Что такое перевал

Проходы и окружающая среда

Дважды в год высокие перевалы являются обязательными переходами для многих мигрирующих животных . Наиболее известен случай перелетных птиц , но он также касается, например, летучих мышей или перелетных бабочек, для которых проходы играют важную функцию экологической связи между районами их гнездования и зимовки. Виды, которым необходимо переместиться в поисках пищи или повторно колонизировать районы, из которых они исчезли, или даже, например, переместиться на север, чтобы избежать изменения климата , также особенно зависят от проходов.

С этой точки зрения особенно важны перевалы, расположенные на горных цепях, ориентированных с востока на запад: на некоторых перевалах в Пиренеях видна большая часть мигрантов, которые должны отправиться из Франции в Испанию и наоборот (другая часть птиц). вдоль побережья, большое количество пересекает Средиземное море в Гибралтар . То же самое для цепи Альп , в то время как американские Скалистые горы обычно ориентированы с севера на юг, не препятствуя сезонным миграциям или постледниковой реколонизации или адаптации, поскольку проходы часто лишенные лесов, они являются уязвимыми местами для птиц, на которых здесь легче охотиться людям и / или их естественным хищникам. По этой причине в верхнем и нижнем течении определенных перевалов, которые являются настоящими узкими местами , сконцентрированы объекты и выстрелы некоторые охотники, например на лесных голубей на юге о. Однако существует риск возникновения угрозы для видов, на которых ведется охота на этих участках.

Таким образом, перевалы Гималаев , Альп и Пиренеев и многие другие горные цепи выполняют дискретные, но важные экологические функции. Таким образом, явления светового загрязнения , беспокойства , военной оккупации и деградации окружающей среды заслуживают особого ограничения из-за их функции коридора в масштабе общеевропейской экологической сети и национальных экологических сетей .

Во всем мире

В мире есть тысячи названных перевалов, некоторые из которых хорошо известны, например Большой перевал Сен-Бернар на высоте 2473 метра (8114 футов) в Альпы, то Чанг Ла на высоте 5360 метров (17590 футов), а Кхардунг Ла на высоте 5 359 метров (17 582 футов) в Джамму и Кашмир, Индия. Дороги на Пропуск маны на высоте 5610 метров (18 410 футов) и Марсимик Ла на высоте 5 582 метра (18 314 футов) на китайско-индийской границе и рядом с ней, соответственно, это, по-видимому, два самых высоких в мире перевала с возможностью передвижения для автомобилей. Перевал Хунджераб между Пакистан и Китай на высоте 4693 метра (15 397 футов) также является высокогорным горным перевалом, который можно перемещать на автомобиле. Один из известных горных перевалов, по которому нельзя проехать, — Торонг Ла на высоте 5416 метров (17769 футов) в Заповедник Аннапурны, Непал.

Значение слова «перевал»

1. Действие по глаг. перевалить—переваливать 1 (в 3 знач.). Перевал через горы прошел успешно.

2. Наиболее удобное, доступное для перехода место в горном хребте или массиве. Дорога от Батуми до Тифлиса с знаменитым Сурамским перевалом оригинальна и поэтична. Чехов, Письмо Н. А. Лейкину, 12 авг. 1888. Тяжелые машины взбираются на высокие перевалы, спускаются в глубокие горные долины. Соколов-Микитов, В горах Тянь-Шаня.

3. Разг. Поворот в развитии, ходе, течении чего-л. Было то время года, перевал лета, когда урожай нынешнего года уже определился, когда начинаются заботы о посеве будущего года и подошли покосы. Л. Толстой, Анна Каренина.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

По происхождению различают: эрозионные перевалы, возникающие вследствие сближения верховьев речных долин, расположенных на противоположных склонах; тектонические перевалы (местные погружения антиклинальной складки); ледниковые перевалы, образуемые соединением и последующим разрушением стенок противолежащих каров или цирков.

По доступности для прохождения в различное время года различают перевалы круглогодичного и сезонного действия.

Через перевалы часто проходят пешеходные и вьючные тропы, автомобильные, реже железные и другие дороги. Верхняя часть перевала зачастую единственное ровное место в окру́ге, поэтому на многих перевалах издревле располагались постройки или даже небольшие населённые пункты. С военной точки зрения перевалы могут быть стратегически важными объектами.

ПЕРЕВА’Л, а, м. 1. только ед. Действие по глаг. перевалить в 1, 2 и 3 знач. — переваливать. П. через хребет был назначен в 6 ч. утра. 2. Горная дорога через хребет. Крестовый п. (через Кавказский хребет, по Военно-Грузинской дороге). 3. Глубокая вспашка, при к-рой верхний слой земли перемещается на место нижнего (с.-х.).

перева́л

2. наиболее низкое и доступное для перехода место в горном массиве

3. место, пригодное или приспособленное для переправы через что-либо

4. глубокая вспашка, при которой верхний слой земли перемещается на место нижнего

5. перен. резкое изменение, поворот в развитии, ходе, течении чего-либо

Делаем Карту слов лучше вместе

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: проповедница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

День 3. Фишт: вершина и приют

Радиалка на Фишт. Подняться на Фишт можно только очень ранним утром и в очень хорошую погоду. Говорят: если с утра на небе хоть облачко, подниматься нет смысла . Пока дойдешь, погода испортится до состояния «идти невозможно».  Иной раз погоды для подъема на Фишт ждут по несколько дней. Но у нас такой роскоши нет: сегодня либо да, либо нет.

Подъем на Фишт более сложной категории, чем на Оштен. И вставать для него надо в пять-шесть утра. Я малодушничаю и идти отказываюсь. Маша простужена и тоже на Фишт не идет. Делегация на вершину сокращается до двух человек — Антона и Юры. А у нас с Машей — дневка. С постирушками, какаопитием и изучением базы.

Вот какую фотодобычу в тот день принесли ребята с Фишта:

Ледник на Фиште

Выступив в шесть утра, вернулись они где-то в районе часов четырех дня.

Тем временем мы с Машей изучили территорию приюта Фишт вдоль и поперек. Тут все пронизано атмосферой старого доброго советского туризма и пионерлага.

Дети играют в волейбол. Старшие сидят вокруг костровищ с гитарой. По лагерю несется: «Море чеоорное…  словно чаша с вином…» или  «Приходит время! Люди головы теряют! И это время называется весна!» Голос поющего завораживает. Знать бы, что голос этот будет преследовать нас еще три дня.

Окна домиков-бараков распахнуты настежь и внутри видны простые двухъярусные кровати типа «нары» с по-настоящему пионерским бардаком. Все очень старое, но добротное, любовно сделанное. Открытые беседки с костровищами, волейбольная площадка с сеткой, баня, умывальники на улице, мостки через ручей, деревянные туалеты с разделением на мужские и женские… Это такой оплот «цивилизации» среди безлюдных гор (хотя здешние горы назвать безлюдными можно лишь с натяжкой). Но тут — люди, причем живущие тут весь сезон. Надежное место, где можно укрыться, переждать непогоду, спросить совета, помощи. Ни водной, ни автомобильной дороги сюда нет, но, насколько мы поняли, есть какое-то вертолетное сообщение.

Фишт при свете дня. Поляна под палатки

Днем всю территорию обходят добровольцы с мусорными пакетами и собирают мусор. Судя по всему, они сюда забрасываются надолго, если не на все лето.

Речка Белая

День проходит очень неспешно и спокойно.

Вечером всех притягивают беседки с костром. Собираются компании, играют в «Крокодила», да непростого, а  с подвыподвертом. Судя по принятой системе жестов и понятий, тут собрались крокодиловые гуру. Мы тоже вписались в этот веселый полуночный бред. «Что это, что ты показываешь, объясни по-человечески? Космос? Сковородка? Акселерация? Жрать? Кушать? Барак Обама?…»

День 1: Краснодар — КПП Лаго-Наки — Абадзешский перевал — лагерь на р. Армянка

В ночь с 3 на 4 августа 2012 уже сработанным туристическим коллективом (вернее, его костяком в составе 4 человек) отбыли из Пулково в Краснодар.

В аэропорту нас встретил таксист самого обычного краснодарского такси. Найти иные способы заброски на маршрут нам не удалось; впрочем, ценник за заброску четырех туристов с объемными рюкзаками в соседний Майкопский район оказался, на наш взгляд, не слишком зверским: меньше 4000 р. (только заказывать такси надо заранее, в самом аэропорту цены будут названы уже другие).

Дорога до КПП Лаго-Наки занимает примерно 4 часа. Около 16:00 достигаем отметки в 1750 м над уровнем моря и упираемся в шлагбаум. Одновременно начинается ливень.

КПП — избушка с навесом. Прячемся под навес, оформляем документы, оплачиваем пропуска в заповедник. Весь наш путь будет пролегать по Кавказскому биосферному заповеднику, со всеми вытекающими ограничениями. В частности, запрещены костры, валка леса, ловля пушнины и прочие митинги «сбор дикоросов».

«Можно мы у вас переждем, чтоб под дождь не выходить? — Долго ждать придется… циклон пришел, дней на десять…» — Очччерт. Кто тут мечтал о солнечной прогулке в горах? Впрочем, Гидрометцентр предупреждал:

Выждав момент, когда дождь стал потише, выступаем. И тут наверху кто-то включает слив. Ливень припускает с такой силой, что идем, преодолевая сопротивление стенки из воды и ветра. Брюки сразу насквозь, холодно и мерзко облепили тело. Ботинки полны воды, залившейся через верх. Глаза на дорогу не поднять — хлесткий дождь потоками омывает лицо. Смотришь строго под ноги из-под слипшихся ресниц. Ливень сменяет бомбардировка среднекалиберным градом. Шумовое сопровождение — громовые раскаты в горах — внушает почтение. Лишь убедившись, что ни нитки сухой не осталось, стихия успокаивается на моросящем дожде.

Выходим на плато Лаго-Наки. Тропа местами шириной с грунтовку, местами петляет и разветвляется в густой траве.  Проглянет солнце — в куртках жарко, скроется — холодно. Переодеваемся на ходу:

Обзор — на 360 градусов, вид — довольно однообразный. Но, поскольку я не Пришвин, то пусть об этой местности лучше расскажут фото:

плато Лаго-Наки

Вышедшему солнышку — рады!

Подходим к Абадзешскому перевалу. Набор высоты тут совсем нерезкий, сам перевал обрамлен невысокими холмиками с отметкой тропы.

Абадзешский перевал. Лаго-Наки

Абадзешский перевал. Лаго-Наки

Отсюда впервые открывается вид на вершину Оштен.

Вид на Оштен

Дальше идем по ровному и преимущественно вниз. Но все равно: идти по раскисшей от дождя и размешенной лошадьми тропе с непривычки тяжеловато. Скользко. Грязны и мокры по пояс. На горизонте слева — могучие трехтысячники.

Лаго-Наки, вид на горы

Лаго-Наки

Лаго-Наки

К закату выходим в долину реки Армянки (она же — Гузерипль). Здесь уже стоит довольно большой туристический лагерь с однотипными палатками. Видно, этот лагерь стоит тут весь сезон, от и до. Подходят егери и просят предъявить документы.

Река Армянка — тонюсенький ручеек. Даже чистой воды зачерпнуть котелком получается не везде — только на перекатах. И вот в этом тонком ледяном ручейке (очень похоже на отключение воды в городе!), омываем телеса и стираемся. Палатки поставили на пригорочке, поодаль от остальных. Ночь обещала быть ясной и лунной.

Среди ночи просыпаемся от того, что буквально разверзлись небеса. Молния сверкает — такое ощущение — прямо за тентом палатки. «Какого черта я тут делаю?..» При каждой вспышке палатка празднично подсвечивается (спасибо, что не вспыхивает). «А кто вообще все это придумал?»  (знаковый вопрос, рано или поздно звучит в каждом нашем походе). «Отлично, мы еще и на лысом пригорке!» Раскаты грома перекатываются по долине от края до края и сотрясают палатку. «Испепелит к чертям…» Вообще, такие экзистенциальные откровения НУЖНЫ каждому офисному работнику. Чтобы лучше понять ценность жизни вообще и сухой постельки под крышей в частности. Теплый офисный стул, кофе с печеньками, интернет — ау, где вы? Неужели все еще в одной со мной Вселенной? И никакие заваленные ки-пи-аи, никакие рабочие факапы по адреналину и близко не сравнятся с непосредственной угрозой быть погребенным в обвале или пришибленным молнией здесь и сейчас.  Беззащитен и слаб человечишка — в коконе спальника под тонким полотном палатки — в масштабе гор и стихии! Для них что ты, что вон тот раздавленный муравей — одна фигня. И это осознание как-то особенно бодрит.

ПЕРЕВАЛ (горный)

Смотреть что такое «ПЕРЕВАЛ (горный)» в других словарях:

Перевал — … Википедия

Перевал Семи — Семи Советские альпинисты на перевале Семи … Википедия

Перевал Каратюрек — Координаты: 49°56′04.59″ с. ш. 86°30′21.27″ в. д. / 49.934608° с. ш. 86.505908° в. д. … Википедия

горный — ая, ое. 1. к Гора (1 2 зн.). Г. перевал. Г ые вершины. Г. воздух. Г. климат. Г ое озеро. Г ые луга. Г ые селения. Г. орел. Г ая страна. Г. берег реки. Г ая артиллерия. Г ые лыжи. Г ая болезнь (болезненное состояние, развивающееся в условиях… … Энциклопедический словарь

перевал — а; м. 1. к Перевалить (4 зн.) и Перевалиться (4 зн.). П. через горы прошёл успешно. 2. Наиболее удобное, доступное для перехода место в горном хребте или массиве. Горный, высокий, низкий п. Преодолеть п. Искать п. 3. Разг. Поворот, изменение в… … Энциклопедический словарь

горный — ая, ое. 1) к гора 1), 2) Го/рный перевал. Г ые вершины. Го/рный воздух. Го/рный климат. Г ое озеро. Г ые луга … Словарь многих выражений

перевал — а; м. см. тж. перевальный 1) к перевалить 4) и перевалиться 4) Перева/л через горы прошёл успешно. 2) Наиболее удобное, доступное для перехода место в горном хребте или массиве. Горный, высокий, низкий перев … Словарь многих выражений

Находкинский перевал — Координаты: Координаты … Википедия

Обзор [ править ]

Идеализированный горный перевал обозначен зеленой линией; точка перевала в красном цвете.

Горные перевалы используют щель , седло , перемычку или выемку . Топографическая седловина аналогична математической концепции седловой поверхности , при этом седловая точка обозначает наивысшую точку между двумя впадинами и самую низкую точку вдоль гребня. На топографической карте проходы характеризуются контурными линиями в форме песочных часов, которые указывают на низкую точку между двумя более высокими точками. В высоких горах разница в 2000 метров (6600 футов) между вершиной и горой определяется как горный перевал.

Перевалы часто находятся прямо над истоком реки , образуя водораздел . Перевал может быть очень коротким, состоящим из крутых спусков к вершине перевала, или может быть долина длиной в несколько километров, высшая точка которой может быть идентифицирована только при съемке .

Дороги через перевалы строили давно, а совсем недавно — и железные дороги. На некоторых высоких и труднопроходимых перевалах могут быть пробурены туннели под близлежащим горным склоном (например, туннель Эйзенхауэра в обход перевала Лавленд в Скалистых горах), чтобы обеспечить более быстрый транспортный поток в течение года.

Вершина перевала часто является единственной ровной площадкой в ​​этом районе и представляет собой высокую точку обзора. В некоторых случаях это делает его предпочтительным местом для строительства. Если национальная граница проходит по горному хребту, перевал через горы обычно находится на границе, и там может быть пограничный или таможенный пост, а также, возможно, военный пост. Например, Аргентина и Чили имеют третью по длине международную границу в мире, протяженность которой составляет 5300 километров (3300 миль). Граница проходит с севера на юг по горам Анд и насчитывает 42 горных перевала. На дороге, проходящей через перевал, принято устанавливать небольшой дорожный знак, на котором указывается название перевала и еговысота над средним уровнем моря .

Помимо относительно легкого путешествия между долинами, перевалы также обеспечивают путь между двумя горными вершинами с минимальным спуском. В результате следы обычно встречаются на перевале; это часто делает их удобными маршрутами даже при путешествии между вершиной и дном долины. Перевалы традиционно были местами для торговых путей, коммуникаций, культурного обмена, военных экспедиций и т. Д. Типичным примером является перевал Бреннер в Альпах .

На некоторых перевалах над линией деревьев зимой возникают проблемы со снежным заносом . Это можно смягчить, проложив дорогу на несколько метров над землей, чтобы снег сдул ее с дороги.

Перевал в спортивном туризме

В спортивном туризме перевалом называется логичное для данного маршрута место перехода через водораздельную линию хребта. Таким образом, в спортивном туризме перевал — это далеко не всегда самое низкое и доступное место в гребне горного хребта или массива.

Многие спортивные перевалы проходятся не через самое низкое место в данной части гребня просто потому, что рядом (выше по гребню) — более простой и безопасный путь, например, в обход трудных скал и камнепадоопасных участков маршрута.

Известно множество спортивных перевалов, которые с точки зрения обывателя смотрятся как безумство: рядом простая удобная тропа через хребет, а туристы лезут на «отвесные скалы». Такие перевалы проходятся с целью повышения спортивного мастерства и подготовки к более сложным походам без выезда за пределы легкодоступных горных районов. Большое количество таких перевалов в последние годы пройдено на Кольском полуострове, Урале.

В качестве перевалов туристы-спортсмены могут использовать классические, веками известные горные проходы с хорошими тропами; древние ледниковые седловины; тектонические трещины в горных массивах; понижения между скальными бастионами и «жандармами» горных гребней; платообразные части горных цепей; перемётные ледники и другие формы горного рельефа. Разновидностью спортивного перевала является траверс хребта, когда после подъёма на его гребень осуществляется переход по водораздельной линии и спуск в соседнюю долину. Два и более перевала, между которыми нет сравнительно сложных для прохождения участков, а также подъём на водораздельный гребень (или на какой-либо из перевалов), путь вдоль гребня до следующего перевала и спуск с него называется перевальной связкой. Такая связка рассматривается как один перевал.

Классификация перевалов

В спортивном туризме перевалы классифицируются по категориям трудности (к.тр.), которые отражают сложность перевала (или перевальной связки) для прохождения его туристами. Категория трудности определяется методом экспертной оценки по совокупности классификационных признаков, характеризующих степень доступности перевала: высота над уровнем моря; крутизна склонов и характер их поверхности; технические приёмы, применяемые при прохождении перевала; условия ночлегов и т. д. Принято выделять 3 категории трудности, каждая из которых делится на полукатегории А и Б. Перевалы 1А категории трудности считаются самыми простыми, 3Б категории трудности — самыми сложными. Перевалы, сложность которых ниже 1А, принято классифицировать как некатегорийные (н/к). Перевалы, сложность которых может возрастать на полукатегорию в зависимости от погодных и других условий (снегопад, внезапное обледенение склонов и проч.), принято дополнительно классифицировать «звёздочкой» (например, 2А*).

В «Перечне классифицированных перевалов высокогорья» и «Перечне классифицированных перевалов среднегорья» для каждого перевала указываются его местоположение, название, высота над уровнем моря, категория трудности для разных времён года, реки и ледники по обеим сторонам перевала, особенности прохождения, препятствия, опасности. Категория трудности для каждого перевала периодически переоценивается специально создаваемой комиссией Туристского спортивного союза России (ТССР) и утверждается на съезде ТССР. Последний официально утверждённый Перечень перевалов вышел в 1986 году. В настоящее время ведётся работа над новыми Перечнями перевалов.

Перевальная топонимика

Перевалам могут присваиваться имена лиц, непосредственно принимавших участие в их открытии, первопрохождении, изучении. Имена выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки и культуры и других имеющих заслуги перед государством лиц посмертно могут присваиваться безымянным перевалам. Имена перевалов должны состоять не более, чем из трёх слов и должны естественно вписываться в уже существующую систему наименований географических объектов данной территории.

Следует воздерживаться от присвоения перевалам имён:

Маршрут через перевал Чегетджара

Этот маршрут рекомендуется тем, кто хочет испытать новые ощущения в своих поездках. Дорогу называют одной из самых сложных на Кавказе. Преодолеть путь удастся только на автомобиле с полным приводом. Экспедицию сюда лучше планировать на определенные месяцы в году — примерно с начала лета до середины осени. Бывалые говорят о том, что он и пугает, и притягивает одновременно. В основном, это связано с непредсказуемостью дороги. Обычно в этих краях снег тает только к июню, а устойчивый покров образуется уже в конце октября. Однако даже в самый знойный день не исключен мокрый снег с дождем. И тогда дорога становится труднопроходимой даже для джипов.

Кроме того, постоянные проявления стихии в виде дождей, лавин или селей постепенно разрушают серпантин. Имеются настолько узкие участки, что по ним едва проедет машина. Некоторые обширные промоины придется объезжать по траверсу склона. А обрывы встречаются довольно крутые, тем более высота довольно приличная. Еще одной опасностью являются верховые болота. Таким образом, любой каприз природы способен оставить туристы пережидать несколько дней у подножья.

Из Верхней Балкарии дорога петляет вдоль стремительной речки Чайнашки. Она извивается и поднимается выше и выше. Чем ближе к вершине, тем хуже становится полотно. После 2000 метров дорога идет на высокогорное плато, где лежит верховое болото. В этих пустынных местах редко встречается население.

Отрезок до третьей ступени серпантина пришел в упадок и-за долгих лет запустения и частого размытия. И все больше дороги поглощает болото. Туристам, которые отважатся проехать по перевалу, ждет постоянный поиск пути, самой удобной траектории. Чем сложна дорога, тем она и интересна. Поклонникам активного отдыха иногда приходится не один день штурмовать Чегетджару сквозь мокрый снег, дождь и грязь. В таких случаях автомобиль готов ехать в какую угодно сторону, кроме нужной.

Инфраструктура

Чике-таман является крайне популярной точкой на карте Чуйского тракта. Редкий путешественник, забравшись на этот красивейший перевал. не остановится на его вершине.

На перевале оборудованы столовые и кафе, особой популярностью у туристов пользуются пирожки, шашлык, алтайский травяной чай. В многочисленных сувенирных павильонах есть возможность приобрести традиционные алтайские и монгольские сувениры, изделия из шерсти верблюда и яка, кашемира, деревянные изделия, всевозможные сорта меда, сибирские целебные травы.

Связь сотовых операторов на перевале достаточно уверенная, чего нельзя сказать об участках Чуйского тракта, которые находятся дальше по направлению к монгольской границе.

Артем Степанов

Бывалые алтайские путешественники утверждают, что Горный Алтай начинается за Семинским перевалом. Но самые отчаянные любители и ценители природы Алтая возразят им: кто не был за Чике-Таманом, тот не видел настоящего Горного Алтая. С этим трудно не согласиться, потому как истинно природный дикий отдых вдали от благ цивилизации. настраивающий на особый лад, погружающий в мир шаманов, позволяющий «перезагрузиться» и слиться с природой, откроется вам только если вы осмелитесь отправиться дальше.

Galina Gorshenina

Но стоит также помнить, что инфраструктура за перевалом оставляет желать лучшего. С набором километров по Чуйскому тракту найти заправку или кафе становится все сложнее

Вскоре пункты общественного питания и вовсе пропадают, поэтому стоит обращать внимание на продовольственные магазины, которых также будет не так много. Поесть возможно будет в столовой, либо в кафе, относящихся к турбазам

но если вы голодны и видите магазин с продовольствием — не стоит им пренебрегать, так как следующий похожий пункт, возможно, возникнет не раньше, чем через 50 км.

Marina Salapekina

Перевал в российском спортивном туризме

В спортивном туризме перевалом называется логичное для данного маршрута место перехода через водораздельную линию хребта. Таким образом, в спортивном туризме перевал — это далеко не всегда самое низкое и доступное место в гребне горного хребта или массива.

Многие спортивные перевалы проходят не через самое низкое место в данной части гребня просто потому, что рядом (выше по гребню) — более простой и безопасный путь, например, в обход трудных скал и камнепадоопасных участков маршрута.

Перевал Большой Сен-Бернар в Альпах (на первом плане — древняя дорога через горы), июнь

Известно множество спортивных перевалов, которые с точки зрения обывателя смотрятся как безумство: рядом простая удобная тропа через хребет, а туристы лезут на «отвесные скалы». Такие перевалы проходятся с целью повышения спортивного мастерства и подготовки к более сложным походам без выезда за пределы легкодоступных горных районов. Большое количество таких перевалов в последние годы пройдено на Кольском полуострове, Урале.

В качестве перевалов туристы-спортсмены могут использовать классические, веками известные горные проходы с хорошими тропами; древние ледниковые седловины; тектонические трещины в горных массивах; понижения между скальными бастионами и «жандармами» горных гребней; платообразные части горных цепей; перемётные ледники и другие формы горного рельефа. Разновидностью спортивного перевала является траверс хребта, когда после подъёма на его гребень осуществляется переход по водораздельной линии и спуск в соседнюю долину. Два и более перевала, между которыми нет сравнительно сложных для прохождения участков, а также подъём на водораздельный гребень (или на какой-либо из перевалов), путь вдоль гребня до следующего перевала и спуск с него называется перевальной связкой. Такая связка рассматривается как один перевал.

Классификация перевалов

В спортивном туризме перевалы классифицируются по категориям трудности (к.тр.), которые отражают сложность перевала (или перевальной связки) для прохождения его туристами. Категория трудности определяется методом экспертной оценки по совокупности классификационных признаков, характеризующих степень доступности перевала: высота над уровнем моря; крутизна склонов и характер их поверхности; технические приёмы, применяемые при прохождении перевала; условия ночлегов и т. д. Принято выделять 3 категории трудности, каждая из которых делится на полукатегории А и Б. Перевалы 1А категории трудности считаются самыми простыми, 3Б категории трудности — самыми сложными. Перевалы, сложность которых ниже 1А, принято классифицировать как некатегорийные (н/к). Перевалы, сложность которых может возрастать на полукатегорию в зависимости от погодных и других условий (снегопад, внезапное обледенение склонов и проч.), принято дополнительно классифицировать «звёздочкой» (например, 2А*).

Синонимы

Перевал между Кенсгриффом и Ярлсидином в Хоугилл-Феллс , Англия .

В англоязычном мире есть много слов для обозначения прохода . В Соединенных Штатах перевал очень распространен на Западе , слово разрыв распространено в южных Аппалачах , выемка в некоторых частях Новой Англии и седло в северном Айдахо . Термин col , происходящий от старофранцузского, также используется, особенно в Европе.

В Шотландии есть гэльский термин bealach (англизированный «balloch»), в то время как в Уэльсе есть аналогичный bwlch (оба являются островными кельтскими языками). В Озерном крае на северо-западе Англии часто используется термин «дом», хотя термин « перевал также распространен — одно различие состоит в том, что перевал может относиться к маршруту, а также к его самой высокой части, в то время как «дом» — это просто эта самая высокая часть, часто несколько сглаженная в плоскогорье высокого уровня.

В Японии они известны как тогэ , что в переводе с японского означает «проходить». Это слово также может относиться к узким извилистым дорогам, которые можно найти в горах и вокруг них, а также в географически похожих районах.

День 4. Перевалы Белореченский и Черкесский.

Утром после завтрака покидаем приют. Тропа перебегает через питьевой ручей, мимо скалы с мемориальными досками погибшим здесь скалолазам, туристам и спасателям, и устремляется наверх, в хвойный лес. Начинаем набор высоты.

Тропа петляет вдоль склона Фишта. В какой-то момент обгоняем разнородную группу человек из 15-20, с подростками и взрослыми, которую возглавляет вчерашний гитарист и певец с красивым, мощным, глубоким голосом. Он дает команду своим пропустить нас и те расступаются.

Перевал Белореченский

Перед самым Белореченским перевалом подъем крутоват, запыхались. То ли дело коровы и лошади, пасущиеся кругом! Им скачки по склонам вверх и вниз даются играючи…

Фишт. Дорога к перевалу Белореченский

Перевал Белореченский

От Белореченского перевала к Черкесскому идем тропой вдоль склона почти не теряя высоты. По дороге встречаем пастушью базу, по-здешнему — балаган. Расположенный у г. Маврикошка, он так и называется: «Балаган у Маврикошки».

Подходы к перевалу Черкесский

На Черкесском стоит большая туристическая группа. Поэтому мы здесь не задерживаемся, а сразу ныряем на спуск. Больше перевалов не предвидится, и это — радость!  Впереди только то, что в описаниях маршрута зовется «Веселым спуском» (или «Грустным подъемом» — смотря в каком направлении идти).  Тропа действительно под заметным приятным уклоном идет вниз. Хорошая, широкая лесная тропа. Вокруг — сплошные буки (прямо как в питерском метро в понедельник утром):

В этом-то лесу и встаем на обед. С водой тут туговато, очень мелкие ручейки попадаются не слишком часто. Но при желании и терпении котелок чистой воды набрать можно. Пока обедаем, нас обгоняет группа с громогласным инструктором, с которой мы сегодня одновременно вышли с приюта Фишт.

Традиционно во второй половине дня в горах сползаются тучи и начинаются отдаленные громовые раскаты. Может, оно до нас не дотянется? Может, мы уже достаточно близки к морю? Но — нет. У дождя лапы длинные, доходит и до нас. Натягиваем тент поперек тропы. Переждав, продолжаем спуск. Спуск становится реально крутым. Удивительно, как тут растут такие мощные деревья! Лица встречных групп, идущих на подъем, вдохновляют нас на подвиги. Однако, предвидя скорые сумерки, мы уже подыскиваем место для ночевки.

Идеальное место для лагеря — мы это подслушали накануне — поляна с папоротниками, или «Поляна Стадника». И действительно, скоро мы на нее выходим. Но лучшее (и самое ровное) место на ней уже занято громогласной группой. Мы встаем чуть ниже, на площадке с небольшим наклоном. Вдоль тропы тут течет небольшой ручей, из которого можно выжать воды и на попить, и на помыться.

Характерная примета поляны — старое иссохшее дерево:

Такое грех пропустить и не использовать для мимимишного фото из отпуска. Даже Юра не удержался:

Вечером (впервые за все время в заповеднике!) жжем костер (ну а что, кострище-то есть, значит — можно!). На дрова, естественно, идет всякая сушина. Разговоры говорить нет надобности — в соседнем лагере громогласный руководитель работает звуковым сопровождением на два лагеря: «это кто мне тут кружку свою на пути поставил? Я парень не гордый, перешагну, но мне просто интересно…» После такого, как ценные указания по установке лагеря розданы, все сделано и все собрались на ужин, начинаются десантовские байки:  «Запомните, ребята: прыжок на лес, на воду и на горы — это три разных упражнения!..» И наконец он берет в руки гитару. Поет он, определенно, хорошо.

Засыпаем под баюкающую «Зеленую карету»: «Спят мышата, медвежата и ребята…»

История

С южноалтайского «Чике — Таман» переводится как «Прямая подошва», такое название перевал получил из-за своей крутизны: человек, идущий по нему вверх, мог видеть стопы того, кто поднимался перед ним. Старая тропа. бывшая дорогой на месте Чике — тамана насчитывала более 100 поворотов, в то время как новая современная трасса имеет «всего лишь» 37.

В конце XIX века дороги через перевал еще не существовало, но была крутая и опасная конная тропа, по которой могли проехать и с телегами. Сейчас этот заросший путь едва узнаваем.

Иван Кучин

Дорога через перевал Чике-Таман построена в 1903 году, реконструирована и открыта для автотранспорта в 1924–1925 годах, но вскоре курс дороги снова пришлось изменить. В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу не на месте существующей, а по той, которая проходила по самому низкому месту.

1 января 1935 года были построены все основные участки трассы Чуйского тракта, но перевал Чике-Таман на своем современном месте, ввиду чрезвычайной сложности и трудоемкости работ, включающих в себя перемещение сотни тысяч тонн грунта и необходимости проведения работ по взрыву и расчистке горных пород, стал ее частью только 1984 году.

Иван Кучин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *