Принцип работы термостата бойлера
Содержание:
- Потенциальные поломки
- Установка и замена термостата
- Почему ломается термостат
- Определения терминов «термостат» и «терморегулятор»
- Проверка термостата и распространенные неисправности
- Устройство и принцип действия
- ПОМЕНЯТЬ МОЖНО СВОИМИ РУКАМИ
- Где найти термостат холодильника
- Неисправности: причины и «симптомы»
- Способы решения проблем
- Из чего состоит термостат
- Заклинило термостат: признаки
- Для чего нужен термостат?
- Термостат с электронным управлением
Потенциальные поломки
Многие автомобилисты отмечают определенные поломки, которые встречаются чаще всего, поэтому опыт других владельцев УАЗ 417 способен оказаться полезным:
- Разрушение узла, который устанавливается на помпу. Данная поломка предусматривает появление ненормального шума и люфта в подшипниках.
- Разрушение сальника и шайбы помпы. Чаще всего данная неисправность обуславливается чрезмерным люфтом подшипников. Разрушение сальника приводит к подтекам ОЖ, отмечаемым рядом с фланцем помпы.
- Деформация корпуса, на котором появляются трещины и следы коробления. К таким деформационным проявлениям приводят перегрев агрегата и механические удары.
Внимание! Во всех вышеперечисленных случаях в обязательном порядке проводятся ремонтные мероприятия или меняется помпа, так как полный отказ грозит перегревом мотора и проблемами, связанными с блоком цилиндров или ГБЦ. Отдельный разговор – это неисправности термостата двигателя, которые обычно появляются в заклинивании клапана в одном из его положений
Верхнее защемление сопряжено с минимальными рисками, так как циркуляция жидкости выполняется по большому кругу и отмечается только продолжительный прогрев мотора. Опасным становится заклинивание термостата в нижнем положении, так как в этом случае ОЖ циркулирует только по малому кругу без риска перегрева мотора
По данной причине крайне важно следить за тем, как работает термостат двигателя на УАЗ 417 и своевременно проводить ремонтные мероприятия
Отдельный разговор – это неисправности термостата двигателя, которые обычно появляются в заклинивании клапана в одном из его положений. Верхнее защемление сопряжено с минимальными рисками, так как циркуляция жидкости выполняется по большому кругу и отмечается только продолжительный прогрев мотора. Опасным становится заклинивание термостата в нижнем положении, так как в этом случае ОЖ циркулирует только по малому кругу без риска перегрева мотора
По данной причине крайне важно следить за тем, как работает термостат двигателя на УАЗ 417 и своевременно проводить ремонтные мероприятия
Установка и замена термостата
Специфичность устройства термостата для каждой конкретной модели авто обуславливает возможность замены вышедшей из строя детали только на оригинальную, за исключением некоторых моделей, которые являются аналогичными и взаимозаменяемыми. Для замены термостата потребуются отвертка, соответствующие ключи и герметик, а также емкость, в которую перед демонтажем детали сливается охлаждающая жидкость. Работы производятся на полностью остывшем двигателе в следующем порядке:
- Обеспечение доступа к термостату путем демонтажа отдельных элементов моторного отсека (воздуховода, аккумуляторной батареи, воздушного фильтра).
- Ослабление затяжки хомутов и отсоединение от термостата подводящих шланг со стороны радиатора, трубки насоса и впускного патрубка.
- Снятие термостата.
Монтаж изделия производится в обратном порядке. При необходимости наносится герметик на стыки с патрубками или под внешние прокладки. Перед установкой производится его проверка, опустив в воду с температурой около 80оС, в которой клапан должен открываться, что свидетельствует о работоспособности термостата.
Почему ломается термостат
Основная причина – чье-то желание сэкономить. Либо при очередной
замене в систему залили некачественный антифриз, который разъел уплотнители и
вызвал коррозию штока, или просто не меняли его много лет. Либо – сам
производитель ради удешевления снизил требования к поставщику запчастей,
поставив явный «пластилин». Либо – недавно установленные недорогие детали в
оригинальной упаковке оказались «рисовой» подделкой.
Вторая причина – пусть качественные, но неправильно
подобранные компоненты.
Популярная среди
владельцев оборотистых моторов замена термостата двигателя на более «холодный»,
якобы обеспечивающий движку более комфортные, «щадящие его ресурс» 95⁰C,
в большинстве случаев – не оправдана.
Во-первых, при установке «обманки», ЭБУ придется прошивать
под другие экологические нормы, а правильно это умеют делать не все (отсюда –
ошибки и повышенный расход).
Во-вторых – если высокофорсированный ДВС рассчитан на работу
при 110⁰C, и моментальную скорость реакции электронного клапана, с
механическим он будет систематически недогреваться, либо – при резком наборе
оборотов перегреваться, детонировать, когда воск «не успеет» за ростом
температуры. Что такое детонация для современного двигателя, думаю, объяснять
излишне.
Определения терминов «термостат» и «терморегулятор»
Значение термина «терморегулятор» кроется в самом слове. Это прибор, предназначенный для контроля температуры во время работы лабораторной электропечи. Он отвечает за подключение системы управления и достижение выставленных параметров.
Главной функцией термостата является оптимизация расхода электроэнергии. Он проводит своевременное включение и отключение устройства в случае приближения к граничным температурным показателям.
Современные печи обладают встроенной панелью управления – цифровой или механической, на выбор
В чем схожесть и отличие термостата от терморегулятора? Перечислим главные характерные особенности:
- Что общего? Если терморегулятор используется для поддержания температуры на одном уровне и выступает как самостоятельное устройство, его можно называть термостатом. Если же он является модульным элементом термостата, то считается просто его частью. В таком случае общим определением будет «термостат».
- В чем разница? Значение слова «терморегулятор» может подразумевать отдельно взятый элемент, в то время как «термостат» – это полностью самостоятельное устройство, в состав которого и входит регулятор тепла.
Проверка термостата и распространенные неисправности
Неисправности термостата чаще всего связаны с износом или коррозионными образованиями. Это может спровоцировать заклинивание клапана в открытом, закрытом или частично открытом положениях. Признаки постоянно открытого термостата, а также ситуации заклинивания в промежуточном положении, проявляются только при низких температурах (холодной погоде), когда прогрев двигателя становится слишком долгим. Постоянно закрытое положение — более серьезная проблема, которая вызывает перегрев двигателя, что может привести к необратимым поломкам.
Как проверить исправность термостата
Также термостат может быть изначально некачественным, что нередко проявляется как несвоевременное открытие. При более раннем срабатывании увеличивается расход топлива, поскольку для выхода на рабочую температуру двигателю потребуется больше времени. Когда же клапан на большом контуре срабатывает позже, повышается износ мотора.
Основной способ проверки термостата предполагает его снятие с двигателя:
Термостат демонтируется и помещается вначале в емкость с горячей (кипящей) водой. Если при этом клапан не раскрывается или происходит слишком медленное раскрытие, он потребует замены. Если клапан сработал, выполняют обратную проверку, поместив его в холодную воду и отследив процесс закрытия.
Автомобильные термостаты не подлежат ремонту и при обнаружении неисправностей требуют замены. Также следует знать, что разные марки имеют отличные температурные характеристики открытия и закрытия. Поэтому для обеспечения оптимального режима работы двигателя необходимо устанавливать модели, рекомендуемые производителем автомобиля.
В системе охлаждения двигателя предусмотрено два круга циркуляции охлаждающей жидкости, которые включаются в работу при разной температуре мотора. Функция управления кругами возложена на простое устройство — термостат. О том, что такое термостат, как он устроен и работает, читайте в этой статье.
Устройство и принцип действия
С одной стороны устройства имеется трубка, прикрепляемая к испарителю, с другой – клеммы, предназначенные для присоединения проводов.
При понижении температуры происходит уменьшение давления ( варьируется напряжение пружины), и контакты размыкаются.
Современные холодильники Atlant (Атлант), Indesit (Индезит), Samsung (Самсунг), Bosch (Бош), Beko (Веко), Stinol (Стинол), Whirlpool (Вирлпул) оснащены электронными терморегуляторами. Они состоят из датчиков и блока управления с таймером.
В таблице представлены самые популярные регуляторы температуры, технические характеристики и примерные цены.
Наименование | Характеристика | Цена, руб. |
---|---|---|
ТАМ-112 и ТАМ-113 | Устанавливается в однокамерных холодильниках. | 400 |
ТАМ-125 | Предназначен для двухкамерных двухкомпрессорных рефрижераторов. | 400 |
ТАМ-133 | Является аналогом Ranco K59 или Danfoss 077B6 и устанавливается в моделях с двумя камерами. | 370 |
ТАМ-145 | Аналог K56-L1916, K56-P1431, K56-L1954, применяется для морозильных камер. | 350 |
К-59 | Производится итальянской компанией Ranco и устанавливается в двухкамерных рефрижераторах. | 400 |
F2000 | Является капиллярным термостатом, предназначенным для однокамерных агрегатов. | 550 |
К-50 | Может устанавливаться вместо отечественной модели ТАМ-112. | 450 |
ПОМЕНЯТЬ МОЖНО СВОИМИ РУКАМИ
При должной теоретической подготовке замена термостата под силу даже начинающему водителю. Но следует быть внимательным к мелочам и учитывать особенности устройства модели автомобиля.
- Покупайте только рекомендованный для вашего двигателя термостат. Все детали мотора рассчитываются на работу в определенном температурном диапазоне, поддержание которого напрямую зависит от температуры открытия термоклапана. Принудительное поднятие температуры в малом круге циркуляции ОЖ приведет к постоянной работе в режиме перегрева двигателя. Многие приверженцы такого «тюнинга» обосновывают переделку желанием увеличить производительность системы отопления салона. На самом деле печка ощутимо сильнее греть не станет, тогда как возросшая термическая нагрузка ощутимо уменьшит ресурс двигателя.
- Уточняйте комплектацию нового термостата. Для предотвращения утечек антифриза место прилегания корпуса герметизируется уплотнительной резинкой, которую при замене термостата также нужно поменять. К сожалению, не все производители включают в комплект манжет. Уплотнение после прикручивания корпуса ужимается, поэтому при повторном использовании уже не гарантирует должную степень герметичности системы. Многие водители, чтобы избежать замены уплотнителя, дополнительно используют прокладочный герметик.
- Подготовьте необходимый инструмент. Если набор отверток, торцевых головок и накидных ключей есть едва ли не у каждого автолюбителя, то головки под звездочки Torks в наборе инструментов встретить уже сложнее. А ведь с помощью их на многих иномарках привинчиваются детали навесного оборудования. Поэтому перед заменой обратитесь к руководству по ремонту и эксплуатации вашей модели авто либо изучите отчеты владельцев, видео, на которых показано, как самостоятельно поменять термостат.
КАК ПРАВИЛЬНО МЕНЯТЬ
Как заменить термостат своими руками, рассмотрим на примере Opel Astra H.
- Открутите пробку бачка охлаждающей жидкости.
- Слейте антифриз. Необязательно сливать ОЖ полностью. Для замены достаточно, чтобы уровень в блоке двигателя опустился ниже расположения корпуса термоклапана. Внизу радиатора находится сливная пробка. Если вы не планируете менять охлаждающую жидкости, используйте только чистую тару. Также предварительно очистите сливной штуцер от грязи. Загрязненную ОЖ перед повторным использованием необходимо обязательно отфильтровать.
- Открутите 4 крепежных винта, после чего термостат можно будет вытащить из посадочного места.
- Снимите разъем нагревательного элемента.
- Установите новую уплотнительную резинку, термостат и затяните винты крепления.
- Залейте охлаждающую жидкость.
Неправильная замена термостата может привести к проблемам с системой охлаждения. Рассмотрим не только, как поменять термоклапан своими руками, но и как выгнать воздушную пробку. Нередко именно после замены термостата перестает греть печка, перегревается двигатель
Установите автомобиль таким образом, чтобы бачок был как можно выше по отношению к другим элементам системы охлаждения. Прогрейте двигатель до температуры открытия термостата. Повысьте на 10-15 секунд обороты до 2000 тыс./мин., после чего кратковременно несколько раз поднимите до 3500-4000 тыс. об./мин. Увеличив скорость циркуляции ОЖ в большом круге, мы поспособствуем выходу воздушной пробки. После выхода воздуха температура двигателя должна не подниматься выше рабочего диапазона.
Где найти термостат холодильника
Чтобы отремонтировать терморегулятор, сначала нужно определить его местонахождение. Расположение устройства зависит от модели рефрижератора.
Внутри
Терморегулятор находится в пластиковой коробке небольшого размера, которая размещена на одной из панелей при открытии холодильника. Для того чтобы увидеть как устроен термостат, необходимо открутить корпус.
Принцип един – устройство всегда располагается вместе с ручкой, отвечающей за переключение температур.
Снаружи
Что касается новых моделей, то в них терморегуляторы не располагаются в камере холодильника. Часто они находятся над дверью, однако могут быть и в другом месте.
Неисправности: причины и «симптомы»
Признаки неисправности регулятора:
- длительный прогрев силового агрегата;
- прогревание отводного шланга одновременно с мотором;
- повышение температуры мотора до критической отметки во время стоянки;
- переохлаждение силового агрегата в режиме движения по трассе;
- холодное состояние патрубка подачи антифриза к теплообменнику при перегреве.
Причиной поломки регулятора является заедание штока с клапаном в открытой или закрытой позиции. При открытом большом круге жидкость подается в радиатор, увеличивая время прогрева. Неисправность становится наглядной при эксплуатации автомобиля в зимнее время. Например, дизельный мотор при температуре воздуха -10°С не удается прогреть до 40°С даже после пробега в 40-50 км.
Заклинивание штока происходит из-за негативного воздействия антифриза на металлические элементы конструкции. Производители автомобилей рекомендуют периодически заменять охлаждающую жидкость. При использовании старого антифриза на поверхности штока появляются отложения, ограничивающие подвижность детали. Дополнительной причиной дефекта является заправка системы охлаждения водопроводной водой (например, при утечке антифриза). Растворенные в жидкости соли вызывают коррозию стального штока.
Повышение степени нагрева мотора негативно влияет на рабочие характеристики моторного масла. При перегреве двигателя происходит заклинивание поршневой группы. На поверхностях зеркал цилиндров и опорах коленчатого и распределительного валов появляются задиры. Повреждения можно устранить только во время капитального ремонта мотора.
Способы решения проблем
К возможным решениям проблемы можно отнести:
1. При превышении температуры ОЖ выше нормы (при условии работоспособности термостата и его правильном выборе) необходима замена устройства, но с более высокой температурой открытия. Как правило, такой шаг рекомендуется для автолюбителей, которые эксплуатируют авто в условиях гор и в регионах с жарким климтом.
2
При запоздалом открытии термостата важно убедиться в отсутствии пробок и полном заполнении системы. Если проблема вызвана пробкой (застоем ОЖ), то лучшее решение — сделать небольшое отверстие в тарелке (2-3 мм)
Как следствие, поток ОЖ около термостата нормализуется, и время прогрева двигателя повышается.
3. Раннее открытие термостата возможно из-за чрезмерного давления в системе. Около устройства часто появляются зоны разного давления, что приводит к раннему его срабатыванию.
Причин здесь несколько:
- выход из строя системы охлаждения;
- ослабла пружинка термостата;
- мотор работает на повышенных оборотах в период прогрева.
4. Двигатель греется слишком долго.
Причины:
- неполное закрытие термостата;
- нарушение целостности клапанной тарелки (к примеру, появилась щель);
- неправильная позиция (возможно изменение местоположения воздушного клапана).
5. Двигатеь греется выше нормы даже в ситуации, когда термостат полностью открыт:
- пробки или низкий уровень ОЖ;
- выход из строя радиатора (закупоривание его сот);
- выход из строя насоса охлаждения или вентилятора;
- загрязнение системы охлаждения.
Замена термостата на ВАЗ 2110 всех модификаций
Из чего состоит термостат
Делают автомобильные термостаты из меди или латуни. Устроены они достаточно просто. Стандартный термостат состоит из таких деталей:
- корпуса;
- клапана малого круга охлаждения;
- выходного патрубка, соединенного с насосом;
- воскового шарика;
- входного патрубка, подключенного к радиатору;
- клапана основного круга охлаждения;
- двух пружин;
- поршня.
Другими словами, все устройство автомобильного термостата – это цилиндр, возвратный штырь, два клапана и шарик воска. Именно проста и надежность конструкции объясняет тот факт, что она не изменяется на протяжении многих лет, и такие термостаты ставят даже на самые современные модели автомобилей.
В различных марках машин термостаты настраивают на разный температурный режим открывания. Ее обычно указывают на самом устройстве. Бывают бескорпусные термостаты. Их ставят прямо в блок двигателя.
Заклинило термостат: признаки
Еще до окончательного заклинивания клапана в одном
положении, устройство будет спорадически глючить, поэтому обращайте внимание на
скачки температуры и средний ее показатель под нагрузкой, на скорости
В открытом виде
Если охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому
кругу, через радиатор, удлиняется время прогрева двигателя до рабочей
температуры. Часто это значение вообще не удается достигнуть, указатель
«застревает» на отметке 85–90⁰C, при номинальных 95–105⁰C, а на
скорости, на трассе – падает до 80 или 70⁰C, не желая прогреваться
выше. В прохладную погоду – невозможно нагреть салон. Печка дует едва теплым,
или вообще холодным воздухом. Динамика разгона
страдает, несколько повышается расход горючего.
Неисправный термостат
Заклинивший термостат
В закрытом виде
Когда охлаждающая жидкость «заперта» в малом круге – движок
будет быстро и сильно греться. Если вы не успеете заметить это по стрелке на
панели приборов, мотор «ответит» потерей динамики, а дальше – падением в
аварийный режим, «чеком», остановкой.
Другие признаки:
- После выхода на рабочую, температура продолжает
расти, двигатель «тупит». При любом добавлении газа – ДВС будет перегреваться. - В особо запущенном случае – появляется пар
из-под капота, ОЖ вытекает из-под крышки расширительного бачка. - До этого исправная, АКПП – из-за перегрева начинает
«пинаться».
«Участие» АКПП в
процессе объясняется общим контуром ее теплообменника и системы охлаждения
двигателя. Для трансмиссионки перегрев так же критичен, как для моторного масла
– с повышением температуры падает вязкость и способность создавать необходимое
давление.
Для чего нужен термостат?
Всем известно, что в процессе работы двигатель сильно нагревается. Чтобы он не вышел из строя от чрезмерно высокой температуры, в нем имеется охлаждающая рубашка, которая подсоединена при помощи патрубков к радиатору.
В результате простоя автомобиля весь смазочный материал постепенно стекает в масляный поддон. Получается, в холодном моторе практически нет смазки. Учитывая этот фактор, когда заводится ДВС, ему нельзя давать большие нагрузки, чтобы его детали не износились быстрее обычного.
Холодное масло в поддоне более вязкое, чем при работе силового агрегата, поэтому насосу сложней его перекачать во все узлы. Для ускорения процесса двигатель должен как можно быстрее выйти на рабочую температуру. Тогда масло станет более текучим, и детали быстрее смажутся.
Перед первыми разработчиками автомобилей стояла непростая задача: что сделать, чтобы мотор быстро прогрелся, но при работе его температура была стабильной? Для этого система охлаждения была модернизирована, и в ней появилось два контура циркуляции. Один обеспечивает быстрый нагрев всех отделов мотора (антифриз или тосол нагревается от горячих стенок цилиндров и передает тепло на весь корпус ДВС). Второй используется для того, чтобы охлаждать агрегат, когда он вышел на рабочую температуру.
Термостат в данной системе играет роль клапана, который в нужный момент деактивирует обогрев мотора, и подключает радиатор для поддержания рабочей температуры ДВС. Благодаря чему достигается такой результат?
Термостат с электронным управлением
Электронные термостаты устанавливаются на современные двигатели для более точного регулирования температурного режима в тех либо иных условиях работы двигателя.
Для получения наибольшего КПД температура двигателя должна поддерживаться примерно на отметке в 110 ºС. Поскольку обычный механический термостат пропускает жидкость к большому контуру уже при температуре около 95ºС, то двигатель так и не выходит в режим оптимальной температуры и максимальной эффективности. Механизм с электронным управлением позволяет уменьшить инерционность срабатывания, что позволяет двигателю больше времени работать в высокотемпературном диапазоне. Электронное управление помогает повысить эффективность мотора, уменьшить вредные выбросы в атмосферу.
В целом конструкция напоминает обычный механический термостат, в который дополнительно вмонтирован нагревательный элемент. Электронный термостат рассчитан на большую температуру двигателя. В момент пиковых нагрузок для предотвращения перегрева в работу включается нагревательный элемент. Ускоренный нагрев твердого наполнителя позволяется уменьшить время открытия клапана. Нагревательным элементом управляет ЭБУ двигателя, который с датчиковой аппаратуры считывает количество оборотов коленчатого вала, температуру поступающего воздуха, степень нажатия педали акселератора и другие необходимые данные.
КАК ПРОВЕРИТЬ ТЕРМОСТАТ
Не снимая термостат с автомобиля, проверить его работу можно приблизительно условно. Исключения составляют случаи, когда он заклинил в полностью открытом или закрытом положении. В таком случае по температуре патрубков, времени прогрева и датчику температуры можно сделать вывод о возможной неисправности термостата.
В горячей воде термостат должен открыться
Можно проверить термостат и своими силами, сняв его с автомобиля. Для этого его или поливают кипятком, визуально наблюдая открытие, или греют в емкости с водой на электроплитке, контролируют температуру градусником и замеряют длину выдвижения штока. Оба эти метода дают весьма неточный результат, не позволяя отобразить петлю гистерезиса работы термостата и сравнить ее с образцовой, полученной в лаборатории завода-изготовителя.
Профессионально проверить термостат можно только в специализированных точках диагностирования, так как неправильная его работа бывает связана с другими неполадками двигателя, которые нужно уметь различать. Если у вас нет нареканий на работу двигателя, который зимой «удерживает» стрелку термометра в нормальной зоне, а летом не перегревается, то с вашим термостатом все в порядке. Точная диагностика работы термостата подразумевает участие опытного специалиста и специального оборудования.
КАКИЕ БЫВАЮТ НЕИСПРАВНОСТИ ТЕРМОСТАТА?
Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя в любом режиме движения при любой температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации машины.
Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии — до рабочей температуры двигатель будет прогреваться долго, а в зимнее время рабочая температура может быть и не достигнута. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5–10 минут. В случае неполного открытия — температура двигателя не будет подниматься выше 70 градусов.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, РАБОТАЕТ ТЕРМОСТАТ ИЛИ НЕТ?
Нужно прогреть двигатель, чтобы температурная стрелка немного не доходила до красной зоны. Затем выключить двигатель, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Он крепится сверху и представляет черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре. Найти нижний шланг, он выглядит как и верхний
Дотроньтесь до шлангов, но осторожно, так как они могут быть горячими. Если датчик температуры двигателя показывает, что он нагрелся, а один шланг горячий, а другой холодный, вероятнее клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор
Термостат нужно заменить на новый. Есть «народный способ» проверки на работоспособность. Нужно положить термостат в сосуд с горящей (температура около 100 градусов) водой. Далее смотрим визуально, если клапан открывается — рабочий. Если нет — нерабочий термостат, меняем на новый. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.