4 коварных ошибки, которые совершают водители при доливке охлаждающей жидкости в авто

Содержание:

От чего зависит объем антифриза

На уровень охлаждающей жидкости оказывают давление несколько факторов, основными из них являются:

  • целостность состояния прокладки, самой ГБЦ, радиатора, расширительного бачка, печки, соответствующих трубок, шлангов;
  • корректное фиксирование шлангов хомутами соответствующего диаметра;
  • правильное функционирование радиатора, клапанов бачка;
  • бездефектное состояние отвода;
  • нормальная работа топливной системы зажигания;
  • подбор марки антифриза

Когда в ГБЦ, самом блоке или прокладке есть какие-либо дефекты, тогда ОЖ будет просачиваться либо в цилиндры, либо в масло. В первом варианте выхлопные газы будут иметь белый оттенок даже при высокой температуре воздуха. Во втором случае масло будет иметь вид густой, пузыристой суспензии.

В ситуации пробития прокладки оба признака проявляются одновременно. Кроме этого автовладелец неизменно отметит повышенный расход топлива, а также значительное снижение мощности двигателя.

Если клапаны радиатора или расширительного бачка имеют повреждения, тогда температурный уровень кипения антифриза снизится, следовательно, воздушные или паровые пробки неизбежны. К этому может привести образование засоров отвода или шлангов бачка, так как тосол не сможет попасть к радиатору и двигателю.

Когда топливная система дает обедненную топливовоздушную смесь, то детонация, а также выброс тепла существенно увеличится. Это приведет к быстрому закипанию антифриза с одновременным образованием паровых пробок.

Если же смесь, напротив, переобогощена, то для того чтобы обеспечить необходимую мощность двигателя, автовладельцу придется нажимать на педаль газа с дополнительным усилием. Как результат — наполнение цилиндров излишками топлива, температурный рост, закипание охлаждающей жидкости.

Принцип работы системы охлаждения двигателя

Чтобы понять, что уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке не может быть одинаковым при работающем двигателе и в момент, когда тосол или вода полностью остывают, необходимо разобраться в принципе работы такой системы.

В момент запуска холодного двигателя температура охлаждающей жидкости практически не отличается от температуры окружающего воздуха. Сразу после начала работы мотора вращение крыльчатки водяной помпы вызывает интенсивное движение жидкости по малому кругу. То есть тосол омывает только цилиндры, ГБЦ, а также циркулирует по радиатору печки, в зимнее время года.

При прогреве жидкости до температуры 90ºС происходит открытие клапана термостата и жидкость начинает поступать в основной радиатор системы охлаждения двигателя. При этом, нагретый до высокой температуры тосол существенно увеличится в объёме, излишек которого поступит в расширительный бачок.

На что влияет недолив или перелив тосола


Как уже ранее было сказано, полное отсутствие охлаждающей жидкости может привести к очень серьёзным проблемам.

Небольшое уменьшение объёма циркулирующего тосола также может вызвать чрезмерный износ деталей, которые, вследствие отсутствия необходимого охлаждения, нагреваются значительно сильнее. Например:

  1. На автомобилях головка находится над блоком цилиндров. В результате падения уровня ОЖ головка блока не будет охлаждаться и при длительной работе двигателя может треснуть, что приведёт к смешиванию масла и охлаждающей жидкости.
  2. Снижение уровня ОЖ, также приводит к образованию воздушных пробок, которые нарушат нормальную циркуляцию жидкости, в результате чего двигатель автомобиля закипит. Если изменение температуры не будет вовремя замечено водителем, то в результате избыточного давления пара могут повредиться детали системы охлаждения и произойти разгерметизация.

Повышенный уровень ОЖ также оказывает негативное влияние на работу двигателя внутреннего сгорания. В такой ситуации:

при нагреве тосола его излишек удаляется из системы, через крышку расширительного бачка. При неисправности предохранительного клапана пробки также может произойти разрыв патрубков или внутренних прокладок двигателя.

Чтобы вовремя распознать неисправность охлаждающей системы автомобиля, необходимо точно знать, какая высота охлаждающей жидкости на горячем и холодном двигателе самая оптимальная.

Какой должен быть уровень антифриза


Для того чтобы владелец автомобиля мог легко определить отклонения в уровне охлаждающий жидкости, при изготовлении детали на её корпусе наносятся метки MIN и MAX.

Идеальный уровень охлаждающей жидкости на холодном двигателе находится между этими двумя отметками. Если используется тосол яркого цвета, то его уровень легко определить визуально.

При уменьшении уровня ОЖ ниже минимальной отметки, следует незамедлительно долить антифриз в бачок.

Повышение уровня выше предельного значения также требует незамедлительно вмешательства со стороны водителя.

Можно ли доливать в антифриз воду: распространенные мифы

Бытует мнение, что нельзя смешивать воду и антифриз, иначе жидкость замерзнет.

Многие автомобилисты ошибочно полагают, что если добавить в охладитель воду, то она не смешается с ним, а будет перемещаться по системе в виде капель или пробок. Следуя этой логике, можно сделать вывод, что вода сразу же превратится в лед при температуре наружного воздуха ниже нуля.

На самом деле все иначе. Дело в том, что вода смешивается с тосолом. Этиленгликоль растворяется в воде, состав становится однородным. Конечно, свойства смеси будут другими, изменится температура застывания и кипения. Однако вода не превратится в лед.

Как проверить крышку?

Наиболее достоверный способ проверки клапанов расширительного бачка – создание давления и разряжения в бачке при помощи насоса двойного действия. Насос имеет встроенный манометр и может создавать как избыточное давление, так и разряжение. Подключив его к верхнему штуцеру расширительного бачка, вы сможете произвольно изменять давление в расширительном бачке мотора, наблюдая за работой перепускных клапанов.

Альтернативные методы проверки:

создание давления в системе при помощи насоса со встроенным манометром. Для теста подойдет любой ножной/ручной насос, который при помощи переходников вы сможете подключить к рубашке охлаждения двигателя. Так вы проконтролируете фактическое давление, при котором срабатывает паровой клапан;

В случае нерабочей крышки расширительного бачка не создавайте в системе давление более 2,5 Атм. Это убережет вас от риска повреждения радиатора, шлангов и соединений в системе охлаждения.

  • проверка воздушного клапана. Открутите крышку бачка системы охлаждения, после чего сдавите патрубок подачи антифриза от термостата к радиатору. Не отпуская патрубок, закрутите крышку. Если атмосферный клапан работает, деформированный патрубок должен принять исходную форму;
  • на прогретом двигателе необходимо аккуратно открутить крышку расширительного бачка. Если крышка работает правильно, вы услышите характерный звук сброса излишнего давления. Такой метод проверки позволяет установить случаи, когда паровой клапан в крышке зависает в открытом положении, из-за чего в рубашке охлаждения не создается необходимое избыточное давление.

Ни в коем случае таким методом нельзя проверять клапаны в крышках радиатора. Поскольку в системах такого типа антифриз контактирует с запорной тарелкой, при откручивании крышки на прогретом двигателе горячий антифриз будет выплескиваться наружу.

Особенности контроля охлаждающей жидкости

Зная, какой уровень антифриза должен быть в бачке, водитель сможет определить, связано уменьшение объема теплоносителя с естественным испарением или с образованием утечки из-за разгерметизации системы. Испарение антифриза происходит не только при жаркой погоде, но и в зимнее время из-за активного использования салонного отопителя. Поэтому контролировать норму охлаждающей жидкости нужно регулярно, также и зимой

При работе с охлаждающей жидкостью необходимо соблюдать осторожность и правила техники безопасности. Согласно рекомендациям автопроизводителей, водителю запрещается:

  • откручивать крышку расширительного бачка или радиатора сразу после поездки, когда двигатель горячий, а система находится под давлением;
  • доливать антифриз, когда теплоноситель в системе не остыл;
  • смешивать концентрат антифриза с неочищенной водой. Нужно использовать только дистиллированную воду;
  • касаться незащищенной рукой расширительного бачка, патрубков, радиатора и других элементов системы охлаждения, поскольку они долгое время после поездки на автомобиле остаются горячими.

Рассмотрим, как правильно смотреть уровень антифриза на горячем двигателе, если нет возможности ожидать полного остывания системы. В такой ситуации необходимо:

  • положить на расширительный бачок кусок толстой ткани;
  • медленно и аккуратно начать откручивать крышку;
  • дать возможность выйти избытку давления.

Ткань закроет собой заливное отверстие и не позволит брызгам попасть на кожу и в подкапотное пространство. Такую операцию следует проводить только в исключительных случаях, когда нужно срочно долить охлаждающую жидкость. Не рискуйте здоровьем, экономя время.

Рассматривая вопрос, какой должен быть уровень охлаждающей жидкости, необходимо отметить, что никогда нельзя допускать, чтобы расширительный бачок оставался пустым. В таком случае возникает вероятность образования в контуре охлаждения воздушной пробки. Если все же допустили, что ОЖ ушла из бачка, то рекомендуем обратиться в специализированный автосервис, где опытные специалисты, знающие, как смотреть антифриз, грамотно и правильно выполнят операции по доливке или заправке системы новой охлаждающей жидкостью.

Какими бывают тормозные жидкости?

Тут все достаточно просто – гораздо проще, чем в случае с моторными маслами или антифризами. Тормозные жидкости получают спецификации на основе требований федерального стандарта США по безопасности автомобилей (FMVSS 116). Аббревиатура DOT в их названии – не что иное, как название американского Департамента транспорта (Department of Transportation). Итак, какими могут быть современные тормозные жидкости. DOT 3. Жидкость на гликолевой основе с температурой кипения 220°С, которая пригодна к использованию только в старых автомобилях (например, разработанных в эпоху СССР). Пример такой жидкости – SINTEC NEVA DOT-3, отличающаяся высокой термостабильностью и температурой кипения не менее 230°С. DOT 4. Также изготовлена на гликолевой основе, содержит комплект антикоррозионных присадок и кипит как минимум при температуре 230°С. Самый популярный тип жидкости, широко используется в современных автомобилях. DOT3 и DOT4 совместимы. При этом, разумеется, без крайней необходимости не стоит доливать или использовать DOT3 вместо DOT4. В ассортименте SINTEC этой спецификации полностью соответствует SINTEC SUPER DOT 4.
Некоторые производители выпускают жидкости с характеристиками, не только соответствующими спецификации DOT 4, но значительно превышающими ее требования. Например, SINTEC EURO DOT 4 имеет температуру кипения 260°С и сохраняет работоспособность в диапазоне от -40 до +50°С.DOT 5. Основное отличие жидкостей этого класса от предыдущих – силиконовая основа. Именно поэтому их нельзя смешивать с другими типами на гликолевой основе. Основное достоинство DOT 5 – это высокий срок службы (до 5 лет) и высокая температура кипения (280°С). DOT 5.1. Можно подумать, что это усовершенствованная версия DOT 5, но на самом деле эта жидкость ближе к DOT4. Так же основа, но температура кипения уже 270°С. Смешивать ее DOT 5 нельзя. 

Почему закипает антифриз?

Признаки кипения антифриза при холодном двигателе – серьезный повод для беспокойства. Причинами этого явления могут стать:

  • Низкий уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке
  • Нарушение работы термостата
  • Засорение радиатора
  • Повышенное давление в системе охлаждения
  • Разрушение прокладки блока цилиндров
  • Неисправная помпа

Во всех перечисленных случаях температура антифриза постоянно растет. При +120 С начинается процесс кипения, в ходе которого из охлаждающей жидкости испаряется основной компонент – этиленгликоль. Пары этого вещества являются токсичными и представляют серьезную опасность для здоровья человека.

Рассмотрим причины, по которым кипит антифриз, подробнее.

Низкий уровень охлаждающей жидкости

Первое, что нужно проверить при закипании антифриза – это уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Процедуру следует проводить после полного остывания двигателя.

При низком уровне антифриза необходимо провести операцию по его доливке, и только после этого продолжать движение.

Причиной критически низкого уровня ОЖ может быть нарушение целостности бачка, патрубков, шлангов и хомутных соединений. При обнаружении места утечки и невозможности решить проблему на месте, следует вызвать эвакуатор и добраться до ближайшего автосервиса.

Поломка термостата

Термостат – это устройство, с помощью которого регулируется температура антифриза. Он обеспечивает ускоренный прогрев двигателя и позволяет поддерживать необходимый тепловой режим.

При поломке термостата или заклинивании клапана жидкость перестает циркулировать по большому контуру. Перемещение только по малому кругу не позволяет антифризу полностью остыть, он постоянно перегревается и выкипает.

Определить проблему в работе термостата можно, потрогав его патрубки (делать это следует осторожно, когда двигатель уже отключен).

Если патрубок, присоединенный к главному радиатору, горячее остальных, следует обратиться в сервис для замены прибора.

Продолжать движение с такой неисправностью можно, но на небольшой скорости, с остановками каждые 5 км для доливки воды в расширительный бачок (каждый раз – после остывания силового агрегата).

Проблемы с радиатором

Антифриз закипает при возникновении следующих проблем с радиатором.

  • Появление слоя накипи на трубках: в результате их теплопроводность заметно снижается, и радиатор теряет способность охлаждать проходящий по нему жидкость
  • Засорение трубок: приводит к ухудшению или полному прекращению циркуляции антифриза
  • Выход из строя вентилятора: вследствие этого радиатор перестает охлаждать тосол до нужной температуры

Последнюю проблему можно определить самостоятельно – на слух. Если двигатель при запуске работает слишком тихо, значит, вентилятор не включился.

В любом из этих случаев продолжать движение можно, но с остановками каждые 8 км, чтобы мотор остыл. В противном случае не избежать его ремонта.

Повышенное давление в системе охлаждения

В закрытой системе охлаждения, как уже было отмечено выше, жидкость при нагреве расширяется, а внутреннее давление растет. Во многих автомобилях для его нормализации установлен обратный клапан, который сбрасывает «излишки» антифриза в расширительный бачок. В этот момент жидкость в бачке «булькает», что неопытные водители расценивают как кипение.

Однако если подобное происходит слишком часто, то это может указывать на неисправность клапана обратного хода (чаще всего заклинивание происходит в результате засора).

Прогорание прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ)

Одна из самых сложных поломок, из-за которых закипает антифриз.

Прожег прокладки ГБЦ нарушает герметичность системы охлаждения. В результате жидкость может оказаться в блоке цилиндров, где сгорает, а затем оказывается в составе выхлопа (он становится густым и белым).

При разрушении прокладки ГБЦ в расширительном бачке могут появиться следы от моторного масла, так как его «подсасывает» из блока цилиндров. Именно поэтому после устранения неисправности обязательна очистка системы охлаждения.

Прокладки прогорают из-за естественного износа, неправильной установки (слабой затяжки, отсутствия смазки на болтах и т.п.), плохого качества, регулярного перегрева двигателя.

Неисправность центробежного насоса (помпы)

Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает насос (помпа), который приводится в действие ременной передачей или электродвигателем. Если насос перестает работать, антифриз, протекая через радиатор, не будет успевать охлаждаться.

Как правило, при поломке помпы на приборной панели загорается сигнал «Check».

О промывке

В любом случае после ремонта у нас останется эмульсия в расширительном бачке. Как отмечают отзывы, чтобы не испортить новый тосол, нужно предварительно промыть охлаждающую систему. Для этого можно использовать специальные промывки:

  • «Абро» АВ-505. Отзывы говорят, что продукт хорошо удаляет накипь, ржавчину, а также масляные отложения. Состав заливается в охлаждающую систему и смешивается с водой. После этого двигатель запускают и греют до рабочей температуры. Мотор должен проработать на холостых около получаса. Дальше смесь сливается. Если система все еще грязная, процедура повторяется еще раз.
  • «Ликви-Моли». Если имеется эмульсия в расширительном бачке «Опель Астры», данная промывка отлично смоет все отложения – отмечают отзывы. В состав входят кислоты и щелочь. Продукт нейтрален к резиновым патрубкам и к металлу. Для промывки понадобится чистая вода. Смешивается состав в пропорции 1 флакон на 10 литров воды. Дальше мотор прогревают и дают ему поработать 20 минут. Затем оставляют жидкость еще на 3 часа, а после сливают.
  • «Лавр». Данная компания предлагает набор для двухэтапной промывки. Сперва заливается очиститель накипи и ржавчины. Далее добавляется вода до минимального уровня. Прогревается двигатель и работает на холостых 30 минут. Затем смесь сливается, а вместо нее добавляется очиститель масляно-эмульсионных отложений. Вливается новая вода до минимальной отметки. Мотор запускают и дают ему поработать 15 минут на холостых. Дальше опять сливают смесь. Если осталась эмульсия в расширительном бачке, промывку повторяют еще раз.

Также существует и народный метод с использованием лимонной кислоты. Для этого нужно приготовить смесь: растворить 1 килограмм порошка в 10 литрах воды. Если эмульсия не существенная, можно использовать 500 грамм лимонной кислоты. Этот раствор добавляют в бачок и запускают двигатель на 20 минут. После автомобиль глушат и ждут 45 минут. Далее можно удалять раствор и заливать обычную воду.

Когда доливать антифриз

Проверка уровня охлаждающей жидкости

Следующий интересный вопрос — как часто доливать антифриз, и в каких случаях следует выполнять эту процедуру. Рассмотрим эту информацию подробнее. Существует несколько причин, по которым необходимо выполнять доливание. В частности:

  • Видимое снижение уровня антифриза в системе . Это явление может произойти в любой момент вследствие возникновения утечки на корпусе расширительного бачка, радиатора, патрубков, соединений и так далее. На расширительном бачке автомобиля «Хендай Солярис» имеются две метки — L и F (соответственно, LOW и FULL, низкий и высокий уровень). Если уровень упал ниже отметки L, то необходимо выполнить доливание антифриза. На других машинах вместо упомянутых отметок могут быть другие отметки, но суть их будет аналогичная.

    В случае, если вы недавно доливали охлаждающую жидкость, но ее уровень снова стал низким, следует искать место утечки в системе.

  • Срок эксплуатации антифриза подошел к концу . Это можно выявить по разным признакам. Если говорить об автомобиле Hyundai Solaris, то в его охлаждающей системе жидкость нужно менять в соответствии со сроком эксплуатации используемых «охлаждаек». Так, антифризы класса G-11 имеют срок эксплуатации — 2…3 года, класса G12 — до 5 лет, G12+ — более 5 лет. Однако процедуру можно выполнять и чаще, если антифриз не справляется со своими задачами, в частности, наблюдается регулярный перегрев двигателя, а сама жидкость почернела и загустела. Такая ситуация возможна в случае, если вы купили некачественную жидкость или попросту подделку.

    Некоторые автомобили имеют специальный значок на приборной панели, сигнализирующий о низком уровне антифриза.

  • Периодически срабатывает предохранительно-спусковой клапан на расширительном бачке . Это говорит о том, что антифриз уже не работает должным образом, и не поглощает необходимое количество тепловой энергии.

Проверку уровня охлаждающей жидкости всегда выполняют, когда машина установлена на горизонтальную поверхность.

Помните, что при недостаточном количестве охлаждающей жидкости, на нее накладывается дополнительная нагрузка, с которой она, во-первых, не всегда в состоянии справиться, а во-вторых, свойства антифриза в таком случае теряются гораздо быстрее. Кроме того, в такой ситуации охлаждающая жидкость может не в полной мере справляться с возложенными на нее задачами, а соответственно, двигатель будет перегреваться

(при этом может увеличиться расход масла и появиться другие неприятные последствия). На этом теоретическая часть материала окончена, и мы переходим к практике, то есть, непосредственно к доливке.

Пошаговая инструкция по замене антифриза

  • Купить желаемый качественный антифриз (смотреть характеристики и показания в инструкции по эксплуатации автомобиля, сравнивая с этикеткой производителя).
  • Завести автомобиль и дать ему поработать без нагрузок 10 минут, затем перевести или отрегулировать отопитель салона в максимальное положение, то есть включить печку на максимум. После этого выключить двигатель.
  • Слить старый охладитель со всего механизма охлаждения.
  • Промыть систему.
  • Залить антифриз. После очистки устройства заливается свежий рабочий тосол, который был приобретен ранее.
  • Когда закачка охладителя завершена, следует стравить воздух из системы.

Промывка системы

После того, как вся ОЖ слита полностью, неоходимо осуществить промывку системы охлаждения. Она делается только при переходе на новые марки антифриза или же в том случае, когда долго не проходила профилактику. Дистиллированная вода отлично смывает коррозийный налет, убирает накипь. Если же грязь застарелая, то следует воспользоваться специальными промывками для механизма охлаждения.

Если принято решение использовать обычную воду, то процедуру эту придется повторить два или три раза. Залить промывку, закрыть краны, сделать эту операцию только на холодный двигатель. Затем закрыть все пробки и запустить на 10 — 15 минут промывку (или как указанно в инструкции) для очистки системы. После чего выполнить первых два действия в том же порядке, что и при сливе отработанного антифриза.

В целях экономии первую промывку очень грязного устройства можно проводить под напором обычной воды, а уже потом использовать спецсредства или дистиллированную воду.

В среднем трех очередей на мытье вполне хватает для того, что бы СОД стала, как новая. В это время стоит проверить все прокладки, штуцеры и патрубки на предмет износа и заменить их при необходимости.

Залив антифриза

Заливать жидкость следует без спешки, но и без остановок, которые могут вызвать попадание воздуха в систему, потом придется долго прокачивать. Заливается она в горловину радиатора (только для разборных моделей), а в основном в расширительный бачок. Стоит внимательно выполнять эти действия и не перепутать расширительный бачок с омывательным, расположены они, как правило рядом, и очень похожи друг на друга.

Так же необходимо следить за уровнем охладителя при заливе:

  • для радиатора — это нижняя отметка (риска);
  • для сливного бочка — максимум, так как смесь потом будет расходится по всем уголкам механизма охлаждения и объем ее в бачке уменьшится.

Делается это посредством крана — винта, расположенного на блоке цилиндров двигателя. Как только появятся первые капли — это будет сигналом к тому, что весь воздух ушел, и кран можно опять завернуть до упора.

После этой процедуры необходимо вновь завести двигатель машины и дать ему поработать, допуская через пять минут после старта подгазовку. Потом заглушить авто, подождать несколько минут и проверить уровень ОЖ в расширительном бачке. При необходимости произвести долив до нормы. После полной замены антифриз стоит проверять на протяжении недели ежедневно, так как именно в это время могут быть выявлены скрытые неполадки в системе, которые ранее были незаметны.

Важность проверки уровня охлаждающей жидкости

В процессе эксплуатации антифриз находится под избыточным давлением. Связано это с тем, что его температура кипения в нормальных условиях лишь незначительно отличается от чистой воды.

Cреднее значение теплового режима двигателя не соответствует локальным данным в наиболее нагруженных местах, таких, как стенки цилиндров и внутренней рубашки охлаждения головки блока. Там температура может значительно превышать необходимую для кипения.

С ростом давления температура кипения также повышается. Это сделало возможным поддержание средних значений на грани начала парообразования. Чем выше температура двигателя, тем больше его КПД, приходится балансировать на грани. Но давление растёт автоматически, а значит антифриз работает штатно, без парообразования и связанного с этим ухудшения циркуляции и теплообмена.

Все эти условия будут соблюдены, если система полностью герметична. В случае нарушения давление резко упадёт, жидкость закипит, а мотор быстро перегреется. Большую роль также играет суммарная теплоёмкость всего антифриза в системе, а значит и его количество.

Возможностей для утечек достаточно:

  • испарение и выбросы из-за открывшегося предохранительного клапана в системе, что вполне возможно при больших нагрузках на мотор в условиях недостаточного обдува, например, в жару, на подъёме при включённом кондиционере и прочих потребителях энергии;
  • медленные утечки из прохудившегося основного радиатора с его тонкими многочисленными алюминиевыми трубками и клееными пластиковыми бачками, радиатор отопителя в этом отношении ничуть не лучше;
  • ослабление посадки и отвердение от старости пластиковых и резиновых шлангов системы;
  • поступление антифриза в камеры сгорания через точечные повреждения прокладки головки блока цилиндров или трещины в деталях;
  • растрескивание от старости шлангов и пластиковых патрубков, корпуса термостата;
  • разрушение сальника водяного насоса или прокладки его корпуса;
  • коррозия теплообменников и крана печки там, где он имеется.

Как на старых, так и свежих автомобилях, за уровнем антифриза приходится следить не реже, чем за прочими рабочими жидкостями, маслом, тормозной и гидравлической. Это предписано операциями ежедневного технического контроля.

Как проверить уровень охлаждающей жидкости?

Чтобы добиться оптимальной компрессии и грамотного охлаждения мотора, требуется периодически смотреть на показатель расширительного бачка. Но как проверить уровень антифриза самостоятельно? Процедура имеет несколько этапов:

  1. Откручиваем крышку радиатора при выключенном моторе. Жидкость при этом должна находиться на нижнем уровне отвода, от которого шланг идет к бачку.
  2. Осматриваем бак. Антифриз находится между показателями «Min» и «Max».
  3. Если уровень меньше требуемого, доливаем недостающее, после чего прогреваем автомобиль до рабочих температур (90-95 градусов) и охлаждаем до комнатной. Падение уровня в радиаторе или бачке говорит о нарушении герметизации, а значит двигатель нуждается в серьезном ремонте. Если уровень остался в норме – все в порядке.

Проверку стоит проводить хотя бы раз в неделю, особенно на автомобилях с большим пробегом. Диагностика позволяет вовремя заметить падение антифриза в системе и косвенно определить причину неисправности. Также вы существенно сэкономите на ремонте силовой, а капитальный ремонт, как известно, обходится очень дорого.

Система охлаждения позволяет двигателю эффективно поддерживать рабочую температуру, а также обеспечивает отток тепла, вырабатываемого силовой установкой. Вся система работает благодаря циркулирующей по ней охлаждающей жидкости, именно она является главным транспортировщиком тепла от блока ДВС до радиатора охлаждения.

Поскольку любая жидкости расширяется при нагреве, для нее требуется одноименный бачок, который позволяет сохранить весь хладагент после увеличения его объема.

Можно ли смешивать отличающиеся антифризы

Из-за огромного ассортимента охлаждающих жидкостей, автолюбители всё чаще смешивают две или три несовместимых субстанции. При этом на выходе получается странного цвета жидкость с осадком или пеной, нередко «фриз» превращается в эмульсию. В общем, последствия таких смешиваний крайне плачевны. Если уж и смешивать разные хладагенты, то следует четко разобраться в их совместимости.

Таблица смешиваемости антифризов:

ОЖ в системе
Тосол G11 G12 G12+ G12++ G13
ОЖ на долив в систему Тосол Да Да Не Нет Нет Нет
G11 Да Да Нет Нет Нет Нет
G12 Нет Нет Да Нет Нет Нет
G12+ Да Да Да Да Нет Нет
G12++ Да Да Да Да Да Да
G13 Да Да Да Да Да Да


Самый точный и наглядный метод — смешивание антифризов в прозрачной таре. Такой вариант сразу показывает возможность совмещения двух хладагентов

Обратившись к данной таблице, легко определить, возможно ли смешать 2 выбранные вами жидкости. Если вы не знаете о том, какой антифриз используется в системе охлаждения вашего автомобиля, то лучшим вариантом будет добавить дистиллированную воду в систему, тем самым вы просто разбавите уже имеющуюся ОЖ. Из последствий — только снижение защитных свойств антифриза, а также сужение температурного диапазона.

Для чего нужен расширительный бачок

Пластиковый резервуар необходим для компенсации температурного расширения охлаждающей жидкости и хранения небольшого резервного объема антифриза для восполнения утечек. Расширительный бачок системы охлаждения находится в наивысшей точке водяной рубашки. На всех автомобилях бак с антифризом выполняет одну и ту же функцию, но есть небольшие отличия в зависимости от конструкции системы охлаждения.

На большинстве автомобилей с расширительного бачка выходят 2-3 штуцера. Через отверстие в нижней части происходит забор антифриза в систему охлаждения, а через верхние штуцера сбрасывается избыточное давление с наивысших точек системы охлаждения. Это препятствует завоздушиванию системы и облегчает удаление воздуха из рубашки охлаждения при ее первом заполнении после запуска двигателя. В крышке резервуара расположен компенсационный клапан, поддерживающий постоянное давление в системе охлаждения.

На многих моделях японской школы автомобилестроения расширительный бачок представляет собой обособленный резервуар, который объединен с системой охлаждения лишь трубкой небольшого диаметра, подключенной к основному радиатору.

В конструкции такого типа перепускной клапан, поддерживающий рабочее давление в системе, установлен в крышке радиатора охлаждения двигателя. При повышении давления в системе клапан в крышке открывается, перепуская излишки антифриза в расширительный бачок. Когда после остановки температура двигателя снижается, ОЖ уменьшается в объеме – в системе создается разряжение. Атмосферный клапан в крышке открывается, благодаря чему через трубку охлаждающая жидкость из расширительного бачка перетекает в радиатор.

Основные неисправности, при которых кипит антифриз

Резкое повышение температуры двигателя и закипание антифриза не всегда связано с выходом из строя какого-либо узла. Иногда проблема кроется всего лишь в недостаточном уровне антифриза. Это легко исправить, открыв крышку и долив необходимое количество «охлаждайки» прямо в расширительный бачок. Желательно проверить, с чем связано снижение уровня и устранить возможный дефект. Если основной и печной радиаторы не пробиты, патрубки и места их соединения не подтекают, вполне возможно, что прохудилась прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ), и охлаждающая жидкость поступает прямиком в двигатель, смешиваясь с маслом и причиняя двигателю значительный ущерб.

Если уровень жидкости в норме, то следует обратить внимание на следующие потенциальные неисправности:

  • неисправен вентилятор основного радиатора;
  • вышла из строя помпа (водяной насос);
  • в системе охлаждения образовалась воздушная пробка;
  • засорился радиатор охлаждения;
  • заклинило термостат.

Независимо от поломки, лучше всего выключить перегревшийся двигатель и отбуксировать транспортное средство к месту ремонта. Продолжительный перегрев двигателя может привести к печальным последствиям в виде долгого и трудоемкого ремонта.

Электрический вентилятор

Является немаловажной частью охлаждающей системы. Его главная функция – отбор тепла от радиатора охлаждения, благодаря чему происходит остывание рабочей жидкости внутри радиатора

Если он не включается автоматически в случае перегрева двигателя, на то есть две основные причины:

  1. Неисправен сам вентилятор. В таком случае его следует просто заменить (или отремонтировать).
  2. Вышло из строя реле вентилятора. Реле подает команду на включение вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости возрастает выше 90 градусов. Если оно неисправно, вентилятор не будет включаться автоматически.

В карбюраторных двигателях реле вентилятора вкручивается резьбовым соединением в сам радиатор охлаждения, в случае с инжектором он встраивается в термостат.

Рисунок 2. Вентилятор легко заменить, гораздо сложнее ремонтировать перегретый двигатель.

Помпа водяного насоса

Предназначена для постоянной циркуляции антифриза по системе. Работает только при включенном двигателе – приводится в действие ремнем ГРМ, который одевается не только на шкивы распредвала и коленвала, но и на шкив водяной помпы. Вот что может произойти с этим узлом:

  • Заклинивание помпы (разрушение подшипников);
  • Износ лопаток ротора (благодаря которым и происходит циркуляция);
  • Выработка шкива (проскальзывание приводного ремня).

В любом из этих случаев насосный механизм требует замены.

Воздушная пробка или засор в системе

В этом случае нормальной циркуляции антифриза тоже не будет, а значит, даже исправный вентилятор не сможет помочь двигателю остывать до оптимальной температуры.

Алгоритм устранения воздушной пробки следующий:

  1. Открыть крышку расширительного бачка.
  2. Автомобиль с заведенным двигателем установить на горку или эстакаду.
  3. Затянуть ручной тормоз во избежание откатывания назад.
  4. На «нейтралке» увеличить обороты двигателя до 3500-4000 об/мин.
  5. Удерживать обороты в течение 2-3 минут, пока пузырь воздуха не выйдет наружу.

В случае с засором возможно применение специальной промывочной жидкости, которая при работающем ДВС заливается в расширительный бачок и в течение нескольких минут прочищает систему от механических загрязнений. Иногда, в случае серьезной закупорки канальцев радиатора он подлежит демонтажу и замене.

Термостат

Это устройство является едва ли не самым главным узлом в системе охлаждения. Основное его предназначение – регулировка температуры охлаждающей жидкости методом перенаправления ее потока с малого круга охлаждения на большой и наоборот.

Рисунок 3. Схематически работа термостат выглядит именно так.

Когда температура силового агрегата достигает рабочей (90 градусов), термостат срабатывает и перенаправляет жидкость на большой круг, через радиатор охлаждения. Благодаря этому температура двигателя сохраняется в рабочем диапазоне. И наоборот, в случае понижения температуры (в холодное время года) жидкость циркулирует по малому кругу, захватывая только головку блока цилиндров и радиатор отопления.

Термостат иногда ломается – его попросту заклинивает в каком-то одном положении, или посередине. Тогда он перестает переключать направление движения антифриза, и подлежит замене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *