Agm аккумуляторы: все достоинства и недостатки

Содержание:

Обзор AGM батерей разных производителей: характеристики, цены, отличия

Сегодня аккумуляторные батареи по технологии AGM можно встретить буквально повсюду. Ими на конвейерах комплектуют автомобили, оснащенные системой «старт–стоп». Они приводят в действие шлагбаумы, жалюзи и ворота. Благодаря аккумуляторным батареям, в темное время суток светятся неоновая реклама и дорожные знаки на автомагистралях. Добавим, что AGM-технология признана оптимальной в АКБ электростанций, работающих на таких источниках энергии как солнце, ветер и волны. Вне конкуренции преимущества АГМ оказались и в блоках бесперебойного питания компьютеров. В настоящее время практически все известные мировые бренды отдали значительные части своих объемов выпуска AGM-аккумуляторам. Это и BOSCH, и Optima, и Tudor, и Medalist и другие. Ниже для сравнения приведены несколько популярных моделей автомобильных аккумуляторов с технологией AGM и их характеристики.

Марка Страна происхождения Емкость Вес Ориентировочная цена Срок службы
А*ч кг руб. лет
Haze HZB12-28 AGM Китай-Великобритания 28 16 4300 5
ВОСТОК СК-1255 Россия 55 16 6200 5
DEKA США 32 10 7000 7
TOPLA Словения 60 15 9500 8
VARTA D52 Германия 60 16 10700 10

Таблица 1. Сравнительный обзор AGM-аккумуляторов

Отрадно, что в последнее время в рейтингах грандов по применению технологии AGM в аккумуляторных батареях все чаще стали встречаться АКБ российского производства. Помимо маркировки, указывающей на тип аккумулятора, на корпусах батарей часто можно увидеть: VRLA(Valve Regulated Lead Acid batteries) или SLA(Sealed Lead Acid batteries). Данные надписи обязательны по нормам международного стандарта безопасности.

Первая аббревиатура обычно ставится на батареях с емкостью свыше 30 Ач и указывает, что устройство оборудовано клапаном безопасности. Вторая маркировка ставится на мало ёмкостные AGM аккумуляторы (до 30 Ач). Присутствие байпаса обусловлено неизбежным выделением водорода при перезарядках. При достижении значения 100 миллибар, клапан открывается и выпускает газ в атмосферу, тем самым сбрасывая давление до безопасного уровня.

Основные особенности технологии AGM

Отличительные черты, отличающие изделия AGM технологий от других устройств:

  1. Отсутствие жидкого раствора электролита как такового. В изделиях, разработанных по AGM технологии, рабочее вещество закрывается в так называемые маты. Последние используются в качестве диэлектрического разграничителя.
  2. Сами пластины и маты располагаются в непосредственной близости друг к другу. Такая технология обеспечивает возможность установки большего количества пластин при аналогичных объёмах. Это обеспечивает увеличение параметра ёмкости изделия.
  3. Благодаря отсутствию жидкости использование батареи возможно в любом положении, даже боком. Изготовители АКБ не советуют только устанавливать устройство вверх дном.
  4. Поскольку рабочее вещество закрыто, его испарение отсутствует. Соответственно, допускается применение изделий и внутри помещений. Благодаря этому использование АКБ класса AGM возможно в качестве альтернативных элементов питания.
  5. При разработке AGM изделий используется только очищенный свинец. Это обеспечивает снижение величины внутреннего сопротивления и увеличение свойств заряда. Если сравнивать с классическими батареями, то временной интервал полной подзарядки снижен приблизительно в 2-3 раза.
  6. AGM устройства позволяют выдерживать большее количество циклов разрядки и подзарядки. Для них нежелателен полный разряд, но они более устойчивы к нему по сравнению с классическими изделиями. Это достигается благодаря сепараторным элементам, которые фиксируют пластины и не позволяют им рассыпаться.
  7. Рабочее значение пускового тока больше приблизительно на 50-70% по сравнению с классическими батареями. Это обеспечивает упрощённый старт силового агрегата при низких температурах.
  8. Высокий ресурс эксплуатации. Обычный АКБ может прослужить примерно 3-4 года, а изделия AGM функционируют от 5 до 10 лет.

Канал Chipdip подробно рассказал о технологиях, по которым производятся аккумуляторные устройства класса AGM.

Что нужно знать о процессе зарядки?

Как правильно заряжать AGM аккумулятор? С этим вопросом сталкивается каждый обладатель автомобиля, оснащённого АКБ указанного типа. Начальный этап будет стандартным: необходимо отключить клеммы, аккуратно вытащить батарею из подкапотного пространства или багажника, а затем занести в помещение. Далее аккумулятор подключают к зарядному устройству, соблюдая полярности. Нужно выставить рабочие параметры или выбрать соответствующий режим на автоматических агрегатах, а затем дать старт процессу.

Преимуществом батарей типа AGM является повышенная устойчивость к глубоким разрядам. Они могут без последствий перенести падение уровня заряда до 20 % от максимальной ёмкости. Зарядка AGM аккумуляторов может проходить в трёх режимах:

  • стандартном;
  • двухступенчатом;
  • трёхступенчатом.

Одноступенчатая (стандартная) зарядка

Стандартная, или одноступенчатая зарядка аккумулятора типа AGM подразумевает подачу на клеммы тока, не превышающего 1–2 % от ёмкости изделия. Напряжение при этом не должно быть больше 13,8 Вольт

Поэтому важно правильно выставить рабочие параметры устройства, чтобы оно могло справиться с поставленной задачей, не навредив при этом аккумулятору. Именно для такого режима рекомендуют использовать обычный аналоговый зарядник, так как в других случаях будет проблематично регулировать процесс, проходящий в несколько этапов

Внимание! Стандартный вариант допустим лишь для быстрой подзарядки АКБ. Уровень остаточного заряда на момент начала процесса не должен быть меньше 75 %!. Это и есть ответ на вопрос, как заряжать AGM аккумулятор обычным зарядным устройством

Это и есть ответ на вопрос, как заряжать AGM аккумулятор обычным зарядным устройством.

Двухступенчатая зарядка

Двухэтапная зарядка АКБ даёт возможность не только восстановить заряд батареи, но и поддерживать его на оптимальном уровне. Такой подход позволяет продлить срок эксплуатации устройства. Если машина не будет использоваться длительный период времени, то необходимо снять аккумулятор и забрать его домой на хранение.

Зарядное устройство для AGM аккумуляторов, способное поддерживать двухступенчатый процесс, относится к автоматическим агрегатам инверторного типа. Во время процесса зарядки происходит переключение между двумя режимами:

  1. Восстановление заряда батареи. Ток подаётся в пределах 0,1–0,3 % от ёмкости, а напряжение поддерживается на уровне 14,2–14,8 Вольт.
  2. Хранение. Ток увеличивают до 1 % от ёмкости агрегата, а напряжение снижают до диапазона 13,2–13,8 Вольт.

Автоматические зарядки способны обеспечивать плавный переход от одного режима к другому, вследствие чего период полезного использования батареи будет максимальным.

Трёхступенчатая зарядка

Зарядка AGM аккумулятора в трёхступенчатом цикле также возможна только при использовании автоматического ЗУ с микропроцессором. Он сам будет плавно менять режимы, поэтому владельцу не придётся следить за ходом проведения операции. Технологически зарядка состоит из трёх последовательных этапов:

  • Основная стадия. Ток подаётся в пределах 25–35 % от ёмкости изделия, а напряжение динамически изменяется от 14,2 до 14,8 Вольт.
  • Накопительный этап. Ток фиксируется на отметке 1 % от ёмкости, а напряжение также подаётся строго на уровне 14,8 Вольт.
  • Стадия хранения. Ток остаётся на отметке 1 %, а напряжение снижается до 13,8 Вольт.

Сила тока и разность потенциалов изменяются зарядным устройством в автоматическом режиме. Оптимальные промежутки времени между переходами прибор выбирает самостоятельно.

Теперь зарядить AGM аккумулятор не составит трудности.

Подпитка

Принцип подпитки состоит в том, что на аккумуляторную батарею подается плавающий ток мощностью от 13,2 до 13,8 В. Производители АКБ не советуют применять подпитку для восстановления полностью севших устройств. В таких ситуациях лучше подходят многоступенчатые зарядки.

Напряжение заряженного AGM аккумулятора и прочие параметры

Превышать режимы зарядки, описанные в рекомендациях, настоятельно не рекомендуется – это вызовет превышение температуры электролита свыше допустимых 45°C. В связи с этим не рекомендуется производить процесс реанимации, если воздух нагрет более 30°C.

Разность потенциалов в 100% заряженном АКБ составляет 14,8В. Достигать больших значений запрещено – запускается активный процесс гидролиза, приводящий к выделению газов и потере воды. Чрезмерные выделения Н2О сокращают срок службы батареи и ее способность выдерживать глубокие разряды.

Устройство аккумуляторов AGM

Такой тип аккумулятора как AGM появился сравнительно недавно. Это прекрасная альтернатива стандартным обслуживаемым АКБ, где нужно периодически открывать крышки, доливать электролит или просто дистиллированную воду.

Для начала стоит узнать, как расшифровывается понятие AGM аккумулятор. Дословно AGM — Absorbent Mat Glass. То есть это аккумуляторы, внутри которых используются абсорбирующие стеклянные маты.

Эта расшифровка во многом объясняет основную разницу между обычными АКБ и рассматриваемыми. Абсорбирующий электролитный раствор более устойчив к вибрациям, он позволяет устанавливать АКБ под различными углами, под наклоном и пр. Не опасаясь при этом, что жидкость выльется. Также применение такого варианта электролита сделало батареи более устойчивыми к температурным скачкам и увеличило число выдерживаемых циклов разряда-заряда.

Между пластинами электродов размещается тонкий слой из стекловолоконного материала. Его пропитывают примерно на 95% от объёма, который стекловолокно может в себе удерживать. Этот материал при укладке между пластинами немного сжимается и припаивается, чтобы он не смещался со своей позиции. Плотная упаковка волокна и пластин обеспечивает высокие показатели устойчивости к вибрациям.

Тонкие стеклянные волокна позволяют увеличить площадь рабочей поверхности, удерживающей в себе электролит в течение всего эксплуатационного срока. На состояние этих волокон не влияет электролит или кислота. Объём волокна увеличивается примерно на 2-5% за счёт пропитки.

Конструктивные особенности позволяют считать такие АКБ необслуживаемыми. Но чтобы поддерживать рабочее напряжение у AGM аккумулятора, всё же заряжать такие девайсы придётся. Хотя процедуры по доливке воды, электролита, проверке плотности исключены.

Плюс эти батареи заметно меньше подвержены такому эффекту как сульфатация. То есть AGM могут длительное время находиться в разряженном состоянии, не опасаясь серьёзных последствий. Но чем глубже заряд, тем интенсивнее будет сокращаться ресурс батареи. Жизненный цикл может составлять от 500 до 1300 циклов разряда-заряда.

Понимая, что должно означать наличие надписи AGM на аккумуляторной батарее, стоит также изучить особенности работы.

Особенности АКБ типа AGM и как ее зарядить в домашних условиях

  • Минимальный уровень обслуживания – следить необходимо лишь за чистотой устройства и разностью потенциалов.
  • Устойчивость к вибронагрузкам.
  • Высокий пусковой ток – значения больше на 50-70% по сравнению с традиционниками.
  • Безотказность в морозную пору.
  • Увеличенный срок службы.

Нюансы физики процесса

Факт недопустимости хранения изделия АГМ в разряженном состоянии (минимальное напряжение составляет менее 10,5 В) не должен вызывать опасения. Во-первых, тщательно проработано направление, как заряжать AGM аккумулятор обычным зарядным устройством, а во-вторых, батарея допускает около 200 циклов глубокого разряда без потери рабочих характеристик. Несмотря на наличие в конструкции пропитанных электролитической жидкостью сепараторов из стеклоткани, химические процессы зарядки/разрядки происходят так же, как в моделях с жидким электролитом. Разница лишь в том, что при расщеплении сернокислого свинца кислород стремится проникнуть через крупные микропоры стекловолоконной ткани к отрицательному электроду, чтобы вступить в химическую реакцию с водородом. В итоге образуется вода.

Замкнутая циркуляция газов позволяет упростить конструкцию – доступ к банкам теперь не нужен. В отношении требований к помещению, в котором производится восстановление заряда, также есть смягчения – серьезная вентиляция не обязательна.

Все же в непроветриваемой комнате подзарядку осуществлять не стоит. Это понятно из дублирующего названия перспективных аккумуляторов – VRLA battery (кислотная батарея с предохранительным клапаном). При высоком давлении внутри коробки, клапан сбрасывает водород и кислород в воздух.

Зарядники

Качественное обслуживание автоаккумулятора невозможно без специального зарядного устройства. Примитивный электроприбор преобразует переменный ток в постоянный, и понижает напряжение до приемлемых величин. Различают трансформаторные и импульсные ЗУ.

  • Наличие ручной регулировки по току.
  • Оснащенность встроенным регулятором выходного напряжения.
  • Предустановленные индикаторы электрических характеристик.
  • Возможность активирования функции автоматического отключения.

Особенности эксплуатации

Технология AGM является одной из наиболее прогрессивных, однако она накладывает определённые обязательства к процессу зарядки аккумуляторных батарей. Для устройств подобного типа применяются специальные зарядные, оснащённые индикацией

Важно контролировать силу тока и напряжение. Во время процесса заряда устройство само в автоматическом режиме тестирует температуру электролита

Выход из строя АКБ может произойти при перегреве выше 45 градусов по Цельсию. Стабилизация и восстановление ёмкости для таких изделий осуществляется по фактору напряжения, а не силы тока. Из-за этого снижаются процессы газообразования внутри корпуса.

Примерная схема заряда при эксплуатации может выглядеть следующим образом:

  1. Напряжение должно находиться в оптимальном диапазоне значений. Для каждого авто предусмотрена собственная величина, и узнать о ней можно из сервисной книжки. Чаще всего это примерно 14,4–15,2 Вольт.
  2. Температура батареи в процессе возобновления ёмкости составляет 15–25 градусов по Цельсию.
  3. Полностью заряженным можно считать такую АКБ, у которой значение зарядного тока будет составлять менее 2,5 Ампер.
  4. Если зарядка производится при низких температурах окружающей среды, то процесс заканчивают сразу после того, как зарядный ток станет менее 1,5 Ампер.

Нюансы физики процесса

Факт недопустимости хранения изделия АГМ в разряженном состоянии (минимальное напряжение составляет менее 10,5 В) не должен вызывать опасения. Во-первых, тщательно проработано направление, как заряжать AGM аккумулятор обычным зарядным устройством, а во-вторых, батарея допускает около 200 циклов глубокого разряда без потери рабочих характеристик. Несмотря на наличие в конструкции пропитанных электролитической жидкостью сепараторов из стеклоткани, химические процессы зарядки/разрядки происходят так же, как в моделях с жидким электролитом. Разница лишь в том, что при расщеплении сернокислого свинца кислород стремится проникнуть через крупные микропоры стекловолоконной ткани к отрицательному электроду, чтобы вступить в химическую реакцию с водородом. В итоге образуется вода.

Замкнутая циркуляция газов позволяет упростить конструкцию – доступ к банкам теперь не нужен. В отношении требований к помещению, в котором производится восстановление заряда, также есть смягчения – серьезная вентиляция не обязательна.

Все же в непроветриваемой комнате подзарядку осуществлять не стоит. Это понятно из дублирующего названия перспективных аккумуляторов – VRLA battery (кислотная батарея с предохранительным клапаном). При высоком давлении внутри коробки, клапан сбрасывает водород и кислород в воздух.

Зарядники

Качественное обслуживание автоаккумулятора невозможно без специального зарядного устройства. Примитивный электроприбор преобразует переменный ток в постоянный, и понижает напряжение до приемлемых величин. Различают трансформаторные и импульсные ЗУ. Для безопасного заряда АГМ следует выбирать импульсные «зарядки». Они позволяют работать в автоматическом режиме и выдавать небольшие импульсы тока. При выборе модели учитывайте следующие рекомендации:

  • Наличие ручной регулировки по току.
  • Оснащенность встроенным регулятором выходного напряжения.
  • Предустановленные индикаторы электрических характеристик.
  • Возможность активирования функции автоматического отключения.

Как заряжать VRLA батареи

Зарядка VRLA-аккумулятора зависит от того, по какой технологии была изготовлена батарея. Если изделие этого типа имеет электролит в виде геля, то, несмотря на наличие предохранительного клапана, необходимо следить за тем, чтобы газообразование внутри изделия не стало образовываться слишком активно.

В случае, когда восстановление ёмкости такого аккумулятора осуществляется с подачей напряжения более 15 Вольт, произойдёт не только уменьшение объёма электролита, но и отделение желеобразной массы от пластин, что приведёт к неминуемому уменьшению ёмкости батареи и ее смерти. Чтобы уменьшить вероятность выхода из строя этого типа аккумуляторов при зарядке, рекомендуется использовать специальные ЗУ, которые подают электрический ток на клеммы в автоматическом режиме, подстраивая величину силы тока и напряжения в зависимости от заряженности АКБ и её температуры.

VRLA-аккумуляторы, сделанные по технологии AGM более устойчивы к погрешностям при зарядке, но чтобы максимально продлить срок службы такой батареи не рекомендуется превышать следующие показатели:

  • Напряжение заряда — 14,8 В.
  • Зарядный ток – 10% от ёмкости батареи.

При восстановлении работоспособности аккумуляторной батареи таким образом, продолжительность подключения к зарядному устройству должна составить около 10 часов.

Как и при зарядке гелевых изделий AGM-аккумуляторы, оснащённые предохранительным клапаном, можно восстанавливать с помощью автоматических ЗУ. Такие устройства потребуют минимального контроля со стороны человека.

Как заряжать VRLA батареи

При зарядке гелевого аккумулятора нужно контролировать процесс, чтобы не допустить чрезмерного газообразования внутри батареи. Если идет подача напряжения свыше 15 Вольт, то количество электролита уменьшается, от пластин отделяется желеобразная масса, что ведёт за собой снижение емкости аккумулятора и его выход из строя. Для того, чтобы продлить срок службы гелевого АКБ, для зарядки стоит использовать специальные устройства, в которых электричество на клеммы подаётся с автоматическим контролем силы тока и напряжения и регулируется с учетом температуры аккумулятора и степени его заряда.

Зарядка AGM аккумуляторов должна проводиться с учетом следующих параметров:

  • Напряжение заряда 14,8 В;
  • Зарядный ток 10% от емкости батареи.

Эти АКБ более устойчивы к погрешностям во время заряда, чем гелевые, а соблюдение правил зарядки надолго сохранит батарею в рабочем состоянии. Использование автоматических зарядных устройств облегчит задачу тем, что не нужно будет контролировать процесс зарядки АКБ.

Как заряжать AGM аккумулятор

Нередко AGM технологию путают с гелевой. На самом деле эти виды АКБ значительно отличаются.

AGM аккумуляторы способны выдавать высокий пусковой ток, достигающий значений в 500-900 А. Это позволяет завести любую машину, даже с дизельным двигателем практически в любой мороз.

Также такие АКБ заряжаются намного быстрее (почти в 3 раза)

Важное преимущество AGM-батарей – увеличенный срок эксплуатации (на 3-5 лет дольше традиционного свинцового аккумулятора)

AGM аккумулятор для автомобиля.

Есть 3 варианта зарядки аккумуляторов AGM:

1. Зарядка, накопление и хранение. Подзарядка ЗУ может выполняться с АКБ на автомобиле или при помощи ЗУ. Напряжение находится в коридоре 14,2-14,8 В, но не должно превышать 15,2 В (требуется уточнить этот момент в инструкции к батарее).

Сила зарядного тока находится в пределах 10-30% от емкости. Процесс накопления энергии проводят после глубокого разряда. В этом случае напряжение должно быть, как описано выше, а сила тока 10% от емкости. В случае хранения напряжение не изменяется, а сила тока – 5-10%.

2. Зарядка и хранение. Такой вариант чаще всего указывают производители. Для зарядки используются параметры в 14,2-14,8 В при силе тока 10-30% от емкости батареи. В случае хранения напряжение 13,2-13,8 В при указанной выше силе тока.

3. Зарядка. Часть изготовителей вообще не сообщает условия режима хранения, а указывает исключительно параметры для зарядки. Они такие же, как в пункте выше – 14,2-14,8 В при силе тока 10-30% от емкости аккумулятора.

Для батарей AGM также важно поддерживать рекомендуемые напряжение и зарядный ток. Лучше всего пользоваться зарядкой с электронным блоком, имеющим 2 режима

Наличие такого ЗУ позволяет заряжать АКБ без постоянного контроля и дает гарантию, что параметры тока будут находиться в заданном коридоре

Лучше всего пользоваться зарядкой с электронным блоком, имеющим 2 режима. Наличие такого ЗУ позволяет заряжать АКБ без постоянного контроля и дает гарантию, что параметры тока будут находиться в заданном коридоре.

Особенности эксплуатации

Технология AGM является одной из наиболее прогрессивных, однако она накладывает определённые обязательства к процессу зарядки аккумуляторных батарей. Для устройств подобного типа применяются специальные зарядные, оснащённые индикацией

Важно контролировать силу тока и напряжение. Во время процесса заряда устройство само в автоматическом режиме тестирует температуру электролита

Выход из строя АКБ может произойти при перегреве выше 45 градусов по Цельсию. Стабилизация и восстановление ёмкости для таких изделий осуществляется по фактору напряжения, а не силы тока. Из-за этого снижаются процессы газообразования внутри корпуса.

Примерная схема заряда при эксплуатации может выглядеть следующим образом:

  1. Напряжение должно находиться в оптимальном диапазоне значений. Для каждого авто предусмотрена собственная величина, и узнать о ней можно из сервисной книжки. Чаще всего это примерно 14,4–15,2 Вольт.
  2. Температура батареи в процессе возобновления ёмкости составляет 15–25 градусов по Цельсию.
  3. Полностью заряженным можно считать такую АКБ, у которой значение зарядного тока будет составлять менее 2,5 Ампер.
  4. Если зарядка производится при низких температурах окружающей среды, то процесс заканчивают сразу после того, как зарядный ток станет менее 1,5 Ампер.

Нюансы физики процесса

Факт недопустимости хранения изделия АГМ в разряженном состоянии (минимальное напряжение составляет менее 10,5 В) не должен вызывать опасения. Во-первых, тщательно проработано направление, как заряжать AGM аккумулятор обычным зарядным устройством, а во-вторых, батарея допускает около 200 циклов глубокого разряда без потери рабочих характеристик.Несмотря на наличие в конструкции пропитанных электролитической жидкостью сепараторов из стеклоткани, химические процессы зарядки/разрядки происходят так же, как в моделях с жидким электролитом. Разница лишь в том, что при расщеплении сернокислого свинца кислород стремится проникнуть через крупные микропоры стекловолоконной ткани к отрицательному электроду, чтобы вступить в химическую реакцию с водородом. В итоге образуется вода.

Замкнутая циркуляция газов позволяет упростить конструкцию – доступ к банкам теперь не нужен. В отношении требований к помещению, в котором производится восстановление заряда, также есть смягчения – серьезная вентиляция не обязательна.

Все же в непроветриваемой комнате подзарядку осуществлять не стоит. Это понятно из дублирующего названия перспективных аккумуляторов – VRLA battery (кислотная батарея с предохранительным клапаном). При высоком давлении внутри коробки, клапан сбрасывает водород и кислород в воздух.

Зарядники

Качественное обслуживание автоаккумулятора невозможно без специального зарядного устройства. Примитивный электроприбор преобразует переменный ток в постоянный, и понижает напряжение до приемлемых величин. Различают трансформаторные и импульсные ЗУ.Для безопасного заряда АГМ следует выбирать импульсные «зарядки». Они позволяют работать в автоматическом режиме и выдавать небольшие импульсы тока. При выборе модели учитывайте следующие рекомендации:

  • Наличие ручной регулировки по току.
  • Оснащенность встроенным регулятором выходного напряжения.
  • Предустановленные индикаторы электрических характеристик.
  • Возможность активирования функции автоматического отключения.

1 Виды автомобильных аккумуляторов

На большинстве современных автомобилей отечественного и иностранного производства используются аккумуляторные батареи, которые можно разделить по технологии изготовления и характеристикам на 4 основных типа:

  • Малосурьмянистые (Sb/Sb). Старый вид АКБ, который используется преимущественно на отечественных автомобилях и старых, подержанных иномарках. Состоят из плотных свинцовых пластин с добавлением сурьмы (6-7 % в составе), считаются обслуживаемыми, так как в них доливают воду через специальные отверстия (банки) на корпусе.
  • Кальциевые (Ca/Ca). Самый распространенный вид необслуживаемых батарей, в которых свинцовые пластины в процессе производства легированы небольшим количеством кальция (макс. 0,1 % от всего сплава).
  • Гибридные. Универсальный тип аккумуляторов, в которых пластины на плюс и минус изготовлены из разных сплавов. Как правило, плюс состоит из свинца с добавлением сурьмы, кадмия или других подходящих металлов, а вторая часть выполнена с применением кальция или серебра.
  • Гелевые(GEL) и AGM. Самые дорогие батареи, отличаются от обычных тем, что электролит в них не находится в жидком состоянии, а выполнен в качестве пропитки стекловолоконного состава или в виде геля с оксидом кремния.

Каждый из представленных типов аккумуляторов для автомобиля имеет свои преимущества и недостатки. Обычные сурьмянистые агрегаты с дистиллированной водой легко подзаряжаются специальными электрическими устройствами, при этом могут быть полностью разряженными, в отличие от гелевых или кальциевых батарей, допускать полного разряда которых категорически не рекомендуется.

AGM, как и GEL батареи, обладают более высокой ценой, но при этом и большим сроком службы. Вопреки существующему мнению, что эти два типа АКБ идентичны, они имеют разные конструктивные особенности. Гелевые батареи оборудованы свинцовыми пластинами, между которыми залит силикатный гель. За счет большого количества пор он хорошо удерживает электролит, а твердая структура, которая связывает пластины, предотвращает возможность их осыпания и короткого замыкания.

В AGM вариантах связующий элемент между пластинами выполнен в виде абсорбирующей стеклоткани, которая способствует повышению емкости и стойкости к низким температурам. Срок службы AGM батарей самый высокий, но и цена приличной модели в 2-3 раза превышает стоимость АКБ с обычными характеристиками.

Однако самыми распространенными на рынке являются кальциевые аккумуляторные батареи. Сейчас такие агрегаты установлены практически на каждом втором автомобиле.

Способы зарядки и инструкция

Не секрет, что глубокий разряд чрезвычайно вреден для типичных жидкостных батарей. После таких процессов срок их службы быстро сокращается. В этом смысле источники, основанные на технологии Absorbent Glass Mat, гораздо более эффективны.

Если обычная батарея может быть разряжена до 10-15% от общей емкости без каких-либо серьезных последствий, то AGM позволяет разряжать до 25-30% без разрушительных признаков. Чтобы понять, как заряжать автомобильный аккумулятор AGM, достаточно внимательно изучить рекомендации производителя. Согласно им, алгоритмы зарядки делятся на два типа:

  1. Многоступенчатые (2 или 3 ступени).
  2. Одноступенчатый.

Трехступенчатая зарядка

Специалисты считают этот метод наиболее эффективным, хотя сами производители редко упоминают о нем. Это может быть связано с трудностью его реализации, так как продолжительность этапов значительно варьируется из-за различных возможностей. Алгоритм состоит из следующих пунктов:

  • основной заряд — напряжение 14,2 — 14,8 В и ток 0,1 — 0,3C, где C — емкость батареи в Ач;
  • цикл хранения — напряжение 14,2 — 14,8 В
  • плавающий заряд (хранение) — 13,2 — 13,8 В.

Двухступенчатая зарядка

Большинство производителей рекомендуют этот способ восстановления питания. Алгоритм зарядки включает следующие циклы:

  • базовый — напряжение 14,2 — 14,8В и ток 0,1 — 0,3С;
  • плавающий (накопительный) — напряжение 13,2 — 13,8 В.

Одноступенчатая зарядка

Этот вариант не рекомендуется в качестве основного варианта восстановления батареи — только для быстрой зарядки:

плавающая зарядка — напряжение 13,2 — 13,8 В и ток 0,1 — 0,3C.

Основные понятия зарядного процесса и рекомендации по его выполнению

Стоит подробнее остановиться на определении основных этапов зарядки:

  • Базовая — зарядка, во время которой восстанавливается до 80% общей емкости батареи.
  • Плавающий — процесс зарядки, при котором емкость аккумулятора восполняется до 100% его емкости.
  • Хранение — цикл, в котором батарея потребляет минимальный ток от зарядного устройства.
  • Аккумуляция — процесс, в результате которого батарея AGM с потенциалом 12 В стабилизирует свои характеристики.

Процедура зарядки должна выполняться с помощью устройства, способного отображать как напряжение, так и ток. Контроль обоих параметров позволит избежать чрезмерного газообразования. Проверенные зарядные устройства с интеллектуальной системой управления, которая восстанавливает батарею в щадящем режиме. Например, зарядное устройство Hyundai HY 1500 Expert имеет хорошие отзывы.

Во время процесса необходимо следить за температурой электролита, которая не должна превышать +45°C. Превышение этого значения приведет к сокращению срока службы блока питания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *