Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей

История автопроката в России

Если в США аренда автомобиля без водителя появилась еще в середине 1940-х годов, то в Советском Союзе в это время существовало только такси. Чуть позже пункты проката автомобилей появились и у нас, но услуга в СССР не прижилась. Из-за дефицита запчастей, предприимчивые граждане использовали арендованные машины как «доноров». С них снимали нужные детали, а взамен ставили старые. В «постперестроечное» время, в 1990-х годах в России открылись филиалы крупных международных компаний («Hertz» и «Avis»), появились и небольшие отечественные фирмы. Но кризис 1998 года вынудил их закрыться. На протяжении следующих нескольких лет прокат автомобилей в России был исключительно VIP-услугой. Но сейчас спрос на аренду машин в России растет с каждым днем.

Автомобильный рынок

Автомобильный рынок

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Автомобильный рынок — это совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты.

Под автомобильным рынком в народе также подразумевается какое-либо территориально ограниченное пространство, предназначенное для торговли, в основном физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, готовыми автомобилями и запасными частями к ним. В этом смысле часто употребляют слово «Авторынок».

В данной статье рассматривается автомобильный рынок как экономическая категория в мировом масштабе.

Как ведут себя покупатели

Автомобильный рынок в России последние несколько лет растет. Согласно данным myTarget, в 2019 году 18% семей планировали приобрести авто, а в 2018 и 2017 — 16 и 15% соответственно.

Два года назад большая часть опрошенных Яндексом автомобилистов не занимала деньги на покупку и не брала кредит. При этом среди тех, кто взял кредит, 70% приобрели авто у официального дилера.

Время на принятие решения

В среднем на принятие решения о покупке автомобиля россияне тратят около трех месяцев, отмечает Google. А на срок влияют возраст покупателя и бренд. Дольше всего решения принимают покупатели старшего возраста — 45-54 года.

Велика доля покупателей, которые принимают решение очень быстро. Среди респондентов Google 27% купили авто менее чем за две недели.

Большинство покупателей (78%) самостоятельно принимают решения о покупке, показатель среди мужчин выше (80%), чем среди женщин (60%).

Увеличивается среднее количество вариантов, которые пользователи рассматривают перед покупкой. В 2018 году, по сведениям Яндекса, пользователи чаще всего выбирали между тремя-четырьмя моделями авто. Таких покупателей оказалось 46,2%.

При этом покупатели подержанных авто, как правило, рассматривали пять и более моделей.

А в 2019 году перед покупкой пользователи обычно рассматривали около шести брендов, отмечает Google.

Больше всего вариантов перед приобретением рассматривают покупатели дорогих брендов (6,4 по сравнению с 5,7 для массовых брендов) и молодые водители:

  • 18–24 года — 6,8 брендов;

  • 25–34 года — 6,6 брендов;

  • 35–44 года — 5,5 брендов;

  • 45–54 года — 4,7 брендов;

  • 55+ — 4,4 брендов.

Марки и модели авто

В 2018 году самой популярной маркой машины среди россиян оказалась Lada, а самой популярной моделью — Kia Rio.

Google среди самых рассматриваемых к покупке марок выделяет Hyundai, Kia и Nissan. Любопытно, что в итоге чаще всего покупают машину марки Lada, хотя в рейтинге рассматриваемости она на последнем десятом месте.

Google отметил также рост интереса к китайским маркам.

Как выбрать надежную прокатную компанию?

Выбирая компанию по аренде автомобилей, помимо стоимости услуг, следует обратить пристальное внимание на следующие факторы:

  • количество автомобилей в парке прокатной компании;
  • наличие в парке автомобилей определенного класса и различных марок;
  • техническое состояние автомобилей;
  • репутация прокатной компании, отзывы клиентов;
  • презентабельность офиса и внешний вид сотрудников;
  • количество филиалов и пунктов выдачи автомобилей;
  • скорость оформления документов, прозрачность договора аренды;
  • наличие дополнительного оборудования в автомобиле.

В каталоге компаний Ренткарус вы найдете компании, предлагающие в аренду самые разнообразные автомобили по всей России. На сегодняшний день в нашей базе собрано более 1 300 таких фирм. Быстро, не выходя из дома, вы сможете сравнить условия разных компаний. Необходимо лишь выбрать город и тип аренды из предложенного списка и нажать «ПОИСК»!

14 января 2017

Российский авторынок на начало 2022 года

Рис. 14. ТОП-3 марки по продажам в федеральных округах, январь-февраль 2022

За первые два месяца 2022, согласно исследованию Автостата и данным «Электронного паспорта», самым продаваемым автомобилем сразу в четырех округах (Приволжском, Уральском, Южном и Северо-Кавказском) стала Lada Vesta, которая и в 2021 году имела наибольшие объемы продаж. Наибольшую долю рынка модель занимает на Северо-Кавказе (14,5%). В центральном федеральном округе на вторую строчку по популярности «Ладу Весту» сдвинула Kia Rio, которая заняла 7,1% рынка. Также корейская иномарка лидирует в Северо-Западном округе (5,5%). Высокие продажи модель показывает и в Москве (6,5%), и в Санкт-Петербурге (5,7%). Стоит отметить, что в топ-3 этих городов не попала ни Lada Vesta, ни Lada Granta. Также лишь в двух федеральных округах рейтинг по продажам возглавили кроссоверы: в Сибири это Hyundai Creta (6,1%), а на Дальнем востоке – Toyota RAV4 (10,4%). Главными бестселлерами в России стали четыре модели: LADA Vesta, Kia Rio, Hyundai Creta и Toyota RAV4.

На начало 2022 года наметилась положительная тенденция в части количества центров по продаже автомобилей.

Рис. 15. Динамика количества автодилеров в России

В январе 2022 года впервые за последние 4 года в России количество автодилеров прекратило снижаться. За первые 15 дней января рост составил 0,3%. На тот момент в России находилось 3220 официальных дилерских центров.

Если рассматривать динамику изменений количества дилер-центров с 2015 года, то можно увидеть сокращение на 15% (сравниваются данные на начало каждого года) Причем каждый год, кроме 2015 и 2018 годов, наблюдался спад. А с 2019 по 2021 сокращение из года в год становилось все более крупным: -1,1%, -2,3%, -4,7% соответственно.

Положительную динамику, наметившуюся в начале 2022 года, можно связать с созданием дилерской сети китайской марки EXEED в России.

Всего по состоянию на январь 2022 в России насчитывалось 732 автодилера китайских брендов. То есть китайские сети заняли 22,5% от общего числа дилеров. Больше всего их находится в Центральном и Приволжском округах – 194 и 169 точек продаж соответственно. Наименьшая доля центров китайских автомобилей – в Северо-Кавказском округе и на Дальнем востоке (10 и 9). В остальных округах присутствие китайских брендов колеблется между 80 и 90 дилер-центрами.

Рис. 16. Присутствие китайских автодилеров по округам на январь 2022

Обострившаяся геополитическая ситуация может также способствовать увеличению доли китайских автомобилей на российском рынке, которая и так росла последние годы. Соответственно, и количество дилер-центров китайских брендов может возрасти. Китайские автопромышленные компании могут извлечь максимальную выгоду из ситуации, когда на Россию накладываются санкции и, следовательно, европейские, японские и американские бренды уходят с российского рынка. Причем, как отмечают эксперты, стоит ждать не только увеличение выпускаемых машин брендов, которые уже присутствуют на нашем рынке, но и появление новых марок.

Самые дешёвые автомобили на сегодняшний день

Лада Гранта — самый дешёвый новый автомобиль в России. Его цена начинается от 600 тысяч рублей, именно такой ценник устанавливают дилеры Лада. Самая дешёвая иномарка — Renault Logan. Автомобиль достаточно популярен и фактическая стоимость начинается с отметки в 1,5 млн. рублей. Выбор на рынке стал ещё скуднее. Миллиона рублей теперь недостаточно для покупки нового транспорта.

Российским потребителям за последние годы полюбились кроссоверы и внедорожники. Самый доступный внедорожник — Лада Нива. Классическая модель стоит от 819 000 рублей. Следующей моделью по доступности является Лада Нива Тревел. Модель оценивается в 1,1 млн. рублей.

Если рассматривать покупку с рук, то минимальная цена составит 100-150 тысяч рублей. За эти деньги можно приобрести ВАЗ 2107 или Daewoo Matiz. Такой автомобиль сможет уверенно передвигаться по дорогам и спокойно встанет на учёт в ГИБДД. За меньшие деньги продается откровенная некондиция.

Доступность новых транспортных средств можно поставить под большое сомнение, ведь доходы населения сохранились на прежнем уровне. Взор автолюбителей будет устремлен на вторичные рынки.

Кто и зачем арендует авто в России?

По статистике основными потребителями на рынке автопроката в России остаются корпоративные клиенты. Это и аренда автомобилей для сотрудников или бизнес-партнеров, и аренда транспорта для осуществления перевозок (например, службами доставки), и приобретение автомобилей в лизинг. Некоторые прокатные компании специализируются на аренде автомобилей для работы в такси.

Частные клиенты берут напрокат автомобиль, в основном, по какому-то особому случаю – чтобы отметить свадьбу или день рождения, для романтического свидания или вылазки с друзьями на природу. В последнее время все больше людей арендуют автомобиль на выходные или во время отпуска. Этому отчасти способствует «выездной» туризм. Побывав за рубежом и опробовав там услугу автопроката, многие охотно арендуют машины и на отечественных курортах. Интересно, что доля иностранных туристов, арендующих авто в России, крайне невелика.

Достаточно востребован прокат машин в ситуации, когда личный авто сломался или попал в ДТП. Кроме того, многие автолюбители арендуют машину перед покупкой новой. Присмотрев конкретную марку и модель автомобиля они, таким образом, проводят «личный» тест-драйв. Можно испытать автомобиль в реальных условиях без менеджера автосалона на соседнем сидении, объективно оценить его сильные и слабые стороны.

Автопроизводители покидают российский рынок

Надо отметить, что пока ни один из игроков массового сегмента не заявил об окончательном уходе, однако деятельность приостановили или временно свернули многие.

  • Audi приостановила деятельность в России 25 февраля: прекратились поставки, на российский рынок успели поступить те машины, которые на тот момент уже прошли таможню.

  • BMW
    сообщили об уходе с российского рынка 1 марта: были прекращены поставки, а также остановлена работа завода «Автотор» в Калининграде. Причем из-за нарушения логистики бренд приостановил и работу зарубежных своих предприятий.

  • Rolls-Royce, хотя Россия была крупнейшим рынком сбыта марки в Европе.

  • Infiniti, Lamborghini, Porsche — дилерские центры продолжают торговать машинами, которые были оплачены Россией ранее.

  • Jaguar Land Rover, Ferrari, Mercedes-Benz, Ford, Nissan, Honda, Toyota
    (из-за нарушения логистики).

  • Volkswagen AG — прекращено производство Volkswagen и Skoda на заводах в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

  • Один из немногих китайских брендов, который покинул Россию – Changan. Компания прекратила производство на заводе «Юнисон» в Беларуси, где собирались и кроссоверы для поставок в России.

Однако многие производители автомобилей, в основном китайские и корейские бренды, продолжают деятельность в России:

  • Зато корейские автопроизводители Hyundai и Kia уходить с российского рынка не планируют: машины этих брендов в России пользуются высоким спросом. А за февраль этого года Kia реализовала 15 001 автомобиль, хотя это и меньше на 9% по сравнению с февралем 2021 года.

  • Mazda также пока остается на российском рынке: сборка моделей Mazda6, CX-5 и CX-9 продолжается во Владивостоке.

  • Концерн Stellantis продолжает работу завода в Калуге: там собираются коммерческие автомобили Peugeot, Citroen и Opel и легковые автомобили Citroen C4 Sedan и Peugeot 408.

  • Другие китайские марки (Chery и EXEED) хоть временно прекратили закупку автомобилей для России в феврале из-за нестабильности рубля, все-таки возобновили производство и на российском рынке остались. В России Chery торгует кроссоверами Tiggo 8 Pro, Tiggo 8, Tiggo 7 Pro и Tiggo 4. По данным АЕБ, в феврале было продано 2907 машин этой марки (+45%).

  • Еще один китайский бренд Dongfeng (не самый популярный на российском авторынке) продолжает продажи: даже увеличил стоимость своей единственной модели в России (кроссовера DFM 580) на 200 тыс. рублей.

  • Также прекращать поставки не стала китайская марка GAC Motor: в планах у компании в 2023 году завести на российский авторынок кроссовер GS8 второго поколения, помимо уже присутствующих в России внедорожников GS5 и GS8 и минивэна GN8.

  • Не собираются прекращать сотрудничество с Россией и Geely, и Haval. За февраль бренд Geely реализовал на 82% больше машин на российском рынке, чем за аналогичный период 2021 года, (2188 шт.).

Продажи китайских автомобилей и так росли последние несколько лет.

Рис. 17. Продажи китайских машин с 2018 по 2021 гг.

К тому же, продажи всех китайских брендов, которые присутствуют на российском авторынке, возросли в первые два месяца этого года. Лишь продажи Changan упали на 12%. В общей сложности за первые два месяца года реализация китайских авто выросла на 72% (в 2022 – 17 545, в 2021 — 10 203).

Рис. 18. Продажи популярных китайских марок в январе-феврале двух последних лет

Скорее всего, в 2022 году Китай займет еще большую долю российского авторынка.

Примечания

  1. Теория авто. рынка
  2. Первый автомобиль // История автомобилестроения
  3. История Ford // История автомобилестроения
  4. Бережливое производство. Именно кризис создает условия для новой технологии. // Независимая газета
  5. Five top-selling cars in the world. // Auto Express
  6. ТОР-50 мировых бестселлеров автомобилей. Toyota Corolla по-прежнему Королева. // Автостат
  7. Российский авторынок стал седьмым по величине в мире. // Автостат
  8. Автомобильный рынок России — анализ спроса и цен на легковые автомобили в 1997—2006 гг.
  9. Российский авторынок стал мировым рекордсменом по динамике роста // Автостат
  10. Global Automotive Executive Survey 2011 // KPMG
  11. Статистика российского рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2008-2011 гг.
  • Назад

  • Вперёд

Производство в РФ

Шинная промышленность – один из наиболее развитых сегментов мировой экономики. Основным драйвером развития рынка шин является рост парка автомобильного транспорта. За последние 10 лет парк транспортных средств в России вырос на 33%: с млн единиц в 2009 г. до млн штук в 2019 г. Это говорит о том, что рынок шин имеет меньшую волатильность в сравнении с автомобильным производством, так как шины необходимы как для производства новых автомобилей, так и для обслуживания существующего парка, соответственно, развитие рынка шин является более устойчивым и поступательным.

Всего российские заводы по итогам 2019 года произвели млн автомобильных шин, в том числе млн легковых. Общий объем производства шин в России в период 2015-2018 гг. рос со средним темпом 8% в год. В 2019 году этот тренд прервался со снижением объема производства на 11%, впервые за последние пять лет, столкнувшись со снижающимся спросом.

Объем рынка автомобильных шин в России с 2014г. вырос на 14% и по итогам 2019 г. составил млн шт. Около 50% российского рынка автомобильных шин приходится на внутреннее производство (в том числе иностранных производителей, локализованных в России) и, соответственно, 50% на рынке занимает импортируемая продукция. Одновременно также порядка 50% произведенных в России шин экспортируется.

Виды аренды автомобилей

Видов аренды автомобилей существует великое множество – в зависимости от длительности аренды, типа услуги и категории автомобиля. Например, по длительности аренды выделяют:

  • Долгосрочную (от 7 дней и больше). Чем больше срок аренды, тем ниже цена. Размер скидки при аренде на месяц и более может составлять до 50% от стандартного тарифа;
  • Краткосрочную (1 – 3 дня). Такая аренда особенно востребована на выходные или на время ремонта собственного автомобиля;
  • Поминутную (каршеринг). При поминутной тарификации клиент платит только за фактическое время пользования автомобилем. Специальные каршеринг-сервисы с успехом работают в Москве, Петербурге и Сочи.

В зависимости от типа транспортного средства можно выделить стандартную аренду легковых автомобилей или эксклюзивную аренду (лимузины, кабриолеты, автомобили класса «Люкс» или ретро-автомобили). На практике арендовать можно любое транспортное средство: автобус, прицеп, грузовик, автокемпер и т.д.

По типу услуги выделяют аренду с водителем и без него. Аренда без водителя предоставляет полную свободу передвижения. Она подходит опытным водителям, уверенно чувствующим себя за рулем и часто путешествующим. Аренда с водителем закономерно обходится дороже по сравнению с предыдущей услугой. Здесь чаще всего предлагаются автомобили высокого класса, ответственность за сохранность которых несет профессиональный водитель. К этому же виду можно отнести трансферы – перевозки из одного заранее оговоренного пункта (вокзала, аэропорта) в другой (например, отель).

По виду финансовой составляющей выделяют лизинг и аренду с выкупом. При аренде с выкупом регулярные платежи уже включают в себя все сопутствующие расходы (ТО, страховку, ремонт и резину). По истечении срока действия договора аренды (через 1 – 2 года) автомобиль автоматически переходит в собственность клиента.

Влияние рекламы на пользователей

Говоря о видеорекламе в автомобильной тематике на YouTube, пользователи отмечают следующие черты, которые привлекают их в объявлениях:

По данным myTarget, в рекламе автотранспорта, автотоваров и услуг лидируют кроссплатформенные размещения. Агрегаторы предпочитают мобильные рекламные форматы.

Среди форматов в рекламе автотранспорта и автотоваров лидирует мультиформат. Агрегаторы чаще используют рекламу в ленте соцсетей, в основном это нативное видео для продвижения мобильных приложений.

По данным Яндекса и Calltouch, перед звонком в отдел продаж пользователи вводят в поисковик около 17 запросов, связанных с автомобильной тематикой. Чаще всего звонки поступали после запросов «дилер».

Самую высокую стоимость клика наблюдают по запросам дилерской и транзакционной тематики.

Больше всего поисковых запросов приходится на неделю до обращения в отдел продаж и неделю после него.

Чаще всего пользователи не знают бренда дилера, к которому хотят обратиться. С брендом знакома только пятая часть проанализированных пользователей, почти 40% ищут дилера по запросу «дилер ниссан», а не «ниссан дилерский центр X».

Статистика продаж авто в России по маркам

МАРКА ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ-ДЕКАБРЬ
2018 2017 % 2018 2017 %
LADA 35 407 32 580 9% 360 204 311 588 16%
KIA 18 081 13 211 37% 227 584 181 947 25%
Hyundai 15 075 14 977 1% 178 269 157 858 13%
Toyota’ 12 266 10 885 13% 108 492 94 238 15%
VW 11 179 10 366 8% 106 056 89 469 19%
ГАЗ (LCV) 8 454 6 713 26% 60 677 58 617 4%
Nissan 8 337 8 499 -2% 80 925 76 000 6%
Skoda 8 184 6 005 36% 81 459 62 302 31%
Renault* 8 097 14 555 -44% 137 062 136 682 0%
Ford 5 746 5 705 1% 53 234 50 360 6%
УАЗ* 5 642 4 623 22% 41 252 41 632 -1%
Mitsubishi 5 532 3 706 49% 45391 24 325 87%
Mazda 3 640 3 053 19% 31 683 25 910 22%
Chevrolet 3 617 3 475 4% 30 021 32 071 -6%
Mercedes-Benz 3 362 3153 7% 37 788 36 808 3%
BMW 3107 2 791 11% 35 619 30 018 19%
Datsun 2 503 2 854 -12% 20 559 24 510 -16%
Lexus 2 481 2 711 -8% 24 312 23 693 3%
Audi 1 721 1 452 19% 16 216 16 878 -4%
Lifan 1 320 2 120 -38% 15 097 16 964 -11%
Land Rover 1 039 791 31% 9 840 8 883 11%
Subaru 1 006 801 26% 8 032 6 080 32%
Volvo 918 1077 -15% 7 772 7 011 11%
Volkswagen (LCV) 884 830 7% 7 689 6 990 10%
Suzuki 713 786 -9% 6 016 5 001 20%
Geely 639 193 231% 3 352 2 234 50%
Chery 624 609 2% 5 611 5 905 -5%
Honda 587 533 10% 5 113 2 435 110%
Mercedes-Benz (LCV) 575 801 -28% 6 345 6 504 -2%
Porsche 575 594 -3% 5 118 4 578 12%
Haval 557 201 177% 3 213 1 894 70%
Peugeot* 426 600 -29% 5 514 4 931 12%
Zotye 381 191 99% 3 175 1 088 192%
Citroen 364 437 -17% 3 710 4 377 -15%
Infiniti 307 404 -24% 4 654 4 972 -6%
Jaguar 293 157 87% 2 537 2 173 17%
Jeep 230 92 150% 1 773 1 274 39%
Genesis 205 107 92% 1 831 1 031 78%
MINI 200 139 44% 2 330 1 580 47%
Cadillac 178 124 44% 1 176 1 365 -14%
DFM 165 197 -16% 1 445 913 58%
FIAT* 153 268 -43% 1 135 2 323 -51%
Isuzu* 133 98 36% 809 736 10%
FAW 109 44 148% 1 417 553 156%
Iveco* 71 82 -13% 547 469 17%
Foton* 37 72 -49% 362 534 -32%
smart 26 82 -68% 689 934 -26%
HTM 23 2 1050% 144 99 45%
SsangYong 21 7 200% 142 123 15%
Brilliance 18 26 -31% 171 219 -22%
Hyundai (LCV) 14 261 69 278%
Changan 13 133 -90% 1510 1411 7%
Chrysler 5 1 400% 74 9 722%
Ravon 2100 5184 15 078 -66%
BAW 91
ИТОГО 175 240 166 013 5,6% 1 800 591 1 595 737 12,8%

Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. КОМ.АВТ

Инвестиционные проекты в отрасли

По данным Цифровой платформы «Инвестиционные проекты России», в сфере производства автомобильных шин по состоянию на апрель 2020 года, в активной стадии находится 2 проекта, введены в эксплуатацию с 2015 года – 5.

Наиболее крупные инвестиционные проекты в отрасли автомобильных шин

Описание проекта

Инвестор

Местоположение

Объем инвестиций

Стадия проекта

Срок реализации

ООО «Глобал ЭКО» Кемеровская область млн руб. Предпроектныепроработки 2019-2021
ООО «Нижнекамскийзавод шин ЦМК» Республика Татарстан млн руб.

Предпроектныепроработки

2020-2022
ОАО «Белшина» Республика Беларусь млн руб.

Строительство

2019-2023

Объект и субъект

Объектом (товаром) автомобильного рынка является готовый автомобиль. Под готовым автомобилем подразумевается механическое транспортное средство, имеющее более двух колёс, способное к передвижению без внесения дополнительных изменений в его конструкцию. Товаром автомобильного рынка нельзя считать, например: мотоциклы, лодки и т. п., отдельные агрегаты автомобиля и запчасти. Автомобиль, как товар, должен удовлетворять нужды или потребности покупателей автомобильного рынка.

Субъекты автомобильного рынка:

  1. Представители спроса: домашние хозяйства (физические лица), а также коммерческие и государственные организации (юридические лица).
  2. Представители предложения: производители автомобилей (промышленные предприятия) и продавцы автомобилей (автомобильные дилеры). В силу отраслевой специфики, производители автомобилей в редких случаях реализуют товар напрямую конечному потребителю.
  3. Государство, в лице Правительства.

Обзор производителей

Крупнейшие российские предприятия шинной отрасли – это ОАО «Нижнекамскшина» и АО «Кордиант», а компании , , , , , –международные игроки, мировые лидеры шинного рынка, частично локализовавшие в России производство, и также продолжающие импортные поставки.

Наиболее крупными производителями шин для легковых автомобилей в России являются , «Нижнекамскшина» и Cordiant. На долю этих трех производителей приходится чуть менее 70% производства. В целом, если в сегменте шин для легковых автомобилей преимущественно представлены зарубежные компании, то шины для грузовых автомобилей и спецтехники производятся в основном российскими поставщиками: почти % производства приходится на «Нижнекамскшина», Cordiant и «Нортек».

Что произошло с ценами на рынке

Коронавирусная пандемия началась в 2020 году. Автопроизводители и прочие участники рынка научились жить в сложных условиях. Были нарушены логистические цепочки, контракты на поставку запчастей, повысились цены на услуги. Кроме того, работники предприятий массово болели коронавирусом.

Итог оказался неутешительным — к концу 2021 года новые автомобили подорожали на 30-35%. Рядовые потребители повернули голову в сторону рынка подержанных автомобилей, но до марта 2022 года новые авто также активно приобретались.

Март 2022 года лишь усугубил обстановку. И сейчас государство, промышленники и население столкнулись с целой плеядой проблем:

  • уход с российского и белорусского рынков западных автопроизводителей;
  • санкционная политика вынудила покинуть страны и производителей запасных частей;
  • остановка авиаперелётов привела к приостановлению поставок на конвейеры;
  • рост цен на энергоносители привел к удорожанию резины, аккумуляторов, моторных масел и аксессуаров для транспорта;
  • автомобили и запасные части приобретаются за доллары, закупочные цены возросли практически вдвое.

Многие промышленные гиганты остановили конвейеры, поставки приостановлены — вот почему подорожали машины. Однако есть и позитивные моменты — Россия производит автомобили самостоятельно. Азиатские партнеры также устремили взгляды на рынок нашей страны.

Проценты по кредитам

Россияне активно приобретали машины в кредиты. Принцип «хочу не хуже, чем у соседа» отлично срабатывал последние годы, и число кредитных сделок только увеличивалось. Март полностью изменил политику банков в отношении автомобилей. Виной этому следующие причины:

  • автомобили стали дефицитным товаром;
  • западные автопроизводители имеют собственные банки, которые покинули рынок вслед за материнскими компаниями.

Таким образом, в середине марта половина банков прекратила выдавать автокредиты. Оставшиеся игроки предоставляют кредитные программы под 20-25%, что близко к тому, на сколько подорожали автомобили некоторых марок. Такая ставка считается заградительной и отталкивает клиентов.

Примерно 20% клиентов находили кредитные предложения через рекламу в интернете. Сейчас Google приостановил продажу рекламы в России, поэтому автолюбители будут получать меньше информации о новых предложениях. В 2022 году 30% потенциальных получателей кредита откажутся от покупки в долг.

Сейчас банки опасаются роста цен и ставок — выданный сегодня кредит может принести лишь убытки, если через год цена на автомобиль снова удвоится. Именно поэтому банки ставят кредиты на паузу.

Кроме того, отменяются многие льготные программы, скидки и подарки — автосалоны исключили щедрые предложения. Они увеличили наценки на дополнительное оборудование и техническое обслуживание.

Дефицит нового транспорта

Начиная с марта текущего года продажи новых автомобилей упали более, чем вдвое. В мае и вовсе был поставлен антирекорд по снижению продаж – в том месяце они рухнули на 84%. А недавно мы писали, что в июле было продано на 75% машин меньше, чем годом ранее. Ознакомиться с динамикой продаж новых автомобилей в России вы можете с помощью информационных таблиц, разработанных экспертом страхового рынка Максимом Черновым. Инфографика доступна на нашем ресурсе абсолютно бесплатно.

Во многом такая ситуация сложилась из-за ухода части автопроизводителей из России. Они закрыли местные заводы или продали их российским предпринимателям, а также прекратили поставки нового транспорта в РФ. Однако на снижение продаж повлиял не только уход части автоконцернов, но и экономическая ситуация в стране. Россияне беспокоятся о своём финансовом положении и отказывают себе в крупных покупках. Тем более из-за известных всем событий цены стали расти не только на авто, но и на товары первой необходимости.

Ещё одной причиной снижения продаж стала практически полная остановка кредитования. В конце февраля текущего года Центробанк России экстренно повысил ключевую ставку до 20%. В связи с этим брать кредиты стало крайне невыгодно, а возможность приобрести машину из личных средств есть далеко не у всех.

В итоге единственные автомобили, которые продолжают время от времени показывать положительные результаты продаж – это машины китайского производства (Chery, Haval и др.) Автопроизводители из Поднебесной продолжают поставлять транспорт в страну, однако их продажи не столь велики, чтобы изменить ситуацию. Тем временем лидером продаж по-прежнему остаются автомобили марки Lada. Также некоторым спросом по-прежнему пользуются машины Kia.

Динамика продаж по автомобильным брендам

Массовый сегмент. Продажи выросли только у Exeed — плюс 251%. Аналитики связывают такой рост бренда с низкой прошлогодней базой.

Продажи автомобилей других марок снизились, а у некоторых — катастрофически снизились. В самом низу оказались популярные европейские и японские марки, а также отечественная LADA.

Премиальный сегмент. Продажи выросли только у Genesis — плюс 87%. Этот успех также связан с низкой прошлогодней базой. У остальных брендов катастрофа.

Рис.3. Динамика продаж по автомобильным брендам. Инфографика: Дмитрий Лавренёв

Несмотря на жесткое падение, лидером по количеству продаж осталась отечественная LADA. Продано 73164 автомобиля этой марки. Далее следуют корейские KIA (45003 штук) и Hyundai (37183 штук).

Среди отдельных моделей автомобилей мощный рост показал китайский Haval Jolion — плюс 635%. Наибольшее падение продаж у LADA Granta — минус 69%.

Рис.4. Лидеры и аутсайдеры по маркам и моделям. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

Как показывает себя рынок автострахования

Как мы уже рассказывали в других наших статьях в рубрике “Авто”, обязательное страхование автогражданской ответственности показывает рост сборов (+15% в первом полугодии 2022 года). Страховщикам удалось достичь этого благодаря существенному повышению тарифов на обязательную страховку. Из-за изменившихся цен на комплектующие стоимость восстановительного ремонта ТС значительно возросла. Страховые компании были вынуждены поднять цены на ОСАГО, чтобы сбалансировать сборы и выплаты. Некоторые СК стали продавать полис по верхней границе тарифного коридора. И даже так они заявляют о необходимости его дальнейшего расширения. Регулятор услышал это и объявил, что в ближайшем будущем расширит границы тарифного коридора ещё на 26%. Подробнее об этом читайте в нашей отдельной статье ЦБ планирует расширить тарифный коридор ОСАГО на 26%.

А вот ситуация с КАСКО не такая однозначная. Чаще всего данный полис приобретают на кредитные автомобили. Учитывая, что кредиты были в подвешенном состоянии на протяжении нескольких месяцев, рынок добровольного автострахования стал падать. Кроме того, многие предпочли отказаться от пролонгации страховки из-за возросшей стоимости авто и комплектующих. После начала спецоперации страховщики также предлагали клиентам доплатить за имеющуюся страховку, чтобы увеличить страховую сумму. В противном случае выплаты могло бы не хватить для полноценного ремонта.

Страховые компании также посчитали, что нынешняя кризисная ситуация повлияет на уровень преступности. Так, например, ожидалось увеличение количества угонов с целью последующей разборки автомобилей на запчасти. Риск угона можно застраховать только по полису Каско, однако для многих это оказалось слишком дорого. В результате страховщики начали предлагать полисы добровольного автострахования с усечённым количеством рисков. Зачастую покрытие по таким договорам распространялось исключительно на угоны. Страховые компании заявили, что подобные полисы пользуются хорошим спросом. Однако, как ранее сообщили в МВД, ситуация с угонами не стала хуже – увеличения количества подобных преступлений не наблюдается.

Вероятнее всего ситуация так и останется спорной до конца 2022 года. Все будет зависеть от геополитической ситуации. Остаётся надеяться, что ситуация начнет исправляться в 2023 году.

Страхование вчера, сегодня и завтра. Оставайтесь с нами и будьте в гуще событий рынка автострахования на информационно-аналитическом ресурсе Calmins.com!

NEO-волонтер Сергей Н.

Calmins.com

Сдерживающие факторы развития рынка автопроката в России

Как мы уже говорили выше, рынок аренды автомобилей в России до сих пор имеет большой потенциал развития. Большинство прокатных компаний сосредоточено в городах-миллионниках и в крупных туристических центрах. Низкая информированность о данной услуге и отсутствие общей культуры проката являются основными сдерживающими факторами. Низкая конкуренция и невысокий спрос на аренду автомобилей позволяет прокатчикам удерживать достаточно высокие тарифы. Еще два года назад, до кризиса, Россия была самой дорогой европейской страной для желающих арендовать автомобиль. Средняя стоимость аренды тогда составляла 133 доллара в сутки, почти в полтора раза выше, чем в Великобритании (79 долларов). Но даже сейчас стоимость аренды автомобиля остается достаточно высокой на фоне падения уровня доходов россиян. А доля иностранцев, берущих напрокат машины, не превышает 10% даже в «раскрученных» туристических регионах.

Еще одним негативным фактором является взаимное (и небезосновательное) недоверие прокатчиков и арендаторов. С одной стороны, клиенты опасаются непрозрачных условий и завышенных штрафов в договорах аренды, а техническое состояние автопарка оставляет желать лучшего. Прокатные компании, в свою очередь, говорят о ненадежности заказчиков, высоком проценте угонов арендованных автомобилей или хищениях с них запчастей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *