Штраф за движение по тротуару: правила и исключения
Содержание:
- Штраф за разгрузку на тротуаре
- Процедура и сроки оспаривания
- Привлечение к ответственности
- Штраф за парковку на тротуаре
- Ответственность за нарушение
- От кого ждать штраф и что будет, если не платить
- Фиксация нарушения правил проезда по тротуару
- Что разрешено и что запрещено для транспортных средств
- В каких случаях водители чаще всего нарушают?
- Когда вступит в силу?
- Определение тротуара и его отличие от других элементов дороги обочины, пешеходной дорожки
- Когда въезд разрешен
Штраф за разгрузку на тротуаре
Как видите, ничего про автомобилистов, решивших забрать товар в магазине, в правилах не сказано. Поэтому, если вы заедете на тротуар, чтобы забрать мешки с цементом в магазине, то вас оштрафуют по статье 12.19. КоАП РФ.
КоАП РФ N 195-ФЗ от 30.12.2001 (с дополнениями от 09.01.2017 г.)
Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
3. Остановка или стоянка ТС на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.
3.1. Остановка или стоянка ТС в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных ТС или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере 1000 рублей.
3.2. Остановка или стоянка ТС на трамвайных путях либо остановка или стоянка ТС далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.
6. Нарушения, предусмотренные частями 3-4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влекут наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.
Даже скульптуре современного австрийского художника Эрвина Вурма выписали штраф за неправильную парковку)). Произведение искусства — изогнутый грузовичок Mercedes-Benz — прислонено к стене дома, причем машина стоит практически вертикально.
Итак, подведем итоги. Согласно ПДД РФ, 9.9, разгрузка автомобиля, заезжая на тротуар к магазину, возможна (при отсутствии других путей подъезда). Заезжать на тротуар и вставать поближе к входной двери магазина для загрузки запрещено. Нарушителям штраф – 1000 рублей, а для жителей столиц — 3000 рублей.
На сегодня все. Если есть вопросы, то вы можете проконсультироваться с юристом прямо на блоге. Следующий раз будет интересно тем, кто купил машину и хочет узнать про постановку на учет автомобиля в ГИБДД.
Пусть разгрузка на тротуаре пройдет у вас без проблем и штрафов!
Оживленное движение автомобилей в зонах, где традиционно присутствует много людей, требует особого контроля над ситуацией. В отдельных случаях, с целью принятия мер безопасности и создания комфортного передвижения пешеходов, появились целые пешеходные зоны. Подобные места обязательно обозначены дорожным знаком «Пешеходная зона».
Процедура и сроки оспаривания
В течение 14 календарных дней с момента получения постановления о штрафе на руки у водителя есть возможность подать заявление в местное управление ГИБДД. Постановление может быть выписано инспектором на месте или прийти по результатам видеофиксации. В последнем случае начало срока будет положено в момент получения постановления на почте. В заявлении необходимо указать дату, когда было выписано постановление, его номер, а также привести аргументы, доказывающие, что, с точки зрения водителя, обвинение его в административном нарушении незаконно. В ГИБДД жалоба должна быть рассмотрена в течение десяти рабочих дней. О вынесенном решении заявитель будет уведомлен письменно на официальном бланке этой организации. Но решение инспекции по данному вопросу (если по результатам расследования постановление о штрафе продолжает действовать) вполне может быть оспорено в суде того населённого пункта, где она находится. Практика свидетельствует о том, что жалобы, рассматриваемые в ГИБДД, имеют мало шансов быть удовлетворёнными. Наибольшей проблемой является то, что дело рассматривается без участия водителя. У него отсутствует возможность предоставления дополнительных доказательств, например, показаний свидетелей, видеоматериалов или фотоматериалов. Точной статистики не существует, но эксперты утверждают, что около 90% постановлений о штрафах остаётся в силе после рассмотрения заявлений об их необоснованности сотрудниками данной службы.
…Чего нельзя сказать о рассмотрении дела в суде. Заявление в суд можно подать в течение того же срока с момента получения постановления о штрафе, что и в ГИБДД. Также возможно после негативного решения этой службы в течение 14 календарных дней обратиться в суд. Вопрос — в какой? Обращаться необходимо в суд, который расположен там, где совершено правонарушение. Это, безусловно, создаёт массу неудобств транзитным водителям, которые нарушили Правила дорожного движения далеко за пределами родного города. Существует специальный сайт «Правосудие», на котором можно проверить, к какому району относится тот или иной суд. По закону суд должен рассмотреть заявление на протяжении двух месяцев с момента его подачи. При этом рассмотрение дела судьёй должно происходить с нуля, не учитывая выводы, сделанные при рассмотрении дела в ГИБДД
При обжаловании административного штрафа очень важно указать на процессуальные нарушения, допущенные как при составлении протокола на месте, так и при рассмотрении заявления в ГИБДД. В частности, нужно указать на ненадлежащее уведомление о сроках и порядке рассмотрения заявления, использование доказательств, которые получены в нарушение норм закона и так далее
Если в процессе рассмотрения дела появляются новые доказательства, они приобщаются к жалобе.
Если суд вынес неправомерное, с точки зрения водителя, решения по его делу, он может обратиться в Апелляционный суд. Там рассмотрение его дела также будет происходить с нуля. Апелляционный суд может рассматривать жалобу в течение трёх месяцев.
Если суд первой инстанции рассматривает дело больше установленного законом срока, то постановление о штрафе автоматически теряет свою правомерность. Это же утверждение актуально и для рассмотрения в Апелляционном суде. 2000 рублей штрафа за езду по тротуару, в принципе, являются не очень большой суммой. Поэтому далеко не каждый российский водитель станет пытаться добиваться правосудия. Именно этим часто пользуются нерадивые инспекторы дорожной полиции, неправомерно штрафующие водителей, особенно в неоднозначных ситуациях. Статистика утверждает, что заявителями выигрывается около 90% дел по обжалованию неправомерных штрафов ГИБДД. Именно поэтому, если нет желания платить штраф или вопрос в соблюдении жизненных принципов, то в суд обращаться всё же стоит.
Привлечение к ответственности
Не секрет, что дороги очень загружены машинами. Особенно это касается крупных городов. Потому часто дорожные инспекторы игнорируют мелкие правонарушения в виде заездов на тротуары.
Хотя для фиксации достаточно того, что полицейский увидел, как машина проехалась по тротуару, не имея соответствующий оснований на подобные маневры. В качестве доказательств подойдут свидетели среди пешеходов. Либо же видеозапись. Вряд ли пешеходы, которым водитель помешал спокойно пройти по тротуару, откажут себе в удовольствии наказать хама.
Можно ли оспорить
Да, водитель может избежать наказания. Но для этого ему придется пойти против совести, если штраф выписали за реальное правонарушение. Другое дело, когда автомобилисту инкриминируют то, чего он не совершал. Хотя в вопросе заезда на тротуар обычно все очевидно, и водитель действительно виноват.
Предположим, что со штрафом вы все равно не согласны. Тут нужно действовать по такому же принципу, как и в случае оспаривания любого другого штрафа. Просто почитайте эту статью, и многое для вас станет ясно.
Роль пешеходов
Многие водители обижаются на пешеходов, поскольку те часто сообщают в полицию о том, что автомобилисты заехали на пешеходную зону. Но тут следует быть честными до конца. Вряд ли водителям понравятся, если пешеходы поголовно будут выходить на дорогу в неположенном месте.
Будучи бдительным и немного обиженным пешеходом, сообщить о правонарушении, когда автомобилист заехал на тротуар, не сложно. Для этого нужно:
- зафиксировать с помощью любого записывающего устройства факт заезда;
- убедиться, что на видео видно госномера и машину;
- по электронной почте отправить заявление;
- приложить к письму фото и видео доказательства;
- указать марку, номера машины, цвет и адрес, где все произошло;
- оставить свои контактные данные.
Часто пешеходы делают практически все по этим пунктам, кроме последнего. Не все хотят раскрывать свою личность, а потому письма отправляют анонимно. Но так вы нарушителя не накажете, поскольку анонимные заявления никто рассматривать не будет. Такие правила.
Когда в ГИБДД получат письмо, дается месяц на проверку факта достоверности. Потому от заявителя могут потребоваться показания. Когда факт нарушения подтвердят, заводится дело и нарушителя наказывают.
Нет ничего хорошего в езде на машине по тротуарам. Нужно уважать пешеходов, как и им следует уважать автомобилистов. У всех есть свои зоны, где они могут свободно и по правилам передвигаться. А потому влезать на чужую территорию не стоит.
Watch this video on YouTube
Всем спасибо за внимание! Подписывайтесь, оставляйте комментарии и задавайте свои вопросы!
Штраф за парковку на тротуаре
Для федеральных Российских городов штраф составит 3 тыс. руб., для других регионов 1 тыс. руб., согласно части 3 и 9 статьи 13.19. КоАП. Наказание наступит в любом случае независимо от того, как далеко вы продвинулись.
Въехали только одним колесом на бордюрный камень, или заехали на тротуар полностью. В любом случае штраф или даже эвакуация вам будут обеспечены.
Штраф за езду по тротуару
Конечно, все знают, что ездить по тротуарам запрещено категорически и это карается штрафными санкциями. Потому что такое нарушение часто приводит к авариям, угрожает здоровью и жизни детей и взрослых.
Но это останавливает не всех водителей, они часто объезжают так пробки, если спешат куда-то, просто игнорируют закон и т. д. Инфраструктура городов уже давно не выдерживает верениц машин, особенно в час пик.
Ездить по тротуару можно в одном случае — если нельзя по по-другому заехать в нужное место. Водитель обязан при этом позаботится о безопасность проходящих мимо людей.
Во всех других случаях автолюбитель будет наказан финансово, это регламентирует статья 12.15. Сейчас штраф составит 2 тыс. рублей. Для крупных городов 3 тыс. руб.
Штраф за парковку на газоне
В Российское КоАП должны в скором времени ввести единый штраф для всех, даже за попытку припарковаться на газоне. Это нововведение очень своевременно, потому что это покончит с полной неразберихой по отношению к штрафам.
Каждый регион сейчас определяет сумму штрафных санкций самостоятельно. И они довольно существенно отличаются друг от друга:
- Москва — 5 тыс. руб.;
- Пермский край — 1,5–3 тыс. руб.;
- Новосибирская область — 1–1,5 тыс. руб. и т. д.
Верховный суд часто признаёт эти санкции незаконными. Новый законопроект предложила Свердловская область, его сразу поддержал думский комитет по гос. строительству. Он и порекомендовал утвердить его сразу при первом чтении.
Только он потребует небольшой доработки. Сейчас в федеральном законодательстве нет такого понятия, как «газон» поэтому и возникают иногда сложности со штрафом. Новый законопроект введёт новую статью 8.23, по которой штраф будет уже в размере от 1500–5 тыс. руб. Запаркованный на газоне автомобиль причиняет существенный вред облику города, и экологической обстановке в нём.
Штраф за езду и парковку на пешеходной дорожке
Парковка на пешехожной дорожке — это, конечно, серьёзное нарушение, но всё еже если вы припарковались неумышленно и можете это доказать, тогда можно отделаться устным предупреждением. И вас, конечно, ещё попросят переставить автомобиль в более подходящее парковочное место.
Но если штраф всё-таки выписали, его размер составит 3 тыс. руб. для крупных городов федерального значения. Для всех остальных 1 тыс. руб. Если он будет оплачен в течение 20 календарных дней тогда положена 50% скидка. При просрочке его могут направить в службу судебных приставов. Там рассмотрят дело и приведут в исполнение наказание за неуплату.
Езда по пешеходной дорожке — это уже более серьёзное нарушение, потому что создаёт серьёзную угрозу для здоровья и даже жизни проходящих мимо людей. Поэтому одним предупреждением здесь уже не отделаться. Штраф вне зависимости от региона составит 2 тыс. руб.
Как и когда платить штрафы?
Если вы даже, знаете, как заплатить штраф, все равно советуем ознакомиться с нижеописанной статьёй. Может, всё-таки найдёте и для себя что ни будь полезное:
После вынесения постановления о штрафной санкции, водитель обязан погасить его в определённые законом сроки. Должно пройти не более 70 дней. Десять дней даётся чтобы можно было обжаловать решение. После этого срок продлевают ещё на 2 месяца.
Ответственность за нарушение
Во многих источниках в качестве наказания за въезд в пешеходную зону указывается назначение административного штрафа в размере 2000 рублей. В качестве подтверждающего доказательства опираются на второй пункт к ст. 12.15 КоАП.
Однако, открыв Кодекс, можно увидеть несоответствие: данная норма закона подразумевает 2-тысячный штраф за въезд в зону расположения велосипедной дорожки или дороги для пешеходов.
Регулируя наказание, если автомобиль все-таки въехал в зону ограничений, следует ссылаться на иное положение закона. В данном случае речь идет о нарушении правил, предписанных дорожными знаками или разметкой (см. закон №196-ФЗ) с назначением штрафа в 500 рублей.
На видео о правилах передвижения
Если водитель столкнулся с ситуацией выписки штрафа, необходимо убедиться, что в постановлении указана верная ссылка на законодательство, т.е. наказание может быть признано правомочным. Если знак свидетельствует, что впереди территория для пешеходов, водитель должен остановить свой автомобиль перед въездом, чтобы исключить риск неприятных разбирательств по поводу корректного назначения штрафа.
От кого ждать штраф и что будет, если не платить
Езду по тротуару еще надо доказать. Основанием для штрафа может стать:
- показания свидетелей нарушения
- видеозапись
- нарушителя заметил сотрудник ГИБДД
После того как камера сняла и отправила фото, информацию проверяет сотрудник ГИБДД — смотрит на читаемость номера и разметки. Затем инспектор выносит решение и отправляет в печатном виде на терминал Почты России. Информация хранится на сервере ГИБДД — проверить ее можно в любой момент. Сколько штраф за езду по тротуару можно там же. Бывает, что инспектор нарушение видит, а доказать нечем. Вот почему.
Если разметку не видно из-за осадков, сотрудник не сможет выписать штраф. Это одна из причин, по которой дорожные службы стараются быстро убрать выпавший снег.
Если разметку не было видно, вы можете оспорить штраф
Если штраф не удалось оспорить и он не был уплачен в течение двадцати дней, водитель обязан заплатить по двойному тарифу. Если через девяносто дней штраф все еще не уплачен, инспектор передает дело в суд. Далее, суд будет взыскивать деньги, а если это невозможно, то нарушитель получит арест до пятнадцати суток или принудительные работы до пятидесяти часов.
Фиксация нарушения правил проезда по тротуару
Законодательство содержит чёткий перечень правонарушений и соответствующих наказаний. Однако немало внимания уделено также процессуальным аспектам. Ведь правильное оформление правонарушения и соблюдение всех формальностей сводит к нулю вероятность обжалования со стороны водителя.
Проблема в том, что правовая система, включающая законодательство об административных правонарушениях и судебную практику, содержит некоторые противоречия в вопросе установления вины нарушителя.
Допустим, сотрудник ГИБДД посчитал, что проехав по тротуару, водитель нарушил ПДД. При этом водитель доставлял продукты питания в кафе. В целях привлечения к ответственности сотрудник составляет протокол и постановление об административном правонарушении, что влечёт для водителя обязанность по уплате штрафа.
С одной стороны, административное законодательство провозглашает презумпцию невиновности. С другой стороны, согласно статье 26.2 КоАП, протокол, составленный сотрудником ГИБДД, признаётся достаточным доказательством вины водителя. Главное, чтобы сам протокол был составлен с соблюдением требований, содержащихся в статье 28.2 КоАП. Водитель должен быть ознакомлен со своими правами и обязанностями, а также с самим содержанием протокола.
Получается, в случае оспаривания действий ГИБДД водитель должен принять меры и доказать свою невиновность, в то время как единственным доказательством его вины является протокол, заведомо считающийся соответствующим действительности. Предполагается, что протокол составлен добросовестно, а содержащиеся в нём сведения оцениваются как факты и не подвергаются сомнениям.
При более ответственном отношении к своим обязанностям сотрудник ГИБДД подтверждает сведения протокола показаниями свидетелей, фото- и видеозаписью.
Не всегда правонарушение фиксируется в момент непосредственно его совершения. Многие постановления выносятся по итогам рассмотрения поступивших в Госавтоинспекцию фото- и видеоматериалов, в том числе со стационарных камер. В таком случае решение о привлечении к ответственности выносится «заочно», а его копия направляется автовладельцу.
Сообщения граждан о фактах езды по тротуару
Определенный вклад в борьбу с нарушителями ПДД вносят обычные граждане. Езда по тротуарам вызывает возмущение, прежде всего у пешеходов, поскольку это угрожает их безопасности. Кроме того, недовольными могут быть работники и владельцы заведений, рядом с которыми рассекают беспредельщики. Жильцы квартир часто негативно высказываются относительно несанкционированных стоянок у себя под окнами.
Власти заинтересованы в активности общества, поэтому включили в законы нормы, позволяющие гражданам сообщать в ГИБДД о фактах нарушения ПДД, подтверждённых видео- и фотосъёмкой. Такое право бороться с дорожными хулиганами предоставлено гражданам статьёй 28.1 КоАП. А в 2016 году в статью 26.7 внесены изменения, позволяющие доказывать своё сообщение о нарушителях с помощью фото и видео даже с обычного мобильного телефона.
Заявить о нарушении можно путём личного обращения в органы МВД, а можно не тратить время и направить сообщение в электронном виде через сайт Госавтоинспекции.
Однако обращение будет рассмотрено только при условии наличия данных о заявителе и о самом правонарушении
Важно, чтобы по материалам сообщения можно было установить факт проезда или стоянки на тротуаре и идентифицировать автомобиль
На сайте Госавтоинспекции доступна функция «приём обращений»
Что разрешено и что запрещено для транспортных средств
Любой водитель, управляющий, автомобилем, должен понимать, что заезд на те элементы дорожной конструкции, которые предназначены для ходьбы людей и перемещения велосипедистов означает, по меньшей мере, неуважение к другим участникам.
Кроме того, нередки случаи, когда после преодоления высокого бордюра у автомобиля оказываются поврежденными колесные диски или покрышки.
Городская инфраструктура не всегда развита настолько хорошо, что вероятность образования «пробок» минимизируется, однако законом и безопасностью пренебрегать в любом случае нельзя.
Движение
ПДД не разрешено передвигаться на автомобиле по тротуарам, пешеходным и велопешеходным секторам дороги (п. 9.9). По полосе для велосипедов допускается только перемещение на мопеде.
При отсутствии иных вариантов, въезжать на указанные объекты могут:
- техника коммунальных либо дорожно-эксплуатационных организаций;
- машины, подвозящие товар к магазинам;
- автомобили, доставившие грузы к предприятиям (объектам), находящимся у обочины или тротуара.
При заезде водитель обязан обеспечить полную безопасность своего маневра для людей. Это означает, что ему предварительно необходимо выйти из автомобиля и убедиться в отсутствии приближающихся пешеходов, а если они есть – нужно предупредить их о своем намерении.
Следует дождаться, когда люди отойдут на безопасное расстояние, и только после этого можно аккуратно начинать заезд.
Какие правила ПДД дествуют для мотоциклистов в 2021 году, говорится в статье: ПДД для мотоциклистов. Что означает в ПДД термин «уступить дорогу», читайте здесь.
Стоянка или парковка
Совершать остановку или стоянку на тротуарах и дорожках для пешеходов также запрещено действующими нормами законодательства.
На краю тротуара, примыкающего к проезжей части, можно припарковать только:
- легковой автомобиль;
- мотоцикл;
- мопед.
При этом такое место должно быть обозначено специальным символом (6.4) и соответствующей табличкой, на которой изображен способ размещения транспортных средств.
Погрузка и разгрузка
Личный автомобиль часто используется для перевозки крупной бытовой техники, мебели, строительных материалов. При этом нередко появляется проблема переноса тяжестей от крыльца магазина до багажника машины.
По закону водитель-экспедитор имеет право совершить заезд на пешеходный сектор дороги, если ему нужно передать привезенный товар, заказанный руководством магазина.
Однако на практике инспекторы все равно составляют в таких случаях протоколы и выносят постановления о назначении штрафов.
Если человек обжалует такой документ в суде, уложившись в десятидневный срок и представив документальные доказательства того, что он действительно разгружал товар, у него есть шанс избежать наказания.
Езда на велосипеде, мотоцикле или мопеде
Дети, возраст которых менее 7 лет, могут перемещаться на велосипеде исключительно по тротуарам или секторам велопешеходных дорожек, предназначенным для ходьбы.
Лицам, возраст которых более 14 лет, разрешается езда по данным инженерным объектам, если:
- дорога не оборудована специальным сектором для велосипедов, либо полотно на нем повреждено, что делает невозможным движение;
- велосипедист осуществляет перевозку ребенка младше 7 лет или сопровождает второго велосипедиста, который не достиг 14 лет.
Здесь, как мы видим, ситуация противоположная: в целях безопасности детей им как раз запрещено передвигаться по основному полотну.
В случае выезда ребенка на проезжую часть к ответственности будут привлечены его родители либо законный представитель, подобные протоколы рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних.
Стоянка здесь также возможна:
- в специально отведенных местах;
- на правой обочине, а если она отсутствует – на краю проезжего полотна.
Разница лишь в том, что если мотоциклы не имеют боковых прицепов («люлек»), то расположить их можно в два ряда, а не в один.
Водитель мопеда может осуществлять езду по велосипедной дорожке, даже если у него имеется возможность перемещаться непосредственно по проезжей части. Заезжать на тротуар категорически нельзя, равно как и на дорожку для пешеходов.
В каких случаях водители чаще всего нарушают?
Как показывает практика, большинство автовладельцев нарушают ПДД и выезжают на тротуар в нескольких случаях. Первое самое распространенное – это объехать пробку. В часы пик, как правило, это утром, когда все едут на работу, и вечером, возвращаясь домой, скапливаются большие пробки, образовывая даже заторы. Не желая стоять и ждать, пока все проедут, некоторые объезжают по ним всех стоящих.
Также много автомобилей можно увидеть на тротуарах около торговых и офисных центров, а также во дворах домов. Во многих дворах, особенно рядом с новостройками, автомобили часто заезжают на них, в поисках стоянки.
Когда вступит в силу?
А вот самое главное заблуждение в интернете, которое вы можете встретить на многих ресурсах и сайтах – это информация, что в законную силу новый КоАП вступает с 1 января 2021 года.
Это неправда и миф. На сегодняшний день, 10 Февраля 2020 года, точной информации о дате приобретения проекта поправок статуса официальных нет. Проект опубликован пока ещё только для обсуждения на Федеральном портале проектов.
Для того, чтобы обновлённый Кодекс вступил в силу, требуется, чтобы его окончательная форма была опубликована именно на портале опубликования. После такой публикации вступление в силу происходит по истечении 10 дней. И, так как на сегодняшний день вы не найдёте нового КоАП РФ по указанной ссылке, то и о дате вступления говорить рано.
Определение тротуара и его отличие от других элементов дороги обочины, пешеходной дорожки
Штраф за езду без прав после лишения
Важность чёткого понимания, что же является тротуаром, связана вот с чем. Неправильная парковка, езда в неположенном месте — извечные темы борьбы между пешеходами и водителями, с одной стороны, и теми же водителями и органами ГИБДД, с другой стороны. Не всегда с учётом обстоятельств можно определить, является ли конкретный участок дороги тротуаром
Кроме того, иногда водители вынуждены проехать по тротуару, чтобы подъехать к тому или иному объекту. Единственным достойным аргументом в конфликтных ситуациях является безукоризненное владение знаниями ПДД
Не всегда с учётом обстоятельств можно определить, является ли конкретный участок дороги тротуаром. Кроме того, иногда водители вынуждены проехать по тротуару, чтобы подъехать к тому или иному объекту. Единственным достойным аргументом в конфликтных ситуациях является безукоризненное владение знаниями ПДД.
Что такое тротуар
Итак, определение тротуара предлагается Правилами дорожного движения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
Под тротуаром понимают часть дороги, служащую для передвижения по ней пешеходов. Этот элемент должен прилегать к проезжей части (или, как вариант, к велосипедной дорожке) либо обособляться участком, покрытым растительностью.
Тротуар прилегает к проезжей части
Получается, что при определении части дороги, являющейся тротуаром, должны присутствовать два критерия:
- предназначение тротуара — для передвижения пешеходов. В исключительных случаях допускается движение и остановка машин, что будет оговорено далее в статье;
- конструкция. По данному критерию допускаются варианты. Тротуар может, как прилегать к части, где ездит транспорт, так и обособляться от неё участком с растительностью.
Отличия от обочины и пешеходной дорожки
Под обочиной понимают часть дороги, на одном уровне прилегающую к проезжей части, служащую для передвижения, а также стоянки или остановки транспорта. От части, где ездят машины, обочина отличается типом поверхности или отделяется разметкой 1.2, которая представлена непрерывной линией белого цвета.
Обочина с обеих сторона отмечена разметкой 1.2
Исходя из определений, можно сделать вывод о различиях между рассматриваемыми частями дороги:
Таблица: различия между тротуаром и обочиной
Казалось бы, определения и отличия сформулированы, ясность внесена. Однако в разграничении указанных зон есть сложности, связанные с частичным пересечением обозначенных признаков. Так, например, обочина служит для движения или остановки (стоянки авто). Что касается тротуара, на нём также в исключительных случаях допускаются эти действия.
Обращая внимание на конструкцию, можно отметить ещё один похожий признак — прилегание к проезжей части. Определяющим считается такой признак: обочина примыкает на одном уровне к части для движения авто. Это значит, что между ними нет препятствий и нет никакой разницы в высоте
Это значит, что между ними нет препятствий и нет никакой разницы в высоте.
Буквоеды могут возразить, ведь в определении тротуара нет нигде обязательного признака наличия такого разделения или уровня, отличающегося от проезжей части. Всё понятно, если есть газон — определить тротуар несложно. А если тротуар примыкает к дороге?
Между тротуаром и газоном присутствует участок с растительностью
Тут следует руководствоваться сложившейся практикой и стандартами благоустройства, строительства автомобильных дорог. Большинство из них свидетельствует о том, что при отсутствии газона тротуар должен быть отделим от проезжей части каким-либо ограждением (бордюр, металлическая конструкция).
В этом варианте тротуар отделен металлическими ограждениями
Близким по значению с тротуаром понятием является пешеходная дорожка. В правилах ничего не сказано о её размещении относительно проезжей части. Единственное непосредственное её назначение, как, впрочем, и у тротуара, – движение пешеходов. Но, в отличие от тротуара, пешеходная дорожка может располагаться вдали от проезжей части.
Пешеходная дорожка располагается вдали от проезжей части
Ещё одним обязательным отличительным признаком является наличие знака 4.5.1.
Знак 4.5.1 информирует о начале пешеходной дорожки
Когда въезд разрешен
Давайте теперь рассмотрим ситуации, когда можно въехать на тротуар на законных основаниях без наложения штрафа:
- Разрешенная стоянка. Если установлен специальный разрешающий знак, то на таком участке тротуара разрешается парковка. Однако это правило распространяется только на легковые машины, а также на мотоциклы, мопеды и велосипеды (при этом тип ТС должен соответствовать разрешающему знаку).
- Движение служебных автомобилей. Если рядом с дорожкой располагается магазин или торговое предприятие, то при отсутствии отдельной парковки транспортным или грузовыми машинам разрешается передвигаться и парковаться на дорожке для пешеходов. При этом парковка должна быть временной, а после разгрузки ТС должно покинуть дорожку.
- Машины специального назначения (полиция, скорая помощь, пожарные машины). Часто машины специального назначения могу въезжать на тротуар. При этом сам въезд не должен создавать существенную угрозу для безопасности движения других транспортных средств.
- Крайняя необходимость. В случае форс-мажорных обстоятельств обыкновенные ТС также могут временно заезжать на тротуар, если на нем нет людей. Например, если по дороге на очень большой скорости движется какое-либо транспортное средство, которое представляет серьезную опасность для других водителей, то можно на короткое время въехать на пустую дорожку, чтобы пропустить шофера-лихача.
Подведем итоги. В соответствии с правилами ПДД все авто должны двигаться по проезжей части и специальным дорожкам, а въезд на тротуар считается административным правонарушением, за которое предусмотрен штраф. Преступлением считается не только въезд, но и парковка.
Правонарушением считаются даже такие ситуации, когда автомобиль прикоснулся бордюру только одним колесом.
Иногда допускается въезд и парковка и это не считается преступлением; основные ситуации — наличие разрешающего знака, въезд служебной машины, въезд машины особого назначения (полиция, скорая помощь, пожарное транспортное средство), а также крайняя необходимость, если на дорожке нет пешеходов (например, если по дороге на большой скорости движется водитель-лихач).
Кому не приходилось наблюдать картину, когда автомобиль вдруг меняет свой курс и выезжает с дороги на тротуар! Увидеть машину на тротуаре в наше время перестало быть редкостью и стало явлением, которое, безусловно, требует отдельного анализа. Хотя бы потому, что многие автомобилисты, как ни странно, очень поверхностно ориентируются в данном вопросе. Далеко не все из них знают, а именно разрешают ли отечественные ПДД такую езду, и если нет – то какие санкции за нарушение этих правил предусмотрены действующим законодательством. Разные аспекты этой актуальной темы и рассматривает настоящий материал, имеющий своей главной задачей информационную помощь широкому кругу водителей.
Наказание за езду по тротуару.