Какие драгоценные металлы содержатся в катализаторе?

Содержание:

Принцип действия автомобильного катализатора и их виды

Во время работы двигателя внутреннего сгорания вместе с выхлопными газами в атмосферу попадают как безопасные вещества, такие как азот (N2), вода (H2O) и углекислый газ (CO2), так и наносящие вред природе: углеводороды (CHx), оксиды азота (NOx), окись углерода (CO) и другие соединения. Углеводороды и оксида азота являются основными компонентами смога.

Основной принцип действия каталитического нейтрализатора основан на химических реакциях и в зависимости от их типа катализаторы делят на два вида — окислительные или восстанавливающие:

  • В восстанавливающих катализаторах в основном применяются платина и родий, способствующие активному разложению оксидов азота на безопасные азот и кислород;
  • В окислительных катализаторах обычно используются платина и палладий, реагирующие с не сгоревшими углеводородами и оксидами углерода.

Независимо от вида обе реакции протекают при высоких температурах — отработанные газы нагреваются до 500оС — 1000оС. Для эффективной работы устройства требуется не менее 300оС.

Разновидности каталитических конвертеров

Задача автомобильного катализатора — разложить вредные и токсичные соединения на простые и безопасные, или, наоборот, восстановить из токсичных веществ относительно безвредные соединения. Для понимания сути процессов без специальных познаний в области химии приведем несколько примеров основных протекающих в конвертере химических реакций:

  • CO + O2 = CO2 (восстановление углекислого газа из угарного газа и кислорода);
  • NO + CO = N2 + CO2 (преобразование оксидов азота и углерода в молекулярный азот и углекислый газ);
  • NO2 = N2 + O2 (разложение двуокиси азота на молекулярные азот и кислород);
  • CxHy + O2 = CO2 + H2O (окисление углеводородов с выделением углекислого газа и воды).

Каталитический конвертер

Обозначенные реакции в большей степени актуальны для бензиновых двигателей, в дизельных моторах их протекание затрудняется (особенно с участием оксидов азота) из-за более низкой температуры выхлопных газов. Поэтому для двигателей на «тяжелом» топливе была придумана более сложная выхлопная система со впрыском диамида угольной кислоты (мочевины) перед нейтрализатором. Эта технология известна как AdBlue и позволяет снизить количество оксидов азота в выхлопных газах дизельных автомобилей на 90%. Из минусов — сложнее устройство и дороже обслуживание выхлопной системы по сравнению с бензиновыми аналогами, а также необходимость в периодической заправке специального бака мочевиной.

Можно ли обойтись без катализатора

После определённого пробега, после того, как в машине появляются признаки неисправности, необходимо провести замену выработавшего свой срок прибора на новый. Но новый катализатор из-за драгоценных металлов стоит не дёшево. К примеру, новый отечественный нейтрализатор стоит примерно 2-4 тыс., на иномарку 8 тыс. Поэтому многие автолюбители ставят обманку или пламегаситель.

Для того, чтобы обойти систему, необходимо отключить кислородные датчики, поставленные в систему для контроля уровня загрязнения выходящего потока. После отключения умельцы перепрограммируют систему с учётом изменений.

Чтобы не лезть в систему используют обманки – дополнительные вставки, отодвигающие датчики дальше от выхлопа. В результате фиксируется меньше загрязнений, бортовой компьютер спокоен. Используются также обманки с фильтром, который позволяет судить о реальном загрязнении.

Пламегаситель – более бюджетный вариант. Используется как глушитель, одновременно для разделения потока выхлопных газов. В нем нет сотовой структуры, поэтому он лучше переносит различные примеси в топливе. Его плюс – поток свободно проходит его, поэтому мощность двигателя растёт в среднем на 10%, он меньше потребляет топлива.

Зачем удаляют катализатор вмашине – плюсы:

  • Избавляет водителя от регулярной замены дорогостоящей детали;
  • Мощность двигателя растёт;
  • Потребление топлива падает;
  • Нет резкой отрицательной реакции на качество топлива.

Но минусы, которые перекрывают достоинства – наносится вред окружающей среде, если выхлоп попал в салон, то возможно отравление угарным СО и окисью азота, при поездке за рубеж возможен большой штраф или вовсе отказ во въезде в страну.

Если прибор удалён собственноручно и неправильно поставлен пламегаситель, то на приборной панели будет присутствовать сообщение о проблеме с двигателем. Так же могут возникнуть проблемы при прохождении техосмотра, во время движения будет периодически появляться дребезжащий звук.

Виды принимаемых отходов катализаторов

Очерчивая круг каталитических реагентов и устройств на их основе, можно выделить основные разновидности их лома, который достаточно несложно сдать как вторичное сырье:

Автомобильные каталитические нейтрализаторы – катализаторы. Представляют собой своеобразный фильтр на базе сотовой конструкции из металла или керамики. Ее поверхность покрывается платиноиридиевым сплавом, что и вызывает интерес к отработанному катализатору. Состав покрытия включает не только платину, а и прочие дорогостоящие элементы: палладий и родий;

Автомобильные катализаторы отработанные

Промышленные. Это вещества комплексного состава, исполненные в разнообразных формах: шариковые, стержневые, кольцеобразные, гранулированные и прочие. Изготавливаются на металлической или керамической основе и классифицируются по содержанию каталитического реагента. Это может быть как монометалл: платина, родий или палладий, так и биметаллическая структура (Pt-Rh, Pd-Rh), а также вещество включающее все три компонента;

Промышленные катализаторы

Содержащие серебро. Этот драгоценный металл также оказывается каталитическим реагентом. Он – составной компонент катализаторов, применяемых в синтезе этиленоксида, а также содержится внутри фильтров противогазов. В частности модели дополнительных патронов к противогазам: ДП-2, ДП-4 содержать порошковую угольную смесь с кристаллическим серебром;

Фильтры противогазов. Не каждый такой фильтр содержит ценные материалы. Нужно изначально знать состав.

Катализаторы нефтеперерабатывающей промышленности. Сюда относятся реагенты, используемые в риформинге (кристаллы платины на оксиде алюминия) и гидрокрекинга (содержат никель, молибден);

Катализаторы нефтеперерабатывающей промышленности применяются для термического крекинга

Прочие. Любые виды катализаторов содержащие драгоценные или редкие металлы.

Катализатор алюмопалладиевый АПК-2

Следует отметить, что содержание дорогостоящих элементов в катализаторах невысокое. Более того, эта величина падает в процессе эксплуатации. Это связанно непосредственно, с действием реагентов, вступая в реакцию, они теряют часть собственных атомов, а соответственно и массы. Поэтому отработанные катализаторы характеризуются значительно меньшим содержанием палладия, родия, платины и прочих дорогостоящих металлов, чем их новые аналоги – об этом мы подробно писали в статье – Рассуждаем на тему – бизнес на автомобильных катализаторах.

Интересное видео: Как устроен автомобильный катализатор?

Диагностика неисправностей

Проблемы с катализатором можно выявить заблаговременно для этого достаточно знать ряд признаков, про которые пойдет речь дальше.

Загорание лампочки Check Engine на панели приборов

Причина может быть не только в катализаторе, здесь важно выяснить коды ошибок и что они обозначают. К счастью, для большинства автомобилей они одинаковы — код ошибки P0420 указывает на проблемы с пропускной способностью устройства

Снижение мощности двигателя

Как правило, проявляет себя при обгоне, когда нужно резко дать газу, но создается впечатление, что авто едет с прицепом. При этом работа на холостых, трогание с места особых проблем не вызывает.

Также возможны дерганье и вибрация машины.

Нестабильный напор газов из глушителя

Проверяется ладонью руки, которая подкосится к выхлопной трубе при работающем моторе. Газы должны выходить в такт работы двигателя с одинаковыми интервалами.

Слабый, ровный поток газов указывает на забитый катализатор.

Запах выхлопных газов

Если катализатор не выполняет свои функции, то запах выхлопных газов будет отличаться по причине наличия в них большого количества токсических веществ.

Это запах может ощущаться при нахождении рядом с машиной и даже в салоне, когда двигатель работает на холостых на прогреве.

Посторонние звуки под днищем

Звенящие звуки под днищем автомобиля могут указывать на процесс разращения катализатора частички которого попадают в выхлопную систему и бьются об ее элементы.

Задиры на цилиндрах

Эта тема уже затрагивалась выше. Является последствием предыдущего раздела. Выявляются задиры только эндоскопом в автосервисе.

Звенящий звук под машиной – первый звоночек, что стоит воспользоваться этой услугой.

Проверка катализатора эндоскопом

Прибор нужно запустить в выхлопную систему через отверстие первого датчика кислорода так как всю основную нагрузку на себя берет часть катализатор от двигателя. Для этого датчик придется выкрутить.

Соты правильной формы, не забитые и не оплавленные, указывают на исправность устройства.

Проверка датчиков кислорода

Для диагностики используется одни из автосканеров, к примеру ELM 327 и специальное приложение на смартфоне.

Устройство подключается к специальному разъему через провод, или по Блютус.  

Проверка происходит только на прогретом моторе работающим на холостых оборотах.

Запустите приложение, зайдите в нужный раздел и сравните существующие показания датчиков с эталонными.

Читайте по теме: как проверить лямбда зонд.

Что такое каталитический нейтрализатор?

Каталитический нейтрализатор (далее — КН) стоит между двигателем и глушителем в выхлопной системе под днищем авто. Внутри пористый несущий материал, точнее керамический блок с сотовой структурой, уменьшающий или полностью удаляющий вредные выбросы в атмосферу. КН разрушает вредные газы и токсичные компоненты прямо в выхлопной системе, превращая их в нейтральные газы, которые безопасны для атмосферы и окружающей среды. Степень очистки 98%.

Катализатор приводит автомобиль к нормам выбросов Евро-4 и Евро-5, нейтрализуя удар по экологии. Чтобы соблюсти эти нормы каталитический нейтрализатор ставят максимально близко к головке блока цилиндров. Работу катализатора не замечаешь, пока он не поломается.

Катколлектор на Ладе Приора. Черные провода — датчики кислорода

Чтобы каталитический нейтрализатор (каталитический конвертер) в машине не поломался, его нужно вовремя обслуживать и ремонтировать. Нейтрализатор не умирает от износа, руководство пользователя не требует его замены после 100 000 км пробега или 5 лет эксплуатации. Вовремя обслуженный катколлектор работает столько же сколько автомобиль. Основные причины поломки нейтрализатора — неисправный кислородный датчик, выдающий неправильный состав топливовоздушной смеси или некачественное топливо.

Чтобы не загрязнять окружающую среду и избежать поломки катализатора, регулярно проверяйте состояние выхлопной системы автомобиля. Осмотр состояния КН проводится раз в десять лет или при пробеге машины от 100 000 до 160 000 км. Если машина пробежала больше, уже одним обслуживанием каталитического нейтрализатора можно не отделаться.

Срок службы катколлектора еще зависит от того, в какой манере передвигается автомобиль. Короткие, частые поездки, частое толкание в пробках выводит выхлопную систему за пределы рабочих температур (рабочая 300 градусов по Цельсию), что сокращает срок службы нейтрализатора.

Разберемся в ценах на каталитические нейтрализаторы, в его ремонте и как заменить катколлектор самому.

Первый сигнал поломки катализатора — загорание лампочки «Проверка двигателя» на приборной панели — Check Engine.

Игнорирование загоревшегося сигнала Check Engine приведет к тому, что каталитический нейтрализатор выйдет из строя, ремонту будет не подлежать, потребуется замена, а стоит он не дешево. Причина высокой стоимости нейтрализатора в том, что в нем есть драгоценные металлы — платина, палладий, родий. Когда эти металлы вступают в контакт с выхлопными газами, то превращают оксид углерода и оксиды азота — в диоксид углерода и элементарный азот, а углеводороды — в диоксид углерода и водяной пар.

Причины поломки каталитического нейтрализатора

КН забит пылью и отработанными продуктами

Оплавление сот

Со временем катализатор забивается сажей из-за некачественного бензина, что приводит к повышению расхода топлива и увеличению вредных выбросов в атмосферу. Еще в пористую структуру попадают частицы моторного масла и антифриза, портя необходимые химические вещества, которые важны для преобразования выхлопных газов. Забитый катализатор может сильно нагреваться и при температуре выше 900 градусов Цельсия происходит внутреннее плавление элементов катализатора. При сильном оплавлении «сот» выхлоп может пойти в обратную сторону к двигателю, что приведет к выходу из строя выхлопной системы или даже к остановке движка.

Крошение сот

Еще одна причина поломки катализатора — крошение пористой сетки. Происходит это от сильной вибрации или ударов по катализатору. Отпавшая крошка и керамическая пыль могут попасть в блок цилиндров, а это может вывести из строя поршневую группу, приведя к задирам на стенках цилиндров.

Сколько стоит каталитический нейтрализатор?

Цены зависят от бренда, долговечности материалов, способа установки и типа катализатора. Средняя стоимость катколлектора от 19 000 до 11000 рублей.

Цены на каталитические нейтрализаторы с их заменой, по моделям автомобилей (в рублях):

Автомобиль

Цена конвертера

Цена ремонта

Итого

2009 Honda Civic

14 700

51 100

65 800

2016 Toyota Sienna

10 900

13 700

24 600

2010 BMW 328i xDrive

14 300

57 00

71 300

2004 Volkswagen Golf

14 400

28 400

42 800

2009 GMC Acadia

10 900

35 100

46 000

2007 Suzuki SX4

10 600

35 500

46 300

2007 Chevrolet Cobalt

10 500

26 800

37 600

2005 BMW X3

10 400

20 400

31 200

2004 Lexus LX470

10 200

48 000

58 800

2010 Buick Enclave

39 300

35 100

74 400

Можно ли извлечь драгметаллы из катализатора

Выделить ценные металлы из нейтрализатора возможно. После измельчения его внутренней части это делается с помощью реакции выщелачивания окислительными смесями. К палладию еще применяют метод гальваники и электродуговое нагревание. Процессы трудоемкие, требуют наличия реактивов и оборудования, а, следовательно, – материальных вложений.

При этом выход металла небольшой, всего до 0,1 г, и он содержит примеси, например окись алюминия, что значительно снижает цену такого продукта. Получить за него можно, в лучшем случае, 200 рублей. Если соотнести затраты с прибылью с одного катализатора, то она никак не окупит потраченных средств, а потрудиться придется изрядно. Поэтому мало кто занимается этим в домашних условиях.

Целесообразно перерабатывать одновременно десятки и сотни автомобильных катализаторов. Этим занимаются специальные организации в промышленных масштабах. Проще всего сдать им ненужную автодеталь и получить деньги, не прилагая лишних усилий. Предприятия платят примерно 70–80 % от стоимости извлеченного ценного металла.

Разбогатеть на драгоценных металлах из одного катализатора не удастся, но можно получить приятный бонус за уже ненужную вещь и вложить его в покупку нового нейтрализатора. Такой возможностью стоит воспользоваться.

◄ Назад к новостям

Причины неисправности катализатора автомобиля

Компании, производящие нейтрализаторы, утверждают, что их можно использовать на протяжении 100 000–150 000 км пробега. Однако в реальности этот агрегат может выйти из строя гораздо раньше, особенно если вы живете в мегаполисе и постоянно стоите в пробках.

Почему нейтрализатор может прийти в негодность? Дело в том, что устройство катализатора автомобиля представляет собой фильтр. А фильтр нужно регулярно менять.

Срок службы агрегата станет меньше, если система зажигания неисправна. Такая проблема обычно выявляется на автомобилях марки Ford и ВАЗ. Если зажигание выставлено неверно, будут случаться пропуски. В результате топливная смесь сгорит лишь частично. Образуется огромное количество сажи, которая скапливается в нейтрализаторе. Оптимальное решение — провести его чистку. Но это не поможет, если оплавилась бобина.

Поломка данного агрегата может произойти, если вы используете низкокачественное топливо. Оно станет не полностью сгорать. Процесс догорания будет происходить в коллекторе, и непосредственно в нейтрализаторе. Микрочастички забьют фильтр, и через него не сможет проходить воздух.

Причины выхода катализатора из строя

Состав катализатора автомобильного изучен, теперь можно определить причины, по которым он может выйти из строя.

Если речь идет о керамическом катализаторе, то он может выйти из строя в результате:

  • Удара, например, о камень. Для повреждения керамических сот иногда достаточно небольшого удара.
  • Попадание воды на разогретый катализатор, например, если на прогретой машине заехать в лужу. Это может стать причиной того, что соты рассыпятся.
  • Неисправность в системе зажигания. Если не происходит воспламенения при пуске мотора, то топливо может попасть в приемную трубу, а потом в катализатор. В результате этого бензин взрывается в катализаторе. Из-за многократных пропусков зажигания нейтрализаторы быстро разрушаются и оплавляются.

Есть несколько причин, которые для всех типов катализаторов вне зависимости от состава способны стать разрушающими:

  • Бензин низкого качества или этилированный;
  • Проникновение частиц и паров несгоревшего масла стремительно забивает соты;
  • Проникновение в катализатор антифриза и сторонних жидкостей, которые могут использоваться для промывки топливной системы;
  • Переобогащенная топливно-воздушная смесь, которая покрывает катализатор сажей, что приводит к его забиванию;
  • Длительная работа мотора на холостом ходу, езда в пробках, постоянные прогревы и автозапуски.

Палладий в каталитическом нейтрализаторе

Монтаж каталитического нейтрализатора осуществляется в выхлопную систему под днищем транспортного средства. Внешне устройство представляет собой прибор из металлического кожуха, оснащённый термоизолированным блоком с сотами из керамики незначительного размера. Драгоценные металлы в виде напыления, тонким слоем наносятся на ячейки. Химическая, окислительно-восстановительная реакция происходит при нагревании устройства до более 300°С и наличии правильного соотношения топлива-кислорода.

Катализатор имеет свой определённый срок эффективного использования, после окончания которого, авто катализатор не стоит выкидывать, а лучше всего сдать на разборку. Из-за присутствия в его структуре благородных металлов, стоимость которых высокая, за него можно получить приличное денежное вознаграждение. Что станет отличным финансовым стартом для покупки нового оригинального нейтрализатора или одного из предлагаемых на рынке аналогов.

Сколько палладия в катализаторе автомобиля ответить достаточно сложно, ведь количество грамм непосредственно зависит от присущего устройству типа и веса. Средний показатель составляет 0,005% — 3,5% массы вторсырья.

Для некоторых катализаторов характерно отсутствие палладия вовсе, но при этом там присутствует платина или родий. В иных же автомобилях, в основном премиального класса, могут быть установлены парные катализаторы, что непременно отражается на размере конечных выплат.

Какой драгметалл в катализаторе именно присутствует, могут определить специалисты компаний, которые занимаются скупкой вышедших из строя устройств. Доверять свой катализатор, хоть и вышедший из строя, стоит только проверенным и достойным компаниям, которые не только ведут легальный вид деятельности, но и:

  • располагают современным и точным оборудованием;
  • предлагают всем своим клиентам справедливую цену;
  • в штате работают исключительно специалисты своего дела;
  • заключают с клиентами договор купли-продажи;
  • выдают по результатам сделки счёт-фактуру и иную документацию.

Сколько стоит продать катализатор зависит от многих факторов, но в первую очередь нужно подобрать правильную компанию для сотрудничества. Это позволит вернуть до 80% стоимости выявленных благородных металлов, содержащихся в каталитическом нейтрализаторе.

В чем заключается работа катализатора?

Термин «катализатор» пришёл из химии. Означает вещество, ускоряющее реакцию, не являющееся продуктом реакции. Бывает двух типов: катализатор восстановления, катализатор окисления.
В современных автомобилях используется трёхкомпонентный каталитический преобразователь, уменьшающий количество выбросов 3‐х самых вредных веществ, озвученных ранее.Первая стадия очистки — катализатор восстановления, снижает количество оксидов азота.Вторая стадия — катализатор окисления, снижает уровень несгоревших вредных веществ.Третью стадию выполняет компьютер, контролирующий поток выхлопов и использующая данные для эффективного управления впрыском топлива. Кислородный датчик, установленный ближе к двигателю, передает бортовому компьютеру объем кислорода в выхлопе. Который регулирует пропорцию воздуха к топливу, попадающего в двигатель. Такая модель позволяет удостовериться, что работа двигателя максимально эффективна, и в выхлопной системе остаётся достаточно кислорода для окисления не сгоревших веществ.
Каталитический нейтрализатор работает эффективно, но не достиг идеала. Самый большой недостатком: работа только при высокой температуре. В момент прогрева каталитический преобразователь практически бесполезен. Можно переместить бочку катализатора выше к двигателю, но газы будут более горячими, что приведет к перегреву, а это уменьшит срок работы нейтрализатора. Большинство производителей размещают каталитический преобразователь в районе правого переднего колеса — на достаточном расстоянии от двигателя, с возможностью поддержания необходимой безвредной температуры.


Для сокращения выбросов можно использовать предварительный нагрев каталитического нейтрализатора. Самое элементарное — использовать электрические нагреватели сопротивлений. Но большинство автомобилей (12-вольтные) не нагревают катализатор до необходимой температуры за короткое время. Гибридные автомобили (высоковольтные) справляются с этой задачей очень быстро. Дизельный двигатель работает при низкой температуре, вследствие чего катализатор не продуктивен. В связи с этим, ведущие проектировщики эко-автомобилей изобрели систему, использующую мочевину (карбамид). Мочевина реагируя с оксидом азота, выделяет азот и водяной пар, обезвреживая более 90% оксидов из выхлопа.

%rtb-4%

Процесс извлечения благородных металлов

Несмотря на то, что в интернете масса информации о том, как извлечь драгметаллы из вторичного сырья самостоятельно, при этом с минимальным количеством вспомогательного оборудования, следовать им не следует. Кроме того, что такое извлечение и сбыт незаконны, так это ещё и опасно.

Опасность заключается в том, что неотъемлемой составляющей таких драгоценных металлов являются химические кислоты в виде хлора и кислоты, которые очень агрессивны. Некорректное обращение с ними может стать причиной не только нанесения вреда здоровью автолюбителя, но и окружающих его людей. Данные вещества также негативно влияют на экологию

Поэтому очень важно их очищать, а само устройство утилизировать по всем правилам

Для того чтобы по результатам проделанной вами работы был хоть какой-то результат, необходимо иметь представление о виде и количестве добавок, методах их нанесения и распределения. Нужно знать, какие и в каком количестве вещества содержатся во вторсырье и много чего иного. На самом деле не специалисту данной отрасли разобраться в таком достаточно проблематично.

Не желая рисковать своим здоровьем и окружающих, загрязнять окружающую среду и в итоге ничего не получить, стоит обратиться в один из подходящих по предлагаемым условиям сотрудничества пункт приёма бу катализаторов.

Конструкция катализатора

Внутренняя часть автомобильного компонента заполнена особой конструкцией, выполненной из керамики или металла. Внешне она напоминает пчелиные соты. Верхняя часть катализатора покрыта тонким слоем драгоценного металла.

Наличие такого напыления обеспечивает снижение уровня вредных выбросов. Это достигается за счет того, что выхлопные газы, контактируя с драгметаллами и другими веществами, вступают с ними в химическую реакцию. Для напыления внутренней части автокомпонента используют сочетание:

Каждый из этих металлов оценивается довольно высоко. Поэтому автомобильные катализаторы привлекают многих людей, которые занимаются извлечением драгоценных материалов с целью их дальнейшей перепродажи.

Добычи указанных металлов – это довольно сложный процесс, требующий наличия соответствующих навыков и различных дорогостоящих веществ.

Существует несколько технологий, посредством которых можно извлекать драгметаллы. Они подбираются исходя из конечных целей работы.

Некоторые из указанных технологий, а также их результаты приведены в таблице.

Метод Результат
Выщелачивание посредством окислителей Платина и родий
Гальванический метод Палладий
Воздействие «Царской водкой» Платина
Фторирование Палладий

Выбор в пользу конкретной технологии обусловлен в основном возможностями человека, который получает платину из катализатора

Также важно понимать, что в процессе аффинажа существуют неизбежные потери извлекаемых материалов. В частности, подобные недостатки отмечаются у техники выщелачивания, которая требует многократных промывок компонентов химической реакции

Можно ли добыть платину из катализатора

Платина — редкий, драгоценный металл, который используется при изготовлении автомобильных нейтрализаторов. Цена элемента как минимум в два раза выше стоимости золота. Этот материал преобразует до 90 процентов токсичных составляющих выхлопных газов в безвредные элементы:

  • Азот.
  • Пар.
  • Углекислый газ.

Чем дольше эксплуатируется устройство, тем меньше платинового напыления на нем остается, поэтому тратить время на извлечение металлов из отработанных нейтрализаторов не имеет смысла. Кроме того, для этих целей лучше использовать импортные катализаторы, поскольку отечественные производители часто заменяют платину более дешевыми аналогами.

Имеет ли смысл самостоятельно отделять драгметаллы от катализатора? Только в том случае, если вы планируете переработать большое количество устройств одновременно. Тратить время на единственный экземпляр нерационально, кроме того, процесс не окупится — траты на необходимые химические реактивы не намного меньше, а иногда даже больше стоимости самого металла.

Из чего состоит катализатор?

Внутри размещена металлическая (алюминиевая) или керамическая конструкция, которая похожа на пчелиные соты. Как раз верхняя часть сот и покрывается тоненьким слоем драгметаллов платиновой группы.

Нанесенные частицы драгметаллов в виде напыления уменьшают объем токсичных выбросов в окружающую среду. Это происходит за счет увеличения площади поверхности, контактирующей с выбросами. На ней драгметаллы вступают в химическую реакцию с продуктами горения, превращая их в безопасные для экологии.

На катализатор наносятся такие металлы:

  • Платина. Помогает превращать более 90% вредных веществ в безопасный углекислый, газ, водяной пар и азот.
  • Наличие компонента в катализаторе, родия, добавленного к платине, увеличивает механическую прочность, повышая срок эксплуатации сетки.
  • Палладий способствует удешевлению катализатора и незначительно (не более 2%) увеличивает его активность.

Срок эксплуатации платиновой сетки не превышает полтора года, в некоторых случаях она может прослужить не больше года. Пришедшая в негодность сетка снимается и взамен ставится новая.

Продать катализатор в Москве выгодно

Чтобыпродать катализатор в Москвевыгодно, следует тщательно изучить условия покупки устройств в точках приёма вторсырья

Это означает, что автомобилисту следует определить главные критерии, на которые обращают внимание покупатели при осмотре и приёме каталитических конвертеров

Собственно, критерии при приёме катализаторов:

  • Марка и страна изготовитель;
  • Годы выпуска;
  • Степень изношенности устройства;
  • Период эксплуатации;
  • Отсутствие механических повреждений;
  • Чистота реализуемого товара;
  • При больших объёмах продукции наличие правильной сортировки по вышеупомянутым критериям;
  • Основной материал, из которого сделан катализатор (металл или керамика). Предпочтение отдаётся металлическим изделиям.

За качественный, подпадающий под все вышеизложенные параметры катализатор, можно выручить приличную сумму денег. На практике существует определённый ценз, определяющий стоимость того или иного устройства – это место изготовления. Например, нейтрализаторы зарубежного производства при скупке стоят до 30 тыс. рублей за килограмм, а вот отечественные изделия едва дотягивают до 5-ти тыс. рублей за тот же объём. Несмотря на такой разрыв в стоимости двух категорий устройств, денежная компенсация – всё равно достаточно приятная часть процедуры утилизации, ведь зачастую эти устройства просто выкидываются на свалку.

Извлечение палладия

С целью отделения палладия можно воспользоваться химическими методами, что применяются и к платине. Но в таком случае очень редко в конечном итоге получается чистый металл без каких-либо примесей. С целью добычи подобного вещества иногда используются также гальванический метод или электродуговое нагревание.

Самым же действенным способом, используя который можно получить максимально чистый палладий, является повышение температуры металла до 500 градусов и одновременное его фторирование. В результате проведения такого процесса получается фтористый палладий, при охлаждении до температуры около 100 градусов его расщепляют с использованием минеральной кислоты.

Воспользовавшись подобной технологией, можно получать практически весь палладий, что есть в автомобильных катализаторах.

В современной промышленности существуют и некоторые другие действенные способы добычи драгоценных материалов из отработанных катализаторов. Обычно они дают возможность получать чистые металлы.

Недостатком их является необходимость сразу большого количества катализаторов для переработки, поскольку ради небольшого количества нет смысла начинать процесс. Кроме того, в таком случае существуют немалые материальные затраты на покупку всех необходимых катализаторов.

Структура и состав катализатора

Типичный структурный и химический состав частицы микросферического катализатора

Основным активным компонентом является цеолит, обычно стабилизированная форма цеолита Y.

Структура элементарной ячейки цеолита типа Y

Этот материал содержит внутреннюю пористую структуру, в которой присутствуют кислотные участки, которые могут преобразовывать более крупные молекулы в молекулы желаемого бензинового диапазона. Глина добавляется в качестве наполнителя, но также и по причинам теплоемкости. Различные источники оксидов алюминия и кремния используются для получения мезо-и макропористой матрицы, которая позволяет прохождение более крупных молекул сырья и их предварительное крекирование. Кроме того, эти компоненты используются для связывания системы вместе. Дополнительные компоненты могут содержать специальные металлические ловушки для улавливания Ni и V. Компоненты обычно смешиваются в водной суспензии, а затем высушиваются распылением с образованием более или менее однородных сферических частиц, которые могут быть флюидизированы в регенераторе.

Типичный состав микросферического катализатора ОКТИФАЙН (KNT Group)

Преимущества комплексного подхода

Компании, специализирующиеся на закупке лома амортизаторов, проводят целый комплекс мероприятий по разделению и определению содержания вторичного сырья. Это включает:

  1. Извлечение керамического монолита из металлического корпуса.
  2. Взвешивание и дробление сот для отбора проб.
  3. Определение содержания каждого вида драгоценных или редких металлов методами рентгено-флуоресцентной спектроскопии или портативным анализатором металлов.
  4. Дополнительная проверка результатов посредством химического анализа порошка.

Как происходит прием катализаторов – схема одной из фирм, которая занимается скупкой лома катализаторов

Таким образом, на выходе получается точный вес каждого компонента: платина, палладий или родий. Это особенно выгодно, для катализаторов, где износ платиноиридиевого слоя невелик. Выгода комплексного подхода, в том, что компания фактически самостоятельно выполняет всю работу по демонтажу очистительного приспособления и дроблению монолита, содержащего металлы платиновой группы.

Аналогичная ситуация наблюдается и с отходами промышленных катализаторов, а также фильтрами для противогазов, в состав которых входит серебро. Использование методов спектрального и химического состава позволяет точно установить массу каждого из дорогостоящих металлов входящих в состав вторичного сырья. Это сводит потери прибыли от реализации лома катализаторов к минимуму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *