Praga v3s легендарный вездеход из чехии

Осталось имя, только имя…

Сегодня о чехословацких грузовиках Прага многие забыли. Некоторые способны уловить в нём некоторое сходство со старой Татрой, остальным он кажется недоделанным ЗиЛом с переломанным носом. А жаль, ведь в этих машинах было воплощено немало интересных конструкторских задумок.

История марки началась в 1907 году, когда в Праге было образовано предприятие с незамысловатым названием «Пражский автомобильный завод». В Богемии тогда с отечественным автомобилестроением было ещё хуже, чем сейчас в России, поэтому сначала на этом заводе строили Isotta Fraschini, Charon и Renault.

Трудно сказать, что побудило руководителей этого предприятия заняться разработкой собственных грузовиков, но они ей занялись. Возможно, свою роль сыграл жирный заказ австро-венгерской армии, у которой чесались руки обновить свой автопарк перед Первой мировой войной. Как бы то ни было, Пражский автомобильный завод выиграл конкурс и получил военный заказ, согласно которому почти треть военных грузовиков Австро-Венгрии должна была быть получена именно от этого предприятия.

Предприятие с великим удовольствием перешло на новые милитаристские рельсы и строило большое количество модификаций военных грузовиков, включая вездеходы и грузовики. Строили даже мотоциклы и тракторы, так что успех в 20-е и 30-е годы был очевидным и бесспорным.

К концу 30-х Пражский автомобильный завод по качеству и количеству продукции обогнал и Шкоду, и Татру. К 1939 году завод выиграл ещё несколько конкурсов, открыл филиал в Югославии и ждал невиданных барышей от Второй мировой. Но не сложилось.

Немцы не больно-то переживали за чехословацкое производство. По своей старой доброй традиции они оккупировали всё, что было можно, особенно тщательно национализировали всё, что нельзя, и заставили строить им танковые моторы, вездеходы и детали для собственных машин. Естественно, на головы заводчан посыпались бомбы союзников. Настолько успешно, что завод в Праге был разрушен практически полностью за пару месяцев до окончания войны.

Конечно, восстановление завода было делом нелёгким, и разработка новых машин в первые послевоенные годы была невозможна. Понемногу вернулись к выпуску довоенных моделей, но уже в 1951 году военные потребовали от “Праги” сделать им новый грузовик. Трёхосный, проходимый, простой и надёжный. Такой, какой любят все военные.

Модельный ряд ЛИАЗ Шкода

Skoda 706

В конце 1951 года правительство Чехословакии приняло решение возобновить выпуск самолетов на , а производство автобусов и тяжелых грузовиков Шкода-706 перенести на завод в селе Рыновице, входящий в группу предприятий ЛИАЗ (Либерецкие автомобильные заводы). Хотя В 1953 году ЛИАЗ стал независимым от Skoda, он все еще продолжал использовать свое название (Skoda LIAZ) до 1984 года. Сохранились фото первых грузовиков Шкода ЛИАЗ 706:

Skoda LIAZ 706 — одна из первых моделей грузовиков, выпускавшихся на LIAZ

С 1957 года на заводах Шкода ЛИАЗ выпускались самосвалы Skoda 706RTS, седельные тягачи Skoda 706RTTN, а также шасси Skoda 706RT, на базе которого производились бортовые грузовики, автобусы и различные специализированные автомобили. Все автомобили серии 706RT оснащались 160-сильным дизельным двигателем с непосредственным впрыском топлива.

Седельный тягач Skoda LIAZ 706 RTTN

Пожарный автомобиль на базе шасси Skoda 706 LIAZ RT

В 1966 году в производство запустили новую серию грузовиков Skoda 706MT, оснащенных шестицилиндровыми рядными 180-сильными дизельными моторами М630 и разработанной на 3 года позднее 210-сильной модификацией двигателя, обозначавшейся М634.

Седельный тягач на шасси 706 MT

Skoda LIAZ 100

В 1974 году к существующему модельному ряду добавился новый автомобиль — Шкода ЛИАЗ 100, разработанный на базе грузовиков серии 706MT.

Первыми на конвейер стали двухосные грузовики полной массой до 19 т и седельные тягачи Шкода ЛИАЗ 100.42, предназначенные для автопоездов массой до 38 т. В том же году к ним добавился седельный тягач с индексом 100.45, а через год — бортовой грузовик 100.05 (именно эта модель изображена на фотографии):

Бортовой грузовик Skoda LIAZ 100.05

Технические характеристики грузовика Skoda LIAZ 100.42

  • Тип: седельный тягач
  • Габаритные размеры (длина/ширина/высота), мм: 6350/2500/2810
  • Снаряженная масса, кг: 6800
  • Марка и тип двигателя: MS 634, дизельный R6
  • Объем двигателя, см. куб.: 11940
  • Мощность, л.с.: 201 при 2000 об/мин.
  • Максимальный момент, Нм: 751 при 1400 об/мин
  • Тип КПП: механическая, 5-ступенчатая
  • Максимальная скорость, км/ч: 98
  • Расход топлива, л/100 км: 35-40
  • Объем топливных баков: 2 по 175 л

Skoda LIAZ 110

Через десять лет автомобиль изменился, он получил новый дизайн, откидывающуюся кабину, заднюю пневмоподвеску и новое обозначение — Шкода ЛИАЗ 110. Первоначально грузовик комплектовался одной из пяти модификаций двигателя M630 мощностью от 210 до 320 л.с. В 1992 году появились седельные тягачи Шкода ЛИАЗ 110.573, оснащенные большеобъемной кабиной Maxi и антиблокировочной системой тормозов.

Седельный тягач Skoda LIAZ 110.57

Обе модели активно экспортировались в Советский Союз. По сравнению с отечественными грузовиками, автомобили Шкода ЛИАЗ 100-110 считались более комфортными и надежными. Немало из них до сих пор эксплуатируется на междугородных трассах стран бывшего Советского Союза.

Skoda LIAZ Xena и Fox

К сожалению, даже модернизированные варианты чехословацких грузовиков не могли сравниться с моделями конкурентов из Западной Европы, а распад СССР поставил автозавод на грань разорения. В 1995 году концерн Skoda выкупил акции заводов LIAZ, образовав Акционерное общество Шкода-ЛИАЗ (Skoda-LIAZ a.s.). Кроме уже выпускаемых моделей, планировалось разработать и запустить в производство новую серию грузовиков.

Первым автомобилем, созданным новым Акционерным обществом, стал магистральный седельный тягач Шкода ЛИАЗ Ксена 19.47TBV. Новинка предназначалась для автопоездов массой до 44 т. На тягач устанавливалась кабина из стеклопластика на алюминиевом каркасе, мосты зарубежного производства, 16-скоростная КПП фирмы Eaton, ABS, дисковые тормоза спереди и пневмоподвеска с электронным управлением сзади. Фото- и видеообзор грузового Шкода ЛИАЗ Ксена 19.47 TBV дает представление о масштабах изменений, внесенных в конструкцию:

Магистральный тягач Skoda LIAZ Xena 19.47 TBV

В 2000 году модельный ряд компании пополнили грузовые автомобили серии Фокс, оснащенные двигателями мощностью до 330 л.с., но их выпуск не изменил тяжелое финансовое положение компании.

Самосвал Skoda LIAZ Fox

Последний грузовик был выпущен на LIAZ 1 сентября 2003 года. Им стал автомобиль техпомощи для гоночной команды Мартина Масика, участвовавшего в ралли Даккар.

Последний грузовик, выпущенный на заводе LIAZ

Модернизации и модификации

Привод передних колес осуществлялся через колесные редукторы, резиновые уплотнения шарниров защищала снизу стальная пластина

За тридцать два года производства вездеход шесть раз подвергался небольшим улучшениям, каждый раз получая очередную цифру после литеры М в своем названии (так появились Praga V3S М2… М6). Последние версии отличались дизелем с увеличенным до 8,1 л рабочим объемом, развивавшим мощность 110 л. с., усилителем рулевого управления, сиденьем водителя на пневмоподвеске и др. Семейство Praga V3S было представлено добрым десятком модификаций, самыми распространенными из которых были самосвал V3S-S с цельнометаллическим кузовом объемом 2,6 м3, военный грузовик V3S-SKS с кузовом типа кунг, армейский грузовик-радиостанция R3AT, шасси с дизель-генераторной установкой PAD, автокраны AD-060 и AD-080, ремонтная мастерская SVa, передвижной флюорографический кабинет. К числу модификаций V3S отнесем и самоходную зенитную установку М 53/59, поступавшую на вооружение армии Чехословакии с начала 1950-х годов. Созданная с максимальным использованием агрегатов серийного грузовика, установка имела двигатель и кабину на 5 человек, защищенные броневыми листами, расположенными под наклоном. В задней части размещалась вращающаяся открытая сверху броневая башня, в которой находилась 30-миллиметровая спаренная зенитная автоматическая пушка для поражения как воздушных, так и наземных целей. Темп стрельбы достигал 650 выстрелов в минуту, горизонтальная дальность стрельбы — 10 км, досягаемость по высоте оценивалась в 3 км. Боевая масса установки составляла 9,5 т, запас хода достигал 650 км.

Vojenská 3tunová Speciální

С заказами от таких серьёзных людей шутить тогда было нельзя. Машину сконструировали всего за четыре месяца! При этом так удачно, что после испытаний двух прототипов грузовики поставили на конвейер без переделки чертежей. Так в 1953 году появились первые Vojenská 3tunová Speciální — военные трёхтонные специальные машины. Как вы уже поняли, отсюда и название модели — V3S.

Скажем сразу, что три тонны — это такая добрая шутка. На самом деле с грузоподъёмностью было всё гораздо интереснее. Да, номинально это 3,3 тонны. Но при этом оговаривалось, что это — грузоподъёмность на пересечённой местности. По асфальту разрешалось перевозить 5,3 тонны, а если недалеко — то и 6,2 тонны. Учитывая, что хотя бы какой-то запас прочности у машины всё равно был, указанные три тонны кажутся смешными цифрами.

“Вот, наверное, у него рама! Такие-то грузы таскать…” — подумает кто-то. Ну как сказать… Рама у V3S действительно надёжная, но вместе с тем она легко изгибается. И это не просчёт конструкторов, а их расчёт: рама из двух лонжеронов, соединённых семью поперечинами, сравнительно слабо сопротивляется кручению

А это, как вы уже догадались, увеличивает ходы подвесок, что для вездехода очень важно

Вообще странно, что мы начали с рамы. Традиции — это, конечно, хорошо, но самый забавный элемент Праги — это капот. Если его откинуть (кстати, на 90 градусов!) и посмотреть на машину в профиль, можно подумать, что мотора у неё нет совсем. А он есть, причём восьмилитровый дурила. Просто он стоит в кабине, между пассажиром и водителем. А из-под капота к нему добраться практически невозможно, тут есть доступ только к основному навесному оборудованию.

А вот к радиатору охлаждения невозможно добраться ни с какой стороны: его тут нет вообще. Да, тут стоит дизель с воздушным охлаждением. Похоже на знакомую нам Татру 815, не так ли? Оно и понятно: на Праге тоже стоит мотор Tatra. Объём шестицилиндрового рядного дизеля Tatra T 912-2 — 8,1 л, мощность — 110 л.с. Некоторые особенности этого мотора можно оценить только на ходу, так что об этом речь пойдёт ниже.

Так как строили Прагу не для асфальта, то привод у неё, разумеется, полный. Раздаточная коробка с понижающим рядом и три карданных вала  — всё как положено. Передний мост подключаемый, есть даже межколёсная блокировка на задних мостах. Коробка передач — четырёхступенчатая, так что в нашем распоряжении есть целых восемь передач вперёд и две назад.

А вот что не совсем обычно — это наличие колёсных редукторов. Для начала пятидесятых это было ещё редкостью, но, видимо, тут сказался опыт работы с немцами: те на своих Кюбельвагенах и некоторых других машинах стали их ставить ещё до начала Второй мировой. Одним словом, внедорожный потенциал у машины завидный.

Общий

В чехословацкой и пост-чехословацкой культурах было и является обычным, но не обязательным, чтобы локомотивы и серии с несколькими единицами получали имена в дополнение к официальным обозначениям серий. Присвоение имени часто возникало в кругу железнодорожников или среди населения, иногда это официальное обозначение производителей или железнодорожных компаний.

Названия часто были связаны с оптическими, акустическими или другими особенностями и используются как в лингвистическом обиходе, так и в литературе. Там, где модельным сериям также давались имена, они часто были более популярны, чем официальные названия серий, как в рассматриваемой географической области, так и в ограниченной степени также в немецкоязычной культурной среде.

Завода не стало – марка осталась

Оккупация Чехословакии немецко-фашистскими войсками стала переломной вехой в истории фирмы «Praga». Все цеха завода были загружены продукцией для вермахта. В Праге выпускали двигатели для немецких танков, полугусеничные вездеходы, производимые КП Wilson устанавливали на военные машины.

Авиация союзнических войск безжалостно бомбила заводы, поставлявшие технику германской армии. Не избежал этой участи и завод «Praga». Отметим, что чудовищная бомбардировка американскими ВВС произошла за два месяца до Дня Победы, когда судьба Германии уже была предрешена и с военной точки зрения значения не имела. Завод был разрушен на 90%.

Несмотря на предпринятые рабочими и служащими самоотверженные усилия по восстановлению цехов, новое руководство приняло решение о переносе сборки автомобилей в другие производственные помещения в пражском районе Высочаны. Старый восстановленный завод становился вспомогательным.

В чем плюсы работы в Чехии

Чехия является членом Евросоюза, поэтому официальное трудоустройство здесь – это своего рода привилегия, получить которую может далеко не каждый. Однако профессиональные водители имеют довольно высокие шансы на это. К тому же они получают целый ряд преимуществ:

  • водитель – это одна из самых востребованных профессий в стране. Вакансии водителей встречаются часто, поэтому хороший специалист всегда найдет работу;
  • зарплаты водителей ниже, чем в других европейских странах, но чешское государство предоставляет иностранцам немало льгот – например, хорошие скидки по ипотеке, более низкие налоги и не только;
  • водители могут открыть свое дело – например, создать свою небольшую службу такси и работать на себя. Для открытия бизнеса можно взять кредит под небольшой процент;
  • водители, работающие на международных маршрутах, которые официально трудоустроены в Чехии, могут проходить пограничный и таможенный контроль на границах стран Евросоюза по упрощенной процедуре;
  • водители могут выбрать удобный для себя график работы (количество рейсов);
  • вероятнее всего, работать доведется на новых современных автомобилях, в которых обеспечен максимальный комфорт для водителей.

Кроме того, в Чехии хорошие дороги, что способствует сохранности нервов у водителей.

Паровозы

изображение Серия (старая схема ЧСД ) Имя (чешский / словацкий) Обозначение (немецкий) Объяснение
U 57,0 (Мали) Штокр (Маленький) кочегар «Маленький» за счет узкоколейной конструкции. Стокер из-за автоматической загрузки топлива по этой технологии, применяемой в этой серии.
275,0 Нохата ноги Благодаря высококолесной конструкции (ведущие мосты большого диаметра)
300,6
  • Кафемлейнек
  • Буштеградка
  • Кофемолка
  • Buschtěhraderin
  • из-за шума от вождения, напоминающего «Ка-Фе-Ме-Лу» (кофемолка)
  • из-за их происхождения от Буштеградской железной дороги
310,0
  • Кафемлейнек
  • Тршистадеситка
  • Кофемолка
  • Триста десять
  • из-за шума от вождения, напоминающего «Ка-Фе-Ме-Лу» (кофемолка)
  • из-за их серийного обозначения
310,9 Кафемлейнек Кофемолка из-за шума от вождения, напоминающего «Ка-Фе-Ме-Лу» (кофемолка)
313,4 Матильда Матильда неизвестный
314,0 Kocúr котенок возможно, из-за их небольшого размера, возможно, также из-за рабочего шума
324,3 Тржи ачко Трехосный С одной стороны, потому что это трехосный локомотив, но также и из-за того, что его более раннее серийное обозначение IIIa на Буштеградской железной дороге.
331,0 Ухранка венгерский язык Из-за их происхождения из Венгрии
354,0 Всудыбылка Тот, что был повсюду Из-за их очень широкого использования
354,1
  • Všudybylka (jednička)
  • Тршиколак
  • Тот, что был повсюду
  • Трехколесный
  • В связи с очень широким распространением (один)
  • Из-за их трех ведущих осей
354,7
  • Всудыбылка (седма)
  • Седма
  • Тот, что был везде / семь
  • Семерки
  • Благодаря очень широкому распространению (семь)
  • Потому что они получили подгруппу .7 в обозначении серии
375,0 Hrboun, Hrbatá Горбун Благодаря наклонной конструкции котла
387,0 Микадо Микадо Из-за предполагаемого сходства формы дымохода с прической японской женщины с высокими булавками.
399,0 Литевка Литовский язык В связи с тем, что эта серия была построена и предназначалась для Литвы.
411,0 Земеплаз Земля рептилий Из-за низкой конструкции (положение котла) и низкой скорости движения, по сравнению с ползучим передвижением.
414,0 Heligón Геликон из-за предполагаемого сходства дымохода Kobel этой серии и дымохода Helicon
422,0 Мали Бейчек Маленький буйвол Из-за классификации характеристик этого довольно небольшого локомотива
423,0 Велки Бейчек Большой буйвол Из-за характеристик этого более крупного локомотива
431,0 Вентиловка Тот, с клапаном Благодаря управлению клапанами, используемым в этой серии
433,0 Скаличак Тот из Скалице Из-за их дислокации в Скалице-над-Свитавой.
434,1 Čtyřkolák Четырехколесный Благодаря четырем ведущим мостам
434,2
  • Двойка
  • Čtyřkolák
  • два
  • Четырехколесный
  • Благодаря отличительной цифре 2 в обозначении серии
  • Благодаря четырем ведущим мостам
436,0 Švýcarka Швейцарская женщина Швейцарский машиностроительный завод и локомотивный завод из-за компании- поставщика.
456,0 Красин Красин Благодаря одноименному ледоколу и тому факту, что эта серия очень хорошо зарекомендовала себя в зимней эксплуатации в 1927/1928 году.
464,0
  • Ушата
  • Bulík
  • Те, у кого есть уши
  • присоска
  • из-за предполагаемого сходства дымовых дефлекторов с ушками
  • ?
464,1 Ушата (Едничка) Те, у кого уши (те) из-за значительных дымовых дефлекторов
464,2 Росничка Древесная лягушка из-за зеленой краски
475,1
  • Šlechtična
  • Петаседма
  • Принцесса
  • Семьдесят пять
  • считался самым лучшим — «княжеским» — паровозом серии
  • из-за их серийного обозначения
476,0 Руди Дабель красные дьяволы из-за красно-коричневой краски
477,0 Папушек попугай благодаря эффектному лакокрасочному покрытию
486,0 Зеленый Антон Грин Антон из-за их зеленой окраски
498,0 Альбатрос Альбатрос из-за элегантности и скорости, сравнимой с этой птицей
498,1
  • Альбатрос
  • Альбатрос Едничка
  • Альбатрос
  • Альбатрос А.
  • из-за элегантности и скорости, сравнимой с этой птицей
  • из-за элегантности и скорости, сравнимой с этой птицей, дополнен подсерией .1
524,1
  • Петиколак
  • Pětsetčtyřiadvacítka
  • Пятиколесный
  • Пятьсот двадцать четыре
  • Благодаря пяти ведущим мостам
  • из-за их серийного обозначения
534,0 Кремак Кремак (сокращение от крематорий) Грубая шутка на фоне того, что поверхность решетки этой серии будет размером с крематорий
555,0 Немка Немецкий Из-за происхождения этой серии из Германии
555,3 Мазутка Горелка
масута
Масут является тяжелым нефтепродуктом, данная серия была переведена на сжигание мазута.
556,0
  • Штокр
  • Бугатка
  • Кочегар
  • Бугатка
  • По названию автоматической подачи топлива, используемой в этом локомотиве.
  • возможно, после благородного автомобильного бренда Bugatti: по комфорту напоминает Bugatti.

Первый «Димитровец»

Идея о производстве болгарских грузовиков обсуждалась официально ещё в середине 1940-х годов. В январе 1946 г. один из ведущих специалистов военной Инженерной фабрики в Софии, капитан Христо Софиянский, в журнале «Мотор» развернул статью на 10 страниц под заголовком «Можно ли развивать автомобильную индустрию у нас?».

Софиянский предложил подробную стратегию выпуска легковых автомобилей Opel и среднетоннажных грузовиков типа Opel Blitz. Выбор не случаен, поскольку с 1937 г. Инженерная фабрика связи (Военно-инженерна свързочна фабрика) уже выпускала широкий набор запчастей для Opel и других марок. Надо отметить, что практически все грузовики Opel Blitz поставляли в Болгарию как шасси, а кабину и бортовую платформу делали в Софии и на нескольких частных кузовных мастерских в столице и других городах.

После войны Инженерная фабрика получила новое название – «Завод 12». В 1947 г. фабрика начала делать автобусные кузова на шасси Škoda 706 RO, а год спустя под руководством новатора Кирила Зафирова началось проектирование прототипа первого болгарского грузовика по подобию Opel Blitz. Машина, укомплектованная новой кабиной с оригинальным оперением, была готова в начале июля 1949 г., когда из Москвы пришла весть о смерти Георгия Димитрова. Тогда на собрании руководство завода решило назвать своего первенца «Димитровец». Его эксплуатировали на заводе до конца 1960-х годов. Журналист софийской газеты «Труд» в 1984 г. выражал сожаление, что «Димитровец» не сохранился: «Нам нужен сейчас национальный художественный музей».

В середине 1950-х годов «Завод 12» специализировался на производстве автокаров и мотоциклетных двигателей, в 1968 г. завод переименовали в «Средец», и он официально стал частью системы концерна «Балканкар».

Недосказанность

Теперь скажем пару слов об истории нашей машины. Никто не знает, как и когда она появилась в СССР. Но точно можно сказать, что это — передвижная флюорографическая установка. Во-первых, именно в таком виде Праги чаще всего попадали сюда из братской Чехословакии, а во-вторых, об этом говорит кунг. Правда, предыдущий владелец был знатным сибаритом: вся медицинская начинка была выкинута, а внутри стояли похабного вида диванчики. Со временем здоровье, видимо, стало его подводить, и диванчики были завалены за ненадобностью всяким хламом. Не хотел бы я видеть, кто и как тут развлекался, но люк на крыше — это лакшери. Как и “вёсла” стеклоподъёмников — такое в кунге вообще редко встретишь.

Эту машину купили, как это часто бывает с грузовыми раритетами, “от забора”. На ней долго никто не ездил, колёса окончательно “оквадратились”, проводка сгнила, генератор умер. Аккумулятора не было вовсе. И всё же Прага до места назначения проехала сама, а это — только представьте — полторы тысячи километров! И ехала она без генератора. Олдскульному дизелю он вообще не нужен: его один раз надо запустить, а дальше он молотит сам по себе, требуя лишь воздух и солярку. АКБ садилась исключительно из-за фар — без них, согласно ПДД, ездить нельзя.

Кстати, гаишники по дороге этой машиной очень интересовались. Останавливали, делали селфи и отпускали. Но один всё-таки оштрафовал за отсутствие ОСАГО, хотя с договором купли-продажи можно 10 дней ездить и без страховки. Видимо, инспектор понял, что другого шанса оштрафовать водителя Праги у него не будет, и решил оторваться по полной. Что поделать: хоть как-то он в историю попал. Поздравляем!

Источник – https://www.kolesa.ru/test-drive/vklyuchaj-svoyo-motovilo-test-drajv-praga-v3s

Какие модели из Чехии

Городские

Karosa B731 — 11-метровая двухосная высокопольная модель производилась в 1974-1996 годах, оснащалась карбюраторным двигателем и автоматической КПП;

Автобус Karosa B 731. Фото Википедия

TEDOM Kronos 123 — низкопольная модель выпускалась с 2004 до 2006 года, габаритные размеры, мм. — 11990х2550х3354, автобусы эксплуатировались на родине производства и поставлялись в Польшу и Словакию;

Автобус TEDOM Kronos 123. Фото Википедия

SOR NB — линейка низкопольных автобусов для города представлена несколькими модификациями, различающиеся прежде всего длиной кузова: одиночные 12-метровые и сочлененные 18-метровые, а также количеством дверей, вместимостью, массой, характеристиками двигателя и т.д., производство стартовало в 2008 году.

Автобус SOR NB 18. Фото Википедия

Междугородные

Skoda 706 RTO — семейство автобусов различного назначения, для осуществления междугородных поездок малой дальности предназначались модели с индексом KAR;

Автобус Skoda 706 RTO KAR. Фото Википедия

SOR CN — линейка полунизкопольных автобусов с длиной кузова от 8,5 до 12,3 метров, предназначенных для эксплуатации на междугородных и пригородных маршрутах, производятся с 2004 года;

Автобус SOR CN 10,5. Фото Википедия

Karosa C 734 — высокопольная модель, прототипы которой появились в 1975 году, серийное производство осуществлялось в 1981-1997-ых, техника предназначалась для преодоления малых расстояний.

Автобус Karosa C734. Фото Википедия

Туристические

  • Skoda 706 RTO LUX — междугородная модель, предназначавшаяся для дальних внутренних и международных поездок, обеспечивает повышенный уровень комфорта, поэтому подходит для туризма, вместимость 38+2;
  • — модель с полунесущим кузовом и заднемоторной компоновкой производилась с 2002 до 2006 год, количество посадочных мест составляет 48;

Автобус Karosa LC 956. Фото Википедия

SOR LH — линейка автобусов для дальних поездок с длиной кузова от 9,5 до 12 метров, вместимостью от 34 до 51 пассажира, оснащаемых двигателям, соответствующими стандарту Евро-6.

Автобус SOR LH 12. Фото Википедия

Полный список транспортных средств

Skoda Auto действительно покорила весь мир, эта марка поставляет машины не только в Европу, но и в другие страны, являясь самым крупным производителем Чехии. Концерт может похвастаться авто с отличной управляемостью, бюджетной ценой и высокими показателями надежности. Истинные ценители хорошего транспорта могут отметить удачное соотношение цены и качества, такими показателями способны похвастаться немногие фирмы. Среди брендов, которые следует упомянуть, есть такие экземпляры:

  1. Avia.
  2. Kaipan.
  3. Praga.
  4. Tatra.

Некоторые из них не только известны гражданам РФ, но и приобретены для езды по городу, владельцы говорят о надежности и качественной сборке. В некоторых ситуациях могут возникнуть проблемы с запасными частями авто, но зачастую вопрос решаемый, необходимо лишь немного подождать доставку.

Где найти работу водителем

Есть несколько вариантов, как найти работу в Чехии. Выходцы из стран СНГ чаще всего пытаются искать вакансии без посредников с помощью интернета. Это весьма удобно, но не всегда успешно.

Назовем несколько наиболее популярных европейских сайтов, на которых чешские работодатели частенько ищут сотрудников:

  • portal.mpsv.cz/sz/zahr_zam/zamka/vm;
  • 420on.cz/job/vacancies;
  • eurabota.com;
  • jooble.org.

Соискатели из Украины чаще всего пользуются услугами сайта work.ua.

Доступные вакансии также можно увидеть на странице сайта Министерства труда и соцполитики Чехии. Но есть одно условие: на работу в первую очередь берут граждан из других стран Евросоюза. Если никто из них не заинтересовался имеющейся вакансией, только в этом случае она станет доступной для соискателей из СНГ.

Кроме того, при желании можно обратиться в следующие фирмы по трудоустройству:

  • Work in Poland – предлагает трудоустройство не только в Чехии и Польше, но и в ряде других стран ЕС. Офис расположен по адресу: г. Днепропетровск, улица Короленко, д. 3, 8-й этаж;
  • People Tomorrow – г. Киев, улица Васильковская, д. 37;
  • GOOD WORKER – Na Plzeňce 1236/4 150 00, Praha 5;
  • Международный кадровый центр – г. Москва, улица Салова, д. 63, офис 329, “Фрунзенский”.

Однако следует иметь в виду, что агентства по трудоустройству требуют плату за свои услуги, тогда как самостоятельный поиск абсолютно бесплатен.

Марка Praga завоевывает признание

В период между мировыми войнами автозавод «Praga» стал крупнейшим в стране автомобильным предприятием, значительно обогнав по производственным возможностям конкурентов — заводы Tatra и Skoda. Продукция фирмы «Praga» отличалась высоким качеством и надежностью. О техническом совершенстве конструкций говорит тот факт, что на двигателях автомобилей Praga система смазки с принудительной циркуляцией масла стала применяться раньше, чем на изделиях конкурентов, в 1930-е годы автомобили снабжались шинами низкого давления, системами централизованной смазки шасси, термостатами, на грузовиках применяли 7- и 8-ступенчатые КП. Для облегчения труда водителей автобусов в Англии была закуплена лицензия на производство полуавтоматической коробки передач Wilson, и ее выпуск был организован в специальном цехе. Кроме различных легковых автомобилей к началу 1940-х в Праге выпускали грузовые, включая самосвалы, пожарные машины, городские и междугородные автобусы, армейские вездеходы, мотоплуги, колесные и гусеничные тракторы, спецтягачи для транспортировки тяжелых артсистем и мотоциклы собственной разработки с двигателями рабочим объемом 350 и 500 см3. Между тем грузовики Praga одержали победу еще в двух трудных конкурсах. Так, в 1939 г. они стали победителями в сравнительных испытаниях, где участвовали машины еще девяти известных марок.

В 1911 г. этот грузовой автомобиль Praga-V победил в конкурсе, организованном австро-венгерским военным ведомством, совершив пробег протяженностью 2000 км в гористой местности без серьезных поломок

На основании успешных результатов была куплена лицензия и организовано производство грузовых машин Praga на югославском предприятии. Не менее трудной стала победа чешских грузовиков и в конкурсе, включавшем пробег по пересеченной местности в Перу.

К началу Второй мировой войны репутация продукции завода выросла еще больше, а проведенная широкомасштабная модернизация производственных помещений вывела фирму «Praga» в число ведущих европейских производителей автомобилей всех типов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *