Цоколи ламп: виды, размеры, маркировки и особенности

Маркировка автомобильных ламп по цоколю

Цоколь в лампе нужен не только для закрепления лампы в гнезде и обеспечения герметичности колбы, он еще и обеспечивает передачу электрической энергии к механизму освещения. Что касается светодиодных ламп, то цоколь им нужен только для закрепления и передачи электроэнергии, в герметичности они не нуждаются.

К автомобильным лампам тоже применяются ГОСТы, в частности 2023-88, благодаря которому можно распределить все виды ламп на несколько категорий.

Что касается разделения по цоколю, то встречаются лампы:

  • автомобильная обыкновенная (маркировка «А»);
  • автомобильная миниатюрная (АМН);
  • Автомобильная софитная (АС);
  • Галогенная кварцевая (АКГ);
  • Миниатюрная (Т);
  • С металлическим цоколем (R);
  • С колбой диаметром свыше 40 мм (R2);
  • С колбой до 26, 5 мм и цоколем в 15 мм (Р);
  • Софитная двухцокольная для освещения номерного знака (SV(C));
  • Штифтовая симметричная (ВА);
  • Штифтовая со одним смещенным по высоте штифтом (BAY);
  • Штифтовая со одним смещенным по высоте и радиусу штифтом (BAZ);
  • Стеклянный цоколь (W);

В галогеновых лампах в маркировке используется дополнительная буква «Н». Также если в ее маркировке вначале присутствует буква «Y» — это означается что колба у нее имеет оранжевый цвет.

Разделяются лампы также и по количеству подключающихся контактов, причем данная классификация – тоже буквенная:

  1. S – одноконтактная;
  2. D – двухконтактная;
  3. T — трехконтактная;
  4. Q – четырехконтактная;
  5. P – пятиконтактная;

Где встречается маркировка

Коды изготовителя и вся необходимая информация указывается в двух местах. Где смотреть маркировку на фаре:

  • на стекле фары;
  • на пластиковом корпусе под капотом.

На старых моделях автомобилей код встречается на нижней стороне корпуса. Для просмотра всей информации необходимо полностью демонтировать и перевернуть световой прибор. Обозначение машины встречается в виде наклеек, которые отрываются со временем, после чего восстановить их невозможно.

Нанесение наклейки, которая не соответствует действительности, и установка непредусмотренных ламп карается административным штрафом и вынесением предписания для устранения неисправности.

Виды автомобильных ламп

Обычные лампы накаливания

Первыми на авто устанавливались лампы накаливания, которые сейчас уже называют классическими. Изобретение Эдисона, которым данная лампа и является, представляет собой прозрачную сферическую колбу, с помещенной внутрь спиралью из вольфрамовой проволоки, причем из колбы выкачан весь воздух. При подаче электроэнергии на спираль, она способствует разогреву проволоки, сопровождающегося световым излучением. Однако у таких ламп КПД очень низкое – всего 6-8%. Температура нити в 2000 градусов по шкале Кельвина, с ее желтым оттенком тоже сейчас уже считается слабой. Данная характеристика значительно не «дотягивает» до естественного солнечного света, поэтому для восприятия человеческому глазу такая лампа накаливания не очень подходит.

При этом данная лампа восприимчива к высоким температурам, а сам вольфрам может оседать в виде мелких частиц на внутренней поверхности прозрачной колбы, которой вызывает затуманиванием. Из-за конструктивных особенностей лампы накаливания не способны произвести фокусировку светового пучка отражателями.

Галогеновые лампы

Появление на рынке галогеновых ламп позволило решить много неудобств, которые были при эксплуатации обычных автомобильных ламп накаливания. У этих элементов изменилась форма колбы, она приняла цилиндрическую форму, что сказалось также и на размере вольфрамовой спирали. Внутри колбы находится уже не вакуум, а инертный газ, включающий и пары галогена. Данная особенность конструкции галогеновых ламп привела к появлению процесса самоочищения, поскольку частицы вольфрама не оседают на колбе, в процессе эксплуатации снова оседают на спирали. Поскольку затуманивания стекла не происходит, то пропускная способность светового пучка у этих ламп выше. К тому же цветовая температура у галогеновых ламп выше – 2700-3000 Кельвина, что обеспечивает лучшее восприятие света глазом.

Видео: Тест ламп H4

Но в такой конструкции есть и недостаток – любое прикосновение к колбе рукой может привести к нарушению распределения энергии внутри колбы, что в свою очередь – к появлению трещин в колбе и поломке лампы.

Ксеноновые лампы

Ксеноновые лампы, они же газоразрядные, считаются одной из самых последних разработок в сфере автомобильных осветительных приборов. Внешне такие ламп очень сходны с галогеновыми, но принцип их работы и конструкция – отличаются. Колба такой лампы заправлена ксеноном, и при подаче электроэнергии, внутри ее провоцируется появление дуги между электродами, создающей световой пучок. У таких ламп цветовая температура очень большая. Причем выпускаются разные модели, дающие свой оттенок света. Так, лампа на 8000 К обеспечивает световой пучок с синим оттенком, а у ламп на 5000-7000 К этот пучок по оттенку приближается к солнечному. Эффективность освещения ксеноновых ламп значительно превышает описанных выше, при этом они достаточно надежны, поскольку ее конструкция наличие вольфрамовой спирали не предусматривает.

Но имеются у этих ламп и недостатки и первый из них – потребность в использовании дополнительного оборудования (блок розжига), обеспечивающего подачу напряжения в 20 тыс. вольт на лампу, необходимого для появления дуги. Вторым недостатком является все тот же мощный пучок света – для водителя такая лампа светить будет хорошо, а вот для едущих ему на встречу такой свет может сильно мешать и ослеплять.

Данный тип ламп имеется достаточно сложную конструкцию, поэтому в кустарных условиях ее не изготовить, что исключает возможность приобретения на рынке поддельных осветительных элементов.

Светодиодные осветительные элементы

На первых порах данные лампы устанавливались только в задних осветительных приборах – стоп-сигналах, задних габаритных огнях и т. д. Первые светодиодные лампы белого цвета стали устанавливать в 2004 на модель А8 W12 компании Audi. По пришествию очень короткого срока технология LED, которой и являются светодиодные лампы, стала очень популярной и уже вполне возможен полный переход на них при выпуске автомобилей.

К достоинствам светодиодных ламп относится:

  1. Вибро- и удароустойчивость;
  2. Значительный ресурс;
  3. Небольшое потребление электроэнергии;
  4. Большая световая температура;
  5. Экологичность;

При этом смена любой другой лампы на светодиодную не сопровождается какими-либо переработками авто, вполне достаточно выяснить, какой тип гнезда используется на авто, и подобрать лампу согласно таблице сходности осветительных элементов.

Лучшие светодиодные противотуманные фары

OSRAM LEDFOG103

Светодиодная противотуманная оптика. Имеется функция дневных ходовых огней. Помимо функциональности, это отличный вариант для тюнинга автомобиля. Имеется несколько вариантов оформления линзы. Еще одна особенность модели — двойной функционал (сочетание дневных ходовых огней с ЛЕД-противотуманными фарами). Лучшая видимость обеспечивается за счет повышенной цветовой температуры в сравнении с привычной оптикой.

Цветовая температура фар достигает 6 тыс. К. Конфигурация необычная, напоминающая глаз хищной птицы. Благодаря двойному функционалу видимость и поле обзора существенно увеличиваются. Если сравнивать с галогенной оптикой, срок службы изделий больше в 5 раз, а энергоэффективность выше.

Преимущества:

  • оригинальный дизайн, так называемый «орлиный глаз»;
  • хорошие эксплуатационные качества;
  • многозадачность (противотуманки + ДХВ);
  • наличие в противотуманных фарах проекционной линзы;
  • различные цветовые варианты окантовки линз для индивидуализации и стильного внешнего вида;
  • универсальность. Изделия подходят для автомобилей всех марок;
  • гарантия 3 года.

Минусов не найдено.

VALEO 047414

Особенность противотуманной оптики от VALEO — стильный фирменный дизайн и свет с температурой 4,8 тыс. К, что соответствует кристально-белому свету. В наборе, помимо двух противотуманок, имеется 2 переходника (полярность обратная).

Плюсы модели:

  • красивый дизайн;
  • большая мощность света;
  • оптимальная цветовая температура, соответствующая кристально-белому свечению;
  • простой универсальный монтаж;
  • фирменный линзованный модуль;
  • небольшая масса конструкции;
  • продолжительный рабочий ресурс — свыше 5 тыс. ч;
  • стойкость к вибрации;
  • высокий уровень герметичности;
  • энергоэффективность. Потребление электричества в разы меньше, чем в штатных галогенных лампах.

При использовании оптических приборов от VALEO существенно улучшается видимость на дороге, а, значит, повышается безопасность езды.

Единственный недостаток: неполная совместимость с ФФ2 Дорестайл.

MTF Light 12В, 22Вт, ЕСЕ R19, универсальные, комплект

Противотуманки MTF Light предназначены для монтажа в штатные места отдельных авто. Яркость каждой фары — 1 тыс. Люмен. Это максимально допустимый показатель для дорог общего пользования, в соответствии с регламентом ЕСЕ. ПТФ оснащены мощными светодиодами от Osram. Это гарантирует увеличение срока службы и дает возможность непрерывно пользоваться фарами. Рабочий ресурс изделия превышает 5 тыс. часов. Цветовая температура составляет 5,5 тыс. К, что соответствует белому цвету.

Достоинства:

  • существенное улучшение видимости;
  • белое свечение;
  • длительный рабочий ресурс;
  • герметичность;
  • устойчивость вибрации;
  • уровень энергопотребления в несколько раз ниже, чем в галогенных лампах.

OPTIMA LED FOG LIGHT-020

Высокотехнологичная автомобильная оптика сочетает в себе несколько функций:

  • дневные ходовые огни;
  • ПТФ;
  • Подсветка поворотов.

При изготовлении использованы такие виды материалов:

  • корпус выполнен из качественного алюминиевого сплава, обеспечивающего эффективное охлаждение светодиодов;
  • линза изготовлена из высококачественного полимера, ударопрочного и водонепроницаемого.

Применяемые материалы обеспечивают высокий уровень защищенности изделия от воды, пыли и загрязнений.

Особенности переключения функций следующие. Включение ДХО автоматическое после запуска мотора. Выключаются ДХО после того, как включен ближний свет. Запуск ПТФ осуществляется с помощью штатной кнопки из автомобильного салона (при этом происходит автоматизированное отключение ДХО). Функция ПТФ приоритетная.

Преимущества:

  • яркий свет;
  • многофункциональность;
  • качественная сборка.

Типы автомобильных ламп

По этим критериям различают несколько видов электрических ламп, применяемых в автомобилестроении.

Накаливания

Представляют собой вольфрамовую нить в стеклянной колбе, из которой максимально откачан воздух. При подаче напряжения на противоположные концы нити происходит разогрев вольфрама, сопровождающийся излучением фотонов света в видимом спектре. По причине недостаточной мощности и малого ресурса, а также теплоты свечения до 3200 K для головных фар этот тип автоламп применяется только в старинных ретроавтомобилях. А в современных машинах используется для подсветки салона и панели приборов.

Галогенные

Модификация ламп накаливания, заключающаяся в том, что вместо вакуума в колбу закачаны галогениды брома и йода. Эти галогены препятствуют прилипанию частичек испаренного вольфрама к внутренней поверхности стекла. Активно перемещаясь внутри колбы эти частички попадают обратно на нить накала и свариваются с ней под действием температуры. Таким образом, происходит частичная регенерация вольфрамовой спирали. Процесс все же не бесконечен, так как испаренные частицы оседают в хаотичном порядке, образуя неравномерные по толщине участки, что в итоге приводит к перегоранию нити в тонких промежутках. Для головных фар, кроме однонитевых, применяют двухнитевые лампы, в которых спирали расположены таким образом, что одна служит для ближнего, а вторая для дальнего света.

Кроме увеличенного в два раза ресурса работы, галогенки светят в два раза ярче обычных ламп накаливания и подобный автосвет широко применяется по сей день.

Газоразрядные

В конце прошлого столетия галогенки были частично вытеснены ксеноновыми лампами. В отличие от предшественников эти приборы работают по принципу дугового разряда в газовой среде. Колба этих ламп изготавливается из прочного кварцевого стекла, внутрь колбы закачивается газ ксенон, а с двух сторон в нее впаиваются два вольфрамовых электрода с проставками из инвара. В момент подачи напряжения на электроды между ними возникает разряд с излучением фотонов света. Так как сам ксенон формирует столб светящейся плазмы только возле катода, то в колбы автоламп добавляют ртуть, соли натрия и скандия. За счет этого основной поток света формируют пары солей и ртути, а ксенон служит для первичного запуска и разогрева основных элементов. Свет таких ламп дает яркий поток, теплотой до 6000 K. Именно эти характеристики так привлекают владельцев авто, но для запуска и работы газоразрядок необходим специальный балласт.


Схема включения в цепь.

Для фар, где не предусмотрена раздельная оптика используют биксеноновые лампы — те же ксенонки, но установленные в специальный механизм, регулирующий фокусное расстояние и направление свечения. Фары, не имеющие подобного механизма, лишены возможности переключения между режимами ближнего и дальнего света с ксеноновыми лампами.

Читайте: 6 лучших моделей ксеноновых ламп

Светодиодные

Следующая ступень эволюции в автосвете — LED лампы. В качестве источника света здесь выступает полупроводниковый кристалл, помещенный под люминофорную заливку. В конструкции лампы имеется схема управления и драйвер, необходимые для работы светодиодов. Так как LED элементы и драйвер сильно греются, то для теплоотвода необходим массивный радиатор. Сами кристаллы размещены с двух сторон в виде дорожек, имитирующих нити накала. Верхняя дорожка отвечает за ближний, а верхняя за дальний свет, причем обе группы прикрыты полусферами, отсекающими прямые лучи, чтобы не ослеплять встречных водителей. Эти лампы имеют ресурс работы до 20000 часов и теплоту света практически в любом необходимом диапазоне, вплоть до 8000K, что делает их самыми долговечными и яркими среди всех аналогов. Главный недостаток светодиодных автоламп в том, что у них нет светораспределения по всему радиусу рефлектора и линзы, как у галогенок или ксенонок. Отсюда вытекает две проблемы:

  1. Их установка возможна только в строго выверенном горизонте, далеко не всегда совпадающем с конструкцией посадочного места в фаре.
  2. Для реализации всего потенциала таких приборов необходима оптика и рефлекторы изначально разработанные под LED лампы.

Последняя разработка, основанная на LED технологии — лазерные фары. Эта инновация позволила увеличить дальность свечения головных фар до 600 метров, но слишком узкий конус света и космические расценки на лазеры пока не дают распространиться новинке на рынке автосвета в полной мере.

Рекомендуем: 7 лучших светодиодных ламп для авто

Краткие технические особенности

Цоколь лампы для авто — неотъемлемый элемент, который требуется для крепкой фиксации светильного аппарата в патроне устройства. Помимо всего, данная деталь обеспечивает беспрерывную подачу электроэнергии через свои контакты для подпитки светоприбора. Некоторые константные элементы предусматривают наличие газа, в результате неправильного подбора устройства может образоваться утечка.

Цоколи подразделяются по виду контактных приспособлений и могут быть:

  1. С лепестками
  2. Монолитными площадками
  3. Проволочными штырьками.

Цоколь как основание светильного аппарата предназначается для обеспечения надежной герметизации самой колбы и защиты от воздействия агрессивных внешних условий.

Если дело касается диодных приспособлений, то фиксирование лампочек для авто не обязательно. В остальных типах автоламп, таких как галогеновые, ксеноновые и аппараты с методом накаливания, обязательно должно присутствовать герметичное соединение.

Каждая модификация цокольного элемента обладает индивидуальным индексом, который может различаться как буквенной символикой, так и цифрами. Все значения сообщают определенные параметры изделия. Чтобы понять расшифровку видов автомобильных лампочек, следует изучить таблицу и списки определений.

Предназначение в краткой форме:

  1. Аппарат надежно удерживает светоприбор в патроне присоединительного типа.
  2. Является проводником электроэнергии, поступающей от источника до нитей накаливания.
  3. Обеспечивает герметизацию корпуса автолампы, защищающую устройство от влияния внешних факторов.

ВИДЕО: Основные виды цоколей

Классификация и виды

На момент существования СССР были зафиксированы в государственном регламенте 4 основные аббревиатуры лампочек для автотранспорта, которые производились на данной территории:

  1. АМН — сокращенное название автоламп с миниатюрными размерными параметрами.
  2. АКГ — обозначаются такие светоприборы на автомобили, как галогеновые изделия и кварцевые.
  3. АС — аббревиатура числится за софитной светотехникой;
  4. А — стандартный тип комплектации, предназначенный для автотранспорта.

Зачатую последующая цифирная символика, которая указывается после букв, свидетельствует об объеме мощности светотехники и серийном номере производителя. Однако данная маркировка может встречаться исключительно на автотранспортных световых устройствах отечественного изготовления. Одним из основных недостатков индексации считается отсутствие в коде определенного типа автомобильных ламп. Сегодня подобные шифры практически не используются.

Модификации оптики и патронов

На данный момент чаще всего в сфере автомобилестроения и реализации запчастей встречаются продукты с иными обозначениями. Обновленные правила создания символики положительно повлияли на образование уникального индекса, соответствующего стандартизированным нормативам ЕСЕ.

Чтобы было проще разобраться в товаре, каждый элемент обозначается следующей аббревиатурой:

  • H — символ обозначает галогеновые светоприборы;
  • W — продукт, в комплектацию которого входят компоненты, состоящие из стекла;
  • R — галогенные лампы с цокольным составляющим и колбой, диаметр которых равен 15см;
  • Y — сокращенное обозначение светового устройства для авто, в котором присутствует колба оранжевого оттенка;
  • T — лампы на транспорт данной модификации имеют компактные размерные параметры.

Кроме того, существуют типы цоколей автомобильных ламп, отличающиеся индивидуальным количеством контактных элементов, которое варьируется в пределах от 1 до 5 единиц.

Разнообразие подразделений классификации можно определить по списку с картинками. Однако следует знать, что каждый вид изделия полностью зависит от технических характеристик крепления.

Индивидуальная классификация и маркировка

Помимо уже указанных аббревиатур устройств, предназначенных для освещения, аппараты обладают индивидуальной классификацией и маркировкой, которая создается на основе типа присоединительного патрона.

Каждый вид соединительной системы разработан таким образом, чтобы не было возможности вкручивать или вставлять лампы в патроны несоответствующей классификации.

Примеры и расшифровка:

  • HB1 и HB2 – двухнитевые фары;
  • HB3 и HB4 – однонитевые, при этом НВ3 обеспечивают только дальний свет, а HB4 – ближний;
  • D1R и D1S – принадлежат к первому поколению газоразрядных ламп, объединенных с модулем зажигания;
  • S – лампа прожекторной (линзовой) оптики;
  • R – лампа рефлекторной (отражающей) схемы;
  • D2R и D2S – газоразрядные лампы второго поколения (R – лампа для рефлекторной оптической схемы, S – для прожекторной).

Если вышеизложенное не облегчило, а лишь усложнило вашу жизнь и вы так и не поняли, как расшифровать маркировку ламп, рекомендую доверить это специалистам или же подобрать лампочку согласно руководства по эксплуатации к вашему авто. Как вариант можете просто взять неисправную лампочку и отправиться с ней в автомагазин, где вам помогут и дадут точно такую же только рабочую лампу.

Текст принадлежит: Фара Инфо.

С развитием автомобильной индустрии и постоянным обновлением модельного ряда машин появляются новые виды и типы автомобильных ламп.На сегодняшний день, определяющим стандартом для производителей ламп в нашей стране является ГОСТ 2023-88. Конечно, и он не совершенен, так как прогресс не стоит, а ГОСТ 88 года, тем не менее большинство автомобильных ламп и цоколей в нем описаны.

В завистимости от количества контактов у цоколя лампы добавляется соответствующая буква:s — один контактd — два контактаt — три контактаq — четыре контакта

p — пять контактовТипы цоколей автомобильных ламп.

А – лампа автомобильная. АМН – лампа автомобильная миниатюрная. АС – софитная лампа автомобильная.

АКГ – кварцевая галогенная автомобильная лампа. Т — лампа цокольная миниатюрная. Цоколь выполнен совместно с колбой.

Пример обозначения для примера (T5 4W) – лампа диаметром 5/8 дюйма, мощность 4 ватта. R – лампа с металлическим цоколем 15 мм и колбой в 19 мм. Обозначение для примера (R 5W) – мощность 5 ватт.

R2 — Диамтер колбы порядка 40 мм. Лампы накаливания применяемые в советское время для дальнего и ближнего света. На настоящий момент почти не используются.

P — лампа с 15-мм цоколем и диаметром колбы до 26,5мм. Обозначение для примера (P21W) – мощность 21 ватт. SV (С) – софитная лампа (с двух сторон расположен цоколь).

Как правило, применяется для подсветки салона, подсветки номерного знака. Обозначение для примера SV8,5 5w– лампа имеет диаметр цоколя 8,5 мм, мощность 5 ватт. Может обозначаться как С5W.

ВА — лампа штифтового типа, в которой каждый штифт расположен симметрично относительно других. BAY – штифтовая лампа, в которой один из штифтов смещен по высоте. BAZ – штифтовая лампа со смещенным штифтом по высоте и радиусу.

W – цоколь лампы выполнен совместно с колбой из стекла. Пример обозначения (W 2*4,6d 5W) – цоколь выполнен совместно с колбой из стекла, толщина цоколя 2 мм, ширина 4,6 мм, 2 контакта, мощность 5 ватт. Обозначение ламп не по цоколю.

Наиболее распространенные лампы галогенные могут иметь различный цоколь, но начинаться с одной буквы H, что значит галогенная. Также встречаются и цифровые значения, которые также указывают на уникальную форму и цоколь лампы, например 9145 (противотуманная лампа).

Обозначение ламп по свету свечения. Y – если буква стоит за первым символом, то эта лампа выполнена с оранжевым цветом колбы.

Лампы и цоколи:

— лампа Н1 цоколь P14,5s— лампа Н2 цоколь Х511— лампа H3 цоколь PK22s— лампа H4 цоколь P43t— лампа Н7 цоколь PX26d— лампа Н11 цоколь PGJ19-2— лампа H8 цоколь PGJ19-1— лампа H9 цоколь PGJ19-5— лампа H12 цоколь PZ20d— лампа H10 цоколь PY20d— лампа HB3 цоколь P20d— лампа НВ4 цоколь P22d— лампа D1S цоколь PK32d-2— лампа D1R цоколь PK32d-3— лампа D2S цоколь P32d-2— лампа D2R цоколь P32d-3— лампа PY21W цоколь BAU15s— лампа P21W цоколь BA15s— лампа P21/4W цоколь BAZ15d— лампа P21/5W цоколь BAY15s— лампа R5W цоколь BA15s— лампа R10W цоколь BA15s— лампа T4W цоколь BA9s— лампа W5W цоколь W2.1×9.5d— лампа W3W цоколь W2.1×9.5d— лампа W2.3W цоколь W2x4.6d— лампа WY2.3W цоколь W2x4.6d— лампа WY5W цоколь W2.1×9.5d— лампа H6W цоколь BAX9s— лампа H21W цоколь BAY9s— лампа C5W цоколь SV8.5-8— лампа HB1 цоколь P29t— лампа HB5 цоколь PX29t— лампа WP21W цоколь WZ2.5x16d— лампа P27W цоколь WZ2.5x16d— лампа C21W цоколь SV8.5-8— лампа W21W цоколь W3x16d— лампа W21/5W цоколь W3x16q— лампа W16W цоколь W2.1×9.5d— лампа WP21W цоколь WY2.5x16d

— лампа PY27/7w цоколь WX2.5x16q

  • ledxenon.ru
  • unit-car.com
  • farainfo.ru
  • www.drive2.ru

Устройство и используемые материалы

Чтобы разобраться в конструкции цоколей, для начала нужно выяснить, какие функции выполняет эта часть, и каким характеристикам должна отвечать:

  1. Цоколь выступает проводником электроэнергии от патрона к лампочке.
  2. Используется для фиксации элемента.
  3. Должен выдерживать рабочую температуру.


Перегрев опасен для лампочек.

Именно работа с высокими температурами является основной задачей цоколя. Электрические контакты, находящиеся в его конструкции, должны выдерживать токи и передавать их

Дополнительно в элементе может быть специальная деталь, отвечающая за точность позиционирования, это важно, например, для лампы кинопроектора

В производстве цоколей разных видов применяются металлы и пластики. Металлические элементы необходимы для соединения и передачи тока.


Металл – хороший проводник.

Переходники для цоколей

Если при проведении ремонта невозможно найти источник света, соответствующий установленным патронам, то разрешается применять переходник. Элемент позволяет установить лампу с повышенной светоотдачей (например, закрепить в разъеме типа Е14 изделие формата Е27). Переходники стандартного вида состоят из корпуса, выполненного из изолятора, резьбовой втулки и наконечника, который вворачивается в патрон. Существуют приспособления для интеграции лампочек с разными вариациями штекеров (например, для установки цоколя E27 в колодку формата GU10).

При проведении ремонта может понадобиться монтаж нескольких источников света. В этом случае подойдет разветвитель, но следует учитывать рост нагрузки на электрическую проводку. Дополнительным недостатком изделий является увеличение вылета колбы лампы относительно установленного на потолке или стене светильника. Любой переходник, расположенный в системе освещения дома или офиса, является временным решением. Длительное использование устройства не рекомендуется.

Разновидность по типу автомобильных ламп

В зависимости от источника получения света, все виды автомобильных лампочек делятся на три группы, каждая из которых имеет свою градацию.

Галогенные

Галогенные лампы – источник света с нитью накаливания внутри колбы, заполненной галогенным газом. Несмотря на множество недостатков, они продолжают занимать лидерство, благодаря низкой цене и нежеланию многих автолюбителей переходить на ксенон и светодиоды. Рано или поздно совершенствование светодиодных автоламп вытеснит галогенки с их малым сроком службы и низкой светоотдачей при относительно высоком энергопотреблении. Изначально символ «Н» указывал на галогенную (Halogen) лампу, а цифра – на типоразмер. Появившиеся затем ксеноновые и светодиодные лампочки продолжили выпускать в стандартных корпусах. В результате изделия с разными источниками света могут быть изготовлены в одинаковом корпусе, например, H7.

Но это не означает их полную взаимозаменяемость. В галогенной лампе расстояние от фланца до спирали – фиксированная величина, от которой зависит геометрия светового луча. Небольшое отклонение спирали от центра сильно влияет на фокусное расстояние и, как следствие, на чёткость светового пятна. В газоразрядной лампе источником света является дуга, а в светодиодной – один или несколько светодиодов. Все они отличаются цветовой температурой и углом распространения света, а значит, требуют индивидуального подбора оптики.

Газоразрядные

Ксеноновая автолампа имеет колбу из кварцевого стекла, внутрь которой закачана смесь газов. Благодаря точному химическому составу, в процессе работы лампы формируется луч света с заданной цветовой температурой. Керамическая вставка и стальной фланец служат преградой между раскалённой колбой и деталями цоколя. Все элементы цоколя выполнены с применением термоизоляционного материала и уплотнителей, обеспечивающих дополнительную защиту. Её работа невозможна без блока розжига, который задаёт точное значение напряжения питания.

Газоразрядные лампы на основе ксенона условно можно разделить на три большие группы:

  1. Ксеноновые лампы с цоколёвкой типа H1-H27, HB3-HB5, предназначенные для переоборудования штатных огней транспортных средств.
  2. Биксеноновые лампы, изготовленные по стандарту H4M, HB1M, H13M и прочие с индексом «М». Их назначение – замена галогенных ламп, которые одновременно являются источником ближнего и дальнего света.
  3. Ксеноновые лампы с цоколями стандарта D1S, D1R – D4S, D4R, установленные на автомобиле заводом-изготовителем.

Светодиодные

Светодиодные автомобильные лампы – сравнительно новый представитель на авторынке, источником света которого служит один или несколько светодиодов. В связи с постоянным совершенствованием технологии, внешний вид led-автоламп тоже меняется. Без изменений остаётся цокольная часть, которая в точности повторяет размеры цоколей галогенных лампочек. Светодиодные осветительные приборы должны работать в тандеме с драйвером, обеспечивающим стабилизацию напряжения и тока. Основная масса led-продукции для авто выпускается на smd-чипах, но постепенно инициатива переходит к cob-матрицам.

Если слаботочные светодиоды полностью оправдали ожидания в организации подсветки салона, номерного знака и габаритов, то мощные светодиодные автолампы по-прежнему остаются слабым звеном среди всего объёма осветительных приборов. Высокая стоимость фирменных led-ламп головного света не по карману рядовому водителю, а дешёвый китайский товар уже успел обрести плохую репутацию. Основные причины – несоответствие заявленных характеристик реальности и низкое качество продукта.

Маркировка и обозначение автоламп

По количеству контактов

В некоторых маркировках, в самом конце маленькой латинской буквой обозначается количество контактов в цоколе по принципу первой буквы латинского исчисления:

  • s (single) — 1;
  • d (duo) — 2;
  • t (tres) — 3;
  • q (quatro) — 4;
  • p (penta) — 5.

В качестве примера можно привести распространенный цоколь P45t, где буква t означает, что лампочка питается посредством трех контактов.

По типу цоколя

По ГОСТ 2023-88, принятому еще в советские времена, в маркировке ламп не всегда заложена информация о конкретной разновидности присоединительной системы. Например:

  • АКГ — аббревиатура, означающая, что прибор представляет собой автомобильную кварцевую галогенную лампу;
  • А — буква, информирующая только о принадлежности лампы автотранспортному средству;
  • АМН — автолампа, где буквы МН говорят о миниатюрных размерах;
  • АС — единственный случай, в котором литерой С обозначен софитный цоколь.

С евростандартом ECE все обстоит несколько лучше. Здесь уже выделены отдельные обозначения для максимальной информативности всех конструктивных особенностей осветительного прибора, где:

  • H — галогенная лампа;
  • T — миниатюрная;
  • R — стандарт с диаметром цоколя 15 мм.

В отношении конкретного типа цоколя по европейской маркировке различают:

  • P — фланцевый;
  • W — стеклянный;
  • BA — байонетный, с симметрично расположенными штифтами;
  • BAY — байонетный, со штифтами, смещенными по высоте;
  • BAZ — байонетный, со смещением штифтов по радиусу и по высоте;
  • G — штырьковый;
  • E — резьбовый.

Если лампа производства США, то американские стандарты DOT предусматривают следующие обозначения:

  • HB1 и HB2 — галогенная, двухнитевая лампа;
  • HB3 — однонитевая дальнего света;
  • HB4 — однонитевая ближнего света;
  • D1R, D1S — газоразрядные, первого поколения;
  • D2R, D2S — газоразрядные второго поколения.

Буквы S и R указывают на линзовый и рефлекторный тип оптики.

По цвету

В аббревиатуре по поводу цвета колбы существует только одно обозначение — буква Y, от английского yellow, информирующая о желтом цвете лампы, например, WY5W.

Все остальные модификации указываются фирмой непосредственно в названии модели прибора, например, Whitebeam III, CoolBlue и т. д.

Краткие технические особенности

Цоколь лампы для авто – неотъемлемый элемент, который требуется для крепкой фиксации светильного аппарата в патроне устройства. Помимо всего, данная деталь обеспечивает беспрерывную подачу электроэнергии через свои контакты для подпитки светоприбора. Некоторые константные элементы предусматривают наличие газа, в результате неправильного подбора устройства может образоваться утечка.

Типы цоколей в рамках одного автомобиля

Цоколи подразделяются по виду контактных приспособлений и могут быть:

  1. С лепестками
  2. Монолитными площадками
  3. Проволочными штырьками.

Если дело касается диодных приспособлений, то фиксирование лампочек для авто не обязательно. В остальных типах автоламп, таких как галогеновые, ксеноновые и аппараты с методом накаливания, обязательно должно присутствовать герметичное соединение.

Каждая модификация цокольного элемента обладает индивидуальным индексом, который может различаться как буквенной символикой, так и цифрами. Все значения сообщают определенные параметры изделия. Чтобы понять расшифровку видов автомобильных лампочек, следует изучить таблицу и списки определений.

Маркировка по цоколю

Предназначение в краткой форме:

  1. Аппарат надежно удерживает светоприбор в патроне присоединительного типа.
  2. Является проводником электроэнергии, поступающей от источника до нитей накаливания.
  3. Обеспечивает герметизацию корпуса автолампы, защищающую устройство от влияния внешних факторов.

ВИДЕО: Основные виды цоколей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *