Типы кузовов легковых и грузовых машин в 2022 году (+ как выбрать авто с большим багажником)

Содержание:

Виды кузова

В настоящее время наибольшее распространение имеют устройства кузовов легковых автомобилей следующих типов:

• трехобъемный кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями седан;• трехобъемный кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и с перегородкой сзади переднего сиденья, отделяющей водителя от пассажиров — лимузин;• кузов с мягким складывающимся тентом и съемными боковыми окнами — фаэтон;• двухобъемный кузов с задней дверью с грузовым помещением, не отделенным перегородкой от пассажирского салона — универсал;• двухобъемный кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями, имеющий заднюю дверь — комби (хетчбек);• кузов грузопассажирского автомобиля с открытой платформой, убирающимися боковыми сиденьями и с двухместной закрытой кабиной — пикап.

Каркасные несущие кузова легковых автомобилей имеют специальный каркас, к которому прикреплены детали основания из тонкостенных про филей, образующих жесткую сварную пространственную форму, на которой крепятся облицовочные панели.В бескаркасных кузовах, применяемых на современных легковых автомобилях массового производства, достаточную жесткость достигают соответствующим соединением панелей облицовки, в которые заформовывают стальную арматуру из тонкостенных профилей. Комфортабельные легковые автомобили с двигателями большой мощности обычно имеют рамную конструкцию. Хорошему обзору дороги в непосредственной близости от автомобиля способствует низко опущенный капот двигателя. Для защиты пассажиров и водителя от пыли, влаги, низких и высоких температур кузов должен быть герметичным. С этой целью применяют специальную изоляцию.

Внедорожник

Главное отличие внедорожника от всех остальных типов кузова заключается в больших размерах и возможности ездить практически где угодно. Все его системы настроены соответствующим образом. Потому внедорожники, как правило, приобретают те автомобилисты, которым часто приходится ездить по дикой местности, через леса, поля и болота. По сути, внедорожник представляет собой автомобиль типа «Универсал», оборудованный средствами повышенной проходимости по пересеченной местности. Наряду с автомобилями типа пикап и фургон легковой автомобиль типа «внедорожник» имеет полностью разгруженный кузов — большую часть веса приходится принимать на себя раме машины.

Вид кузова автомобиля — внедорожник

Салон

В салоне размещаются органы управления автомобилем, а также устройства и приспособления, которые обеспечивают комфорт, удобство и безопасность во время движения автомобиля.

Внешняя часть кузова окрашивается заводом изготовителем автомобиля. Для покраски автомобиля необходимо придерживаться технологии покраски кузова автомобиля.

Технология покраски кузова современного легкового автомобиля это сложный и трудоемкий процесс, который состоит из нескольких основных этапов: подготовка кузова к покраске, грунтовка кузова, сушка кузова, нанесение основного слоя краски. Соблюдение правильной технологии покраски кузова гарантирует высокую антикоррозийную стойкость кузова, учитывая неблагоприятные условия эксплуатации автомобиля.

К устройству кузовов легковых автомобилей предъявляются не только эстетические требования, но и аэродинамические, так как при движении легкового автомобиля с большой скоростью значительная часть мощности его двигателя расходуется на преодоление сопротивления воздуха. Чтобы уменьшить сопротивление, кузову необходимо придать обтекаемую форму.

По типу кузова

Все автомобили делятся на открытые и закрытые по типу кузова. Закрытые, в свою очередь, подразделяются ещё на несколько категорий:

  • Седан. Трёхобъёмный автомобиль с 4 дверями, конструкцию которого можно чётко разделить на капот, салон и багажник;
  • Хэтчбек. Полутора или двухобъёмные автомобили, с 3 или 5 дверьми. По сути, представляет собой среднее между седаном и универсалом;
  • Универсал. Пятидверный двухобъёмник, в котором объединены багажное отделение и салон, но могут разделяться сеткой или съёмной шторкой. Отличительной чертой является объёмный багажник;
  • Минивэн. Вместительный автомобиль с количеством посадочных мест от 5 до 8 и большим багажным отделением. В зависимости от конструкции передней части, минивэны причисляют как к одно-, так и к двухобъёмным автомобилям;
  • Купе. Отличаются только двумя боковыми дверьми, но двухобъёмные варианты могут оснащаться третьей дверью;
  • Лимузин. Автомобили премиум-класса с отделёнными от пассажирского салона передними сиденьями. Отличительная черта – удлинённая колёсная база, обеспечивающая вместительный салон;
  • Кроссовер. По проходимости практически не уступают внедорожникам, а по вместимости – универсалам и минивэнам;
  • Внедорожник. Обладают повышенной проходимостью благодаря колёсной формуле 4х4 и большому дорожному просвету;
  • Микроавтобус. Отличаются по габаритам, но имеют от 8 и более пассажирских мест.

Дополнительно выделяют несколько категорий, которые не пользуются особой популярностью среди автолюбителей:

  • Таун-кар – автомобиль с высокой крышей;
  • Хард-топ – седаны с пониженной жёсткостью кузова, достигаемой за счёт удаления рамы боковых стёкол и центральной стенки;
  • Комби – автомобиль с задней дверью. Сам термин используется в основном в Австрии, Германии и Швейцарии;
  • Фастбэк – автомобиль с покатой крышей, переходящей в багажник;
  • Лифтбэк – хэтчбэк, при открытии багажника которого поднимается заднее стекло. Отличительная особенность – удлинённое багажное отделение.

К автомобилям с открытым кузовам относят:

  • Кабриолет;
  • Родстер – двухместный кабриолет;
  • Ландо – автомобиль с откидной крышей над пассажирскими сиденьями;
  • Брогам – складная крыша только над передними креслами, над пассажирскими стационарная;
  • Тарга – спортивный автомобиль, схожий с родстером, лобовое стекло которого находится ниже уровня глаз водителя или полностью отсутствует.

Различия между категориями зачастую сильно размыты, поэтому точно определить, к какому именно классу относится автомобиль, сложно. Производитель, однако, чётко устанавливает тип кузова, поэтому ориентироваться стоит по имеющимся документам на автомобиль.

Кузова автосамосвалов

Грузовые кузова самосвалов обычно изготавливают цельнометаллическими – сварными из листовой стали – и усиливают стойками. Иногда их делают из алюминиевых сплавов или армированных пластмасс, что позволяет уменьшить массу самосвала, повысить коррозионную стойкость кузова, снизить уровень шума при погрузке, улучшить очищаемость при разгрузке, а также за счет снижения полной массы самосвала уменьшить сопротивление качению и расход топлива.

В зависимости от типа и свойств перевозимого груза кузова самосвалов могут иметь различную форму (рис. 9): прямоугольную, корытообразную, полуэллиптическую, ковшовую, совковую. Кроме того кузова бывают с открывающимися в направлении разгрузки бортами (назад, вбок, на все стороны), без открывающихся бортов и без задних бортов (рис. 10).

Одним из наиболее простых по конструкции является кузов ковшового типа. Кузов самосвала КамАЗ (рис. 11) цельнометаллический, сварной, без открывающихся бортов, прямоугольного сечения. Он выполнен равномерно расширяющимся от передней части к задней, что обеспечивает его лучшую разгрузку при опрокидывании.

Рисунок 9 – Формы кузовов автомобилей-самосвалов

Рисунок 10 – Схемы открывания бортов грузовых кузовов и выгрузки самосвалов: а, б – прямоугольные с открывающимися в бок бортами; в – корытообразный без открывающихся бортов; г – полуэллиптический с открывающимся назад бортом; д – ковшовый без задних бортов; е – совковый без задних бортов

Рисунок 11 – Кузов (платформа) самосвала КамАЗ: 1 – боковина; 2 – козырек; 3, 6 – борта; 4, 7 – усилители; 5 – стойки; 8 – основание

Кузов состоит из основания 8 с продольными верхними и нижними усилителями 4 и 7, боковых бортов 6 со стойками 5, переднего борта 3 и козырька 2 с боковинами 1. В передней части кузова приварен кронштейн крепления верхней опоры гидроцилиндра подъемного механизма, а в задней части – кронштейны шарниров оси опрокидывания.

Достоинства ковшового кузова:

  • простота конструкции;
  • герметичность, прочность и жесткость конструкции;
  • проще в эксплуатации (не нужно отрывать и закрывать борта). Недостатки ковшового кузова:
  • необходимость большого угла подъема платформы и, как следствие, ухудшение продольной устойчивости самосвала;
  • затрудненность разгрузки плохо сползающего груза (влажный песок, глина и др.);
  • нерациональное использование объема.

В связи с указанными недостатками большее распространение получили кузова с открывающимися бортами.

Кузова с открывающимися бортами могут иметь верхнее или нижнее расположение шарниров, обеспечивающих соответствующее открывание бортов.

Способ открывания борта вбок существенно влияет на степень подсыпания груза под колеса самосвала (рис. 12). Наименьшее подсыпание груза под колеса наблюдается с фиксацией откидного борта под углом, равным углу подъема кузова (рис. 12 в).

Рисунок 12 – Влияние способа открывания борта на степень подсыпания груза под колеса

Рисунок 13 – Автосамосвалы с различным способом разгрузки

Наиболее популярные типы кузовов

Седан

Это одна из самых популярных конструкций в 20 веке. Кузов имеет 2-4 двери, внутри салона расположены сидения для 4-5 пассажиров и водителя. За границей салона, в отдельных отсеках, находится багаж и мотор автомобиля.

Хэтчбек

Этот тип является правопреемником универсала и достаточно популярен среди покупателей. В нем совмещен комфорт для пассажиров и удобство перевозки небольших грузов. Последнее достигается при помощи складывания ряда пассажирских сидений.

Универсал

Этот тип пользовался популярностью в ушедшем 20 веке. Внутри него расположены два ряда сидений, а сзади находиться пятая дверь. Багажное и пассажирское отделение являются единым целом.

Лифтбэк

Этот кузов, в зависимости от модели автомобиля, может иметь два или три объема. Для него характерен задний свес, по аналогии с седаном, и покатая крыша, как у хэтчбека.

Купе

Этот вариант также является фаворитом среди владельцев автомобилей. Представляет собой конструкцию с двумя дверьми и сидениями, расположенными в один ряд. В редких случаях, сзади будут установлены дополнительные сидения. Они предназначены больше для перевозки детей или размещения домашних животных.

Кабриолет

На базе этого кузова создаются дорогие спортивные автомобили. Отличительная черта – отсутствие жесткой крыши, она заменяется складным тентом от непогоды.

Родстер

Этот вариант является родственником кабриолета. В отличие от предшественника, в нем располагается только один ряд сидений, рассчитанный на двух человек. Крыша также заменена на складывающуюся конструкцию из ткани.

Лимузин

Лимузин предназначен для автомобилей представительского класса, в нем созданы все условия для удобства и комфорта пассажиров. Этот тип характеризуется просторным салоном и перегородкой между водительским и пассажирскими местами.

Внедорожник

Среди автолюбителей популярно другое название – джип. Характерными чертами этого типа является большой размер, пять или шесть дверей, визуально определяется два объема. Внутри салона расположено два-три ряда пассажирских сидений. Наиболее схож внедорожник с универсалом. Рама и корпус автомобиля не взаимодействуют друг с другом, кузов относится к классу разгруженных.

Кроссовер

По-другому этот тип кузова называют «паркетником». В отличие от внедорожника, кузов несущий, состоящий из двух объемов. Габариты и дорожный просвет отличаются от внедорожника в меньшую сторону.

Пикап

Этот тип наибольшей популярностью пользуется среди жителей Северной Америки. Он обладает большой грузоподъемностью, благодаря открытой платформе в задней части. В салоне размещается один ряд сидений, присутствуют две двери.

Фургон

Это вариант грузо-пассажирского автомобиля. Есть несколько модификаций:

  • на базе универсала;
  • в основе грузового шасси, дополненного пассажирской кабиной и тентом;
  • на базе пикапа.

Общая черта всех фургонов – конструкция состоит из пассажирских мест и металлической грузовой части сзади автомобиля.

Минивэн

Этот вид – промежуточный этап между универсалом и микроавтобусом. Другое название (редко используемое) – универсал повышенной вместимости. Представляет собой одно- илидвухобъемный кузов с полукапотной конструкцией. Может иметь в салоне как два, так и три ряда сидений.

Минивэн

Автомобили в этом кузове в европейских странах называют семейными, так как их вместительность значительно превосходит универсалы. В этих авто широко используется конструкционная возможность, которая позволяет установить третий ряд кресел. При этом конструкторы предусматривают возможность раскладывать задний ряд, что является преимуществом при перевозке различных грузов в сравнении с другими кузовами.

В городских условиях машина с кузовом минивэн не слишком удобна, зато его оценят те, кто часто бывает в дальних поездках.

Недостатком конструкции является высокий центр тяжести, это требует особого обращения с авто во время маневров.

Материалы для изготовления кузова автомобилей

Прочность и жесткость конструкции можно увеличить за счет толщины стали, но это скажется на массе. Тело должно быть легким и сильным одновременно. Это достигается за счет использования листов низкоуглеродистой стали. Отдельные детали изготавливаются методом штамповки. Затем детали прочно соединяются друг с другом с помощью точечной сварки. Основная толщина стали 0,8-2 мм. Для каркаса используется сталь толщиной 2-4 мм. Наиболее ответственные детали, такие как стрингеры и шпангоуты, изготавливают из стали, чаще всего легированной, толщиной от 4 до 8 мм, большегрузных — от 5 до 12 мм.

Преимущество низкоуглеродистой стали в том, что она хорошо поддается литью. Можно изготовить деталь любой формы и геометрии. Недостатком является низкая коррозионная стойкость. Для повышения коррозионной стойкости стальные листы оцинковываются или в них добавляется медь. Краска также защищает от коррозии. Менее важные детали, не несущие основную нагрузку, изготавливаются из пластика или алюминиевых сплавов. Это снижает вес и стоимость конструкции. На рисунке показаны материалы и их сопротивление в зависимости от назначения.

Однообъемные

Однообъемный тип кузова автомобиля не очень распространен. Основным представителем однообъемного кузова является минивэн. Компактвэны и микровэны распространены еще в меньшей степени.

Минивэн

Такой тип легковых автомобилей предназначен для перевозки людей. Очень часто у них есть три ряда сидений и боковая сдвижная дверь. Данный тип машин характеризуется большими размерами. Также эти типы кузовов очень популярны у больших семей.

Компактвэны и микровэны

Эти виды легковых автомобилей отличаются от минивэнов компактными размерами и более презентабельным внешним видом. Как и кроссовер, микровэн и компактвэн могут иметь полный привод и увеличенный дорожный просвет.

Минивэн

Автомобили в этом кузове в европейских странах называют семейными, так как их вместительность значительно превосходит универсалы. В этих авто широко используется конструкционная возможность, которая позволяет установить третий ряд кресел. При этом конструкторы предусматривают возможность раскладывать задний ряд, что является преимуществом при перевозке различных грузов в сравнении с другими кузовами.

В городских условиях машина с кузовом минивэн не слишком удобна, зато его оценят те, кто часто бывает в дальних поездках.

Недостатком конструкции является высокий центр тяжести, это требует особого обращения с авто во время маневров.

Какие машины можно считать грузовыми

Грузовыми считаются машины, основная цель которых – осуществление грузоперевозок. Недаром в западных странах, в частности США, под словом truck (грузовик) понимают пикапы – джипы с открытым кузовом. Ведь они тоже призваны перевозить грузы. Таким образом, к грузовикам относятся не только машины категории «С», но и более компактные машины – автофургоны на легковых шасси, например.

Исходя из цели создания этих машин – перевозка грузов – все грузовики являются коммерческим транспортом. Они могут быть оснащены открытыми или закрытыми кузовами различной формы и комплектации. Могут перемещать груз в прицепе или транспортировать их в сцепке. Но не стоит путать понятия грузовики и спецтехника. Хотя некоторые грузовики относятся к техники специального назначения, например, бетономешалка или крано-манипулятроная установка.

Основное деление по назначению

Принципы распределения автомобилей по типам для каждого вида свои, но есть общее разделение на виды машин по целям их производства и основным способам использования.

Пассажирские авто. Это машины, основной полезный объём которых предназначен для перевозки людей. Сюда относятся всевозможные легковые модели, а также в качестве отдельной категории включены автобусы. Отдельно, потому что права на вождение автобуса требуют дополнительного обучения и повышенного внимания вследствие крупных габаритов транспортного средства и ценности человеческой жизни.

  • Грузовые авто. Отсек для перевозки полезного груза в таких моделях занимает значительную часть всего объёма автомобиля — зачастую более половины. Сюда же относят седельные тягачи, не обладающие собственным грузовым отсеком, но способные перевозить груз в прицепах.
  • Грузопассажирские авто. Гибридные модели или грузовые машины, оборудованные местами для людей в грузовом отсеке. Чаще всего они создаются как модификации грузовых или легковых авто, а классифицируются вместе с теми моделями, на базе которых были спроектированы.
  • Машины специального назначения. Эта группа включает в себя множество самого различного транспорта, оборудованного для выполнения определённых технических или производственных задач. Создаются на базе легкового и грузового автотранспорта, отличаются тем, что большую часть полезного объёма занимает спецтехника и оборудование.

Легковые автомобили и типы их кузовов

Согласно международной классификации существует около полудюжины разновидностей кузовов для легкового автомобиля. Каждый отличается как внешне, так и функционально. В основном кузова отличаются по форме, но ещё подразделяют на автомобили со сдвижной или съемной крышей и автомобили с цельной крышей.
Автомобили с цельной крышей.

«Седан» является классическим типом кузова его основные отличия:

  • Четыре двери;
  • Два ряда сидений;
  • Выступающие (капотные) моторный и багажный отсеки.

Наиболее часто встречаются седаны на 5 человек (с водителем), с багажником на 300-500 л. и с передним расположением мотора. Встречаются удлиненные варианты седана с тремя рядами сидений и шестью дверьми.

«Купе» — это вариант седана, у которого:

  • Две двери;
  • Один или два ряда сидений.

Купе является экономным вариантом за счет меньшего количества подвижный деталей (дверей, опускающихся стекол и т.д.).

«Универсал» — это один из самых распространенных типов кузовов, который имеет:

  • Пять дверей (одна багажная);
  • Два или три ряда сидений (для увеличения багажного отделения, задние ряды обычно складываются);
  • Багажный отсек является продолжением салона;
  • Капотный моторный отсек.

Универсал подходит, как для перевозки большого количества людей (до 7 человек), так и для перевозки крупногабаритного груза (со сложенными задними рядами, объем багажника может достигать 2000 литров). Именно этот тип кузова чаще всего используется для современных кроссоверов.

«Хэтчбэк» («комби») по сути представляет собой уменьшенный универсал.

Основные отличия:

  • Один или два ряда сидений (второй ряд обычно складной);
  • Багажное отделение с более обтекаемой (скошенной) формой и меньшим объемом.

Объем багажного отделения может достигать 1200 л. со сложенным задним рядом. «Лифтбэк» — это хэтчбэк, у которого багажный отдел плавно «перетекает» в капотный багажный отсек.

«Минивэн» ещё один универсал, только увеличенный.

Отличается:

  • Более высокая крыша салона;
  • Три и более рядов сидений (часть салона может использоваться в качестве багажного отдела);
  • Без-капотный или полутора-капотный моторный отсек.

Существует множество видов минивэнов, которые можно условно подразделить на: Микроавтобусы, Компактвэны и микровэны. У большинства пассажирских минивэнов задние двери – сдвижные, а не распахивающиеся.

«Лимузин» обычно имеет форму седана, но встречаются и лимузины-универсалы.

Они могут иметь различные формы и компоновку, но имеют две основные черты:

  • Удлиненную колесную базу автомобиля;
  • Водительское место отделено от пассажирских сидений перегородкой.

Обычно лимузины используются в качестве автомобилей бизнес-класса, но так же используются в качестве такси и других видов пассажирского транспорта.

Шины с регулировкой давления

В некоторых шинах давление воздуха можно регулировать в случае изменений условий эксплуатации. Они созданы для экстремальных дорожных условий и полного отсутствия покрытия. Регулировка давления происходит изнутри кабины при помощи специального  привода.

Достоинства такой резины:

  • высокая проходимость, большое пятно контакта с поверхностью;
  • возможность передвижения по различным типам покрытия;
  • малое давление на грунт;
  • мягкий, плавный ход в условиях бездорожья;
  • возможность непрекращающейся подкачки в случае прокола.

Используется резина с регулировкой давления преимущественно на специальной технике, которая передвигается по местности с различными дорожными условиями. Это грузовые автомобили, например КАМАЗ, Урал, а также вездеходы и военная техника.

Большой ассортимент и приемлемые цены на грузовые шины.

На боковой части присутствует указание минимальных и максимальных показателей давления.

Минимальные и максимальные показатели давления

Стоимость покрышки с регулировкой давления довольно высока. Она зависит от конкретного производителя и стартует от 280 долларов за одно колесо.

Универсал

Однако есть несколько нюансов, благодаря которым их можно отличить от хэтчбеков. Например, соизмеримая с транспортными средствами типа седан длина, а также больший угол наклона окна задней двери. Тем не менее во многих случаях эти параметры у универсалов одной марки не отличаются от идентичных показателей хэтчбеков другого производителя. Так что в любом случае привилегия выбирать тип кузова той или иной модели остается за конструктором, который эту модель разработал. Стоит отметить, что универсал (как и хэтчбек) также может быть превращен в грузопассажирский автомобиль. Для этого требуется всего лишь сложить сиденья из заднего ряда.

Вид кузова автомобиля — универсал

Автомобили типа универсал имеют различные названия в зависимости от локации. К примеру, в Великобритании их называют «Истэйт Кар», во Франции — «Брик», в Португалии — «Каринха», В Италии — «Джиадинетта», в Германии — «Комби», а в Дании — «Стэйшнкар». Распространенная в Соединенных Штатах разновидность данной модели, в которой демонтированы задние кресла, и отсутствуют задние боковые окна, именуется «Седаном Диливэри». Среди автопроизводителей тоже достаточно модным является называть универсалы своими именами. Например, так называются универсалы следующих марок:

  • «Ауди» — «Авант»;
  • БМВ — «Туринг»;
  • «Опель» — «Караван»;
  • «Пежо» — «СВ»;
  • «Ровер» —  «Турер»;
  • «Сиат» — «Варио»;
  • «Шкода» — «Комби»;
  • «Фольксваген» — «Вариант».

«Ауди» — «Авант»

Классификация автомобильных кузовов, назначение и функции

Кузов – это главная часть автомобиля, что-то вроде определенной формы, позволяющей перемещать в ней грузы, людей и так далее. Именно форма данной неотъемлемой части транспортного средства определяет ее функциональность, число пассажиров, которые могут сесть в салон, и так далее.

Кузова в автомобилестроении классифицируют по таким параметрам:

  • Конструкция.
  • Назначение.
  • Компоновка.
  • Степень нагруженности.

По компоновке есть три типа кузовов:

  • Однообъемные – двигатель, груз и пассажиры расположены в одной пространственной конструкции.
  • Двухобъемные – силовой агрегат находится под капотом, а груз и пассажиры расположены в салоне.
  • Трехобъемные – пассажиры располагаются в салоне, силовой агрегат размещен в подкапотном пространстве, а груз находится в багажном отделении.

Классификация кузовов по степени нагруженности:

  • Полунесущий – воспринимает нагрузки, которые приходятся на раму.
  • Несущий – может воспринимать все нагрузки.
  • Разгруженный – воспринимает вес пассажиров и груз.

Конструкция кузова

Как видно, во всех типах несущей части присутствует кузов автомобиля. От этого элемента во многом зависит внешний вид машины, комфортабельность, показатели безопасности. Поскольку на легковых авто наибольшее распространение получил несущий кузов, то в дальнейшем рассматривать будем именно его.

Такой кузов автомобиля представляет собой некий каркас, состоящий из ряда составных частей, к которым крепятся узлы авто, а также внешние элементы, выполняющие определенные функции, включая и декоративные – крылья, двери, капот, крышка багажника, оптические приборы, бампера и прочее.


Конструкция кузова

Конструкция кузова автомобиля включает в себя:

  • основание;
  • переднюю и заднюю часть;
  • боковины;
  • крышу.

Каждая из составных частей состоит из ряда компонентов. Все они соединены между собой при помощи сварки, что обеспечивает необходимую жесткость каркасу.

В качестве основания выступает днище, выполненное в виде щита с подогнутыми краями и проделанным в центральной части тоннелем. Этот тоннель не только повышает жесткость основы, но еще и выступает каналом для прокладки некоторых составных элементов авто – топливных и тормозных трубопроводов, труб системы отвода выхлопных газов, а в задне- и полноприводных авто – еще и для размещения ряда узлов трансмиссии. В некоторых авто в днище дополнительно проделывается ниша для размещения запасного колеса (в задней части).

Одной из основных функций передней части кузова авто является обеспечение пассивной безопасности. При фронтальном столкновении составляющие передка принимают на себя весь удар, и деформируясь гасят энергию. Поскольку для этого необходима достаточно высокая прочность, конструкция передка включает в себя продольные лонжероны. В авто с переднемоторной компоновкой они также выступают в качестве конструкции для крепления мотора. Дополнительно для выполнения этой функции передняя часть может комплектоваться подрамником.

Также в состав этой части входят передний щит, отделяющий мотор от салона, панель для крепления оптики и радиаторной решетки, боковины с колесными арками, которые могут быть выполнены заодно с крыльями. Но зачастую крылья делают съемными, поэтому являются навесной частью, так же, как и бампер с решеткой радиатора. Передняя часть сверху накрывается капотом – специальной крышкой.

Примерно такую же компоновку имеет и задняя часть, но зачастую крылья у нее входят в конструкцию и не являются съемными.

Дополнительно заднее крыло входит в конструкцию боковины кузова. Помимо нее боковина включает в себя пороги – одни из основных элементов, которые на ряду с лонжеронами обеспечивает жесткость конструкции.

К боковинам также относятся стойки – передняя, средняя и задняя, к которым крепиться крыша – цельноштампованный лист металла заданной формы. Съемными элементами этой составляющей являются двери авто.

В целом, днище с порогами и стойки с крышей и дверьми формируют отсек для размещения пассажиров.

Как уже отмечено крепления составных элементов осуществлено при помощи сварки, что делает конструкцию кузова неразъемной, поэтому многие компоненты одновременно относятся к нескольким его составляющим частям.

Стоит сказать, что состав кузова автомобиля может не иметь каких-то определенных частей. К примеру, в кузове кабриолет крыша отсутствует как таковая. Но поскольку в обычной компоновке нагрузка распределяется и на нее (за счет цельной конструкции), и крыша тоже в некоторой мере обеспечивает жесткость, то в кабриолете для компенсации снижения жесткости кузова усиливают пороги и двери.

Легкие коммерческие автомобили

Коммерческие автомобили малой грузоподъ­емности (2-7 т) используются для местных перевозок людей, товаров и грузов. Легкие грузовики с более мощными двигателями все больше используются и в перевозках на дальние расстояния (экспресс-доставка, ночная доставка). В обоих случаях предъявляются жесткие требования к манев­ренности, динамике, комфорту и безопасно­сти эксплуатации.

Варианты кузовов легких коммерческих автомобилей

Конструктивная концепция основывается на переднем расположении двигателя, приводе на передние или задние колеса, независимой или зависимой подвеске, полной массе 3,5 т и более, сдвоенных колесах на задней оси.

Линейка продукции включает в себя универсальные грузовые автофургоны с закрытым кузовом и автомобили с кузовами-платформами, а также грузовики с низкорамными и высокорамными платфор­мами со специальными надстройками и ка­бинами для экипажа (см. примеры на рис. «Обзор малотоннажных фургонов» ).

В легких грузовиках (полной массой до 6 т), кузова вместе с шасси образуют цельно­металлический грузовой блок (рис. «Легкий автофургон — несущая конструкция» ). Кузов и рама шасси состоят из элементов из штам­пованных металлических листов и профилей, как у легковых автомобилей.

Легкие автофургоны с кузовами платфор­менного типа имеют лестницеобразную раму с открытыми или закрытыми лонжеронами и поперечинами в качестве первичной несущей конструкции (аналогичную тяжелым грузови­кам, см. следующий раздел, рис. Лонжеронная рама грузовика» ).

Более крупные автофургоны обычно имеют отдельное шасси, как у крупнотон­нажных грузовиков (см. следующий раздел). Они имеют отдельный кузов, а кабина, из со­ображений комфорта и уменьшения шума, обычно крепится к раме на гибкой подвеске и таким образом частично изолируется от ви­браций шасси.

Рулевое управление

Для нормального перемещения на автомобиле водителю необходимо совершать повороты, развороты или объезды, то есть отклоняться от прямолинейного движения, или просто контролировать свою машину, чтобы её не увело в сторону. Для этого в её конструкции предусмотрено рулевое управление. Это один из самых простых механизмов в автомобиле. Как называется часть элементов, рассмотрим ниже. Рулевое управление состоит из:

руля с рулевой колонкой, так называется обычный вал, на котором жёстко насажено рулевое колесо;

Эти устройства состоят из рулевого управления, которое связано с передними колесами рулевым приводом и тормозами

  • рулевого механизма, состоящего из зубчатой рейки и шестерни, насаженной на вал рулевой колонки, он преобразовывает вращательное движение рулевого колеса в поступательное перемещение рейки в горизонтальной плоскости;
  • рулевого привода, передающего воздействие от рейки рулевого механизма колёсам, для их поворота, и включающего в себя боковые тяги, маятниковый рычаг и поворотные рычаги колёс.

В современных авто используется дополнительный элемент – усилитель руля, позволяющий водителю прилагать меньшее усилие для обеспечения поворота рулевого колеса. Он бывает следующих видов:

  • механический;
  • пневмоусилитель;
  • гидравлический;
  • электрический;
  • комбинированный электрогидроусилитель.

Типы с трехобъемной компоновкой

Отличительной особенностью трехобъемной компоновки является наличие отдельного от салона грузового отсека, закрываемого своей отдельной крышкой, не объединенной с элементами, относящимися к салону. Эти автомобили могут быть как открытой, так и закрытой конструкции с двумя или четырьмя дверьми (крышка багажника в этом случае не является дверью).

Седан

Самым основным представителем такой компоновки является седан. Кузов у такого авто — закрытый, с двумя рядами сидений, четырьмя дверьми и достаточно объемным салоном, что позволяет комфортабельно разместить всех пассажиров. Некоторые автомобили с таким кузовом обладают немного увеличенной колесной базой, что еще больше обеспечивает свободного пространства для пассажиров на заднем сиденье.

Лимузин

Лимузин – автомобиль, чаще всего с трехобъемной компоновкой и значительно увеличенной колесной базой. Особенностью конструкции является наличие перегородки, отделяющей водителя от пассажиров на задних сиденьях. При этом из-за имеющейся базы пространство за водителем позволяет установить до четырех сидений, причем два из них – продольно. Дополнительно авто оснащен большим количеством оборудования и аксессуаров для обеспечения комфортабельности. Выпускаются также лимузины на базе хэтчбеков и внедорожников, то есть с двухобъемной компоновкой.

Купе

Купе – трехобъемный кузов с двумя, реже – четырьмя дверьми. От седана отличается плавным переходом крыши к корме, что уменьшает пространство салона, поэтому его часто делают с одним рядом сидений. Бывают и версии с двумя рядами, но задний при этом не может обеспечить комфортное размещение взрослых пассажиров, поэтому такие сиденья называют «детскими». В современном автомобилестроении «купе» также называют трехдверными хэтчбеками.

Пикап

Пикап – как уже упоминалось, авто с таким кузовом в основном делают на базе внедорожников, хотя есть и версии, в которых за основу взят обычный легковой автомобиль. Особенность заключается в том, что вместо багажного отсека используется грузовая платформа. Это влияет на размеры салона, поэтому в таких авто он называется кабиной. Выпускаются версии как с одним, так и двумя рядами сидений, а кабина может иметь две или четыре двери.

Кабриолет

Кабриолет – открытый кузов с трехобъемной компоновкой. У него отсутствует жесткая крыша, а ее роль зачастую играет убираемый тканевый тент. Обычно основой для создания кабриолета выступают автомобили в кузове купе. Кабриолет имеет два ряда сидений и 4 двери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *