Глонасс

Абонентские устройства, приемники ГЛОНАСС

Понятно, что любая система мониторинга будет обладать максимальной помехоустойчивостью и точностью, если определение координат в ней ведется по спутникам GPS и ГЛОНАСС одновременно. Группировка спутников GPS начала действовать раньше других и поэтому сначала абонентские устройства воспринимали только сигнал GPS. Затем появились микросхемы, корректно воспринимающие сигналы от спутников ГЛОНАСС. На третьем шаге на рынок вывели универсальные чипы, совместимые с 2-мя или 3-мя информационными протоколами сразу.

Приемник спутникового сигнала NV08C

Среди отечественных разработок, отвечающих последнему требованию, можно назвать микросхему NV08C-MCM-M, выпускаемую с 2009 года.

Универсальный модуль компании Starline

Владелец цифровой сигнализации Starline любой из современных моделей имеет право приобрести и установить дополнительный модуль GSM-связи. Этот модуль выполнен в виде печатной платы, монтируемой внутрь основного блока.

Модульная архитектура Starline

Когда в основной блок будет установлен модуль GSM, дополнительно к специальному разъему подключается блок навигации, наделенный приемником сигналов ГЛОНАСС/GPS:

Навигационный блок Starline

Можно осуществлять спутниковый мониторинг транспорта, не используя при этом охранные функции. В таких случаях подходит более доступное оборудование – маяк Starline М17, отслеживающий координаты и скорость.

Комплектация навигационного маяка

На начальном этапе система мониторинга может быть построена на основе следующего оборудования: навигационные маяки, один сотовый телефон и одно вычислительное устройство с выходом в Интернет. Телефон используется для управления маяками при помощи SMS. Но в действительности, маяк – достаточно примитивное устройство, неспособное отслеживать уровень топлива и некоторые другие параметры. Каждое такое устройство со временем можно заменить более сложным оборудованием – навигационным терминалом либо тахографом. Так можно будет построить, в том числе, действующую систему контроля топлива.

Объяснение понятий терминал и тахограф

В функции спутникового мониторинга автотранспорта может входить контроль следующих параметров: заряд АКБ, уровень топлива в баке и т.д. Помимо координат, все данные могут быть считаны с шины CAN. Если же подключение к CAN-шине вы использовать не собираетесь, можно установить дополнительные датчики, подключив их к единому электронному блоку. В такой блок может быть встроен и модуль навигации.

Тахограф с навигацией, грузовая техника

Если электронный блок может только «запоминать» данные, но не отправлять их по каналу GSM, то устройство называется тахографом. А тахограф, оборудованный действующим GSM-модулем – это терминал.

Любая система контроля транспорта, если в ней используются именно терминалы, может быть дополнена «тревожными кнопками». Водитель нажимает кнопку, и оператор получает сообщение в течение 40-ка секунд.

Схема подключения тревожной кнопки

Понятно, что слежение за транспортом необязательно должно осуществляться в режиме реального времени. Данные можно просто записывать, и анализировать их в конце рабочего дня. Но наличие интерактивного режима несет свои преимущества. Одно из них указано выше (возможность установить «кнопку тревоги»). Право выбора лучше предоставить владельцу.

Казалось бы, не так важно, какая именно система навигации будет использоваться – ГЛОНАСС или GPS. На грузовики закон требует устанавливать тахографы, но подключать эти устройства к навигационному модулю вовсе не обязательно

Однако продолжение развития программы ЭРА-ГЛОНАСС наводит на определенные мысли. Долгое время, в том числе и в нашей стране, приоритет отдавали навигации по спутникам GPS. Теперь ситуация изменилась кардинально

На грузовики закон требует устанавливать тахографы, но подключать эти устройства к навигационному модулю вовсе не обязательно. Однако продолжение развития программы ЭРА-ГЛОНАСС наводит на определенные мысли. Долгое время, в том числе и в нашей стране, приоритет отдавали навигации по спутникам GPS. Теперь ситуация изменилась кардинально.

Сеансы управления

Центр управления системы «ГЛОНАСС» расположен в подмосковном Краснознаменске. Именно отсюда боевыми расчётами центра им. Титова (структура 15-й армии Воздушно-космических сил РФ) осуществляется круглосуточное и непрерывное управление всей группировкой аппаратов «ГЛОНАСС».

Ежесуточно выполняется около 300 сеансов управления. Одна из основных задач военнослужащих центра им. Титова — контроль технического состояния спутников.  

«Состояние бортовой аппаратуры космических аппаратов «ГЛОНАСС» оценивается на основании анализа получаемой телеметрической информации, содержащей значения всех контролируемых параметров, отклонение от нормы которых может приводить к неисправности космического аппарата», — подчеркнул Александр Гребенюк.

Работа военнослужащих центра им. Титова

Как пояснил офицер, устранение нештатных ситуаций проводится боевыми расчётами с привлечением оперативных групп, в состав которых входят специалисты предприятий — разработчиков элементов космических аппаратов.

В наиболее сложных ситуациях боевые расчёты совместно с представителями главного конструктора ИСС им. Решетнёва вырабатывают нестандартные решения устранения возникших неисправностей.

Как рассказали журналистам в центре им. Титова, в ходе эксплуатации аппаратов серии «ГЛОНАСС-М» имели место факты повреждения корпуса космических аппаратов космическим мусором и небесными телами, то есть физическими объектами естественного происхождения.

В результате происходила разгерметизация спутников, и они теряли работоспособность. Применение негерметичных платформ при создании новых космических аппаратов серии «ГЛОНАСС-К» позволило исключить возникновение данных неисправностей, пояснили в центре им. Титова.

Также по теме


Безопасность на орбите: российские учёные разработали роботизированный комплекс для спасения космонавтов

Российские учёные разработали проект роботизированного комплекса для спасения космонавтов, оказавшихся в опасной ситуации в открытом…

«Чаще всего мы наблюдаем незначительные неисправности, которые оперативно устраняются посредством команд управления с Земли. По итогу аппарат продолжает работать в рамках заданных функциональных возможностей», — заявил Гребенюк.

По словам подполковника, в космические аппараты системы «ГЛОНАСС» закладывается очень серьёзный ресурс надёжности. Существующие алгоритмы управления, реализуемые в специальном программном обеспечении, позволяют при выходе из строя одной системы практически всегда запустить резервную.

«Кроме того, каждый космический аппарат имеет систему самоконтроля. Тем самым после самодиагностики в случае отклонения параметров работы он может самостоятельно переключиться на другой комплект аппаратуры с целью поддержания работоспособного состояния. Если аппарату не удаётся самому решить возникшие проблемы, то он посылает на Землю соответствующий сигнал», — говорит Гребенюк.

Преимущества ГЛОНАСС

Часто рядовые автомобилисты и начинающие владельцы автопарков не видят разницу между навигационными системами GPS и ГЛОНАСС либо считают, что это одно и тоже. При желании обзавестись спутниковым сопровождением следует понять, в чём отличие.

Особенности:

  • Движение спутников GPS синхронно движению Земли. ГЛОНАСС не позиционируется с вращением земного шара. Этот параметр увеличивает стабильность работы системы, но снижает срок службы спутников.
  • GPS базируется на кодовом разделении каналов, ГЛОНАСС работает на частотном.
  • Сигналы GPS покрывают 100% земного шара. ГЛОНАСС покрывает 100% территории РФ и 70% мирового пространства.
  • Точность у GPS выше, но у ГЛОНАСС заложена возможность снижения погрешности за счёт ввода в эксплуатацию усовершенствованных моделей спутников. США лишь выпускает на орбиту дополнительное количество агрегатов.
  • Сигналы GPS лучше улавливаются на экваториальных и приближённых к ним территориях. ГЛОНАСС успешнее работает в полярных широтах.

Несмотря на достоинства GPS навигации, разработчики отечественного оборудования и пользователи системы мониторинга транспорта говорят о ряде преимуществ использования именно ГЛОНАСС. К плюсам относят:

  • надежность орбитальных аппаратов — изначально спутниковая система предполагала использование в обороне;
  • круглосуточный режим работы;
  • возможность прокладывания маршрута в совершенно незнакомых местностях;
  • сохранение единожды проложенного маршрута в памяти устройства;
  • защиту от угона (при соответствующих настройках возможно дистанционно блокировать работу двигателя);
  • сохранность груза (достигается путём установки электронных пломб с возможностью вскрытия их только через веб-приложение на ПК владельца);
  • выход из строя какого-либо элемента комплекса не ведет к остановке работы мониторинга — все датчики и базовые устройства имею встроенный аккумулятор и карту памяти.

Оборудование

Мониторинг автотранспорта возможен только при совокупной работе орбитального и наземного оборудования. ГЛОНАСС в автотранспорте представляет собой набор устройств. Комплектация бывает разнообразной, в зависимости от потребностей заказчика.

Составные приборы:

  • терминал — основной блок, собирающий информацию с датчиков и передающий сигнал спутникам;
  • трекер — главный элемент отслеживания объекта (именно сигнал трекера обозначает местоположение автомобиля);
  • датчики — это небольшие сенсоры, различаемые по функциональным обязанностям (датчики уровня топлива, контроля моточасов, угла наклона, температуры, контроля количества пассажиров и пр.);
  • при наличии в машине CAN-шины возможна установка CAN-считывателя данных.

Разработкой и производством аппаратуры для ГЛОНАСС мониторинга занимаются крупные предприятия. К ним относятся АО «Российские космические системы», ФГУП НИИ КП, Ижевский радиозавод, ЗАО КБ «НАВИС» и многие другие.

Продажей и специализированной установкой оборудования занимается множество дистрибьюторов и дилерских компаний. В их числе крупные мобильные операторы.

Расценки на оборудование варьируются в зависимости от категории транспорта. Приблизительная стоимость:

  • на легковое авто базовое устройство обойдётся около 7 000 руб.;
  • на пассажирский транспорт понадобится примерно 10 000 руб. за базовый комплект;
  • за комплектацию грузовой машины с одним топливным баком в среднем уйдет 15 000 руб.

Программное обеспечение

ПО для мониторинга транспорта ГЛОНАСС выпускают многие компании, в том числе сотовые операторы. Популярными разработчиками являются:

  • ГЛОНАСС Soft;
  • Wialon;
  • Omnicomm Online;
  • Megafon и др.

Хороший поставщик оборудования обычно имеет собственное ПО. Специалист сразу устанавливает и настраивает программное обеспечение. Считается, что оно не требует оплаты. Но стоимость программы чаще всего уже заложена в услуги компании.

Работа системы ГЛОНАСС только условно называется бесплатной. Да, сам спутник принимает и передает сигналы безвозмездно.

Но посредником в передаче и хранении данных является какой-либо сервер, сотовый оператор и т. п. А их услуги никогда не были бесплатными. Если при установке ПО стоимость не оговаривается отдельно, значит плата заложена в цену оборудования, монтажа и пр. мероприятий.

Как отследить машину через ГЛОНАСС

Помимо оповещения об аварии, установленный в машине модуль ГЛОНАСС/GPS в состоянии осуществлять противоугонные функции, превращаясь в так называемые трекеры. Что замечательно – такое средство слежения за транспортным средством обойдётся вам намного дешевле, чем оснащение специализированным трекером. Разумеется, далеко не все устройства поддерживают данную функцию, поэтому в ряде случаев, чтобы иметь возможность осуществления поисково-спасательных мероприятий, терминал придётся заменить на подходящее устройство. Такое оборудование может работать непрерывно, в режиме реального времени осуществляя определение координат транспортного средства и отсылая их на любое удалённое устройство. Это может быть компьютер, планшет или любой мобильный гаджет, подключенный к интернету.

Обладая таким терминалом, вы можете не бояться, что ваш автомобиль окажется объектом пристального внимания со стороны автоворов. Но этим возможности трекеров не ограничиваются. Скажем, для владельцев автотранспортных предприятий это единственная возможность контроля за нецелевым использованием автотранспорта и средством, позволяющим оптимизировать маршруты передвижения с целью экономии топлива. Для страховых компаний данные о стиле вождения автовладельцев могут стать основой для оценки степени их опасности и возможных рисков при заключении договоров КАСКО/ОСАГО. Как определить местонахождение машины через ГЛОНАСС? Всё просто – на любом терминале имеется соответствующий датчик, нужно только инициировать его работу в непрерывном режиме. Это осуществляется посредством установки соответствующего программного обеспечения. Отследить машину через ГЛОНАСС можно на компьютере, который прописывается в устройстве, и на который и осуществляется отсылка с заданной периодичностью текущих координат автомобиля.

К сожалению, на данный момент возможность выбора модуля ЭРА ГЛОНАСС при покупке автомобиля не предусмотрена, как и возможность замены существующего терминала на более продвинутый. А вот при самостоятельной установке лучше всего монтировать модуль, обладающий подобным функционалом. В случае необходимости вы в любой момент времени можете его активировать/деактивировать, то есть отслеживать машину через ГЛОНАСС только в случае необходимости (например, если вашим авто в данный момент времени управляет супруга или дети).

Из интересных новинок, позволяющих расширить сферу использования таких терминалов, можно отметить режим «независимого позиционирования». Дело в том, что современные автоугонщики также стараются идти в ногу со временем, а их техническое оснащение может включать средства, осуществляющие глушение сигналов, посылаемых со спутников, на непродолжительное время (достаточное для осуществления угона). Чтобы функции определения местонахождения транспортного средства оставались доступными, такие устройства оснащаются гибридными модулями навигации, использующими наряду с традиционными GPS сигналами, дополнительные возможности позиционирования:

  • SBAS GPS, или система спутниковой дифференциальной коррекции;
  • GBAS GPS – региональная спутниковая система дифференциальной коррекции;
  • IMES GPS – маяк, основанный на использовании японских стандартов;
  • BLE-beacons – маяк, использующий для передачи технологию Bluetooth Low Energy;
  • приемопередаточные устройства типа IGLONS;
  • точки доступа WiFi;
  • ультразвуковые трансмиттеры;
  • телевизионные сигналы.

Безусловно, такие модули, используемые как средство поиска машины по ГЛОНАСС, достаточно дороги, поэтому их применение – удел достаточно дорогих, элитных авто. В любом случае использование технологий, связанных с системами спутникового позиционирования, с каждым годом становится всё более востребованным – это веление времени, которое обещает уже через несколько лет воплотиться в стандарт де-факто.

GPS или ГЛОНАСС

К счастью, в повседневной жизни такой выбор делать не нужно, так как геопозиционирование в смартфонах определяется теми спутниками, сигнал от которых сильнее в данный момент времени. Сравнивая эти две системы геолокации, будет сложно сказать, какая из них лучше. Если оценивать точность определения местонахождения, то GPS делает это достовернее — погрешность составляет 1,5 метра, в то время как у ГЛОНАСС — 2,5 метра. Но этот показатель относителен, так как в разное время и в разных местностях может меняться.

Что касается стабильности сигналов, то в северных широтах ГЛОНАСС опережает GPS, так как американская спутниковая система ориентирована на умеренные и экваториальные пояса. В целом, удобно, что в смартфонах GPS и ГЛОНАСС работают одновременно. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше.

Чтобы узнать в зоне действия каких спутников мы находимся, рекомендуем установить одно из приложений с Google Play, например «GPS Info», «GPS test» или «GPS Status». Они осуществляют мониторинг доступных спутников, их количества, названия спутниковых систем и силу сигнала.

Сегодня политическую ситуацию в мире нельзя назвать стабильной. Если США наложит запрет на использование GPS, то у нас есть отличная альтернатива — отечественная система ГЛОНАСС.

Разработки российской спутниковой навигационной системы, как и в случае с американским GPS, были начаты еще в 70-х годах прошлого века. ГЛОНАСС – это аббревиатура от «Глобальная навигационная спутниковая система». Если несколько лет назад основная доля ее упоминаний была связанна с запусками новых сателлитов на орбиту (как удачных, так и не очень) и шуток по этому поводу, то состоянием на конец 2015 года можно констатировать: ГЛОНАСС работает.

Какие сведения о ДТП получает система

Для того чтобы помощь прибыла на место аварии максимально оперативно, спасательным службам необходима правильная информация о ДТП. О том, какие данные собирает и передает оборудование, поговорим дальше.
1. Местоположение авто.
2. Тип аварийной ситуации: столкновение, удар, переворот, падение.
3. Информация об автомобиле: госномер, марка, цвет. Эти сведения помогают распознать автомобиль, если местоположение определено с погрешностью.
4. Сколько пассажиров находится в машине.
5. Скорость и направление движения, тип двигателя и топлива.
Такие подробности позволяют службам подготовиться к спасательным работам и сократить время прибытия.

Что такое ГЛОНАСС

ГЛОНАСС (GLONASS) — это глобальная система спутниковой навигации, разработанная и принадлежащая России. Позволяет с точностью до 2.8 метра определять координаты практически любого объекта на планете, независимо от того, находится он в воздухе, на земле или воде. Как и GPS, обеспечивает полное покрытие земного шара.

ГЛОНАСС включает 24 спутника, которые летают по орбите земли в трех орбитальных плоскостях. Используется в самых разных сферах и целях. Пользоваться ей можно на бесплатной основе и ее возможности доступны всем: простым гражданским для личных нужд, военным, ученым и коммерческим структурам.

ГЛОНАСС сейчас занимаются «Роскосмос», АО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева» и АО «Российские космические системы». Обеспечением технологией и ее внедрением, как и коммерческой частью, занимается «Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности», обязанности которого с 2 012 года возложены на некоммерческого партнера «Содействие развитию и использованию навигационных технологий».

Что представляет собой ГЛОНАСС:

Сеть спутников, развернутую на околоземной орбите на высоте 19400 км с наклонением 64.8 градуса. Что позволяет ГЛОНАСС хорошо работать в высоких широтах — северных и южных полярных регионах, это преимущество над GPS, у которой с этим есть определенные проблемы. Сам сигнал для передачи направлен в 38 градусов с правой круговой поляризацией.

Спутниковая развертка сделана в 3 орбитальных плоскостях, по 8 спутников в каждой. Чтобы полностью покрыть РФ нужно 18 спутников, а, чтобы покрыть всю планету — 24.

Как и в случае с GPS, чтобы определить точные координаты, нужно участие, как минимум 4 спутников. Хотя может хватить и 3, но местоположение при этом может быть не точным.

Основные отличия ГЛОНАСС от GPS:

  • Движение спутников осуществляется в 3 плоскостях, по 8 спутников в каждой. У GPS — 4 плоскости по 6 спутников.
  • На данный момент GPS чуть более лучше определяет координаты, в некоторых случаях до двух метров, но зависит, конечно же, все от погоды и места на земле.
  • Есть мертвые зоны на планете, которых практически нет у GPS.
  • У спутников резонанс, поэтому их не нужно постоянно корректировать во время всего срока их действия / эксплуатации.
  • Используется сложная и энергоемкая кодировка FDMA, которая напрямую влияет на срок эксплуатации, а GPS применяет не такую энергоемкую CDMA.
  • Учет российского законодательства и потребностей российских пользователей.

По сути, они практически равнозначны, а если использовать их в связке, то можно получить еще более точные координаты в любой точке мира.

Где используется:

Сфера применения и возможности, которые дает GLONASS действительно огромны, рассмотрим только основные. В первую очередь навигация устанавливается в частные и коммерческие автомобили. Коммерческие организации так могут отслеживать полностью расходы и издержки на топливо, контролировать свой автопарк и сотрудников.

Частники также получают возможность отслеживать свой автомобиль и, в случае его кражи — всегда знать, где он находится на данный момент. Плюс в случае непредвиденных обстоятельств, вас и ваш автомобиль всегда смогут найти спасатели.

Самым востребованным и практичным инструментом навигации в РФ является ЭРА-ГЛОНАСС. Это комплекс для экстренного реагирования в опасных ситуациях: при ДТП и других непредвиденных обстоятельствах, где каждая секунда может стоить жизни человеку.

Представляет собой специальный терминал с СИМ-картой и тревожной кнопкой для вызова диспетчера. Передает информацию о: местонахождении, количестве людей внутри, скорости движения, данные об авто. Причем система сработает и передаст данные не только при нажатии на эту кнопку, но и при ударе автомобиля или опрокидывании кузова.

Сравнение ГЛОНАСС и GPS

На территории РФ для осуществления спутникового контроля транспорта допустимо пользоваться любой из указанных систем – GPS или ГЛОНАСС. Наилучшая точность определения координат притом будет получена при использовании сигналов GPS и ГЛОНАСС одновременно.

Навигационные спутники России и США

Применяя каждую из навигационных систем по отдельности, можно рассчитывать на следующие параметры точности:

  1. GPS (координаты): с наземной коррекцией – менее 1 м, реальная точность – 2,6 м (спутники модели KA Bloc IIR).
  2. ГЛОНАСС (координаты): реальная точность – 5-10 м (спутники «Ураган-М»), для спутников «Ураган-К» точность составляет 1-3 м, а с наземной коррекцией среднее значение равно 4,5 м.
  3. GPS (скорость): ошибка может составлять до 10 м/с.
  4. ГЛОНАСС (скорость): ошибка составляет до 15 м/с (спутники «Ураган») либо она не превосходит 0,05 м/с (спутники «Ураган-М»).

С использованием системы ГЛОНАСС мониторинг транспорта осуществляется по тем же алгоритмам, что с применением любых других аналогичных систем. Приемник в абонентском устройстве считывает координаты, блок управления их анализирует и отправляет сообщение по каналу наземной связи (GSM/GPRS).

Так работает спутниковая навигация

Оператор будет видеть на экране неподвижную метку, а в действительности машину могут перемещать. Управляющий блок притом сможет определять координаты по спутникам без ошибок. Но возможность отправлять сообщения у охранной системы будет отсутствовать. Если требуется выполнять слежение в режиме реального времени, необходимо помнить, что спутниковый мониторинг транспорта не может осуществляться без использования сотовой связи.

Стоимость установки оборудования своими силами

Посчитаем, сколько стоит установить ГЛОНАСС индивидуально.

Сумма самостоятельного оснащения машины зависит от стоимости желаемого комплекта. Здесь учитывается страна-производитель, заводской набор функций.

К примеру, терминал “Navirec” обойдется в 6900 рублей. Цена факультативных датчиков топлива и контроля технических параметров авто начинается с 4500 руб.

Монтаж и настройка оборудования стоит 1000—1500 руб. Ежемесячная абонплата составит 500 руб.

Подводя итог, скажем, что оснащение ТС приборами спутникового мониторинга – выгодное вложение. Владельцам компаний с автопарком это позволит оптимизировать бизнес-процессы, автолюбителям – составлять траекторию движения или отследить авто в случае угона.

Имею большой опыт в настройке и подключении систем контроля доступа (СКУД) и систем учета рабочего времени. А также занимаюсь настройкой серверов, компьютеров, рабочих мест. Работаю в инженером в .

После того, как Вы приняли решение использовать систему спутникового мониторинга ГЛОНАСС для отслеживания Вашего автопарка, приобрели необходимое и подходящее для Ваших целей оборудование, а также произвели установку данной системы в автомобиле – Вам необходимо выполнить подключение всей системы.

Что подразумевает собой подключение системы спутникового мониторинга?

После того, как трекер для спутниковой связи установлен в автомобиле, а также установлена антенна (внешняя или внутренняя), которая необходима для приема сигналов – нужно заставить систему работать. После правильного подключения трекер начнет принимать сигнал со спутников и рассчитывать координаты транспортного средства. Все координаты должны правильно доставляться в приложение спутникового мониторинга – их передача осуществляется с использованием мобильной сети GSM, а данные передаются в нескольких форматах – СМС или GPRS. Для того, чтобы весь процесс подключения прошел правильно, а система стабильно отправляла и принимала данные – советуем Вам обратиться за помощью в подключении к нашим специалистам, имеющим огромный опыт работы в данной сфере.

Тревожная кнопка

Главным преимуществом системы «Эра-ГЛОНАСС» является оперативное реагирование экстренных служб на ДТП — в среднем на 30 процентов быстрее, чем когда об аварии сообщается по телефону. По статистике, примерно 60 процентов случаев ДТП с летальным исходом происходит из-за несвоевременного оказания медицинской помощи. Через бортовые терминалы сигнал в службы экстренной помощи поступит в течение 10 секунд, при этом сразу автоматически будут переданы точные данные о месте и степени тяжести аварии. Таким образом, пострадавшие в ДТП получат своевременную медпомощь, а число случаев травматизма в дорожных авариях уменьшится. Для сравнения: реагирование на телефонный звонок, например, в «скорую» обычно занимает 10-45 секунд, и только после этого начинается разговор с диспетчером.

Проблема несвоевременного приезда «скорой помощи» на место вызова действительно существует, причем по всей России. По прогнозам оператора системы «Эра-ГЛОНАСС», установка терминала в каждом автомобиле может спасать ежегодно до четырех тысяч человек. Устройства быстрого реагирования будут охватывать весь российский автопарк, включая коммерческие и грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы. И еще один плюс в системе экстренного реагирования — водителям не придется платить абонентскую плату за пользование ею.

Тем не менее вместе с плюсами навигационно-коммуникационной системы есть и существенные недостатки. Во-первых, для реализации проекта пока недостаточно развита инфраструктура, а именно — качество спутниковой связи. Например, если авария произойдет на трассе вдали от города, куда сигнал связи доходит слабо или где он вовсе отсутствует, терминал не сможет быстро передать данные в экстренные службы, а значит, и полноценно выполнять свои функции.

Установка терминала в каждом автомобиле может спасать ежегодно до четырех тысяч человек

Во-вторых, недостатком системы, безусловно, станет повышение стоимости новых автомобилей. Чтобы они соответствовали новому техрегламенту в 2021 году, производители вынуждены выделить достаточно большие суммы. На сертификацию — порядка 13 миллионов рублей, на покупку бортовых терминалов — по четыре тысячи для каждого авто, а еще — на краш-тесты двух машин одной модели. В себестоимость каждого автомобиля будет включен определенный процент от этих расходов. Например, бренды массового и бюджетного сегментов, такие как Lada, Nissan и Subaru, будут тратить по 13,5-17,3 миллиона рублей на сертификацию и испытания одной модели. В то время как у люксовых брендов Porsche и Lamborghini издержки составят 20-45 миллионов. То есть крупнотиражные автомобили, которые продаются на российском рынке партиями более чем по 10 тысяч единиц, могут подорожать незначительно — примерно на 1-1,2 процента. С учетом стоимости бортового терминала — на 4900-9500 рублей. Но производителям премиальных или «нишевых» авто, возможно, придется увеличивать цены более чем на 1,7-11,5 процента. Прирост в стоимости будет намного существеннее — от 111 тысяч до 1,9 миллиона рублей. Более того, в 2021 году на все новые автомобили, на которых не установлены системы «Эра-ГЛОНАСС», сократится скидка по госпрограммам «Автомобиль для многодетной семьи» или «Новый автомобиль» на два процента. Таким образом правительство РФ намерено стимулировать продажи машин с установленной системой экстренного реагирования.

Еще один нюанс обязательной установки системы «Эра-ГЛОНАСС» на каждое авто — это уход с отечественного рынка некоторых малотиражных моделей. Уже к концу 2021 года в России более 26 тысяч машин и порядка 60 моделей были оснащены терминалами экстренного реагирования. Полностью пройдена сертификация у Kia, Ford, Lada. Но есть бренды, которые оказались не готовы проводить дорогостоящие краш-тесты и сертификацию для всей линейки моделей, выпускаемых на российский рынок. автомобилей — кабриолетов, минивэнов, купе — и люксовые бренды будут вынуждены сократить поставку машин в РФ. Audi и BMW уже заявили о сокращении модельного ряда в России, под вопросом остаются Lamborghini, Ferrari, Aston Martin, Maserati. Ожидается, что в текущем году на российском рынке число моделей уменьшится на 100 единиц — примерно на одну треть.

Отметим, что новый техрегламент был введен именно в тот момент, когда продажи авто на рынке постоянно сокращаются — в 2015 году на 35,7 процента, в 2016-м — на 12 процентов за 11 месяцев. На мой взгляд, чтобы проект «Эра-ГЛОНАСС» имел успех и получил необходимое финансирование, следует стимулировать продажи автомобилей не только массового сегмента, но и премиум-класса, и небольших брендов. Это бы не сократило, а увеличило предложение на отечественном авторынке.

Что такое A-GPS?

Для устранения этих проблем и получения возможности определять координаты любого мобильного устройства была создана технология A-GPS (Assisted GPS). При ее использовании GPS-приемник получает данные не со спутников, а из внешних источников (как правило, это сети сотовых операторов), причем распознавание сигнала A-GPS занимает менее 2 секунд.

Авторами идеи создания A-GPS стали инженеры Джими Сеннота и Ральф Тейлор, которые в 1981 году запатентовали свою разработку. Система была представлена в октябре 2001 года в США, где начала использоваться по сети службы спасения 911.

A-GPS состоит из встроенного GPS приемника и сетевых компонентов мобильной сети. Для A-GPS предусмотрено два режима: A-GPS Online (основной) и A-GPS Offline (вспомогательный). Первый позволяет получить информацию о координатах спутников при необходимости быстрого определения геопозиции, если GPS-приемник не функционировал более 2 часов. Второй режим ускоряет время «горячего» и «холодного» старта GPS-приемника. A-GPS-приемник обновляет альманах, эфемериды и список видимых спутников.

Несмотря на свою эффективность, технология A-GPS имеет ряд минусов, в частности, функция ускоренного старта не работает вне зоны действия сотовой сети. Некоторые приемники с поддержкой A-GPS объединены с радиомодулем GSM и не могут стартовать, если последний отключен. При этом A-GPS приемник может стартовать без покрытия GSM (GPRS). При старте модули A-GPS потребляют мало трафика (5-7 КБ), но в случае потери сигнала потребуется повторная синхронизация, что повлечет за собой повышенные энергозатраты, особенно при нахождении в роуминге.

Что такое ГЛОНАСС и как она работает

ГЛОНАСС – глобальная спутниковая навигационная система российской разработки. Она создавалась с конца 1950-х, но широкое распространение в гражданском секторе получила лишь в нулевых годах XXI века. В настоящее время она принадлежит Российской Федерации 

Нередко встречаются утверждения, что «ГЛОНАСС – это аналог GPS», но это не так. Советские ученые начали создавать систему спутниковой навигации раньше американцев: в СССР основы технологии разработали к 1958 году, в США же задумались об использовании космических аппаратов для навигации в 1959 году, уже после запуска первого искусственного спутника Земли Советским Союзом. 

История развития ГЛОНАСС

Для начала разберемся, как происходит определение координат с помощью ГЛОНАСС. Оно осуществляется с помощью сети из нескольких спутников, находящихся на орбите на высоте примерно 19 000 – 20 000 км над землей. Когда вы хотите узнать свое местоположение, ваше устройство с ГЛОНАСС обнаружит как минимум четыре из этих спутников. Далее будет измерено время, необходимое для того, чтобы сигнал от спутников достиг вашего устройства, а потом— рассчитано расстояние до каждого из них. Так как координаты спутников в любой момент времени известны, по этим расстояниям можно вычислить текущую геопозицию приемника.

Для покрытия всей земной поверхности в орбитальную группировку навигационной системы ГЛОНАСС должно входить не менее 24 спутников. При таком количестве в зоне «видимости» каждого пользователя как раз находится как минимум 4 космических аппарата (КА). И именно столько нужно, чтобы определить четыре параметра, важных для точного геопозиционирования: координаты X и Y, высоту Z и разницу по времени между часами на спутниках и часами устройства пользователя. 

Принцип работы системы навигации

На момент написания статьи в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС находится 26 спутников и один — на этапе ввода в систему.

Текущее положение космических аппаратов ГЛОНАСС на 14.07.22

Законодательные требования к установке

Использование ГЛОНАСС регламентировано следующими документами:

  • ФЗ от 28 декабря 2013 года № 395;
  • ФЗ от 13 июля 2015 года № 235.

Основным считается ФЗ №395, заслуживший альтернативное название «закон об установке ГЛОНАСС в автобусах». Согласно законопроекту, нужно оборудовать данной системой все транспортные средства категорий «M» и «N», выпущенные в обращение на территории России. «M» соответствует всему четырехколесному пассажирскому транспорту, а «N» – всем средствам для перевозки грузов.

Правило касается только тех ТС, что были выпущены после принятия закона. Те транспортные средства, что были введены в эксплуатацию до 28 декабря 2013 года, оснащаются системой по инициативе владельцев.

Встраивать ли систему в личный транспорт – каждый водитель решает сам. Подержанные автомобили не оснащаются ей в обязательном порядке, а в новых машинах за установку тревожной кнопки несет ответственность производитель.

Тем не менее отсутствие ЭРА-ГЛОНАСС на пассажирском или грузовом транспорте – грубое нарушение закона. В случае отсутствия системы штраф выплачивают все субъекты правоотношений:

  • водитель – 2 500 рублей;
  • должностное лицо – 5 000 рублей;
  • юридическое лицо (владелец автопарка) – до 50 000 рублей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *