Как составить схему дтп в 2022 году?
Содержание:
- Для чего нужна схема
- Требования по составлению и правила составления
- Распространенные ошибки
- Что такое Европротокол и как его правильно заполнять
- Составление схемы аварии
- Как рисовать схему при происшествии во дворе или на парковке
- Тонкости и нюансы составления схемы аварии
- Схема ДТП — для чего нужна и как нарисовать
- Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой
- Что такое типовые схемы и как ими пользоваться
- Заполнение европротокола
- Что это такое
- Как рисовать схему
- Что делать после
- Правила составления схемы ДТП
- Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
Для чего нужна схема
Не всегда после оформления аварии водители сохраняют свое мнение. Иногда начинаются перевирание фактов и переиначивание обстоятельств. Схема помогает устранить все сомнения на будущее, нагляднее понимать другие документы по делу.
Вообще грамотно составленная схема позволяет:
- упростить работу для страховой организации в принятии решении по страховым выплатам;
- избежать разногласий при вынесении постановления по делу;
- точно воссоздать обстановку аварии при рассмотрении жалоб на постановление по административному делу;
- не допускать нечестных манипуляций фактами с чьей-либо стороны.
Ссылки на законодательные акты
Требования по составлению и правила составления
Составление сопровождается соблюдением установленных законодательством требований. К ним относится следующее:
- Заполнение производится шариковой ручкой. Разрешено использовать ручку синего или черного цвета.
- Писать печатными буквами. Такое заполнение снижает вероятность возникновения спорных моментов и дополнительных разъяснений внесенных сведений.
- Участники лично заполняют часть документа, которая предполагает содержание информации о виновнике и пострадавшем.
- После внесения исправлений, неправильный текст зачеркивается. Также делается отметка с надписью «исправление верно».
Подготовка документа завершается изучением, проверкой сведений. После этого водителя проставляют подписи.
Внимание! С момента подписания корректировать схему запрещено.
Распространенные ошибки
При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2022 году:
- Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
- Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
- Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.
Что такое Европротокол и как его правильно заполнять
Оформление аварии без сотрудников ГИБДД получило название Европротокола, по аналогии с давно действующим порядком фиксации небольших ДТП в европейских странах. Также называется документ, оформляемый в момент происшествия и предъявляемый в страховую компанию для получения компенсации ущерба.
В каких случаях заполняется Европротокол
Порядок оформления Европротокола регулируется п. 2.6.1 Правил дорожного движения и ст. 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. (далее закон «Об ОСАГО»).
Согласно нормативным актам зарегистрировать ДТП без привлечения полиции граждане могут при выполнении следующих критериев:
- В столкновении участвовали только два транспортных средства;
- Не было вреда жизни и здоровью людей;
- Вред от аварии нанесен только двум автомобилям участников;
- У обоих водителей есть действующие полисы автогражданки;
- Между водителями нет разногласий об обстоятельствах ДТП.
- Размер ущерба, причиненного машине невиновной стороны, не превышает установленный лимит.
Любое отклонение от указанных правил — повод связаться с ГИБДД.
Отсутствие водителя в числе лиц, указанных в полисе ОСАГО как допущенные к управлению, не означает, что его ответственность не застрахована.
Стоит также учитывать тот факт, что если одно из ТС зарегистрировано в иностранном государстве, и ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой «Зеленая карта», то данный случай также попадает под критерии упрощенного оформления ДТП, и участники могут оформить документы без вызова сотрудников ГИБДД.
Лимит выплат по Европротоколу
С 1 июня 2018 года максимальный размер страхового возмещения, выплачиваемого в упрощенном порядке, повышен до 100 тысяч рублей (п. 4 ст. 11.1 закона «Об ОСАГО»). До 01.06.18 сумма составляла 50 тысяч рублей.
Потерпевший, оформивший Европротокол, не может требовать страховую выплату, превышающую указанный лимит. Если сумма ущерба больше, взыскать недостающую сумму можно с виновника происшествия в судебном порядке.
Исключение — водители, зафиксировавшие аварию при помощи системы ГЛОНАСС или лицензированного программного обеспечения на территории Москвы, Санкт-Петербурга и прилегающих к ним областей. Для них лимит выплат по Европротоколу составляет 400 тысяч рублей.
Бланк Европротокола
Европротокол — единственный документ, оформляемый при ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Он прикладывается к заявлению потерпевшего на возмещение вреда в страховой компании. Вместе с фотографиями и видео с места происшествия документ доказывает право пострадавшего на оплату ущерба. От правильности заполнения формы зависит получение выплаты по ОСАГО.
Бланк Европротокола — это привычное Извещение о ДТП, оформляемое водителями для страховой компании как в авариях с привлечением инспекторов ГИБДД, так и без них. Документ выдается страховщиком при оформлении полиса ОСАГО.
Скачать образец бланка
Форма состоит из двух экземпляров Извещения для каждого участника ДТП и приложенной к ним инструкции. Второй бланк — самокопирующийся, при заполнении верхнего листа текст повторяется на нижнем.
Водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк Извещения о ДТП. При этом и лицевая, и оборотная стороны Извещения о ДТП должны быть заполнены. Лицевая часть протокола заполняется участниками происшествия совместно, оборотная — каждым водителем самостоятельно. Участник аварии выбирает любую из колонок («А» или «В») и вносит информацию по своему ТС именно в свою колонку.
Лицевая часть Извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются:
- место, дата, время ДТП;
- обстоятельства происшествия;
- сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках;
- характер и перечень видимых поврежденных деталей и элементов;
- другая необходимая информация.
Схема дорожно-транспортного происшествия в Европротоколе — одна из наиболее важных частей документа. Располагается план происшествия в 17 пункте лицевой части Извещения. Чертеж должен соответствовать информации, внесенной в другие разделы протокола.
Если Извещения о ДТП отсутствует у обоих водителей, скачать и распечатать бланк схемы для страховой компании можно в интернете. Однако оба экземпляра придется заполнять вручную
Важно чтобы они соответствовали друг другу и не имели расхождений
В данной статье выше можно скачать актуальный бланк Европротокола со схемой.
Правильность оформления документа, включая план происшествия, заверяется подписями обоих участников.
Составление схемы аварии
Чёткое представление о том, как правильно составить схему ДТП, должен иметь каждый современный автомобилист, потому что эти знания могут понадобиться в любой момент. Никто от водителей и инспекторов не требует шедевров изобразительного искусства, но все объекты должны быть отчётливыми, чтобы в процессе разбора происшествия не возникало вопросов. При составлении схемы необходимо использовать шариковую ручку синего цвета.
Сотрудниками ГИБДД
Инспекторы ГИБДД могут составить схему ДТП на офисной бумаге формата А4 или на специальном бланке в клетку. Во втором случае легче рисовать контуры улиц, строений и дорожную разметку. Документ обязательно должен иметь заголовок, а над рисунком следует указать место происшествия, дату и время. Автомобили на схеме необходимо обозначить буквами или цифрами. Внизу схемы должна быть расшифровка этих обозначений, а также подписи участников столкновения.
Водителями для страховой компании
Перед тем как нарисовать схему ДТП для страховой компании, следует вспомнить, что она составляется не на отдельном листе, а в пункте 17 извещения о ДТП. Места здесь значительно меньше, чем на листе А4, поэтому на рисунке должны быть только самые важные моменты, позволяющие прояснить ситуацию. Для того чтобы схема была чёткой, место удара можно обозначить стрелкой в пункте 13, а манёвры перед столкновением перечислить в пункте 16.
При наличии более двух участников
Когда происходит столкновение нескольких транспортных средств, схема ДТП составляется в порядке очерёдности. Например, если один автомобиль столкнулся сразу с двумя другими, его водителю придётся составлять две отдельные схемы с каждым участником аварии. На оборотной стороне извещения в графе 4 необходимо указать данные третьего автомобиля, его водителя и собственника.
При ДТП на дворовой территории
Согласно статье №1 Федерального закона №40 от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности собственников транспортных средств» под термином «использование автомобиля» подразумевается движение машины в пределах дорог и прилегающих к ним территорий – дворов жилых домов, парковок, автозаправочных станций и других площадок, приспособленных для передвижения транспортных средств. Следовательно, любые аварии на прилегающих к дорогам территориях являются страховым случаем по ОСАГО и должны быть оформлены по общим правилам, а схему следует составлять, как при любом другом столкновении на дороге.
Как поступить при дорожно-транспортном происшествии на придомовой территории.
Где получить бланк извещения о ДТП
Самокопирующийся бланк извещения о ДТП с двумя отрывными листами можно получить в любой страховой компании во время оформления полиса ОСАГО. Менеджер компании обязан выдать краткую инструкцию по его заполнению. Существует также возможность извещения и распечатать на листе формата А4. Однако в этом случае уже не будет самокопирующейся части, и документ придётся заполнять дважды.
Как рисовать схему при происшествии во дворе или на парковке
Обратите внимание, что часть происшествий относится к маневрированию на парковке, стоянке или во дворе. Изначально правила ОСАГО рассматривали ДТП на закрытых территориях как не страховой случай, но сейчас поступили разъяснения, что жилые дворы, парковки и стоянки относятся к области страхового покрытия по ОСАГО
Статья 1, абз. 2 ФЗ № 40 распространяет понятие использования ТС не только на обычные дороги, но и на дворы жилмассивов, стоянки, территории предприятий и т. п. В случае возникновения ДТП на такой территории графическая схема составляется по общим правилам как для обычного происшествия.
Тонкости и нюансы составления схемы аварии
Авария на дороге доставляет массу неприятностей не только её участникам, но и другим владельцам ТС, водителям общественного транспорта и пассажирам. Как видите, многие люди заинтересованы в том, чтобы ситуация разрешилась как можно быстрее. Кстати, владельцы общественного транспорта могут потребовать с виновника аварии выплатить им компенсацию за простой транспортной единицы. В некоторых случаях это могут быть крупные суммы, поэтому виновник аварии часто сам предлагает решить всё на месте и по-быстрому, имея при этом страховой полис. Может быть, это и самый быстрый способ для решения вопросов, вызванных аварией, но он точно не является выгодным для виновника.
Схема ДТП — для чего нужна и как нарисовать
Количество аварий на дорогах с каждым годом растет. Стоит понимать, что даже небольшое ДТП в крупном городе может создать километровую пробку. Поэтому каждый водитель управляющий автомобилем должен знать, как составлять схему аварии.
В соответствии с законом, водитель имеет право оформить аварию по Европротоколу, не дожидаясь сотрудников ДПС. Только нужно соблюдать несколько важных условий.
Авария оформляется по протоколу только в том случае, если пострадало только два автомобиля. И в транспортном происшествии нет пострадавших. Тогда можно зафиксировать происшествие и спокойно уехать, не мешая движению другим транспортным средствам.
Схема должна быть составлена по всем правилам, чтобы не возникли вопросы у суда, страховщиков и работников полиции. Если все правильно сделать, то возможно получить возмещение до 100 000 рублей. Для этого нужно знать всю информацию по составлению схемы ДТП.
Рисовать необходимо сразу после аварии и быстро, чтобы запечатлеть все детали. Споров у участников не должно быть. Виновник происшествия должен соглашаться и не отказываться от нарисованной схемы. Документ должен быть подписан двумя сторонами. Если будет стоять только одна подпись, то протокол будет считаться не правильно оформленным.
Это интересно: Основные ошибки, которые допускаются водителями авто при попадании в ДТП
Далее участники едут самостоятельно в (ГИБДД), берут необходимые справки. Если оформили протокол правильно, то потом можно обращаться сразу в страховую компанию за возмещением. Каких-то серьезных правил по схеме нет.
Самое главное, что бы было все понятным. При составлении схемы нужно указывать расположение светофоров, разметку, дорожные знаки. Транспортное средство изображается в виде квадрата, а переднюю часть указывают треугольником в квадрате. Обязательно отмечается движение автомобилей стрелками. А место аварии указывается жирной точкой. Нарисовать расположение транспорта после столкновения. Не лишним будет сделать несколько фотографий на телефон. Фотографии могут быть полезными если у страховщиков или суда возникнут дополнительные вопросы.
Конечно бывает такое, что из участников аварии ни кто не считает себя виновным. Тогда схему рисовать не нужно. Так как все равно придется вызывать сотрудников ДПС. Ранее при любом столкновении приходилось длительное время ждать работников полиции, доставляя неудобства всем участникам дорожного движения и самим жертвам аварии. Сейчас составление схемы аварии простое и быстро решаемо.
Это интересно: Признаки того, что пришло время замены тормозной жидкости
На самом деле в составлении схемы дорожного происшествия ничего сложного нет, нужно лишь знать некоторые условия. Если ущерб принесенный автомобилю не большой, то удобней будет составить самостоятельно схему. Таким образом вы не будете создавать затор и мешать другим автомобилистам.
Помощь автомобилисту
Девушки, будьте осторожны на заправках
Читать далее
Помощь автомобилисту
Как действовать при утере номеров и техпаспорта на автомобиль?
Читать далее
Помощь автомобилисту
Как купить автомобиль без лишних финансовых обязанностей?
Читать далее
Помощь автомобилисту
Сервисные операции, которые необходимо осуществить перед началом зимы
Читать далее
Помощь автомобилисту
Почему прогревать машину зимой не имеет смысла, а кроме того еще и вредно
Читать далее
Помощь автомобилисту
Почему в мороз поездки на автомобиле следует свести к минимуму
Читать далее
Помощь автомобилисту
Почему женщины попадают в ДТП чаще, чем мужчины?
Читать далее
Помощь автомобилисту
Как избежать смерти на дороге при встрече с грузовиком?
Читать далее
Помощь автомобилисту
Никогда не оставляйте пластиковые бутылки в салоне
Читать далее
Отличная статья 0
Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой
Законом не установлено как правильно рисовать схему ДТП для страховой, существует лишь перечень рекомендации по заполнению, в котором указано какие детали важно отобразить в схеме. В соответствии с письмом Минобрнауки России от 13.04.2015 N АК-1009/06 «О направлении методических рекомендаций» при дорожно-транспортном происшествии водитель обязан заполнить извещение о ДТП, элементом которой обязательно должна быть тщательно нарисованная схема ДТП
В правила составления схемы ДТП обязательно входит:
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 13.04.2015 N АК-1009/06 «О направлении методических рекомендаций» при дорожно-транспортном происшествии водитель обязан заполнить извещение о ДТП, элементом которой обязательно должна быть тщательно нарисованная схема ДТП. В правила составления схемы ДТП обязательно входит:
-
Название улиц.
-
Направление движения транспортных средств.
-
Положение транспортных средств во время столкновения и их конечное положение.
-
Расположение светофоров.
-
Дорожные знаки и их расположение.
-
Линии дорожной разметки (разделительные полосы, белую линию, запрещенное движение и т.п.).
-
По возможности — расположение и конфигурацию осыпей грязи, осколков, отломков, следов торможения, следов заноса и т.п.
Теперь вы знаете как правильно составить схему ДТП самостоятельно по образцу
Почему так важно заполнять извещение и схему правильно? Все очень просто: страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств ДТП, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда
П.2 ст.14.1 ФЗ Об ОСАГО
На что особенно стоит обратить внимание при заполнении извещения?
1Все исправления или дополнения, вносимые в Извещение о ДТП, должны заверяться подписями обоих водителей — участников ДТП.
2Не оставляйте незаполненных граф.
3Если есть свидетели ДТП и они согласны в случае необходимости подтвердить указанные обстоятельства — обязательно зафиксируйте эту информацию.
4Максимально корректно с помощью комбинации выбранных подпунктов пункта 16 опишите обстоятельства ДТП
Обратите особое внимание на заполнение этого раздела и на отсутствие противоречий в указанных каждым водителем обстоятельствах (условие упрощенного оформления документов о ДТП в соответствии с Федеральным законом «Об ОСАГО»)
5Не забудьте указать общее количество заполненных клеток. Без этого обстоятельства ДТП считаются незафиксированными.
6Укажите только место первоначального удара, а не детали, которые повреждены.
7Тщательно нарисуйте схему ДТП. Укажите название улиц, направление движения транспортных средств, положение транспортных средств во время столкновения и их конечное положение, расположение светофоров, дорожные знаки и их расположение, линии дорожной разметки (разделительные полосы, белую линию, запрещенное движение и т.п.), а по возможности — расположение и конфигурацию осыпей грязи, осколков, отломков, следов торможения, следов заноса и т.п. Старайтесь избегать противоречий между сведениями, указанными в подпунктах пункта 16, и схемой ДТП. При наличии таких противоречий приоритет имеют сведения, указанные в пункте 16. Однако наличие существенных противоречий может послужить основанием для отказа в страховой выплате.
8При характеристике повреждений элементов автомобиля в зависимости от степени повреждения выберите одно из: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина).
9Не забудьте указать буквенное обозначение Вашего ТС, которое зафиксировано на лицевой стороне.
10Максимально полно опишите обстоятельства ДТП от первого лица.
11Все пустые графы заполните прочерком.
Важно! Не забудьте подписать Извещение о ДТП с лицевой и обратной сторон. Также обязательно подпишите в пункте 18, подтверждая тем самым отсутствие разногласий водителей по указанным обстоятельствам ДТП! Без этой подписи (при наличии незаполненной графы) возможен отказ в страховой выплате
Если у вас все равно возникают сложности с оформлением извещения, то онлайн пример схемы ДТП можно найти в интернете, главное, чтобы она соответствовала требованиям законодательства. Также, существуют специальные конструкторы для составления схемы
Вы всегда можете рассчитывать на помощь специалиста, который поможет вам заполнить извещение и правильно нарисовать схему ДТП, чтобы страховая не смогла придраться, когда встанет вопрос о возмещении ущерба
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Получить консультацию
Что такое типовые схемы и как ими пользоваться
Типовые решения
подразделяются на изображения ситуаций при:
ДТП автомобилей, следующих в одном направлении:
- при объезде или перестроении,
- при одновременном перестроении,
- не соблюдении бокового или заднего интервала,
- поворачивая или разворачиваясь, водитель не занял крайнее положение на проезжей части,
- один совершал поворот с крайней полосы, а второй с трамвайных путей своего направления,
- первый совершал поворот налево, а второй двигался по трамвайной линии своего направления,
- поворот двумя водителями направо с крайней правой стороны и с полосы торможения соответственно,
- авария при завершении обгона,
- автомобилист приступил к обгону следующего впереди ТС, не заметив, что его самого уже обгоняют,
- увеличение скорости, не пропуская вперед обгоняющий автомобиль,
- обгон ТС, которое также приступило к перестроению или иному маневру,
- не пропуск авто, следующего по своей полосе, при выезде со стоянки,
движущихся в противоположных направлениях:
- выезд на встречку,
- при обгоне, «зацепил» полосу встречного движения,
- спускаясь с горы, не уступил дорогу ТС, двигавшемуся навстречу,
- реверсивное движение,
- движение по полосе с односторонним движением, навстречу потоку,
при движении, расположенных под различным углом друг к другу:
- проезд на запрещающий сигнал светофора,
- не уступил дорогу авто, завершающему маневр,
- не пропустил ТС, имеющее преимущество в движении на перекрестке неравнозначных дорог,
- выезд с прилегающей территории, со двора,
при движении задним ходом:
- «сдавал задом»,
- самопроизвольное движение автомобиля при отсутствии его фиксации при помощи ручного тормоза,
- выезд со стоянки задним ходом,
варианты наезда на ТС, стоящее неподвижно:
- наезд на припаркованное транспортное средство, при выезде или маневре на стояночной площадке,
- при движении по полосе, допустил столкновение с припаркованным авто,
- открытие двери, не убедившись в безопасности этого действия
В итоге участника ДТП требуется лишь сопоставить имеющееся типовое решения с реальным случаем и применить нужную схему в заполняемом извещении.
Заполнение европротокола
При получении полиса ОСАГО каждому автовладельцу выдается несколько экземпляров «Извещения о ДТП», или европротоколов с подробным руководством по их заполнению. Чаще всего, подобные извещения используются в случаях когда:
- ущерб ТС настолько незначителен, что их владельцы не планируют обращаться за компенсацией к страховщику;
- полученные повреждения минимальны и для выплаты страховки не потребуется предоставлять в СК другие справки.
Последовательность заполнения европротокола и сведения о том, как нарисовать схему ДТП для страховой прописаны в инструкции по действиям автовладельцев в случае аварии. Они практически идентичны составлению рукописного варианта подобного документа для ГИБДД.
Различия состоят в следующем:
- используется печатный шрифт;
- не допускаются исправления и ошибки;
- отметки в графах проставляются в виде галочек или крестиков;
- в незаполненных строках ставится прочерк;
- вносить изменения в один из экземпляров после их заверения подписями, и разъединения запрещается.
К оформлению европротокола нужно подходить ответственно. При отсутствии важных сведений в нем СК придется заниматься сбором недостающей информации самостоятельно, что может значительно увеличить срок рассмотрения заявления о выплате компенсации или стать причиной отказа в ее предоставлении.
В правильно оформленном извещении для страховщика должна присутствовать информация:
- о месте аварии (с датой и временем);
- о поврежденных ТС, их владельцах и лицах, управлявших автомобилями в момент ДТП;
- о страховщиках водителей, участвовавших в происшествии, номерах полисов страхования, сроках их действия;
- о повреждениях ТС (полный и подробный перечень);
- об обстоятельствах ДТП (выбирается из имеющегося списка или описывается иное).
На бланке рисуется схема расположения транспорта в момент столкновения со всеми необходимыми пояснениями.
Под схемой водители расписываются в том, что не имеют разногласий относительно причин ДТП, а справа и слева подтверждают своей подписью достоверность сведений о действующем полисе и транспортном средстве.
При этом в случае обоюдного согласия, бланк заполняется совместно, затем разъединяется на две части и каждый автовладелец заполняет и подписывает его оборотную сторону. Если присутствуют разногласия, то оба водителя заполняют и подписывают свой вариант извещения, а принимать решение о виновности каждого из них будет СК.
Что это такое
При аварии необходимо соблюсти ряд правил, одно из которых касается заполнения европротокола. Среди обязательных пунктов такого документа – схема ДТП (17 пункт).
При ее составлении водители должны отразить положение автомобиля, разметку, наличие дорожного знака и т. д. Указывается, в каком направлении двигались транспортные средства, какое их конечное положение относительно друг друга.
Помните, что при наличии противоречивых сведений пункта 16 и 17, приоритет имеет информация об обстоятельствах происшествия.
Какое назначение схемы ДТП? Произвести фиксацию обстоятельств аварии, определить виновное лицо, пострадавших. Представители ГИБДД не всегда своевременно приезжают, и такой документ станет перестраховкой для водителей.
Как рисовать схему
После можно приступать к рисованию схемы происшествия. Для этого понадобится чистый лист бумаги и синяя шариковая ручка, которые именно для таких случаев лучше всегда держать в бардачке. Также желательно пользоваться линейкой. Если её под рукой не окажется, что вполне вероятно, то чертить линии на схеме можно с помощью водительского удостоверения, кредитки или другого подобного предмета.
Осмотритесь вокруг, узнайте у прохожих или по карте ближайший к месту происшествия адрес и зафиксируйте точное время. Всё это понадобится при составлении схемы. Потом найдите двух очевидцев ДТП и попросите их выступить в качестве свидетелей.
1. Нарисуйте дорожное полотно
Сначала изобразите участок дороги, на котором произошло ДТП. Схематически отобразите дорожную обстановку, чтобы было понятно, где случилась авария: на прямом участке, на перекрёстке (и какого типа) или же на парковке. Так сотрудникам ГИБДД будет проще сориентироваться в ситуации, определить, какие правила были нарушены и кто из участников ДТП виноват.
2. Покажите разметку
Один из самых важных моментов при составлении схемы происшествия, который может сыграть ключевую роль в доказательстве или опровержении вины одного из участников ДТП. Нанесите на схему разметку, обязательно указав количество полос движения, разделительные линии, края проезжей части, а также дополнительную разметку вроде пешеходных переходов, если она присутствует.
3. Отобразите направление движения
Дополните схему и проставьте с помощью стрелок направление движения потока по каждой из полос. Отметьте, в какую сторону двигались участники происшествия, совершали ли они обгон, перестроение или другие манёвры.
Особое внимание этому пункту стоит уделить, если авария произошла на пересечении дорог
4. Нарисуйте положение автомобилей во время происшествия
Нанесите транспортные средства участников ДТП, чтобы показать их расположение относительно друг друга до момента столкновения и после. Можно использовать любые обозначения, но чаще всего машины изображают в виде прямоугольников, помечая переднюю часть с помощью треугольника.
Вместо того чтобы писать марку и модель каждого автомобиля, нужно просто присвоить им буквенное или цифровое обозначение. Например, «А» и «Б» или «1» и «2». Под схемой можно будет расшифровать их, указав полную информацию и характер полученных повреждений.
5. Укажите траекторию автомобилей
С помощью нанесённой на схему траектории сотрудники ГИБДД и страховая компания смогут правильно оценить все факторы, повлиявшие на ДТП, чтобы определить виновника и назначить возмещение ущерба.
Пунктиром следует изобразить траекторию обоих участников происшествия незадолго до ДТП, показать их расположение. Следы торможения, если они есть, тоже нужно обозначить на схеме.
6. Сделайте привязку к местности
На схеме указываются названия улиц и направления движения по ним. Не забудьте отметить ближайшие здания и обозначить края проезжей части.
Кроме того, стоит указать расстояния от передних и задних колёс машин до обочины, а также расстояния от каждого из автомобилей до столба, дерева или другого неподвижного объекта.
7. Опишите детали происшествия
В конце нужно добавить на схему важную дополнительную информацию: находящиеся рядом с местом ДТП знаки дорожного движения, светофоры и их сигналы. Всё это также поможет установить обстоятельства происшествия и принять правильное решение по нему.
Имейте в виду, что в схему нельзя вносить никакие исправления. Поэтому будьте предельно внимательны и не допускайте ошибок.
Что делать после
После решения формальных вопросов и подготовки документации водитель обращается в страховую компанию. На основании поданных документов эксперт производит оценку ущерба. Экспертное заключение определяет сумму компенсации. Водителю следует учесть, что направить уведомление или сообщить на горячую линию страховщика требуется в течение первых пяти дней с момента аварии. Рекомендуется, подавая пакет документов, получить расписку о принятии от сотрудника компании. Когда отсутствует возможность в срок представить Европротокол, страховые компании предлагают отправить его факсом.
Знания в вопросе правильного заполнения Европротокола помогут при образовании ДТП избежать нарушений, противоречий, длительных разбирательств. Корректно отображенные сведения аварии и общее согласие обеспечит пострадавшему лицу финансовую компенсацию от страховой компании.
Правила составления схемы ДТП
Во время составления чертежа об аварии нет единых правил, строгих требований. Главное требование к схеме – понятность и четкость изложения данных, не вызывающая последующих утоняющих вопросов. Есть общие рекомендации при оформлении плана ДТП.
Какая информация должна быть
Обстоятельства аварии устанавливаются по ее графическому изображению. В плане водители указывают:
- точную дату, а также время ДТП;
- где произошла аварийная ситуация (наименование трассы, название улицы);
- тип участка дорожного полотна (прямая трасса или поворот, нерегулируемый или регулируемый перекрёсток);
- ориентиры в виде трамвайных путей, заправок, транспортных остановок и др.;
- направление движения транспорта;
- подробное изображение существующих преград;
- наличие дорожных разметок, перегородок, светофоров или обозначений;
- ширина дорожного полотна и объектов аварии;
- тормозной путь на участке дороги;
- большие обломки;
- расположение авто после ДТП.
Включаются в план все предметы, которые имеют отношение к аварии. При этом цвет автомобиля или расположение багажника являются маловажными деталями, в которых страховая компания не нуждается.
Символы
Владельцы транспортных средств обязаны знать, как нарисовать схему ДТП. Для этого они обязаны разбираться в общепринятых графических изображениях, используемых для обозначения.
К основным спецсимволам относятся:
- Мотоцикл.
- Легковое авто. Если есть несколько фигурантов аварии, каждый отмечается цифирным или буквенным обозначением.
- Грузовое транспортное средство.
- Направление дорожного движения. Изображается в виде стрелки с пунктиром.
- Точка столкновения. Изображается как две перекрёстные прямые.
- Дорожная разметка.
- Дорожный знак.
- Светофор с тем сигналом, который горел на момент происшествия.
В нижней части документа записываются примечания, указываются регистрационные номера, марки автомобилей. Также на схеме фиксируют тормозной путь в виде изогнутых линий, которые повторяет траекторию движения машины.
Рекомендации по оформлению
Водители должны быть осведомлены в том, как составить схему ДТП корректно. Есть общие правила оформления изображения:
- присутствие названия;
- чертежи оформляются на листе А4 (если нет Европротоколы);
- рисунок изображается синей или чёрной ручкой;
- для надписи используются печатные буквы;
- не детализированные спецсимволы;
- все участники происшествия вовлечены в составление схемы;
- исключаются исправления;
- должны быть соблюдены масштаб и пропорции.
Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
Европротокол считается недействительным, если во время составления не соблюдены все требования, а документ не содержит всей необходимой информации.
Последствия недействительности следующие:
- подразделения автоинспекции схему не принимают;
- страховая компания не принимает документ, который заполнен не по правилам;
- потерпевшее лицо не получает компенсацию от страховщика.
Виновное лицо в первую очередь имеет интерес в правильности документа. Это объясняется возникновением права у потерпевшей стороны требовать денежное возмещение с виновника. Такие споры перерастают в судебные разбирательства.
Осознанное искажение сведений приводит к неверному оформлению части схемы. Чтобы избежать отрицательных последствий рекомендуется привлечь к процессу составления протокола представителя ГИБДД.