Как почистить топливную систему автомобиля

Какие топливные фильтры устанавливаются на автомобили ВАЗ 2109/2114/2115

На автомобили ВАЗ перечисленных моделей устанавливаются фильтры, предназначенные для различных силовых установок. Они делятся на два вида: для грубой очистки (сетка в бензонасосе) и тонкой очистки ФТО (отдельный фильтр).

Фильтр грубой очистки ВАЗ расположен внутри бензонасоса

Фильтры, предназначенные для карбюраторных систем, изготавливаются из прочного и прозрачного материала, как правило, пластмассы. Прозрачность корпуса разрешает наблюдать за состоянием чистоты и своевременно менять расходник. Эти модели способны очищать топливо в зоне 15–20 мкм. Внутрь них ставится какой-либо из этих материалов: фетр, войлок или бумага.

Для инжекторных систем автомобилей ВАЗ нужна уже очистка куда более высокого значения. Поэтому фильтры для инжекторных «девяток», ВАЗ 2114 и 2115 отличаются. Они бывают изготовлены из нержавейки и устанавливаются отдельно.

Для грубой очистки используются пластинчато-щелевые, сетчатые и ленточные, которые задерживают сор, попадающийся в топливе. Напротив, в ФТО используются элементы, выполненные из пористых материалов.

Какие лучше

Фильтры топливные, особенно для моторов с инжектором, обязаны обладать нужным качеством очистки. Поэтому лучшим можно назвать тот очиститель, пропускная способность которого составляет не менее 5–7 микрон (инжектор) и 15 микрон (карбюратор). Кроме того, он не должен проваливаться в случае давления в 3–5 бар.

Ещё рекомендуется обращать внимание при выборе на способ крепления патрубков топливной системы. Существуют модели с шестигранной фиксацией и модели с креплением на защёлках

Последние более удобны в плане замены.

Примерная стоимость замены фильтров очистки топлива

Замена занимает примерно 30–50 минут времени, в зависимости от модели детали. В связи с этим различается и стоимость процедуры в СТО, которая рассчитывается согласно потраченному количеству времени.

На самом деле, рекомендуется изначально договариваться с работником сервисного центра о стоимости процедуры, согласовывать время и т.п. Как правило, цена замены начинается от 700 рублей и не переходит черту в 1000–1200 рублей.

Цена самого топливного фильтра ВАЗ не превышает 200–600 рублей.

Возможные причины неисправности бензонасоса

Механический бензонасос в разборе

Механический бензонасос может выходить из строя по следующим причинам:

  1. При нарушении целостности диафрагмы.
  2. После скапливания под клапанами грязи.
  3. При засорении фильтра.
  4. При потере пружиной упругости.
  5. При нарушении герметичности корпуса.
  6. При естественном износе деталей в процессе эксплуатации.

Электрический бензонасос современного автомобиля достаточно надежен. Неисправности в нем возникают только по причине воздействия определенных факторов, среди которых чаще всего встречаются следующие:

Сгоревшие контакты внутри бензонасоса

1. Неисправная проводка в виде грязных, ржавых, расплавленных или поврежденных проводов в топливном комплексе создают помехи в работе устройства, а также ограничивают необходимые параметры тока, затрудняя перекачку топлива.

2. Мусор и посторонние примеси в топливном баке в виде ржавчины, грязи, воды, механических частиц, проникающих в бензонасос, и вызывающих его поломку.

Засоренный фильтр бензонасоса

3. Засоренный топливный фильтр мусором из бака способствует резкому снижению давления, создаваемого насосом и ухудшению параметров его работы.

Расплавленная турбина бензонасоса

4. Длительная езда на автомобиле с небольшим количеством топлива, при котором насос находится в не погруженном состоянии, испытывает значительный перегрев, быстро расходует внутреннюю смазку и выходит из строя.

5. Естественный износ трущихся частей насоса.

Работа насоса и его неисправности

Из названия можно понять, что топливный насос осуществляет подачу горючего из бака в форсунки двигателя. Соответственно, если агрегат неисправен, то нагнетания бензина не будет, а силовая установка не включится в работу. Существуют варианты для инжектора и карбюратора. Автомобиль ВАЗ 2110 оснащен инжектором, соответственно, топливный насос должен подходить под эту систему. Если же «десятка» была модернизирована при помощи установки карбюратора, то и агрегат придется брать нештатный. Расположен агрегат в топливном баке – под левой задней дверцей, электрика выходит под сидения заднего ряда.

Статья в тему: Нет искры на ВАЗ 2109 (карбюратор): основные причины

Понять, что в насосе или его сетке присутствуют неисправности достаточно просто:

  • Машина не заводится. Причин у этой неисправности масса, но перед тем как выполнять полную диагностику, необходимо проверить, не засорилась или сетка насоса.
  • На первой передачи присутствуют ощутимые рывки. Здесь тоже множество вариантов, но одной из них является нерабочий топливный насос.

Советы и рекомендации

В том случае, когда бензобак сильно загрязнен, чистка или замена сетки бензонасоса будет являться всего лишь временной мерой, причем скорость последующего загрязнения сеточки не будет сильно зависеть от качества заправляемого топлива. В подобной ситуации необходимо снимать и промывать не только сетку, но и бензобак.

Для поддержания чистоты сеточки бензонасоса старайтесь не опускать уровень топлива в бензобаке ниже ½ без необходимости. Грязь и отложения, которые забивают сетку, обычно находятся в самом низу и затягиваются бензонасосом в последнюю очередь.

Причины свиста и повышенного шума во время работы бензонасоса, перегрев насоса. Как самому провести диагностику и устранить поломку. Советы и рекомендации.

Почему сетку бензонасоса нужно менять. Как самостоятельно снять бензонасос для замены фильтра. Особенности обратной сборки после замены сеточки бензонасоса.

Как определить, почему бензонасос не качает или плохо работает. Давление в топливной рампе, диагоностика насоса. Проводка, реле, предохранители бензонасоса.

Почему и когда нужно промывать систему питания двигателя. Как промыть топливную систему двигателя самостоятельно: бензиновый и дизельный мотор.

Механический и электрический бензонасос, конструкция и принцип действия устройства, виды насосов и основные неисправности, особенности эксплуатации

Как поменять бензонасос. Расположение бензонасоса, стравлиание давления в системе,откручивание топливных магистралей, снятие насоса, обратная сборка.

Поводом для написания этой статьи стал недавний случай с коллегами из редакции. Во время поездки на одно из мероприятий во Львов появились «провалы» в работе 1,6-литрового мотора Seat Leon – сначала при разгоне, а потом и при равномерном движении.

Диагноз по телефону

На дилерской СТО во Львове, куда все-таки добрались своим ходом, определили: нужно менять свечи зажигания. Срок их службы, действительно, уже был «на подходе», поскольку цифра на одометре приближалась к 55 тыс. км (при регламентном сроке 60 тыс. км). Но после замены оказалось, что свечи здесь ни при чем – мотор продолжал давать сбои. Поскольку времени на серьезный ремонт не было, решили возвращаться в Киев с существующей проблемой. В дороге неисправность усугубилась: рывки переросли в длительные провалы мощности, скорость постоянно снижалась, и возле Житомира «максималка» у машины была всего 70 км/ч, а на щитке приборов загорелась лампочка «check engine». Продолжать путь стало невозможно, пришлось остановиться.

После «селекторного» совещания по мобильным телефонам со специалистами СТО группы VW и независимым специалистом было решено снять бензонасос, чтобы проверить, не «голодает» ли он из-за загрязнения фильтра грубой очистки топлива. Если там все в порядке, навстречу из Житомира уже готов был выехать «буксир».

Вскрытие покажет

Владельцы новых иномарок редко возят с собой инструмент (а зря!), но наш водитель оказался предусмотрительным, и в багажнике нашелся набор ключей. Пару отверток, щипчики и молоток можно было назвать скорее сувенирными, но и их оказалось достаточно. Довольно долго снимали с защелок подушку заднего сиденья, в полу под которой расположена крышка, прикрывающая доступ к баку. Нажимая отверткой цветные «кнопки» на пластиковых штуцерах топливопроводов, легко отсоединили их от насоса. Остаточное давление в бензопроводе выдавило изрядную порцию бензина. Убирали его подручным средством – газетами.

Полное обслуживание системы питания должно включать замену фильтра тонкой очистки, чистку модуля бензонасоса и форсунок.

Отсоединить тугой электрический разъем не смогли, поскольку побоялись сломать его, точно не зная конструкции. Однако достаточно длинные провода почти не мешали. Молоток и отвертка пригодились, когда пришлось отворачивать большое металлическое стопорное кольцо модуля бензонасоса.

После демонтажа насоса обнаружилось, что его фильтр грубой очистки покрыт налетом: в центре – черно-рыжим, по краям – белесым. Это и могло быть причиной проблем. Но что делать в ситуации, если с собой нет химических средств для промывки? Было два варианта – чистить капроновый фильтр-сеточку механическим способом или же в этой сетке прорезать окно. Выбрали первый путь, поскольку второй мог привести к интенсивному износу бензонасоса, а его замена – «удовольствие» не из дешевых. Подручными средствами для очистки стали зубная щетка из «стандартного» командировочного набора и бензин из бака. Через двадцать минут сеточка посветлела, бензонасос поставили на место. После запуска мотора и тестов в разгонном режиме и на скорости оказалось, что проблема исчезла – словно ее и не существовало.

Чистка топливной системы — как избежать растрат!

В этой статье мы расскажем о том, как можно сократить затраты на топливо до 10%, а также продлить время жизни вашего топливного насоса и других элементов топливной системы с помощью специализированной автохимии. Постоянный рост цен на топливо заставляет автолюбителей широко открывать глаза при оплате счетов на кассах АЗС. Но качество топлива оставляет желать лучшего, поэтому каждый автолюбитель хоть раз слышал от знакомых, или сам рассказывал, страшные истории о том, как после заправки «палёным бензином» загорелся «check engine», и пришлось встать на тропу борьбы с повышенным расходом топлива, падением мощности двигателя, «подтраиванием» на холостых оборотах или ещё чем похуже. Для водителей автомобилей с дизельными двигателями заправка плохой «соляркой» может создать брешь в семейном бюджете, так как стоимость ремонта системы питания дизельного двигателя существенно выше, чем бензинового.


От заправки плохим горючим застраховаться нельзя, но можно сделать так, чтобы эти заправки наносили минимальный вред вашему железному другу. В чем же секрет? Все просто: нужно регулярно, один — два раза в 40 000 пробега осуществлять профилактическую чистку топливной системы автомобиля, как с дизельным двигателем, так и бензиновым. «Ну вот ещё», подумаете вы, «стоимость чистки форсунок и топливной системы удовольствие не из дешёвых, а если чистить всю систему, то вообще можно разориться». И будете правы, но только от части. Почему?


Потому, что современные технологии позволяют проводить чистку без специального оборудования. Разумеется, что при серьезных загрязнениях в системе питания двигателя без снятия форсунок и чистки их на стенде не обойтись, но ключевое слово «профилактическую» нужно запомнить, а мы расскажем «почему предотвратить дешевле, чем лечить». Сейчас в продаже множество различных очистителей топливной системы. Проводилось много тестов, и далеко не все доказали свою эффективность. Для качественного результата, помимо хорошей промывки, так же необходимо соблюдать 3 простых правила:

  1. Все очистители — это хорошая профилактика, но при серьезных проблемах, лучше обратитесь в сервис.
  2. В бак, вместе с очистителем, заливается только качественное топливо.
  3. Режим эксплуатации предпочтительно загородный: высокая средняя скорость, высокие обороты, как следствие, хорошо прогретый двигатель.

Если соблюдать эти простые условия, и пользоваться качественной американской химией, такой как BG 208 — Присадка для бензинового двигателя (BG 44K Power Enhancer) или BG 244 — Присадка в топливо для дизельного двигателя хотя бы 1 раз в 2 ТО, то вы сможете:

  • Продлить срок жизни топливного насоса
  • Очистить форсунки и топливопровод. Заметим, что BG 208 и BG 244 не влияют на датчики кислорода и катализатор.
  • Сохранить герметичность топливной системы, и исключить вмешательство «кривых рук сервисменов».
  • Сократить время пребывания в сервисе до минимума.
  • Существенно сэкономить, по сравнению с чисткой на стенде.

Стоимость профилактики топливной системы на 150.000 км пробега.

ТО 1 15.000 ТО 2 30.000 ТО 3 45.000 ТО 4 60.000 ТО 5 75.000 ТО 6 90.000 ТО 7 105.000 ТО 8 120.000 ТО 9 135.000 ТО 10 150.000
Цена 879 руб. 879 руб. 879 руб.
итого: 3 516 руб.

Признаки забитой сеточки, фильтра тонкой очистки

  1. Трудный запуск. Чаще всего проблема начинает проявлять себя после длительного простоя, когда топливо с магистрали сливается обратно в бак.
  2. Двигатель не развивает обороты.
  3. Провал при резком нажатии на педаль газа. Обороты растут с запозданием, а при нагрузке двигатель может заглохнуть.
  4. Потеря мощности,рывки на высоких оборотах и при попытках резко ускориться.

Все эти признаки неисправности связаны с недостаточным давлением в топливной магистрали. Причина в забитых фильтрующих элементах, которые создают большое сопротивление прохождению топлива. Нередко при этом топливный насос из-за возросшей на него нагрузки начинает выть/гудеть.

Когда нужно менять сеточку бензонасоса Ланос, Сенс и Шанс

Любой фильтр со временем загрязняется, и это также касается сеточек, устанавливаемых на входе в бензонасос. При засорении элемента наблюдается снижение его пропускной способности, в результате чего происходит уменьшение количества всасываемого топлива. Уменьшенное поглощение бензина сказывается отрицательно не только на самом топливном насосе, но и на функционировании двигателя. Засорившаяся сетка всасывающего устройства Ланос приводит к следующим последствиям:

  • Увеличивается нагрузка на электромотор насоса, в результате чего он сильнее нагревается. При этом сокращается эксплуатационный ресурс устройства
  • Снижается поглощение количества топлива, что в итоге приводит к снижению качества охлаждения электромотора насоса
  • Уменьшается давление в топливной магистрали, что отражается негативно на функционировании двигателя внутреннего сгорания

Главными признаками засоренности фильтра топливного насоса на Ланосе являются:

  1. Проблемный запуск двигателя, что обусловлено пониженным давлением в топливной магистрали
  2. Двигатель не заводится вовсе, если фильтр имеет сильные засорения
  3. При движении автомобиля появляются подергивания и рывки, указывающие на проблемы с подачей топлива

При возникновении вышеописанных признаков на Ланосе, необходимо прибегнуть к замене детали. Справиться с этим сможет каждый водитель, но самый большой недостаток процесса замены сетки бензонасоса на Ланосе в том, что для этого понадобится демонтировать весь модуль.

Это интересно!Некоторые водители предпочитают вместо замены сеточки, провести ее очистку. Это не рациональный подход к такому мероприятию, так как очистить элемент до идеального состояния невозможно. Однако такой способ подходит, когда из-за забитой фильтрующей сетки двигатель не заводится, но при этом нужно добраться домой или до автосервиса.

Замена бензонасоса и фильтра грубой очистки на автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115

Бензонасос и фильтр грубой очистки описанным в статье способом меняются аналогично также на всех ВАЗовских авто с объемом двигателя 1.5 литра.

Топливный насос расположен на всех автомобилях марки ВАЗ в баке. Он установлен в корпусе, вместе с сеточкой (фильтр грубой очистки) и указателем уровня топлива. Добраться до него легко — достаточно снять заднее сиденье и обнаружить лючок. Открутив крепление, под ним будет корпус насоса со всеми вспомогательными агрегатами.

Насос меняется после диагностики. Подробнее описано тут: проверка давления в топливной рампе на автомобиле ВАЗ. Менять по «ощущениям» и по пробегу не рекомендуется, так как без диагностики невозможно понять, возникла ли проблема с насосом или же с сеткой (кроме случаев полного отказа насоса). Так же тяжело определить срок службы. В большей части он зависит от качества бензина. Любителем ездить «на парах», при почти пустом баке насос придется менять чаще. Это связано с попаданием воздуха в топливный заборник, вследствие чего насос начинает работать на высоких оборотах и перестает охлаждаться бензином. При такой манере езды не удивляйтесь, что придется менять насос каждый год (15 тысяч километров пробега).

Если диагностика выявила неисправность насоса, то целесообразно поменять и фильтр грубой очистки. Он установлен в корпусе насоса. Если обнаружены проблемы только с сеточкой, то насос менять не требуется.

Для замены нам потребуется — из основного инструмента:

  • Ключ «на 7». Лучше головка «на 7»
  • Ключ «на 17»
  • Ключ «на 19»
  • Плоскогубцы
  • Плоская отвертка
  • Крестовая отвертка

Из дополнительного инструмента:

  • WD-40 (или аналогичная жидкость)
  • Ветошь
  • Насос для подкачки колес
  • Насос и сеточка (или только сеточка)
  • Резиновое уплотнительное кольцо
  • Шланг подачи топлива от насоса до штуцера (не обязательно, но желательно, если давно не снимали)

Итак, процедура замены насоса и фильтра грубой очистки.

1. Все работы лучше проводить с практически пустым баком. Запрещается проводить работы с баком, залитым «под горловину»!

2. Сначала стравливаем давление в топливной магистрали. В данном случае лучше сделать это, отсоединив клемму от насоса. Снимаем сиденье, откручиваем лючок:

4. Заводим машину и даем ей поработать, пока не заглохнет.

5. Откручиваем штуцеры ключом «на 17» (новые трубки идут «на 14»). Все соединения лучше предварительно залить WD-40.

6. Наносим WD-40 на гайки крепления корпуса насоса. После чего откручиваем 8 гаек ключом «на 7»

Обратите внимание, что на одной из них прикручена «масса» насоса:

7. Снимаем металлическое прижимное кольцо.

8. Вытаскиваем корпус насоса. Будьте осторожны! На нем установлен датчик уровня топлива. При извлечении насоса не погните указатель. Иначе показания будут неверными.

9. Снимаем резиновый уплотнитель:

10. Отсоединяем нижний стакан. Он просто отщелкивается. Как правило, в нем будет много грязи. Убираем ее ветошью и промываем. Иногда этот стакан не получается вытащить через отверстие вместе с корпусом насоса. Он просто падает в бак. Ничего страшного в этом нет (если бак залит не под завязку). Он легко достается рукой и вытаскивается после демонтажа резинового уплотнителя.

11. Снимаем фильтр грубой очистки. Просто сдергиваем его вверх. Если задача поменять только сеточку, то собираем обратно.

12. Снимаем стопорный штифт с направляющей. Вытаскиваем его плоскогубцами:

13. Отсоединяем клемму бензонасоса и уровня топлива:

14. Снимаем корпус насоса с датчиком уровня с направляющих.

15. Отсоединяем шланг от бензонасоса:

16. Если операция давно не проводилась, то резина потеряет свою эластичность. Можно нагревать ее строительным феном, но лучше поменять трубку. Чтобы быстро ее снять, срезаем ножом со штуцера в верхней части:

17. Откручиваем датчик уровня топлива крестовой отверткой (2 винта). Снимаем его с корпуса насоса:

18. Снимаем клемму с бензонасоса:

19. Разбираем корпус бензонасоса. Для этого надавливаем на 3 защелки на боковой стенке:

20. Вытаскиваем бензонасос и заменяем новым. При необходимости меняем и трубку:

21. Собираем в обратной последовательности.

Очистка сеточки бензонасоса

Как известно, двигатель является важнейшим компонентом автомобиля. Основным элементом подачи рабочей смеси в систему двигателя является топливный насос, который отвечает за подачу бензина к фильтрующему элементу и в дальнейшем к месту сгорания.

На период эксплуатации элементов системы двигателя и топливного насоса, в том числе, не в малой степени влияет качества топливной смеси. В нередких случаях, использование недостаточно очищенного бензина приводит к нарушению функции транспортного средства. Если бензонасос засорился, автомобиль начинается двигаться рывками или не запускается вовсе.

Первым этапом восстановления функции автомобиля, в данном случае является замена сетки топливного насоса.

В ходе эксплуатации машины, сеточка бензонасоса изрядно засоряется и ее состояние может удивить даже опытного автолюбителя.

Замена бензонасоса и фильтра грубой очистки на автомобилях ВАЗ 2113, 2114, 2115

Бензонасос и фильтр грубой очистки описанным в статье способом меняются аналогично также на всех ВАЗовских авто с объемом двигателя 1.5 литра.

Топливный насос расположен на всех автомобилях марки ВАЗ в баке. Он установлен в корпусе, вместе с сеточкой (фильтр грубой очистки) и указателем уровня топлива. Добраться до него легко — достаточно снять заднее сиденье и обнаружить лючок. Открутив крепление, под ним будет корпус насоса со всеми вспомогательными агрегатами.

Насос меняется после диагностики. Подробнее описано тут: проверка давления в топливной рампе на автомобиле ВАЗ. Менять по «ощущениям» и по пробегу не рекомендуется, так как без диагностики невозможно понять, возникла ли проблема с насосом или же с сеткой (кроме случаев полного отказа насоса). Так же тяжело определить срок службы. В большей части он зависит от качества бензина. Любителем ездить «на парах», при почти пустом баке насос придется менять чаще. Это связано с попаданием воздуха в топливный заборник, вследствие чего насос начинает работать на высоких оборотах и перестает охлаждаться бензином. При такой манере езды не удивляйтесь, что придется менять насос каждый год (15 тысяч километров пробега).

Когда и почему нужно менять/чистить сетку бензонасоса

Начнем с того, что общие проблемы с топливной системой (бензонасосом в частности) следует условно разделить на наиболее распространенные группы:

  • забита сетка бензонасоса и топливный фильтр;
  • вышел из строя сам бензонасос;
  • неполадки инжектора;

Добавим, что также не следует исключать возможность подсоса воздуха, то есть завоздушивание системы питания. Еще одним виновником неполадок может оказаться регулятор давления в топливной рампе. В этом случае сбои в работе мотора могут быть частично похожими на некоторые указанные выше симптомы. Например, незначительное попадание воздуха в топливную систему проявляется таким образом, что двигатель долго не заводится после стоянки.

Статья в тему: Конец света: почему водители стали ездить без ближнего света?

Вернемся к бензонасосу. Его неполадки означают то, что производительность системы топливоподачи снижается. Если сломался бензонасос, тогда автомобиль становится непригодным для нормальной эксплуатации. Признаки неисправности бензонасоса следующие:

  • завести двигатель не получается, бензонасос не качает;
  • мотор заводится, но работает с серьезными перебоями;

На сервисе в таком случае часто рекомендуют провести диагностику, отремонтировать или заменить бензонасос. Также следует учитывать, что внутри устройства может забиться фильтр сеточка бензонасоса. Сразу отметим, что точно ответить на вопрос, когда нужно чистить стеку бензонасоса, не получится. Одни автолюбители проводят чистку/замену сеточки бензонасоса по необходимости или для профилактики каждые 50-70 тыс. км. пробега, тогда как другие впервые сталкиваются с необходимостью почистить сетку топливного насоса на пробегах от 150 тыс. км. и более. Добавим, что в руководстве по эксплуатации для некоторых моделей отдельно указано, что стеку бензонасоса рекомендуется менять один раз в 120 тыс. км.

Нужно добавить, что потеря динамики и появление симптомов забитой сетки происходит постепенно. По этой причине каждый водитель принимает решение чистить бензонасос самостоятельно. На мощных атмосферных двигателях постепенное ухудшение разгона ощущается не так сильно по сравнению с высокофорсированными моторами с небольшим рабочим объемом. По этой причине многие владельцы большеобъемников начинают решать проблему уже после появления заметных осложнений. Также на состояние сетки насоса сильно влияет качество заправляемого топлива и ряд других факторов и индивидуальных условий эксплуатации, о которых мы поговорим чуть позже.

Статья в тему: Диагностика двигателя на выезд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *