Что такое акб в машине? расшифровка термина, устройство и обслуживание аккумуляторов
Содержание:
- Производитель аккумуляторов Медведь
- Общие требования
- Как узнать дату изготовления аккумулятора
- Маркировка отечественных АКБ
- Как завести автомобиль при севшем аккумуляторе?
- Информация на батареи
- Типы маркировки АКБ
- АКБ европейского производства
- Особенности аккумуляторов Бош
- Срок службы аккумулятора
- Термин в автомобильной тематике
- Азиатский стандарт
- Что такое напряжение разомкнутой цепи аккумулятора?
- Mutlu, Topla, TAB
- Правильная эксплуатация АКБ
Производитель аккумуляторов Медведь
В настоящее время АКБ под таким названием можно увидеть во многих автомагазинах. И если нужно купить аккумулятор, все больше владельцев автомобилей отдают предпочтение товарам Тюменского завода Алькор, производящего их для грузовых и легковых автомобилей, а также для автобусов и спецтехники. Информацию о нем можно найти на официальном сайте https://alkor-c.ru/.
Это предприятие является надежным и проверенным производителем автомобильных аккумуляторов. Это связано с тем, что цеха оснащены современным оборудованием, выпущенных ведущими фирмами разных стран, такими как: Италия, США, Канада.
Общие требования
Маркировка батарей зависит не только от производителя, но и типа устройства. Это связано с тем, что для установки на спецтехнику, легковые и грузовые авто устанавливаются разные АКБ. Кроме этого, на маркировку аккумулятора автомобиля влияет и страна, в которой он используется.
На батареях в обязательном порядке должна быть указана следующая информация:
- Название производителя.
- Номинальный показатель напряжения.
- Емкость аккумулятора.
- Тип устройства, который может указываться в соответствии с требованиями сразу нескольких стандартов.
- Количество элементов питания, установленных в корпусе батареи.
- Дата выпуска, и чаще всего эта информация зашифрована.
- Полярность контактов.
- Предупреждающие символы, число которых зависит от изготовителя.
Основные стандарты маркировки
Автолюбители должны понимать расшифровку маркировки аккумуляторов, соответствующую нескольким стандартам.
Кроме батарей отечественных производителей, на рынке присутствуют американские, европейские и азиатские.
Их обозначение имеет некоторые нюансы, которые необходимо знать.
Отечественные батареи
В России маркировка АКБ регламентирует ГОСТ 959-91. Она имеет вид «А Б С Д».
Входящие в ее состав литеры расшифровываются следующим образом:
- А – число элементов питания, входящих в состав батареи;
- Б – тип АКБ;
- С – емкость прибора;
- Д – материал, из которого изготовлен аккумулятор.
В качестве примера можно взять маркировку 6СТ-60 АПЗ.
Надпись позволяет узнать, что это стартерная батарея, емкость которой составляет 60 А*ч.
Рекомендуем: Маркировка и дата выпуска аккумулятора Varta
- Она содержит шесть элементов питания (банок).
- Последние три цифры указывают на конструктивные особенности аккумулятора:
- А – общая крышка;
- П – сепаратор изготовлен из полиэтилена;
- З – батарея залита и заряжена.
Показатель пускового тока в отечественном стандарте не входит в основную маркировку и обычно указывается отдельно.
Европейский стандарт
Производители из Европы используют обозначения в соответствии с немецким стандартом DIN либо международным ETN.
В результате некоторые параметры совпадают, а часть отличается. Согласно требованиям DIN, обозначение батареи состоит из пяти цифр (560 19), а в соответствии с ETN – имеет девятизначный код (560 059 042).
В каждом из этих стандартов первые три цифры обозначают номинальный показатель емкости АКБ. Определить его значение можно, вычитая из трехзначного числа 500. Таким образом, маркировка автомобильных аккумуляторов 560 19 (DIN) и 560 059 042 (ETN) показывает, что их емкость составляет по 60 А*ч.
Две или три следующих цифры, в зависимости от стандарта, указывают на конструктивное исполнение батареи. ETN предполагает наличие еще одной тройки цифр, обозначающих показатель тока «холодной прокрутки». Для определения этого значения цифры необходимо умножить на 10. В приведенном примере (560 059 042) показатель тока составляет 420 А.
Американский и азиатский стандарты
Азиатские производители используют для обозначения своих продуктов стандарт JIS. Следует признать, что система маркировки довольно сложная, но автовладельцам следует разобраться со всеми нюансами.
Обозначение АКБ азиатских компаний состоит из 6 символов, например, 75В24L:
- Первые две цифры показывают емкость батареи, но номинальный параметр необходимо умножить на специальный коэффициент.
- Литера говорит о форме устройства и соотношение его размеров.
- Две следующие цифры указывают на длину аккумулятора в сантиметрах.
- Последняя литера показывает расположение клеммы «минус» и может иметь лишь два значения – L или R.
Рекомендуем: Срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации
Чтобы разобраться в маркировке азиатских АКБ, стоит воспользоваться таблицей:
Американские компании чаще всего используют для обозначения стандарт SAE, но возможны иные варианты. Чаще всего маркировка этих продуктов содержит одну литеру и пять цифр, например, А34650.
Расшифровывается она следующим образом:
- Буква обозначает тип батареи.
- Две следующие цифры показывают размеры агрегата.
- Последние цифры – номинальное значение тока «холодной прокрутки» в амперах.
- Также на АКБ указывается дата ее выпуска и проще всего расшифровываются обозначения отечественных компаний — первые две цифры показывают месяц, а последние — год производства.
- С датой выпуска импортной продукции разобраться значительно сложнее, так как все производители используют собственное обозначение.
- Эта маркировка может включать в себя не только месяц и год, но также завод, тип заказа и даже номер конвейера.
Как узнать дату изготовления аккумулятора
Помимо того что производители аккумуляторов выбирают разные позиции для размещения маркировки, также отличаются способы «прочтения» оставленной ими информации.
Распространенная маркировка батареи
Чаще всего производители батарей используют для их маркировки шифр из 9-10 цифр. Пример: 0000 523445. Рассмотрим, как читать такую маркировку:
- Первые 4 цифры – это номер партии, из которой «вышел» данный аккумулятор и кодировка линии;
- Следующая цифра – последняя цифра года, когда выпущен аккумулятор. В рассматриваемом варианте стоит цифра 5 – это значит, что батарея выпущена в 2015 году;
- Далее – полугодие, когда выпущена батарея. В рассматриваемом примере цифра 2 – это говорит о том, что выпущен аккумулятор в период с июля по декабрь 2015 года;
- Следующая цифра – месяц в полугодии, когда произведена батарея. У нас в примере 3 – это говорит о том, что батарея выпущена с конвейера в сентябре;
- Далее – день месяца. Может быть как однозначное число, так и двузначное. В данном случае цифра 4 означает, что батарея выпущена 4 числа месяца;
- Последняя цифра (может быть двузначной) – это номер бригады, которая ответственна за производство батареи. В примере бригада №45 работала над аккумулятором.
Делаем вывод после прочтения маркировки 0000 523445, что аккумулятор был выпущен 4 сентября 2015 года.
Чаще всего подобную систему маркировки можно встретиться на аккумуляторах таких производителей, как: FireBall, Uno, Dominator, FB, Forse и Курский Аккумулятор.
Маркировка около этикетки
Еще один распространенный способ маркировки, который позволяет очень просто узнать, когда была произведена батарея. Около этикетки производитель ставит код из 6 цифр. Пример: 122011. В данном случае:
- Первые две цифры – это месяц, когда была произведена батарея;
- Последние 4 цифры – это год выпуска аккумулятора.
Соответственно, после прочтения маркировки примера 122011 можно сделать вывод, что аккумулятор выпущен в декабре 2011 года.
Такую систему маркировки можно встретиться на батареях моделей: Ямал, Тюменский медведь (Tyumen Batbear или Arctic Batbear).
Явным минусом такого способа маркировки является невозможность определить, в какой конкретно день и какой сменной была создана данная батарея. Соответственно, производителям таких батарей сложнее разбираться, кто именно ответственен за проблему с батареей, если она имеется.
Маркировка аккумуляторов Tubor
Популярные аккумуляторы российского производителя Tubor имеют свою собственную маркировку, состоящую из букв и цифр. Пример: 401S1. Расшифруем данную маркировку:
- Первая цифра – это день недели, когда выпущен аккумулятор. В нашем случае 4 – это четверг;
- Вторые две цифры – это порядковый номер недели, когда сделана батарея. Максимально данная цифра может достигать порядкового номера 53. В нашем случае 01 – это первая неделя года;
- Буква – это год. Производитель на сайте указывает, какой год обозначается какой буквой: Z – 2014; P – 2015; A – 2016; S – 2017; T – 2018; X – 2019; L – 2020. В нашем случае S – это 2017 год;
- Последняя цифра – номер смены. В нашем варианте смена №1.
Соответственно, из маркировки 401S1 можно сделать вывод, что батарея создана в четверг на первой неделе 2017 года.
Маркировка аккумуляторов Актех
Данный производитель имеет довольно простую маркировку, тем не менее, правило ее прочтения нужно знать. Его маркировка состоит из 4 цифр. Пример: 0117. Расшифровывается это следующим образом:
- Первые две цифры – месяц;
- Вторые две цифры – год.
В нашем случае батарея сделана в январе 2017 года.
Обратите внимание: подобная маркировка может встречаться также на некоторых моделях батарей от Ориона и Зверя
Маркировка немецких аккумуляторов (Bosch, Varta)
На батареях некоторых немецких брендов, например, Bosch и Varta, можно встретить маркировку, состоящую из 24 символов. Среди них имеются буквы, цифры, а некоторые моменты выделены цветом
Здесь важно знать, что дата производства аккумулятора – это цифры с 4 по 6
Четвертая цифра при такой маркировке – это год. А пятая и шестая – это месяц. При этом месяц определяется следующим образом:
- 17-январь;
- 18 — февраль;
- 19 — март;
- 20 — апрель;
- 53 — май;
- 54 — июнь;
- 55 — июль;
- 56 -август;
- 57 -сентябрь;
- 58 — октябрь;
- 59 — ноябрь;
- 60-декабрь.
Цветовые кодировки обозначают квартал, когда выпущена батарея.
Маркировка других аккумуляторов
Многие другие производители используют свои собственные маркировки, и выше мы рассмотрели лишь самые распространенные варианты. Лучше информацию о «чтении» маркировок узнавать непосредственно на сайте производителя аккумулятора.
Обратите внимание: Многие производители обозначают дату производства аккумулятора стандартным для потребителя образом – дд.мм.гг
Маркировка отечественных АКБ
При нанесении маркировки на свои аккумуляторы отечественные производители ориентируются на требования ГОСТ 53165-2008. Схема маркировки следующая:
Маркировка автомобильных аккумуляторов отечественных производителей
Первая цифра в этом обозначении показывает, сколько банок имеется в составе аккумуляторной батареи. В зависимости от этого определяется номинальное напряжение АКБ. Второй блок с буквами показывает назначение аккумулятора. В этом случае, стартерная батарея. Затем идёт число, указывающее номинальную ёмкость автомобильного аккумулятора.
Четвёртая группа букв или цифр указывает на исполнение АКБ. В примере на изображении аккумулятор с общей крышкой, с полиэтиленовым сепаратором-конвертом, залитый и заряженный.
В большинстве случаев производители наносят все данные из маркировки на различных наклейках на АКБ. Перечисляется номинальная ёмкость, напряжение, пусковой ток и т. п. Но обычно все это делается в рекламных целях, подчёркивается информация, которая выгодна производителю. И скрываются данные, которые афишировать не хочется. Поэтому вам лучше уметь самостоятельно извлекать все необходимые параметры из заводской маркировки.
Как завести автомобиль при севшем аккумуляторе?
Если коробка передач механическая, завести авто можно «дедовским» способом – с буксира или толкача. Цепляете свой автомобиль к другой машине, двигатель которой работает, после чего разгоняетесь, включаете зажигание и третью скорость. Третью лучше включать, так как буксиру легче будет тянуть ваш автомобиль, резкого рывка при отпускании сцепления не заметите. Аналогично и с толкача заводить, только тягу машине будут придавать 1-2 человека.
А вот метод «прикуривания» подходит автомобилям как с автоматической коробкой, так и с механикой. Для этого нужно только два силовых провода, которые необходимо протянуть от АКБ заведенного автомобиля к АКБ «донора». Не перепутайте только плюс и минус. Автомобиль-донор должен работать на повышенных оборотах, 1500-2000 вполне достаточно. Ведь нужно питать системы сразу двух машин. После того, как автомобиль с севшим аккумулятором завелся, не скидывайте провода, дайте некоторое время поработать двигателям в паре.
Информация на батареи
Существуют такие показатели батареи, которые, как правило, указываются всеми производителями. Если хотя бы чего-то из этого списка нет, это значительно уменьшает представление о свойствах аккумулятора, а потому такие варианты лучше не брать.
Вот что выносится на корпус батареи:
- Предупреждающие знаки.
- Количество банок.
- Маркировка значения номинального напряжения.
- Знаки полярности клемм.
- Наименование завода и его фирменный знак.
- Тип батареи по международному стандарту или стандартам.
- Маркировка значения емкости.
- Дата производства.
Все это дает четкое представление о возможностях аккумуляторной батареи и ее качестве. Разумеется, то, какая именно фирма произвела аккумулятор, играет не последнюю роль
Но важно знать, как расшифровать АКБ и надписи на ней
Типы маркировки АКБ
Маркировка аккумуляторов делятся на несколько типов, и для каждой страны введено свой порядок расположения цифр. Но при любом расположении цифр на батареях указана информация, о:
Расшифровка маркировки АКБ
- Ёмкости;
- Напряжении;
- Фирме-изготовителе;
- Дата (год выпуска);
- Полный вес;
- Полярности;
- Уровне электролита;
- Токе холодной прокрутки (далее ТХП).
При расшифровке, потенциальный покупатель получит информацию о выбранном аккумуляторе с изделия, и будет возможность проверить слова консультанта, а это означает, что «нечистым на руку» продавцам не получится обмануть клиента.
Маркировка АКБ делится на 4 типа.
Узнай время зарядки своего аккумулятора
АКБ европейского производства
Европейские производители для маркировки пользуются двумя стандартами:
- ENT (European Typical Number) – считается международным.
- DIN (Deutsche Industri Normen) – используется в Германии.
Стандарт ENT
Код международного европейского стандарта ENT состоит из девяти цифр, которые условно делятся также на четыре части.
- Первая цифра показывает примерный диапазон емкости батареи:
- «5» – диапазон до 99 А*ч;
- «6» – в пределах от 100 до 199 А*ч;
- «7» – от 200 до 299 А*ч.
- Следующие две цифры указывают на точное значение емкости аккумулятора. Например, «75» соответствует 75 А*ч. Также узнать емкость можно, отняв от первых трех цифр 500.
- Три цифры после указывают на конструктивные особенности. Цифры от 0-9 показывают материалы изготовления корпуса, полярность, тип батареи и другое. Более точно о значениях можно узнать из руководства по эксплуатации.
- Следующие три цифры показывают значение пускового тока. Но чтобы его узнать, необходимо произвести некоторые математические вычисления. Нужно две последние цифры умножить на 10 или просто прибавить 0, и тогда получится полное значение. Например, номер 030 означает, что пусковой ток равен 300А.
Маркировка АКБ по стандарту ENT Кроме основного кода, могут присутствовать и другие указатели на корпусе батареи в виде пиктограмм или рисунков. Они показывают совместимость АКБ с разным оборудованием, назначение, материалы изготовления, наличие системы “Старт-Стоп” и так далее.
Стандарт DIN
Популярные немецкие аккумуляторы Bosch соответствуют стандарту DIN. В его коде имеется пять цифр, обозначение которых немногим отличается от европейского стандарта ENT.
Цифры условно делятся на три группы:
- Первая цифра указывает диапазон емкости батареи:
- “5” – до 100 А*ч;
- “6” – до 200 А*ч;
- “7” – свыше 200 А*ч.
- Вторая и третья цифры указывают на точную емкость батареи. Нужно произвести те же вычисления, что и в европейском стандарте – от трех первых цифр отнять 500.
- Четвертая и пятая цифры указывают на класс АКБ по габаритам, полярности, типу корпуса, крепежей крышки и внутренних элементов.
Информацию о пусковом токе также можно найти на корпусе батареи отдельно от маркировки.
Особенности аккумуляторов Бош
Для владельца автомобиля не новость то, что аккумуляторная батарея – устройство, отвечающее за запуск двигателя. Именно она обеспечивает необходимые пусковые токи для этого процесса. Как и у других компонентов, у АКБ ограниченный срок службы, из-за чего многие относятся к ней как к расходному материалу. Ресурс зависит не только от условий эксплуатации и соблюдения правил пользования, но и от времени. Bosh – именитая фирма, которая дорожит своей репутацией, но даже ее продукция не вечна.
Есть три серии стартерных АКБ от этого производителя:
- S – для легковых автомобилей;
- T – для грузового автотранспорта, автобусов, тракторов, спецтехники;
- M – для мотоциклов, скутеров, снегоходов, квадроциклов, мини-тракторов.
Начиная с 2007 года выпускаются необслуживаемые батареи для легковых автомобилей. Это серии:
- S3 – серия эконом-класса;
- S4 Silver – универсальная серия, характерная сбалансированностью в цене-качестве;
- S5 Silver Plus – премиум-класс, с высокими пусковыми токами для эксплуатации в любую погоду;
- S6 AGM – высокомощные, качественные и дорогие аккумуляторы.
Изготовление АКБ у этой компании ответственное. Если доступны новые технологии, они применяются. Как результат, можно выделить такие технические особенности источников питания Bosch:
- решетка PowerFrame – повышает устойчивость к саморазряду и образованию ржавчины. Ее структура ассиметрична, а свинец расположен неравномерно, это необходимо для увеличения пусковых токов и продления срока эксплуатации АКБ;
- крышка с двойным лабиринтом и мембранным газопроницаемым фильтром. За счет этих элементов батареи относятся к необслуживаемому типу. Крышка полностью герметична, электропроводящую жидкость не пропускает, и в то же время отводит газы в вентиляционную систему автомобиля;
- усиленное крепление клемм к пластинам для предотвращения снижения мощности батареи, увеличения срока службы.
Аккумуляторы Bosch характерны выносливостью, стабильно работают в широком диапазоне температур, но и они не защищены от устаревания. Именно поэтому многие стремятся, чтобы покупаемый элемент питания был как можно новее. Для этого надо уметь читать маркировку, в которой и закодирована дата производства АКБ Бош.
Срок службы аккумулятора
Хотя на сегодняшний день ведутся исследования в области повышения эффективности и безопасности элементов питания бортовой сети автомобиля, пока самыми ходовыми являются именно кислотные варианты.
На продолжительность работы батареи влияют следующие факторы:
- Температура, при которой эксплуатируется источник питания;
- Устройство АКБ;
- Эффективность и работоспособность генератора;
- Фиксация батареи;
- Режим езды;
- Расход энергии при выключенном оборудовании.
О правильном хранении батареи, которая не используется, рассказывается здесь.
Большинство кислотных акб имеют небольшой рабочий ресурс – самые качественные даже при соблюдении всех правил эксплуатации отработают от пяти до семи лет. Чаще всего это необслуживаемые модели. Распознаются они по названию бренда – известные производители не портят свою репутацию некачественной продукцией. Также у такого товара будет большой гарантийный термин – не менее двух лет.
Бюджетный вариант прослужит отсилы три года, а гарантия на них не превысит 12 месяцев. Не следует бросаться на такой вариант, так как невозможно создать идеальные условия для эксплуатации батареи.
Хотя нельзя определять рабочий ресурс годами – это так же, как и в случае с автомобильными покрышками, о чем рассказывается в другой статье. Среднестатистический аккумулятор должен выдержать 4 тысячи циклов заряда/разряда.
Подробней о сроке эксплуатации АКБ рассказывается в данном видео:
Какой срок службы у автомобильного аккумулятора?
Термин в автомобильной тематике
АКБ в технической сфере — это автомобильная аккумуляторная батарея. Без этого устройства не обходится ни одна из современных моделей автомобилей. Это одна из главных составляющих любого автотранспорта.
Без аккумулятора ничего в машине попросту не будет работать, поскольку не будет получать необходимую энергию. Даже сам двигатель не запустится без АКБ.
Маркировка аккумуляторов
Различные компании, выпускающие автомобильные аккумуляторные батареи, занимаясь маркировкой своей продукции, стремятся к тому, чтобы донести до покупателя всю самую важную информацию.
Обязательно указывается:
- Название завода, на котором велось производство.
- Минимальное напряжение, выраженное в вольтах.
- Емкость батареи. Ведь это тоже одна из самых важных характеристик, и именно на нее опираются многие автомобилисты, пришедшие в магазин за автозапчастями.
- Символы, означающие тип аккумулятора по международным стандартам.
- Количество банок. Эту информация также важна для автомобилиста.
- Во избежание неправильного подключения проводов обязательно должны быть обозначены положительная и отрицательная клеммы. Ведь если подключить провода неправильно, то вся электроника в автомобиле мгновенно выйдет из строя или даже вовсе загорится.
У каждого типа аккумуляторных батарей имеются свои характерные особенности, и поэтому условия транспортировки и эксплуатации могут отличаться. Следовательно, о том, как стоит перевозить и использовать аккумулятор, автомобилист должен знать уже заранее — перед покупкой.
Типы автомобильных батарей
Поскольку батареи отличаются своими свойствами, они подразделяются на несколько типов. К наиболее важным характеристикам аккумуляторов относятся их размер, ширина клемм, емкость, напряжение.
Что касается размеров, то выпускаемые сегодня батареи, имеющие в подавляющем большинстве случаев прямоугольную форму, могут иметь разные ширину, длину и высоту. Наиболее существенные различия в этом плане наблюдаются между европейскими и азиатскими батареями.
Емкость, которая обычно обозначена на аккумуляторе, указывает на то, каким током устройство будет разряжаться до конечного напряжения. При этом напряжение в современных аккумуляторных батареях может составлять либо 6 вольт, либо 12 вольт, либо 24 вольт.
Чаще всего в легковых автомобилях сейчас применяются аккумуляторы с напряжением 12 вольт. Этого вполне достаточно для того, чтобы питать энергией всю электронику, находящуюся в машине. А что касается двух других типов аккумуляторов, напряжение которых 6 вольт и 24 вольт, то первые устанавливаются обычно на мотоциклах, а последние — на общественном транспорте и на грузовиках с дизельным двигателем.
Азиатский стандарт
Имеет название JIS и является одним из самых сложных ведь общего стандарта маркировки аккумуляторов «азия» нет. Может быть сразу несколько вариантов (старый или новый тип) обозначения размеров, мощности и других характеристик. Для точного перевода значений из азиатского стандарта в европейский необходимо пользоваться специальными таблицами соответствий. Также нужно помнить, что указанная на азиатском аккумуляторе емкость отличается от аналогичной на европейских АКБ. Например, 55 А·ч на японской или корейской батарее соответствует лишь 45 А·ч на европейской.
Расшифровка маркировки на аккумуляторе автомобиля стандарта JIS
В самой простой трактовке стандарт JIS D 5301 состоит из шести символов. Они означают:
- первые две цифры — емкость батареи, умноженная на поправочный коэффициент (эксплуатационный показатель, который характеризует соотношение между ёмкостью аккумулятора и работой стартера);
- третий символ — буква, которая указывает на отношение АКБ к определенному классу, определяющий форму батареи, а также его размеры (его описание смотрите ниже);
- четвертый и пятый символ — число, соответствующее базовому размеру аккумулятора, обычно так обозначается его округленная длина в ;
- шестой символ — буквы R или L, который обозначают расположение отрицательной клеммы на аккумуляторе.
Что касается третьей буквы в обозначении, то они означают ширину и высоту аккумулятора. Иногда может отображать форм-фактор или размер боковой поверхности. Всего есть 8 групп (на легковых авто используются только четыре первых) — от A до H:
Маркировка автомобильного АКБ азиатского стандарта на примере аккумулятора Rocket
- A — 125 × 160 мм;
- B — 129 × 203 мм;
- C — 135 × 207 мм;
- D — 173 × 204 мм;
- E — 175 × 213 мм;
- F — 182 × 213 мм;
- G — 222 × 213 мм;
- H — 278 × 220 мм.
Азиатские размеры могут отличаться в пределах 3 мм.
Аббревиатура SMF (Sealed Maintenance Free) в переводе означает, что данная батарея является необслуживаемой. То есть, доступ к отдельным банкам закрыт, доливать в них воду или электролит невозможно, да и не нужно. Такое обозначение может стоят как в начале, так и конце основной маркировки. Кроме SMF также встречается MF (Maintenance Free) – обслуживаемая и AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая, так само как и первый вариант, поскольку там абсорбированный электролит, а не жидкий, как это есть в классическом варианте свинцово-кислотных аккумуляторов.
Иногда код имеет в конце дополнительную букву S, которая дает понять, что у батареи токовыводы тонкие «азиатские» клеммы или стандартные европейские.
Исполнение аккумуляторных японских аккумуляторных батарей может быть следующим:
- N — открытая с нерегламентированным расходом воды;
- L — открытая с малым расходом воды;
- VL — открытая с очень малым расходом воды;
- VRLA — открытая с регулирующим клапаном.
Азиаткий стандарт (старого типа) аккумуляторов Интерактивное изображение расшифровки обозначений.
Ниже приведена таблица соответствий размеров, массы и пусковых токов различных азиатских аккумуляторов.
Аккумуляторная батарея | Емкость (Aч, 5ч/20ч) | Ток холодного запуска (-18) | Общая высота, мм | Высота, мм | Длина, мм | Масса, кг |
---|---|---|---|---|---|---|
50B24R | 36 / 45 | 390 | — | — | — | — |
55D23R | 48 / 60 | 356 | — | — | — | — |
65D23R | 52 / 65 | 420 | — | — | — | — |
75D26R (NS70) | 60 / 75 | 490/447 | — | — | — | — |
95D31R (N80) | 64 / 80 | 622 | — | — | — | — |
30A19R(L) | 24 / 30 | — | 178 | 162 | 197 | 9 |
38B20R(L) | 28 / 36 | 340 | 225 | 203 | 197 | 11,2 |
55B24R(L) | 36 / 46 | 410 | 223 | 200 | 234 | 13,7 |
55D23R(L) | 48 / 60 | 525 | 223 | 200 | 230 | 17,8 |
80D23R(L) | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 230 | 18,5 |
80D26R(L) NX110-5 | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 257 | 19,4 |
105D31R(L) | 72 / 90 | 675 | 223 | 202 | 302 | 24,1 |
120E41R(L) | 88 / 110 | 810 | 228 | 206 | 402 | 28,3 |
40B19 R (L) | 30 / 37 | 330 | — | — | — | — |
46B24 R (L) NS60 | 36 / 45 | 330 | — | — | — | — |
55B24 R (L) | 36 / 45 | 440 | — | — | — | — |
55D23 R (L) | 48 / 60 | 360 | — | — | — | — |
75D23 R (L) | 52 / 65 | 530 | — | — | — | — |
80D26 R (L) | 55 / 68 | 590 | — | — | — | — |
95D31 R (L) | 64 / 80 | 630 | — | — | — | — |
Итоги
Всегда выбирайте аккумуляторную батарею в точном соответствии с требованиями производителя вашего авто. Особенно это актуально для значений емкости и пускового тока (особенно в “холодного”). Что касается торговых марок, то лучше покупать более дорогие или АКБ из среднего ценового диапазона. Это обеспечит их продолжительную эксплуатацию, даже в сложных условиях. К сожалению, многие иностранные стандарты, в соответствии с которыми выпускаются аккумуляторные батареи, не переведены на русский язык, и более того, предлагаются в интернете за немалые деньги. Однако в большинстве случаев приведенной выше информации вам будет достаточно для того, чтобы правильно выбрать аккумулятор для своего автомобиля.
Что такое напряжение разомкнутой цепи аккумулятора?
У НРЦ аккумулятора расшифровка – напряжение разомкнутой цепи. Иначе говоря, это напряжение источника электротока без нагрузки, разность электродных потенциалов. Данный параметр у до конца заряженной АКБ из свинца, в зависимости от содержания сернистой кислоты, равняется 12.5-13 В. Когда АКБ разряжается, электролит разбавляется, так, при полностью разряженном аккумуляторе НРЦ равняется 10-11 В.
Этот показатель измеряют, когда движок остыл после эксплуатации. Демонтировать клеммный компонент не требуется. НРЦ должно равняться минимум 12.5 В для АКБ всех видов. Если этот параметр меньше, аккумуляторную батарею необходимо подзарядить в утепленном помещении. После подзарядки и выдержки (хранение выключенной от устройства для подзарядки АКБ в течение 10-15 ч) напряжение разомкнутой цепи аккумулятора должно быть равно 12.5-12.7 В. Если показатель не соответствует приведенным значениям, обратитесь в автосервис, чтобы его сотрудники попытались восстановить аккумуляторный элемент. Это обойдется в меньшую сумму, чем если бы вы приобретали новую батарею.
Говоря о то, НРЦ у АКБ что это, нужно отметить, что данный параметр характеризует уровень заряда. К сожалению, большинство современных тестеров показывают лишь, что АКБ «заряжена и в отличном состоянии). Если замеры выполняются сразу после подзарядки, то результат измерений – это не НРЦ, а напряжение при заряде. К примеру, после подзарядки безнагрузочный прибор для измерений показывает 12.8 В, а спустя 24 ч – 12.3 В.
Mutlu, Topla, TAB
На турецкой АКБ Mutlu сверху выбиты шесть цифр. Если первая – номер линии, то вторая – это год, а четвертая – месяц. Последние две цифры отвечают за конкретную дату выпуска, видимо, чтобы наказать в случае чего недобросовестных работников, заступивших на смену в тот день. В результате маркировка 340527 расшифровывается, как 27 мая 2014 г. У Topla и TAB используется 14-значный код, из которого третий и четвертый символ обозначает год, а пятый и шестой – неделю. Таким образом, из потока F 1140300941864 становится ясно, что выпуск состоялся в третью неделю (в январе) 2014 года.
Westa, Docker, Vortex, Forse, FireBall, FB, Uno, Dominator
Есть две группы чисел. Первая включает четыре цифры, вторая – шесть. Пятая и шестая цифры обозначают год, седьмая – полугодие, восьмая – порядковый номер месяца в указанном полугодии. Последние две цифры – это число месяца. Пример: 3384 141612 – 12 июня 2014 г. Тяжелая группа АКБ вышеуказанных марок имеет собственную маркировку, например 14013253, где четвертый и пятый символы – год (2014), шестой – полугодие (2), а предпоследний – порядковый номер месяца (ноябрь).
Tyumen Batbear, Ямал, Arctic Batbear, Тюменский медведь, Актех, Орион, Зверь, ЗиД, Амур
На задней стенке наносятся шесть цифр. Дешифровка предельно проста: 022014 – 02 месяц (февраль) 2014 года. В случае марок Актех, Орион, Зверь, ЗиД смотреть нужно на верхнюю крышку, количество цифр меньше. Например, 0514 означает, что аккумулятор произведен в мае 2014-го. Точно так же и в случае с батареями Амур, только код наносится возле плюсовой клеммы.
Cobat, Titan, Panasonic, Furukawa Battery
У Cobat и Titan по центру крышки можно прочесть пять символов. Первый – день недели, второй и третий – порядковый номер недели за весь год, четвертый – год. Здесь стоит отметить, что года обозначаются римскими литерами: H — 2011, V — 2012, N — 2013, Z — 2014, P — 2020, A — 2020, S — 2020, T — 2020, X — 2020, L – 2020. Поэтому код 108V1 значит, что АКБ сошла с конвейера в понедельник восьмой недели 2012 г. У Panasonic и Furukawa Battery дату расшифровать проще: 211213А – 21 декабря 2013 г.
Во всех остальных случаях лучше ознакомиться с алгоритмом вычисления на официальном сайте производителя. Дополнительно стоит подчеркнуть, что самая лучшая АКБ – это максимально свежая АКБ. И от экземпляров, промотавшихся по складам и прилавкам без малого три года, лучше сразу отказаться. А вот батарея, которую произвели в течение последнего года, станет отличным вариантом и прослужит на отлично 3-7 лет.
Правильная эксплуатация АКБ
Обслуживание и уход за аккумулятором
Проводите регулярный внешний осмотр . Это позволить вовремя обнаруживать появившиеся изъяны в следствие эксплуатации (особенно в зимнее и летнее время).
Серьезно относитесь к мерам безопасности при «прикуривании». Подключайте провода к клеммам в строго определенной последовательности : cразу «минуc», потом «плюс», а снимать стоит в обратном порядке. Так же оставлять включенное зажигание на «доноре» не рекомендуется, ведь такая ошибка может повлечь за собой выход из строя электрики.
Нужно следить за состоянием электрооборудования . Какая либо неисправность генератора, реле или других узлов, стоящих в цепи с аккумулятором, может приводить к разряду.
Критическое просаживание АКБ сокращает строк службы . Старайтесь не оставлять на длительное время свет в салоне, включенные фары или пользоваться другим электрооборудованием при не работающем двигателе!
Хорошо закрепляйте батарею , чтобы вовремя движения по неровностям дорожного покрытия тряска не повредила аккумулятор.
Клеммы АКБ и корпус должны быть всегда чистыми
С особым вниманием отнеситесь к появлению окиси. Онa поможет свидетельствовать o недостаточно хорошем контакте клемм.
При запуске двигателя не крутите стартером белее 20-30 ceк
за раз.
Периодически производите зарядку устройством , даже если видимы причин на то нет. Поскольку как правило, в городском режиме, автомобилем пользуются на коротких дистанциях, и малых оборотов, при таких кратких поездках, недостаточно чтобы восстановить емкость АКБ от генератора.
Подпишись
на наш канал вЯ ндекс.Дзене Еще больше полезных советов в удобном формате
Аккумулятор или сокращённо (АКБ), очень важная деталь в любом автомобиле. Нет ни одной машины с двигателем внутреннего сгорания, где бы его не было.
Он отвечает за всё электрооборудование машины и без него она просто мертва. Далее рассмотрим, что же это такое и из чего он состоит.