«формула-1»: боевое прошлое и технологичное настоящее

Противоаварийные устройства

Меры безопасности, применяемые к болидам «Формулы-1», достаточно радикальны: кокпит оснащается специальными дугами, которые защищают гонщика от травм при переворачивании. Если машина осталась на колесах, но загорелась, то у него есть несколько секунд, чтобы снять рулевое колесо, отстегнуть ремни и покинуть машину. Комбинезон гонщика «Формулы-1» сделан по специальным технологиям, между слоями ткани проложен огнеупорный композит, который позволяет находиться в огне в течение 17 секунд и при этом не пострадать. При аварии на место происшествия немедленно прибывают бригада техников и служба неотложной медицинской помощи.

Устройство гоночного болида «Формула 1»

Информация о материале
Категория: Транспорт

Картинка кликабельна

Гоночный автомобиль «Формулы-1» получил свое название по особому рецепту топлива, которое в нем используется. У такого автомобиля двигатель намного мощнее, чем у обычной легковушки. Рост мощности достигается за счет увеличения объема двигателя, то есть полного объема камер сгорания в его цилиндрах.

Двигатель средней мощности для легкового автомобиля имеет объем не более 61 кубического дюйма. «Формула-1» может иметь в три раза больший объем двигателя и развивать мощность в 500 лошадиных сил (л.с), что вчетверо и даже впятеро превосходит мощность обычного легкового автомобиля.

Чтобы полнее использовать огромную мощность двигателя, корпуса гоночных автомобилей имеют специальную аэродинамическую форму, призванную обеспечить минимальное сопротивление воздуха. Шины их колес делаются сверхширокими — для лучшего сцепления с дорогой и, следовательно, более безопасного движения. Особая подвеска обеспечивает устойчивость и противодействует заносу автомобиля даже тогда, когда он совершает крутые виражи на большой скорости.

Гоночный автомобиль «Формула-1»

Автогонщику достаточно одного взгляда на приборный щиток в кабине, чтобы знать, какой в автомобиле запас топлива, температура воды, давление масла и другие параметры.

Сверхмощные дисковые тормоза из углеродного волокна (ниже) должны выдерживать огромную тепловую нагрузку при работе на гоночных скоростях.

Кузов для быстрой езды

Низкие, широкие корпуса гоночных автомобилей отлиты из легкого, но прочного углеродного волокна. Форма их кузова такова, что помогает автомобилю использовать воздушный поток, который образуется при высоких скоростях. Скошенный передний край (ниже, слева) и задние обтекатели — спойлеры заставляют воздух давить на автомобиль вниз и не дают ему оторваться от земли.

Шины гоночного болида

Шины должны соответствовать дорожным условиям. Шины гоночных автомобилей шире обычных и могут быть почти гладкими — для сухих треков. Или иметь специальный протектор на случай дождя.

Двигатель гоночного болида

Чтобы двигатель был одновременно мощным и экономичным, в гоночных машинах на него устанавливают (рисунок ниже) компьютерную систему впрыска топлива и электронные регуляторы частоты вращения двигателя, температуры воды и масла и других важных параметров.

Десять цилиндров придают мощность этому специальному двигателю, предназначенному для гоночных автомобилей.

Гоночный автомобиль «Формулы-1» (на верхнем рисунке) мчится намного живее легкового автомобиля и выделяет куда больше тепла. Чтобы снять избыточное тепло, радиатор автомобиля охлаждается воздушным потоком (рисунок ниже), когда гоночная машина с ревом мчится по треку со скоростью, близкой к 180 миль в час.

Особая подвеска гоночной машины

Подвеска гоночных автомобилей должна обеспечивать надежное сцепление колес с дорожным полотном на поворотах при большой скорости.

Глава третья: «Формула СССР»

С 1960 года в группах чемпионата СССР по кольцевым гонкам появился класс «Формула-1». Сразу скажем, что он не имел ничего общего с мировой F1, кроме объема двигателя в два с половиной литра.

Однако эти гонки действительно назывались «Формула-1», только проходили в национальном масштабе. В народе получили название «Формула СССР». Первым чемпионом стал Валерий Шахвердов на автомобиле «ГА-22» с двигателем ГАЗ-21. На фото Валерий в 1957 году со своим гоночным автомобилем «ГА-20».

Для сравнения: двигатель едва дотягивал до 100 л.с. в то время как чемпионский Cooper-Climax в мировой «Формуле-1» выдавал аж 240 л.с. И все же советские конструкторы не сдавались: первые серьезные попытки пробиться в мировую F1 случились в 1963 году.

Инженеры завода АЗЛК начали разработку гоночного болида с мотором «Восток-С360» и пятиступенчатой коробкой передач. Автомобиль получил название «Москвич-ГД1».

Увы, когда автомобиль готовы были пускать в производство, технический регламент мировой «Формулы-1» в очередной раз поменялся, и оказалось, что готовый ГД1 уже не дотягивает до мировых стандартов, а новые испытания СССР не позволили сделать в связи с нецелесообразностью.

Следующей яркой попыткой попасть в мировую «Формулу-1» стали как раз гоночные болиды «Эстония». Свой бум они переживали в семидесятых и восьмидесятых годах. Модели «Эстония-18» и «Эстония-19» не дотягивали до уровня мировой F1, хотя были близки к мировой «Формуле-2». А вот настоящей революцией стал болид «Эстония-21».

Дело в том, что данная машина стала первой в СССР, на которой получилось добиться «граунд-эффекта» по аналогии с мировой «Формулой-1», в частности, командой-чемпионом Lotus 1978 года от легендарного Колина Чепмена. У болида были оригинальная подвеска, рулевое управление, дисковые тормоза, двигатель «ВАЗ» объемом 1.6 литра и коробка передач на основе «ЗАЗ-968». К тому же удалось повторить концепцию «двойной подвески».

Увы, дефицит информации о мировой «Формуле-1» так и не позволил СССР создать конкурентоспособный болид, а «железный занавес» не позволял договориться о проведении Королевских гонок. Эстония как одна из самых западных стран СССР, черпала информацию из Финляндии и Европы, делилась с Россией, Украиной и другими ССР, однако отечественные специалисты все же не смогли достигнуть нужного уровня. Зато посмотрите, каким крутым был экспериментальный болид «ХАДИ-13Э».

Можно прямо сейчас бить рекорды скорости.

Отметим, что наши раллийные машины были востребованы в Европе, например, «ВАЗ-2105ВФТС», который производился в Литве. 2 октября 1982 года эта машина получила омологацию FIA и участвовала на Ралли Великобритании в рамках чемпионата по ралли в группе B.

И отдельно упомянем «Лада-2108 ЭВА», построенную в 1986 году для гонок в ралли, но так и не принявшую участие в боевых заездах. Дело в том, что группа B была аннулирована, и машине не нашлось места среди участников.

В СССР любили автоспорт, однако необходимость быть лучшими на мировой спортивной арене играла и злую шутку: руководство страны требовало наивысших результатов в самые короткие сроки, и инженеры строили достойные машины, однако им не хватало гоночной практики и доступа к лучшим болидам современности.

В конце концов, даже Toyota в нулевых годах XXI века не смогли ничего добиться в «Формуле-1» с их опытом и знаниями, а советские инженеры, разумеется, просто не могли без базовой информации совершить чудо, чтобы воспроизвести конкурентную машину за несколько лет на уровне Ferrari или McLaren.

К тому же автоспорт оставался дорогостоящим проектом, а в СССР на первом месте находились благосостояние и безопасность граждан, а также развитие производства (в том числе атомной энергетики) для обеспечения бесперебойной жизни всей огромной страны. Приоритеты были расставлены однозначно.

И все же с восьмидесятых годов Россия начала делать первые шаги в сторону мирового автоспорта и «Формулы-1». Каким же образом наша страна пыталась привезти Королевские гонки?

Ligier JS5 — 1976 год

По мере развития автоспорта и «Формулы-1», специалисты продвигались в своих инженерных поисках все дальше. Расцвет наступил с середины семидесятых годов XX века и продлился до начала восьмидесятых, аккурат тогда, когда оригинальные идеи, связанные с прижимной силой и «граунд-эффектом», возникали сплошь и рядом — при этом FIA взялись за строгий регламент лишь с 1981 года, когда был подписан первый Договор согласия. Команды и инженеры получили огромное поле деятельности для внедрения уникальных идей.

Еще один представитель того поколения — «смурф» Ligier JS5. Главной особенностью стал огромный воздушный короб сзади, призванный охладить мощный двигатель. Машину мгновенно прозвали «чайником» из-за ее схожести с известным бытовым прибором. При этом шасси располагалось на длинной колесной базе, и подобное решение, призванное заменить боковые воздухозаборники, сильно влияло на размещение центра тяжести болида, а это влекло за собой проблемы с прижимной силой.

Болид был запрещен летом 1976 года, и следующая конфигурация JS5 выглядела уже менее зрелищно. Отметим, что «смурф» даже заехал на один подиум — Гран-при Бельгии 1976.

Brabham BT46 — 1978

Болид команды Brabham BT46 был подготовлен к Гран-при Швеции 1978 для того, чтобы бороться с доминирующими болидами Lotus.

В народе — болид-пылесос. Он же «вентилятор». Он же «Карлссон, который живет на «Формуле-1». На корме болида был установлен… самый настоящий огромный вентилятор, призванный высасывать воздух из-под днища машины для того, чтобы она максимально прижималась к асфальту, генерируя прижимную силу. Официальной причиной этому было заявлено «охлаждение двигателя», однако у организаторов сразу возникли вопросы к такой машине.

Ники Лауда, перешедший в Brabham из Ferrari, провел всего одну гонку за рулем автомобиля, одержав победу с огромным преимуществом. Все соперники сразу же подали протест, и «машину-вентилятор» запретили. Впрочем, это все равно уникальный прецедент: Brabham BT46 остается единственным болидом «Формулы-1» в истории, процент побед которого в гонках составляет 100%.

Болид «Формулы-1»: характеристики

Ниже приведены основные технические данные гоночной машины:

  • Двигатель. Рекомендуемая мощность — 750-770 л. с. при объеме до 3,0 литра, число цилиндров — 10, расположение V-образное.
  • Шасси — длина 4,8 метра, ширина — не более 1,8 метра, высота — не более 525 миллиметров.
  • Минимальный вес болида «Формулы-1» вместе с гонщиком — 702 килограмма.
  • Тормозная система — гидравлическая, высокого давления, любые усилители, а также применение антиблокировочных механизмов запрещены.
  • Электроника — применение ограничено с целью придания большей функциональности гонщику. Электронные средства используются только для телеметрии — передачи контрольных данных о состоянии всех систем болида, находящегося на трассе, информация поступает на мониторы в инженерном секторе команды. Обратная связь по телеметрическим каналам запрещена.
  • Шины — допускаются резиновые, полиэстеровые и нейлоновые. Чем мягче протектор, тем лучше его сцепление с дорогой, но тем быстрее он изнашивается. Гонщики стараются не злоупотреблять мягкой резиной, так как может сложиться ситуация, когда придется использовать дополнительный пит-стоп, а заезд для смены покрышек — это потерянное время.
  • Горючее — болид «Формулы-1» заправляется обычным высокооктановым бензином АИ-98 тройной очистки. В баки попадает уже кристально чистое горючее, и все-таки бывают случаи, когда мотор глохнет. Также нередки случаи возгорания двигателя.
  • Скорость болида. Максимально допустимая — 363 км/час, в соответствии с техническим регламентом FIA.
  • Управление. Штурвал болида «Формулы-1» — это сложное устройство, связанное с реечным поворотным механизмом высокой чувствительности. С рулевого колеса также передаются команды на трансмиссию для переключения скоростей. На обратной стороне штурвала установлены лепестковые сенсоры, которые активируются легким касанием пальцев гонщика. Акселератор находится на полу кокпита, педаль тормоза расположена там же.

Поехали!

Предпосылки к созданию «Формулы» появились еще в 1920-х годах. Уже тогда регулярно проводился чемпионат Европы по автогонкам — Гран-при. Крейсерская скорость в 100 километров в час казалась по тем временам сверхзвуковой, поэтому соревнования приковывали к себе сотни тысяч взглядов.

Регламент предполагаемого чемпионата придумали еще до Второй мировой войны, но все планы организаторов пришлось, конечно, отменить. Лишь в 1946-м только что созданная Международная автомобильная федерация опубликовала правила «Формулы», а первая гонка состоялась в Англии, на автодроме «Сильверстоун».

Гоночные болиды середины прошлого века мало чем напоминали современные машины. Новшества появлялись постепенно. Например, в 1959 году инженеры команды «Купер» внедрили задний мотор. Их болид отлично управлялся и дважды занимал первую ступень пьедестала в общем зачете. Вскоре все гоночные машины стали заднемоторными. Затем инженеры начали вдохновляться авиацией, и в начале 1960-х команда «Лотус» впервые продемонстрировала болид, корпус которого — так называемый монокок — представлял собой единую оболочку, которая была и единственным несущим элементом. Кстати, тогда же, в начале 1960-х, появились и первые дуги безопасности — они давали пилоту больше шансов уцелеть в случае, если автомобиль опрокидывался.

Элементов пассивной безопасности недоставало. Пожалуй, за рулем тогдашних болидов было бы страшновато даже самому опытному современному гонщику. Об этом свидетельствует и сохранившаяся кинохроника: ремней безопасности не было, руль приходилось держать очень крепко, буквально вцепляться в него. Шлем как таковой появился позже, а первоначально вместо него был просто обтягивающий головной убор да очки, чтобы защищать глаза от ветра.

В 1958-м в «Формуле-1» появился второй титул: награждать стали не только гонщика, но и команду, создавшую самый быстрый болид. Впоследствии почетная награда стала называться Кубком конструкторов. С этого-то момента и началась настоящая гонка скоростей.

Шасси

Болид Формулы-1 представляет собой монокок из углепластика с четырьмя расположенными вне корпуса колёсами. Задние колёса являются приводными, а передние ведомыми. Пилот размещается в узкой кабине (кокпите) в передней части болида. Управление болидом осуществляется с помощью педалей тормоза и газа, и рулевого колеса.

Ширина болида в целом не должна превышать 2 метров, а максимальная высота 525 см.

Хоть машины Формулы-1 зачастую превосходят скорость 300 км/ч., согласно абсолютной скорости Формула-1 никак не может считаться самой быстрой гоночной серией, так как почти все параметры двигателей в ней значительно урезаны. Тем не менее по средней скорости на круге из числа шоссейно-кольцевых автогонок, Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря весьма эффективной тормозной системе и аэродинамике, благодаря которым повороты проходятся на больших скоростях. Тормозные усилители и антиблокировочная тормозная система запрещены.

Начиная с 2014 года разрешено использовать систему распределения тормозного усилия на задних колёсах Brake-by-Wire. Похожие по принципу действия системы применяются на гибридных автомобилях, где при нажатии на тормоз часть скорости гасится за счёт перевода электромотора в режим генератора, а часть — за счёт штатных тормозов.

На свой страх и риск

Уникальной эпохой в «Формуле-1» стали 1960–1970-е годы. С одной стороны, даже самые ярые соперники нередко становились лучшими друзьями: гонщики, механики, их жены и девушки часто проводили вместе свободное время, ездили отдыхать, путешествовали компаниями и всячески развивали дух товарищества в своих рядах. С другой — гоночные болиды совершенствовались гораздо быстрее, чем стандарты безопасности, на трассе нередко случались трагедии.

В конце 1960-х регламент в очередной раз поменялся: мощность и объем двигателя разрешили увеличить почти вдвое, тогда как трассы и медицинское обеспечение соревнований оставались прежними. Примерно в то же время на болидах появляются наклейки и рекламные надписи, а поступающие от спонсоров деньги позволяют делать автомобили еще быстрее.

Модели Гоночный болид

GT & Touring Offroad Багги Type 1 Драгстер Дрифт-кар Реплики и Самоделки Спортпрототип Формула Хот-род и Кастом Шоу-кар «Формула-1»
Сегодня в продаже

  • 590 000 руб. Volvo S80
  • 210 000 руб. Mercedes-Benz E-klasse
  • 450 000 руб. Volkswagen Polo
  • 892 000 руб. Mercedes-Benz GL-klasse
  • 1 960 000 руб. Mazda CX-5
  • 2 800 000 руб. Mercedes-Benz E-klasse
  • 445 000 руб. 2121 (4×4)
  • 160 000 руб. LADA (ВАЗ) Granta
  • 67 000 руб. LADA (ВАЗ) 2114
  • 825 руб. Kia Optima
  • 222 руб. Toyota Yaris Njvc
  • 222 руб. Toyota Yaris
  • 23 222 руб. Lexus RX
  • 1 140 000 руб. Mercedes-Benz C-klasse
  • 400 000 руб. Toyota Corolla
  • 3 800 000 руб. Mercedes-Benz G-klasse AMG
  • 3 800 000 руб. Mercedes-Benz G-klasse AMG
  • 7 000 000 руб. BMW X7
  • 1 490 000 руб. Ford Explorer
  • 7 000 000 руб. BMW X7
  • 1 950 000 руб. Ford Explorer
  • 400 000 руб. ГАЗ 24 «Волга»
  • 2 800 000 руб. Mercedes-Benz GL-klasse

Последние автоновости

  • Россияне купили 14 тыс. единиц автомобильной техники в первую неделю ноября 2022 года
  • Компания HONDA представила кроссовер HONDA Pilot четвертого поколения
  • Внедорожник УАЗ «Патриот» с автоматической коробкой передач стоит у дилеров до 3 млн рублей
  • Компания BAW начала производство нового пикапа BAW Calorie в КНР за 500 тыс. рублей
  • Китайский автоконцерн BYD показал новый гибридный кроссовер BYD Frigate 07
  • На тестах замечен прототип электрического Audi Q6 E-Tron
  • Компания Caterham представила родстер Caterham Seven 340
  • Мировые продажи электромобилей и гибридов Volvo заметно растут в октябре 2022 года
  • Компания Genesis представит электрический кроссовер GV70 в Северной Америке
  • Появились снимки сверхширокого Porsche Boxster GT1 от Vale Automotive
  • Suzuki прекращает продажи спортбайка GSX-R1000 в Японии и Европе
  • АВТО.РУ: Потери мировых автопроизводителей от ухода из РФ могут составлять 38,5 млрд долларов
  • Российские водители начали массово отказываться от люксовых автомобилей в 2022 году
  • Китайские автомобили в России и в автосалонах КНР продаются с разницей в несколько раз в 2022 году
  • В автосалонах Китая стартовали продажи гибридного Geely Xingyue L с дальностью хода в 1500 километров
  • AUDI представила высокоскоростные зарядные станции премиум-класса в КНР
  • Производство электрических кроссоверов Fisker Ocean достигнет 42 тыс. единиц в 2023 году
  • LADA Niva стала бестселлером сегмента SUV по итогам октября 2022 года
  • Автомобильный завод «Урал» представил внедорожный автобус для экспедиций в Арктике
  • Первый серийный электромобиль Lamborghini появится в 2028 году
  • Lamborghini представит плагин-гибридный суперкар Lamborghini Huracan в 2024 году
  • Составлен ТОП-10 продаваемых автомашин в РФ по итогам октября 2022 года
  • Ричард Хаммонд представляет свой рейтинг лучших машин с ДВС за всю историю
  • Автомашины CHERY стали самыми продаваемыми иномарками в РФ в начале ноября 2022 года
  • В российских автосалонах начали продавать новые купе BMW 2 Series за 5,5 млн рублей

Автосервисы в России

  • Автосервис
  • Тракт
  • Автогаз 05, ИП
  • АВТОСЕРВИС А.Б.КАР
  • Дилерский центр Лексус-Новокузнецк
  • Нистра
  • Шиномонтаж 24 часа
  • Автомоечный комплекс AutoMagic
  • Аэрография Relatto
  • СпецАвто
  • Ауди Центр Алтуфьево
  • ТехноКомплектСервис
  • Токарная мастерская
  • Шиномонтаж
  • Bitstop
  • R16
  • AvtoBala$
  • Клуб полного привода «УАЗис»
  • Экспресс Автосервис
  • Clean City
  • Автосервис
  • АвтоСтекло
  • Салют
  • Автоголд
  • Bitstop
  • Реал-Авто
  • Установочный Фаркоп-центр АвтоХаус
  • Витязь
  • Шиномонтаж
  • Virbac База
  • Автозум93

Ligier JS5 — 1976 год

По мере развития автоспорта и «Формулы-1», специалисты продвигались в своих инженерных поисках все дальше. Расцвет наступил с середины семидесятых годов XX века и продлился до начала восьмидесятых, аккурат тогда, когда оригинальные идеи, связанные с прижимной силой и «граунд-эффектом», возникали сплошь и рядом — при этом FIA взялись за строгий регламент лишь с 1981 года, когда был подписан первый Договор согласия. Команды и инженеры получили огромное поле деятельности для внедрения уникальных идей.

Еще один представитель того поколения — «смурф» Ligier JS5. Главной особенностью стал огромный воздушный короб сзади, призванный охладить мощный двигатель. Машину мгновенно прозвали «чайником» из-за ее схожести с известным бытовым прибором. При этом шасси располагалось на длинной колесной базе, и подобное решение, призванное заменить боковые воздухозаборники, сильно влияло на размещение центра тяжести болида, а это влекло за собой проблемы с прижимной силой.

Болид был запрещен летом 1976 года, и следующая конфигурация JS5 выглядела уже менее зрелищно. О даже заехал на один подиум — Гран-при Бельгии 1976.

Устройство гоночного болида Формула 1

Дата
Категория: Транспорт

Картинка кликабельна

Гоночный автомобиль «Формулы-1» получил свое название по особому рецепту топлива, которое в нем используется. У такого автомобиля двигатель намного мощнее, чем у обычной легковушки. Рост мощности достигается за счет увеличения объема двигателя, то есть полного объема камер сгорания в его цилиндрах.

Двигатель средней мощности для легкового автомобиля имеет объем не более 61 кубического дюйма. «Формула-1» может иметь в три раза больший объем двигателя и развивать мощность в 500 лошадиных сил (л.с), что вчетверо и даже впятеро превосходит мощность обычного легкового автомобиля.

Чтобы полнее использовать огромную мощность двигателя, корпуса гоночных автомобилей имеют специальную аэродинамическую форму, призванную обеспечить минимальное сопротивление воздуха. Шины их колес делаются сверхширокими — для лучшего сцепления с дорогой и, следовательно, более безопасного движения. Особая подвеска обеспечивает устойчивость и противодействует заносу автомобиля даже тогда, когда он совершает крутые виражи на большой скорости.

Гоночный автомобиль «Формула-1»

Автогонщику достаточно одного взгляда на приборный щиток в кабине, чтобы знать, какой в автомобиле запас топлива, температура воды, давление масла и другие параметры.

Сверхмощные дисковые тормоза из углеродного волокна (ниже) должны выдерживать огромную тепловую нагрузку при работе на гоночных скоростях.

Кузов для быстрой езды

Низкие, широкие корпуса гоночных автомобилей отлиты из легкого, но прочного углеродного волокна. Форма их кузова такова, что помогает автомобилю использовать воздушный поток, который образуется при высоких скоростях. Скошенный передний край (ниже, слева) и задние обтекатели — спойлеры заставляют воздух давить на автомобиль вниз и не дают ему оторваться от земли.

Шины гоночного болида

Шины должны соответствовать дорожным условиям. Шины гоночных автомобилей шире обычных и могут быть почти гладкими — для сухих треков. Или иметь специальный протектор на случай дождя.

Двигатель гоночного болида

Чтобы двигатель был одновременно мощным и экономичным, в гоночных машинах на него устанавливают (рисунок ниже) компьютерную систему впрыска топлива и электронные регуляторы частоты вращения двигателя, температуры воды и масла и других важных параметров.

Десять цилиндров придают мощность этому специальному двигателю, предназначенному для гоночных автомобилей.

Гоночный автомобиль «Формулы-1» (на верхнем рисунке) мчится намного живее легкового автомобиля и выделяет куда больше тепла. Чтобы снять избыточное тепло, радиатор автомобиля охлаждается воздушным потоком (рисунок ниже), когда гоночная машина с ревом мчится по треку со скоростью, близкой к 180 миль в час.

Особая подвеска гоночной машины

Подвеска гоночных автомобилей должна обеспечивать надежное сцепление колес с дорожным полотном на поворотах при большой скорости.

Фатальный случай

Подобное произошло с трехкратным чемпионом мира Айртоном Сенной в 1994 году, когда он на скорости более трехсот километров в час не справился с управлением и врезался в бетонную стену.

Руководство FIA регулярно предлагает меры по повышению безопасности соревнований «Формулы-1», однако технические просчеты, погода, человеческий фактор и другие обстоятельства время от времени приводят к авариям. Особенно напряженная ситуация возникает во время старта, когда свыше десятка болидов одновременно берут с места в карьер. Каждый гонщик старается на первой секунде выйти вперед и занять крайний правый ряд, наиболее удобный для дальнейшего движения. Вот тут-то и происходят столкновения, оторванные колеса улетают на десятки метров, в пострадавшую машину врезаются идущие следом, возникает хаос и гонка останавливается, чтобы через полчаса начаться заново.

На свой страх и риск

Уникальной эпохой в «Формуле-1» стали 1960–1970-е годы. С одной стороны, даже самые ярые соперники нередко становились лучшими друзьями: гонщики, механики, их жены и девушки часто проводили вместе свободное время, ездили отдыхать, путешествовали компаниями и всячески развивали дух товарищества в своих рядах. С другой — гоночные болиды совершенствовались гораздо быстрее, чем стандарты безопасности, на трассе нередко случались трагедии.

В конце 1960-х регламент в очередной раз поменялся: мощность и объем двигателя разрешили увеличить почти вдвое, тогда как трассы и медицинское обеспечение соревнований оставались прежними. Примерно в то же время на болидах появляются наклейки и рекламные надписи, а поступающие от спонсоров деньги позволяют делать автомобили еще быстрее.

В 1967 году на Гран-при Монако погибает итальянский автогонщик Лоренцо Бандини. В 1968-м жертвой скорости становится шотландец Джим Кларк, в 1970-м — новозеландец Брюс Макларен, британец Пирс Каридж и австрийский гонщик Йохен, в 1973-м — француз Франсуа Север и британец Роджер Уильямсон. К концу 1970-х количество пилотов «Формулы», погибших на трассах, превысило отметку в 40 человек. Большинству из них не исполнилось и тридцати.


Гибель Лоренцо Бандини на Гран-при Монако в мае 1967 года

При этом зрителям сообщали сухую информацию о том, что гонщик «попал в аварию». Обычно за этими словами скрывалось страшное зрелище — разрывающийся на куски болид, разлетающиеся в разные стороны колеса и столб огня, выжить в котором было практически невозможно. Многие говорили тогда об опасности, но организаторы отвечали: если вы считаете, что это опасно, просто не ездите так быстро. Естественно, для гонщиков подобный аргумент был по меньшей мере странным. Например, команда «Феррари», заработав в те годы шесть почетных титулов, потеряла шестерых гонщиков.


Ники Лауда (слева) и Джеймс Хант (справа) во время Гран-при Бельгии в 1978 году

Вторая половина 1970-х многим запомнилась по противостоянию британца Джеймса Ханта и австрийца Ники Лауды. В 2015-м вышел фильм об этом соперничестве — «Гонка». Лауда считается одним из самых расчетливых гонщиков «Формулы», некоторые даже сравнивали его с компьютером. В середине сезона 1976-го он попал в серьезную аварию и получил страшные ожоги. Врачи полагали, что гонщик не выживет, но Ники не только выжил, но вернулся на трассу, пропустив всего два этапа.

В 1980–1990-е конструкторы продолжали работать над увеличением скорости и мощности болидов. Например, появились антикрылья — особые приспособления, как бы прижимавшие автомобиль к дороге за счет аэродинамики, что позволяло переносить бόльшие ускорения без срыва в занос. Затем был придуман так называемый граунд-эффект, который также позволял управлять болидом увереннее за счет аэродинамики. Впоследствии некоторые из новшеств были запрещены в интересах безопасности.

 Вместе с тем 1980–1990-е стали золотой эпохой «Формулы-1». Во-первых, в чемпионате появляется группа топ-команд — «Феррари», «Макларен», «Уильямс», «Лотус», «Бенеттон». Во-вторых, на гоночном небосклоне загораются яркие звезды автоспорта, которые навсегда вписаны в историю, в частности Айртон Сенна и Ален Прост, противостояние между которыми также стало легендарным. Соперничество продолжалось вплоть до 1994-го, когда Прост ушел из «Формулы», а Сенна погиб на Гран-приСан-Марино.


Еще одно легендарное противостояние в истории «Формулы-1» — Ален Прост (слева) и Айртон Сенна (справа). На Гран-при Италии в 1990 году преимущество было за Сенной

Айртон Сенна обладал довольно рискованным стилем вождения и виртуозно пилотировал болид при любой погоде, за что получил прозвище Человек Дождя. При этом гонщик же активно продвигал стандарты безопасности на трассе, но лишь после его гибели, когда страшную аварию в прямом эфире увидели сотни тысяч людей, стандарты безопасности «Формулы-1» изменились навсегда и стали развиваться на научном уровне. Так, в кокпите (кабине пилота) появился дополнительный страховочный подголовник, на всех болидах начали монтировать страховочные тросы для колес, корпуса из углеволокна стали прочнее, а вместо металлических отбойников на трассах появились заграждения из покрышек.

Audi S1

Доработанная версия обычного Quattro увидела свет в 1984 году как ответ чемпионской Lancia. Машину снабдили полным приводом и безумным 5-цилиндровым турбомотором на 500 лошадиных сил. При этом, машина весила меньше 1100 килограммов и отличалась от остальным неземным аэродинамическим обвесом. Автомобиль буквально был облеплен всяческими спойлерами и антикрыльями, что делало его похожим на инопланетный корабль. Ехал болид тоже нереально быстро — многократный чемпион мира по ралли Вальтер Рерль как-то признался, что думает слишком медленно для этой машины. А ошибаться пилотам в то время было нельзя — на каждом повороте трассы стояли сотни зрителей, буквально падающих под колеса. Порой автомобиль на скости под 200 км/ч несся по узкому коридору из живых людей, который расступались лишь перед самым бампером болида. Увы, S1 не довелось стать чемпионским авто под руководством немецкого завода из-за скоро закрытия группы Б в 1986 году.

Brabham BT46 — 1978

Болид команды Brabham BT46 был подготовлен к Гран-при Швеции 1978 для того, чтобы бороться с доминирующими болидами Lotus.

В народе — болид-пылесос. Он же «вентилятор». Он же «Карлссон, который живет на «Формуле-1». На корме болида был установлен… самый настоящий огромный вентилятор, призванный высасывать воздух из-под днища машины для того, чтобы она максимально прижималась к асфальту, генерируя прижимную силу. Официальной причиной этому было заявлено «охлаждение двигателя», однако у организаторов сразу возникли вопросы к такой машине.

Ники Лауда, перешедший в Brabham из Ferrari, провел всего одну гонку за рулем автомобиля, одержав победу с огромным преимуществом. Все соперники сразу же подали протест, и «машину-вентилятор» запретили. Впрочем, это все равно уникальный прецедент: Brabham BT46 остается единственным болидом «Формулы-1» в истории, процент побед которого в гонках составляет 100%.

Новый поворот

Современный гоночный болид представляет собой монокок из углепастика с колесами, расположенными вне корпуса. Вес автомобиля вместе с гонщиком — не менее семисот килограммов. Сам пилот находится в тесной кабине, где есть сложная приборная панель, спортивный руль и педали. Антиблокировочная система (АБС) и тормозной усилитель запрещены. Объем мотора и количество цилиндров в двигателе согласуются с техническим регламентом, который обновляется чуть ли не каждый год, но «Формула» — это не гонка моторов и даже не самая быстрая автогоночная серия.

Очки во время гонки набирает не только пилот, но и остальная команда, ведь борьба идет не только за титул чемпиона мира, но еще и за Кубок конструкторов. Кроме того, есть еще и неофициальные призы и титулы: «Лучшая трасса», «Лучший гонщик», «Лучший новичок», «Выбор гонщиков».

Peugeot 205 T16

Учтя все недостатки Lancia 037 и первой версии Audi Quattro, французы выставили на чемпионат мира по ралли крохотный полноприводный хэтчбек. Регламент с практически полностью отсутствующими ограничениями по инженерии болида позволят создавать совершенно безумные проекты. Вот и в этот раз под кузовом городского хэтчбека скрывался 1,8-литровый турбомотор, который выдавал порядка 450 «лошадей». При этом, мотор находился не под капотом, а за передними сидениями, а сам болид весил скромные 900 килограммов. Все это позволяло Peugeot 205 T16 даже на гравии разгоняться до сотни за 4 секунды и стать самым успешным автомобилем группы Б. Из 26 принятых стартов в гран-при французам удалось выиграть 16, оставив позади даже легендарную Audi с их революционным полным приводом.

Tyrell P34 — 1976 год

А вот и первый шестиколесный болид в истории «Формулы-1»! Современники так и называли его — six-wheeler, даже забывая о названии модели.

Уникальный болид, для которого были разработаны специальные маленькие 10-дюймовые колеса, а также вырезана колея под набор передних покрышек, чтобы не возникало избыточной турбулентности. При этом задние колеса, наоборот, были просто огромными для того, чтобы увеличивать пятно контакта с асфальтом и обеспечивать эффективность торможения.

Вот что сказал главный инженер команды Дерек Гарднер в интервью журналу Autosport в 1977 году:

Самое забавное в этой ситуации то, что техническая инспекция сразу же одобрила болид и дала зеленый свет к разработке, а вот шинники из Goodyear, которые в то время поставляли резину «Формуле-1», буквально рвали и метали, ведь им пришлось открывать дополнительный блок на заводе, чтобы производить именно маленькие 10-дюймовые шины и только для одной команды.

Машина вышла действительно уникальной, особенно в части рулевого управления, ведь необходимо было заставить работать все четыре передних колеса синхронно. Каждая пара передних колес имела отдельную пружинную подвеску, но при этом у всех был общий стабилизатор поперечной устойчивости.

Tyrell показывали хорошие результаты на данной машине, но уже в начале восьмидесятых годов XX века Международная автомобильная федерация FIA запретила участие в F1 машинам, число колес которых не равно четырем.

Brabham BT26A — 1969 год

В конце шестидесятых годов XX века вся «Формула-1» синхронно стала «страдать» по антикрыльям в поисках лучшей прижимной силы. В моду вошли болиды с огромными спойлерами-заборами спереди и сзади машины.

Brabham BT26A был разработан Роном Торанаком и стал последней машиной с пространственной рамой. Рон сумел объединить раму с алюминиевыми панелями, создав полумонокок. Разумеется, главной отличительной особенностью конфигурации BT26A стали огромные закрепленные антикрылья спереди и сзади. Уже через пару лет такие крылья окажутся под запретом по соображениям безопасности, да и в них пропал смысл — инженеры находили более изящные решения, напоминающие прообраз современных машин.

Сам болид является уникальным, в том числе потому, что изменения правил по хранению топлива на борту болида вынудили отказаться от пространственной рамы. Поэтому Brabham BT26A — это уникальный экспонат, своеобразный «динозавр» мира автоспорта, который отразил переходный период «Формулы-1» в развитии технической мысли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *