Что такое радиус колеса автомобиля и чему равен

Как выбирать: пошаговая инструкция

Ни одна таблица не заменит реального тестирования. Модели различаются конструкцией рамы, поэтому надо проверить, насколько данный конкретный велосипед соответствует росту вашего чада. Приобретайте велосипед «вживую», чтобы ребенок мог посидеть в седле, а еще лучше – попробовать проехаться

Важно, чтобы в движении он мог сохранять правильную посадку, не испытывая дискомфорта

Приведем краткий алгоритм действий:

Проверьте, чтобы ребенок доставал до педали в нижнем положении сводом стопы при выпрямленной в колене ноге

Обратите внимание, чтобы колено ноги на педали в верхней точке не касалась руля. Проконтролируйте, чтобы при посадке с прямой спиной он доставал до руля

Важно, чтобы при этом оставался запас регулировки седла и руля вверх. Дети быстро растут, при отсутствии запаса придется каждый год покупать новую технику

Для детей 5-9 лет не стоит приобретать велосипед с передачами. В этом возрасте ребенок еще неспособен одновременно переключать скорости и следить за дорожной ситуацией.

Подростковые велобайки с колесами диаметром 24″ по конструкции практически идентичны взрослым моделям. При этом они рассчитаны на управление ребенком, имеющим более слабые ноги, меньший вес и рост. Лучше, если байк для подростка оборудован трансмиссией известного бренда, чтобы ребенку было легко переключать передачи и он катался с удовольствием. Да и срок эксплуатации такой техники намного выше.

Как размер колёс влияет на скорость

Для сравнения были использованы автомобили с родным размером ширины колёс 185/60/140. На эти же машины поставили колёса большего размера. А именно 195/60/14. И были проведены замеры реальной скорости и показателей на спидометре.

Выводы следующие:

  • при движении со скоростью 40 км/ч на спидометре, реальная скорость составляет на неродных колёсах 40,8 км/ч;
  • на скорости 60 км/ч разница составила 1,2 км/ч;
  • на отметке 100 км/ч реальный показатель был 102,1 км/ч.

Фактически разница есть. Но она незначительная. То есть ширина профиля влияет на скорость, хотя увеличение при этом составляет не более чем 2%.

Что же касается изменения диаметра колеса, то тут ситуация выглядит несколько иначе. Опять же, для сравнения использовали автомобили с диаметром диска 14 и 15 дюймов с одинаковыми параметрами 185/60. При этом изменения стали заметнее. А именно:

  • при 40 км/ч на спидометре реальная скорость была 41,7 км/ч на машине с большим диаметром дисков;
  • при 60 км разница была 2,6 км/ч;
  • при 100 км/ч разрыв достиг 4,3 км/ч.

Отсюда получается, что при условии увеличения диаметра колёсного диска скорость движения транспортного средства действительно растёт. И это доказано и проверено многими авторитетными изданиями.

Как видите, влияние диаметра автомобильного колеса на динамику присутствует. Причём в большей степени, нежели изменение ширины покрышки.

Системы исчисления

Маркировка покрышки метрической системой

Основные габариты шин прописываются маркировкой, к ним относят:

  1. Ширина профиля авторезины — расстояние, выраженное в миллиметрах либо дюймах, между наружными сторонами боковин накачанной автопокрышки, без учета возвышений, отделки или поясов. Указанная величина не должна быть больше ширины обода изделия более чем на 30%.
  2. Серия авторезины. Указывает соотношение ширины и высоты профиля изделия. Позволяет различать резину таким образом:
  • низкопрофильная — серия меньше 70%;
  • высокопрофильная — в диапазоне 70-82%;
  • полнопрофильная — более 85%.
  1. Конструкция покрышки. Различают радиальные и диагональные автошины. В первом случае волокна кордового слоя размещены перпендикулярно окружности колеса. Во втором варианте нитки корда расположены внахлест. Радиальная конструкция шин больше распространена, такие покрышки обеспечивают лучшее сцепление колес с дорожным покрытием, они более надежны при эксплуатации.
  2. Радиус колеса.

Как понять, что значит маркировка покрышек? Обозначения на боковой части автомобильной резины наносятся производителями шин. Заводская маркировка бывает в метрической либо дюймовой системе исчисления. К примеру, типоразмер покрышек, маркированных метрической системой 265/75 R15, соответствует обозначение дюймовой системы 31×10.5 R15. Расшифровка указанных обозначений в сантиметрах означает:

  1. Обозначение 265/75 R15 указывает размеры авторезины:
  • 265 — цифра, определяющая ширину автошины (один сантиметр равен десяти миллиметрам, 265 мм= 26,5 см);
  • 75 — это процент (75%), определяющий зависимость между высотой профиля автопокрышки и шириной резины (265*0,75=198,8 мм либо 19,9 см), найденное число указывает высоту профиля автошины;
  • R — обозначает радиальный тип шин;
  • 15 — диаметр колеса, размер указывается в дюймах, перевести указанный параметр в сантиметры можно умножив интересующее цифровое значение на 2,54, так как 1 дюйм равен 2,54 см в итоге получим 15*2,54=38,1.
  1. Обозначение 31×10.5 R15 расшифровывается:
  • 31 — высота колеса (31 дюйм либо 31*2,54=78,7 см);
  • 10,5 — ширина автопокрышки (10,5 дюйма или 10,5*2,54=26,7 см);
  • R — указывает на радиальный тип автошин;
  • 15 — определяет диаметр колеса (15 дюймов либо 15*2,54=38,1 см).

Указанная размерность позволяет высчитать высоту профиля покрышки для этого нужно:

  • вычесть из общей высоты автошины ее радиус (78,7-38,1=40,6 см);
  • разделить полученное значение на 2 (40,6/2=20,3 см).

Из расчетов видно, что высота профиля авторезины, рассчитанная в метрической системе и дюймовой несколько отличается, в первом варианте 19,9 см, а во втором 20,3 такая погрешность может быть вызвана погрешностью при округлении.

Рекомендуем посмотреть видео о расшифровке размеров шин:

https://youtube.com/watch?v=W4ek51Y_zro

Часто задаваемые вопросы

Как узнать, какой размер колес велосипеда?

Обычно это параметр указывается в руководстве к байку, но бывает так, что документы теряются. В такой ситуации нужно вооружиться рулеткой или сантиметром, после чего замерить радиус и провести нехитрые арифметические вычисления. Для определения диаметра выполните следующие шаги:

  • приложить измерительную ленту нулем строго к оси втулки;
  • измерьте расстояние в сантиметрах до края покрышки, чтобы узнать радиус;
  • удвойте полученное число для вычисления диаметра;
  • теперь умножьте значение на 2,54 – вы получите диаметр в дюймах.

Какой диаметр колес велосипеда выбрать взрослому?

Стандартный вариант для взрослого – модель с колесами 26 дюймов. Сити-байки и шоссейники обычно комплектуются 28-ми дюймовыми покрышками, а на гибридные велобайки устанавливаются колеса 29″. С увеличением диаметра увеличивается инерция, что надо учитывать при выборе.

При выборе байка для взрослого важнее правильно определить размер рамы в соответствии с ростом. Хуже всего, когда рама маленькая, но также мало хорошего, когда она большая. Если купить велосипед с неподходящей рамой, то вы будете ощущать дискомфорт при езде, что может вылиться в проблемы с коленями и спиной.

На какие еще параметры надо обратить внимание при выборе детского велосипеда?

Для ребенка младше 10-11 лет лучше выбирать байк с задним ножным тормозом. У детей в этом возрасте ноги сильнее рук, им так проще и эффективнее тормозить

Обратите внимание, чтобы велоцепь была защищена щитком

При ее отсутствии одежда юного байкера неизбежно будет пачкаться. Но куда хуже, если брюки попадут в звездочку, в этом случае падения не избежать. Велосипед для подростка должен быть оснащен фирменными тормозами. Некачественная тормозная система – прямая угроза для безопасности ребенка.

Как выбрать покрышки для автомобиля?

Независимо от размера колесного диска необходимо уметь правильно выбирать автомобильные покрышки. От этого напрямую зависит безопасность, технические характеристики и стоимость эксплуатации транспортного средства

Для оптимальной покупки автомобильной резины следует обратить внимание на следующие факторы:

Индексы максимальной нагрузки и скорости.
Ширина, высота и площадь контактного пятна покрышки.
Узор протектора.
Совместимость дисков машины. Необходимо проанализировать особенности монтажа, покрышка не должна затрагивать элементы автомобиля.

Стиль вождения. Для агрессивной и умеренной эксплуатации транспортного средства требуются покрышки различного типа. В первую очередь у них будет разная конструкция, технические характеристики и назначение.
Особенности дорожного полотна. Для асфальта и грунтовых дорог предназначена резин с отличительным рисунком протектора.

Сезонность. Для холодного времени года используются зимние покрышки, а для теплого – летние.
Тип автомобиля. На городской седан монтируют традиционные шины, а на внедорожник – модели с увеличенным индексом нагрузки и повышенной проходимостью

Также важно учитывать нюансы эксплуатации авто, например, для коммерческого транспорта подходят изделия с повышенным ресурсом.

Ширина профиля покрышки должна быть на 25% больше, чем аналогичный параметр колесного диска. В качестве примера можно взять шину с такими параметрами: 195/65 R15 91 T. В этом случае ширину диска вычисляют следующим образом:

  1. В первую очередь просчитывается ширина профиля в дюймах.
  2. Размер 195 делится на 25,4, что равняется 1 дюйму в миллиметрах.
  3. Простые вычисления показывают, что ширина профиля равна 7,68 дюймов.
  4. От этого числа отнимается 25%, а результат округляется.

Получается, что для заданного типоразмера ширина диска должна составлять ровно 6 дюймов. Максимальным отклонением является 1 дюйм, если диаметр покрышки не более 14 дюймов, для изделия с монтажным диаметром более 15 дюймов отклонение составляет максимум 1,5 дюйма.

Установка колес с уменьшенным размером влечет за собой ряд изменений, которые коснуться не только поведения автомобиля, но и его внешнего вида, ресурса шин и даже безопасности. Специалисты категорически не советуют отходить от рекомендаций производителя транспортного средства. Переход на меньший размер колес положительно скажется на скоростных характеристиках и удобстве при эксплуатации, но требуется провести грамотный расчет, с учетом многочисленных факторов.

Что надо знать при покупке дисков и шин для легкового автомобиля?

При покупке дисков для легкового автомобиля необходимо знать несколько параметров:

1. Диаметр диска (D) ( в дюймах).

2. Ширина диска (B) ( в дюймах).

3. Диаметр центрального отверстия (DIA) (в мм.).

4. Вылет (ET) (в мм.).

5. Количество отверстий и диаметр на котором расположенны центры этих отверстий (PCD) .

Эту информацию можно посмотреть в инструкции по эксплуатации на Ваш автомобиль или по дискам, которые были установленны на заводе.

После того как Вы выбрали диски к ним надо купить шины летние или зимние, в зависимости что Вам надо.

Здесь выбор осуществляется по 3 параметрам, два из них жёсткие: это внутренний диаметр шины и ширина шины, должны строго соответствовать размерам диска, а вот высота профиля позволяет небольшие вариации. Но и здесь лучше придерживаться заводского размера шины, что бы не искажались показания спидометра и пробега.

Система обозначений автомобильных дисков, шин, а также таблица соответствия размера шины- размеру диска приведены ниже.

Система обозначения автомобильных дисков

.
Например: 5,5Jx14H2 ET49 PCD:4/100  d 56.6 5.5 — Ширина диска в дюймах (B).

14 — Диаметр диска в дюймах (D).

4/100 — Количество болтов (или гаек) в нашем случае 4. Диаметр, на котором они расположены, называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 100 мм.

PCD — диаметр окружности центров крепёжных отверстий (измеряется в миллиметрах).
Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.

При необходимости PCD — можно рассчитать, измерив расстояние между центрами дальних отверстий (это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля):
— у дисков с 5 (пятью) крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние  между центрами дальних отверстий нужно умножить на коэффициент 1.051.
— у дисков с 4 (четырьмя) крепёжными болтами (или гайками): значение  PCD равно самому расстоянию между центрами дальних отверстий.

ET 49  — Вылет (или вынос) диска, измеряется в мм. и в нашем случае он равен 49 мм. Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска.
Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.

Вылет «положительный», если привалочная плоскость не переходит за воображаемую плоскость. Вылет «отрицательный», если привалочная плоскость переходит через воображаемую плоскостьd 56.6 — Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в мм. и в нашем случае равен 56.6 мм.

J и H2 — символы. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А H2 — это код конструкции хампов (hump) — кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH…). Есть простой хамп Н , двойной Н2, плоский FH (Flat Hump), асимметричный AH (Asymmetric Hump), комбинированный CH (Combi Hump)… Иногда обходятся и без хампов;

hump — это небольшие выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они  улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса.
Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца.

На диске также может быть указано:
— Дата изготовления. Обычно год и неделя. Например: 0307 означает, что диск выпущен в 3 неделю 2007 года.
– SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.
– MAX LOAD 2000LB — очень часто встречается обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). Например, максимальная нагрузка 2000 фунтов (908кг)
— PCD 100/4 – присоединительные размеры;
— MAX PSI 50 GOLD – означает, что давление в шине не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5кгс/кв.см) , словo COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине.

Система обозначения автомобильных шин

На рисунке выше показана шина с маркировкой

185/70 R14 92T, где:18570   R1492индекс нагрузки шины

T — индекс скорости. Этот условный параметр определяет максимально допустимую скорость движения автомобиля, разрешённую при использовании данных шин.

Пройдите тест на знание ПДД для велосипедиста!

Лимит времени:

из 15 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15

Информация

Чтобы иметь возможность получить права, нажмите пожалуйста Далее

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: из 15

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

максимум из 15 баллов
Место Имя Записано Баллы Результат
Таблица загружается
Нет данных

Ваш результат был записан в таблицу лидеров

Капча:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

Мнение автолюбителей о подборе шин к дискам

  1. Изменение динамических показателей.

«От того, насколько тяжелые и большие шины и диски, зависит динамика машины. При этом с увеличением диаметра динамика будет ухудшаться сильнее

Поэтому я рекомендую всегда обращать внимание именно на вес покрышек, а не дисков. Дело в том, что резина находится дальше от центра колеса, поэтому ее вес напрямую влияет на динамику авто».

Как подобрать шины к дискам проще всего?

«Если у вас уже есть колесные диски, просто отправляйтесь в специализированный магазин и попросите консультанта, чтобы он посоветовал вам подходящую резину. Так вы убережете себя от серьезных ошибок при выборе подходящей пары».

Какие интервалы допустимы?

«По правилам, допускается интервал по ширине от двух до пяти дюймов. Это значит, что, если у вас сзади стоят диски 7 дюймов, можно выбирать покрышки шириной 12 дюймов».

Допустимо ли устанавливать автошины одинаковой ширины на разноширокие диски?

«Когда покрышки одинаковые, ничего страшного не произойдет, особенно если у вас не полный привод. Мой автомобиль был пригнан из Японии с такими колесами, езжу больше 6 лет, раздатка в идеальном состоянии».

Необходимо соблюдать типоразмеры.

«Чтобы подобрать шины к дискам, помните о том, что покрышки по ширине должны подходить к автодиску. Такое требование производители не просто так выдвигают. Когда резина широкая либо узкая, машина не сможет нормально ехать на таких колесах. Если хотите, чтобы авто легко управлялось, грамотно подбирайте пару диск – шина. Конечно, при желании можно и неподходящую пару установить, только какие последствия у всего этого будут?»

Когда вы покупаете автоколеса без примерки, при этом размер немного больше рекомендованного, резина будет цепляться за арку. Но увидите вы это, только когда поедете на авто. Обменять такую резину, на которой вы уже проехались, не получится. Чтобы не допустить ошибок при выборе, учитывайте приведенные нами советы. Если сомневаетесь, какой комплект приобрести, попросите помощи у продавца-консультанта. Ведь только когда пара диск – шина подобраны правильно, вождение будет приносить вам одно удовольствие.

Если очень хочется

​Тогда можно. Но желание должно быть достаточно сильное, потому что стоить это может дорого. Дело в том, что по указанному выше пункту Основных положений ПДД шины можно привести к соответствию допустимого размера. Делается это посредством официального внесения изменений в конструкцию транспортного средства с последующей регистрацией таких изменений в ГИБДД.

Процедура очень документоёмка и потребует немалых финансовых вложений. Она состоит из следующих этапов.

  1. Первым делом необходимо взять разрешение ГИБДД на возможность такого внесения изменений, как установка колёс большего размера, чем предусмотрено конструкцией автомобиля. Это чистая формальность и, как правило, даётся оно всем. Для этого Вам нужно обратиться в любое отделение МРЭО ГИБДД (список на официальном сайте Госавтоинспекции).
  2. Если экспертиза постановит, что такие изменения возможны, то выдаст соответствующее заключение. С ним Вам нужно снова обратиться в ГИБДД и подать заявление на внесение изменений с документами на машину: свидетельством о регистрации, ПТС и своим паспортом (владельца).
  3. Затем непосредственно ставим выбранного радиуса диски и колёса. Важный момент: услуги шиномонтажа должна предоставлять сертифицированная на этот вид работ организация и способная выдать декларацию о выполненных работах (не путать с актом выполненных работ).
  4. И снова проходим техническую экспертизу (желательно в той же организации – так Вам будет проще) на соответствие произведённых изменений разрешённым в соответствии с 2 пунктом выше.
  5. Далее выбираем аккредитованную организацию и проходим техосмотр автомобиля.
  6. И на последнем этапе регистрируем изменения в Госавтоинспекции, для чего предоставляем автомобиль на осмотр.

В 2022 году есть большой ряд фирм, которые полностью возьмут на себя сопровождение внесения изменений в конструкцию авто. Но это будет стоить других денег. Мы нарочито не будем приводить среднюю стоимость, так как она сильно отличается и постоянно растёт.

Какой штраф?

За любые нарушения несоответствия технических требований условиям эксплуатации автомобиля отвечает статья 12.5 КоАП, часть 1 которой предусматривает наказания за общие нарушения из Перечня неисправностей ПДД.

Штраф за диски и покрышки большего размера, чем положено на данной модели машины, составляет 500 рублей.

Подбор и сравнение шин по данным калькулятора 2.0

В случае установки новых дисков и шин иного типоразмера на основе полученных от калькулятора данных, целесообразно дополнительно осуществить ряд замеров. Определить целесообразно расстояние по внутренней стороне между колесом и подвеской, а также от протектора до чашки амортизатора. Кроме того, потребуется замерить расстояние между протектором, крылом и рулевыми тягами.

В свою очередь при выборе новых покрышек необходимо исходить из целесообразности незначительного отклонения в геометрических размерах новых шин от использовавшихся ранее. Значительный размер размеров станет причиной нестабильности в движении авто.

Каждый автомобиль изначально создается под определенные параметры и размеры. В полной мере это касается и допустимого размера используемых дисков и резины. Соответственно выбираемые модели резины должны находиться в установленных границах. Применение шинного калькулятора позволяет максимально упростить процесс подбора в зависимости от конкретного транспортного средства.

Россиянам приходится регулярно сталкиваться с заменой резины, в первую очередь сезонной. Самым простым решением в такой ситуации является использование аналогичной по размерам резины. При сохранении размерности резины колесо также сохранит свои первоначальные размеры.

В случаях же когда выбирается резина иного размера, требуется подбор соответствующих дисков, позволяющих получить колесо с необходимыми размерами. При этом за счет изменения типовых размеров шин имеется возможность управления ездовыми характеристиками автомобиля, придавая дополнительной мягкости или жесткости. Чем выше используемый профиль, тем мягче чувствует себя автомобиль на дороге. С уменьшением профиля растет жесткость, а узкие шины дают больше сцепления с заснеженной поверхностью, поэтому смотрятся более выгодно на зимних дорогах.

При этом при подборе размерности шин и дисков требуется придерживаться допустимых размеров. Например, слишком широкие покрышки будут в движении касаться колесных арок, затирая их, и интенсивно изнашиваясь самостоятельно. Учитывать стоит и тот факт, что изменение размера колес сказывается на работе спидометра, в частности величине погрешности.

Со стороны может показаться, что многообразие доступных конфигураций значительно усложняет расчеты, но шинный калькулятор многократно упрощает процесс подбора с использованием 3D-моделирования. Правильный подбор шин, это не только необходимая безопасность, но и оптимизация дорожных возможностей автомобиля. При этом наличие метрической и дюймовой системы размеров позволяет без проблем работать и с американскими, и европейскими типоразмерами.

Что означают цифры и буквы на покрышке

Чтобы понимать, по какому принципу взаимодействуют между собой размеры покрышек и дисков, и как они должны меняться с уменьшением или увеличением диаметра, необходимо ориентироваться во всех параметрах. Поэтому начнём разъяснение с шин, взяв для примера один из наиболее распространённых типоразмеров с полной маркировкой 205/55 R16 94V XL.

  • Если присутствует аббревиатура XL, это всего лишь значит, что резина усилена, и её индекс грузоподъёмности на три единицы выше, чем у большинства шин этого размера. В данном случае это индекс 94, что соответствует 670 кг на колесо, тогда как обычная шина имеет индекс 91 (615 кг). V — это индекс скорости, соответствующий 240 км/ч.
  • Теперь приступим к разбору обозначений, благодаря которым читаются основные параметры шины. Первая цифра 205 означает ширину профиля в миллиметрах. Вторая цифра, которая пишется через дробь, привязана к первой, так как это процентное соотношение высоты профиля к его ширине.
  • Высота данной покрышки составляет 55% от 205 мм, что при элементарном подсчёте даст результат 112,75 мм. Соответственно, некоторые автомобилисты ошибаются, считая, цифру 55 высотой в миллиметрах, и полагая, что колесо 205/55 и 225/55 при одинаковом диаметре имеет одинаковую высоту.


Что означают размеры покрышки

  • Буква R обозначает радиальное строение корда (бывает и диагональное, встречается у грузовых шин), а не радиус, как многие могли бы подумать. Число 16 в данном случае — это диаметр обода диска в дюймах, которому и должно соответствовать посадочное отверстие покрышки.
  • Указанное мелким шрифтом четырёхзначное число, которое вы можете увидеть на любой покрышке, никакого отношения к её размерам не имеет. В нём зашифрована дата выпуска резины: первые две цифры — порядковый номер недели года, а вторая — год выпуска.


Дата выпуска шины — 19 неделя 2018 года

Примечание: Проверять дату при покупке нужно для того, чтобы не приобрести шину старше 5 лет — именно такой срок хранения гарантирует большинство производителей

Лежалая резина утрачивает эластичность и свои ходовые свойства, поэтому важно, чтобы она не только была по возможности «свежей», но и все 4 покрышки были одного «возраста»

Детальный взгляд

Говоря о размерах колеса, будь то диаметр, радиус или любой другой параметр, стоит задуматься о том, какие риски несет покупатель. Под такими рисками понимается список последствий того, если размеры будут подобраны неверным образом, и по нелепой случайности машине придется ехать на таких колесах, которые ей не подходят.

Для начала разберем такой случай, когда диск оказался слишком небольшим. Обычно это, конечно же, видно визуально. Однако размер может отличаться от канонического довольно незначительно, и на глаз отличие может быть попросту незаметно.

Маленькое колесо тут же уменьшит . Дорожным просветом принято называть расстояние от дорожного полотна до самой нижней точки кузова автомобиля. Это негативно сказывается на проходимости машины, будь то джип-вездеход или городская малолитражка.

А еще увеличится частота вращения ступицы. К чему это приведет? Во-первых, становится очевидным, что слишком маленький размер чреват повышением расхода топлива. Причем чем значительнее диаметр или радиус будет меньше или больше описанного в документации, тем больше может оказаться фактическая цифра расхода на бортовом компьютере.

К слову говоря, покрышка или диск большего диаметра, чем нужно, тоже негативно влияют на поведение машины. Что же мы имеем в сухом остатке? Во-первых, маневренность будет заметно снижена, поскольку большое колесо будет задевать арку и не доходить при повороте руля до крайнего положения. Кроме того, ход подвески по тем же причинам станет меньше.

Стоит заметить, что показания спидометра в этом случае будут искажены: они жестко связаны с частотой вращения вала коробки передач. Да и расход топлива станет выше: масса дисков и шин с повышенным диаметром больше, чем рассчитано производителем.

Геометрические параметры колесного диска

К его основным размерам относятся PCD, монтажный диаметр, ширина обода, DIA и вылет (ЕТ). Рассмотрим, как подобрать диски на автомобиль, учитывая каждый из этих параметров.

PCD

Это диаметр окружности диска, на котором располагаются центры крепежных отверстий, а также их количество. В разговорной речи этот параметр называют «разболтовкой». Например, значение 4 х 100 обозначает наличие на диске четырех отверстий на окружности диаметром 100 мм.

Им нельзя заменять близкий по размеру вариант 4 х 98, поскольку в таком креплении только один болт будет полностью притянут к ступице. Остальные из-за несоосности болта и резьбового отверстия не обеспечат надежный прижим и будут самопроизвольно откручиваться, что при движении вызовет вибрацию автомобиля с последующим разрушением диска.

Чтобы не допускать ошибок при замене колеса без контроля специалиста, стоит научиться вычислять PCD по размерам крепежных отверстий. Если их три, то расстояние между центрами двух отверстий (на практике — между одинаковыми краями отверстий) нужно умножить на 1,155.

В колесе с четырьмя отверстиями можно просто измерить расстояние между центрами диагональных отверстий. Другой способ для такого колеса — длину между двумя соседними отверстиями умножить на 1,414. Для пятиточечного крепления расстояние между соседними отверстиями умножают на 1,701.

Монтажный диаметр

В диске это диаметр окружности полки в дюймах, на которую в рабочем состоянии опираются борта шины. Подавляющее большинство выпускаемых сегодня автомобилей используют 13-16-дюймовые колеса (дюйм равен 25,4 мм).

Ширина обода

Колесный диск имеет две закраины — две значительной высоты отбортовки, ограничивающие местоположение бортов шины по ширине. Расстояние между внутренними стенками закраин — это ширина.

Ширина диска обычно обозначается так: 5Jх14, где 5 — его ширина, а 14 — диаметр. Обе величины измеряются в дюймах.

DIA

Это диаметр центрального отверстия колеса. При подборе нового неоригинального диска его DIA может быть больше, чем у штатного. При обслуживании современных автомобилей на это не стоит обращать внимания, так как практически всегда центровка осуществляется конусными поверхностями крепежных болтов и центральное отверстие не играет никакой роли. Центровочные кольца, которые предлагают в таких случаях продавцы, не нужны.

Они используются только в нештатных ситуациях, например, при посадке колеса с «неродной разболтовкой» на болты с эксцентрическими скользящими конусами. Другой пример использования центровочных колец — монтаж колеса на болты с плоской головкой. В этом случае они не центруют колесо, поэтому перед затяжкой требуется установка описываемых колец.

Вылет диска (ЕТ)

Если через колесный диск провести несуществующую срединную плоскость, параллельную плоскостям закраинных окружностей, то расстояние в мм между ней и привалочной плоскостью диска (поверхностью соприкосновения со ступицей) образует так называемый вылет колеса.

Он может быть нулевым, положительным и отрицательным. При нулевом вылете обе плоскости совпадают. При положительной величине параметра колесо заглубляется под машину, и ширина колеи уменьшается. При отрицательном вылете колея увеличивается, машина обретает дополнительную устойчивость, становится более похожей на гоночную модель, что привлекает любителей тюнинга.

Однако вместе с изменением облика ухудшается управляемость, увеличиваются нагрузки на подшипники ступиц и подвеску. Поэтому специалисты не рекомендуют устанавливать диски с нештатным вылетом.

Внутренняя поверхность обода

Внутри обода каждого диска должны быть характерные детали профиля — ручей (углубление в цилиндрической части) и хампы — круговые выступы недалеко от закраин. Хампы нужны для улучшения фиксации бортов шины. Хлопки при ее накачивании в процессе монтажа — это звук преодоления бортом хампа.

Если на старых колесах для камерной резины отсутствуют штатные хампы, нужно наварить их заменители, используя проволоку, подобранную по диаметру.

Ручей в дисках раскатывают для облегчения монтажа резины. Когда один край борта погружен в ручей, другой легче перетащить через закраину.

Стандартные размеры колес

Каждому типу велосипеда соответствуют определенные параметры колес в зависимости от его марки и предназначения. Так, для детского велосипеда этот размер может составлять 508 мм, подросткового — 609 мм, взрослого дорожного — 622 мм, горного — 660 или 736 мм. Указанная величина соответствует расстоянию, измеренному по внешней стороне покрышки.

Традиционно измерения проводятся в английской системе исчисления, в дюймах (1 дюйм=25,4 мм). Округление производится до целого числа. У взрослого велосипеда оно варьируется в пределах 24-29 дюймов, или 622-736 мм.

Есть 2 способа определения диаметра колеса:

  • французский (стандартный, по наружному краю шины);
  • метод согласно требованиям ISO (по внутренней стороне обода).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *