Для чего нужен кроссовер в автоакустике и как его подключить к колонкам автомобиля
Содержание:
- Разновидности и цены
- Предназначение
- Возникновение классического кроссовера
- Отношение к кроссоверу
- Активные и пассивные
- Технические особенности кроссоверов
- Порядок кроссовера
- Суть
- Активные и пассивные
- Требуется ли перекрестная установка для профессиональной установки?
- Что такое громкоговоритель?
- Когда активный кроссовер может реально помочь
- Если с первого раза не получилось
- Отличия между активными и пассивными кроссоверами
- Активное и пассивное оборудование
- Какие колонки бывают
- История возникновения класса кроссовер
- Требуется ли перекрестная установка для профессиональной установки?
- Заключение
- Заключение
Разновидности и цены
Современный автомобильный рынок может предложить большой ассортимент в выборе кроссовера (каждый производитель автомобилей имеет в своём багаже минимум по одной модели). Среди них встречаются как моноприводные (чаще всего переднеприводные), так и полноприводные. Бывают и с дополнительным (третьим) рядом сидений. Для более понятного распределения в видах и моделях нужна классификация по габаритам.
Мини
Ford EcoSport (начальная цена от 900 тыс. руб.);
Mitsubishi Pajero Mini (в нашей стране пока не продаётся);
Suzuki SX4 (начальная цена от 1,08 млн. руб.);
Renault KAPTUR (от 880 тыс. руб.).
Малые
Chery Tiggo (начальная цена от 850 тыс. руб.);
Mitsubishi ASX (начальная цена от 1,1 млн. руб.);
Nissan Qashqai (начальная цена от 980 тыс. руб.);
Skoda Yeti (от 1,07 млн. руб.);
BMW X1 (от 1,55 млн. руб.);
Audi Q3 (от 2,3 млн. руб.);
Renault DUSTER (от 640 тыс. руб.).
Компактные
Chevrolet Captiva (на данный момент не продаётся);
Hyundai Tucson (от 1,45 млн. руб.);
Toyota Rav4 (от 1,45 млн. руб.);
Volkswagen Tiguan (от 1,35 млн. руб.);
Mazda CX-5 (от 1,5 млн. руб.);
Ford KUGA (от 1,25 млн. руб.).
Средние
Hyundai Santa Fe (от 1,85 млн. руб.);
Audi Q5 (от 3 млн. руб.);
Volvo XC60 (от 2,6 млн. руб.);
BMW X3 (от 3,4 млн. руб.);
Infiniti QX30 (от 2,1 млн. руб.);
Kia Sorento (от 1,6 млн. руб.);
Lexus RX (от 2,8 млн. руб.);
Mercedes GLK (от 3,1 млн. руб.);
Nissan Murano (от 2,46 млн. руб.);
Toyota Highlander (от 2,3 млн. руб.);
Mitsubishi OUTLANDER (от 1,25 млн. руб.).
Полноразмерные
Audi Q7 (от 3,75 млн. руб.);
BMW X6 (от 5,3 млн. руб.);
Infiniti QX80 (от 4,2 млн. руб.);
Mazda CX-9 (от 2,9 млн. руб.);
Porsche Cayenne (от 4,83 млн. руб.);
Mitsubishi PAJERO (от 2,8 млн. руб.);
Volkswagen Touareg (от 3 млн. руб.);
Volvo XC90 (от 3,4 млн. руб.);
Ford Explorer (от 2,85 млн. руб.).
Предназначение
Кроссовер – это специальное устройство в структуре акустической системы, предназначенное для подготовки требуемого частного диапазона для каждой из установленных звуковых колонок. Последние разработаны для эксплуатации в пределах определённых частотных диапазонов. Выход частоты сигнала, подаваемого на колонку за границы диапазона может привести, как минимум, к искажениям воспроизводимого звука, например:
- при подаче слишком низкой частоты исказится звуковая картина;
- при подаче слишком высокой частоты владелец стереосистемы столкнётся не только с искажением звука,но и с выходом из строя твитера (высокочастотного динамика).Он может просто не выдержать этого режима работы.
В нормальных условиях задачей высокочастотного динамика является воспроизведение звука только высокой частоты, низкочастотного, соответственно, низкой. Полоса же, средних частот подаётся на мидвуфер – динамик, отвечающий за звучание средних частот. Исходя из вышесказанного, чтобы качественно воспроизвести автозвук, надо выделить соответствующие полосы частот и подать их на конкретные динамики. Для решения этой задачи и применяется кроссовер.
Устройство кроссовера
Конструктивно в кроссовер входит пара частотных фильтров, работающих следующим образом: например, если частота разделения установлена в 1000 Гц, один из фильтров будет выделять частоты ниже этого показателя. А второй – обрабатывать только полосу частот, превышающих заданную отметку. У фильтров есть свои названия: лоу-пасс – для обработки частоты ниже тысячи герц; хай-пасс – для обработки частоты выше тысячи герц.
Итак, выше был представлен принцип, по которому работает двухполосный кроссовер. На рынке существует и продукция трехполосного типа. Основное отличие, как становится понятно из названия, это третий фильтр, обрабатывающий среднюю полосу частот, от шестисот до пяти тысяч герц.
По сути, увеличение каналов фильтрации звуковой полосы, и последующая подача их на соответствующие динамики, приводит к более качественному и естественному звуковоспроизведению внутри авто.
Технические особенности
В большинстве современных кроссоверов присутствуют катушки индуктивности и конденсаторы. В зависимости от количества и качества изготовления этих реактивных элементов, обусловлена стоимость готового изделия.
Конденсаторы могут выделять и обрабатывать высокие частоты, в то время как катушки нужны для регулирования низких. Грамотно используя эти свойства, в результате можно получить самый простой частотный фильтр. Здесь нет смысла углубляться в сложные законы физики и приводить в качестве примера формулы. Тот, кто хочет более подробно ознакомиться с теоретическими основами, без труда найдёт информацию в учебниках или интернете. Профильным специалистам достаточно освежить в памяти принцип работы сетей LC-CL типа.
Количество реактивных элементов влияет на показатель разрядности кроссовера. Цифрой 1 обозначается один элемент, 2 – соответственно, два. В зависимости от количества и схемы подключения элементов, система по-разному осуществляет фильтрацию неподходящих частот для конкретного канала.
Есть смысл предположить, что большее количество применённых реактивных элементов делает процесс фильтрации лучшим. Схема фильтрации ненужных частот для конкретного канала имеет свою характеристику, называемую крутизной спада.
Фильтрам присуще свойство отрезать ненужные частоты постепенно, а не мгновенно.
Называется оно чувствительностью. В зависимости от этого показателя, продукция разделяется на четыре категории:
- модели первого порядка;
- модели второго порядка;
- модели третьего порядка;
- модели четвертого порядка.
Возникновение классического кроссовера
Если мы заглянем в историю, то увидим, что музыканты всегда находились под влиянием тех или иных людей от искусства, с которыми их сводила жизнь. Они не были в стороне от тенденций своего времени, моды, исторических событий. Расширение кругозора, любопытство, желание открытий толкало на эксперименты с композицией и интерпретацией произведений.
Фрагмент из «Детского уголка» Дебюсси
На самом деле первые примеры классического кроссовера мы можем найти уже в начале XX века. Так шестым номером в сюите «Детский уголок» Клода Дебюсси идет «Кукольный кэк-уок» с характерными для рэгтайма ритмическими рисунками. А Морис Равель сделал «Блюз» второй частью своей Второй скрипичной сонаты (1927). Таким было влияние стиля джазовой импровизации на классическую музыку. Но эта связь работала и в обратном направлении. Один из наиболее известных джазовых музыкантов XX века Дюк Эллингтон вдохновлялся музыкой композиторов-академистов, в частности Дебюсси и Равеля. Таким образом, кроссовер стирает границы, которые подразумевает классификация жанров в музыке.
Морис Равель, Дюк Эллингтон
Отношение к кроссоверу
Чтобы сделать кроссовер, в принципе достаточно включить какую-то классическую пьесу в поп или рок-песню (кстати, есть много примеров и в рэпе, когда читающий рэп мужской голос уступает место женскому академическому голосу в припеве). Можно и вовсе убрать вокал и создать инструментальную версию арии в соединении, скажем, с танцевальным ритмом (вспомним скрипачку Ванессу Мей). Можно написать песню, похожую на арию и спеть ее «почти академическим вокалом» (песня, побившая все рекорды по популярности «Time to say goodbye«).
Ванесса Мей
Но как в этому относятся классические музыканты? Мы слышим, что с одной стороны, они тоже принимают участи в кроссовере. У многих оперных певцов есть дуэты с эстрадными исполнителями, альбомы с поп-песнями, перепевки мировых хитов в академ манере и пр. Но с другой стороны, кроссовер подвергается и нападкам, и насмешкам. Там, где широкая публика восхищается артистами кроссовера, профессионалы-классики смотрят на них свысока.
Здесь нельзя не затронуть очень острый вопрос. Часто кроссовер рассматривают, как популяризацию классики, как спасение классической музыки от забвения. Некоторые певцы искренне считают, что кроссовером они несут оперное искусство в массы. И как в любом споре здесь есть вторая сторона, которая считает, что нужно не оперу опускать до вкусов широкой публики, а публику поднимать до уровня классической оперы. Что ж, этот спор начался не вчера, да и закончится не скоро.
Кроме того, оперные певцы, которые потратили много лет на формирование вокальной техники, соответствующей мировому уровню, могут обижаться на то, что кроссовер-певцов называют классическими, что восхищаются их голосами. Если предложить им спеть полноценную оперную арию, половина не справится, половина споет явно не на уровне профессионального оперного певца. И проблема даже не в этом, а в том, что широкая публика этого не поймет и не отличит профессиональное оперное исполнение от хорошего кроссовера. Публика в основном будет считать, что слушает «настоящую» классику. Поэтому отношения между классикой и кроссовером, по всей видимости, будут продолжать оставаться несколько напряженными…
Активные и пассивные
Кроссоверы делятся на две группы:
- активные;
- пассивные.
Каждый из типов имеет свои преимущества и недостатки.
Активные состоят не только из конденсаторов и катушек, но и из транзисторов. Благодаря этому габариты устройства удалось снизить. Сложно найти активный кроссовер, выполненный в виде отдельного элемента. В основном они являются составной частью автомобильного усилителя звука.
Пассивные встречаются намного чаще. Главным преимуществом этого типа кроссовера является отсутствие необходимости дополнительного питания, поэтому их легко устанавливать.
Кроме того, пассивные и активные фильтры делятся еще на 3 подвида:
- Высокочастотные, предназначаются для пропускания сигнала высокой частоты, отрезая все остальное. Этот подтип предназначен для ВЧ динамиков.
- Низкочастотные, наоборот, отрезают верхние частоты и пропускают через себя низкочастотный сигнал. Используются для НЧ динамиков.
- Широкополосные фильтр, еще его называют Band Pass. Этот подтип необходим для отрезания частот, выходящих за определенный диапазон. Он предназначен для СЧ динамиков.
В дешевых колонках устанавливаются кроссоверы первого или второго порядка. Это делается для удешевления, так как в фильтрах используется лишь один или два электрических элемента. Фильтры третьего порядка встречаются в усилителях мощности. Что же касается четвертого порядка, то данный тип считается элитным. Для них изготавливается отдельный корпус.
Не так давно среди любителей хорошей музыки возникали споры об эффективности делителя 4-го порядка. Работы кроссоверов четвертого порядка, с крутизной среза 24 ДБ на Октаву можно сравнить лишь с работой банков Швейцарии, где все строго и четко.
Главное в настройке кроссовера – частота среза.
Возьмем, к примеру, трехполосную колонку. Для качественного воспроизведения музыки надо сделать так, чтобы на НЧ динамик поступали только низкие частоты, на СЧ динамик диапазон средних частот, без нижних и высоких, а на твитер соответственно только высокочастотный сигнал. Таким образом, нужно правильно определить две точки деления. В первой точке будет разделен сигнал между сабвуфером и среднечастотником. А во второй точке будет согласовываться СЧ динамик и твитер. Если неверно выбрать частоты среза, в лучше случае можно отделаться ужасным звуком. В таком случае слушать музыку станет невозможно и захочется сразу ее выключить. В худшем случае, акустика выйдет из строя. К примеру, на высокочастотный динамик будет поступать низкочастотный диапазон, который очень вреден для твитеров.
В наши дни кроссоверы используются достаточно активно. Несмотря на то, что можно приобрести цифровой аналог – процессор. Благодаря которому, можно не только фильтровать сигнал, но и выставлять задержки и многое другое.
Однако у кроссоверов есть преимущество перед цифровыми процессорами – это качество фильтрации звукового сигнала. Дело в том, что на фильтр навешивают большое количество работы: фильтрация, временные задержки, эквалайзер. Поэтому само качество фильтрации падает. Таким образом, пассивные и активные кроссоверы пользуются большим спросом. Их применяют даже для изготовления профессиональных колонок.
Профессионалы пророчат скорую смерть аналоговой фильтрации. Они считают, что цена цифровых аналогов замедляет естественный процесс. Однако есть группа людей, считающих, что место для хорошего пассивного кроссовера найдется всегда и в любой аудиосистеме, несмотря на то, насколько далеко шагнули технологии. Можно согласиться и с первый и со второй группой людей. Это связано с тем, что построить хорошую, качественную и профессиональную акустическую систему можно как при помощи кроссовера, так и при помощи цифрового брата – процессора. Вопрос только в том, что вам нравится больше.
Посмотрите видео о кроссоверах
https://youtube.com/watch?v=pLSVczv9CF8
Технические особенности кроссоверов
Большинство современных приборов представляют собой катушки индуктивности и конденсаторы. В зависимости от числа и качества изготовления этих элементов формируется стоимость изделия.
Зачем в кроссовер для акустики входит конденсатор и катушка? Это наиболее простые реактивные детали. Они без особых затрат способны обрабатывать различные звуковые частоты.
Число реактивных деталей влияет на разрядность фильтров: 1 – используется один элемент, 2 – два элемента. В зависимости от числа реактивных деталей, а также схемы кроссовера система фильтрует по-разному те частоты, которые не подходят для конкретных каналов. Можно предположить: чем больше в схеме будет реактивных элементов, тем лучше кроссоверы акустических систем будут фильтровать сигнал. Схемы фильтрации имеют определенную характеристику. Это так называемая «крутизна спада». Другими словами, это чувствительность. В зависимости от уровня «крутизны спада», всю представленную на рынке продукцию может разделить на модели первого, второго, третьего и четвертого класса.
Порядок кроссовера
Пассивные фильтры подразделяются по “порядку”. Первый порядок, второй, третий и четвертый, который редко кто использует, не говоря уже о 5-м порядке, и более. Увеличение “порядка” кроссовера – это увеличение крутизны среза этого фильтра. Иначе сказать – в фильтре четвертого порядка спад и нарастание будет очень крутым по сравнению со вторым порядком. Про это много здесь говорить не будем.
картинка из интернета
На картинке из интернета понятно изображена зависимость “порядка” и крутизны среза. Но обычному слушателю это ни о чем не говорит. И всё же. Порядок выше третьего обычно ни кто не использует, если не стоит какая-то особенная специальная задача и динамики очень капризные – готовы играть только свои частоты. Но порядок выше третьего позволяет добиваться лучших результатов с не очень хорошими динамиками.
Чем порядок фильтра выше, тем в нем больше использовано комплектующих деталей и его очень непросто настраивать. Нужно много опыта, хорошее оборудование и комплектующие высокого класса и точности.
Есть не очень сложные программы, в которых можно смоделировать фильтры и их порядок. Большинство людей используют – VituixCAD, уже вторая версия, безоплатная. Там будет видно наглядно – использовать 10 мкф или 6, индуктивность 0,3 мГ или 0,9. Видно как будет, смотреться уровень среза и при какой полосе фильтра. Но принимать эти полученные картинки за истину и идеально построенные фильтры – не стоит. Многие спорят о том, что правильно смоделированные кроссоверы, с красивыми графиками, не играют как надо с динамиками в реальности
Потому – осторожно и много раз проверять
Суть
Громкоговорители предназначены для воспроизведения записанного звука, чтобы его можно было услышать в другое время или в другое место. Существует несколько способов создания громкоговорителя, в том числе книжная полка и варианты размера пола.
Перед тем, как услышать громкоговоритель или громкоговоритель, если это возможно, выполните некоторые критические прослушивания с содержимым (компакт-диски, DVD-диски, Blu-ray / Ultra HD Blu-ray Disc или даже Vinyl Records), с которыми вы знакомы.
Кроме того, не только обратите внимание на то, как динамик собраны вместе, его размер или сколько он стоит, но как он на самом деле звучит для вас. Если вы заказываете ораторы в Интернете, проверьте, есть ли 30 или 60-дневное прослушивание для прослушивания, несмотря на любые претензии, связанные с потенциальной производительностью, вы не будете знать, как они будут звучать в вашей комнате, пока вы их не начнете
Слушайте новые динамики в течение нескольких дней, поскольку производительность динамиков зависит от начального периода взлома между 40-100 часами
Если вы заказываете ораторы в Интернете, проверьте, есть ли 30 или 60-дневное прослушивание для прослушивания, несмотря на любые претензии, связанные с потенциальной производительностью, вы не будете знать, как они будут звучать в вашей комнате, пока вы их не начнете. Слушайте новые динамики в течение нескольких дней, поскольку производительность динамиков зависит от начального периода взлома между 40-100 часами.
Активные и пассивные
Еще одна классификация – это пассивные и активные. Главное отличие между этими двумя видами заключается в компонентах, из которых они состоят.
Активные состоят из таких компонентов, которым необходима постоянная работа питающих источников. Это, например, микроконтроллеры, усилители и другие элементы.
Как правильно подключить кроссоверы к колонкам
Что же касается пассивных, то они создаются из таких элементов, которые не нуждаются в питании, например, катушки, а также конденсаторы, резисторы.
Еще одно отличие заключается в том, что активные могут быть монтированы лишь перед усилителем, а у пассивных выбор больше – их можно монтировать и перед самим динамиком.
Требуется ли перекрестная установка для профессиональной установки?
Установка кроссоверов — это не квантовая теория поля, но вам непременно необходимо понять, что вы делаете, прежде чем начинать своими руками модернизировать систему. Установка пассивного кроссовера относительно проста, так как включает в себя проводку кроссовера между вашим усилителем и динамиками. Например, вы можете подключить пассивный кроссовер к выходу вашего усилителя, а затем подключить выход твитера кроссовера к вашему высокочастотному динамику и выход сабвуфера на ваш низкочастотный громкоговоритель.
Кроссоверы Diamond audio technology
Установка активного автомобильного аудио кроссовера, как правило, будет более сложной процедурой. Основная проблема заключается в том, что для активных кроссоверов требуется больше мощности, поэтому вам нужно будет прокладывать провода питания и заземления для каждого устройства в отдельности. Хорошей новостью является то, что, если вы уже установили усилитель, вы должны быть готовы устанавливать активный кроссовер, поскольку проводка не является чем-то очень сложным.
Следует помнить, что заземление вашего активного кроссовера в том же месте, где вы заземляете ваш усилитель, поможет предотвратить раздражающие помехи в наземном контуре.
Что такое громкоговоритель?
A Громкоговоритель — это устройство, которое преобразует электрические сигналы в звук в результате электро-механического процесса. Динамики обычно включают следующую конструкцию:
- Металлическая рама, называемая корзиной, в которой размещены все компоненты динамиков.
- Диафрагма, которая выталкивает воздух из-за вибрации. Модели вибраций — это то, что воспроизводит желаемые звуковые волны, полученные вашими ушами. Диафрагму часто называют конусом. Хотя наиболее часто используется вибрирующий конус, существуют некоторые варианты (которые обсуждаются далее в этой статье).
- Внешнее кольцо из резины, пены или другого совместимого материала, называемое объемным звучанием (не путать с объемным звуком или громкоговорителями объемного звучания), которое удерживает диафрагму на месте, обеспечивая при этом достаточную гибкость, чтобы она могла вибрировать. Дополнительная поддержка обеспечивается другой структурой, называемой пауком. Spider гарантирует, что вибрационная диафрагма и объемный звук не касаются внешней металлической рамы.
- Звуковая катушка, обернутая вокруг электромагнита, помещается в задней части диафрагмы. Узел магнита / звуковой катушки обеспечивает возможность вибрации диафрагмы в соответствии с полученными электрическими импульсами.
- Конические громкоговорители также имеют небольшую выпуклость, которая покрывает область, где звуковая катушка прикреплена к диафрагме. Это называется Пылесборником.
Динамик (также называемый драйвером динамика или драйвером) теперь может воспроизводить звук, но история на этом не заканчивается.
Чтобы удостовериться, что динамик хорошо работает, а также выглядит эстетически приятным, его необходимо разместить внутри корпуса. Хотя большую часть времени корпус представляет собой деревянный ящик какого-то типа, иногда используются другие материалы, такие как пластик и алюминий. Вместо ящика динамики могут также иметь другие формы, такие как плоская панель или сфера.
Кроме того, как упоминалось выше, не все динамики используют конус для воспроизведения звука. Например, некоторые производители громкоговорителей, такие как Klipsch, используют Horns в дополнение к динамикам конуса, в то время как некоторые производители громкоговорителей, в первую очередь, Martin Logan, используют электростатические технологии в построении динамиков, а третьи, такие как Magnepan, используют технологию Ribbon. Есть даже случаи, когда звук воспроизводится нетрадиционными методами.
Продолжить чтение ниже
Когда активный кроссовер может реально помочь
В то время как вы можете отлично справляться и без кроссовера (используя только один усилитель), более сложные сборки могут действительно выиграть от внедрения активного кроссовера. Например, 3-полосный кроссовер — компонент, который вы можете внедрить в систему между головным устройством и несколькими усилителями.
В этом типе сценария каждый усилитель получает определенный диапазон частот от кроссовера; каждый усилитель используется для управления конкретным типом динамика. Например, один можно применять для передних громкоговорителей с высоким проходом, другой может работать с задними полнодиапазонными громкоговорителями.
Если с первого раза не получилось
Даже если первая попытка найти нужные материалы, инструменты не увенчается успехом, стоит отложить свою идею на потом, но не прощаться с ней. Это действительно легко – взять и смастерить кроссовер. Поможет в этом схема кроссовера для акустики и фото прибора в деталях. С ней легко разобраться, понять, что это такое в принципе, получить наглядное представление, принять решение, опираясь на факты.
На этих фото чётко видно, что нет в приборе ничего страшного. Он прост, как 5 копеек. Справится и девушка, и мужчина, которые посещали уроки физики в школе, учились старательно. Впрочем, можно купить уже готовый, заводской кроссовер, или доверить тюнинг, модернизацию акустической системы авто профессионалам. Просто это стоит денег.
Отличия между активными и пассивными кроссоверами
Начнём сравнение с пассивного кросовера. Из практики известно, что пассивный кроссовер является самой распространенной и чаще всего встречающейся на рынке разновидностью. Исходя из названия, можно понять, что пассивным не требуется дополнительное питание. Соответственно, владельцу транспортного средства проще и быстрее установить аппаратуру в своей машине. Но, к сожалению, быстрота не всегда гарантирует качество.
Из-за пассивного принципа схемы системе требуется забирать часть энергии из фильтра на обеспечение его работы. При этом реактивным элементам свойственно изменять сдвиг по фазе. Конечно, это не самый серьезный недостаток, но владелец не сможет тонко корректировать частоты.
Избавиться от этого недостатка позволяют активные кроссоверы. Дело в том, что, хотя и устроены они куда сложнее пассивных, но в них поток аудио фильтруется значительно лучше. Благодаря наличию не только катушек и емкостей, но и дополнительных полупроводниковых элементов, разработчикам удалось значительно уменьшить размеры устройства. Они редко встречаются в качестве отдельной аппаратуры, но в любом автомобильном усилителе, как составная часть присутствует активный фильтр. Из-за пассивного принципа схемы системе требуется забирать часть энергии из фильтра на обеспечение его работы. При этом реактивным элементам свойственно изменять сдвиг по фазе. Конечно, это не самый серьезный недостаток, но владелец не сможет тонко корректировать частоты.
Избавиться от этого недостатка позволяют активные кроссоверы. Дело в том, что, хотя и устроены они куда сложнее пассивных, но в них поток аудио фильтруется значительно лучше. Благодаря наличию не только катушек и емкостей, но и дополнительных полупроводниковых элементов, разработчикам удалось значительно уменьшить размеры устройства. Они редко встречаются в качестве отдельной аппаратуры, но в любом автомобильном усилителе, как составная часть присутствует активный фильтр.
Активное и пассивное оборудование
Пассивный кроссовер для акустики — это наиболее распространенное решение. Его часто можно встретить на современном рынке. Как видно из названия, для работы этому прибору не нужно дополнительное питание. Поэтому владельцу автомобиля будет гораздо быстрее и проще выполнить монтаж звуковой аппаратуры. Недостаток этой группы устройств в том, что простота не всегда является гарантией качества.
За счет пассивной схемы система берет часть энергии для обеспечения работы фильтра. В это же время реактивные детали меняют фазовый сдвиг. Естественно, это далеко не самый серьезный недостаток. Однако не получится максимально тонко выполнить частотную коррекцию.
Такого недостатка не имеет активный кроссовер. Дело в том, что несмотря на более сложную конструкцию, поток аудиочастот в них фильтруется гораздо лучше. За счет наличия в схеме не только нескольких катушек и конденсаторов, но и полупроводников, разработчики создают качественные устройства с более компактными размерами. Активный кроссовер редко встречается в виде отдельного модуля. Однако в любом усилителе имеются такие активные фильтры.
Какие колонки бывают
На сегодняшний день практически в каждом автомобиле присутствует магнитола с колонками, расположенными спереди и сзади и способными радовать владельца достойным звуком. На рынке предлагается разнообразие акустических систем, способных удовлетворить запросы даже самых требовательных ценителей музыки. Один из простых вариантов — приобрести магнитолу в комплекте с динамиками. Более сложный способ, правильно подобрать и установить акустику, которая будет соответствовать конкретному автомобилю.
Чтобы получить действительно качественный звук, нужно выяснить, какие типы динамических головок существуют. Условно их подразделяют на:
- широкополосные;
- коаксиальные;
- компонентные.
Широкополосные динамики воспроизводят весь спектр звуковых частот, который способен воспринять человеческий слух. Именно такой акустикой в большинстве случаев комплектуются сегодня автомобили с завода. Если же вы являетесь любителем хорошего звука, то предпочтение следует отдать коаксиальным динамическим головкам. Комплект состоит из нескольких колонок, монтаж которых осуществляется по одной оси. Весь спектр частот, разделённый на низкочастотный (НЧ), среднечастотный (СЧ) и высокочастотный (ВЧ), воспроизводится отдельными динамиками. Путём разделения и расширения диапазона частот, можно улучшить качество звука. Для любителей музыки высокого качества с мощными НЧ, следует рассмотреть компонентную систему, которая, как правило, используется в качестве фронтальных динамиков. Помимо разных типов акустических систем, динамики разделяют по типоразмерам, выбор которых зависит от места установки и от преследуемых целей.
Акустичекие системы разделяются на широкополосные, коаксиальные и компонентные. Отдавать предпочтение тем или иным динамикам нужно в зависимости от преследуемых целей
Для чего предназначены пищалки
В автомобильных акустических системах довольно часто используются пищалки или твитеры. Основное их назначение — воспроизводить звуки высокой частоты. Приобрести элементы можно как отдельно, так и в комплекте с многокомпонентной системой. По внешнему виду такие устройства представляют собой небольшие динамики, которые способны улучшить звук в автомобиле, сделав его ещё звонче и объёмнее. Устанавливают их, как правило, сзади или спереди, что зависит от используемой схемы акустической системы.
Пищалки в автомобиле предназначены для воспроизведения звуков высокой частоты, а устанавливают их в боковые стойки лобового стекла, двери, на торпедо
История возникновения класса кроссовер
Этот термин впервые был использован автомобильными производителями в 90-е годы 20 века. Автомобили, которые были произведены до 21 века, на сегодняшний день мало похожи на кроссоверы в том значении, в каком мы их воспринимаем. Уже в наше время подошли ближе к понятию кроссовер семейные варианты спортивных моделей авто.
Одними из первых считаются: РАВ 4 от Тайоты, СРВ от Хонды, Аутлендер от Митсубиси. Ниссан заявил, что своим автомобилем (Qashqai) открыл эру современных кроссоверов. Вот именно тогда в обиходе приобрел популярность термин «кроссовер», и поэтому данную машину можно считать родоначальником класса компактных кроссоверов. До сих пор многие не понимают, что такое кроссовер (автомобиль) и не различают его среди прочих джипов.
Требуется ли перекрестная установка для профессиональной установки?
Установка кроссоверов — это не квантовая теория поля, но вам непременно необходимо понять, что вы делаете, прежде чем начинать своими руками модернизировать систему. Установка пассивного кроссовера относительно проста, так как включает в себя проводку кроссовера между вашим усилителем и динамиками. Например, вы можете подключить пассивный кроссовер к выходу вашего усилителя, а затем подключить выход твитера кроссовера к вашему высокочастотному динамику и выход сабвуфера на ваш низкочастотный громкоговоритель.
Кроссоверы Diamond audio technology
Установка активного автомобильного аудио кроссовера, как правило, будет более сложной процедурой. Основная проблема заключается в том, что для активных кроссоверов требуется больше мощности, поэтому вам нужно будет прокладывать провода питания и заземления для каждого устройства в отдельности. Хорошей новостью является то, что, если вы уже установили усилитель, вы должны быть готовы устанавливать активный кроссовер, поскольку проводка не является чем-то очень сложным.
Следует помнить, что заземление вашего активного кроссовера в том же месте, где вы заземляете ваш усилитель, поможет предотвратить раздражающие помехи в наземном контуре.
Заключение
Итак, мы выяснили, что собой представляет кроссовер и какие функции он выполняет. Как видите, это достаточно важный элемент в акустической системе автомобиля.
Человеческое ухо способно различать достаточно большой диапазон частот, который называется звуковым диапазоном. Он занимает полосу от 20 Гц до 20 кГц. В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия звуковой диапазон может быть несколько ограничен в нижней и верхней части. В конструкциях акустических систем не существует динамических громкоговорителей, которые корректно воспроизводили бы всю полосу звуковых частот.
Это связано с физическими и механическими факторами. Так диффузоры низкочастотных динамиков имеют большие размеры, поэтому акустический резонатор из-за большой инерции не может реагировать на колебания с частотой 10-20 кГц. Для высококачественного воспроизведения вся полоса звуковых частот разбивается на три поддиапазона:
- Низкие частоты – 20 Гц-200 Гц
- Средние частоты – 200 Гц-5 000Гц
- Высокие частоты – 5 000 Гц-20 000 Гц
Заключение
Сегодня кроссовер играет важную роль в акустической системе транспортного средства, поэтому автолюбители приобретают его и устанавливают для более качественного звучания. Однако для того, чтобы выбрать необходимый кроссовер, установить, настроить и использовать его, нужно обладать соответствующими знаниями и опытом.
Посмотрите видео об установке кроссоверов
Кроссовер представляет собой устройство, предназначенное для разделения подаваемого от магнитолы на автомобильные колонки звукового сигнала на отдельные полосы. Это устройство применяется не только с широкополосными динамиками, но также и со специальными — сабвуферами, мидвуферами и твиттерами. Разобраться, для чего нужен кроссовер в автоакустике, следует для достижения более качественного и естественного звучания.
Эти устройства для автомобильной акустики делятся на два типа: активного и пассивного действия. В первом случае аксессуар оснащается усилителем. Это позволяет добиться более эффективного разделения аудио на полосы и добавляет возможность регулировки частоты разделения, чувствительности и крутизны характеристики. Разделители активного действия редко выпускаются в качестве самостоятельных устройств, входя чаще всего в состав усилителей мощности для автомобильного звука.
Пассивные кроссоверы — самые простые и самые распространенные. Подобное устройство состоит из нескольких фильтров, в состав которых входят катушки и конденсаторы. Первые задерживают высокие частоты, вторые подавляют низкие частоты. Для повышения эффективности катушки и конденсаторы объединяются в цепи. Пассивный разделитель имеет один вход, а также два или три выхода. Каждый динамик подключается к своим клеммам. Магнитола подключается напрямую ко входу разделительного устройства.
По количеству разделяемых полос кроссоверы делятся на двухполосные и трехполосные. В первом случае устройство выделяет отдельно низкие и высокие частоты, которые подаются на низкочастотный динамик и твиттер, соответственно. Трехполосные устройства также дополнительно выделяют и полосу средних частот. Она подается на специальные динамики, называемые мидвуферами. Одно из важных достоинств пассивного разделителя заключается в том, что он не нуждается в дополнительном питании. Имеется возможность регулировать характеристики звука с помощью переключателей.