Техническое обслуживание системы охлаждения автомобиля
Содержание:
- Мнения автовладельцев о системе охлаждения двигателя автомобиля
- Электролиз алюминиевых частей
- Что необходимо знать об эксплуатации системы охлаждения автомобиля, чтобы ремонт системы охлаждения не требовался чаще положенного?
- Неисправности системы охлаждения
- Уход за системой и что запрещено делать
- Неисправности системы смазки.
- Проверка систем охлаждения на герметичность
- Назначение и классификация систем охлаждения двигателя автомобиля
- Насос системы охлаждения
- Электролиз алюминиевых частей
- Немного о ремонте
- Двигатель нагрелся, а вентилятор не включается
- Удаление накипи и промывка системы охлаждения.
- Нюансы промывки системы
- Диагностирование системы охлаждения двигателя
Мнения автовладельцев о системе охлаждения двигателя автомобиля
Моем-моем радиатор чисто-чисто…
«Плохое охлаждение двигателя может быть связано с тем, что некоторое количество трубок в радиаторе оказывается забито. Тогда радиатор нужно промыть, а точнее, пролить. В воду не нужно добавлять никаких моющих средств – любая щелочь (а она есть практически везде) образует на внутренних поверхностях радиатора характерную стойкую щелочную пленку.
Здесь нужно использовать спирт, разведенный с водой в пропорции 1:4. Заливайте эту смесь в контур, прогоняйте минут 5 на рабочей температуре и сливайте. И так раз 5. На шестой раз залейте чистую воду, прогоните ее последние 5 минут, слейте ее и только после этого наполните систему чистым тосолом».
А что если добавить давления в системе
«Расширительный бачок прикрыт крышкой не только для того, чтобы не дать расширяющемуся тосолу расплескаться. Бачок является частью охлаждающего контура, а следовательно, он также участвует в создании повышенного давления в системе. Если не создается нужного давления, то и процесс охлаждения будет идти значительно менее эффективно (особенно в жаркую погоду).
Обязательно уделите внимание герметизации системы. Поставьте на бачок крышку с исправным клапаном, проверьте целостность самого резервуара, заливайте качественный тосол
Тогда и проблем не появится».
Хороший антифриз на вес золота
«Выбирать антифриз нужно, ориентируясь на способ упаковки (а не на лейбл изготовителя). Лучше всего покупать тосол в заводской упаковке (febi, hepu и т. д., G11 или G12+). И если уж менять концентрат в системе охлаждения, то можно залить и G12 в старый двигатель. И, конечно же, нужно не задумываясь менять ОЖ, если она в процессе эксплуатации стала другого цвета.
Пришлось потратить 1000 рублей на замену патрубков, фланцев и десяток раз сменить крышки расширительных бачков. А еще полетела помпа, радиатор и радиатор печки. И все это из-за недобросовестности диагностиков из сервисного центра, которые залили в систему паленый антифриз».
Замену ОЖ нужно производить через рекомендованные производителем интервалы пробега (а лучше даже чаще). Это позволит не только избежать проблем с охлаждением, но и поддерживать комфортную температуру в салоне. Недопустимо смешивать различные типы антифризов – это может привести к химическому повреждению шлангов, патрубков и уплотнителей. Используйте только оригинальные охлаждающие жидкости от производителей.
Самым дешевым и эффективным способом ремонта охлаждающей системы является предотвращение неисправностей посредством регулярных диагностик. Да и для других узлов автомобиля это тоже будет полезно.
Электролиз алюминиевых частей
Стоит рассмотреть такую проблему, как электролиз, которая возникает в том случае, если радиатор у авто изготовлен из алюминия, а также система имеет температурный датчик для включения вентилятора. Сам по себе электролиз — это реакция разложения химических веществ, которая происходит в том случае, когда сквозь них проходит электрический ток.
Есть несколько признаков, которые свидетельствуют о появлении данной проблемы:
- происходит засорение трубопровода радиатора;
- вокруг негерметичных мест появляется налет белого цвета;
- возле термовключателя для вентилятора появляется налет зеленого цвета.
Если появляются данные недостатки, то нужно обязательно проверить все электрические соединения приборов, имеющихся в системе. Если этого не сделать, то через некоторое время придется заниматься ремонтом радиатора охлаждения, так как он выйдет из строя. Стоит добавить, что для алюминиевых приспособлений в качестве охлаждающей жидкости лучше не использовать воду. Она негативно воздействует на алюминий, вызывая появление коррозии в трубках системы.
Что необходимо знать об эксплуатации системы охлаждения автомобиля, чтобы ремонт системы охлаждения не требовался чаще положенного?
Для того чтобы как можно дольше избегать поломок и проблем с работой системы охлаждения автомобиля следует во время запуска двигателя дать транспортному средству поработать на холостом ходу, а за это время выполнить проверку уровня жидкости в радиаторе и в случае необходимости долить её. Необходимо помнить о том, что запрещается заливать холодную воду в горячий двигатель, так как это может стать причиной появления трещин в рубашке системы охлаждения блоков цилиндров. Кроме того, не следует запускать даже на небольшой отрезок времени двигатель в том случае, если в системе охлаждения транспортного средства отсутствует жидкость. Связано это с тем, что кратковременная работа двигателя автомобиля без охлаждающей жидкости может стать причиной частичного или полного разрушения гильз цилиндра, выпадения колец клапанов, прогорания прокладок и многих других проблем, после чего транспортному средству потребуется серьёзный ремонт системы охлаждения двигателя
Также очень важно помнить, что при частой смене жидкости в системе охлаждения автомобиля ускоряется процесс коррозии и образования накипи, что также быстрее, чем хотелось бы, делает необходимым ремонт системы охлаждения
Неисправности системы охлаждения
Необходимость ремонта системы охлаждения возникает в случае постоянного перегрева или переохлаждения охлаждающей жидкости (ОЖ), снижения уровня ОЖ в системе в результате утечки, возникновения электролиза в ОЖ и др.
Перегрев ОЖ вызывает детонацию двигателя, которая резко увеличивает износ цилиндров и поршневых колец, приводит к прогоранию поршней и снижению долговечности подшипников скольжения (вкладышей). Нарушение процесса сгорания топливновоздушной смеси при перегреве, увеличение сил трения приводят к возрастанию расхода топлива и снижению мощности двигателя. Понижение температуры ОЖ в рубашке охлаждения двигателя повышает износ деталей ЦПГ вследствие смывания со стенок цилиндров масла топливом. Происходит разжижение масла топливом, попадающим в масляный картер, более интенсивное образование смоляных и лакообразных отложений на поршнях и поршневых кольцах.
Понижение температуры ОЖ на каждые 10 °С от номинального значения уменьшает мощность двигателя на 1,5 % и увеличивает расход топлива на 2 %.
Перегрев двигателя может быть вызван: недостатком ОЖ в системе охлаждения из-за ее утечки или выкипания, засорением системы, обрывом или пробуксовкой ремня привода вентилятора, отказом в работе электро- либо гидромуфты вентилятора, заклиниванием термостата в закрытом состоянии или жалюзи в закрытом положении, неправильной установкой угла опережения зажигания.
Переохлаждение двигателя возможно при заклинивании термостата в открытом состоянии или отсутствии самого термостата, неисправности гидро- или электропривода вентилятора.
Одной из неисправностей современных систем охлаждения с радиатором, изготовленным из алюминия, и температурным датчиком включения вентилятора (термовключателем), находящимся под напряжением, является возникновение электролиза.
Электролиз — это реакция разложения раствора химических веществ при прохождении через них электрического тока. Характерные признаки протекания электролиза: засорение трубок радиатора, наличие белого налета возле его негерметичных мест и отложений зеленоватого цвета возле термовключателя. В случае появления таких симптомов необходимо тщательно проверить соединения электрических приборов системы охлаждения.
Для радиаторов, изготовленных из алюминия, не рекомендуется использовать в качестве ОЖ воду, так как при этом происходит коррозия трубок.
Подтекание ОЖ может быть вызвано негерметичностью соединений шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотностью соединений фланцев патрубков, негерметичностью сливных пробок и краника отопителя, повреждением шлангов, трещинами в бачках и сердцевине радиатора, износом самоподжимного сальникового уплотнения жидкостного насоса.
Уход за системой и что запрещено делать
Во-первых, строго запрещается доливать охлаждающую жидкость в горячий двигатель. Это опасно тем, что могут возникнуть трещины в рубашке охлаждения блока цилиндров. Если это произойдет, ремонта системы охлаждения не избежать.
Во-вторых, запрещается запускать и кратковременно эксплуатировать двигатель сразу после того как был слит антифриз или тосол из системы. Это опасно тем, что могут разрушиться уплотнительные кольца гильз цилиндров.
Стоит знать еще один небольшой факт — частая смена воды в системе приводит к ускорению появления коррозии, а также к образованию накипи.
Диагностику и ремонт системы охлаждения в некоторых случаях можно проводить и самостоятельно
Например, в летний период важно следить за чистотой в сердцевине радиатора. Если будет замечено засорение этого участка, то нужно его почистить струей воды или сжатым воздухом
Чтобы избежать ремонта системы охлаждения, следует проводить сезонное обслуживание. При подготовке двигателя к зиме необходимо проверить плотность охлаждающей жидкости в системе при помощи такого прибора, как плотномер. Нужно очень тщательно выбирать и саму жидкость, так как если в ней будут примеси нефтепродуктов или они попадут туда из других источников, вся жидкость начнет вспениваться во время нагрева.
Это приведет к перегреву двигателя, а также к утечке вещества через расширительный бачок или сам радиатор. Чаще всего в автомобили заливается тосол А-40 или А-65. Температура кристаллизации составляет -40 и -65 градусов по Цельсию соответственно, а температура кипения около 108 градусов.
В системе жидкостного охлаждения должна присутствовать и вода. Однако температура ее кипения гораздо ниже, а при работе двигателя через определенное время она и вовсе начинает испаряться. Из этого следует, что в качестве профилактики следует иногда доливать небольшое количество дистиллированной воды в систему.
Неисправности системы смазки.
Неисправностей системы смазки немного, но последствия от них могут быть самые серьезные. Различают следующие неисправности системы смазки:
- износ или повреждение масляного насоса;
- повреждение прокладки масляного насоса;
- засорение масляного фильтра;
- слабое закрепление масляного фильтра;
- неисправность датчика давления масла;
- заедание редукционного клапана;
- низкий уровень масла.
Основные причины указанных неисправностей:
- нарушение правил эксплуатации (использование некачественного масла, нарушение периодичности замены масла и фильтра);
- неквалифицированное выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы смазки; – предельный срок эксплуатации элементов системы.
Внешние признаки неисправностей системы смазки:
- низкое давление масла;
- повышенный расход масла.
О понижении давления масла сигнализирует соответствующая лампа на панели приборов автомобиля. При понижении давления масла дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена. Основные возможные причины низкого давления масла: износ или повреждение масляного насоса; засорение масляного фильтра; неисправность датчика давления масла; заедание редукционного клапана; низкий уровень масла.
Повышенный расход масла определяется с помощью щупа по уровню масла в двигателе. На ряде автомобилей осуществляется электронный контроль уровня масла в двигателе (соответствующая контрольная лампа на панели приборов). Основные возможные причины повышенного расхода масла: повреждение прокладки масляного насоса; слабое закрепление масляного фильтра; неисправности кривошипно-шатунного механизма; неисправности газораспределительного механизма; засорение системы вентиляции картера.
Проверка систем охлаждения на герметичность
Признаками неисправности системы охлаждения является протекание охлаждающей жидкости, что приводит в конечно итоге к перегреву мотора. Причин протекания антифриза может быть много, например, таких как:
- Плохое соединение шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками;
- Не герметичность краника отопителя и спускных пробок;
- Слабое соединение фланцев патрубков;
- Трещины на шлангах;
- Повреждения в бачках или в радиаторе;
- Неисправность самоподжимного сальникового устройства.
Если вы замечаете снижение уровня антифриза в бачке ниже норм, то первым делом следует проверить, герметична ли система охлаждения. Антифриз в герметичной системе кипит при температуре 130 градусов, а в обычных условиях, при нормальном давлении закипает уже при 103 градусах Цельсия. Пробои в герметичности могут выявить специальные добавки, входящие в антифриз – благодаря им малейшие трещины можно выявить ультрафиолетовой лампой. Проверка герметичности осуществляется специальным прибором, который устанавливается вместо пробки расширительного бачка, и создает избыточное давление в системе охлаждения равное примерно 0,05-0,07 МПА. При таком давлении, в исправной системе охлаждения, протекание жидкости невозможно. При неисправности уровень охлаждающей жидкости начинает падать, а по наличию мокрых следов обнаруживается место утечки. В случае не герметичности соединений шлангов и фланцев патрубков, следует подтянуть их крепления. Если же причина утечки происходит из-за повреждения краников, пробок и шлангов, то следует их заменить. Трещины в баке или радиаторе можно запаять. Протекание жидкости в радиаторе можно устранить специальным герметическим веществом, который добавляется в радиатор, но стоит помнить, что герметик временно устраняет протекание и в дальнейшем оказывает вредное влияние на всю систему в целом. Утечка через дренажное отверстие жидкостного насоса устраняется его ремонтом или заменой. Так же эта проблема может возникнуть во время обкатки автомобиля после покупки, это может быть следствием незаконченной приработки деталей уплотнения, обычно в таких случаях протечка устраняется сама по себе через определенное время.
ВАЖНО! Запрещается устранять протечку путем закрытия дренажного отверстия, так как это может привести к попаданию антифриза в подшипники насоса и разрушению их в дальнейшем. По регламенту, каждые 60 тысяч пробега или через два года рекомендуется проводить полную замену тосола
По регламенту, каждые 60 тысяч пробега или через два года рекомендуется проводить полную замену тосола.
Назначение и классификация систем охлаждения двигателя автомобиля
Двигатель внутреннего сгорания называется так потому, что при его работе внутри цилиндров регулярно сгорает топливно-воздушная смесь. При этом температура внутри камеры сгорания возрастает до 1800-2000 градусов Цельсия, обеспечивая максимально возможное расширение газообразных продуктов сгорания.
Разумеется, в полезную механическую работу перейдет только часть высвобождающейся энергии, а оставшаяся часть, так или иначе, выбрасывается в окружающую среду через глушитель, систему охлаждения двигателя автомобиля, смазку или же просто через наружные поверхности силового агрегата.
Нужно помнить, что при нагревании металл расширяется. И чем больше нагрев, тем сильнее увеличивается объем (хоть эта зависимость и не линейная), и поэтому инженеры при проектировании двигателей предусматривают специальные зазоры и допуски, рассчитанные именно на термическое расширение деталей.
Но рабочий режим каждой конкретной модели двигателя рассчитан на определенный уровень температуры, и при его превышении возрастает износ деталей, и даже возникает угроза заклинивания. Кроме того, запредельное превышение рабочей температуры может привести к выгоранию смазки, а у бензиновых моторов велика вероятность появления детонационного сгорания топливно-воздушной смеси.
Казалось бы, высокие температуры – плохо: металлические детали расширяются, появляется угроза заклинивания и пр. Так значит, температуру нужно держать как можно ниже, чтобы таких проблем не возникало? Но нет, чрезмерное снижение температуры также крайне нежелательно. Здесь нужно вспомнить торию теплоемкости металлов. Принцип тут простой: чем сильнее металл уже нагрет, тем меньше дополнительной энергии он может принять (до момента расплавления).
Обратное также верно: чем металл холоднее, тем больше энергии он способен «впитать», нагреваясь. Так что охлажденный ниже определенной нормы двигатель значительно уменьшит выдаваемую мощность в связи с собственным повышенным, но бесполезным потреблением энергии. Кроме того, увеличивается вязкость масла и, как следствие, растет трение и износ деталей.
В камере сгорания начинает конденсироваться часть горючей смеси, смывая смазку со стенок цилиндра, – образуются сернистые соединения, на внутренних поверхностях цилиндров появляется коррозия.
Принципом работы системы охлаждения двигателя автомобиля является удержание рабочей температуры ДВС на уровне самого выгодного теплового режима. Системы охлаждения бывают жидкостные (иногда еще их называют водяными) и воздушными.
Наиболее известный представитель автомобиля с воздушным охлаждением – это WV «Жук» (ну и еще советский «Запорожец», конечно же). Но в настоящее время ДВС с воздушным охлаждением на автомобилях встречаются очень редко.
Системы жидкостного охлаждения бывают с открытым и закрытым контуром. Открытые системы подразумевают расход охлаждающей жидкости. Иными словами, ее поток (как правило, это вода) поступает в рубашку ДВС извне, омывает блок цилиндров и детали головки блока, а дальше нагретая вода сбрасывается в окружающую среду или в иной внешний контур.
Закрытые жидкостные охлаждающие системы с окружающей средой разобщены. В атмосферу осуществляется сброс только непосредственно тепла посредством радиатора. Контур закрытой системы водяного охлаждения является герметичным, а значит, давление охлаждающей жидкости (ОЖ) в нем намного выше, чем в системах с открытым контуром. Если больше давление, значит, выше нагрев, поэтому двигатели с закрытым контуром охлаждения работают при более высоких температурах охлаждающей жидкости – до 120 град. Цельсия.
Кроме того, здесь требуются охлаждающие жидкости с иными свойствами, поэтому в большинстве моторов используется тосол.
Относительно способа циркуляции ОЖ системы охлаждения подразделяют на три типа:
- Принудительные (циркуляция жидкости по контуру осуществляется насосами, которые приводятся в действие самим двигателем).
- Термосифонные (циркуляция осуществляется за счет разницы в плотности ОЖ, нагретой возле блока цилиндров, и уже успевшей охладиться в радиаторе). Во время работы охлаждающая жидкость нагревается и поднимается в верхний расширительный бачок, откуда затем поступает в радиатор. Там она охлаждается, ее плотность увеличивается, и она уходит в нижний расширительный бачок, а оттуда снова направляется на омывание блока цилиндров.
- Комбинированные (в них головка блока цилиндров охлаждается принудительно, а блок цилиндров – термосифонным методом).
Насос системы охлаждения
В жидкостной системе охлаждения есть насос, который перекачивает эту самую жидкость. Естественно, что он, как и любая другая механическая часть может ломаться. Среди неисправностей насоса выделяют:
- износ подшипника;
- деформацию лопастей;
- растрескивание крыльчатки;
- утечку жидкости через сальник крыльчатки.
Если из строя вышел сальник или был поврежден подшипник, то нужно заняться ремонтом насоса системы охлаждения. Начинается он с того, что нужно снять устройство с автомобиля и разобрать его. Если причиной поломки стал сильный износ, то подшипники спрессовывают с валика, а детали промываются в бензине. Исключение составляют только уплотнительные шайбы и сальник. Нужно также проверить поверхность торца втулки корпуса. Она должна быть идеально гладкой, без каких-либо выбоин или других повреждений. Если это не так, то покрытие нужно отшлифовать. Далее следует перейти к осмотру других частей валика. Если утечка происходит из-за износа манжетов, то их нужно менять. Нужно осмотреть подшипники и их уплотнения, и также заменить их новыми, если старые повреждены.
Электролиз алюминиевых частей
Стоит рассмотреть такую проблему, как электролиз, которая возникает в том случае, если радиатор у авто изготовлен из алюминия, а также система имеет температурный датчик для включения вентилятора. Сам по себе электролиз — это реакция разложения химических веществ, которая происходит в том случае, когда сквозь них проходит электрический ток.
Есть несколько признаков, которые свидетельствуют о появлении данной проблемы:
- происходит засорение трубопровода радиатора;
- вокруг негерметичных мест появляется налет белого цвета;
- возле термовключателя для вентилятора появляется налет зеленого цвета.
Если появляются данные недостатки, то нужно обязательно проверить все электрические соединения приборов, имеющихся в системе. Если этого не сделать, то через некоторое время придется заниматься ремонтом радиатора охлаждения, так как он выйдет из строя. Стоит добавить, что для алюминиевых приспособлений в качестве охлаждающей жидкости лучше не использовать воду. Она негативно воздействует на алюминий, вызывая появление коррозии в трубках системы.
Немного о ремонте
Стоит заметить, что устройство полностью разборное. Следовательно, его замену нужно производить в сборе. Однако в некоторых случаях имеет смысл выполнить самостоятельный ремонт. Например, замкнула обмотка в электродвигателе. Бывают проблемы еще проще, такие как перегоревший предохранитель. Достаточно лишь поменять деталь, и всё будет работать.
Стоит заметить, что вентилятор охлаждения двигателя, цена на который сегодня немаленькая, должен периодически очищаться. После того как мы его снимаем, нужно при помощи щётки чистить от различного рода загрязнений, это способно улучшить его производительность. Так как данное устройство имеет несколько скоростей, то используется специальный резистор, через который подаётся ток. Там есть предохранитель, который довольно часто перегорает, из-за этого, собственно, и может не включаться вентилятор.
Двигатель нагрелся, а вентилятор не включается
Это, пожалуй, наиболее часто возникающая проблема. Об этом мы уже немного сказали в начале статьи, однако тут нужно разобраться более подробно. К примеру, вентилятор охлаждения двигателя «Калина» должен включаться при температуре 99 плюс-минус 2 градуса. Выключаться устройство должно при температуре 92 плюс-минус 2 градуса. Если этого не происходит, например, включается, но не выключается или наоборот, то нужно выполнить ремонт или замену термовыключателя.
Чтобы проверить, в этом ли дело, можно попробовать завести двигатель, дать ему нагреться до рабочей температуры, аккуратно выкрутить крышку расширительного бачка и засунуть туда термометр. Если отметка остановилась между 92 и 99 градусами, то должна включиться первая скорость, если на 99-105, то устройство должно работать на второй скорости. Если были замечены какие-либо отклонения, то, скорее всего, на резисторе сгорел предохранитель.
Удаление накипи и промывка системы охлаждения.
В процессе работы двигателя в системе охлаждения образуется накипь, которая накапливается и затрудняет отвод теплоты от нагретых деталей двигателя. Поэтому необходимо периодически удалять накипь и промывать систему охлаждения.
Накипь удаляется с помощью химических растворов (трилона Б, хромпика, соляной кислоты с ингибиторами, каустической соды и т.п.). Раствор для удаления накипи, время промыва и концентрация раствора рекомендуются заводом-изготовителем в инструкции по применению растворов. Обычно накипь удаляется следующим образом: вначале готовят промывочный раствор; затем его заливают в систему охлаждения, позволив некоторое время (указанное в инструкции) двигателю работать с промывочным раствором в качестве охлаждающей жидкости; в конце промывочный раствор сливают и промывают систему охлаждения.
Простейшая промывка системы охлаждения осуществляется чистой водой под давлением 20-30 МПа. Направление движения потока воды при промывке должно быть противоположно направлению циркуляции охлаждающей жидкости в период работы двигателя. Радиатор и водяную рубашку двигателя промывают раздельно. Технически промывка осуществляется следующим образом: снимают верхний и нижний шланги радиатора; на патрубки радиатора надевают шланги промывочного агрегата; в нагнетательный шланг (присоединенный к нижнему патрубку радиатора) подают воду под давлением 20-30 МПа.
Продукты коррозии и накипь выходят через шланг, надетый на верхний патрубок радиатора. Пробка радиатора при промывке должна быть закрыта. Водяную рубашку промывают аналогичным образом, но при снятых термостате и сливных краниках блока цилиндров.
Струю воды направляют в нагнетательный шланг, надетый на патрубок термостата. Промывка продолжается до тех пор, пока выходящая из сливного патрубка вода не станет чистой.
В настоящее время все большее распространение находят установки для промывки систем охлаждения и замены охлаждающей жидкости.
Установки для промывки системы охлаждения и замены охлаждающей жидкостиЭти установки для промывки систем охлаждения имеют большое количество разнообразных функций: – замена охлаждающей жидкости, без «завоздушивания» системы;
- промывка радиатора двигателя и радиатора отопителя салона; – возможность очистки радиаторов посредством подачи импульсами воздуха под давлением или совместно с промывочной жидкостью;
- проверка системы охлаждения двигателя на герметичность; – проверка работоспособности клапана избыточного давления на крышке радиатора или расширительного бачка;
- контроль давления в системе охлаждения двигателя; – очистка жидкости, поступающей в установку, с помощью съёмного фильтра;
- предварительная откачка старого антифриза из верхней части радиатора для предотвращения разлива жидкости при подключении адаптеров и т.п. Основные неисправности приборов системы охлаждения и способы их устранения представлены в таблице 2.
Таблица 2
Неисправность (признак) | Причины | Способ устранения |
РАДИАТОР | ||
Течь охлаждающей жидкости из радиатора. Недостаточная эффективность работы радиатора | Трещины или поломка трубок радиатора. Накипь и загрязнение в трубках радиатора. Засорение ребер охлаждения радиатора | Запаять или заменить поврежденные трубки. Удалить накипь и промыть радиатор. Продуть ребра радиатора сжатым воздухом |
ТЕРМОСТАТ | ||
Двигатель долго прогревается. Двигатель перегревается | Клапан термостата заклинил в открытом положении. Клапан термостата заклинил в закрытом положении | Заменить термостат. Заменить термостат |
НАСОС | ||
Течь жидкости из контрольного отверстия насоса. Шум при работе насоса | Износ уплотнительных деталей насоса. Износ подшипников вала. Отсутствие смазки в подшипниках вала | Заменить поврежденные или изношенные уплотнения. Заменить подшипники. Заложить смазку в подшипники |
НЕГЕРМЕТИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ | ||
Течь жидкости из системы охлаждения | Трещины и пробоины в корпусах приборов или рубашке охлаждения. Нарушена герметичность прокладок. Повреждены шланги. Нарушена герметичность соединения шлангов с патрубками | Заварить, запаять или устранить повреждения герметиком. Заменить прокладки. Заменить шланги. Затянуть или заменить соединительные хомуты |
Для временного или длительного восстановления герметичности системы охлаждения могут применяться различные герметики (пасты для внешней заделки негерметичностей, таблетки для растворения в охлаждающей жидкости).
Нюансы промывки системы
Система охлаждения – неисправности и способы устранения уже были рассмотрены – всегда склонна к образованию накипи. Именно она зачастую становится виновницей повышенного расхода горючего, снижения мощностных показателей агрегата, появления детонации и в целом преждевременного износа многих элементов цилиндропоршневой группы. Поэтому систему периодически требуется промывать не просто водой, а с добавкой соляной кислоты и химикатом, ускоряющим процесс очистки. Алгоритм такого процесса несложен:
снять термостат;
залить раствор;
запустить силовой агрегат и прогреть импровизированный «антифриз» примерно до 60 градусов;
остановить двигатель и через 10-15 минут слить жидкость из системы;
промыть систему циркуляции хладагента горячей водой.
Чтобы накипь образовывалась менее интенсивно, желательно использовать воду с минимальным показателем жесткости. Обеспечить эту жесткость можно самыми разными способами – добавлением присадок-антинакипинов, соды, извести, путем магнитной фильтрации, кипячением и пр.
Диагностирование системы охлаждения двигателя
Общее диагностирование технического состояния системы охлаждения заключается в определении ее герметичности и теплового баланса.
Заключение о герметичности системы делают, визуально убедившись в отсутствии утечки ОЖ при работающем и неработающем двигателе, а также по скорости убывания жидкости из расширительного бачка в процессе эксплуатации автомобиля.
О тепловом балансе системы судят по времени прогрева двигателя и поддержанию его номинальной рабочей температуры при нормальной нагрузке. Проверку производят с помощью указателя температуры охлаждающей жидкости.
Работа системы охлаждения считается удовлетворительной, если температура двигателя удерживается в пределах 85…95 °С при движении нагруженного автомобиля со скоростью около 90 км/ч.
Проверить общее состояние системы охлаждения и найти конкретные места утечки ОЖ можно при подаче воздуха под небольшим давлением в систему охлаждения.
Для проверки герметичности системы охлаждения можно использовать воздушную сеть (рис. 1, а), а в случае ее отсутствия, воздушный насос (рис. 1, б), которые подсоединяют к пробке расширительного бачка или радиатора.
С помощью редуктора или насоса поднимают давление до величины давления открытия пробки расширительного бачка (0,09…0,13 МПа) в течение 2 мин. Следят за показанием манометра: давление должно быть стабильным, в противном случае визуально определяют утечки ОЖ или проверяют охладители отдельных составных частей двигателя (системы рециркуляции, радиатор охлаждения масла и т.д).
Причиной быстрого убывания ОЖ в системе может быть неправильная работа клапана пробки расширительного бачка и ее недостаточная герметичность. При появлении этой неисправности необходимо проверить состояние клапана пробки и давление его открытия (значение давления указано в технических характеристиках данного двигателя).
Рис. 1. Проверка герметичности системы охлаждения с использованием воздушной сети (а) и воздушного насоса (б): 1 — пневморедуктор; 2 — манометр; 3 — герметизирующая насадка; 4 — радиатор; 5 — насос; 6 — пробка расширительного бачка
Работоспособность радиатора определяют по разности температур ОЖ в его верхней и нижней части, которая должна быть в пределах 8…12 °С. Уменьшение разности температур указывает на наличие накипи в трубках радиатора или на его загрязнение.
При проверке термостата его снимают с двигателя и помещают в емкость с жидкостью, имеющей температуру окружающего воздуха. Можно использовать обычную воду, но, учитывая, что температура ОЖ в современных двигателях может превышать 100 °С, желательно применять технический глицерин, температура кипения которого выше. В случае же использования воды можно установить только начало открытия клапана. Жидкость постепенно нагревают; при температуре 70…80 °С (в зависимости от модели двигателя) должно начаться открытие клапана термостата. За температуру начала открытия принимается та, при которой ход клапана, расположенного со стороны входного патрубка радиатора, составляет 0,1 мм. Для более точного определения величины хода можно использовать индикатор часового типа на кронштейне. Дальнейшее повышение температуры до 90…110 °С (в зависимости от модели двигателя) должно привести к полному открытию клапана (6…8 мм). Если после проведения вышеописанной проверки установлено, что термостат не удовлетворяет указанным условиям, его заменяют новым, так как ремонту он не подлежит.
При появлении утечки ОЖ из радиатора, если найти место утечки не представляется возможным, радиатор проверяют на герметичность. Существуют два способа проверки: непосредственно на автомобиле и при снятом радиаторе.
При проверке на автомобиле радиатор заполняют водой, все патрубки закрывают заглушками, оставив один открытым (через него в радиатор подают воздух под давлением примерно 0,1 МПа). По месту появления воды и определяют место утечки.
Однако из-за сложности доступа к радиатору удобнее проверять его, сняв с автомобиля. После снятия закрывают заливную горловину и все патрубки радиатора, оставив один открытым, через него подают в радиатор воздух под давлением примерно 0,1 МПа. Радиатор помещают в ванну с водой и наблюдают за появлением пузырьков воздуха, которые и укажут точное место утечки.
Жидкостный насос проверяют на отсутствие утечек через нижнее контрольное отверстие. Если при работе насос издает шум, проверяют также его осевой люфт. При появлении утечки ОЖ из жидкостного насоса, шума при работе и увеличенного осевого люфта насоса, его снимают с двигателя, разбирают, проверяют и при необходимости ремонтируют или заменяют насос.
Проверку электрических элементов системы охлаждения проводят с помощью сканеров и тестеров.