Эбу: принцип работы, достоинства и недостатки, причины поломок

Содержание:

расшифровка маркировки Всех ЭБУ

Добро пожаловать на ChipTuner Forum.

Опции темы

Доброго времени суток Форумчане! Предполагаю, что данный вопрос уже поднимался, но нет у меня совершенно времени искать ответ в истории форума. т.к. запрос поиска «маркировка ЭБУ» выдал целую кипу тем даже этого не касающегося.

Я хочу научиться понимать значение маркировок ВАЗ для ЭБУ разных типов bosch, vs, январь, GM. Вот например, у меня под рукой ВАЗ2112 с ЭБУ bosch M1.5.4, маркировка 2111-1411020-70 => Сейчас я могу уже сказать, что этот автомобиль с восьми-клапанным двигателем(судя по «2111»), одновременным впрыском топлива(судя по предпоследней цифре-7), расчитанным под нормы токсичности Россия-83. . может я что-то и напутал, но я ведь только и начинаю разбираться в этой классификации

Устройство и принцип работы ЭБУ

Корпус ЭБУ служит для защиты электронных компонентов от влияния внешних факторов: влаги, механических повреждений и частично от температурных перепадов. Если блок размещается в подкапотном пространстве, корпус делается из алюминия. Если же контроллер расположен в салоне автомобиля, где меньше неблагоприятных воздействий, внешняя оболочка будет скорей всего пластиковой.


ЭБУ Chevroelt AVEO в кузове T300


ЭБУ BOSCH M7.9.7

Плата, которая находится внутри корпуса, напоминает материнскую плату любого компьютера или ноутбука, и даже содержит аналогичные элементы. Кроме того, блок управления имеет три типа памяти.

  1. Программируемое постоянно запоминающее устройство, оно же ППЗУ. Здесь хранится ПО для выполнения всех задач.
  2. Оперативная память, она же ОЗУ. Как и в компьютере, оперативная память нужна для обработки поступающей информации в реальном времени. Оперативная память ничего не фиксирует дольше, чем длится обработка данных.
  3. Электронно репрограммируемое запоминающее устройство или ЭРПЗУ. Это полупостоянная память, где фиксируются данные, меняющиеся со временем: пробег, расход топлива, коды доступа и т.д.

ПО или программное обеспечение – это пакет специфических программ, необходимых для управления всеми системами конкретного автомобиля. Под каждую модификацию создается свое ПО, чтобы блок управления работал корректно. Оно бывает двух типов: функциональное и контрольное.

  1. Функциональное ПО – это и есть те самые программы, которые предназначены для управления всеми подотчетными системами автомобиля. Они работают с данными, поступающими от датчиков, обрабатывают эти данные в соответствии с заложенными алгоритмами и выдают команды на связанные системы для регулировки их работы.
  2. Контрольное ПО – это отдельные элементы, в которых происходит сравнение данных, полученных от датчиков, с контрольными показателями, а затем поиск ошибок и передача информации об этих ошибках на ЭБУ. В зависимости от серьезности этих ошибок, блок управления либо корректирует работу систем автомобиля, чтобы устранить причину, либо включает информационные пиктограммы на панели управления (например, значок масла или Check Engine), либо вообще блокирует работу двигателя.

Как работает ЭБУ

Что контролирует ЭБУ, является актуальным вопросом, так как от работы данного блока зависит корректность работы многих систем. К подконтрольным процессам относится следующее:

  • Оптимизация работы двигателя и расхода топлива.
  • Саморегулирование впрыска топливной смеси при работе цилиндров.
  • Автоматическое смешивание горючего и кислорода в идеальных пропорциях.
  • От того, как будет работать компьютер, зависит мощность автомобиля, то, как будет подобран крутящий момент, настроены режимы работы. Модуль должен всегда работать, если он выйдет из строя, вы даже не сможете завести авто.
  • ЭБУ управляет зажиганием.
  • Контроль работы дроссельных заслонок.
  • Отслеживание работы фаз газораспределения.
  • Контроль впрыска топлива и его регулировка. Система подстраивается под качество горючего в определенных пределах.
  • Мониторинг работы системы охлаждения, рабочей температуры двигателя.
  • Контроль работы выхлопной системы, особенно это актуально для машин с установленным в нее катализатором.

ЭБУ мониторит информацию о работе коленвала, так как на него устанавливаются специальные датчики. Устройство считывает напряжение с подконтрольных узлов, получает информацию о скоростном режиме. Все эти данные быстро обрабатываются и используются для подстройки систем для работы в наиболее оптимальном режиме.

Тюнинг ЭБУ может влиять на некоторые параметры, например, повышение мощности, если стоит электронное ограничение, однако никто не даст гарантии, как автомобиль себя поведет после подобного вмешательства.

Если вам интересно узнать более подробно о работе ЭБУ, предлагаем посмотреть видео-лекцию об этом:

https://youtube.com/watch?v=bXcr1Us0qlc

Где находится?

Я уже немного затронул про расположение этого блока. НО сейчас хочется немного повторить. Основных расположений всего два:

  • Салон автомобиля. Это может быть как под панелью, например в наших ВАЗ он располагается в районе радиатора печки. Также под задним сидением, на многих иномарках бизнес – класса находится именно там. Я также где-то читал в интернете, что может быть и в багажнике автомобиля.
  • Под капотом. НЕ самое лучшее место, потому как грязь, снег, вода и прочие прелести. Обычно располагается рядом с аккумулятором (как у меня), или рядом с блоком предохранителей. Как правило, такие блоки ЭБУ хорошо герметизированы.

Так что найти его не так то и сложно. Даже обычный водитель сможет разобрать часть панели приборов (как правило, она не так сложно снимается), либо заглянуть под капот своего авто. Если увидите коробочку, из которой идут два шлейфа проводов – это и есть ЭБУ. Вот только лезть в него я вам не советую – если ничего не понимаете, лучше довериться профессионалам.

Плюсы и минусы электронного блока управления двигателем

Начнем с плюсов:

  1. Блок позволяет оптимизировать динамические параметры транспортного средства.
  2. Понижение расхода воздуха.
  3. Простота запуска двигателя.
  4. При использовании блока у водителя отпадает необходимость регулировки параметров ДВС вручную.
  5. В теории благодаря использованию ЭБУ возможно добиться повышения параметров экологической чистоты.

Что касается недостатков:

  1. Сами блоки достаточно дорогие по своей стоимости. Если устройство сломается, отремонтировать его, вероятнее всего, не получится, необходимо будет только осуществлять замену.
  2. Для диагностики состояния работы мотора и других систем авто необходимо специальное оборудование, стоимость которого довольно высокая. Кроме того, для этого необходимо обладать определенными навыками.
  3. Для правильной работы устройства цепь электропитания должна быть наиболее надежной.
  4. В автомобиль всегда нужно заправлять только качественное топливо.

Как проверить ЭБУ на работоспособность

Что такое esp в автомобиле Первый этап проверки работоспособности — контроль всех питающих напряжений.

Второй этап – компьютерная диагностика. Если диагностирующее устройство связывается с двигателем это уже признак работоспособности ЭБУ.

Компьютерная диагностика может выдать сообщение о блокировке блока иммобилайзером, тогда необходимо привязывать ключи.

В некоторых случаях для определения неисправности необходимо разобрать ЭБУ, то есть удалить герметик и снять крышку, получив доступ к плате. На ней можно обнаружить прогоревшие токопроводящие дорожки, неисправные транзисторы, диоды и другие элементы.

Самый надежный способ проверки – «подбросить» заведомо исправный ЭБУ. Но он должен быть либо безиммовый либо придется заново «подвязывать» ключи и иммобилайзер.

Иногда на разборках продается набор ЭБУ+иммобилайзер+чип ключа. В таком случае проблем нет. Подключаете к схеме ЭБУ и иммобилайзер, чип устанавливаете в торец катушки накачки на замке зажигания, после чего заводите двигатель.

Как устроен и где находится блок управления двигателем?

Электронный блок управления двигателем, назначение которого уже понятно, имеет следующее устройство:

  • В качестве главного элемента выступает микропроцессор. Он и занимается обработкой полученных сигналов, отправкой команд другим элементам сети. Кроме этого, он оснащен блоками памяти.
  • Коммуникатор имеет не менее 2 разъемов, при помощи которых он подключается к остальным элементам системы, они расположены с внешней стороны корпуса.
  • Устройство оснащается и диагностическим разъемом. Он нужен для соединения со сканирующими устройствами при обнаружении ошибки.
  • Основная панель оснащается разными вариантами памяти, за счет которых используются возможности оборудования. Память содержит алгоритмы и программы, на которые ориентируется процессор при решении задач. Программное обеспечение вшивается на заводе, поэтому владельцу автомобиля об этом думать не приходится, однако тюнинг ЭБУ возможен в некоторых автоателье.

Устройство способно кратковременно сохранять некоторые данные, к ним относятся следующие:

  1. Время работы двигателя.
  2. Пробег автомобиля.
  3. Объем потребления топлива.
  4. Коды доступов к различным устройствам.
  5. Коды блокировок и ошибок.

Стоит отметить, что доступен сброс некоторых параметров, например, кодов ошибки.

Видео

Блок управления двигателем. Как устроен. Как не поломать)

Как определить ЭБУ Bosch

Микросхемы епром (eeprom) в автомобильных блоках управления. Виды. Как найти. Чем работать.

Важно! Структура прошивки // Как работать с ЭБУ // Правила #чип тюнинга

Блок управления двигателем: устройство, можно ли написать свою программу и использовать по-своему

Купить ЭБУ и не лохануться

� Какой ЭБУ стоит? ✓ Как узнать блок управления двигателем контроллер на автомобиле?

Как самому починить блок управления двигателем. Какие Бывают Блоки Управления Двигателем

Обнуление блока управления двигателем (эбу). Сброс ошибок ЭБУ с инициализацией и без инициализации

Прошивка электронного блока управления ЭБУ двигателя Январь 5.1.1 2111..-71 8 кл

Виды входных и выходных сигналов

ECU обрабатывает всего несколько типов входных сигналов:

  • цифровой сигнал (имеет всего два уровня – «высокий» и «низкий»). Еще такой сигнал называется логическим, так как он имеет всего два значения – истина или ложь (true/false), логический 0 либо логическая 1;
  • импульсный сигнал — кратковременное изменение физической величины. К примеру, по количеству импульсов с датчика АБС блок управления рассчитывает скорость вращения каждого из колес;
  • аналоговый сигнал – описывается функцией времени и непрерывным множеством возможных значений. В автомобиле к таким сигналам относится измерение напряжения.

Задающие каскады, использующиеся для управления исполнительными механизмами, могут формировать переключающий сигнал и сигнал с широтно-импульсной модуляцией

ШИМ-сигнал характеризируется скважностью импульсов – соотношением периода импульсов к их длительности. Скважность выражается в процентах, которые показывают соотношение периода подачи напряжения к периоду обесточенного состояния

К примеру, если скважность сигнала управления регулятором холостого хода (РХХ) составляет 50%, то шток регулятора будет выдвинут на половину хода.

Тогда как широтно-импульсная модуляция позволяет гибко управлять исполнительным устройством, переключающий сигнал имеет только два состояния – включено или выключено. Таким сигналом будет включение вентилятора, муфты кондиционера и т.п.

Принципиальное назначение

ECU (англ. Electronic Control Unit) — общий термин. Он служит для обозначения блоков, управляющих:

  • системами двигателя;
  • режимами трансмиссионного агрегата, в том числе полного привода (при его наличии);
  • подвеской;
  • тормозной системой, тормозными ассистентами;
  • микроклиматом.

Центральный синхронизирующий блок также входит в понятие ECU.

Бортовой компьютер, или мозги автомобиля — термин, который не раскрывает всего многообразия проделываемой электроникой работы.

Выполняемые задачи

Во время работы ЭБУ непрерывно получает информацию от различных датчиков, распознает сигналы, выдает команды с учетом результатов анализа.

Так, блок управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС) собирает данные сразу по нескольким параметрам работы мотора. К ним относятся:

  • частота вращения коленчатого вала;
  • температура в контуре охлаждения;
  • уровень вредных веществ, кислорода в выхлопных газах;
  • моментальный расход топлива;
  • мощность, крутящий момент.

Эта информация позволяет распознавать основные ситуации, с учетом разработанных алгоритмов давать команду на изменение работы отдельных элементов агрегата.

Основные процессы, за которые отвечает блок управления двигателем:

  • Зажигание, газораспределение. С учетом режима движения, температуры двигателя требуется изменение времени наполнения рабочей камеры цилиндра, подача импульса энергии в срок. По аналогичному принципу в более совершенных конструкциях происходит отключение одного или нескольких цилиндров, остановка двигателя в режиме «старт-стоп».
  • Управление топливной аппаратурой и сопутствующими устройствами. Битурбо мотор не всегда работает в режиме максимальной отдачи. Только при необходимости активируется многоступенчатый нагнетатель воздуха, топливо распыляется в рабочую камеру и частично нагнетательный трубопровод. Тонкая настройка работы двигателя доступна только с привлечением электронных механизмов.

По аналогичному принципу работают и другие системы.

Это интересно: Как снять передний бампер на Приоре 2

Что контролирует ЭБУ?

Для начала перечислю датчики, с которых он собирает информацию:

  • Температура двигателя
  • Температура окружающей среды
  • Подача кислорода
  • Подача топлива
  • Холостого хода
  • Датчики антиблокировочной системы, стабилизации, антизаноса, и прочих систем безопасности колес
  • Скорость
  • Положение дроссельной заслонки
  • Положение педали газа
  • Коленчатого вала (иногда их два)
  • Контроль охлаждающей жидкости
  • Датчик кондиционера и его системы
  • Контроль, за тормозной системой и ее жидкостью
  • Данные с бачка гидроусилителя или из цепи ЭУРа
  • Анализ напряжения бортовой сети питания

Это стандартный набор, который встречается практически на любом авто, если ваш автомобиль более «навороченный», то количество датчиков будет больше, сюда могут добавиться датчики подвески, например на некоторых внедорожниках она пневматическая.

Теперь перечислю, кому ЭБУ дает приказания, то есть отсылает команды:

  • Это положение дроссельной заслонки + подаче воздуха
  • Подача топлива (впрыск из инжекторов)
  • Системе зажигания
  • Управления фазами газораспределения
  • Управления температурой и ее поддержанием
  • Анализ выхлопных газов, до и после катализатора
  • Системе кондиционирования
  • Системе освещения, и прочим электрооборудованием, иногда даже магнитоле
  • Стеклоподъемникам
  • Подогревам
  • Управление автоматической коробки передач

Опять же ребята это минимальный стандартный набор, если ваша машина классом выше, чем народные иномарки, таких команд будет куда больше.

Как видите эта маленькая коробочка, держит под контролем весь автомобиль, то есть все системы и датчики завязаны именно на нем.

Многие мои читатели думают, что этот блок похож непосредственно на компьютер, ну или минимум на ноутбук, только без дисплея. Одно это не так! Форм фактор у него совсем другой.

https://youtube.com/watch?v=a1fW1Cnm23U

Признаки выхода из строя электронного блока управления

По статистике часто проблемы в работе электронного блока управления обусловлены ошибками в эксплуатации устройств.

Причины и симптомы неисправностей

Причины, которые могут привести к выходу из строя ЭБУ:

  • прикуривание двигателя машины от авто с заведенным силовым агрегатом;
  • ошибки, допущенные при подключении АКБ, в частности, речь идет о несоответствии полярностей клемм;
  • монтаж противоугонной системы неквалифицированным специалистом, который привел к ошибкам установки;
  • демонтаж зажимов батареи при заведенном двигателе;
  • активация стартерного устройства с отключенной силовой шиной;
  • негативное воздействие влаги на ЭБУ, если жидкость попала внутрь устройства, на саму плату;
  • повреждение электроцепи, к которой подключен электронный модуль, либо замыкание на участке электролинии;
  • случайное подключение электрода при выполнении сварочных работ на электроцепь или контроллеры, установленные на авто;
  • механические повреждения устройства, которые могут произойти в случае аварии;
  • ошибки, допущенные при перепрошивке девайса;
  • неисправности в работе высоковольтной составляющей системы зажигания — распределительных устройств, кабелей, катушек и т. д.

Признаки, по которым можно определить неисправность в работе блока:

  • электронный модуль перестал реагировать на сигналы, подающиеся от контроллеров температуры, регулятора кислорода и положения дросселя;
  • двигатель автомобиля перестал запускаться либо появились проблемы в его управлении;
  • при функционировании силового агрегата периодически происходят блокировки систем сцепления, дверных замков и т. д.;
  • на ЭБУ перестали подаваться сигналы от исполнительных узлов — датчиков холостых оборотов, системы зажигания, топливного насоса, системы управления форсунками и т. д.;
  • различные неполадки механического плана — вышедшие из строя платы электронных приборов, перегоревшие электропроводники и т. д.;
  • троение мотора машины;
  • на электронные устройства и оборудование перестало подаваться питание;
  • на экране бортового компьютера или приборной панели постоянно выводятся ошибки.

Канал Гараж продемонстрировал процедуру компьютерной диагностики модуля и сброса ошибок в гаражных условиях.

Устранение неполадок

Каждый модуль оборудуется системой проверки, что позволяет диагностировать степень неисправности блока в гаражных условиях. Чтобы выполнить проверку, автовладельцу надо подключиться к модулю посредством компьютера, на который заранее устанавливается диагностическое ПО. Допускается применение тестеров и сканеров для проверки. Информация, которая получается в процессе диагностики, должна быть сравнена с нормированными параметрами.

Все причины появления неполадок в ЭБУ делятся на два типа — неисправности в функционировании прошивки либо нерабочие проводники.

Восстановить работу ПО можно с помощью перепрошивки модуля, выполнить эту задачу смогут только мастера с опытом работы. Проверка электрических показаний может быть сделана в гаражных условиях посредством использования мультиметра. Чтобы найти пробой в электроцепи, автовладельцу надо разобраться со схемой работы ЭБУ, она будет разной в зависимости от модели установленного модуля.

После определения места установки проводников, кабеля питания и резисторных элементов выполняется прозвон электроцепи. Проверке подлежит участок, где были выявлены ошибки показаний ЭБУ. Если проверка не дала результатов, осуществляется прозвон всех электроцепей на схеме прибора. Некоторые потребители после обнаружения ошибки отключают клемму аккумулятора, полагая, что это позволит удалить код ошибки из памяти.

Избавиться от неполадки в ЭБУ нельзя методом отключения АКБ, так из памяти устройства удалится только код ошибки, сама неисправность останется.

Ремонт электронного модуля выполняется посредством проведения следующих действий:

  1. Выявление места повреждения в функционировании модуля.
  2. Повторное измерение параметров сопротивления.
  3. Поиск точки крепления электропроводника.
  4. Подключение кабеля с нужным сопротивлением параллельным образом посредством паяльника. Старый провод можно не отключать.

Если это не помогло избавиться от ошибок в работе модуля, надо обратиться за помощью к мастерам. Качество проведения ремонта блока влияет на его ресурс эксплуатации, а также безопасность машины в целом.

Формирователи выходных сигналов

Эти формирователи преобразуют сигналы с портов ввода/вывода процессорной части в сигналы достаточной мощности для непосредственного управления исполнительными устройствами.

Выходные формирователи — это современные микросхемы (драйверы), которые, кроме основных функций, усиления по мощности, еще выполняют функции защиты выходов контроллера от замыкания на массу или на плюс батареи, а также от перегрузки. Эти драйверы называют “интеллектуальными”, так как в случае ненормальной работы, когда срабатывают защитные функции, они информируют процессор об этом. В контроллере используются различные типы формирователей выходных сигналов в зависимости от необходимой мощности.

Формирователь канала диагностики необходим для согласования уровней электрических сигналов диагностического оборудования с уровнями сигналов процессора.

Устройство ЭБУ двигателя

Технически данный ЭБ состоит из платы с распаянным на ней процессором и модулем памяти. Плата ЭБУ заключена в корпус из металла или пластика. На плате имеются выведенные через корпус разъемы, связывающие ЭБУ с системами автомобиля и позволяющие подключиться диагностическим приборам. В инструкции к машине всегда приводится расположение ЭБУ: обычно это место за бардачком, подкапотное пространство, или внутри переднего торпедо.

У ЭБУ на борту есть три вида запоминающих устройств (ЗУ):

  • ППЗУ – программируемая постоянная память. В ней содержится код прошивки и параметры, по которым работает силовая установка;
  • ОЗУ – ЗУ оперативное, иначе «оперативная память» ЭБУ. Она энергозависима, в ней хранятся временные сведения;
  • ЭРПЗУ. Электрически программируемое ЗУ хранит некоторые данные – коды блокировки, ключи доступа, сведения о расходе топлива, пробеге и периоде работы мотора.

Прошивка ЭБУ делится на контрольную часть и функциональную. Первая проверяет приходящие на блок сигналы и, если обнаружены неверные значения, корректирует их или блокирует двигатель, предотвращая поломку. Вторая принимает данные, обрабатывает их и отправляет результат от ЭБУ в виде импульсов на нужные устройства.

Схема работы ЭБУ мотора:

Иногда блок перепрограммируют. Это делают в целях чип-тюнинга, чтобы снимать больше мощности с двигателя и улучшить другие его параметры. Чип-тюнинг ЭБУ требует знания специальных протоколов доступа и наличия сертифицированного ПО. Информацию о внутреннем устройстве своих электронных блоков автоконцерны выдают публике крайне неохотно, поэтому чип-тюнинг может обойтись дорого: обладатели информации знают ей цену.

Элементы блока управления

Любой блок управления двигателем состоит из двух компонентов:

  1. Аппарат. Это плата с множеством микропроцессоров, преобразователей и других элементов. От датчиков поступают аналоговые сигналы, которые преобразователь переводит в цифровые. После этого микропроцессор обрабатывает их и принимает решение о дальнейшей работе.
  2. Программа. Состоит из функционального модуля, который обрабатывает поступающие сигналы и формирует команды, а также из контрольного модуля, которые отвечает за исходящие сигналы.

Это сложная машина, которая постоянно совершенствуется автопроизводителями. Все новые функции авто (ABS, круиз-контроль) работают от ЭБУ двигателя. Он способен даже заглушить двигатель, если это необходимо.

Блок управления Форд Фокус 2

На втором поколении Форд Фокус устанавливался блок управления фирмы Siemens

Обратите внимание на то, что для каждого двигателя продается своя модель ЭБУ. При необходимости его замену можно провести своими руками, но для этого придется снимать правое переднее колесо

ЭБУ на ВАЗ 2107

На эту модель устанавливали контроллеры Январь 5.1.3 и М1.5.4. Располагается на кронштейне около перегородки моторного отсека под бардачком.

Управление двигателем на Фиат

На модели итальянского бренда устанавливают контроллеры фирм Bosch и Magneti Marelli. Последняя компанию выпускает компактные ЭБУ за счет использования керамических плат.

Схема ЭБУ Тойота Ист

  • Фейсбук
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • Blogger

Блок управления на этой модели расположен за обшивкой торпедо. Но его легко можно перепутать с мультиплексом. Если вы ремонтируете авто самостоятельно, не перепутайте данные детали.

Схема Bosh 0227400028

  • Фейсбук
  • Гугл+
  • ЖЖ
  • Blogger

Этот электронный блок подходит для мотора Opel Omega. Он считается достаточно надежным и проблем с ним не возникает. Если вы столкнулись с поломками, ознакомьтесь со схемой.

Функциональные возможности ЭБУ

Блок управления находится постоянно в работе, так как на него поступает огромный объем информации от многочисленных датчиков. Все параметры мгновенно обрабатываются, с применением заложенных алгоритмов. После чего отправляются команды на исполнительные отделы. Соответственно, система зажигания, насос, форсунки и другие элементы функционируют в нужном режиме.

На блок питания поступает информация со следующих датчиков:

  • температуры двигателя и окружающей среды,
  • подачи топлива,
  • холостого хода,
  • позиции педали газа,
  • контроль тормозной и охлаждающей жидкости,
  • анализ напряжения,
  • состояние тормозной системы.

Данный перечень далеко не полный. Чем солиднее автомобиль, тем больше различных датчиков.

Также отметим, куда ЭБУ отправляет команды:

  • системе подачи топлива и зажигания,
  • обеспечение оптимальной температуры,
  • системе кондиционирования,
  • АКПП,
  • практически всему электрооборудованию,
  • стеклоподъемникам.

Данный набор базовый и существенно расширяется с повышением класса автомобиля.

Основные причины возникновения неисправностей в ЭБУ:

  • Вмешательство в электронные системы авто неквалифицированным работником;
  • «Прикуривание» при рабочем двигателе автомобиля;
  • Неправильное подключение полярности аккумулятора авто;
  • Снятие клеммы аккумулятора при рабочем двигателе;
  • Запуск стартера при отсоединенной силовой шине;
  • Попадание электрода на датчики или проводку при проведении сварочных работ;
  • Чрезмерная влажность, что приведет к попаданию воды в блок ЭБУ;
  • Неисправность частей системы зажигания;
  • Замыкание или частичных обрыв проводки автомобиля.

При возникновении неисправности следует незамедлительно отвезти автомобиль в сервис.

В сервисных условиях можно определить лишь основные коды внутренних неисправностей. Блок ремонту не подлежит, меняется целиком.

Произвести самостоятельный поиск неисправности можно следуя универсальному алгоритму:

  • визуальный осмотр электронного блока управления двигателем;
  • сканирование с помощью специального оборудования;
  • проверка исправности приспособления путем его замены;
  • мониторинг функций обеспечения работы бортовика;
  • полная проверка функций исполнения бортовика.

Прежде, чем произвести визуальный осмотр или замену, нужно убедиться что:

  1. в бензобаке отсутствует топливо;
  2. в выхлопной трубе отсутствует затычка;
  3. клеммы аккумулятора надежно затянуты;
  4. электропроводка авто не повреждена;
  5. ключ зажигания подлинный.

Следует отметить один важный момент — когда вы меняете блок управления, то основная работа заключается в подключение к проводке через соответствующие разъемы. Подключение часто усложняется и труднодоступностью к расположению ЭБУ.

Нужно помнить, что в любом случае перед тем как подключать блок нужно отсоединить клемму от аккумулятора

, иначе вероятность выхода из строя электронного блока очень высока.

А вместе с ним, последствия коснутся работы электропитания, трансмиссии, выхлопной системы и других элементов. Поскольку для правильного функционирования, электронный блок нуждается в сигналах от всех датчиков, ему требуется нормальное напряжение от аккумуляторной батареи, хорошее соединение с «массой» и возможность отправлять управляющие импульсы и сигналы всем исполнительным устройствам электронной системы.

Что контролирует

Для всех расшифровка стала уже вполне понятной и известной. Понять смысл устройства стало куда проще даже после этого шага. Теперь вы знаете, что это за аббревиатура и как расшифровывается рассматриваемый нами ЭБУ. Довольно часто используется только аббревиатура в технической документации, поскольку автомобилистам нет смысла каждый раз напоминать её значение. ЭБУ можно называть коротко с помощью аббревиатуры, использовать полное понятие электронного блока управления, либо просто контроллер. Суть от этого никак не изменится. Куда важнее узнать, что же такое этот ЭБУ и где он находится в автомобиле.


Двигатель автомобиля, контролируемый ЭБУ

Фактически блок является мозгами современного автомобиля, без которого мы бы получили груду металла со всевозможными датчиками, проводами и электронными устройствами, никак не связанными друг с другом.

ЭБУ практически постоянно находится в режиме работы, поскольку на него поступает огромный объём информации от всевозможных датчиков. Эти данные блок обрабатывает, используя предусмотренные в его программе алгоритмы, после чего отправляет командные сигналы на так называемые исполнительные устройства. Блок заставляет в соответствующем режиме работать насосы, системы зажигания, форсунки и многое другое.

В итоге получается так, что блок выступает в качестве руководителя для всех предусмотренных в автотранспортном средстве электронных процессов. А это от элементарной работы фар до управления системами безопасности.

Есть достаточно обширный перечень датчиков, с которых информация сначала идёт на наш ЭБУ, а затем, проходя обработку, сам блок отправляет команды на исполнительные устройства, в зависимости от результатов анализа полученных сведений.

Среди основных датчиков, которые зависят от контроллера, можно выделить несколько. Они отвечают за:

  • температуру мотора;
  • холостой ход;
  • подачу горючего;
  • подачу кислорода;
  • температуру окружающей среды;
  • антиблокировочную систему;
  • систему стабилизации;
  • антизанос;
  • скорость;
  • текущее положение заслонки дросселя;
  • уровень нажатия педали акселератора;
  • коленвал;
  • тормозную систему;
  • уровень ОЖ;
  • уровень тормозной жидкости;
  • напряжение в бортовой сети;
  • гидроусилитель;
  • электроусилитель руля;
  • кондиционер;
  • отопление и пр.

Но тут перечислен только базовый набор, который есть практически на каждом современном автотранспортном средстве. На более продвинутых машинах в богатой комплектации список значительно увеличивается.

Обработав полученную информацию, контроллер или мозг автомобиля отправляет команды различным исполнительным узлам, системам и механизмам. Это позволяет внести изменения в работу:

  • дроссельной заслонки;
  • системы подачи воздуха;
  • зажигания;
  • фаз газораспределения;
  • системы кондиционирования;
  • выхлопной системы;
  • освещения;
  • стеклоподъёмников;
  • подогрева;
  • АКПП и пр.

Но и тут речь идёт исключительно о минимальном наборе, характерном для базовой комплектации недорогой иномарки. Увеличьте комплектацию или купите более современных и продвинутый автомобиль с большим количеством электроники, и ЭБУ будет посылать команды целому ряду дополнительных систем, механизмов и устройств.

Для многих это удивительно, что один небольшой блок выполняет столь сложную работу. Причём делает это постоянно, без перерывов, одновременно обрабатывая огромный объём информации.

Из-за широких функций и возможностей некоторые полагают, что ЭБУ должен выглядеть как компьютер, ноутбук или планшет, обладать внушительными размерами. Исключением можно назвать лишь отсутствие экрана. Но в действительности все поражаются ещё больше, видя реальный форм-фактор этого управляющего блока.

Как выглядит

Фактически вы уже знаете, что такое ЭБУ в любой современной машине. Это контрольно-командный центр всего автотранспортного средства. Вся используемая электроника завязана на одном блоке. Она обязана отчитываться перед ЭБУ ежесекундно и порой даже чаще. При этом сам контроллер, анализируя полученные данные, может корректировать работу систем и всей машины, передавая необходимые командные сигналы к исполнительным устройствам.


Внешник вид ЭБУ двигателя Бош

Теперь стоит взглянуть на блок просто как на составляющий элемент автомобиля. Это небольшое устройство, которое заключено в специальный корпус. В качестве материала для корпуса используется пластик или металл, чаще всего алюминий из-за его неподверженности коррозии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *