Как заменить шаровую опору на ваз 2107
Содержание:
- Назначение шаровых опор ВАЗ 2107
- Ремонт нижнего рычага
- Диагностика состояния шаровых опор
- Основные симптомы неисправностей
- Зазоры в верхних шарнирах ВАЗ 2101-2107
- Как проверить исправность нижней шаровой
- Конструкция и назначение шаровых опор
- Признаки неисправности и причины выхода из строя
Назначение шаровых опор ВАЗ 2107
Шаровая опора (ШО) представляет собой обыкновенный шарнир, встроенный в подвеску ВАЗ 2107 и позволяющий колесу перемещаться только в горизонтальной плоскости. При этом она ограничивает возможность движения колеса в вертикальном направлении.
Шаровые опоры на последних версиях ВАЗ 2107 стали более компактными
Шаровые опоры ВАЗ 2107 весьма недолговечны, поэтому их приходится часто менять.
Конструкция шаровых опор ВАЗ 2107
Раньше на легковых автомобилях не было шаровых опор. Их заменяли громоздкие шкворни, которые нужно было часто смазывать. Подвижность таких соединений оставляла желать лучшего. Это, в свою очередь, отрицательно сказывалось на управляемости автомобиля. Конструкторы ВАЗ 2107 отказались от шкворней и установили шаровые опоры. Первые ШО состояли из:
- корпуса;
- шарового пальца;
- пружины;
- пыльника.
Палец запрессовывался в неподвижную проушину, фиксировался мощной пружиной и закрывался пыльником. Эту конструкцию тоже нужно было периодически смазывать, но довольно редко (примерно два раза в год). Менять смазку шкворней приходилось каждую неделю.
В современных шаровых опорах пружины не используются
В дальнейшем ШО ВАЗ 2107 постоянно совершенствовались:
- из конструкции исчезла пружина;
- стальной пыльник был заменён на пластиковый;
- неподвижная проушина, в которой фиксировался палец, стала компактнее и получила пластиковую внешнюю отделку;
- ШО стали неразборными, то есть практически одноразовыми.
Один знакомый водитель уверял меня, что нашёл отличный способ продлить жизнь пластиковым пыльникам. Перед установкой новых шаровых опор он всегда наносил на пыльники толстый слой силиконовой мази, которую автовладельцы используют для того, чтобы резинки на дверях машины зимой не замерзали. С его слов выходило, что пыльники после такой процедуры становятся практически «неубиваемыми». На мой вопрос, как мазь, предназначенная для резины, сможет улучшить качество пластика, мне было рекомендовано просто попробовать и убедиться во всём лично. К сожалению, руки до этого так и не дошли. Так что проверить эту водительскую находку я предоставляю читателю.
Причины выхода из строя шаровых опор ВАЗ 2107
Основные причины выхода ШО из строя следующие:
- Знакопеременная ударная нагрузка. В результате разрушается шаровой палец, запрессованный в проушину подвески. Опора сконструирована так, что ударные нагрузки, приходящиеся на шар пальца, очень велики. При низком качестве дорог эти нагрузки кратно увеличиваются. В таких условиях даже качественная ШО не сможет полностью выработать свой ресурс.
- Дефицит смазки. Под действием ударных нагрузок смазка из ШО постепенно выдавливается. Кроме этого, со временем смазка теряет свои оригинальные свойства.
- Разрушение пыльника. Пыльник защищает шарнирное соединение от попадания грязи. Если в нём появляется трещина, грязь, попавшая в шарнир, превращается в абразивный материал и стачивает поверхность шарового пальца.
Через трещину в пыльнике в шарнир попадает грязь и стачивает поверхность шарового пальца
Признаки неисправности шаровых опор ВАЗ 2107
К основным признакам неисправности ШО ВАЗ 2107 относятся:
- Посторонние звуки. Во время движения со стороны колеса начинает раздаваться стук или скрежет. Особенно отчётливо это проявляется на неровной дороге при скорости около 30 км/ч и обычно является следствием частичного разрушения шара на пальце опоры.
- Раскачивание колеса. При наборе скорости колесо начинает слегка раскачиваться в разные стороны. Происходит это вследствие люфта, возникающего в ШО из-за её износа. Ситуация довольно опасная, и люфт нужно оперативно устранить. В противном случае колесо на скорости может развернуться под прямым углом к кузову.
Люфт в шаровой опоре приводит к раскачиванию переднего колеса, которое может на скорости развернуться
- Скрежет и скрип при повороте руля влево или вправо. Причиной является отсутствие смазки в одной из ШО (обычно из строя выходит только одна из опор).
- Неравномерный износ передних и задних шин. Это может произойти не только из-за неисправных ШО. Причиной неравномерного износа может стать неправильно выставленный развал и схождение колёс, недостаточное или избыточное давление воздуха в отдельных колёсах и т. п.
Ремонт нижнего рычага
Если нижний рычаг незначительно погнулся и при этом других повреждений не выявлено, то можно продолжать эксплуатировать автомобиль, только надо проверить развал-схождение колёс. Ремонт или замена этого элемента передней подвески проводится в следующих случаях:
- сильное повреждение нижнего рычага;
- появление трещин.
Для выполнения работ понадобятся такие инструменты:
- набор рожковых ключей;
- набор головок;
- щётка по металлу;
- домкрат;
-
съёмник для выпрессовки сайлентблоков;
-
приспособление для снятия шаровых опор;
- монтажная лопатка;
- проникающая жидкость;
- молоток;
- тиски.
Снятие рычага
Необходимость в демонтаже нижнего рычага возникает при выходе из строя указанного элемента, для замены оси или сайлентблоков.
Порядок выполнения работ:
-
Приподнимают переднюю часть автомобиля. Для этого используют домкрат, но можно и подъёмник.
-
Снимают колесо.
-
Откручивают нижнее крепление амортизатора.
-
Ослабляют гайки на оси.
-
Освобождают крепление подушки стабилизатора.
-
Немного нагружают подвеску. Для этого понадобится надёжная опора, которую подставляют под рычаг и немного опускают автомобиль.
-
Откручивают гайку на опоре и выпрессовывают палец. Делают это при помощи специального съёмника.
- Разгружают подвеску. Делать это надо плавно. Аккуратно оттягивают стабилизатор, чтобы перевести его через шпильку, имеющуюся на нижнем рычаге.
-
Снимают пружину. Для этого её поддевают и снимают из опорной чашки.
-
Откручивают болты крепления оси. Под ними есть шайбы, которые используются для регулировки угла «развала» колёс. Надо запомнить их расположение, иначе придётся снова проводить регулировку.
-
Снимают нижний рычаг. Для этого используют монтажную лопатку, которой аккуратно отжимают ось.
Видео: последовательность демонтажа нижнего рычага
Замена шаровой опоры
Заменить шаровую опору на нижнем рычаге можно без его снятия. Так как у нас нижний рычаг уже снят, то поменять на нём шаровую опору будет намного легче:
- Очищают гайки крепления шаровой опоры. Делают это при помощи щётки по металлу также можно смазать резьбу WD-40.
-
Снимают опору. Для этого откручивают три гайки крепления и снимают указанный элемент. Внимательно осматривают рычаг, чтобы обнаружить возможные повреждения и трещины.
- Устанавливают новую шаровую опору и зажимают все гайки.
Новая шаровая опора уже идёт со смазкой, поэтому дополнительно её смазывать не надо. На некоторых опорах в нижней части есть маслёнка, через которую можно через время дополнительно наполнять её смазкой.
Видео: замена шаровой опоры
Замена сайлентблоков
Последовательность выполнения работ по замене сайлентблоков на снятом нижнем рычаге:
- Рычаг надёжно фиксируют в тисках.
-
При помощи съёмника выдавливают старые шарниры.
- Осматривают рычаг на наличие повреждений.
-
Вставляют один сайлентблоки. Для этого также используется съёмник.
-
В отверстие вставляют ось вместе с шайбами.
- Запрессовывают второй шарнир. Делают это так же как и в предыдущем случае.
Видео: замена сайлентблоков
Специалисты рекомендуют, после того как была проведена замена шаровой опоры и сайлентблоков, использовать только новые гайки.
Установка рычага
После проведения ремонта корпуса рычага, замены сайлентблоков или шаровой опоры, монтаж нижнего рычага выполняется в обратном порядке:
-
При помощи болтов фиксируют ось вместе с рычагом.
-
В опорную чашку устанавливают нижний край пружины. После этого начинают поджимать нижний рычаг. Смотрят, чтобы стабилизатор не зацепился за втулку.
- Вставляют резьбовую часть шаровой опоры и фиксируют гайку.
- Фиксируют подушку стабилизатора.
- Устанавливают амортизатор и закручивают гайку.
-
Проверяют качество затяжки всех гаек. Они должны быть зажаты надёжно и прочно.
- Устанавливают колёса и снимают автомобиль с домкрата.
На этом замена нижнего рычага считается законченной, можно дальше безопасно и комфортно эксплуатировать автомобиль.
Видео: установка нижнего рычага
Регулярно осматривая состояние передней подвески на ВАЗ 2107, можно вовремя заметить и устранить возникшие неисправности. Выполнить самостоятельно замену рычага, шаровой опоры или сайлентблоков сможет даже начинающий автолюбитель. Поддержка подвески в исправном состоянии, обеспечивает не только комфортную, но и безопасную эксплуатацию автомобиля. Применение качественных деталей проверенных производителей позволит значительно увеличить срок их службы и выполнять ремонт надо будет намного реже.
Диагностика состояния шаровых опор
Диагностика шаровых опор требуется если появились нижеуказанные признаки неисправности:
- при движении со стороны колеса отчетливо слышны стук и скрежет, усиливающиеся при проезде через неровности дорожного покрытия;
- набор скорости сопровождается раскачиванием колесного диска в разные стороны;
- поворот руля сопровождается скрипом и скрежетом;
- неравномерный износ шин;
- ощутимая тяжесть при повороте руля;
- ухудшилась управляемость ВАЗ 2107;
- автомобиль стал неустойчивым, что особо заметно при преодолении неровностей дороги.
При наличии вышеуказанных симптомов требуется проверка состояния шаровой опоры. Наиболее просто выявит неисправный узел можно на слух. Для этого следует заглушить двигатель ВАЗ 2107 и, став с помощником с двух сторон капота, раскачать машину. При изношенной или поврежденной шаровой с колесной арки будет доноситься отчетливый звук, по которому легко выявить неисправность.
Более точно проверить состояние опоры, можно по наличию люфта. Для этого требуется воспользоваться нижеприведенной инструкцией.
- Поднять домкратом переднее колесо.
- Выжать до отказа педаль тормоза и удерживать ее в таком состоянии до тех пор, пока не закончится проверка.
- С силой покачать колесо в вертикальной плоскости. Движения следует делать первоначально вверх-вниз, а затем влево и вправо. Наличие наименьшего люфта говорит о том, что шаровой требуется замена.
Выявление люфта шаровой опоры
Последние модели ВАЗ 2107 имеют специальные смотровые отверстия. Через них легко проводить контроль износа шарового пальца без необходимости разборки узла.
Косвенным признаком выхода шаровой из строя является разрыв пыльника. Работоспособность опоры напрямую зависит от качества и количества смазки. При наличии повреждений на манжете влага и абразивный мусор попадают под нее. Поэтому при обнаружении трещин, надрывов и прочих отверстий на пыльнике, узел рекомендуется заменить на новый.
Поврежденный пыльник шаровой опоры
Основные симптомы неисправностей
1. При движении автомобиля по прямой дороге, появляется увод в сторону, а также ухудшение устойчивости и управляемости.
2. Возможен повышенный износ шины, со стороны неисправного шарнира. Как правило, начинает усиленно стачиваться внутренняя часть колеса.
3. Может появиться стук при проезде неровностей, отдающий в сторону нижнего рычага подвески.
Как самому проверить состояние и исправность шаровых опор.
Для того, чтобы самостоятельно провести диагностику, состояния вращательных опор поворотного кулака, достаточно прежде всего, знать их устройство и принцип работы. А именно это, позволит вам понимать все тонкости проведения работ.
Способы диагностики своими силами и без подъемника
1. Проверка угла развала. Шаровая опора рычага подвески, больше всех других деталей, отвечает за угол развал колеса. При выходе ее из строя, колесо будет заваливаться в бок. На абсолютно ровной площадке, если смотреть на автомобиль с передней части, можно увидеть не ровно стоящее колесо. Для примера: люфт шарика в тефлоновой обойме на 1 мм., дает наклон колеса примерно в 1°, что внешне выглядит как смещение колеса от вертикали примерно в 1-1.5 см. Подробнее о самостоятельной регулировке сход развала.
2. Открыть капот, положить руку на чашку стойки и сильно покачать машину раза 2-3. Появление импульсных ударов в чашку, будет «звоночком» о возможных неисправности в подвеске. (принцип данного метода, схож с слушаньем рельсов, в ожидании поезда)
3. Поднять колесо домкратом до свободного состояния, поставить дополнительный упор под автомобиль с целью безопасности. После чего возьмите руками колесо в крайней верхней и нижней части и произведите его покачивание в горизонтальной плоскости ( одной рукой к себе другой от себя). Если почувствуете люфт или стук в подвеске, вероятнее всего неисправна шаровая опора.
!!! Будьте внимательны люфт колеса во всех плоскостях, может быть причиной изношенных подшипников ступицы, но разница в колебаниях в данном случае, должна быть значительно меньше.
4. Снять колесо на поддомкраченном автомобиле. Используя монтажную лопатку или широкую плоскую отвертку, приложите ее в место крепления рычага к поворотному кулаку. Путем механического воздействия, очень аккуратно проверти состояние люфта. Если люфта нет и пыльник в целом состоянии, значит шаровая опора в исправном состоянии.
Интересный факт
Диагностику шаровых опор, удобно делать в момент межсезонной переобувки шин, когда автомобиль находится на домкратах в подвешенном состоянии, вы можете проверить люфт в опорах без особых усилий.
Средний срок службы шаровых опор
Большую разницу на ресурс эксплуатации данных опор, оказывает качество дорожного покрытия и стиль вождения автомобилиста. Также не маловажную роль, играет высота профиля резины, что неоднократно было установлено. У автомобилей с низким профилем резины, срок исправной работы шаровых опор, в среднем короче в 2-3 раза, чем у машин с средним и высоким профилем резины, а связано это, в основном со слабым гашением колес, ударов от неровностей дороги, которые в свою очередь передаются на детали и узлы подвески. Среднестатистическим принято считать ресурс шаровых опор в 65-90 тысяч км., а на «низком» профиле, редкий случай когда удается отъездить 35 тысяч.км.
Очень важным аргументом хотелось бы отметить тот факт, что шаровые опоры в конструкции автомобиля, служат одним из главных элементом безопасности в вождении транспортного средства. Настоятельно рекомендуется, производить их диагностику и своевременный ремонт, используя только проверенных и качественных производителей.
Зазоры в верхних шарнирах ВАЗ 2101-2107
Чтобы самостоятельно провести диагностику состояния шаровых шарниров, вам потребуются специальное приспособление для замера люфта и динамометрический ключ.
Процедура выполнения диагностики выглядит таким образом:
- Перед тем как проверить шаровую опору, нужно установить автомобиль на ровной площадке и поднять сторону, на которой проводится диагностика.
- Заранее ослабьте болты на колесе, а после поднятия выкрутите их.
- Снимите колесо и положите его под двигателем.
- Под нижнюю шаровую опору необходимо установить деревянный брус. Его высота должна быть 19 см.
- Опустите автомобиль на брусок. Поверхность, на которой он устанавливается, должна быть твердой. На грунте делать работы нельзя.
- Устанавливаете втулку прибора на гайке крепежа верхней шаровой, которая находится ближе к защитному кожуху тормозного диска.
- На втулку надеваете прибор и закрепляете его при помощи болта.
- Передвиньте приспособление, чтобы установить рычаг в вертикальном положении. Нижний край его должен упираться в кожух тормозного диска. После этого затяните болт.
- Индикатор устанавливаете в стойке основания до упора. Натяг должен быть не более 2-3 мм.
- Закрепляете на ступице колеса кронштейн при помощи двух болтов колес.
- Устанавливаете динамометрический ключ на шестигранной головке.
- Проверните ключ с моментом 196 Н*м (или 20 кгс/м) в одну и вторую стороны.
- Сложите показания, которые будут на индикаторе.
Сумма показаний не должна быть больше 0,8 мм. Если отличается от этого значения, то требуется менять шаровую опору. Ездить на сломанной не только некомфортно, но и опасно – в любой момент может вырвать палец из обоймы. И если это произойдет на высокой скорости, фатального исхода не избежать.
Как проверить исправность нижней шаровой
Проверка нижней шаровой опоры осуществляется по очень похожим на исследования состояния верхней детали алгоритмам, но с той лишь разницей, что раскачиванию подвергается не весь автомобиль, а лишь отдельная его часть.
Проверка нижних шаровых на подъемнике
При наличии возможности установить автомобиль на подъемник, следует обязательно использовать данное устройство для проведения диагностических мероприятий. Проверка нижних шаровых с подъемом машины осуществляется в такой последовательности:
- Приподнять автомобиль до удобной высоты.
- Разместить между проушиной поворотного кулака и рычагом опоры монтировку, отрезок арматуры или трубы небольшого диаметра.
- Покачать рычагом таким образом чтобы загрузить и разгрузить шаровую опору.
Если в результате проведения диагностической операции будет обнаружен люфт, то шаровую опору необходимо будет заменить.
Проверка нижней шаровой опоры на машине без подъемника
Проверка нижней шаровой опоры может быть выполнена без применения подъемного механизма. Для проведения диагностики рекомендуется установить автомобиль на эстакаду или смотровую яму. Затем следует также зайти непосредственно под двигатель автомобиля и с помощью рычага раскачать элемент подвески, на котором находится шаровая опора. При наличии даже незначительного люфта деталь должна быть заменена новым изделием.
Проверка шаровой опоры Рено Логан
Для проверки шаровых опор Рено Логан рекомендуется поставить автомобиль на смотровую яму и тщательно осмотреть элементы подвески. Если будут обнаружено повреждение пыльника, то, с высокой долей вероятности, потребуется замена шаровой.
При отсутствии возможности установить автомобиль на эстакаду или подъемник, следует приподнять автомобиль домкратом с одной стороны и покачать колесо, надавливая на его верхнюю часть. Люфт будет свидетельствовать о наличии поврежденных элементов подвески.
Как проверить шаровую опору на ВАЗ 2110
При длительной эксплуатации пыльник шаровой опоры Ваз 2110 может полностью разрушиться. Определить отсутствие этой детали можно, если приподнять автомобиль на подъемнике или поставив его на эстакаде или смотровой яме.
Если пыльник отсутствует или разорван, то шаровую опору следует заменить вне зависимости от состояния этой детали. При отсутствии видимых повреждений резиновой защиты следует вывесить поочередно колеса и попытаться раскачать их в перпендикулярном движению автомобиля направлении. Если будут слышны стучащие звуки, то детали подвески неисправны.
Как проверить шаровую опору на Приоре
На Приоре наличие люфта подвески определяется следующим образом:
- Вывесить на домкрате передок автомобиля.
- Взять колесо руками в верхней и нижней точках.
- Покачать поочередно каждое колесо.
Если в результате проделанной работы будет обнаружен люфт в системе подвески автомобиля, то следует поднять автомобиль на подъемнике или поставить над смотровой ямой и с помощью монтировки проверить наличие люфта в каждом шарнирном соединении.
Как проверить шаровые на ВАЗ 2114
Вывешиванием передних колес с последующим расшатыванием можно успешно проверить техническое состояние деталей передней подвески автомобиля ВАЗ 2114. Второй способ диагностики заключается в установке автомобиля на эстакаде или подъемнике. Затем потребуется зайти под автомобиль и разместить монтировку между проушиной поворотного рычага и рычагом опоры. Двигая инструмент в вертикальном напряжении можно определить наличие люфта в шаровой опоре.
Как проверить шаровую опору на ВАЗ 2107
На ВАЗ 2107 шаровую опору можно проверить «дедовским» способом. Для этого необходимо приложить значительное усилие к передней части капота. Для того чтобы несколько раз «прокачать» автомобиль со значительной амплитудой.
Если есть возможность установить автомобиль на эстакаду или на подъемник, то можно попытаться определить неисправность детали при визуальном осмотре. Даже при незначительном повреждении пыльника шаровую опору рекомендуется заменить.
Как проверить шаровые на ВАЗ 2106
Чтобы проверить шаровые опоры на ВАЗ 2106 необходимо выполнить следующие действия:
- Вывесить передок автомобиля на домкрате.
- Взять колесо в верхней и нижней точке.
- Попытаться раскачать колесо в перпендикулярном движению автомобиля направлении.
После проверки шаровой опоры с одной стороны следует приступить к диагностике детали с противоположной стороны.
Конструкция и назначение шаровых опор
Конструкция передней подвески с шаровыми опорами сменила популярный ранее шкворневый механизм и является самой распространенной. Задача этих узлов – обеспечение вертикального перемещения и поворота колеса во время движения. Шаровые опоры постоянно подвержены сильным переменным нагрузкам во время движения автомобиля, а их поломка чревата серьезной аварией. Поэтому к материалу и качеству изготовления шаровых опор предъявляют особые требования. Быстрый износ шаровых во время эксплуатации даже вынудил конструкторов разработать варианты подвески без этого «нежного» узла. Но, как сказано выше, большинство автомобилей (а линейка автомобилей ВАЗ – полностью) включают в конструкцию передней подвески шаровые опоры.
Изготавливаются «шаровые» (как сокращенно называют) в двух вариантах: заливные конструкции и изделия с вкладышем из металлокерамики. Первый тип применяется в верхних, второй – в нижних шаровых опорах. Связано это с разными нагрузками, которым подвергаются вкладыши. В нижних узлах попеременно возникает сжатие и растяжение, в верхних – только сжатие.
Признаки неисправности и причины выхода из строя
Основной причиной поломки шаровой опоры авто – разрыв и деформация резинового пыльника. Как говорилось выше, он служит защитой от внешних воздействий агрессивной среды на внутренние компоненты шарнира. Через него во вкладыш попадает грязь, песок от дороги, влага.
Так как шар опоры и полиуретановый вкладыш прижаты плотно друг к другу, и шарик находится в постоянном движении, песок, попавший в это пространство, служит абразивом, разрушающим поверхность вкладыша. Вода, которая тоже может туда попасть, вымывает смазку, что усугубляет ситуацию – трущиеся детали взаимодействуют на «сухую», это ускоряет выход из строя шаровой опоры машины.
После этого появляется люфт в корпусе шарнира и как следствие стуки и скрипы во время движения автомобиля.
Явным признаком неисправности – это скрип при езде, даже по ровной дороге. Этот признак является начальной стадией разрушения внутренней части шаровой опоры. Дальше будет хуже. С увеличением люфта между шаром и вкладышем, появляются металлические стуки при проезде неровностей. Если их проигнорировать, то шарнир разобьется полностью и можно потерять колесо – из-за больших нагрузок, рычаг «вырвет» шар из корпуса и колесо отпадет.
Другие признаки:
- Большие усилия на руль при попытке повернуть колеса и сильный скрип при этом, доносящийся от одного из передних колес.
- Трудно удержать автомобиль по прямой траектории во время езды, так как появился значительный люфт между шаром и корпусом шарнира
- Неравномерный износ покрышек. Такой же признак проявляется при неправильной регулировке развала-схождения, поэтому его можно попутать с неисправностью шаровой опоры авто.
Причины поломки:
- Как говорилось выше – повреждение пыльника
- Механический износ внутренних компонентов опоры. Срок службы шаровых опор сильно разница от модели автомобиля. Например, на отечественных ВАЗах – 20 000-40 000 км, на современных иномарках – 100 000-150 000 км.
- Наши «великолепные» дороги. Ямы дорожного покрытия способствуют выходу из строя этого узла. При езде он испытываем большие нагрузку, если колесо попадает в яму, то шаровой шарнир получает сильный удар, что сокращает срок его эксплуатации.
- Малое количество смазки в корпусе шаровой. Заводы изготовители этих узлов мало закладывают ее при изготовлении шаровых шарниров, поэтому рекомендуется дополнительно смазывать их пи установке на авто. Это продлит срок службы, как это сделать – поговорим ниже.