Чем отличаются водительские права на автомат и механику?

Можно ли сдать экзамен в ГИБДД на автомате в 2019 году?

Добрый день, уважаемый читатель.

Довольно часто можно услышать от кандидатов в водители, которые ранее не садились за руль, историю о том, что переключение передач на механической коробке доставляет много неудобств.

Ситуация усугубляется еще и тем, что автомобили многих автошкол сильно изношены и находятся не в самом лучшем техническом состоянии. А это ведет к тому, что использование стандартной механической коробки оказывается неимоверно сложным для начинающего водителя.

Именно поэтому после получения прав многие водители покупают автомобили с автоматической коробкой переключения передач, которые с каждым годом становятся все доступнее.

В этой статье речь пойдет о том, можно ли сдавать на права на автомате в 2019 и 2020 году:

Чем отличаются водительские права на автомат и механику?

Управление авто с разными типами трансмиссии имеет не только технические особенности, но также определенные преимущества и недостатки в процессе эксплуатации ТС. Несмотря на доминирующее положение автомобилей с АКПП сложная «механика» сохраняет свои позиции на рынке автопрома за счет более высокой управляемости скоростной динамики, функциональности и экономичности машины. На современном «автомате» нет проблем с разгоном, обеспечивается повышенная комфортность управления авто в условиях городской среды. Водительские права на автомат и механику можно получить после специального курса обучения в автошколе.

Рассмотрим, чем отличаются права на управление машиной с механической трансмиссией и АКПП, и какой вариант водительского удостоверения предпочтительнее.

Особенности обучения

Программы обучения в автошколе, процедура сдачи экзаменов и получения прав в ГИБДД постоянно изменяются. В результате реформирования содержания обучения появилась возможность выбирать машину с автоматической трансмиссией для водительской подготовки и сдачи практической части экзамена.

Вопрос о том, на какой машине учиться? решается индивидуально. Удобство вождения на «автомате» не вызывает сомнения, однако механика позволяет более эффективно решать возникающие в практике вождения проблемы (например, при суровых погодных условиях, снежных заносах, разгоне).

Преимущества обучения на «механике»

Подготовка в автошколе на машине с МКПП обладает следующими плюсами:

  1. Теоретическая и практическая часть обучения, успешно выдержанный итоговый экзамен позволяют получить водительские права без ограничений (на механику и автомат).
  2. По сравнению с автоматом механическая коробка дает возможность «вручную» контролировать скоростную динамику машины (лучше понимать аспекты работы авто и чувствовать ситуацию на дороге). В целом, это положительно сказывается на безопасности движения автомобиля любой категории.
  3. Процесс обучения позволяет быстро освоить навыки езды в горку при выполнении экзаменационного упражнения «эстакада», что имеет большое практическое значение.
  4. Подготовка на авто с МКПП является отлаженным процессом, по сравнению с обучением на «автомате», что сказывается на стоимости услуг (они существенно ниже).
  5. Обучение на машине с автоматической трансмиссией не дает права на управление авто с МКПП. Напротив, курс обучения на ТС с механической коробкой снимает ограничение на управление машиной с АКПП.

ВАЖНО! Водить машину с автоматической трансмиссией проще, комфортнее, но в дальнейшем, при необходимости пересесть на авто с МКПП придется пройти заново обучение и пересдачу в ГИБДД, чтобы получить соответствующее водительское удостоверение. Права на механику являются универсальными — они дают возможность управлять ТС с любым типом трансмиссии

Права на механику и автомат: отличия

Между трансмиссиями автомобиля имеются существенные отличия. Коробка передач – не просто определенный тип агрегата, а совокупность механизмов и устройств конструкции автомобиля. В плане комфорта, экономичности некоторых аспектов эксплуатации авто с автоматом, несомненно, лидирует.

Вождение на машине с механической коробкой требует:

  • специальных навыков;
  • глубоких теоретических знаний;
  • более длительной подготовки.

Механическая трансмиссия обеспечивает оптимальный режим работы мотора в любых условиях. К тому же она дает возможность почувствовать скорость и драйв от вождения.

Отличия в водительских документах

По внешнему виду документы, подтверждающие право гражданина управлять ТС с механикой или автоматом, очень похожи. Оборотная сторона содержит особые отметки, позволяющие дифференцировать данное право по разным показателям.

С текущего года водительские удостоверения содержат две дополнительные строки с названием «Особые отметки» (на обороте документа):

  • В графе 12 указываются ограничения по каждой категории ТС.
  • В графе 14 фиксируются ограничения на все установленные в конкретном удостоверении категории – там, где в правах указывается автомат или механика.

Характеристика категории B

Категория прав – это разрешение на управление определенным видом ТС. Они существуют 5-ти видов, каждый из которых выдается в зависимости от массы, мощности, а также вида управления. Большинство автомобилистов получают водительское удостоверение категории B, так как она охватывает наибольший диапазон авто (в том числе и малотоннажные грузовики).

  • машины, масса которых не превышает 3500 килограмм (легкие грузовики, грузопассажирские ТС);
  • авто, где не больше 8 сидячих мест (не считая водительского);
  • транспортом подкатегорий B и B1.

Если вы стали обладателем такого водительского удостоверения, то смело можете приобретать легковушки любого производителя (Audi, BMW, ВАЗ и т.д) либо малотоннажные грузовые авто от Citroen, Fiat, Ford и т.д. Сюда также входят внедорожники и микроавтобусы. В разрешенную максимальную массу 3500 кг входит автомобиль с грузом и пассажирами, так что управлять можно не только всеми легковыми авто, но и небольшими грузовиками по типу Газели.

Подкатегория B1

Если вы открыли категорию B, то автоматически получаете и B1, которая позволяет вам управлять трициклом и квадрициклом

ВАЖНО! Не нужно путать квадрИцикл и квадрОцикл, так как транспортные средства имеют четкие различия:. Квадрицикл – четырехколесный транспорт с рулем, максимальная скорость которого не превышает 25 км/час

Такие транспортные средства могут быть с открытым верхом либо с крышей. Обычно это микро авто или мотокаляски. Максимальная мощность двигателя не превышает 20 лошадиных сил, а снаряженная масса не более 400 кг, или не более 550 килограмм, если назначение квадрицикла – грузовые перевозки. Чтобы управлять квадрициклом, прав категории B или B1 будет достаточно

Квадрицикл – четырехколесный транспорт с рулем, максимальная скорость которого не превышает 25 км/час. Такие транспортные средства могут быть с открытым верхом либо с крышей. Обычно это микро авто или мотокаляски. Максимальная мощность двигателя не превышает 20 лошадиных сил, а снаряженная масса не более 400 кг, или не более 550 килограмм, если назначение квадрицикла – грузовые перевозки. Чтобы управлять квадрициклом, прав категории B или B1 будет достаточно.

Квадроцикл – тоже имеет четыре колеса, однако руль уже не автомобильный, а мотоциклетный. На обычных дорогах такое транспортное средство можно увидеть редко, ввиду особенностей спецификации. Для управления квадроциклом потребуются уже права тракториста-машиниста.

Категория BE

Водительское удостоверение позволяет управлять легковым автомобилем с прицепом, масса которого не более 750 килограмм

ВАЖНО! Общий вес автомобиля с прицепом не может превышать норму, установленную категорией B – 3500 тонн. Например, авто марки Nissan Patrol (масса 3400 кг) сцеплен с прицепом массой 460 кг

Интересно, что с категорией С уже нельзя водить машины категории B, а разрешается управление транспортными средствами, масса которых более 3500 кг. Обычно это грузовики. Для экзамена в автошколе вам предоставят грузовые авто. В дальнейшем вам доступны для управления только грузовики.

Где на правах указано автомат или механика

Посмотрите на оборотную сторону документа, где сотрудники ГИБДД пишут необходимую информацию. Обучаясь управлять автомобилем с коробкой автомат, ставится отметка «АТ». Обозначается, что у водителя существуют ограничения. Он может управлять машиной с автоматом.Присутствующая категория В обозначает, что человеку позволяется водить транспорт с механикой и отмечается право на передвижение с АКПП.

Отметка «АТ» обозначает ограничения. Такое оформление прав намного понятнее. Обучаясь на автомобиле с МКПП, водитель получает универсальный документ без отметки. Ее отсутствие позволяет быстро узнать необходимую информацию.

Где в правах указывается механика или автомат?

Если водитель обучался и сдавал экзамены на транспортном средстве с автоматической трансмиссией, на оборотной стороне прав будет специальная отличительная пометка «АТ». Благодаря этой надписи инспектор может отличить ваши документы по соответствующим показателям.

Если перевернуть удостоверение, вы сможете обнаружить графу под названием «Особые отметки»

Обратите внимание на следующее:

  • Графа 12 содержит ограничения, которые касаются категорий транспортных средств. Это мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, их разновидности.
  • Графа 14 показывает те ограничения, которые имеются в конкретном экземпляре водительского удостоверения. Именно здесь будет указан и тип коробки передач автомобиля, на котором вы проходили обучение.

Как выглядят права нового образца

По внешнему виду, размерам и оформлению, Российское удостоверение нового образца полностью отвечает требованием Венской Конвенции.

АКПП, если ВУ на МК, можно. Если наоборот: удостоверение выдано на АК, а водитель управляет авто на «механике» — это нарушение. Чтобы пересесть на автомобиль с МК, придется пересдать на универсальное ВУ, т. е. для управления ТС с МТ.

Вождение автомобиля с МТ и на АКПП отличается комфортом, экономичностью по некоторым параметрам.

Управление машиной с МТ предполагает:

  • специализированное обучение перед получением ВУ;
  • более глубокие теоретические знания;
  • длительность подготовки выше, чем на водительское удостоверение для вождения автомобиля с автоматической трансмиссией.

МТ обеспечивает оптимальную работу мотора в любых условиях.

Отличие в управлении машиной с АК передач заключается также в том, что водителю за рулем такого автомобиля не приходится сталкиваться с педалью сцепления.

Спереди на нем размещаются:

  • Штрих-код, предназначенный для ведения учета в автоматизированном режиме (расположен в левой части прав);
  • Таблица категорий, с обозначенными датами их получения и окончания срока действия;
  • Колонка с ограничениями на управление определенным типом транспорта (мотоцикл, легковая машина, микроавтобус или грузовое ТС);
  • Номер водительского удостоверения (размещается в правом нижнем углу);
  • Цифра 14, расположенная под штрих-кодом, обозначающая ограничение на все категории (именно сюда ставится пометка АТ, если водитель сдавал экзамены на автомобиле с автоматической коробкой передач).

На тыльной стороне ВУ нового образца размещена фотография владельца документа, его основные данные (Ф.И.О., дата рождения и прописка), а также наименование структуры, ответственной за выдачу удостоверения.

Для управления машиной с «механикой», водитель обязан переучиваться и дополнительно сдавать переэкзаменовку в ГИБДД.

Обучение вождению на «механике» сложнее, чем на «автомате», требует освоения дополнительных навыков управления автомобилем с использованием сцепления, знания соотношений передачи, скорости машины и оборотов двигателя, понимания режима работы двигателя и трансмиссии в различной дорожной обстановке и на различном рельефе.

Обучившись управлению машиной с ручной механической коробкой передач, перейти на управление машиной с АКПП легко, и не требует освоения дополнительных навыков.

Раньше же графа «Особые отметки» была только одна.

Теперь отметку о том, какую КПП используют ставят в 14 графе (но могут ставить и в 12 графе, если отметка относится к одной категории или же подкатегории). Если стоит значок АТ, то управление может происходить только на машине с автоматической коробкой.

Основные моменты

До внесения поправок в законодательство относительно категорий водительских прав скутеры и мопеды не считались транспортными средствами в полном смысле этого слова.

Владельцы таких средств передвижения приравнивались к пешеходам. Для управления мини-мотоциклами не нужно было получать права.

За любое нарушение предусматривался штраф в двести рублей. Но такая ситуация была допустимой, когда скутеры только появились на российских дорогах.

Сначала подобного транспорта было немного и какое-то особое регулирование по этому поводу не требовалось.

Но в последние годы виновниками ДТП все чаще стали становиться именно владельцы легкого мототранспорта. Обычным делом стало вождение скутера в нетрезвом виде.

К тому же увеличилось число аварий с участием подростков, которым скутеры приобретают любящие родители.

С учетом нововведений владельцы мопедов и скутеров оказались приравнены к остальным водителям. Хотя закон все не слишком к ним строг.

Прежде всего, мототехника с объемом двигателя меньше пятидесяти кубических сантиметров не регистрируется в ГИБДД в обязательном порядке.

Кроме того обладатель скутера не несет обязательной страховой гражданской ответственности.

То есть, нет надобности в приобретении полиса ОСАГО. В случае аварии, с водителя скутера взыскать ущерб получится лишь в судебном порядке.

Что это такое

Категория М была учреждена в ноябре 2013 года одновременно с введением прочих новых категорий.

Предназначение категории состоит в управлении транспортными средствами механического типа с объемом двигателя не более пятидесяти кубических сантиметров и транспортом с электродвигателями, мощностью до четырех киловатт.

К данной категории транспортных средств относятся двух- или трехколесные транспортные средства с определенными параметрами — скутеры, квадроциклы, мопеды, велосипеды с наличием навесного двигателя.

Максимально допустимая конструктивная такого транспорта не должна превышать пятидесяти километров в час.

С какой целью выдается удостоверение

Цель выдачи водительских прав категории М достаточно проста. На основании таких прав получается законная возможность управлять мопедами и приравненными к ним транспортными средствами.

Для того чтобы точно определить, что именно можно отнести к категории мопедов, следует обратиться к п.1.2 ПДД.

Здесь приведены основные характеристики ТС, могущего именоваться мопедом. Следует отметить, что прежде мопед не считался механическим транспортным средством.

По этой причине наличие водительского удостоверения у водителей скутеров не предусматривалось.

С на законодательном уровне скутер был отнесен к механическим ТС и их владельцев обязали получить категорию М для вождения данного транспорта.

Основанием для введения категории М стало увеличения численности несовершеннолетних водителей, управляющих мототранспортом.

Слишком частыми стали аварии с участием подростков на мопедах. Такие водители являются полноценными участниками дорожного движения, но при этом не знают элементарных правил дорожного движения.

Помимо прочего на фоне отсутствия регистрации в ГИБДД скутеров и мопедов разбираться в ДТП с их участием довольно сложно.

Учреждение обязанности для мотовладельцев иметь водительское удостоверение несколько упростило юридические аспекты оформления аварийных происшествий.

Таким образом планируется повысить безопасность дорожного движения.

За нарушение ПДД отныне полагается полная ответственность для владельца любого транспорта, даже при шестнадцатилетнем возрасте водителя.

Правовая база

Специальные права для управления мопедом и скутером появились в России . Новой категории было присвоено обозначение буквой М.

Законодательные требования к данной категории прописаны в законе «О безопасности дорожного движения» от .

За управление скутером без водительских прав с открытой категорией М предусмотрена ответственность по ч.2 ст. КоАП РФ.

В частности предусматривается наложение штрафа в размере восьмисот рублей. Однако получать категорию М требуется не всем водителям.

Какой штраф за стоянку под знаком Остановка запрещена в 2019 году смотрите в статье: штраф за остановку под знаком Остановка запрещена.

Правило проезда Т-образного нерегулируемого перекрестка, читайте здесь.

В основном нововведение предназначается для подростков, которые впервые садятся за руль мототранспорта.

Получить иную категорию водительских прав возможно только с 18 лет. Категория М может присваиваться с 16 лет.

Водители, имеющие права с любой иной категорией, вправе управлять мототехникой без дополнительного получения категории М. Данная категория открывается автоматически к любой другой открытой категории.

Права на автомат и на механику: отличия в 2019 году

В 2017 году национальное водительское удостоверение Российской федерации привели в соответствие с Венской Конвенцией «О дорожном движении».

В документе появились дополнительные подкатегории транспортных средств и отметка о том, что водитель обучался на автомобиле, оснащённом автоматической коробкой передач.

Лицевая сторона у прав на автомат и механику идентична, отличия на обороте: в левом нижнем углу ставится отметка «АТ», если обучение проводилось на машине, оборудованной АКПП.

Оборотная сторона, где в правах указывается автомат или механика.

Зачем нужна отметка

Установка АКПП во всех классах легковых автомобилей, минивэнов, внедорожников, позволило смягчить требования к навыкам курсантов автошкол по переключению передач в механической коробке.

Если курсант не желает изучать «механику», планируя использовать только «автомат», то обучение проводят на автомобиле с АКПП, и на водительском удостоверении ставят отметку «АТ», которая является ограничением в открываемой категории, и запрещает водить автомобиль оборудованный МКПП.

На вопрос, можно ли ездить на «механике», если учился на «автомате», ответ однозначный — запрещено. Для управления машиной с «механикой», водитель обязан переучиваться и дополнительно сдавать переэкзаменовку в ГИБДД.

Обучение вождению на «механике» сложнее, чем на «автомате», требует освоения дополнительных навыков управления автомобилем с использованием сцепления, знания соотношений передачи, скорости машины и оборотов двигателя, понимания режима работы двигателя и трансмиссии в различной дорожной обстановке и на различном рельефе.

Обучившись управлению машиной с ручной механической коробкой передач, перейти на управление машиной с АКПП легко, и не требует освоения дополнительных навыков. Права без отметки «АТ» считаются универсальными.

Поэтому на вопрос, можно ли ездить на «автомате», если учился на «механике», ответ положительный — разрешено.

Категории и подкатегории нового удостоверения

Категории новых водительских прав с отметкой «автомат или механика» расширены подкатегориями, и теперь их шестнадцать.

Шесть больших категорий:

  • А — мотоциклы;
  • B — легковые автомобили;
  • C — грузовые автомобили;
  • D — автобусы;
  • М — мопеды;
  • Трамваи и троллейбусы.

Четыре подкатегории: A1, B1, C1, D1.

Специальные подкатегории, для управления автомобилями с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.

На оборотной стороне водительского удостоверения они расположены в следующем порядке:

  1. А — мотоциклы;
  2. А1 — лёгкие мотоциклы с двигателем от 50 до 125 см3;
  3. В — легковые машины до 3,5 тонн, не более восьми мест, кроме водителя;
  4. В1 — трициклы и квадрициклы;
  5. С — грузовики, в том числе с лёгким прицепом;
  6. С1 — грузовики до 7,5 т;
  7. D — автобусы, в том числе с лёгким прицепом;
  8. D1 — микроавтобусы до 16 сидячих мест;
  9. ВЕ — легковые автомобили с прицепом, массой свыше 750 килограммов;
  10. СЕ — грузовики категории C, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
  11. С1Е — грузовик категории C1, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
  12. DЕ — автобус категории D, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
  13. D1Е — автобус категории D1, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
  14. М — мопеды, скутеры, а также лёгкие квадрициклы с двигателем до 50 см3;
  15. Tm — трамвай;
  16. Tb — троллейбус.

На базовых курсах водителей открывают категории и подкатегории А, В и М, из них отметка про обучение на машинах с АКПП актуальна для категории В.

На чем лучше обучаться и на чём лучше сдавать экзамен

Обучение на автомобиле с механической коробкой даёт дополнительные навыки управления и универсальные права, с которыми можно ездить и на машине с «механикой» и на машине с «автоматом».

Но обучиться на «механике» по сравнению с «автоматом» сложнее, больше времени уйдёт на наработку базовых навыков, которые, возможно, никогда не пригодятся в дальнейшем.

Общий принцип обучения сформулировал Суворов в своей максиме «тяжело в ученье, легко в бою». Поэтому при выборе, на чём лучше учиться, на механике или на автомате, даже если нет намерения в дальнейшем управлять машиной с МКПП, учиться лучше на ней.

Универсальное водительское удостоверение позволит пересесть на любую машину открытой категории без переэкзаменовки.

Этап экзаменов ГИБДД в городском движении сдавать лучше на «автомате»

В потоке машин основное внимание уделяется перестроениям, соблюдению дистанции, светофорам, пешеходам и нестандартным ситуациям

В такой напряжённой обстановке неопытный водитель отвлекается на переключение передач и может совершить ошибку. Избегайте этого, особенно если вы планируете в дальнейшем использовать только АКПП.

Если учился на «механике», можно сдавать на «автомате». Препятствий со стороны ГИБДД не будет.

Почему нужна отметка «АТ»

На оборотной стороне водительских прав фиксируется отметка «АТ» для автолюбителей, управляющих машиной с АКПП. Это связано с тем, чтобы разграничить категории прав с учетом трансмиссии автомобиля и ограничить открываемую категорию. Указанная отметка запрещает водить ТС с МКПП. По сравнению с автоматом управлять машиной с МКПП сложнее.

Причинами такой сложности являются:

  • необходимость отработки специальных навыков работы со сцеплением;
  • формирование теоретической базы знаний в области соотношения работы передач, оборотов двигателя в поддержании оптимального скоростного режима;
  • знание основ работы двигателя и коробки передач в различных условиях дорожного движения (в том числе на рельефной местности).

На видео о получении прав на автомат

Полученные в ходе обучения на механике знания и дополнительные навыки дают возможность эффективно управлять транспортным средством в ручном режиме: на любой дороге, при любых погодных условиях. Освоенный багаж знаний и практических умений позволит без труда управлять машиной с АКПП.

Напротив, владельцу прав с отметкой «АТ», чтобы перейти к управлению механикой, необходимо будет пройти дополнительную переэкзаменовку в ГИБДД. Поэтому целесообразнее сразу обучиться на машине с МКПП и получить права без ограничений (на автомат и механику).

Как расшифровываются метки в водительском удостоверении нового образца

Фото делается непосредственно в отделении автоинспекции, оформляющей документ. Цветная фотография должна иметь размер 21*30 мм. Не допускается размещение фото с закрытым лицом.

Если не снимать головной убор требуют религиозные правила, то шапка не должна закрывать лицо. Если человек имеет право управлять автотранспортом исключительно в очках, то фото должно быть сделано в очках.

Подпись собственника. Личная подпись должна быть идентична росписи, поставленной в гражданском паспорте. Регион постоянного места проживания гражданина. Доступные категории (включая подкатегории), которые водитель может использовать.

Вверху лицевой части обязательно содержится название документа («Водительское удостоверение»), которое нанесено сиреневой краской.

Над фотографией размещен знак России – RUS. В нижней части на главной стороне документа серым цветом нанесено изображение дорожного полотна с линиями разметки.

Защита от подделки

Поддельными правами будут считаться такие документы, которые не соответствуют бумагам государственного образца. Выявить подделку можно по таким признакам:

  • в правах представлена не полная информация;
  • присутствует исправления;
  • информация в удостоверении не соответствует той, которая есть в базе;
  • права изготовлены на бумаге, не отвечающей государственному стандарту;
  • на удостоверении нет защитных элементов и меток подлинности.

Кроме того, удостоверение нового образца имеет такие отличия от предыдущей версии:

  • изменилась система категорий транспортных средств;
  • появился штрих-код, с помощью которого сотрудники ГАИ могут быстро проверить информацию о водителе по общей базе данных;
  • появилась отметка о подкатегориях: АКПП или МКПП.

Сотруднику ГИБДД не составит проблем выявить поддельные права. А поскольку езда с липовым документом карается по Уголовному кодексу РФ и может грозить лишением свободы, то покупка фальшивого удостоверения – это не лучшее решение для автомобилиста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *