Как проверить аккумулятор мультиметром на автомобиле?

Содержание:

Сколько должен выдавать генератор для нормальной зарядки аккумулятора

В то же время обычным тестирующим оборудованием можно проверить сопротивление элементов генератора — ротора, статора и диодного моста. Диагностика роторного оборудования осуществляется по его обмотке. Необходимо соединить щупы устройства с контактными кольцами. Если мультиметр даёт показания от 2, 3 до 5,1 Ом, то этот элемент исправен. Потребление тока обмоткой должно быть в пределах 3—4,5 ампер.

Разность потенциалов можно диагностировать двумя способами — непосредственно на генерирующем оборудовании и через аккумулятор. Генератор напрямую связан с источником питания толстым проводом, потому для проверки уровня разницы потенциалов можно измерить напряжение на источнике питания. Для этого потребуются специальные устройства — вольтметр, мультиметр или нагрузочная вилка.

Возможность утечки напряжения

Сразу нужно отметить, что в современных автомобилях существует штатная утечка. Она возникает из-за постоянного потребления питания охранными системами автомобиля, контроллерами управления замками и т. п. Такая утечка не должна превышать 75 миллиампер в час, иначе батарея будет быстро разряжаться. В реальности электрическое потребление при постоянном питании устройств значительно меньше.

Но бывают и нештатные, избыточные утечки. Они могут происходить как через корпус самой батареи, так и в электрических цепях и схемах автомобиля, приводя к преждевременной разрядке АКБ.

Утечка через корпус аккумулятора

Микротоки по корпусу батареи могут проходить через различные подтёки (например, подтёки электролита) и загрязнения. Для определения мест прохождения микротоков необходимо:

  • Отключить батарею от систем автомобиля.
  • Поставить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения в пределах от 0 до 20 V.
  • Подключить плюсовой щуп мультиметра к плюсу батареи.
  • Минусовым щупом медленно водить в местах подтёков и загрязнений.

Любое отклонения от нуля в показаниях прибора говорит о наличии микротоков на корпусе батареи.

Устраняются такие утечки легко. Корпус аккумулятора необходимо обработать раствором соды (одна столовая ложка соды на стакан воды). Батарея тщательно протирается от подтёков и загрязнений, а затем высушивается. Если тестирование не выявило утечек, но на батарее имеются подтёки и загрязнения, их всё равно необходимо удалить, так как рано или поздно загрязнения приведут к утечкам и саморазряду устройства.

Надостаток заряда в цепи

Утечки заряда батареи могут происходить в электрических цепях автомобиля. Чтобы определить, в какой именно цепи происходит повышенное электропотребление, необходимо:

  • Отключить все источники потребления электричества: свет фар, магнитолу, свет в салоне
  • Установить мультиметр в положение измерения силы тока до 10 ампер.
  • Отсоединить плюсовую клемму от аккумулятора.
  • Подсоединить минусовую клемму тестера к контактной клемме АКБ, плюсовую клемму мультиметра подключить к плюсовой клемме автомобиля.
  • Примерно через минуту снять показания (охранные системы автомобиля включаются, как правило, через минуту).

Если показания прибора по току утечки превышают 75 миллиампер, необходимо произвести следующие действия:

  • Вынуть поочерёдно предохранители и реле для последующего наблюдения за показаниями прибора.
  • После того как показания утечки придут в норму, определить, в какой из цепей происходит утечка.

Зная, в какой из цепей авто находится неисправность, её гораздо легче найти и исправить.

Дальнейшее устранение утечек такого рода — повод обратиться к профессиональному автоэлектрику. Проверка даёт возможность понять, что АКБ полностью работоспособна, а саморазряд происходит по вине внутренней электрики автомобиля и не имеет отношения к аккумулятору.

Проверяем остаточную ёмкость аккумулятора

Если вы заметили некоторые ухудшение параметров, то можно проверить остаточную ёмкость аккумулятора. Такие измерения позволяет произвести прибор Lancol Micro-200. Он вычисляет оценку изношенности батареи и выводит основные показатели на экран. На фото ниже:

Тестер работоспособности аккумулятора Lancol Micro-200

  1. SOH — работоспособность аккумулятора в процентах от максимальной ёмкости.
  2. SOC — заряд батареи.
  3. R — внутреннее сопротивление АКБ.

Можно рассчитать остаточную ёмкость и самостоятельно воспользовавшись формулами.

Внутреннее сопротивление акумулятора указанное в паспорте

Допустим, есть АКБ с током холодной прокрутки 420 ампер, ёмкостью 60 ампер/часов и внутренним сопротивлением 4,2 мОм (0,0042 Ом). Данные по сопротивлению можно взять в паспорте на АКБ.

Для начала нужно рассчитать фактическое сопротивление. Перед началом замеряем напряжение на АКБ, к примеру оно составило – 12,69 вольт. Берём лампочку с фары мощностью 50 Вт и подключаем её к батарее через амперметр. Ток составил 3,65 ампер. Напряжение при подключённой лампочке – 12,5 В.

Подставляем значения в формулу: R (факт)=(12,69(напр. без нагр.) – 12,5 (под нагрузкой))/3.65 А (ток лампочки). Получаем R (факт) = 0,052 Ом.

Так как сопротивление также зависит от внешней температуры. При 25 градусах это 100%, а при минус 20, например, 40% от нормы. Нужно рассчитать эталонное сопротивление:   Rэт = 0,0042*100 = 0,042 Ом.

Отсюда получаем C остат = 60*0,042/0,052 = 48,46 А/ч. Теперь посчитаем в процентах: 48,46/60*100%= 80%. Остаточная ёмкость аккумулятора — 80 процентов, что ещё неплохо.

Как проверить состояние аккумулятора мультиметром

Мультиметр – многофункциональный прибор, выполняющий функции вольтметра, амперметра и омметра для измерения характеристик электрического сигнала.

Можно ли мультиметром диагностировать АКБ при работающем двигателе?

Работающий движок не противопоказание к процедуре. Для проверки аккумулятора в домашних условиях поставьте машину на горизонтальную площадку, включите ручной тормоз, заведите мотор, откройте капот. Первое измерение вольтажа АКБ сделайте без нагрузки – отключите крупные потребители энергии. Напряжение в норме составляет 13,4 В.

Затем включите все автомобильные электроприборы, поднимите обороты ДВС, проведите повторную проверку мультиметром, сравните результаты тестирования.

Определяем мультиметром емкость аккумулятора

Для этого используют способ контрольного разряда. Сначала полностью заряжают батарею с проверкой плотности жидкой среды и напряжения.

Далее подключите 24-ваттную лампу и засеките время. Отключите лампочку, когда напряжение автоаккумулятора упадет до половины.

Проверка состояния аккумулятора мультиметром

Емкость (Ампер/час) рассчитайте, перемножив силу тока в электросети под нагрузкой на количество часов, в течении которых аппарат разряжался. Если получили число, соответствующее нормативному показателю емкости (указан на этикетке батареи), АКБ находится в хорошем состоянии.

Замеряем мультиметром силу тока батареи

Измеритель переведите в режим «Ампер», а переключатель – на переменный ток. Создайте цепь с одним потребителем.

Далее:

  1. Снимите клемму АКБ со знаком «+» и установите на ее место «–» мультиметра.
  2. К потребителю присоедините «–» батареи и «+» измерителя.

Если шкала электроизмерительного прибора показывает 12,6–13,0 В, накопитель тока заряжен и исправен.

Проверяем мультиметром внутреннее сопротивление батареи

Подключите к автоаккумулятору лампу 12 В, замерьте напряжение. Отключите нагрузку, произведите еще один замер того же параметра. Разница в 0,05 В указывает на оптимальное внутреннее сопротивление и техническую исправность АКБ.

Замеряем мультиметром ток утечки аккумулятора

Естественный саморазряд автомобильной батареи указан производителем в аннотации к товару. Но изоляция со временем истончается, на клеммные колодки попадает влага, и тогда наблюдается «несанкционированная» утечка тока.

Чтобы выявить потерю, красный щуп измерительного приспособления соедините с плюсовой клеммой АКБ, черный – с заранее снятым «минусом» автобатареи. Если экран мультиметра пуст, утечки нет. При появлении любого значения готовьтесь к детальной диагностике электрической сети автомобиля.

Проверка утечки тока аккумулятора

Перечисленные манипуляции мультиметром годятся и для батареек игрушечных машин.

Проверка режима работы в составе электрооборудования автомобиля

Также мультиметр пригодится, чтобы проверить работу аккумулятора «на борту». В первую очередь, можно определить, заряжается ли батарея при работающем генераторе.

Для этого должно выполняться условие превышения напряжения бортсети над напряжением аккумулятора, в этом случае ток будет «втекать» в батарею. Сначала надо измерить напряжение на клеммах АКБ при заглушенном двигателе. Оно должно составлять от 10,5 до 12,6 вольт (в зависимости от уровня заряженности батареи). Потом надо завести мотор, при нормально работающем генераторе напряжение должно повыситься не менее, чем до 14…14,5 вольт. Если напряжение ниже, надо искать неисправность генератора. Обе проверки надо производить при отключенных мощных потребителях (световое оборудование, автозвук, обогревательные устройства и т.п.).

Также тестером можно определить наличие утечек тока во время стоянки автомобиля. Для этого очень удобно пользоваться тестером с клещами постоянного тока. Надо заглушить двигатель и отключить всех потребителей электроэнергии бортсети, насколько это возможно. Если измерить ток по, например, плюсовому проводу от аккумулятора, то амперметр должен показать значение, близкое к нулю или ток, похожий на потребление нагрузок, которые отключить не удалось. Если результат измерения выше, надо искать проблему.

Направления токов утечки по загрязнениям корпуса

Надо помнить, что если утечка идет по слою загрязнений по корпусу аккумулятора, то найти её таким путем не получится – путь движения тока пройдет мимо плюсового провода. Поэтому есть смысл батарею предварительно очистить от грязи, помыв ее теплой водой с моющими средствами.

В итоге, имея мультиметр и некоторые знания, можно определить не только фактическое состояние батареи, но и режим её работы. Это несложно, и поможет избежать существенных денежных расходов.

В чём и как измеряется емкость аккумулятора?

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Прозвонка проводов с помощью мультиметра — что это значит и как выполняется

Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля?

Как перевести амперы в ватты и обратно?

Как выбрать пуско-зарядное устройство для аккумулятора автомобиля?

Как замерить силу тока и напряжение

Для начала небольшой ликбез по использованию наиболее популярного и недорогого цифрового мультиметра (само собой, от дядюшки Ляо). С его помощью можно измерить величину постоянного и переменного напряжения, силу тока и сопротивление цепи. Некоторые приборы дополнительно позволяют проверить исправность радиоэлементов — диодов, транзисторов, конденсаторов. Сегодня мы его будем использовать для измерения постоянных напряжения и тока.

Цифровой мультиметр (тестер)

На фото цифрами обозначены:

  1. цифровой дисплей;
  2. секция измерения постоянного напряжения (DCV);
  3. секция измерения сопротивления;
  4. секция измерения переменного напряжения (ACV);
  5. секция измерения постоянного тока (DCA);
  6. переключатель режимов;
  7. гнездо для измерения постоянного тока на пределе 10 А;
  8. гнездо для работы во всех остальных режимах;
  9. общее гнездо.

Для того чтобы провести измерения, подключаем к соответствующим гнёздам щупы, переключателем-крутилкой устанавливаем необходимый режим и предел измерений. Всё просто.

Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.Задать вопросВажно! Всё очень просто, но требует внимательности при выборе режима и предела измерения. Стоит ошибиться, выставив, к примеру, режим измерения тока или сопротивления, и замерить напряжение, как прибор будет безвозвратно испорчен

Вроде очевидно, но практически каждый хоть раз, но ошибался.

Попробуем при помощи этого прибора проверить напряжение аккумулятора автомобиля. Вставляем провода со щупами в гнёзда 9 и 8. При этом щуп, установленный в гнездо 9, будет минусовым. Устанавливаем переключатель режимов в секцию 2. Автоматически загорается дисплей. Теперь нужно выбрать диапазон измерений. Точнее, верхний предел измерения. Он должен быть не ниже измеряемого напряжения. АКБ автомобиля выдаёт примерно 12 В, поэтому нас вполне устроит предел 20. На нём мы прибор точно не перегрузим. Устанавливаем крутилку на 20 DCV.

Касаемся щупами клемм батареи и считываем показания с дисплея. При этом полярность подключения щупов можно не соблюдать. Если мы перепутали полярность подключения, перед показаниями на дисплее высветится «-». Это нормальный режим работы мультиметра.

Напряжение на клеммах этой АКБ составляет 12,44 В, щупы подключены в правильной полярности

Для проверки работы генератора был выбран предел 200 В

Как измерить силу тока мультиметром? В качестве примера произведём замер утечки тока во время стоянки автомобиля при выключенном зажигании. Поскольку мы не знаем, насколько велик будет ампераж, устанавливаем прибор в режим измерения максимального тока — 10 А. Секция, естественно, DCA (поз. 5 на первом фото). Измерительный щуп переставляем из гнезда 8 в гнездо 7. Щуп в гнезде 9 оставляем.

Выключаем зажигание, обесточиваем дополнительное нештатное электрооборудование, если оно есть (навигатор, видеорегистратор и т. п.). Сбрасываем с одной из клемм аккумулятора наконечник и в разрыв включаем мультиметр. Закрываем двери, ставим автомобиль на охрану. То есть паркуем его для длительной стоянки. Через некоторое время машина «уснёт», и можно считать показания тока утечки с дисплея тестера. На фото ниже ток составляет 330 мА. Это очень много. Либо мы забыли что-то отключить, либо бортовая сеть автомобиля неисправна.

Ток утечки составляет 330 мА, полярность подключения щупов обратная

Устройство нагрузочной вилки

Простые нагрузочные вилки рассчитаны на проверку аккумуляторов с напряжением 12 вольт. Этот прибор включает в себя цифровой или стрелочный мультиметр, сопротивление нагрузки, штырь и кабель. Вольтметр заключён в металлический корпус, где также находятся один или два сопротивления нагрузки (спиралеобразной формы). К плюсу подключен кабель большого сечения с клеммой. Минус – соединён с металлическим щупом на корпусе нагрузочной вилки.

Аккумуляторы, ёмкость которых невелика, проверяют при подключенном одном сопротивлении нагрузки. При увеличении ёмкости подключается вторая спираль. Нагрузка, имитирующая величину нагрузки стартера при запуске двигателя, рассчитана на АКБ с ёмкостью до 190 А/ч и ток нагрузки 100 – 200 А. Рабочий диапазон температур находится в пределах от +1 до +35 градусов.

Соблюдайте технику безопасности

То, что откручивать горячий аккумулятор голыми руками не стоит, понимают почти все. А вот о том, что аккумулятор содержит в себе яды, знают не все. АКБ содержит отравляющие вещества: серную кислоту, свинец, мышьяк, водород. О них найти информацию несложно.

Ниже советы, которые мы настоятельно рекомендуем соблюдать при работе с аккумулятором:

  • производить манипуляции с АКБ надо в проветриваемом нежилом помещении;
  • температура окружающей среды, где вы работаете с батареей, должна быть не ниже +10 °C (если аккумулятор с мороза, то сначала ему надо дать отогреться);
  • работайте только в перчатках из резины и защитных очках, кожа должна быть закрыта одеждой (на подобные рекомендации водители часто не обращают внимания, чем подвергают себя риску, например, получить химический ожог);
  • нельзя вливать воду в кислоту, можно только наоборот (иначе будет сильная реакция с выделением тепла, что может привести к неприятностям);
  • нельзя курить, зажигать что-либо, использовать приборы, дающие искру (в аккумуляторе продуцируются газы, которые могут воспламениться);
  • этот совет связан с предыдущим: обязательно дайте улетучиться газам перед зарядкой АКБ, чтобы минимизировать возможные риски;
  • после работы с аккумуляторами обязательно вымойте руки мылом и теплой водой.

Как проверить АКБ

Изучая, как померить емкость аккумулятора мультиметром, необходимо рассмотреть процедуру для батареи транспортного средства. Полноценная проверка автономного источника питания позволит избежать неполадок в электросети автомобиля, продлить срок эксплуатации АКБ.

Сначала аккумулятор необходимо отсоединить от системы машины. Допускается отключать только контакт «минус». Далее нужно включить мультиметр. Режим теста устанавливается в диапазон от 0 до 20 В.

Щупы мультиметра подсоединяют к контактам аккумулятора. К положительной клемме подводится красный провод, а к отрицательному выходу – черный. При правильном выполнении этой процедуры на экране прибора появится результат измерений.

Измерения при работающем двигателе

Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.

Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.

При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.

Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:

  1. Плохой контакт.
  2. Поломка генератора.
  3. Неисправность регулятора напряжения.

Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.

После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.

Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?

Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.

Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».

Как проверить клеммы аккумулятора с помощью мультиметра

Грязные, корродированные или ослабленные клеммы приведут к проблемам с пуском или отсутствием запуска, и являются одной из основных причин, по которым люди думают, что у них есть «разряженный аккумулятор». Иногда такие проблемы трудно обнаружить с помощью простого визуального осмотра.

Здесь вы будете использовать вольтметр (или мультиметр, установленный на напряжение), чтобы проверить клеммы батареи на предмет падения напряжения, чтобы вы могли понять состояние ваших соединений батареи.

Сначала отключите систему зажигания. Сделайте это путем временного отсоединения катушки зажигания или удаления предохранителя, или реле топливного насоса (при необходимости найдите руководство по эксплуатации вашего автомобиля или руководство по ремонту вашего автомобиля, чтобы найти катушку или предохранитель). Это предотвратит запуск вашего двигателя.

Красным плюсовым проводом коснитесь положительного полюса батареи и держите. Черным проводом (минусом) вашего измерителя прикоснитесь с клемме провода минуса который одевается на аккумулятор. Попросите помощника провернуть двигатель. Если ваш прибор регистрирует более 0,5 вольт, вам необходимо почистить или проверить физическое состояние клеммы и клемм.

Теперь проверьте другой аккумуляторный терминал. На этот раз, тем не менее, с помощью черного щупа вашего измерителя прикоснитесь к отрицательному полюсу батареи. Теперь прикоснитесь к красному зонду вашего измерителя к клемме кабеля, соединяющей тот же самый вывод батареи. Попросите вашего помощника запустить двигатель и проверить показания напряжения на вашем счетчике. Если оно превышает 0,5 вольт, необходимо проверить клемму аккумулятора на наличие повреждений или почистить ее.

Как проверить аккумулятор своими руками

Итак, как же проверить работоспособность аккумулятора автомобиля?

Обычному обывателю из всех этих методов доступнее всего лишь тестером проверить аккумулятор автомобиля и визуально его осмотреть, ну и разве что заглянуть вовнутрь (если АКБ обслуживаемая) дабы посмотреть цвет и уровень электролита. А чтобы полностью проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность дома нужны еще денсиметр и нагрузочная вилка. Только так картина из состоянием батареи будет максимально ясна.

Поэтому, если таких приборов нет, то минимальные действия которые доступны всем — это использовать мультиметр, линейку и воспользоваться штатными потребителями.

Чтобы сделать проверку аккумулятора без спецсредств, нужно знать его мощность (скажем, 60 Ампер/час) и нагрузить его потребителями наполовину. Например, подключив параллельно несколько лампочек. Если спустя 5 минут работы они стали гореть тускло, значит, АКБ не работает как надо.

Как видите такая домашняя проверка слишком примитивна, поэтому без инструкции как узнать реальное состояние автомобильного аккумулятора не обойтись. Придется подробно рассмотреть принципы и все доступные методы проверки, вплоть до измерения плотности электролита и испытания нагрузкой с имитацией работы стартера.

Проверка

Теперь непосредственно о том, как самому проверить свой аккумулятор нагрузочной вилкой, считав необходимые данные о состоянии АКБ.

Не всем известны нюансы проведения такой процедуры. Принято считать, что это очень сложно. Но если разобраться в том, как пользоваться нагрузочной вилкой и придерживаться инструкций, окажется, что для проверки своего аккумулятора нужно не так много.

Делается эта операция с нагрузкой или без неё.

Тестирование без нагрузки

Для начала о том, как правильно и самостоятельно нагрузочной вилкой проверить свой автомобильный аккумулятор, не используя нагрузку.

Потому самым оптимальным временем станет утро, когда машина постояла ночь. Обязательно проверьте уровень электролита, если нужно, долейте воду.

Нагрузочные вилки мобильные, поэтому для проверки снимать АКБ с машины не обязательно. Оптимально, когда температура батареи составляет около 20 градусов или больше. Если на улице холодно, аккумулятор лучше снять, отнести в дом, дождаться прогрева и затем приступать к тестированию.

Сама диагностика без нагрузки выполняется по такой схеме:

  • подключите плюсовой провод с клеммой вилки на плюс АКБ;
  • металлический штырь или минусовой провод соединяется с минусом батареи (5-6 сек.);
  • смотрите на показатели, указанные на вольтметре.

Если прибор показывает 12,6-12,9 В, это соответствует 100% заряду. Когда диапазон составляет 12,1-12,3 и 12,3-12,6 В, это 50 и 75% заряда соответственно. При показателях около 11,5-11,8 В, вилка показывает полный разряд.

Тестирование под нагрузкой

Завершив первый этап проверки, можно постепенно переходить к следующему шагу. А именно к проверке под нагрузкой.

Теперь более подробно о том, как правильно следует проверить свой аккумулятор от автомобиля нагрузочной вилкой в условиях нагрузки. Нагрузку следует подключать, отталкиваясь от рекомендаций из мануала. Затем коммутируется сама вилка.

Будьте внимательными, поскольку при нагрузке через клемму минуса будет проходить большой ток, что может спровоцировать появление искры.

Что же касается результатов, то они могут быть такими:

  • при напряжении выше 10,2 В с АКБ всё хорошо, заряд полный;
  • если прибор показывает 9,6 В, заряд составляет примерно 75%, что тоже хорошо;
  • допускается показатель около 9,0 В, то есть 50% заряда;
  • 8,4 В — это всего 25%;
  • если меньше 7,8 В, наблюдается полный разряд.

По завершению тестирования с нагрузкой, проводится ещё одна проверка без нагрузки. В норме прибор должен показать 12,4-12,7 В. Если параметры упали, в одной или сразу нескольких банках аккумулятора имеются проблемы. Нужно проверять уровень электролита, его состояние, герметичность корпуса, наличие проблем с контактами и пр. То есть проводится полная диагностика. Если причина в самой батарее, наверняка придётся покупать новую.

Как проверить аккумулятор ареометром и мерной трубкой

Электролит – это кровь любой аккумуляторной батареи. Поэтому чтобы проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, нужно обязательно измерить уровень и плотность электролита в нём.

Уровень электролита измеряется при помощи прозрачной стеклянной мерной трубки, а его плотность – специальным прибором, который называется ареометр. И уровень, и плотность электролита замеряются в каждой банке (отверстие для заливки электролита) аккумулятора отдельно.

Чтобы узнать уровень электролита в конкретной банке аккумуляторной батареи нужно опустить в неё мерную трубку, а после того как она упрется в сетку сепаратора, пальцем зажать её верхний конец (как на рисунке выше) и вытащить наружу. В нижнем конце трубки будет находиться электролит, уровень которого соответствует уровню электролита в банке аккумулятора.

Нормальным уровнем электролита в банках аккумулятора считается уровень, соответствующий 10-15 мм.

При пониженном уровне электролита в банке, следует долить дистиллированную воду. А если уровень повышен, то его нужно привести в соответствие с нормой.

Также обратите внимание на цвет электролита – он должен быть прозрачным. Его потемнение указывает на оплывание пластин аккумулятора, вызванное нарушением режима зарядки или попаданием внутрь каких-то посторонних примесей, и говорит о скорой потере батареей способности держать нагрузку

Плотность электролита также измеряется в каждой банке АКБ отдельно. При проверке аккумулятора автомобиля на работоспособность, по плотности электролита можно определить степень его разряда.

Чтобы проверить плотность аккумулятора ареометром необходимо патрубок прибора опустить до упора в открытую банку АКБ, после чего, при помощи груши в его верхней части, нужно втянуть внутрь такое количество электролита, чтобы поплавок всплыл. В результате, деления на поплавке внутри колбы ареометра укажут плотность электролита, находящегося в нём.

Подробнее о том, как проверить плотность аккумулятора ареометром, смотрите на видео в конце этой статьи.

В таблице ниже приведены нормы значений плотности электролита в автомобильных аккумуляторах, в зависимости от климатических зон эксплуатации автомобиля.

Климатические зоны (средняя месячная температура воздуха в январе) Плотность электролита приведенная к 25 °С, г/см3
Заливаемого В полностью заряженной батарее
Очень холодная зона(от -50 °С до -30 °С) 1,27 1,29
Холодная зона(от -30 °С до -15 °С) 1,26 1,28
Умеренная зона(от -15 °С до -4 °С) 1,24 1,26
Жаркая зона(от -15 °С до +4 °С) 1,22 1,24
Тёплая влажная зона(от +4 °С до +6 °С) 1,20 1,22

Принято считать, что для России нормальная плотность электролита в аккумуляторе автомобиля составляет 1,27 г/см3.

Понижение плотности электролита на 0,01 г/см3 от нормы соответствует его разряженности (потере ёмкости) примерно на 5-6%. Таким образом, если ареометр покажет, что замеряемая плотность электролита равна, к примеру, 1,22 г/см3, то это означает, что аккумулятор разряжен на 25-30%.

Тестирование с измерением силы тока

Как показывает практика, этот метод, именуемый контрольным разрядом, даёт наилучшие результаты. Время процедуры зависит от мощности нагрузки. Например, если получается ток в 0,1 А, понадобится не менее 8 ч. Можно увеличить нагрузку, тогда время сократится. Но точность измерений понизится из-за влияния внутреннего сопротивления. Алгоритм действий:

  1. Как и в предыдущем случае, АКБ должна иметь стандартную плотность и быть полностью заряженной.
  2. Поставьте прибор в режим измерения силы тока с пределом в 10 А.
  3. Последовательно (в разрыв любого провода) подключите автомобильную лампу на 24 Вт. При этом плюсовой или минусовой щуп прибора должен касаться аккумулятора.
  4. На несколько секунд подключите лампочку к АКБ и засеките величину потребляемого тока.
  5. Отсоедините мультиметр и подключите нагрузку к батарее напрямую, запомнив время начала работы.
  6. Время от времени проверяйте тестером напряжение на клеммах: когда оно достигнет 10,8 В, процедуру прекратите.

Теперь потребуется вспомнить закон Ома. Если лампа имеет мощность Р = 24 Вт, сила тока равна W/U, т. е. 24/12 = 2 А. Вычисляется сопротивление: R = U/I. В этом случае оно равно 12,6/2 = 6 Ом. Когда напряжение снизится до 10,8 В, снова производим вычисления: I = U/R, т. е. 10,8/6 = 1,8 А. Если сложить эти 2 значения тока, разделить пополам, получим среднее: 1,9 А. Чтобы рассчитать ёмкость, нужно эту величину умножить на время, прошедшее до полного разряда (достижения 10,8 В). Например, процесс длился 30 ч. Получим: 1,9х30 = 57 А/ч. Это и есть искомая ёмкость.

Проверка плотности электролита

Если еще один способ проверки заряда аккумулятора, но он также не очень популярный – это замер плотности электролита. Но нам опять е понадобиться еще одно устройство – ареометр. Все дело в том — что заряженная батарея имеет плотность электролита примерно в 1,24 — 1,27 г/см3. Замеряются плотность как раз ареометром – он погружается в «банку» батареи и в него закачивают электролит, дальше либо «поплавок», либо «палочки» внутри всплывают до нужного значения.

Если показания:

  • 1,24 – 1,27 г/см3 ваша батарея заряжена полностью
  • 1,20 г/см3 – разряд примерно 25%, нужна небольшая подзарядка
  • 1,16 г/см3 – разряд на 50%
  • 1,08 – 1,10 г/см3 – полный или глубокий разряд, нужно срочно заряжать!

Минус этого метода в том, что сейчас многие батареи – необслуживаемые. То есть, нельзя разобрать и погрузить в электролит ареометр.

Если подвести итог — проверка заряда мультиметром, самый простой и легко выполнимый метод, однако он не всегда может обрисовать полную картину происходящего, ведь вы не можете подать нагрузку, которую дает стартер. Самый точный метод все же – нагрузочная вилка, но про это будет дополнительная статья. Так что следите за обновление блога.

НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.

Диагностика при помощи нагрузочной вилки

Этот измерительный прибор многие автомобилисты считают незаменимым. Конструкция вилки включает в себя нагрузочный резистор, два щупа, вольтметр и металлический штырь. От «плюса» устройства отходит провод с зажимом для присоединения к положительной клемме АКБ. Отрицательный электрод подключен к штырю, установленному сзади приспособления.

Для реальной оценки состояния АКБ необходимо выждать 5-6 часов после того, как двигатель будет заглушен. Затем положительный зажим присоединяют к соответствующей клемме, а отрицательным штырем касаются «минуса» аккумулятора, после чего снимают показания. Как и в случае применения мультиметра о полной зарядке элемента свидетельствует напряжение от 12,6 до 13,0 В.

На втором этапе диагностики запускают двигатель и измеряют зарядку при воздействии нагрузки (спираль подключается согласно инструкции). Важный нюанс: показания снимают, начиная с пятой секунды измерения. При касании «минуса» пригодной к эксплуатации батареи металлическим штырем, клемма будет слегка искрить. Если полученное значение выше 9,5 — аккумулятор в порядке.

Известно, что на морозе любой свинцово-кислотный элемент хуже «держит» заряд, чем в тепле. Поэтому зимой за состоянием батареи необходимо следить особенно пристально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *