Как подключить сабвуфер к усилителю

Список необходимых комплектующих

Для начала определимся с общим перечнем деталей, а именно – их названием и выполняемой функцией, а затем дадим рекомендацию по выбору.

  1. Силовой провод. Подаёт питание от аккумулятора к усилителю. На седан среднего размера понадобится 5 м «плюса» и 1 м «минуса». Более точные размеры вы сможете получить, самостоятельно измерив свой автомобиль.
  2. Колба с предохранителем. Важный компонент. Служит защитой в случае замыкания силового провода.
  3. Клеммы. Позволят упростить присоединение силовых проводов к аккумулятору и кузову автомобиля. Понадобятся 2 шт. кольцевого типа. Если подключение у усилителя на лопатках, потребуются ещё 2 шт. вилочного типа.
  4. Тюльпаны и управляющий провод. Передаёт звуковой сигнал от магнитолы к усилителю. Может идти в комплекте с межблочными проводами или приобретается отдельно.
  5. Акустический провод. Передаёт улучшенный сигнал от усилителя на сабвуфер. Потребуется 1-2 м. Если у вас активный сабвуфер, этот провод не понадобится.
  6. Дополнительно может понадобиться дистрибьютор, в случае если установлены два усилителя.

Теоретическая справка

Давайте рассмотрим, какие виды акустики вообще применяются в автомобиле. Популярностью пользуются четыре типа системы – так называемый бесконечный акустический экран, акустика закрытого типа, акустика полосового типа и корпус с фазоинвертором. Сразу хотелось бы отметить, что использование сложной акустики для низкочастотной головки дает возможность устанавливать усилители меньшей мощности. При этом громкость и качество звучания остается на прежнем уровне. Учитывая, что стоимость усилителя во многом зависит от его мощности, то данный аспект очень важен.

При покупке сабвуфера необходимо поинтересоваться, сколько обмоток звуковых катушек есть в устройстве. Сегодня в продаже находятся «низкочастотники» с 1, 2 или 4 обмотками. В принципе, увеличение числа обмоток – это некоторая хитрость производителей, которые дают возможность покупателям использовать вместо одного мощного усилителя несколько устройств меньшей мощности.

Большой популярностью пользуются так называемые активные корпусные сабвуферы, которые продаются в связке с усилителем. В этом случае задача автолюбителя упрощается, ведь время на выбор устройств существенно сокращается. Да и качество звука остается всегда на высоте. Преимущество активных сабвуферов – простота и высокая скорость настройки. Кроме этого, их легко монтировать, и они оборудованы всеми необходимыми входами. Но есть недостаток – нет входов от встроенного усилителя. Это значит, что если он сгорит в процессе эксплуатации, то сам динамик использовать уже не получится.

Сабвуфер: выбор динамика для дома, авто, компьютера

Специалисты рекомендуют уделять внимание диаметру динамика:

  • 10-12-дюймовый – оптимальный вариант для транспортного средства при условии, что оно легковое;
  • 6-10-дюймовый – предельный диаметр динамика для сабвуфера, который будет располагаться по соседству с компьютером, т.к. пользователю сильная громкость будет только мешать и вредить;
  • 10-дюймовый и более – динамик среднего и большого диаметра позволяет полноценно наслаждаться музыкой, даже если слушатель находится в другой комнате (особенно, если жилье частное).

Вывод напрашивается сам собой: выбирая 10-12-дюймовый динамик для автомобильного сабвуфера, пользователь сразу решает вопрос, как сделать сабвуфер для дома своими руками, т.к. в домашних и автомобильных условиях требуемые громкость и качество звука совпадают.

Подключаем саб: важные моменты и инструкция

Разберём процесс инсталляции сабвуфера в автомобиль с подключением к штатной магнитоле

Перед началом работ обратите внимание на несколько моментов:

  1. Корпус сабвуфера и сам усилитель – габаритные устройства. Надо продумать, где их разместить. Чаще всего для них выделяют место в багажном отделении автомобиля.
  2. Если штатное головное устройство не имеет выходов для подключения сабвуфера и отсутствует провод управления, то подумайте о замене магнитолы. Это убережёт от возможного короткого замыкания, упростит подключение сабвуфера и позволит получить качественный звук. Активный низкочастотник требует питания от аккумулятора. Силовой кабель должен быть соответствующей длины и сечения. Продумайте, где его проложить от моторного отсека к багажному отделению. Он должен быть крепко зафиксирован пластмассовыми хомутами.
  3. Проверьте наличие линейного выхода для сабвуфера на штатной магнитоле. При отсутствии – выход есть. Сабвуфер подключают к колонкам или AUX-выходу. Такое решение не идеально и влияет на качество воспроизведения звука.
  4. Для управления активным сабвуфером необходим провод System Remote Control. Без него усилительный модуль не работает. Если в магнитоле нет такого выхода, то можно подать напрямую постоянные +12 вольт на вход активного сабвуфера. При таком подключении усилитель работает непрерывно и разряжает аккумуляторную батарею.

Подключение плюсового кабеля

Концы силового кабеля зачистить, установить клеммы. Форма и размер клемм выбирается по форме разъёмов, куда их будете подключать. И сечение кабеля также учитывайте.

Клеммы обжимаются. Обжимать можно обычными плоскогубцами. За исключением специальных, которые требуют наличия клещей с губками определённой формы. Но покупать такие для однократного применения вряд ли стоит.

Пример подключения силового кабеля для сабвуфера к аккумулятору

Итак, уложили оголённый проводник в клемму так, чтобы в захвате было несколько миллиметров изоляции. То есть, когда вы клемму обожмёте, голый провод из-под клеммы выглядывать не должен. Если есть паяльник, лучше провод припаять к площадке, а затем обжать. Но условия такие же — из-под клеммы голые провода не торчат.

Выбор номинала предохранителя для подключения 12 В к сабу (или усилителю)

Затем, на расстоянии 15–20 см от того края, который будете подключать на аккумулятор, делаете разрез и устанавливаете предохранитель. Предохранитель берёте на 12 В, и на ток, который предполагается пропускать. Для активного саба подбирается в зависимости от мощности, если не указан или нет в комплекте.

В салон кабель протягиваем через штатное отверстие в переборке. Оно, должно быть, защищено пластиковой или резиновой накладкой. Контролируем её состояние и состояние изоляции проводов, которые там уже есть. По салону тянем кабель так, чтобы его повреждение было маловероятным. Лучше всего по центру салона.

Крепим пластиковыми хомутами, фиксируем часто, особенно в местах поворотов. Но фиксацию лучше отложить пока не протянете ещё и акустические провода. Их придётся тянуть от магнитолы тоже до усилителя или саба.

Типы сабвуферов. Активный и пассивный сабвуферы

Все многообразие моделей этих акустических систем, представленных на российском рынке AV-техники, можно классифицировать по ряду признаков. Типы сабвуферов

– первейший критерий классификации. Исходя из него, все модели акустики разделяют на две класса:

  • Активные сабвуферы ;
  • Пассивные сабвуферы.

Активныйсабвуферсовстроенным усилителем. Такой вариант позволяет снизить нагрузку с внешнего усилителя или av-ресивера домашнего кинотеатра, перераспределив ее в пользу остальной пассивной акустики. Таким образом, выбор сабвуфера активного типа позволит обеспечить всем элементам акустической системы более высокий уровень выходного сигнала и его чистоту. Кроме того, расширенный диапазон сабвуфера активного типа позволяет расширить границы динамического диапазона всего комплекса акустической системы домашнего кинотеатра. Еще одно существенная черта и преимущество, которым отличаются активные сабвуферы для дома – наличие кроссовера, значительно упрощающего подключение саба к остальным элементам системы и нивелирующего возможные искажения при воспроизведении низких частот, вызванные наличием других колонок. Таким образом, сабвуфер со встроенным усилителем позволяет размещать его в любом месте помещения, где это необходимо его владельцу.

Установка сабвуфера пассивного типа, не имеющего встроенного усилителя и кроссовера, приводит к разделению потенциала мощности внешнего усилителя на большее количество акустических колонок различного назначения. За счет этого обстоятельства помимо более низкой чистоты воспроизведения модели такого типа также весьма капризны в вопросах выбора идеального места для своей установки. Единственное их преимущество по сравнению с конкурентами активного типа – более доступная цена.

В силу этих причин большая часть моделей, которые предлагает каталогсабвуферовинтернет—магазина Hi-Fi Design, принадлежат к активной акустике.

Как правильно подсоединить сабвуфер в машину

В схеме подключения активного сабвуфера в машине может потребоваться сумматор каналов, который смешивает правый и левый сигналы с одновременным ограничением уровня, для безопасной подачи сигнала на вход усилителя. Устройство можно приобрести в специализированном магазине или сделать самостоятельно. Схема подключения активного саба в автомобиль содержит минимальное количество деталей и не нуждается в настройке и регулировке.

В схеме используется три постоянных резистора, которые распаиваются непосредственно на разъёме. Во избежание возникновения наводок и импульсных помех,соединение сабвуфера и автомобильной магнитолы выполняется изолированным экранированным проводом.

Кроме активной низкочастотной системы, в машину можно поставить пассивный саб. Он представляет собой ящик (короб), в котором установлена мощная электродинамическая головка. Короб пассивной системы может быть собран по закрытой схеме или с акустическим фазоинвертором. Если громкоговоритель рассчитан на мощность в 15-25 ватт, его можно подключать непосредственно к выходу автомобильной магнитолы.Для получения большой выходной мощности такую колонку обычно используют вместе с низкочастотным усилителем. Блок автомобильного УНЧ устанавливается рядом с низкочастотной колонкой. Обычным местом размещения является багажный отсек. Питание на усилитель организуется по тем же правилам, что и на активное устройство.

Расчет корпуса сабвуфера: программа и калькулятор онлайн

Если правильно произвести расчет корпуса сабвуфера в режиме онлайн, то вполне возможно будет собрать его самостоятельно. При этом возможно будет произвести расчет корпуса сабвуфера  онлайн, поскольку в интернете реально отыскать несколько программ, большинство из которых действуют, как качественный и удобный калькулятор.

Перед тем, как приниматься за изготовление корпуса сабвуфера различного объема, стоит отправиться на автомобильный рынок и подобрать там качественные динамики, фазоинвертор, бандпасс четвертого или же шестого порядка. Все спорные вопросы реально будет уточнить у продавца или же в автомобильном сервисе, как правило, бесплатно или же за символическое вознаграждение.

Для чего нужна программа расчета корпуса сабвуфера на русском

Перед тем, как использовать программу расчета корпуса сабвуфера на русском, стоит разобраться с тем, какие детали потребуется приобрести.

Для качественного звучания акустики придется купить:

  • динамик – лучше всего, если это будет импортный вариант, который составит десять, а лучше двенадцать дюймов;
  • бандпасс четвертого порядка – который будет разделен на несколько камер, способные ограничить те частоты, которые могут ограничиваться при помощи диффузора;
  • бандпасс шестого порядка – имеет еще одну камеру, а также, наличие дополнительного фазоинвертора, при этом можно отыскать два типа бандпассов, то есть с одним или двумя фазоинверторами;
  • фазоинвертор – деталь, которая представляет собой трубку, выводящую воздух, который может обеспечить дополнительное, более качественное звучание акустики.

При этом все вышеуказанные части обязательно заключены в корпус сабвуфера, который представляет собой ящик закрытого типа с определенным объемом. Как правило, качественный корпус сабвуфера представляет собой корпус из дерева, который полностью герметичен. Конечно же, этот вариант самый простой, но динамики, расположенные в нем показывают самый низкий уровень КПД.

В интернете имеется программа для расчета корпуса сабвуфера, русский вариант будет также доступен, она напоминает обычный калькулятор, но обладает рядом других функций.

К примеру, популярная программа Speaker Workshop позволяет произвести расчет онлайн таких параметров, как:

  • корпус;
  • фильтр;
  • динамический импеданс;
  • АЧХ;
  • искажений гармонического характера;
  • количества конденсаторов, резисторов.

Как произвести расчет объема корпуса сабвуфера

Еще одна программа, которая в режиме онлайн позволяет производить расчет необходимых составляющих для корпуса сабвуфера – это UniBox (Unified Box Model). С ее помощью реально рассчитать:

  • объем закрытого ящика;
  • особенности фазоинвертора;
  • особенности брандпасса;
  • начертить кривую импеданса, которую обеспечивают динамики;
  • выступает, как качественный симулятор уровня звукового давления.

Еще одной довольно популярной программы, позволяющей в режиме реального времени произвести расчет объема корпуса сабвуфера является Crossover Elements Calculator. Она не только производит расчет объема   корпуса сабвуфера в режиме онлайн, но и дает советы, касающиеся того, какой именно корпус целесообразнее выбрать для конкретных динамиков, а также, способна скорректировать чувствительность высоких частот.

Программа, больше напоминающая калькулятор и способная произвести полный расчет объема корпуса  сабвуфера, имеющая русский интерфейс – это BassPort.

Параллельно она проверяет:

  • число портов и их сечение;
  • частоту настройки;
  • диаметр диффузоров и их максимальный ход;
  • несколько минимальных и максимальных показателей для портов.

Что предполагает калькулятор расчета корпуса сабвуфера

Как правило, качественный калькулятор расчета корпуса сабвуфера производит все действия на бесплатной основе. При этом все этапы расчета будут приближенными к номинальным техническим характеристикам.

Самой популярной программой на русском языке, позволяющей производить полный расчет всех параметров, можно назвать Speaker Box Lite.

С ее помощью реально рассчитать не только объем корпуса сабвуфера, но и:

  • толщину используемого материала;
  • габариты закрытого ящика в миллиметрах;
  • диаметр вырезок отверстий под динамики;
  • объем полезного типа в литрах;
  • типы, выполняемых функций.

При этом программа-калькулятор поможет качественно произвести все расчеты только после того, как точно определен тип короба – закрытый или открытый с имеющимся инверторами. Возможно будет не только рассчитать чистый объем корпуса, но и настроить порты.

Классификация сабвуферов и способы их установки в машину

Как подключить fm-трансмиттер к автомагнитоле и настроить качество звука

Все автомобильные сабвуферы делятся  на два больших класса: пассивные и активные.

  1. Пассивный сабвуфер представляет собой короб со встроенными в него динамиками. Для того чтобы такой сабвуфер работал, к нему придется дополнительно приобретать усилитель звука соответствующей мощности, поскольку своего усилителя пассивные сабвуферы не имеют.
  2. Активные сабвуферы отличаются от пассивных тем, что в них имеется собственный встроенный усилитель.

По сути, активный сабвуфер – это уже готовая к использованию акустическая система, которая подойдет, пожалуй, большинству автолюбителей, кроме тех, кто предъявляет к качеству звучания особые требования. Очень часто в активных сабвуферах также имеется возможность регулировки звуковых частот и уровня басов.

Существует еще одна разновидность сабвуферов, которые не имеют корпуса и представляют собой динамик с усилителем или без него – их называют бескорпусными.

Корпусные сабвуферы, в свою очередь, отличаются между собой формой корпуса и материалом, из которого он сделан:

  • В не зависимости от того, какой сабвуфер (активный или пассивный) форма корпуса у него может быть круглая, квадратная или прямоугольная.
  • В качестве материала для изготовления корпуса может служить многослойная фанера, ДСП или даже ДВП.

От материала корпуса, а также от его формы зависят и частотные показатели сабвуфера.

Способы установки сабвуфера в машину

В большинстве случаев сабвуферы устанавливают в багажном отсеке автомобиля, причем места установки могут быть разными. Чаще всего сабвуфер крепят к спинке заднего сиденья, но также встречаются варианты, когда “саб” устанавливается сбоку в багажном отсеке.

Низкочастотные динамики, у которых корпус отсутствует, обычно устанавливаются в следующих местах:

  • Во внутреннюю обшивку автомобиля;
  • В пол багажника;
  • В корпус изготовленный по индивидуальным расчетам, учитывающим особенности свободного пространства в автомобиле. Такие сабвуферы по минимуму занимают полезное пространство багажного отделения машины.

Существуют и компактные модели сабвуферов, которые устанавливаются под передние сиденья автомобиля. Однако такие устройства обладают не очень большой мощностью.

После определения места установки, производится непосредственно установка сабвуфера в машине и его дальнейшее подключение к бортовой сети автомобиля и к усилителю или автомагнитоле.

Выбираем динамик для сабвуфера

Зачастую в автомобильных сабвуферах используются динамики размером от 6 до 15 дюймов. Мы же остановимся на самых оптимальных и популярных вариантах — это 10 и 12 дюймовые динамики.

Почему именно этот размер? Динамики размером до 10 дюймов чаще всего используются для получения дополнительных и фронтальных басов, и из них вряд ли получится хороший сабвуфер. Динамики размером от 15 дюймов используются в соревнованиях по автозвуку. Сабвуфер с таким динамиком имеет объем до 90 литров и поместится не в каждый автомобиль. Кроме того, он сильно искажает звук.

Нет единого мнения по поводу того, какой мощности динамик выбрать. Но одно можно сказать точно — максимальная мощность динамиков должна превышать максимальную мощность усилителя. Если динамик будет долго работать на максимальной громкости, то это приведет к искажениям звука и шумам. Лучше придерживаться баланса.

Если Вы не планируете принимать участие в соревнованиях, рекомендуем остановить свой выбор на 10-12 дюймовых динамиках. Самодельный короб под 12-ти дюймовый динамик имеет объем 40-50 литров и поместится в любой багажник.

Как подключить машинный сабвуфер дома

Через блок питания, дома, подключается сабвуфер активного типа. Низкочастотные системы, предназначенные для установки в автомобилях, оснащены усилителем, который получает электропитание от аккумулятора. Это означает, что электронные компоненты системы корректно работают при подаче напряжения 12-15 вольт. Для питания активной автомобильной системы можно использовать любой источник питания, соответствующей мощности. Этот параметр зависит от мощности низкочастотного каскада. Некоторые автомобильные активные колонки могут потреблять ток до 40 ампер, поэтому найти источник питания на 12 Vи такой ток непросто. Для подачи напряжения на мощный НЧ канал можно использовать блоки питания ATиATX. Самые простые модели обеспечивают ток до 16 ампер, но при необходимости можно купить блок на 40-60 ампер. Для подачи питания на усилитель используются провода жёлтого цвета (+12 V) и чёрного цвета (GMD«Земля»). На автомобильной колонке имеются клеммы с соответствующими обозначениями, на которые и подключаются провода с блока питания.

После соединения проводов, усилитель активной колонки находится в «спящем» режиме. Чтобы его активировать, нужно на усилителе поставить перемычку между +12 VиREM. Это выполняется при отключенном источнике питания. Не рекомендуется устанавливать источник питания слишком далеко от активной НЧ колонки. Если другого варианта нет, то соединение усилителя и блока питания нужно выполнять многожильным медным проводом с максимальным сечением.

Необходимое оборудование и компоненты

Итак, кроме вышеуказанной микросхемы нам понадобятся:

  • операционный усилитель TL 072 (можно заменить на микросхемы TL 062, TL 082 или 4558);
  • резисторы мощностью 0,25-0,5 Вт;
  • электролитические конденсаторы (новые!);
  • конденсаторы неполярные — плёночные;
  • изолированные провода;
  • термопаста;
  • радиатор с площадью рассеивания не меньше 600 см²;
  • лист одностороннего текстолита.

Так же, питание схемы рекомендуется осуществить через предохранитель на 10 А и дроссель, который можно «позаимствовать» из старой магнитолы.

Конечно, мы не обойдемся без паяльника, припоя и некоторого умения со всем этим обращаться.

Это интересно: Замена передних и задних амортизаторов Шевроле-Круз

Установить в машину домашний активный сабвуфер

Подключение домашнего саба в машину связано с некоторыми трудностями. Прежде всего, это выбор системы электропитания.Следующий вопрос, который придётся решать, это надежность всей низкочастотной системы. Из-за тряски и вибрации, все проводные линии должны быть надёжно зафиксированы в своих гнездах. Для подключения акустических систем в домашней аппаратуре часто используются пружинные контактные колодки. Они вполне надёжны для стационарной техники, но совершенно не подходят для колонок, которые будут эксплуатироваться в автомобиле. Для того чтобы избежать непроизвольного отключения элементов низкочастотного тракта придётся переделать домашний сабвуфер в машину. Прежде всего, нужно заменить все пружинные разъёмы на резьбовые клеммы. Для этого конец провода зачищается, на нём делается замкнутая петля, которая жёстко затягивается под гайку.

Следующим вопросом, который придётся решать, это внешний вид акустической системы. Домашние низкочастотные колонки обычно отделываются шпоном под дорогие породы дерева. Когда устройство предназначено для установки в багажный отсек автомобиля, то престижный внешний вид совершенно не нужен и от красивого покрытия за короткое время ничего не останется. Чтобы придать домашнему сабу в автомобиле приличный внешний вид его покрытие придётся переделать. Лучшим материалом для оклейки автомобильных акустических систем считается карпет. Это нетканая синтетика с рядом достоинств:

  • Устойчив к выгоранию
  • Не накапливает пыль и грязь
  • Антистатичен
  • Не подвержен действию влаги и плесени
  • Сохраняет свои свойства длительное время

Материал легко режется ножницами, а для оклейки низкочастотной колонки можно использовать любой клеящий состав, включая обычный клей ПВА.

Для того чтобы правильно подключить домашний сабвуфер в автомобиль нужно позаботиться о защите корпуса от повышенной влажности. Для этого нужно снять заднюю стенку акустической колонки и все швы изнутри промазать силиконовым герметиком. После полного высыхания состава процедуру можно повторить.

Описание устройств

Под термином сабвуфер подразумевается акустическая колонка либо система, способная воспроизводить звуковые волны в частотном диапазоне 20-120 Гц. В основу работы положен принцип преобразования электрических сигналов от усилителя в звуковые. Для этого используется электромеханическое устройство — динамик, который имеет специальную конструкцию, обеспечивающую генерацию низкочастотных звуковых сигналов. Для улучшения звучания он установлен в корпусе, имеющем строго определенный объем. Детали корпуса и подвес динамика не должны создавать посторонних звуков (скрипа).

Конструктивные особенности сабвуферов

Для установки динамика имеется несколько конструкций:

  1. Открытая установка динамика или неограниченный акустический экран. Элемент размещается на ящике, имеющем большой объем. На автомобиле подобным ящиком является багажный отсек в машинах с кузовом типа седан.
  2. Установка в малогабаритный закрытый ящик. Размеры ящика накладывают ограничения на частотные диапазоны, срезая самые низы.
  3. Фазоинверторный корпус. В подобном устройстве применяется канал, имеющий определенные габаритные размеры. В основу фазоинвертора положен эффект встречи волн, излучаемых внешней и внутренней стороной динамика.
  4. Полосовой корпус, который представляет собой фазоинвертор с дополнительной переборкой. Динамик располагается внутри, на перегородке. Звук передается через отверстие фазоинвертора. Конструкция применяется для создания малогабаритных устройств с улучшенными параметрами звучания.
  5. Корпус пассивного излучателя, представляющего собой сочетание активного и пассивного динамиков с идентичными характеристиками. Элементы работают в противофазе. За счет расстояния и размеров, которые рассчитываются для каждого устройства индивидуально, удается получать чистый звук с низкой частотой.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *