Немецкие автомобили второй мировой войны. война моторов:автомобили второй мировой

Легкие стандартизованные кюбельвагены


Для замены разношерстных заднеприводных «кюбельвагенов» многочисленных немецких изготовителей в 1934 году руководство военно-автомобильной отраслью Германии приняло решение о выпуске нового семейства «легких полноприводных стандартизированных легковых» автомобилей «Айнхайтс» (Leichter Einheits Gelandegangiger Personenkraftwagen или le.gl.Einheits-PKW) оригинальной конструкции с серийными агрегатами. Это позволяло сократить расходы на разработку, организацию производства и обслуживания более сложной и дорогой автотехники. Головным разработчиком была назначена сравнительно …

Читать дальше

Герои с топором

Бывали удивительные случаи, когда одному советскому солдату удавалось выстоять против целого немецкого подразделения. Так, 13 июля 1941 года рядовой пулеметной роты Дмитрий Овчаренко ехал на телеге с боеприпасами. Вдруг он увидел, что прямо навстречу ему движется немецкий отряд: пятьдесят автоматчиков, два офицера и грузовик с мотоциклом. Советскому солдату велели сдаваться и повели на допрос к одному из офицеров. Но Овчаренко неожиданно схватил лежавший рядом топор и отрубил фашисту голову. Пока немцы оправлялись от шока, Дмитрий схватил гранаты, принадлежавшие убитому немцу, и принялся бросать их в грузовик. После этого он, вместо того чтобы бежать, воспользовался неразберихой и стал махать направо и налево топором. Окружающие в ужасе обратились в бегство. А Овчаренко еще и пустился вдогонку за вторым офицером и умудрился тоже отрубить ему голову. Оставшись один на «поле боя», он собрал все имевшееся там оружие, бумаги, не забыл прихватить офицерские планшеты с секретными документами и картами местности и доставил все это в штаб. Его удивительной истории командование поверило только после того, как собственными глазами увидело место происшествия. За свой подвиг Дмитрий Овчаренко был представлен к званию Героя Советского Союза.

Был и еще один интересный эпизод. В августе 1941 года часть, где служил красноармеец Иван Середа, стояла неподалеку от Даугавпилса. Как-то Середа остался дежурить по полевой кухне. Вдруг он услышал характерные звуки и увидел приближающийся немецкий танк. При себе у солдата были лишь незаряженная винтовка и топор. Оставалось надеяться только на собственную смекалку и везение. Красноармеец спрятался за деревом и стал наблюдать за танком. Конечно, вскоре немцы заметили развернутую на поляне полевую кухню и остановили танк. Как только они вылезли из машины, повар выскочил из-за дерева и бросился к фашистам, с грозным видом размахивая оружием – винтовкой и топором. Эта атака так напугала гитлеровцев, что те мигом запрыгнули обратно. Видимо, решили, что поблизости находится еще целая рота советских солдат.

Между тем Иван взобрался на вражеский танк и принялся бить по крыше топором. Немцы попытались отстреливаться из пулемета, но Середа просто ударил по дулу пулемета тем же топором, и оно согнулось. Кроме того, он принялся громко кричать, якобы вызывая подкрепление. Это привело к тому, что враги сдались, вылезли из танка и под прицелом винтовки покорно отправились в ту сторону, где находились в это время товарищи Середы. Так фашисты были взяты в плен.

Военные грузовики Германии во время Второй мировой войны.

Вторая мировая война была глобальной и продолжалась с 1939 по 1945 год. На протяжении этих лет основой военной логистики была обычная лошадь. Так, пехотные роты снабжались боеприпасами, которые привозили с помощью лошадей. На более высоком уровне снабжения (батальон, полк, дивизия) армия Германии и Красная Армия использовали грузовики. Грузовики играли жизненно важную роль в транспортировке войск, поддерживая линии снабжения и служа в качестве пожарных машин. 

В отличие от нашей страны в Германии на момент начала Великой Отечественной войны была развита автомобильная промышленность. Например, уже в 1920-х годах там было много компаний, которые производили 3-тонные грузовые автомобили. В итоге Вермахт не имел нехватки грузовой техники. Например, при нападении на Францию армия Германии получила множество 10-тонных грузовиков.

К счастью, в СССР не было немецких автобанов. Так что многие модели грузовиков, которые использовались во время войны в Европе, нельзя было применять на нашей территории. Это Россия – давай, до свидания!

К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии находилось на вооружении 272,6 тыс. машин, в том числе 257,8 тыс. грузовых автомобилей и спецгрузовиков, из которых подавляющее большинство автомобилей были марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. 

У Вермахта было полмиллиона машин. И это были хорошие грузовики, в том числе внедорожные. В 1941 году в Германии было произведено 333 тысячи автомобилей, в оккупированных странах – 268 тысяч, а союзниками Третьего рейха было выпущено еще 75 тысяч автомобилей.

Мы собрали для вас самые интересные немецкие грузовики, которые использовались армией Германии во время Второй мировой войны.

Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!


Это ГАЗ-55. На самом деле он не имеет ничего общего с «неотложкой» Эдика из «Кавказской пленницы» Знаменитая фраза из не менее знаменитого фильма сказана водителем Эдиком, когда в очередной раз заглохла его «санитарка». Многие считают, что в кино показан один из последних автомобилей ГАЗ-55, который в годы войны служил основным санитарным автомобилем. На самом деле киношная версия машины имела мало общего с прототипом, а ГАЗ в свои годы хорошо потрудился на фронтовых дорогах.

«Санитарка» ГАЗ-55 изготавливалась на базе полуторки. От неё был двигатель, трансмиссия и ходовая часть. Но кузов, как и сам автомобиль в целом, собирали не на основном конвейере, а на автобусном филиале ГАЗа.

Ещё в 30-х годах стало понятно, что грузовые автомобили малопригодны для эвакуации раненых с поля боя. Из-за сильной тряски люди порой не доживали до оказания помощи. Поэтому на ГАЗе была создана санитарная модель, в ходовой части которой использовались длинные малолистовые рессоры, обеспечивающие мягкий ход по разбитой дороге. ГАЗ-55, получивший прозвище «фронтовая неотложка», был основным санитарным автомобилем во время Великой Отечественной.

Гусеничные тягачи на колёсах

К тому времени инженеры уже поняли, что гусеничное шасси позволяет добиться огромной проходимости в условиях жесткого бездорожья, что для военной машины является лучшей характеристикой. Вот только гусеничный тягач крайне неудобен, как минимум, он имеет существенные ограничения в скорости. Поэтому конструкторам пришла в голову идея создать смешанное шасси. Таким был, к примеру, тягач V377 из Чехословакии. Он передвигался на гусеницах, а по бокам у него находились колёса, опускаемые при необходимости вниз.

Гусенично-колёсные тягачи выполняли роль грузового транспорта, доставляя продовольствие и боеприпасы. Некоторые модификации использовались как платформа для установки артиллерийских орудий, например, тягач ADMK от компании Austro-Daimler. Он оснащался мотором 20 лошадиных сил, а конструкция его была очень простой – задние колёса поднимались вверх и тягач ехал на гусеницах. Скорость его составляла 45 км/ч и 15 км/ч соответственно.

Крайне необычным шасси оснащались, в том числе и бронемашины. Швейцарская компания Saurer в период с 1936 по 1942 гг. выпускала броневик RR7/2. По указанию Вермахта колёсно-гусеничную машину приняли на вооружение, а всего было выпущено 160 экземпляров.

После многочисленных экспериментов с изменяемым шасси инженеры пришли к выводу, что гораздо проще, быстрее и дешевле выпускать обычные гусеничные бронетранспортёры. От них было больше пользы и меньше проблем в эксплуатации. Вероятно, самым известным «родственником» колёсно-гусеничных армейских машин является броневик Sd.Kfz. 251, производство которого стартовало ещё в 1939 году.

Чёрный ворон


— Легендарная эмка — ГАЗ-М1, самый массовый легковой автомобиль СССР в 30-40-х годах Основной легковой автомобиль военных лет имел немного подпорченную репутацию. Во время массовых репрессий в 1937-1938 годах НКВД использовали ГАЗ-М1 для арестов «врагов народа». Тогда он и получил прозвище «чёрный ворон». Цвет автомобилей, к слову, тоже был преимущественно чёрный. Но во время войны про эту страницу биографии забыли, и автомобиль служил во всех сферах жизни. В те годы эмка, как её называли в народе, служила основной штабной машиной. Её любили и ценили, упоминали в стихах и песнях. В стихотворении «Корреспондентская песня» Константина Симонова, написанном в 1943 году, есть такие строки:

Но на эмке драной И с одним наганом Мы первыми въезжали в города.

Кстати, даже немцы, знавшие толк в армейских автомобилях, нередко использовали трофейные ГАЗ-М1. А ещё эмка послужила основой первого в мире полноприводного автомобиля с закрытым кузовом — ГАЗ-61.

Выходила на берег Катюша


Систему залпового огня иногда ставили и на двухосное шасси, например, как на показанном на снимке Chevrolet G7107 Это оружие наводило ужас на немцев. Они охотились за ним, но фашистам за годы войны так и не удалось захватить ни одного экземпляра оружия, чтобы изучить, что это за установка.

Первое боевое крещение оружие получило уже в начале войны 14 июля 1941 года. Тогда по захваченному немцами городу Рудня был дан первый в мире залп реактивной артиллерии. Согласно наиболее распространённой легенде, тогда и родилось народное название оружия. Залп был сделан с высокой крутой горы, что очень хорошо ассоциировалось со строкой песни. После применения оружия кто-то из солдат запел популярную тогда песню:

Катюша — легендарное оружие, с помощью которого было выиграно немало сражений в Великой Отечественной войне. А появилось оно очень своевременно. Буквально 17 июня 1941 года на военном полигоне под Москвой руководству страны были продемонстрированы возможности залповой установки реактивного огня. А за несколько часов до начала войны, 21 июня, вышел приказ о серийном производстве установок. И через три недели — первое боевое крещение.


А это катюша на шасси ЗИС-6

Первым и основным носителем катюши стал ЗИС-6, трёхосный грузовик, созданный на базе «Захара», т. е. ЗИС-5. Четырёхтонный автомобиль с колёсной формулой 6×4 имел отличную проходимость. Однако осенью 1941 года, когда немецкие войска подходили к Москве, часть оборудования завода ЗИС пришлось эвакуировать из столицы на восток СССР. Поэтому производство ЗИС-6 было прекращено.


Но чаще всего для «катюш» использовали шасси Studebaker US6

В дальнейшем систему залпового огня устанавливали на другие машины, в основном на американские и английские полноприводные шасси, среди которых наиболее часто использовалось шасси Studebaker US6.

СУ-152 — охотник на немецкий зверинец

К середине войны стало ясно, что войскам не хватает гаубицы, которая могла бы передвигаться своим ходом, таким образом быть более мобильной и поддерживать танки и пехоту в атаке. Поэтому на базе танка КВ-1с советские инженеры создали самоходную установку СУ-152, с огромной 152 мм пушкой, которая могла стрелять как навесом, так и прямой наводкой.

Попутно выяснилось, что эта чудовищная машина очень неплохо справляется с недавно появившимися у немцев тяжелыми танками «Тигр» и средними «Пантера», а при удачных обстоятельствах она может побороться даже с немецкой самоходкой «Фердинанд» (она же «Элефант»), ну а уж более слабые танки СУ-152 просто превращала в кучу металлолома.

При этом довольно низкий силуэт позволял ей эффективно устраивать танковые засады. За особые успехи в боях с германским танковым зверинцем, СУ-152 была прозвана советскими солдатами «Зверобой». При этом самоходка часто использовалась при штурме укрепленных районов или городов, так как выстрелы ее чудовищной пушки успешно складывали здания как карточные домики.

А уж побед над танками противника было не счесть. Многие танковые асы советских войск отличились, воюя именно на этой машине. Например, экипаж майора Санковского за один день вывел из строя 10 вражеских танков, получив за этот подвиг два ордена Красного знамени.

Были в боевом пути этой машины и курьезные эпизоды. По словам танкиста Николая Константиновича Шишкина, в одном из боев он засек четыре немецких танка и подбил три, заставив последний ретироваться. Подъехав ближе, он к своему ужасу обнаружил, что расстрелял советские танки Т-34, и уже стал готовиться предстать перед трибуналом за уничтожение своих. Однако тут он увидел, что на танках нарисованы кресты, а значит это были захваченные немцами трофейные тридцатьчетверки.

СУ-152 отлично показала себя в боях, правда довольно скоро ее производство прекратили, заменив на еще более совершенную самоходку на базе тяжелого танка ИС-2, ИСУ-152, наследовавшую славное прозвище «Зверобой» от своей предшественницы.

Стрелковое оружие СССР Второй мировой войны

Стрелковая дивизия Красной Армии в канун Великой Отечественной войны представляла собой весьма грозную силу – около 14,5 тыс. человек. Основной вид стрелкового вооружения составляли винтовки и карабины – 10420 штук. Доля пистолет-пулеметов была незначительной – 1204. Станковых, ручных и зенитных пулеметов было соответственно 166, 392 и 33 единицы.

Дивизия имела свою артиллерию из 144 орудий и 66 минометов. Огневую мощь дополняли 16 танков, 13 бронемашин и солидный парк вспомогательной автотракторной техники.

Винтовки и карабины

Трехлинейка Мосина

Трехлинейка Мосина

Трехлинейка – идеальное оружие для вновь призванных солдат, а простота конструкции создавала огромные возможности для ее массового производства. Но как любое оружие, трехлинейка имела недостатки. Постоянно примкнутый штык в сочетании с длинным стволом (1670 мм) создавали неудобства при передвижении, особенно в лесистой местности. Серьезные нарекания вызывала рукоятка затвора при перезарядке.

После боя

На ее базе была создана снайперская винтовка и серия карабинов образца 1938 и 1944 года. Судьба отмерила трехлинейке долгий век (последняя трехлинейка была выпущена в 1965 г.), участие во многих войнах и астрономический «тираж» в 37 млн. экземпляров.

Снайпер с винтовкой Мосина (c оптическим прицелом ПЕ образца 1931 года)

СВТ-40

Прицельная дальность СВТ-40 — до 1 км. СВТ-40 с честью отвоевала на фронтах Великой Отечественной. Ее по достоинству оценили и наши противники. Исторический факт: захватив в начале войны богатые трофеи, среди которых было немало СВТ-40, немецкая армия… приняла ее на вооружение, а финны создали на базе СВТ-40 свою винтовку — ТаРаКо.

Советский снайпер с СВТ-40

Творческим развитием идей, реализованных в СВТ-40, стала автоматическая винтовка АВТ-40. От своей предшественницы она отличалась возможностью вести автоматическую стрельбу с темпом до 25 выстрелов в минуту. Недостатка АВТ-40 — низкая кучность стрельбы, сильное демаскирующее пламя и громкий звук в момент выстрела. В дальнейшем по мере массового поступления в войска автоматического оружия ее сняли с вооружения.

Пистолет-пулеметы

ППД-40

Рассчитанный на пистолетный патрон кал. 7,62 х 25 мм, ППД-40 имел внушительный боекомплект из 71 патрона, размещенном в магазине барабанного типа. Имея вес около 4 кг, он обеспечивал стрельбу со скоростью 800 выстрелов в минуту с эффективной дальностью до 200 метров. Однако уже через несколько месяцев после начала войны его сменил легендарный ППШ-41 кал. 7,62 х 25 мм.

ППШ-41

ППШ-41

Боец с ППШ-41

От своего предшественника – ППД-40, ППШ унаследовал барабанный магазин на 71 патрон. Чуть позже для него был разработан более простой и надежный секторный рожковый магазин на 35 патронов. Масса снаряженных автоматов (оба варианта) составляла соответственно 5,3 и 4,15 кг. Скорострельность ППШ-41 достигала 900 выстрелов в минуту с прицельной дальностью до 300 метров и с возможностью вести одиночную стрельбу.

Цех сборки ППШ-41

Для освоения ППШ-41 достаточно было нескольких занятий. Он легко разбирался на 5 частей, изготовленных методом штамповочно-сварной технологии, благодаря чему за годы войны советская оборонка выпустила около 5,5 млн. автоматов.

ППС-42

ППС-42

Сын полка с автоматом Судаева

ППС-42 был легче (вес 3,6 кг) и требовал в три раза меньше времени на изготовление. Однако, несмотря на вполне очевидные преимущества, массовым оружием он так и не стал, оставив пальму первенства ППШ-41.

Ручной пулемет ДП-27

К началу войны ручной пулемет ДП-27 (Дегтярев пехотный, кал 7.62мм) стоял на вооружении Красной Армии почти 15 лет, имея статус основного ручного пулемета пехотных частей. Его автоматика приводилась в действие энергией пороховых газов. Газовый регулятор надежно предохранял механизм от загрязнений и высоких температур.

ДП-27 мог вести только автоматический огонь, но даже новичку достаточно было нескольких дней для того, чтобы освоить стрельбу короткими очередями по 3-5 выстрелов. Боекомплект из 47 патронов размещался в дисковом магазине пулей к центру в один ряд. Сам магазин крепился сверху ствольной коробки. Масса неснаряженного пулемета составляла 8,5 кг. Снаряженный магазин увеличивал ее еще почти на 3 кг.

Пулеметный расчет ДП-27 в бою

Это было мощное оружие с прицельной дальностью 1,5 км и боевой скорострельностью до 150 выстрелов в минуту. В боевом положении пулемет опирался на сошки. На конце ствола навинчивался пламегаситель, значительно уменьшающий его демаскирующее действие. ДП-27 обслуживался стрелком и его помощником. Всего было выпущено около 800 тыс. пулеметов.

Mercedes-Benz L3000


Mercedes-Benz L3000S

Третий по массовости трехтонный грузовик вермахта — Mercedes-Benz L3000. В отличие от Opel Blitz он оснащался куда более экономичным дизельным двигателем мощностью 65-75 л.с. И это было единственным преимуществом мерседесовской трехтонки. L3000 проигрывал в главном: в надежности и ремонтопригодности.

Трехтысячную серию можно разделить на две основных модификации. Базовый заднеприводный L3000 (L3000S) и L3000A оборудованный передним ведущим мостом и понижающей передачей.

Выпускался Mercedes-Benz L3000 вплоть до 1944 года. Производство грузовика было прекращено после уничтожения завода Опель и Мерседес перешел на выпуск лицензионного Opel Blitz 3,6-36S. Такая модель обозначалась как Mercedes-Benz L701. Однако выпустить их успели совсем не много, в 1945 году их собрали 747 штук. Всего же Mercedes-Benz модели L3000 изготовили около 27 тысяч единиц.

Вездеход «Я-12»

Артиллерийский тягач непростой судьбы, созданный в сжатые сроки из микса импортных агрегатов. Своих к середине войны уже не хватало, особенно после того, как прекратилось производство моторов на «ЗИСе» из-за эвакуации предприятия.

Так что под новый тягач дизель, сцепления и трансмиссию закупили в Штатах и сели думать, как это всё скомпоновать с имеющимся шасси «Я-11». Придумали. Чертежи и техническая документация были готовы всего за две недели, после чего Ярославский завод запустил тягач в серию.

Он получился лёгким, но выносливым, тягал пушки массой до 8 тонн. И делал это быстро. На пересечённой местности «Я-12» двигался со средней скоростью 13 км/ч. Проходимость при этом страдала из-за пресловутого дефицита деталей. Своих траков не было, использовались танковые, которые пасовали перед грязью и голым льдом.

В войсках он прижился и стал достаточно массовым. Его производили и в первый послевоенный год, а общий тираж составил больше двух тысяч штук.

Также читайте: Что выбрать Rapid или Polo

Тяжелые стандартизованные кюбельвагены


В соответствии с планами Управления вооружений Сухопутных сил Вермахта в середине 1930-х годов началась разработка третьего семейства «тяжелых полноприводных стандартизированных автомобилей (Schwerer Einheits Gelandegangiger Personenkraftwagen, или s.gl.Еinhеits-РКW) легко узнаваемой внешности с массивным широким передком. По законам стандартизации их причислили к классу легковых автомобилей, хотя по форме и параметрам они не имели с ними почти ничего общего. Тяжелое семейство состояло из 12 унифицированных машин и шасси различного назначения с разными компоновками и …

Читать дальше

«Немцы просто не ожидали, что на их пути будут постоянно возникать свежие советские войска»

— Расскажите о том, как немецкие бомбардировщики пытались бомбить Москву уже начиная с июля 1941 года.

— Надо понимать, что Москва была на особом положении как столица СССР. Вокруг нее были собраны огромные силы ПВО. Большое количество средств ПВО сыграло свою роль и в обороне от немецких наземных частей, потому что зенитки активно использовались против танков. Москву защищали на очень высоком уровне. Она в то время уже была мощным аэродромным узлом, на котором базировалось очень много истребителей. Немцы, конечно, прорывались сквозь оборону группами самолетов и отдельными бомбардировщиками. До сих пор в Москве есть следы бомбардировок на отдельных улицах, если внимательно на них смотреть. Москву защищали особым образом, как и Ленинград или военно-морскую базу Кронштадт.

Также в Москве были специальные части, которые поднимали в воздух аэростаты со специальными устройствами для того, чтобы сбивать самолеты противника. Такие случаи были, когда самолеты падали от столкновения с аэростатными заграждениями.

Нельзя сказать, что бомбардировки немцев имели какие-то катастрофические последствия для Москвы. Были города, которые немцы просто сжигали с воздуха. Для городов поменьше налеты немецких бомбардировщиков зачастую были фатальными.

— Какова была расстановка сил перед битвой за Москву и в ее ходе?

— В конце сентября немцы начали знаменитую операцию «Тайфун». Они использовали большую часть своих танковых войск для битвы за Москву. Тут нужно снова сказать, что я против лобового сравнения численности войск, потому что первым же мощным ударом в начале октября немцы создали несколько «котлов», окружений наших войск, в которых погибло, по разным данным, до 1 млн солдат Красной Армии. Уже к 7—10 октября 1941 года немцы могли быстро продвигаться к Москве в пространстве, очень слабо защищаемом частями Красной Армией. Но тут и сами немцы совершают большую ошибку, и свою 3-ю танковую группу поворачивают на калининское направление. Значительная часть и других соединений отвлекается непосредственно от Москвы.

Первые бомбардировки Москвы. Фото timemislead.com

Для того чтобы затыкать многочисленные прорывы, которые образовывались после крушения советской обороны в начале октября, Красной Армии нужно было постоянно перебрасывать свои новые силы. Это была такая своеобразная гонка. Либо немцы займут очередной стратегически важный пункт на пути к Москве, либо наше командование успеет перебросить туда новую стрелковую дивизию с востока — с Дальнего Востока, из Сибири и Средней Азии. Знаменитая 316-я (Панфиловская) дивизия была сформирована как раз в Средней Азии, в Казахстане. В результате немцы просто не ожидали, что на их пути будут постоянно возникать свежие советские войска. Сравнивать здесь численность немецких и советских войск бессмысленно, потому что каждый день битвы это соотношение будет сильно варьироваться. И эти «голые» цифры ни о чем не будут говорить.

Главную роль играли стратегические ходы руководства армий, а не тактические успехи и неудачи

Хотя, повторюсь, важность тактики тоже нельзя забывать

— Какие книги вы посоветуете прочитать тем, кто интересуется историей Великой Отечественной войны?

— Здесь можно выделить категорию научно-популярной литературы о Великой Отечественной войне. Универсальными книгами о ней являются исследования Алексея Исаева. Но можно сказать, что сейчас в нашей стране идет так называемая «новая волна» историографии периода 1941—1945 годов, появляется очень много молодых авторов. С другой стороны, например, британский историк Энтони Бивор пишет очень много научно-популярных книг по событиям Второй мировой войны.

Если говорить об отдельных сражениях, то непревзойденным специалистом по Курской битве является Валерий Николаевич Замулин. Про Сталинград пишут Егор Кобяков, Артем Чунихин. Недавно Егор выпустил очень хорошую книгу «Неизвестный Сталинград», а Артем регулярно радует нас интересными статьями. Работают и другие отличные специалисты, всех их, к сожалению, невозможно перечислить в одном интервью.

Есть и классика о Второй мировой войне. Например, о высадке в Нормандии к этой категории относится книга Макса Хастингса «Операция Оверлорд». В общем, интересующимся военной историей всегда будет что почитать.

Матвей Антропов

Справка

Максим Фоменко — кандидат исторических наук, доцент кафедры стратегических коммуникаций факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. Исследователь сражений на калининском направлении в октябре — декабре 1941 года.

ОбществоИстория

Захар


ЗИС-5 уже послевоенный: с двумя фарами и железной кабиной Это был культовый автомобиль. «Захар», «Захар Иванович», «трёхтонка» — так любовно и уважительно в народе называли трёхтонку ЗИС-5. И было ведь за что! Несмотря на моноприводную трансмиссию, ЗИС-5 обладал феноменальной проходимостью. Конструкция была простой и очень надёжной. В автомобиле очень редко что-то ломалось даже на фронтовых дорогах.

На плечи «Захара» свалилась нелёгкая ноша: основная перевозка личного состава, доставка техники, боеприпасов, продовольствия и различных попутных грузов. Трёхтонка оснащалась бензиновой рядной «шестёркой» объёмом 5.5 л, которая переваривала любую жидкость, пахнущую бензином, и при этом заводилась при любом морозе. При полной загрузке в 3 тонны груза преодолевал бездорожье не хуже полноприводных машин даже во время весенней распутицы. Немалую роль в повышении проходимости играла… слабая рама! У неё не хватало жёсткости на кручение, из-за этого при наезде на препятствие она изгибалась, помогая автомобилю не только проехать неровность более мягко, но и обеспечивая контакт колёс с дорогой.

К началу войны на долю «Захара» приходилась половина всего военного автопарка Советского Союза. А в годы войны машину сделали упрощённой ради экономии времени и ресурсов. Кабина была из фанеры, отсутствовали передние тормоза, стояла всего одна фара спереди. Были, кстати, машины вообще без фар. В условиях дефицита сырья на каждом грузовике экономилось 124 кг металла.

О том, насколько ценили «Захара», говорит то, что во многих городах бывшего СССР установлены памятники этому автомобилю.

General Motors

Корпорация General Motors внесла наибольший вклад из всех автомобильных компаний США в производство продукции военного назначения. К примеру на долю GM приходилось 41% всех военных заказов среди автопроизводителей или 8% среди всех промышленных компаний.

Тем временем как и GM так и в других компаниях не забывали о патриотической пропаганде и активно выпускали новые автомобильные брошюры, активно рассказывая о том, что выпускается сейчас на заводах корпорации.

Cadillac

За годы войны на заводах Cadillac было произведено 5 тысяч танков M5 Stuart и его модификаций, 1,7 тысячи гаубиц M8 и 3,5 тысячи танков M24 Chaffee. Кроме того, компания Cadillac активно производила авиационные двигатели, а также запасные части к ним и двигатели V8 для различных видов бронетехники.

Pontiac

У Pontiac основной упор приходился на зенитное вооружение. Компания произвела 146 тысяч 20-мм орудий Oerlikon различных модификаций, 4,5 тысячи авиационных торпед Mark 13 и 155-мм снаряды. Также с марта 1944 начался выпуск стволов и других деталей к 40-мм пушкам Bofors.

Кроме того заводы Понтиак выпускали детали шасси для танков M5 Stuart и M24 Chaffee производства Cadillac. Блоки цилиндров, поршни, шатуны и головки блока цилиндров для Detroit Diesel.

Chevrolet

Фабрики Шевроле в целом работали по своему основному профилю — выпускали грузовики. Всего компания произвела 280 тысяч различных грузовых автомобилей, среди них 170 тысяч полноприводных. И это еще не учитывая грузовики GMC CCKW, которые также выпускались на заводах Chevrolet. Всего же корпорация General Motors произвела 854 тысячи грузовиков!

Помимо них, Шевроле также выпускала авиационные двигатели для истребителей, броневики Staghound, стволы зенитных орудий и различные беоприпасы.

Oldsmobile

Ныне уже несуществующая марка Oldsmobile, также внесла немалый вклад в производство военной продукции. Компания получила почетный флаг «Е» от ВС США, причем трижды. Этот флаг вручался за выдающуюся работу по исполнению военных заказов.

Заводы Oldsmobile занимались выпуском пушек калибром до 76 мм, а также снарядов калибром от 75 до 155 мм. Последних было произведено более 45 млн. единиц.

Willys MB

Культовый внедорожник, имя которого стало нарицательным: джип. Правда, не сразу. Внедорожник MB авторства американской фирмы Willys Overland параллельно производился на заводах компании Ford, где носил индекс GPW. Именно это «Джи Пи» со временем трансформировалось в «Джип».

А в Красной армии он был известен исключительно как «Виллис» и ценился за феноменальную вездеходность. Со своими легковыми полноприводными автомобилями у СССР было туго. Помимо вездеходности, славился «Виллис» и универсальностью. Он работал в разведке, развозил личный состав, тягал пушки, вывозил из-под обстрела раненых на специально оборудованных в салоне носилках.

Универсальность и проходимость оттеняли многочисленные недостатки автомобиля. Нежная американская техника плохо переносила советские ГСМ — низкооктановый бензин и «грязное» масло. При этом карбюраторный мотор поддавался починке даже в полевых условиях благодаря простоте конструкции.

Также читайте: Как выбрать внедорожник за 3 млн. рублей

ИС-2 «Кувалда Сталина»

ИС-2 является чуть ли не единственным советским танком, разработанным почти полностью во время войны, все остальные так или иначе начинали разрабатываться до войны или использовали наработки 30-х годов. После появления на полях сражений «Тигров» и «Пантер», для советского командования стало очевидно, что требуется срочно создать танк в качестве равноценного противовеса. Так появился сначала ИС-1 (название расшифровывается как Иосиф Сталин), почти сразу за ним ИС-2 или ИС-122 (122 — это калибр новой танковой пушки).

Чтобы защищаться от основных вражеских танковых и противотанковых пушек, «Кувалду Сталина» оснастили соответствующей броней и мощной 122 мм пушкой, которая на первичных испытаниях смогла сорвать башню с трофейной «Пантеры».

Танк приняли на вооружение в конце 1943 года, а в начале 1944 он поступил в войска. Поначалу из-за этой спешки он был недоработан и часто ломался, но после детальной проработки проблем, стал одним из самых неприхотливых и ремонтопригодных танков советской армии. Бывало, что подбитые ИС-2 буквально через несколько дней возвращались в строй, и это выгодно отличало их от капризных и сложных в ремонте немецких машин.

Были, конечно, и минусы — малая скорострельность и боезапас всего в 28 снарядов. Зато если танк попадал, он полностью оправдывал свое прозвище.

Например, во время Львовско-Сандомирской операции два ИС-2 из засады за два дня уничтожили 17 немецких танков и САУ, а на Сандомирском плацдарме танки ИС-2 подбили шесть «Королевских Тигров», самых совершенных боевых машин вермахта.

Особенно ИС-2 отличились при штурмах городов, где, как и СУ-152, их использовали для уничтожения захваченных противником зданий и для поддержки наступающей пехоты. По данным на 2007 год, пятнадцать ИС-2М, немного модифицированных после войны, все еще использовались как неподвижные огневые точки береговой обороны Кубы.

Чудовищно ревущие и извергающие огонь стальные звери, дети Второй мировой войны, защищали свою пехоту от других таких же хищников и без устали били противника. С тех пор прошло много лет, танковое производство модернизировалось, однако описанные выше машины навсегда вошли в историю как самые могучие титаны своего времени, созданные сумрачными гениями для того, чтобы наводить на врага ужас и «ПРЕВОЗМОГАТЬ»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *