Что лучше доливать в акб: воду или электролит?
Содержание:
- Что допускается использовать для залива в аккумулятор?
- Что делать, если перелил?
- Нужно ли долить воду или электролит?
- АКБ необслуживаемого типа
- Определение электролитической жидкости в аккумуляторной батарее
- Типы автомобильных аккумуляторов
- Способы проверки уровня электролита
- Сколько нужно добавлять воды
- Чем долить аккумулятор – принимаем решение
- Как заменить электролит правильно?
- Зависимость объема и силы тока
- Зачем поддерживать уровень электролита в аккумуляторе?
- Какой дистиллят можно добавлять?
- Сколько нужно добавлять воды
- Зачем поддерживать уровень электролита в аккумуляторе?
Что допускается использовать для залива в аккумулятор?
Альтернативой в качестве средства для разбавления электролита могут быть:
- отфильтрованные дождевые осадки, собранные вдали от города;
- отфильтрованный талый снег, собранный в сельской местности;
- конденсат от кипящего чайника.
Атмосферные осадки по своему составу близки к дистилляту. Но многое зависит от места, где они выпадают. Жидкие осадки, выпавшие в сельской местности, значительно чище тех, что прошли на территории городов. В них присутствует меньше посторонних химических веществ.
Но любую дождевую воду необходимо прогонять через фильтр. После фильтрации из нее уйдут многие посторонние примеси, и ее иногда можно будет использовать для залива в батарею.
В талом снеге, собранном вдали от города, также присутствует гораздо меньше примесей. Но его тоже необходимо дополнительно отфильтровать. После оттаивания воду нужно пропустить через фильтр и дать ей отстояться. По своему составу она будет схожа с дистиллятом.
При кипении воды из нее удаляются соли и прочие примеси.
Что делать, если перелил?
Пошаговая инструкция по избавлению от лишней жидкости представлена ниже:
От чего зависит выбор способа избавления от «лишнего» дистиллята?
Электролит состоит из серной кислоты, смешанной с дистиллированной водой. При правильных пропорциях концентрация кислоты будет соответствовать норме.
Для разных климатических поясов показатели электролита неодинаковы:
Дальнейшие действия при завышенном уровне на исправном аккумуляторе зависят от консистенции жидкости. Радикальный способ восстановления плотности электролита – полная замена.
Процесс достаточно кропотливый и трудоемкий. Казалось бы, чего проще: открутить крышки, перевернуть АКБ, затем залить замену. После таких манипуляций батарею надо будет сразу поменять.
Это сопровождается выпадением осадка, нужное соотношение компонентов традиционными способами не восстанавливается.
Определить такую ситуацию можно по появлению серого налета на пластинах, наличию обильных отложений на дне банок, мутной жидкости, быстрой разрядке. В других случаях можно восстановить состав и уровень жидкости, не меняя ее.
Сливание
Если все в норме, АКБ исправна, достаточно просто откачать резиновой грушей или большим шприцем излишки.
Последовательность действий такова:
- отсоединить минусовую клемму, очистить корпус от грязи;
- если необходимо, снять батарею с автомобиля и перенести туда, где температура воздуха не ниже 20°C;
- подключить зарядное устройство;
- полностью зарядить аккумулятор, сила тока не более 2А.
- дать отстояться аккумулятору не менее 12 часов;
- открутить крышки;
- замерить плотность жидкости: ее величина должна соответствовать принятой для данного климатического пояса, разброс по отсекам не более 0,01 г/см3;
- при нормальной плотности выкачать содержимое резиновой грушей или большим шприцем до достижения правильного уровня.
Выпаривание
При переливе воды так и происходит. Метод позволяет удалить излишки дистиллята при сохранении количества кислоты.
Принцип основан на том, что температура кипения воды при атмосферном давлении 100°C, а серной кислоты больше 300°C. Разогреть ее до такой температуры без применения специальных средств невозможно.
При перезарядке АКБ вода начинает кипеть. Образующийся пар через вентиляционные отверстия в крышках, или при открученных крышках, выходит наружу, почему и называют «выпаривание». Количество кислоты остается прежним.
- к предварительно подготовленному исправному аккумулятору подключается зарядное устройство;
- откручиваются крышки;
- после проведения замеров крышки устанавливаются на место, но не закручиваются;
- включается зарядное устройство, сила тока не боле 1,5 – 2А, напряжение в пределах 14,5 В.
- после 12-и часового цикла с периодическим контролем уровня батарее дают отстояться 5 – 7 часов;
- замеряется плотность.
Процедуру повторяют до достижения необходимого соотношения компонентов. Если при этом выкипело слишком много дистиллята, добавляют аккумуляторную кислоту и воду в пропорции, соответствующей данной плотности. Либо такой же электролит.
После этого будет необходим еще один цикл зарядки и проверки плотности. Если остался перелив, удаляют излишки. Их необходимо утилизировать, нельзя выливать, закапывать.
Восстановление плотности электролита заменой
Требуется, когда выпаривание не дает результата. Батарея при этом не имеет механических повреждений, замыкания банок нет, концентрация кислоты в растворе не повышается.
Для замены такого состава вдобавок к остальному понадобится мерная емкость:
-
на исправном, чистом, заряженном аккумуляторе из каждой банки выкачивается максимально возможное количество электролита;
- объем измеряется в мерной посуде;
- заливается такой же объем корректирующего состава;
- смесь перемешивают, слегка покачивая батарею;
- далее идет подзарядка не менее получаса;
- по окончании дают отстояться 4 часа;
- ареометром проверяют соотношение воды и кислоты.
Процедуру повторяют вплоть до получения состава с нужными характеристиками.
Нужно ли долить воду или электролит?
Новый необслуживаемый аккумулятор, исправно работающий на вашем автомобиле, вскрывать и обслуживать не нужно.
Если он подвергался длительному перезаряду, переворачивался, резко упали характеристики — только тогда нужно задуматься либо о приобретении новой батареи, либо о том, как разобрать и восстановить неисправный АКБ.
Когда нужно обслуживать аккумулятор:
- Если на просвет заметно, что в одной банке меньше электролита.
- Низкое напряжение на клеммах, и зарядка не дает эффекта.
- Емкость аккумулятора заметно уменьшилась.
- Электролит вылился из-за повреждения корпуса.
- Выполняя восстановление после сульфатации АКБ.
АКБ необслуживаемого типа
Необслуживаемая модель — более современный вариант аккумуляторной батареи. Вместо жидкого католита здесь используется кислотный раствор в загущённом или абсорбированном состоянии. Эта технология избавила владельцев транспортных средств от необходимости постоянного контроля за уровнем жидкости и доливания дистиллированной воды. В подобных устройствах плотность электролита, запертого в полностью герметичный корпус, не меняется, а расслоение пластин невозможно.
@moscowakb.ru
Полной герметичности изделия удалось добиться за счёт своеобразного круговорота раствора кислоты: сначала электролит нагревается и принимает парообразное состояние, поднимается к верхней части, затем, охлаждаясь, оседает на внутренних стенках АКБ в виде конденсата, после чего стекает вниз.
Положительные стороны необслуживаемого типа:
- нет необходимости постоянно следить за уровнем электролита и состоянием пластин, проще говоря, поставил — и забыл;
- минимальный процент потери заряда (примерно 2% в течение месяца, против 1/5 у обслуживаемой разновидности);
- может работать в любом положении (обслуживаемая АКБ — только в горизонтальном положении);
- выдаёт высокое стартерное напряжение;
- длительный период эксплуатации — при правильном уходе может функционировать до пяти лет (срок службы обычной модели редко превышает три года).
Несмотря на внушительный список достоинств, не обошлось и без недостатков:
- данный тип устройства не способен «пережить» глубокий разряд — это приводит к разрушению пластин;
- рассчитан только на слаженное функционирование всех элементов автомобиля (провисание ремней генератора, его нестабильная работы и прочие неисправности со стороны электрооборудования транспортного средства могут вывести устройство из строя);
- чтобы заряжать изделие, придётся приобретать специальное ЗУ, показывающее выходное напряжение;
- высокая стоимость.
Определение электролитической жидкости в аккумуляторной батарее
Существует два типа источников энергии, широко применяемых сегодня для автомобильной промышленности:
- Необслуживаемые устройства – заключены в герметичный корпус, полностью предотвращающий доступ из вне. Они, как правило, вырабатывают свой ресурс и подлежат замене. Восстановить их работоспособность самостоятельно нельзя. Единственное, что может делать владелец такой АКБ, – осуществлять её зарядку по мере необходимости.
- Обслуживаемые – требуют постоянного внимания и контроля. Необходимо регулярно следить за уровнем электролитного раствора, а также за его плотностью и состоянием пластин.
Как узнать уровень электролита
Электролитическая жидкость по мере хранения и эксплуатации способна изменять свой объём. Как можно проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее? Существует несколько вариантов, каждый из которых может быть применён в конкретной ситуации:
- По специальным меткам, нанесённым на корпус. Некоторые источники энергии имеют на внешней поверхности корпуса в её верхней части две горизонтальные линии, параллельные друг другу. Нижняя обозначена «min» – показывает минимально возможный уровень электролитного раствора. Верхняя имеет надпись «max» – максимально допустимый предел жидкой среды.
- С помощью визуального осмотра. Он позволяет определить количество жидкого содержимого приблизительно. При отсутствии меток и других подручных средств достаточно просто открутить пробки на верхней крышке корпуса, установив при этом устройство на ровной горизонтальной поверхности. Заглянув внутрь, особенно при наличии хорошего освещения, можно понять по следующим критериям, достаточно раствора или нет:
- электроды видны (находятся вровень или выше поверхности жидкости) – требуется доливка.
- Путём выполнения несложных замеров. Уровень электролита в аккумуляторе можно проверить, используя:
- Подручные средства: прозрачную трубочку от сока или такой же корпус шариковой ручки. В отверстие на месте открученной пробки опускаем трубку до тех пор, пока она не упрётся в верхний край банки. Конец, оставшийся на поверхности, зажимаем пальцем, таким образом перекрыв поступление в неё воздуха. Удерживая палец, вынимаем трубку и замеряем высоту столбика жидкости, оказавшейся внутри неё. При нормальном уровне электролита её величина должна находиться в диапазоне от 11 до 15 мм.
Низкий уровень электролита в аккумуляторе
Как определить, что в аккумуляторе низкий уровень электролита? Об этом весьма красноречиво свидетельствуют:
- существенное повышение плотности;
- появление пластин над поверхностью жидкой среды.
Причин этому может быть несколько:
- Испарение дистиллированной воды – это самый распространённый фактор уменьшения объёма в летнее время года. Как известно, слишком высокие температуры наружного воздуха провоцируют испарительные процессы. А при эксплуатации аккумуляторной батареи в этот период под капотом очень жарко.
- Выкипание жидкости вследствие неисправности температурного реле – регулятора.
- В результате разряда батареи на протекание электрохимических реакций расходуется часть кислоты.
Снижение уровня электролита ниже нормы в АКБ приводит к очень серьёзным последствиям:
- во-первых, раствор повышенной концентрации способствует ускоренному разрушению материала пластин;
- во-вторых, та часть поверхности электродов, что расположена выше границы жидкости, подвергается сульфатации.
В обоих случаях исход одинаков: быстрая утрата ёмкости и преждевременный выход из строя источника энергии. Значит, потребуется его замена. А где гарантия, что новая аккумуляторная батарея столь же быстро не утратит свою работоспособность?
Вариант один – научиться правильно эксплуатировать и обслуживать АКБ, а в первую очередь поддерживать в норме жидкую составляющую.
Какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе? Норма – когда электролитный раствор на 1–1,5 сантиметра находится выше электродных пластин, полностью покрывая их при движении авто
Причём уровень электролита должен быть одинаков в каждой банке – это очень важно для надёжной работы батареи
Типы автомобильных аккумуляторов
Все представленные на полках магазинов аккумуляторные батареи для автомобилей можно разделить на два типа:
Классический аккумулятор с заводским доступом к банкам
- Обслуживаемые модели – в корпусе такого изделия реализована возможность доступа к электролиту, что позволяет проверить его плотность и брать пробы для анализа его состояния. Если возникает необходимость заводскую жидкость можно слить, заменив на новую, или просто долить.
Корпус такого устройства не имеет отвинчивающихся крышечек и является герметичным
- Необслуживаемые модели – отличает их от предыдущих то, что они имеют полностью герметичный корпус, то есть у пользователя нет возможности добраться до электролита, без вмешательства в его конструкцию. Однако такие модели можно также заряжать.
Когда нужно доливать электролит
Электролиты для кислотных аккумуляторов
Для чего же нужен электролит в батареях? Давайте обо всем по порядку!
- Начнем с того, что сама аккумуляторная батарея предназначена для накопления достаточного электрического заряда за счет тех химических реакций, что протекают между свинцовыми пластинами, которые наверняка помнят многие из детства, когда их переплавляли в интересные фигурки, и электролитом. Данные реакции возбуждаются протеканием электрического тока.
- Во время запуска автомобиля, ток начинает подаваться к батарее от генератора. То же самое происходит, когда мы вместо генератора подключаем переносное зарядное устройство. В итоге заряд накапливается в приборе до определенного уровня.
Частая картина, наблюдаемая в зимний период
- Однако со временем емкость аккумулятора начинает сокращаться, а заряд плохо удерживаться, и рано и поздно, в попытке завести автомобиль, вы поймете, что ваш источник электрической энергии иссяк.
- Происходит это, как уже говорилось, по разным причинам. Самая распространенная причина – потеря плотности электролитом, которая происходит из-за старения и сульфатации пластин. Немаловажную роль при этом играет недо- и перезаряд аккумуляторной батареи.
Внутренний мир кислотного аккумулятора
Сульфатация – это процесс, появляющийся в результате недозаряда батареи. Внутри батарея заполнена специальными решетками с диоксидом свинца. Когда происходит зарядка аккумулятора, на катоде восстанавливается оксид свинца, а на аноде также активизируется процесс окисления. По сути, это первичные плюс и минус в классическом понимании.
Свинцовые пластины из аккумулятора
Если заряда недостаточно, начинает усиленно образовываться сульфат свинца, который и вызывает снижение плотности серной кислоты, которая является основой аккумуляторного электролита.
Ареометр позволяет измерять плотность электролита и тосола
Чтобы проверить плотность электролита нужно обзавестись одним простеньким прибором – ареометром. Если после замера вы увидели, что данный показатель ниже нормы (1,27г\см3), то ее нужно поднять до оптимального значения. Подробнее об этом мы поговорим чуть позже.
Что нужно учесть перед заменой/доливкой электролита
На фото — замер уровня напряжения
Данная глава будет содержать набор важных советов, которые следует держать в голове при подобных мероприятиях.
- Во-первых, не стоит доливать электролит сразу после замеров в аккумулятор, установленный в автомобиль. Это самая распространенная ошибка у новичков. Дело в том, что при полной зарядке плотность электролита будет изменяться.
- Во-вторых, нужно помнить, что уровень электролита в банках должен быть строго определенным, иначе процесс сульфатации не остановится, и батарея в скором времени выйдет из строя.
Если при замере вы обнаружили снижение плотности, то прежде чем что-то предпринимать, следует аккумулятор прогнать по циклу полный заряд\полный разряд несколько раз, после чего повторить замеры и доливать новый электролит, выводя плотность на требуемый уровень.
Если плотность электролита выше нормы, то в аккумулятор доливают дистиллированную воду, то есть разбавляют его
Не пробуйте залить в батарею обычную воду из-под крана, так как в результате вы получите с высокой долей вероятности выпадение осадка, что может губительно сказаться на ней.
Очень важно знать, сколько электролита требуется аккумулятору. Эта информация должна быть в голове как при замене, так и при доливке электролита
Информация может быть получена у продавцов АКБ, на сайте производителя, либо любительских автомобильных форумах и из прочих источников.
Способы проверки уровня электролита
Первый способ проверки – визуальный. Если все в порядке, корпус устройства и батареи прозрачный. Здесь указаны различные отметки, указывающие на реальный уровень жидкости в устройстве, поэтому визуально отследить количество электролита не составит труда.
Однако не все модели обслуживаемых АКБ имеют прозрачный корпус. Если он выполнен из материала, который не просвечивается, можно воспользоваться прозрачной трубкой, диаметром 5 мм.
Чтобы провести проверку следует:
- Открутить крышку АКБ.
- Отпустить трубку до упора и пальцем зажать внешнее отверстие.
- Извлечь трубку.
Если уровень электролита в норме, он будет соответствовать уровню столба в трубке.
Сколько нужно добавлять воды
В аккумуляторах современного типа проще разобраться, сколько добавлять ДВ в систему. Их корпус чаще производят из прозрачного пластика, на котором разбита шкала объема жидкости. Нужно просто визуально следить за ее уровнем в системе. Ее не должно быть меньше или больше допустимой нормы.
Рекомендации о том, как дистиллированную воду добавить в аккумулятор другой конструкции, сводятся к следующему:
- В некоторых моделях аккумуляторов немного ниже горловины банки обустроен пластмассовый (металлический) «язычок». Заливать жидкость необходимо на 0,5 см выше него.
- В случае отсутствия в банке каких-либо отметок, доливать воду надо на 1,5 см выше свинцовых пластинок.
- Если невозможно визуально определить наличие электролита в АКБ, тогда рекомендуется воспользоваться специализированной стеклянной трубкой со шкалой.
Важно правильно выполнять доливку ДВ, чтобы плотность электролита соответствовала установленным нормам. При большей концентрации соляная кислота будет разрушать свинцовые пластины
Чем долить аккумулятор – принимаем решение
Если вы купили б/у АКБ с пустыми банками или обнаружили, что вся жидкость куда-то делась – заливайте электролит. Правда, в последнем случае, лучше поменять батарею. Как показывает практика, в такой ситуации в аккумуляторе происходят необратимые явления, приводящие к выходу из строя, и подобная мера носит временный характер.
Если же вы заметили снижение уровня жидкости в банках – действуйте по инструкции.
Поставьте АКБ на горизонтальную ровную поверхность.
Уберите мусор с верхней части.
Аккуратно открутите все пробки.
С помощью спринцовки или шприца возьмете оставшийся раствор с каждой банки и обратите внимание на его цвет (в норме – прозрачный).
Долейте дистиллированную воду, поставьте на зарядку малым током.
Спустя 2-3 часа проверьте плотность ареометром.
Если вы получили значение 1,27-1,29 г/см 3 – значит проблема была в потере дистиллированной воды.
Иногда автомобилисты получают низкое значение и начинают паниковать. Обычно это случается, если сделать замер сразу после заливки воды, при горячем аккумуляторе или недостаточной зарядке батареи.
После доливки воды нужно проверить плотность электролита в банке.
Серная кислота должна перемешаться с водой, а происходит это спустя 2-3 часа после зарядки, при температуре в пределах 15-27 0 С. В других условиях показатели не будут достоверными.
Действия при снижении плотности электролита
Мы рассказали, что электролит можно заливать в банки в случае, если вы твердо уверены в том, что он куда-то вытек. Однако есть еще одна ситуация, при которой поможет подобный подход – снижение плотности жидкости при эксплуатации АКБ. В этом случае заливка электролита может продлить жизнь батареи.
Замерьте показатели ареометром. Если их значение ниже 1,25 г/см 3 , то решить проблему можно с помощью доливки. Для этого придерживайтесь нашей инструкции.
Если плотность ниже 1,25 г/см 3 :
- возьмите электролит с плотностью 1,27 г/см 3 ;
- с помощью спринцовки «заберите» как можно больше жидкости из первой банки;
- вылейте ее в мерный стакан, запишите объем;
- добавьте в отсек новый раствор в объеме в 2 раза меньшим, чем вы взяли на втором этапе;
- хорошо встряхните АКБ;
- замерьте уровень плотности.
Если вы не достигли результата 1,25 г/см 3 – повторите операцию еще раз. Затем доведите уровень жидкости в отсеке до нормального значения дистиллированной водой и поставьте АКБ на зарядку. Спустя 2-3 часа перепроверьте результаты.
Если показатели ареометра ниже 1,8 г/см 3 – вам потребуется аккумуляторная кислота плотностью 1,40 г/см 3 . Последовательность действий, как и в предыдущем случае, но тщательнее проверяйте показания ареометра. Лучше это делать спустя 2 часа после доливки, чтобы жидкости равномерно перемешались.
Если у вас нет опыта подобных работ – отнесите АКБ в мастерскую или купите новый. Залить электролит можно, но вы можете нечаянно изменить его структуру, и аккумулятор выйдет из строя. Это приведет к нарушению в работе всей электрической цепи автомобиля и его устройств.
Как заменить электролит правильно?
Снижение плотности кислоты — распространённый дефект АКБ, образующийся в ходе эксплуатации машины. Основными причинами этого становятся сульфатация пластин, старение или проблемы с зарядкой (перезаряд/недозаряд).
Рассмотрим процесс сульфатации подробнее. Он возникает из-за недостаточности заряда АКБ — внутри аккумуляторных решёток репродуцируется свинцовый оксид и зарождается окислительный процесс. Возросший процент сульфата свинца приводит к уменьшению плотности серной кислоты, являющейся основой электролита. Специальным прибором под названием «ареометр» надо измерить плотность, после чего увеличить её до идеального показателя.
Вот как заменить электролит в аккумуляторе автомобиля, чтобы избежать банальных ошибок:
- плотность надо измерять на полностью заряжённом аккумуляторе;
- количество жидкости в банках должно быть не меньше 20-30%;
- нельзя доливать электролит сразу после замеров на автомобиле.
Игнорирование этих правил грозит продолжением процесса сульфатации и разрушением батареи.
Отдельно хотелось бы заострить внимание на следующих пунктах:
- Если плотность электролита находится в нормальных пределах (1.27-1.29), кислота просто доливается по уровню.
- В случае чересчур низких значений плотности выполняются несколько полезных циклов, направленных на улучшение заряда. Батарея несколько раз подряд разряжается и заряжается. Затем доливается свежий электролит, обеспечивается требуемый уровень жидкости в банках.
- При чрезмерно высокой плотности вещества в АКБ добавляют чистую воду. Обычно жидкости добавляется столько, чтобы она закрыла пластинки банок на 5–7 мм. Вода должна быть дистиллированной, иначе может произойти реакция гидратации.
О необходимости срочной замены кислоты в аккумуляторе целиком можно судить по следующим признакам:
цвет жидкости мутный, изменённый;
невозможно добиться требуемой плотности после дозаряда АКБ;
новый аккумулятор начинает быстро разряжаться;
в одной из банок отсутствует жидкость.
Если батарея по неосторожности была оставлена на сильном морозе долгое время, это тоже повод для проведения замены.
Зависимость объема и силы тока
Понятно, что объем у 45Ам/ч, будет намного меньше, чем у 190 Ам/ч варианта. Если копнуть физику, для мощной батареи нужно больше свинца (который разместиться в более громоздком корпусе), вот почему размеры 190 варианта будут практически в 4 – 5 раз больше, чем скажем у той же 45 – ки. А где больше этого металла, там нужно больше и электролита, чтобы эффективно накапливать напряжение.
Однако если подумать над вопросом — сколько нужно купить, чтобы угадать для всех вариантов (взять как бы с запасом), ответ напрашивается один. Ведь максимальная канистра, что продается всего в пять литров, соответственно подойдет практически для всех моделей. Чтобы не быть голословным я хочу разобрать самые ходовые «Амперажи».
Сразу оговорюсь, бывают небольшие различия в зависимости от производителей, однако они колеблются в незначительные граммы.
Зачем поддерживать уровень электролита в аккумуляторе?
Поддерживать норму уровня электролита в аккумуляторе, а соответственно и количество дистиллированной воды, необходимо во всех обслуживаемых кислотных АКБ. Делают это по двум причинам.
Состав воды и серной кислоты у свинцово-кислотных батареях
Электролит свинцово-кислотных батарей состоит на 65% из воды и на 35% из серной кислоты. В процессе работы аккумулятора, при перезарядке, электролит может закипать. Этот процесс усиливается когда на улице или под капотом слишком высокая температура. Кислота нелетучая и практически не испаряется. А вот вода, при сильном электролизе, как раз таки испаряется особенно активно. В результате падает уровень электролита, нарушается пропорция воды и кислоты из-за чего растет его плотность.
Есть и другой фактор. В процессе работы (при разрядке) аккумулятора, во время химических реакций, кислота отдает свинцу свой радикал SO4 с образованием PbSO4 (сульфат свинца) который частично оседает на пластинах аккумулятора. И если выкипание было не особенно сильным (например, зимой), то уровень электролита еще в норме, а вот плотность снижается, потому что воды больше чем кислоты. Проблема решается зарядкой батареи — во время этого процесса частицы кислоты “отваливаются” от пластин и возвращаются в электролит.
Нормальная плотность электролита составляет 1,27-1,28 г/см³ (в северных регионах допускается 1,29 г/см3, а в южных 1,25 г/см3). Именно такой показатель соответствует формуле “65 на 35”. Когда вода выкипает, плотность и доля кислоты растет. Что будет, если это не исправить?
Во-первых, переизбыток кислоты в электролите приводит к ускоренному износу пластин аккумулятора. Во-вторых, если совсем не добавлять воду, в электролите остается одна кислота, которой не хватит даже для того, чтобы полностью покрыть пластины АКБ. В итоге они начнут просто осыпаться и разрушаться.
Поэтому очень важно поддерживать правильный уровень дистиллированной воды в аккумуляторе — таким образом вы возвращаете электролит в нормальное состояние и обеспечиваете эффективную работу батареи. Проверку этого параметра стоит делать приблизительно каждые 10-15 тысяч километров. Иногда батареи, которые производитель декларирует как необслуживаемые, такими не являются
Просто пробки банок скрыты под наклейкой с этикеткой АКБ. Достаточно ее снять, открыть банки, долить воду до нормы и продлить жизнь своей батарее
Иногда батареи, которые производитель декларирует как необслуживаемые, такими не являются. Просто пробки банок скрыты под наклейкой с этикеткой АКБ. Достаточно ее снять, открыть банки, долить воду до нормы и продлить жизнь своей батарее.
Если у вас действительно необслуживаемая батарея, у которой нет пробок, мы не рекомендуем вам сверлить в ней отверстия или проводить другие манипуляции для того, чтобы долить туда воду и продлить им жизнь. Необслуживаемые батареи выполнены по несколько иной технологии, которая не предусматривает сильного испарения воды и такая процедура в регламенте обслуживания не предусмотрена.
Нужно доливать воду или электролит?
В аккумуляторную батарею всегда доливается только дистиллированная вода , за исключением случаев с заменой электролита или поднятия в нем плотности, если было нарушено его соотношение.
Для периодического обслуживания АКБ всегда нужно доливать только дистиллированную воду. Потому что при нормальном функционировании аккумулятора из электролита выкипает только вода и его плотность растет. Устраняется проблема понижением плотности доливая воду.
Доливка электролита может понадобиться только если его плотность сильно снижена. А это означает, что с аккумулятором возникли проблемы. Например, произошла утечка жидкости через трещины. Тогда нужно запаять корпус и долить готовый электролит правильной плотности. Также снижение плотности может быть признаком сильной сульфатации пластин, но в таком случае доливка электролита будет просто не очень эффективным способом продлить ему жизнь.
Долго он уже все равно не прослужит, потому что процесс сульфатации практически необратим. Последний случай необходимости долива электролита — активный перезаряд батареи. Это тоже требует устранения самой причины, а не только следствия.
Какой дистиллят можно добавлять?
В качестве воды для разбавления электролитного состава допустимо использовать исключительно качественную воду. Она должна соответствовать ГОСТу. Для нее действует специальный ГОСТ 6709-72.
В АКБ можно добавлять только такой дистиллят, в котором нет никакого осадка и посторонних примесей. Сам состав при высыхании не должен оставлять никаких следов на поверхности предметов. Перед использованием его необходимо проверить на предмет наличия примесей.
Не следует использовать для заливки очищенный состав, хранившийся в стеклянной таре. Можно использовать только тот, который хранится в емкости из фторопласта или полиэтилена.
Сколько нужно добавлять воды
В аккумуляторах современного типа проще разобраться, сколько добавлять ДВ в систему. Их корпус чаще производят из прозрачного пластика, на котором разбита шкала объема жидкости. Нужно просто визуально следить за ее уровнем в системе. Ее не должно быть меньше или больше допустимой нормы.
Рекомендации о том, как дистиллированную воду добавить в аккумулятор другой конструкции, сводятся к следующему:
- В некоторых моделях аккумуляторов немного ниже горловины банки обустроен пластмассовый (металлический) «язычок». Заливать жидкость необходимо на 0,5 см выше него.
- В случае отсутствия в банке каких-либо отметок, доливать воду надо на 1,5 см выше свинцовых пластинок.
- Если невозможно визуально определить наличие электролита в АКБ, тогда рекомендуется воспользоваться специализированной стеклянной трубкой со шкалой.
Зачем поддерживать уровень электролита в аккумуляторе?
Поддерживать норму уровня электролита в аккумуляторе, а соответственно и количество дистиллированной воды, необходимо во всех обслуживаемых кислотных АКБ. Делают это по двум причинам.
Состав воды и серной кислоты у свинцово-кислотных батареях
Электролит свинцово-кислотных батарей состоит на 65% из воды и на 35% из серной кислоты. В процессе работы аккумулятора, при перезарядке, электролит может закипать. Этот процесс усиливается когда на улице или под капотом слишком высокая температура. Кислота нелетучая и практически не испаряется. А вот вода, при сильном электролизе, как раз таки испаряется особенно активно. В результате падает уровень электролита, нарушается пропорция воды и кислоты из-за чего растет его плотность.
Есть и другой фактор. В процессе работы (при разрядке) аккумулятора, во время химических реакций, кислота отдает свинцу свой радикал SO4 с образованием PbSO4 (сульфат свинца) который частично оседает на пластинах аккумулятора. И если выкипание было не особенно сильным (например, зимой), то уровень электролита еще в норме, а вот плотность снижается, потому что воды больше чем кислоты. Проблема решается зарядкой батареи — во время этого процесса частицы кислоты “отваливаются” от пластин и возвращаются в электролит.
Нормальная плотность электролита составляет 1,27-1,28 г/см³ (в северных регионах допускается 1,29 г/см3, а в южных 1,25 г/см3). Именно такой показатель соответствует формуле “65 на 35”. Когда вода выкипает, плотность и доля кислоты растет. Что будет, если это не исправить?
Во-первых, переизбыток кислоты в электролите приводит к ускоренному износу пластин аккумулятора. Во-вторых, если совсем не добавлять воду, в электролите остается одна кислота, которой не хватит даже для того, чтобы полностью покрыть пластины АКБ. В итоге они начнут просто осыпаться и разрушаться.
Поэтому очень важно поддерживать правильный уровень дистиллированной воды в аккумуляторе — таким образом вы возвращаете электролит в нормальное состояние и обеспечиваете эффективную работу батареи. Проверку этого параметра стоит делать приблизительно каждые 10-15 тысяч километров
Иногда батареи, которые производитель декларирует как необслуживаемые, такими не являются. Просто пробки банок скрыты под наклейкой с этикеткой АКБ. Достаточно ее снять, открыть банки, долить воду до нормы и продлить жизнь своей батарее.
Если у вас действительно необслуживаемая батарея, у которой нет пробок, мы не рекомендуем вам сверлить в ней отверстия или проводить другие манипуляции для того, чтобы долить туда воду и продлить им жизнь. Необслуживаемые батареи выполнены по несколько иной технологии, которая не предусматривает сильного испарения воды и такая процедура в регламенте обслуживания не предусмотрена.
Нужно доливать воду или электролит?
В аккумуляторную батарею всегда доливается только дистиллированная вода , за исключением случаев с заменой электролита или поднятия в нем плотности, если было нарушено его соотношение.
Для периодического обслуживания АКБ всегда нужно доливать только дистиллированную воду. Потому что при нормальном функционировании аккумулятора из электролита выкипает только вода и его плотность растет. Устраняется проблема понижением плотности доливая воду.
Доливка электролита может понадобиться только если его плотность сильно снижена. А это означает, что с аккумулятором возникли проблемы. Например, произошла утечка жидкости через трещины. Тогда нужно запаять корпус и долить готовый электролит правильной плотности. Также снижение плотности может быть признаком сильной сульфатации пластин, но в таком случае доливка электролита будет просто не очень эффективным способом продлить ему жизнь.
Долго он уже все равно не прослужит, потому что процесс сульфатации практически необратим. Последний случай необходимости долива электролита — активный перезаряд батареи. Это тоже требует устранения самой причины, а не только следствия.