Испаритель автокондиционера
Содержание:
- Устройство
- Как выбрать правильный радиатор для автомобиля
- Очистка
- Ремонт кондиционеров: дренажная система кондиционера, ее устройство и очистка.
- Кондиционер в составе климат-контроля
- Что такое испаритель?
- Советы автолюбителей по контролю за работой кондиционера
- Разновидности теплообменников и их устройство
- Уплотнения, гибкие шланги и сервисные порты
- Очистка
- Устройство автомобильного кондиционера
- Как выбрать
- Принцип действия
- Причины загрязнения кондиционера в автомобиле
- Принцип действия
- Очистка
- Необходимость в регулярной чистке
- Как мы получаем холод?
Устройство
Конструктивно испарительные теплообменники для охлаждения воздуха классифицируются:
- кожухотрубчатые (металлические трубы размещены в кожухе),
- пластинчатые (собран из смежных пластин, между которыми расположены каналы для циркуляции хладагента и той среды, которая охлаждается).
Пластинчатые:
- одноходовой (движение испаряющегося фреона всегда строго вверх, охлаждающаяся среда – строго вниз);
- многоходовой (потоки теплоносителей меняют направление движения один или несколько раз. Достигается небольшая разница температур);
- многоконтурный (наличие двух отдельных контуров на одной стороне пластины).
Пластинчатые теплообменники устанавливаются, как правило, в более крупных системах кондиционирования: центральные системы, чиллер-фанкойлы и т.д.
Кожухотрубчатые:
По количеству рядов труб:
- однорядные,
- двухрядные,
- пучковые.
По расположению труб:
- горизонтальные,
- вертикальные.
По структуре труб:
- гладкие,
- ребристые.
По хладагенту:
- аммиачные,
- фреоновые.
Трубы в таких испарителях размещены ввиде пучков, либо спиральной ленты, закрепленных внутри кожуха, крышек, камеры, патрубков и т.д. Материал для труб выбирается в зависимости от типа хладагента, охлаждаемой среды, требований к параметрам охлаждения и т.д.
Для бытовых кондиционеров чаще всего используются медные фреоновые кожухотрубчатые теплообменники-испарители.
Как выбрать правильный радиатор для автомобиля
Автомобиль приносит его владельцу не только радость, но и огорчения. Будучи технически сложным изделием, он может ломаться. В этом случае неизбежен визит в автомагазин и на СТО. Как же выбрать и купить такую запчасть, которая не доставит вам никаких хлопот и прослужит долгие годы? Поговорим о «правильном» автомобильном радиаторе и критериях его выбора.
Геометрическое соответствие. Купленный вами радиатор должен легко соединиться с дефлектором вентилятора и с конденсером. Это важнейший критерий, который гарантирует легкий монтаж радиатора. Попробуйте «сочленить» узел «радиатор — дефлектор — конденсер» до установки его в автомобиль.
Теплоотдача. Если купленный вами радиатор будет иметь недостаточную теплоотдачу, автомобиль может «закипеть» в пробке или в жаркую погоду. Вам нужно сравнить количество трубок, их размер (ширину), а также оребрение радиатора с оригинальным изделием.
Срок службы. Оценить потенциальный срок службы изделия очень сложно. Здесь простой совет: оцените общее исполнение радиатора.
Покупка радиатора LUZAR позволит вам решить сразу все три задачи, ведь LUZAR гарантирует геометрическое совпадение размеров, теплоотдачу не ниже требований завода-производителя и расчетный ресурс восемь лет*.
* Гарантийный срок составляет два года.
Очистка
Очистка испарительного теплообменника вместе с другими элементами внутреннего блока сплит-системы проводится дважды за год – весной и осенью. Очистка воздушных фильтров зависит от состояния воздуха внутри квартиры. Если слишком загрязнен, есть домашние питомцы, частицы пыли, шерсть животных будут быстрее забивать систему фильтрации. Проводится один раз за 1-3 месяца.
Признаки засорения теплообменника:
- ухудшились охлаждающие свойства кондиционера;
- энергопотребление увеличилось при снижении производительной мощности;
- малоприятный запах при включении климат-устройства.
Кроме испарителя очистке подлежат вентиляторные механизмы, дренажная система. Внутреннее пространство модуля, на поверхности которого также может образоваться плесень, грибок и т.д. Можно провести чистку внутренних механизмов кондиционера своими руками, либо вызвать соответствующих специалистов.
Чистка испарителя кондиционера проводится специальными антибактериальными, дезинфицирующими средствами. Использовать необходимо в соответствии с инструкцией на этикетке, составленной производителем. Средства выпускаю ввиде аэрозоля, пены.
Содержат в составе поверхностно-активные вещества, которые обладают хорошей моющей способностью. Также, в зависимости от сферы использования, металла и т.д., могут включать кислотные, щелочные добавки, биологически-активные компоненты.
Ремонт кондиционеров: дренажная система кондиционера, ее устройство и очистка.
Ремонт кондиционеров требует специальных знаний о принципах работы внутренних узлов конструкции. Надлежащую работу агрегатов обеспечивает, в том числе, дренажная система кондиционера, которая предназначена для удаления сконденсированной из воздуха влаги. Дренажная система
кондиционера представляет собой мягкую гофрированную трубку, по которой влага поступает в дренажный поддон, на улицу или в канализацию.
При чрезмерном скоплении влаги поддон переполняется, в помещении появляется запах застоявшейся воды. Зачастую с целью уменьшения вероятности поломки дренажная трубка выведена на улицу, однако при этом вода попадает на фасад здания, подоконники и прохожих. Поэтому трубку лучше направить в канализацию, используя специальную дренажную помпу. Для обеспечения естественного стока воды при установке дренажной трубки используется небольшой наклон 5-10 мм. При невозможности выполнения наклона применяются дренажные насосы.
Кондиционер в составе климат-контроля
Кондиционер может быть, как отдельной системой, так и входить в состав климат-контроля. Во втором случае все системы салона – вентиляции, обогрева и кондиционирования взаимодействуют между собой и управляются электронным блоком (ЭБУ). К примеру, поддержание нужной температуры в салоне обеспечивается подогревом воздуха после охлаждения. То есть, часть воздушного потока, прошедшего испаритель, подается на радиатор печки, а после смешивается с основным, тем самым регулируя температуру. При этом устройство кондиционера автомобиля, используемого в климат-контроле, не отличается от оборудования, выполненного в виде отдельной системы.
Что такое испаритель?
Для начала давайте разберемся, что представляет собой этот узел и где он находится. Устройство испарителя кондиционера является одним из основных компонентов системы. Этот узел использует внутри данной системы расходный материал — газ фреон — и позволяет обеспечить температуру в районе 0-5 градусов. Принцип функционирования испарительного компонента устроен так, что воздушный поток при нагнетании компрессорного устройства проходит через систему. В конечном итоге этот воздух охлаждается до 6-12 градусов, что позволяет обеспечить более комфортное вождение.
Дезинфекция испарительного элемента
Когда воздушный поток в системе охлаждается, непосредственно в испарительном устройстве осуществляется конденсация. Впоследствии конденсат стекает на так называемые ребра решетки этого устройства в специальный поддон, а уже из поддона он уходит в окружающую среду. Когда воздушный поток попадает в саму систему, вместе с ним в нее поступает и грязь с пылью из окружающей среды. Поначалу эта пыль, осевшая в системе, никак не тревожит водителя, но она может найтись и обязательно найдется тогда, когда при работе кондиционера в автомобиле начнет появляться неприятный запах. Появление запаха является первым симптомом того, что находящийся в системе кондиционирования испаритель забился пылью.
Есть еще один вариант узнать, должна ли в своем автомобиле производиться очистка испарителя — для этого можно произвести замер объема конденсата. По факту, когда испарительный узел работает в нормальном режиме, за 60 минут функционирования агрегат должен выдавать не менее одного и не более полутора литров конденсата. Попробуйте подставить емкость (ведро, тазик или обрезанную бутылку) под соответствующее отверстие под днище авто, через которое выходит конденсат.
Читать дальше: Как часто мыть автомобиль
Не обязательно ждать целый час, можно подождать 10-15 минут и посмотреть, сколько влаги собралось в емкости. Путем нехитрых математических вычислений можно понять, что за 15 минут должно накапать около 250 мл, не меньше, в противном случае потребуется произвести очистку устройства (автор видео — Octavia-А5).
Советы автолюбителей по контролю за работой кондиционера
- Сколько хладагента в автокондиционере?
«Прежде чем отправиться на СТО или в автомагазин, если вы планируете выполнить всю работу самостоятельно, необходимо не только узнать, сколько стоит заправка кондиционера в автомобиле, но и понять, сколько хладагента потребуется. Так вы купите точное количество фреона. Узнать данный параметр можно, просто посмотрев на табличку в подкапотном пространстве. На ней указана норма заправки хладагента, его тип, а также количество в системе.
Как поступить, если по тем или иным причинам данной таблички нет под капотом? В такой ситуации отправляемся в дилерский центр либо изучаем инструкцию по эксплуатации вашего авто.
Если у вас отечественное транспортное средство, потребуется 0,6–0,9 кг фреона
Однако точное значение не важно, поскольку самостоятельно вы будете лишь дозаправлять системы, а не полностью выполнять заправку кондиционера.. Полноценная заправка кондиционера в автомобиле выполняется заводом-изготовителем либо на СТО, где работают профессионалы
При необходимости они отремонтируют систему, если газ полностью вышел.
Полноценная заправка кондиционера в автомобиле выполняется заводом-изготовителем либо на СТО, где работают профессионалы. При необходимости они отремонтируют систему, если газ полностью вышел.
Во время планового техобслуживания производится дозаправка хладагентом до нормы, чтобы система правильно функционировала.
Однако в этом случае мы не знаем, какое количество хладагента находится в системе. По этой причине дозаправлять автокондиционер нужно, ориентируясь на давление, указанное на манометре.
Как поступить, если вы не знаете точное количество фреона и не смогли понять, сколько хладагента находится в системе? Просто наблюдайте за стрелкой манометра. Такой способ подходит для всех ситуаций, когда вы выполняете заправку кондиционера в автомобиле самостоятельно».
Доливаем масло при заправке автокондиционера.
«В табличке можно узнать требуемое количество хладагента, а также норму заправки масла. Однако большинство автовладельцев не понимают, куда его доливать, как это сделать и для чего это вообще нужно. Многие автомобилисты рекомендуют добавлять масло при каждой дозаправке системы. Однако если масла будет слишком много, может сломаться поршневой компрессор, так как смазка проходит через агрегат вместе с фреоном, нагорает на узлах. Как действовать правильно и продлить срок службы автокондиционера?
Для этого покупайте хладагент, в который уже добавлено масло. Чтобы выбрать такой фреон, внимательно изучите информацию на баллончике. В этом случае количество масла будет оптимальным.
Иногда требуется отдельно заправить масло. Тогда следует выбирать полиалкиленгликолевое масло – PAG. Его нужно залить в компрессор через картер».
Если у вас есть опыт обслуживания автомобиля, вы сможете самостоятельно заправить кондиционер хладагентом. Главное не упустить утечку фреона, а также регулярно проводить осмотр системы.
Чтобы правильно заправить кондиционер, придется использовать специальный комплект для заправки фреона. Но его цена ненамного ниже, чем стоимость работы опытных мастеров на СТО.
Если вы не планируете регулярно заправлять автокондиционеры, в целях экономии следует обратиться в автосервис, а не покупать спецнабор для самостоятельной работы.
Разновидности теплообменников и их устройство
Испарительные теплообменники делятся на 2 типа.
Первый тип: пластинчатые. Между смежных пластин расположены каналы для циркуляции воздуха, попадающего с улицы, и хладагента.
Подтипы пластинчатых теплообменников:
- многоконтурный – имеет на одной стороне пластины два отдельных контура;
- одноходовой -движение охлаждающей среды только вниз, а испаряющегося фреона – вверх;
- многоходовой – направление движения может меняться несколько раз
Второй тип: кожухотрубчатые теплообменники. Установленные в кожухе металлические трубы размещены в виде спиральной ленты или пучков, закрепленных внутри патрубков, камеры, крышек, кожуха. Чаще всего в качестве материала используется медь.
Кожухотрубчатые теплообменники разделяются на несколько типов:
По хладагенту | Аммиачные | Фреоновые | — |
По расположению труб | Вертикальные | Горизонтальные | — |
По структуре труб | Ребристые | Гладкие | — |
По количеству рядов труб | Однорядные | Двухрядные | Пучковые |
Уплотнения, гибкие шланги и сервисные порты
Резиновая смесь, применяемая для изготовления уплотнительных колец:
- соединений,
- фитингов,
- компонентов системы кондиционирования,
используемых с фреоном R134a, представляет собой гидрированный бутадиен-нитрильный каучук (HNBR — Hydrogenated Nitrile Butadiene Rubber).
Резина на основе этой смеси, имеет зелёный оттенок. Смазка уплотнительных колец выполняется посредством минерального масла.
Кондиционер автомобильный — шланги специальные резиновые
Все шланги и трубки, входящие в комплект кондиционера автомобильного, предварительно смазываются. Также подлежат смазыванию уплотнительные кольца, поставляемые в качестве запасных. Другие производители могут использовать уплотнительные кольца другого цвета и размера.
Следует убедиться, что для типа обслуживаемой или ремонтируемой системы используются подходящие уплотнительные кольца. Нельзя использовать уплотнительные кольца под фреон R12 в системе, где заправлен фреон R134a.
Подмена непременно приведёт к повреждению уплотнительных колец по причине отсутствия хлора в составе фреона R134a. Между тем допустимо применять уплотнительные кольца для фреона R134a в системе с фреоном R12.
Гибкие резиновые шланги автомобильного кондиционера: A – под хладагент R12; B – под хладагент R134a; 1(A) – каучуковый нитрил; 1(B) – нейлон; 2(A) – армирование; 2(B) – каучуковый нитрил; 3(A) – резина; 3(B) – армирование; 4 — резина
Гибкие резиновые шланги под фреон R134a и R12 также имеют некоторые отличия. Шланги для хладагента R134a отличаются наличием нейлоновой внутренней облицовкой.
Благодаря такой облицовке, практически полностью исключена утечка хладагента, которая естественным образом происходит по причине пористой структуры резиновых шлангов.
Шланги под фреон R134a имеют меньший наружный диаметр и более тонкие стенки, обеспечивая лучшую гибкость и снижение уровня шума в системе кондиционирования. Нельзя использовать шланги под хладагент R12 в системе кондиционирования на фреоне R134a.
Масло типа PAG и водород, присутствующие в составе хладагента R134a, приводят к быстрому износу обычных нитриловых шлангов для фреона R12. Плюс к этому шланги под хладагент R12 обычно имеют больший наружный диаметр, что способствует увеличению уровня шума.
Кондиционер автомобильный — сервисные порты системы
Сервисные порты для зарядки фреоном устанавливаются:
- на шланги,
- на трубки,
- на фильтры-осушители.
Эти порты зарядки позволяют обслуживать и тестировать систему кондиционирования непосредственно под давлением. Порты разных размеров определяют верхнюю и нижнюю стороны системы кондиционирования.
Пластиковая крышка с резиновым уплотнением используется для закрытия отверстия зарядного порта и предотвращения утечки. Специальная конструкция зарядного клапана разработана для соответствия зарядным портам R134a.
Клапаны Шредера допускают некоторую утечку, поэтому должны закрываться пластиковыми защитными колпачками. Клапаны Шредера, предназначенные для R134a, должны использоваться только в системах на R134a.
При помощи информации: AriaZone
Очистка
Очистка испарительного теплообменника вместе с другими элементами внутреннего блока сплит-системы проводится дважды за год – весной и осенью. Очистка воздушных фильтров зависит от состояния воздуха внутри квартиры. Если слишком загрязнен, есть домашние питомцы, частицы пыли, шерсть животных будут быстрее забивать систему фильтрации. Проводится один раз за 1-3 месяца.
Признаки засорения теплообменника:
- ухудшились охлаждающие свойства кондиционера;
- энергопотребление увеличилось при снижении производительной мощности;
- малоприятный запах при включении климат-устройства.
Кроме испарителя очистке подлежат вентиляторные механизмы, дренажная система. Внутреннее пространство модуля, на поверхности которого также может образоваться плесень, грибок и т.д. Можно провести чистку внутренних механизмов кондиционера своими руками, либо вызвать соответствующих специалистов.
Чистка испарителя кондиционера проводится специальными антибактериальными, дезинфицирующими средствами. Использовать необходимо в соответствии с инструкцией на этикетке, составленной производителем. Средства выпускаю ввиде аэрозоля, пены.
Содержат в составе поверхностно-активные вещества, которые обладают хорошей моющей способностью. Также, в зависимости от сферы использования, металла и т.д., могут включать кислотные, щелочные добавки, биологически-активные компоненты.
Устройство автомобильного кондиционера
Автомобильный кондиционер представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным компрессорным маслом, растворенном в жидком фреоне. Масло необходимо для смазки компрессора и некоторых компонентов системы. Существует насколько типов расположения узлов систем автокондиционеров, но, несмотря на некоторые отличия, их принципиальная схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный.
Схема автомобильного кондиционера
При включении кондиционера срабатывает электромагнитная муфта компрессора (1), и прижимной диск (3) примагничивается к шкиву (2) компрессора (шкив приводится в движение ремнем от коленчатого вала двигателя и, даже когда кондиционер выключен, постоянно вращается). Теперь начал работать компрессор (1). Компрессор сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсатор (4). Конденсатор часто называют конденсором, радиатором кондиционера. В конденсоре сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается. Охладиться фреону помогает вентилятор (5). При движении автомобиля конденсатор дополнительно охлаждается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться, и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель (6).
Здесь от него отфильтровываются шлаки (продукты износа компрессора, пыль, грязь и пр.) Часто на ресивере-осушителе, есть смотровое окно (9), которое позволяет визуально оценить заполненность системы фреоном. Если система неполная, то при работе компрессора в глазке будет видна молочно-белая пена. Очистившись в ресивере-осушителе (6), жидкий фреон подходит к ТРВ (10). ТРВ (терморегулирующий вентиль) представляет собой специальное устройство, регулирующее разницу температур на выходе из испарителя и кипения хладагента перегрев пара (перегрев), выходящего из испарителя (12).
ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения, и регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, перегрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути, ТРВ является автоматически регулируемым дросселем. Проходя через ТРВ и попадая в испаритель (12), фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается, охлаждая и испаритель, а вентилятор (13) сдувает с испарителя холод в салон автомобиля.
Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. И процесс повторяется. За правильной работой системы следят различные датчики. Их количество зависит от типа и модели кондиционера. В нашей схеме на ресивере-осушителе (6) стоит датчик (7) включения второй скорости вентилятора (5). Когда охлаждение конденсора (4) недостаточно, давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор (5) на полную мощность. Датчик (8) выключает компрессор при значительном повышении давления в напорной магистрали. Датчик (11) выключает компрессор при слишком низкой температуре испарителя (12).
Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть системы от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь холодная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер (в аварийных случаях и до 30), то в обратной магистрали давление не превышает 1-2 атм. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около 5 атмосфер.
Как выбрать
Критерии выбора у каждого человека индивидуальные. Какой фирмы лучше купить, зависит от предпочтений собственника машины
На что стоит обратить внимание? На качественность и безопасность продукции. Прежде, чем принять окончательное решение, стоит прислушаться к советам профессионалов, провести обзор выпускаемых новинок, просмотреть отзывы и рейтинги
Желательно не допускать ошибки при выборе. Можно потерять не только деньги, но и здоровье из-за некачественности материала.
Нужно иметь в виду, что недорогие товары в ТОП входить не будут. За качество нужно платить достойную цену. Где можно купить качественный товар? В специализированных торговых точках, предварительно ознакомившись с описанием и основными характеристиками. Есть возможность заказать продукцию онлайн в интернет – магазине. Так товар с аналогичными параметрами обойдется дешевле, но нет гарантии, что не придет подделка.
Принцип действия
Испаритель кондиционера – неотъемлемая часть замкнутого фреонового контура. Главная его функция – охлаждение воздушного потока, прогоняемого через него вентилятором, находящегося непосредственно возле него. В систему входят:
- испаритель,
- конденсатор,
- вентиляторы внешнего и внутреннего блоков,
- терморегулирующий вентиль,
- компрессор,
- медный трубопровод для хладагента,
- хладагент,
- компрессорное масло.
В компрессоре газообразный фреон сжимается до состояния жидкости. Далее он проходит во внешний теплообменник – конденсатор. Здесь фреон отдает свое тепло наружному воздуху, который прохладнее фреонового вещества. Воздух нагнетается внутрь корпуса вентилятором.
Сбросив часть температуры жидкость двигается дальше по контуру, попадает в терморегулирующий вентиль. Внутри спиралевидного устройства фреон еще более охлаждается, давление понижается. В таком состоянии хладагент поступает в испаритель. При взаимодействии с теплым комнатным воздухом (через теплообменную поверхность) происходит испарение, фреон из жидкого переходит в состояние газа. Окружающий теплообменник воздух охлаждается.
Далее газ попадает в компрессор и круг возобновляется. Рядом с испарителем расположен вентилятор, который способствует циркуляции комнатного воздуха.
Причины загрязнения кондиционера в автомобиле
Возникновение постороннего запаха ни в коем случае нельзя списывать на то, что неисправен именно кондиционер.
Причина кроется как в естественных законах природы, так и в характерных особенностях конструкции системы климата Вашего автомобиля.
Давайте изучим кондиционер детальнее.
Он представляет собой тепловую машину, составляющими ключевыми элементами которой являются две части — испаритель и конденсатор.
В процессе своей работы кондиционер активно отнимает тепло от испарителя и передает его конденсатору. Так происходит нагрев конденсатора и охлаждение испарителя.
Конденсатор размещают максимально близко к основному радиатору охлаждения ДВС, так как подобная инсталляция способна обеспечить качественный обдув встречными потоками воздуха и повысить теплоотдачу указанного элемента.
Местом расположения испарителя чаще всего становится салон автомобиля.
Данный элемент прячут под центральную консоль, а воздух, проходящий через него, охлаждается и попадает непосредственно во внутреннее пространство.
Это и есть реализация охлаждения воздуха в жаркую погоду.
Проблема кроется именно в этом. Воздух, который поступает с улицы, несет в себе определенный процент влаги.
В летний период показатель влажности колеблется на отметке 50-60%, что означает около 10–15 граммов воды в одном кубическом метре воздуха.
Охлажденный воздух утрачивает способность к удержанию в себе влаги, что и влечет появление конденсата в виде капель воды на испарителе.
Один час езды на автомобиле с включенным кондиционером позволит получить около 2-3 литров такой жидкости.
Конструкторами учтена особенность того, как работает кондиционер. Отток скопившейся воды наружу происходит через дренажную трубку, которую закрепляют в области днища автомобиля. Таким способом происходит сброс воды.
Главной же причиной запаха является то, что испаритель увлажнен и отлично собирает на себе пыль и другой мусор, который содержится в поступающем воздухе.
Получается эффект пылесоса с влажным фильтром. Бытовой домашний прибор почистить сравнительно легко, а вот с испарителем дела обстоят иначе, так как чистка кондиционера в автомобиле не является самой заурядной процедурой.
Вы отключаете автомобильный кондиционер, испаритель нагревается, а накопившаяся на нем грязь становится идеальной средой для появления и размножения бактерий, грибка и плесени.
Всё это богатство способно производить характерный затхлый запах, значительно понижая комфорт от использования климатической системы.
Вот тут и появляется необходимость чистки кондиционера.
Дальше важно избавиться от грязи и бактерий, очистив испаритель. Такие действия способны не только избавить от запаха, но и повысить верхнюю планку производительности, которую способен обеспечить автокондиционер
Дело в том, что грязевая «шуба» играет роль теплоизолятора, не позволяя воздуху охлаждаться до потенциально возможного максимума.
Принцип действия
Испаритель кондиционера – неотъемлемая часть замкнутого фреонового контура. Главная его функция – охлаждение воздушного потока, прогоняемого через него вентилятором, находящегося непосредственно возле него. В систему входят:
- испаритель,
- конденсатор,
- вентиляторы внешнего и внутреннего блоков,
- терморегулирующий вентиль,
- компрессор,
- медный трубопровод для хладагента,
- хладагент,
- компрессорное масло.
В компрессоре газообразный фреон сжимается до состояния жидкости. Далее он проходит во внешний теплообменник – конденсатор. Здесь фреон отдает свое тепло наружному воздуху, который прохладнее фреонового вещества. Воздух нагнетается внутрь корпуса вентилятором.
Сбросив часть температуры жидкость двигается дальше по контуру, попадает в терморегулирующий вентиль. Внутри спиралевидного устройства фреон еще более охлаждается, давление понижается. В таком состоянии хладагент поступает в испаритель. При взаимодействии с теплым комнатным воздухом (через теплообменную поверхность) происходит испарение, фреон из жидкого переходит в состояние газа. Окружающий теплообменник воздух охлаждается.
Далее газ попадает в компрессор и круг возобновляется. Рядом с испарителем расположен вентилятор, который способствует циркуляции комнатного воздуха.
Очистка
Очистка испарительного теплообменника вместе с другими элементами внутреннего блока сплит-системы проводится дважды за год – весной и осенью. Очистка воздушных фильтров зависит от состояния воздуха внутри квартиры. Если слишком загрязнен, есть домашние питомцы, частицы пыли, шерсть животных будут быстрее забивать систему фильтрации. Проводится один раз за 1-3 месяца.
Признаки засорения теплообменника:
- ухудшились охлаждающие свойства кондиционера;
- энергопотребление увеличилось при снижении производительной мощности;
- малоприятный запах при включении климат-устройства.
Кроме испарителя очистке подлежат вентиляторные механизмы, дренажная система. Внутреннее пространство модуля, на поверхности которого также может образоваться плесень, грибок и т.д. Можно провести чистку внутренних механизмов кондиционера своими руками, либо вызвать соответствующих специалистов.
Чистка испарителя кондиционера проводится специальными антибактериальными, дезинфицирующими средствами. Использовать необходимо в соответствии с инструкцией на этикетке, составленной производителем. Средства выпускаю ввиде аэрозоля, пены.
Содержат в составе поверхностно-активные вещества, которые обладают хорошей моющей способностью. Также, в зависимости от сферы использования, металла и т.д., могут включать кислотные, щелочные добавки, биологически-активные компоненты.
Необходимость в регулярной чистке
Лучшие производители выпускают автомобили с кондиционерами и климат-контролем. Это касается как бюджетных вариантов, так и возглавляющих рейтинг качественных товаров. Удивительный помощник, спасающий водителя и пассажиров в знойную жару. Основное его преимущество: нет необходимости открывать окна, дабы не простудиться вследствие нахождения длительное время на сквозняке.
Стоит отметить, что самому устройству требуется постоянная защита, так как в процессе его функционирования вентиляционные решетки и воздуховоды забиваются пылью и грязью, которые впоследствии покрывают корпус оборудования и испаритель. Чтобы не допустить ухудшение работы агрегата, необходимо обзавестись специальным очистителем. Его функционал сводится к следующему:
- Очищает загрязнения, поступающие снаружи.
- Борется с микробами и грибками, а также плесенью, которые могут причинить вред людям, страдающим астматическими заболеваниями.
Как определить, что необходимо использовать антибактериальный очиститель? Основные сигналы выглядят следующим образом:
- Агрегат включен на полную мощность, но желанной прохлады в салоне нет.
- В салоне появились неприятные «ароматы», которые усиливаются при добавлении мощности.
- Вентилятор начинает работать слишком громко.
Если вовремя не обратить внимания на данные негативные изменения, то система кондиционирования может полностью выйти из строя. Рекомендации специалистов сводятся к следующему: конструкцию необходимо не только регулярно чистить, но и периодически осуществлять заправку.
Как мы получаем холод?
Как работает В целом принцип работы автомобильного устройства сопоставим с работой обычного холодильника. Хотя само устройство этих агрегатов немного разное. Схема кондиционера представляет собой полностью герметичную систему с муфтой, ниппелем-золотником, ТРВ-клапаном, переходниками, набором фитингов, конденсатором, прочими комплектующими и расходными материалами.
В качестве расходных материалов выступают фреон и специальное масло, находящиеся в расширительных бачках. Это масло растворяется во фреоне и в целом оно отлично работает при низких температурах. Данный расходный материал в расширительном бачке необходим для смазки компрессора и системы кондиционирования в целом.
Принцип работы автомобильного кондиционера
В целом заполнить систему можно и газом пропаном, но это очень опасно с точки зрения безопасности. Для нормального функционирования систем кондиционирования были разработаны специальные хлоросодержащие материалы. Кроме того, что они полностью безопасны, такие соединения обладают всеми нужными характеристиками. Пусть в работе систем от разных производителей есть определенные различия, в целом схема функционирования идентичная. Рассмотрим самый распространенный пример.
При включении системы в первую очередь активируется муфта с прижимным шкивом. Вал, соединенный с прижимным шкивом, начинает работу в результате воздействия ремня, который при выключенной системе работает вхолостую. Также начинает работу и компрессор, предназначенный для сжатия фреона и перегона его по шлангам к радиатору, где он охлаждается.
Охлаждению воздуха также способствует вентилятор, начинающим свою работу вместе с компрессором. Когда авто в движении, устройство также обдувается набегающим воздухом. В результате охлаждения расходный материал в расширительном бачке конденсируется и поступает в ресивер в жидком состоянии. Затем материал проходит процедуру фильтрации, от чего далее по комплектующим он поступает уже в очищенном состоянии, без пыли и грязи.
Схема работы устройства в машине
В итоге после очистки фреон поступает в салон транспортного средства для охлаждения температуры воздуха. Но перед этим ему необходимо пройти еще через один элемент — ТРВ-клапан. ТРВ-клапан монтируется на магистрали, по которой расходный материал попадает в испаритель. В том случае, если в испарителе достаточно фреона, ТРВ-клапан закроется. Когда из испарителя начнет выходить слишком горячий пар, то ТРВ-клапан будет открываться таким образом, чтобы установка клапана в плане температуры воздуха не была нарушена.
То есть ТРВ-клапан представляет собой автоматически регулирующуюся заслонку. В целом ТРВ-клапан можно сравнить с соплом аэрозольного баллона. После прохождения через этот элемент расходный материал преобразуется в газообразное состояние в результате кипения. Материал охлаждает испаритель, а благодаря работе вентилятора холодный воздух поступает в салон. После прохождения через устройство испарителя, фреон опять поступает в компрессор (автор видео — Олег Дендеберя).
Следует также отметить, что за функционированием всех комплектующих следят различные регуляторы, их число может изменяться в зависимости от модели климатизера. К примеру, на осушителе установлен регулятор, предназначенный для включения второй скорости вентилятора. При маленьком охлаждении конденсатора давление в шлангах увеличивается, при этом расходный материал уже не конденсируется. Регулятор начинает включаться в результате того, что он реагирует на изменения давления в трубках. Еще один датчик предназначен для выключения компрессора при необходимости.