения на панели приборов пиктограмм, диагностирующих о неполадках.

Компьютерная диагностика подвески

Подробнее о признаках, когда нужно тестировать подвеску:

  • на поворотах слышен стук;
  • протектор шин изнашивается неравномерно;
  • шум усиливается на бездорожье;
  • на скорости автомобиль заносит влево или вправо;
  • при движении ощущается тряска;
  • не в своё время срабатывает антиблокировочная система.

Перед компьютерной диагностикой ходовую автомобиля проверяют руками. Если имеются большие зазоры между деталями, процедуру КД нужно проводить в обязательном порядке.

Силовой агрегат

Компьютерная диагностика ДВС обязательна в случаях, когда автолюбитель замечает длительное разогревание агрегата, увеличение расхода горючего, потерю мощности.

В ходе электронной проверки измеряется также компрессия.

Появление на приборной панели значка «Чек» всегда беспокоит заботливого владельца машины. Без специального оборудования крайне сложно узнать причину нестабильного поведения двигателя современного автомобиля. Самые распространённые ситуации, когда требуется срочное проведение КД силового агрегата:

  • предупреждающие значки на панели — индикатор загорается, когда обнаруживается один из 200 кодов ошибки, связанный с работой двигателя;
  • увеличение расхода горючего — при повреждениях воздушного фильтра, датчика расхода воздуха, лямбда‐зонда и различных элементов топливной системы, бензин или солярка сгорают с высокой скоростью.

Принцип КД бензиновых и дизельных моторов сводится к расшифровке специальных кодов, показывающих состояние электронных систем. Они выводятся на дисплей устройства в виде определённых символов.

Диагностика двигателя специальным устройством

Специалист должен уметь расшифровывать данные, формировать отчёт с описанием конкретных неисправностей, находить эффективные решения для кардинального исправления работоспособности ДВС.

Коробка автомат

Поводом для тестирования АКПП становятся такие характерные симптомы — коробка включается с рывками, шумит, пробуксовывает и не в состоянии нормально работать. Увеличивается также расход топлива и масла. КД считывает ошибки блока управления автоматом, а также выводит показания датчиков и регуляторов.

Проверка коробки автомат нужна ещё в следующих случаях:

  • после загорания на панели приборов индикатора неисправностей;
  • перед покупкой машины с вторички;
  • раз в год для профилактики.

Если автомобиль с большим пробегом, то диагностировать автомат нужно в обязательном порядке. Также это относится к условиям эксплуатации. Например, если машина оборудована фаркопом и подвержена дополнительным нагрузкам, срок службы автоматической коробки заметно сокращается.

Компьютерное тестирование позволит избежать не нужной замены масла, промывки гидроблока или чистки соленоида. Обычно эти услуги предлагают недобросовестные работники левых сервисов, пытаясь заработать. Всё начинается с жалоб клиента на толчки при торможении, когда переключаешься с третьей скорости на первую. Если провести грамотную диагностику, то сканер мгновенно покажет, что прошивка электронного блока устарела, и автомат нуждается в перенастройке. После установки свежего обеспечения толчки исчезают.

Диагностика АКПП специальным тестером

Что собой представляет компьютерная диагностика автомобиля

Компьютерная диагностика представляет собой процесс, в ходе которого к машине подключают специальный сканер с программой, выявляющей поломки электронных систем, ошибки, а также другие данные, свидетельствующие о том, как работает машина в данный момент.

ЭБУ стали внедрять в автомобили намного раньше, чем инжекторную систему подачи топлива. Так, на большинстве карбюраторов и топливных систем Jetronic стояли самые простые электронные блоки управления. В них были заложены таблицы топливной карты с необходимыми пропорциями топливной смеси.

Такое решение сделало эксплуатацию автомобиля более комфортной, поскольку не нужно было заниматься регулировкой карбюратора, а также подбором жиклеров. Затем начали проводить электродиагностику топливной системы.

Позднее стали использовать моноинжектор, оснащенный настоящим БУ. Он имел простейшую конструкцию, поэтому электронный блок управления передавал минимальное количество данных о работе силового агрегата, топливной системы. Дело в том, что в нем не было датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), а также кислородного датчика, кроме того, применялся трамблер, а не модуль зажигания.

В итоге был разработан инжектор. Такая система впрыска горючего позволила легко менять характеристики топливной смеси относительно режимов работы ДВС.

Сегодня электронный блок управления перед запуском двигателя автоматически диагностирует электронные системы автомобиля. Если есть какие-либо проблемы, на панели приборов высвечивается надпись Check, указывающая на то, что необходимо устранить неполадку.

Усовершенствованные ЭБУ сами удаляют ошибки из памяти. Поэтому при необходимости вы всегда сможете продиагностировать состояние и качество ремонта ДВС.

Компьютерная диагностика автомобиля выполняется на всех узлах, которыми управляет электронный блок. К ним относятся климат-контроль, электроусилитель руля, активная подвеска, коробка-автомат, преселективная трансмиссия, мультимедийные устройства, система управления комфортом.

С помощью компьютерной диагностики автомобиля со 100%-ной точностью удастся выявить поломку электронной системы. В результате вы:

  • поймете, исправны ли все системы и узлы автомобиля;
  • сбросите ошибки и устраните поломку;
  • отследите работу мотора в настоящий момент;
  • сможете внести корректировки в ряд характеристик авто.

Этапы работы по компьютерной диагностике автомобиля

Компьютерная диагностика двигателя автомобиля

Компьютерная диагностика включает в себя тестирование электроники автомобиля и блоков, отвечающих за работу основных узлов транспортного средства — мотора, подвески, круиз-контроля, трансмиссии, навигации, приборной панели и так далее. Работа проходит в несколько этапов:

  1. Проверяются узлы автомобиля при помощи имеющихся средств диагностики, снимаются основные данные с узлов автомобиля, считываются ошибки. На этом этапе работник СТО должен правильно расшифровать показания сканера и сделать предварительные выводы по поводу неисправности;
  2. На втором этапе делается дополнительное аналоговое тестирование. Проверяется электрическая часть автомобиля — провода, АКБ, контактные соединения, генератор. Мастер определяется, система исправна или нет. В противном случае остальные данные не будут иметь значения;
  3. Проверяются параметры автомобиля в режиме онлайн. Название опции — «Data Strea». Информация по потоку — шанс проверить сигналы от исполнительных органов и прочих элементов. В этом режиме на экране тестирующего устройства видны основные параметры — впрыска топлива, датчиков, режима ХХ и так далее;
  4. Проводится анализ данных, которые получены в процессе проверки. Как уже упоминалось, сканер выдает основные осциллограммы, которые стоит сравнить с типовыми для каждого из автомобилей. Обычно у квалифицированного мастера вся эта информация имеется под рукой;
  5. Записанные в память контроллера ошибки стираются. После этого проводится повторная инициализация. В ряде случаев приходится выполнять повторную работу по инициализации (если были сбиты основные параметры).

Статьи по теме

Почему не работает кондиционер в машине: причины и способы устранения

Симулятор вождения автомобиля: плюсы и минусы тренажера

Как прочистить форсунки омывателя: причины засора и способы его устранить

Замена рулевой рейки: причины и порядок действий

Высокий уровень антифриза: причины и способы устранения

Лучшие авто с пробегом и советы по выбору

Аэрография на машину: материалы, виды, этапы

Что лучше – автомат или механика

Какие марки авто ушли с российского рынка в 2022 году

Как выбрать подержанный автомобиль: правила и рекомендации

Заправка кондиционера в автомобиле: рекомендации профессионалов

Как снять форсунку омывателя

Как снизить расход топлива: эффективные методы

Что такое детейлинг автомобиля, и чем отличается от стандартной мойки

Обработка порогов автомобиля: основные этапы и лучшие средства

Что такое компьютерная диагностика автомобиля

Современный автомобиль – это сложная система, где все взаимосвязано и управляется, контролируется электроникой. Электронные схемы присутствуют во всех узлах и механизмах: в двигателе, ходовой, трансмиссии, подвеске, тормозной системе и так далее. Самый важный элемент авто – двигатель, находится под контролем ЭСУД – электронной системы управления двигателем, которой можно управлять с помощью электронного блока управления (ЭБУ).

Множество датчиков, расположенных в важнейших частях автомобиля, помогают оперативно реагировать на сбои в работе и выявлять неисправности с помощью компьютера. Нужно ли говорить, что это значительно облегчает путь диагностики. Например, при сбое в работе двигателя, для выявления причины нужно снять или разобрать двигатель, навесное и многое другое, что требует времени и представляет собой сложный процесс. К тому же, соответственно, проведение таких работ в автосервисе стоит недешево.

Компьютерная диагностика позволяет выявить причину гораздо быстрее и проще. С ее помощью можно проверить любые механизмы, имеющие взаимодействие с ЭСУД. Это двигатель, уже названный выше, система зажигания, впрыска. Также проверяется ABS, EGR и AVCS, EPS, АКПП, подушки безопасности.

Разница между любительской и профессиональной компьютерной диагностикой

По сравнению с мотор-тестером, автосканер не является измерительным прибором. Он всего лишь считывает данные, которые передает ЭБУ. Цель этого прибора – расшифровка собранной информации.

Используя полученные после компьютерной диагностики автомобиля сведения, зная код ошибки и особенности поломки, можно быстро отремонтировать машину. В ряде ситуаций бывает сложно определить причину неисправности, однако сканер покажет, какие датчики и элементы электронной схемы могли выйти из строя.

Дилеры используют профессиональные автосканеры, предназначенные для конкретной марки автомобиля. Такая компьютерная диагностика автомобиля поможет:

  • определить коды ошибок и расшифровать их;
  • зафиксировать информацию и проанализировать ее;
  • выполнить перепрограммирование, адаптацию и кодировку ЭБУ;
  • убрать ошибки;
  • провести активацию работы всевозможных реле и устройств;
  • изучить все характеристики электронного узла, получить данные с датчиков.

С помощью такого автосканера удастся понять, нормально ли работают ДВС и трансмиссия, продиагностировать остальные узлы с электронной схемой, к примеру:

  • электроусилитель рулевого колеса;
  • тормоза с ABS;
  • пневматическую подвеску;
  • мультимедийный центр;
  • сигнализационную систему.

Если вы планируете сделать самостоятельно компьютерную диагностику автомобиля, помните, что цена дилерского сканера 40 000-50 000 руб. Для тех, кто не занимается профессионально автодиагностикой, покупать такой сканер нецелесообразно.

Если вы не умеете обращаться с таким оборудованием, можно случайно перепрошить машину, выбрать неправильные настройки, в результате возникнут серьезные проблемы, поскольку электроника не будет работать нормально.

Чтобы своими руками выполнить компьютерную диагностику автомобиля, следует приобрести бюджетный сканер, подходящий для всех моделей машин (либо марочный – для определенного бренда авто).

Стоимость подобных приборов невелика, они подходят для всех моделей авто. Оптимальное решение – приобрести мультимарочный сканер, разработанный на базе чипа ELM327.

Используя его, вы сможете разобраться, о чем говорят мигающие индикаторы на приборной панели, к примеру, Check, определить код ошибки.

С помощью такого сканера получится выяснить, какие есть ошибки в работе электроники, даже если на панели проборов не мигают индикаторы.

Зачем нужна диагностика

Диагностика через смартфон или компьютер экономит время, силы и деньги владельца. Прочитав и расшифровав коды ошибок автомобильных блоков, вы поймете, что сломалось и к какому специалисту обратиться. Это эффективнее, чем собрание соседей в гаражном кооперативе и разборка половины машины в поисках проблемы.

Даже у 20-летних автомобилей есть диагностические разъемы. Обычно используется OBD-II, специальный порт трапециевидной формы с 16 контактами. В старых машинах для подключения используется кабель, в новых — кабель или беспроводной модуль с Bluetooth или Wi-Fi. Подключившись к диагностическому разъему, вы сможете:

  • определить перечень доступных для тестирования систем машины (двигатель, тормозная система, блок комфорта и т.д.)
  • читать коды ошибок и расшифровывать их (определять неисправность конкретного узла или детали)
  • сбросить ошибки (после устранения неполадок или в целях диагностики)
  • проверить параметры автомобиля в режиме реального времени (мгновенный расход, температура охлаждающей жидкости и т.д.)
  • изменить настройки систем автомобиля (установить автоматическое запирание дверей во время движения, привязать новый ключ и т.д.)

Для капитального ремонта станка не требуется специальных знаний или опыта. Вы должны знать, где находится диагностический разъем, а также иметь необходимые инструменты.

Что такое комплексная диагностика

Это углублённое исследование всех систем автомобиля с целью обнаружения неполадок, неисправностей, изношенных деталей, требующих замены. Она включает в себя тщательный осмотр корпуса и механизмов и проверку работы узлов и компонентов при помощи электронного оборудования и специального программного обеспечения, разработанного производителем.

Полная диагностика охватывает несколько аспектов:

  • проверка состояния корпуса и его покрытия, салона, светового оснащения;
  • проверка работы двигателя;
  • осмотр и диагностика ходовой части;
  • диагностика работы электронного оборудования.

В общем случае порядок проведения работ выглядит следующим образом.

  1. Осмотр подкапотного пространства – всё должно быть цело и подключено как положено.
  2. Проверка состояния свечей.
  3. Проверка состояния фильтров.
  4. Проверка работы форсунок, а затем компрессии в цилиндрах при помощи приборов.
  5. Компьютерная диагностика – подключение сканера к блоку электронного управления и проверка работы датчиков и электроприборов.
  6. Осмотр ходовой части – колёс, тормозной системы, амортизаторов, пыльников и других её компонентов.

Более подробный перечень работ приведен на странице https://madcat.biz/services/remont/.

3. Заключение

Что хочется сказать в заключении.

Выездная диагностика авто — это высокодоходная ниша, в которой пока нет большой конкуренции, а минимальный порог вхождения настолько мал, что позволяет открыть свой бизнес практически с нуля.

Такой бизнес можно использовать в качестве подработки, а также он подойдёт тем, кто хочет без рисков, имея небольшой бюджет стать предпринимателем.

Друзья, если вы занимаетесь диагностикой автомобилей, напишите о своём опыте, думаю читателям будет интересно узнать о тонкостях этого бизнеса, что называется из первых уст!

Кстати, купить ELM327 или выбрать другой более профессиональный сканер, можно здесь, цены начинаются от 300 рублей.

Ну а я, желаю вам удачи, успехов в бизнесе и предлагаю посмотреть это видео!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *