Как правильно очищать адсорбер в автомобиле?

Последствия демонтажа адсорбера

Определённая часть автомобилистов считает, что любые мероприятия, направленные на улучшение экологии автомобиля, отрицательно сказываются на эксплуатационных характеристиках силового агрегата. В частности, под такую критику попал и адсорбер, необходимость наличия которого, действительно, обусловлена требованиями экостандартов. Пессимисты утверждают, что это устройство не просто бесполезное, оно вредное, поскольку вместо экономии топлива даёт перерасход, вместо улучшения динамики – снижение приёмистости мотора и т. д. В результате просто демонтируют устройство (или электромагнитный клапан). Насколько оправданы подобные действия, есть ли в них логика?

С точки зрения влияния на работу двигателя – при исправном адсорбере оно практически нулевое, поскольку практически не влияет на работу топливной системы в части подачи бензина к мотору. Достигается ли при этом экономия? Теоретически – да, хотя и незначительно, поскольку часть бензина не испаряется, а возвращается в бензобак. На практике проверить это достаточно трудно, особенно в количественных показателях. А если верить отзывам автовладельцев, то позитивные материалы встречаются намного реже отрицательных, хотя степень доверия к ним намного больше. В любом случае не следует ожидать от адсорбера какого-то чуда, особенно касательно экономии горючего. Честно говоря, и экологический вклад вряд ли можно назвать ощутимым, особенно по сравнению с функционированием каталитического нейтрализатора.

Что же касается заявлений о вреде устройства, они выглядят безосновательными. Вы можете убрать адсорбер и в 99% случаев не почувствуете никаких изменений в поведении двигателя. Впрочем, существует мнение, что поскольку бензиновые пары теперь конденсироваться не будут, то вы тем самым ликвидируете все искусственные препятствия на пути горючего к камере сгорания (клапана, датчики, сепаратор, фильтр). Сама процедура отключения адсорбера состоит в добавлении на шланг, идущий от сепаратора, фильтра тонкой очистки (подходит от карбюраторных моделей ВАЗ). В этом случае бензиновые испарения благополучно будут улетать в атмосферу. При этом шланг, идущий от электромагнитного клапана, просто пережимают. Но поскольку работа адсорбера контролируется бортовым компьютером, такое изменение конструкции будет воспринято как поломка, с соответствующим загоранием Check Engine. Чтобы убрать эту ошибку, потребуется перепрошивка ЭБУ.

Из несомненных минусов такого шага можно назвать следующие:

  • вы внесёте «посильный» вклад в ухудшение экологической обстановки. Минимальный, но всё же;
  • в салоне может появиться запах бензина/солярки;
  • такой же запах будет чувствоваться и рядом с машиной, но далеко не очевидно.

Есть и достоинства, которые также отмечены многими пользователями:

  • когда адсорбер расположен в моторном отсеке, если его убрать, освобождается немало дефицитного пространства, ведь сама банка с активированным углём имеет солидные размеры;
  • неустойчивая работа силового агрегата в режиме ХХ, как правило, пропадает;
  • отпадает необходимость в замене вышедшего из строя клапана или других компонентов устройства.

Идти на поводу доморощенных экспертов или придерживаться рекомендаций автопроизводителей – решать вам, но, если вы действительно принадлежите к той категории населения, которая неравнодушна к общемировым проблемам, включая экологические, топливный адсорбер будет полезным и даже необходимым элементом конструкции автомобиля.

Проблемы с продувочным клапаном

Наиболее распространенная проблема с клапаном продувки — это когда он заклинивает или закрывается не полностью. Это может привести к включению «Check Engine».

В некоторых автомобилях заклинивший продувочный клапан может вызвать затруднения при запуске сразу после заправки: в течение первых нескольких секунд двигатель может работать неровно и дергаться.

Проблемы с КПА распространены во многих автомобилях. В некоторых моделях Hyundai начала 2000-х годов (Elantra, Santa Fe, Tucson, Tiburon) часто случается заклинивший продувочный клапан, вызывающий код ошибки P0441.

Подобные проблемы довольно распространены во многих европейских автомобилях, включая Audi и Volkswagen. В некоторых автомобилях Mazda неисправный клапан может вызывать код P0446 и другие коды EVAP.

Клапан продувки не очень дорогой и его легко заменить.

Автомобильный улавливатель паров бензина: адсорбер и его предназначение

Сразу следует разобраться в вопросе о том, что же такое адсорбер, и для чего он нужен на автомобиле. Первоначально стоит отметить, что правильное название этого устройства — адсорбер, то есть, пишется через букву «д», хотя многие его называют абсорбером, что есть не совсем верно. Отличие между адсорбером и абсорбером в том, что первый накапливаем пары (в данном случае бензина), и удерживает их, а второй осуществляет полное поглощение вещества (то есть с невозможностью последующей их отдачи). Почему на автомобилях используется адсорбер, а не абсорбер, узнаем, разобравшись с предназначением этого устройства.

Улавливатель паров бензина представляет собой некий фильтр, благодаря которому исключен прямой контакт бензина с атмосферой, что снижает уровень загрязнения. Изобрели такие устройства после внедрения экологического стандарта Евро-2, посредством которого запрещается загрязнение атмосферы парами бензина.

Основное предназначение устройства заключается в том, чтобы временно поглотить пары, которые образуются в бензобаке, и использовать их в корыстных целях, то есть не просто подавлять, а переправлять к двигателю, где и будет происходить их подача в цилиндры для сжигания вместе с ТВС.

Возвращаясь к названию устройства, можно смело сказать, что на Приоре и других современных автомобилях используется именно адсорбер, осуществляющий лишь временное накопление паров бензина (что происходит в то время, пока двигатель не заведен). Использование абсорберов не позволило бы направлять пары в камеры сгорания двигателя по причине полного их поглощения сорбентом.

Это интересно! В качестве сорбента в автомобильных адсорберах используется активированный уголь.

Устройство и принцип работы адсорбера

Конструкция адсорбера довольна простая. Он представляет собой пустотелую емкость, в которой находится фильтрующее вещество.

Если говорить более подробно о его устройстве, то выглядит оно следующим образом:

  • Цилиндр, предназначенный для заправки абсорбирующего вещества. Как правило, в роли фильтрующего состава используется всем известный активированный уголь.
  • Сепаратор, отвечающий за задержку, преобразование токсичных паров.
  • Клапан магнитный(продувки адсорбера), предназначенный для изменения режимов работы.
  • Клапан гравитации, благодаря которому горючая смесь не перельется даже в случае, если транспортное средство перевернется.
  • Соединительные шланги.

В принципе работы адсорбера тоже нет ничего сложного, алгоритм выглядит следующим образом:

  • Образованные в баке пары топлива попадают в сепаратор, который преобразует их в жидкость и отправляет обратно.
  • Пары, которые не преобразовалось, передаются в сам адсорбер.
  • Далее при заглушенном двигателе происходит поглощение фильтрующим элементом токсичных паров.
  • После запуска мотора открывается магнитный клапан, служащий объединяющим элементом адсорбера и впускного коллектора.
  • Затем происходит «прогонка», в процессе которой пары соединяются с воздухом.
  • В завершение они переходят в цилиндры и воспламеняются вместе с топливной смесью.

Признаки неисправности адсорберва

Свойство засоряться и приходить в негодность присуще и такой детали, как адсорбер. Неисправности данного устройства могут возникнуть не только из-за пробоины, которая возникла вследствие механических повреждений, но и из-за естественного износа (загрязнения) поглощающего элемента. Признаком неисправностей этой детали может послужить избыточное давление в баке. Происходит это по причине скопления большого количества паров, которым некуда деться из системы. Проверить автомобиль на наличие этих образований достаточно просто – нужно лишь открыть крышку бензобака и прислушаться к ней. Если вы услышали характерное шипение, значит в емкости скопилось очень много вредных атмосфере паров.

Можно выяснить неисправность и другим образом. К примеру, после прогревания двигателя до температуры более 60 градусов Цельсия начинают существенно падать обороты автомобиля на холостом ходу. В движении машина может внезапно заглохнуть без видимых причин.

Если подобные симптомы наблюдаются и с вашим автомобилем, обязательно проверьте адсорбер. Можно сделать так – отсоединить шланг, который идет от клапана к коллектору, и заглушить его на несколько дней. Если симптомы не исчезли, и машина по-прежнему выдает «выкрутасы» с оборотами, то, вероятнее всего, адсорбер засорился.

Конечно, с забитым устройством машина будет ехать, как и прежде, но у нее будет «плавающий» холостой ход. Однако стоит отметить, что если вовремя не устранить эту проблему или хотя бы не выпускать периодически из емкости данные образования, то на заправке крышка бака попросту «выстрелит» из горловины, а возможно, даже не откроется. И куда она попадет, никто предугадать не сможет. В любом случае каждый раз, подходя к крышке, опасаться за ее несанкционированный «выстрел» просто неразумно – легче всего поменять эту деталь на новую, тем более что стоит она не так уж и дорого.

Как работает адсорбер и клапан

Содержимое адсорбера

Схема действия автомобильного адсорбера достаточно проста, однако есть в ней отдельные нюансы, которые рекомендуется знать каждому автомобилисту. Поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.

Пары бензина, будучи легче воздуха, поднимаются в верхнюю часть бензобака. Здесь их задерживает сепаратор, объединенный с гравитационным датчиком. Здесь определенная часть паров конденсируется и в жидком состоянии стекает обратно в бак.

Однако определенная доля бензиновых испарений способна проходить через гравитационный клапан и сепаратор и в результате попадает в адсорбер. Здесь она задерживается угольным фильтром, конденсируется в промежутках между крупными угольными гранулами и сохраняется до момента запуска двигателя.

Если же двигатель запущен, то электромагнитный клапан открывается и пропускает накопленный в полости адсорбера бензин в магистраль впускного коллектора либо в систему дросселя. Смешиваясь с воздухом, поступающим через дроссельную заслонку, бензиновые пары в виде готовой топливно-воздушной смеси подаются в цилиндры.

Статья в тему: Гидроблок (клапанная плита, гидроплита) АКПП

Как видно, принцип работы адсорбера достаточно прост и понятен, однако эффективность его работы в разных автомобилях может быть различной – это во много обусловлено использованием адсорбирующих модулей различного типа.

Признаки неисправности адсорбирующей системы.

Большинство проблем адсорбирующей системы возникает при неисправности электромагнитного клапана. Он открыт либо закрыт соответственно при запуске или остановке двигателя. Нормально работающий электромагнитный клапан никак не даёт о себе знать. Его неисправность, когда продувка системы не осуществляется, а давление в баке не сбрасывается, грозит серьёзными поломками других частей автомобиля.

Неполадки с адсорбером, как правило, сопровождаются следующими признаками:

  • через 5-10 минут после прогрева двигателя начинают «плыть» обороты;
  • при нажатии педали газа на холостом ходу при запущенном двигателе последний ведёт себя так, как будто заканчивается топливо, вплоть до полной остановки;
  • при движении автомобиль не развивает полную мощность, по ощущениям работает на 80-90% от максимальной;
  • датчик топливного бака показывает неверные данные, иногда может быть «полным» или, наоборот, «пустым»;
  • во время открытия бака во время заправки слышен свистящий звук, словно ёмкость всасывает воздух из окружающей среды;
  • присутствует явно завышенный расход бензина;
  • иногда при непрогретом моторе абсорбер стучит, звук легко спутать со стуком клапанов двигателя.

При наличии перечисленных выше признаков электромагнитный клапан необходимо проверить. Неисправный компонент следует заменить. Стоит деталь недорого и меняется достаточно легко даже своими силами.

Признаки неисправности адсорбирующей системы не всегда связаны лишь с неполадками электромагнитного клапана. Очень часто забивается непосредственно фильтр-банка с угольным порошком. Если необходимо, деталь меняют либо разбирают и чистят (сушат), восстанавливая её фильтрующие свойства.

Проверяем работоспособность адсорбера

Чтобы удостовериться, что неисправность связана именно с клапаном этого элемента, можно отправить авто на полную диагностику. Но, это дорого, поэтому попробуем сначала самостоятельно выявить возможные проблемы.

Прежде всего, нужно посмотреть, не выдает ли контроллер ошибки, например, «обрыв управления цепи». Если все нормально, то воспользуется ручной проверкой. Для этого достаточно подготовить мультиметр, отвертку и несколько проводов. После этого нужно выполнить несколько простых шагов:

  • Поднять капот машины и найти нужный клапан.
  • Отсоединить от этого элемента жгут с проводами. Для этого нужно сначала отжать специальный фиксатор креплений колодки.
  • Проверить, идет ли на клапан напряжение. Для этого необходимо включить мультиметр и переключить его в режим вольтметра. После этого черный щуп прибора подсоединяется к массе авто, а красный – к разъему с маркировкой «А», который находится на жгуте проводов. На следующем этапе необходимо завести мотор и посмотреть, какие показания выдает прибор. Напряжение должно быть таким же, как в аккумуляторе. Если его и вовсе нет или оно слишком маленькое, то вероятно придется искать более серьезную проблему. Если с напряжением все хорошо, то можно переходить к следующему шагу.

Демонтировать клапан продувки. Чтобы его снять нужно при помощи отвертки немного ослабить крепление хомутов. После этого можно будет легко сдвинуть клапан чуть вверх и по небольшому кронштейну плавно его вытащить. После этого устройство нужно подключить напрямую к клеммам АКБ. Один провод идет на клапан продувки (на «+»), а второй – подключается к «минусу». После этого оба проводника подключаются к соответствующим клеммам аккумулятора. Если при этом не произошло щелчка, то клапан полностью вышел из строя и лучше всего его заменить.

Рекомендуем: Как проверить двигатель при покупке автомобиля

Что такое адсорбер в машине, для чего он необходим и где расположен?

Сегодня действует европейский стандарт экологии «Евро-3», согласно которого запрещен выброс в атмосферу углеводородных паров, возникающих при сгорании топлива. Для реализации такой задача как раз и было разработано специальное устройство — адсорбер.

Название прибора произошло от слова адсорбент (впитывающего состава). Узел монтируется в топливной системе транспортного средства с целью поглощения вредных паров, возникающих в процессе испарения топлива.

Абсорбент — активированный уголь, которым наполнен резервуар. Именно он впитывает вредные вещества в момент, когда мотор не работает. В противном случае пары засасываются в трубу впуска и сжигаются в двигателе вместе с горючей смесью.

Такая особенность способствует росту КПД автомобиля. Получается двойной эффект — в атмосферу попадает меньше вредных паров и экономится горючая смесь.

Адсорбер — фильтрующий элемент, который со временем загрязняется, его эффективность снижается.

Главный признак неисправности — «шипение» в момент выкручивания крышки топливного бака. Это происходит из-за того, что топливным парам некуда деваться, и они всеми силами «рвутся» наружу.

Месторасположения адсорбера различается в зависимости от марки и модели автомобиля. Так, в автомобилях ВАЗ устройство принимает форму черной банки, имеющей цилиндрическую форму. Находится устройство часто с правой стороны по ходу движения, в ближнем углу (возле ).

Но для каждой модели производитель определяет место расположения устройства индивидуально.

К примеру, в ВАЗ 21099 инжектор абсорбент расположен так.

Что собой представляет фильтрующий элемент и как он работает

Если говорить простыми словами, то абсорбер является большой банкой, наполненной активированным углем. Кроме этого в системе присутствует:

  • Сепаратор с клапаном гравитации. Он отвечает за улавливание частиц топлива. Гравитационный клапан, в свою очередь, применяется очень редко, но в экстренной ситуации (например, если в ходе аварии машина перевернулась) он предотвратит перелив топлива из бензобака.
  • Датчик давления. Он необходим для контроля уровня паров бензина в баке. Как только их уровень превышается, происходит сброс вредных компонентов.
  • Фильтрующая часть. По сути это и есть та самая банка с гранулированным активированным углем.
  • Электромагнитный клапан. Используется для того, чтобы переключаться между режимами улавливания выделяющихся паров бензина.

Если говорить о принципе работы системы, то он очень прост:

  • Сперва пары бензина поднимаются в бензобаке и направляются в сепаратор, где происходит частичная конденсация топлива, которое в жидком виде отправляется обратно в бензобак.
  • Та часть испарений, которая не смогла осесть в виде жидкости проходит через гравитационный датчик и направляется в адсорбер.
  • Когда мотор машины находится в выключенном состоянии, пары бензина начинают накапливаться в фильтрующем элементе.
  • Как только двигатель запускается, в дело вступает клапан адсорбера, который открывается и соединяет адсорбер со впускным коллектором.
  • Пары бензина совмещаются с кислородом (который попадает в систему через дроссельный узел) и переходят во впускной коллектор и цилиндры «движка», где вредные испарения прогорают вместе с воздухом и топливом.

Как правило, именно клапан адсорбера дает сбой. Если он начинает открываться и закрывать в неправильном режиме или полностью выходит из строя, это может негативно сказаться на работе всего автомобиля и спровоцировать поломки.

Как снять сепаратор улавливания паров бензина и гравитационный клапан на Приоре: ремонт и замена

Часто владельцы Приор задаются вопросом о том, что это за конструкция, которая располагается в подкрылке левого заднего колеса. Это устройство ошибочно называют адсорбером. На самом деле это сепаратор, который предназначен для того, чтобы пары бензина конденсировались на его стенках, после чего в бак возвращалось топливо в жидком виде.

Один из самых распространенных видов неисправности сепаратора — нарушение герметичности корпуса.

Определить это можно визуально, осмотрев деталь, а также путем обнаружения масляных пятен на поверхности и характерного запаха бензина. Обычно повреждения возникают на штуцере, через который бензин поступает обратно в бак. Ниже на фото показано, как выглядит нарушение герметичности корпуса сепаратора Приоры. Если шланг не имеет хомута, то рекомендуется его установить.

В случае выхода детали из строя (если поврежден корпус, что обычно случается, когда на автомобиле не используются подкрылки «локеры»), ее необходимо заменить. Меняется она полностью вместе с гравитационным клапаном и трубками. Процесс снятия и замены выполняется это следующим образом:

Поддомкратить заднюю левую часть, и снять колесо. При наличии подкрылка, его необходимо снять. Если его нет, то рекомендуется установить, что позволит увеличить срок службы кузовных частей автомобиля и сепаратора.
Отсоединить от бензобака трубку слива топлива, которая приходит от сепаратора, сжав для этого фиксатор быстросъемного разъема.
Поддеть держатель трубки с помощью отвертки, и извлечь его.
Выкрутить четыре гайки крепления трубок подвода паров топлива к сепаратору и гравитационному клапану, используя ключ на «10».
Над шлангом тормозного механизма левого колеса располагается крепление трубки гравитационного клапана. Выкручиваем гайку ключом на «10».
Над хомутом, который соединяет трубу основного и дополнительного глушителей, находится еще одно крепление трубки, которое также вывинчивается ключом на «10».
После этого можно выкрутить крепление сепаратора (2 гайки на «10»), и снять его с автомобиля вместе с кронштейном.
Сепаратор извлекается вместе с трубками и гравитационным клапаном. После этого следует проверить состояние трубок и корпуса изделия. Заменить устройство на аналогичное вместе с трубками.
Чтобы снять сепаратор без извлечения трубок, тогда следует выполнить следующие действия. Отсоединить трубку от сепаратора в нижней части (ослабив предварительно хомут), по которой пары поступают из бака в устройство, а бензин обратно в бак.
Выкрутить две гайки крепления кронштейна сепаратора, после чего опустить деталь вниз, получив доступ к гравитационному клапану (сверху).
Шлицевой отверткой поддеть фланец гравитационного клапана, и извлечь его из посадочного места

Важно при этом не повредить уплотнительное кольцо.
Далее можно снять сепаратор. Если уплотнительное кольцо гравитационного клапана повреждено, то его следует заменить

Это очень важно, так как часто при отсутствии видимых повреждений сепаратора, причиной запаха бензина не только в задней части авто, но и в салоне, является неисправность уплотнительной резинки (ее повреждение).
На Приорах такое уплотнительное кольцо используется от автомобилей Шевроле Нива. И если вы убедились, что деталь повреждена, и не подлежит ремонту (если кольцо нельзя склеить), тогда покупаем новое. Уплотнительное кольцо гравитационного клапана на Приора от Шевроле Нива имеет артикул 2123-116485-10.
Если меняется полностью сепаратор, то трубку гравитационного клапана также необходимо демонтировать. Для этого разъединяем соединение трубок от гравитационного клапана к адсорберу.

При покупке нового сепаратора на Приору, необходимо знать его номер 2170-0116400502. Он комплектуется гравитационным клапаном и соединительными трубками, поэтому ничего докупать отдельно не нужно.

Это интересно! Нарушение целостности корпуса сепаратора или уплотнительного кольца гравитационного клапана является причиной не только запаха бензина, но и нестабильной работы двигателя, так как будет происходить подсос воздуха.

Можно ли убрать адсорбер? Плюсы и минусы отключения системы.

Адсорбирующая система — неотъемлемая составляющая современного транспортного средства. Исправно работающий фильтр не оказывает влияния на функционирование двигателя. Более того, он позволяет немного сэкономить на бензине, ведь задержанные топливные испарения не выбрасываются наружу, а сгорают в двигателе.

Можно ли пренебречь экологическими стандартами и убрать адсорбер из автомобиля? Сделать это возможно, и на работу автомобиля это никак не повлияет. С технической (но не экологической) точки зрения это даже лучше — пары из бака будут выходить прямо в окружающую среду, а без дополнительных банок, клапанов и трубок повысится надёжность авто.

Отключение адсорбера имеет и другие положительные стороны:

  • подкапотное пространство существенно освобождается, ведь система (особенно фильтр-банка) занимает много места;
  • исчезает известная проблема неустойчивой работы двигателя вхолостую;
  • появляется небольшая экономия средств за ненадобностью покупки нового адсорбера и клапана в случае их поломки.

При этом не следует забывать, чем грозит отключение адсорбирующей системы, а именно:

  • внутри автомобиля появится запах бензина, ведь пары частично будут идти в салон;
  • легкие углеводороды станут выбрасываться в атмосферу и загрязнять окружающую среду;
  • сам автомобиль (снаружи), возможно, тоже станет пахнуть топливом.

Про то, зачем нужен адсорбер, как он работает, и как его проверить, смотрите в следующем видео:

Адсорбирующая система — довольно простой, но полезный узел автомобиля. Техническое обслуживание этого элемента не является сложным или дорогостоящим, но при желании можно пойти вразрез с экологическими стандартами и отключить адсорбер, несколько повысив надёжность машины.

На этом у меня сегодня все. Если у вас остались вопросы, или если вы хотите дополнить статью — пишите комментарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *