Кбм или бонус-малус по осаго: что это такое и как проверить по базе рса?

Изменение тарификации страховки.

Пожалуй, одним из спорных моментов новшеств является расширение тарифного диапазона. Ранее этот коридор составлял 3 432 – 4 118 рублей. При этом не допускалось назначать меньшую или большую стоимость. Однако, с января 2021 года эти цифры могут меняться в обе стороны на 20%.

Очевидно, что при более широком разбросе ставок, страховые компании заинтересованы в увеличении собственной прибыли. Тем не менее, необоснованно задирать цены им не позволят. Для каждого региона учитывается аварийная статистика, которая учитывается при формировании ценовой планки:

Зеленые регионы с низким числом ДТП будут ориентироваться на нижний порог. Например, Псковская, Новгородская, Курская области и республика Карелия. В некоторых из них возможно даже понижение тарифов по сравнению с предыдущим отрезком.

Красные регионы с высокоаварийными показателями применят ставки, близкие к максимальным. К ним, пожалуй, можно отнести Ярославскую, Омскую и Владимирскую области.

А вот, нейтральные со средней аварийностью назначат базовый тариф по «экватору» коридора. Среди них Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Восстановление КБМ

Для восстановления КБМ требуется написать письмо страховщику. Необходимо указать следующую информацию:

  • паспортные данные страхователя;
  • серия и номер прав (действующих и предыдущих);
  • сведения о страховом договоре;
  • суть проблемы.

Заявление можно заполнить от руки или на компьютере, скачав бланк в интернете. Если страховщик не отвечает на обращение, то целесообразно подать жалобу в РСА (срок рассмотрения 3-4 месяца), Прокуратуру и ЦБ РФ.

Мнение эксперта

Иван Страховский

Страховой эксперт

Калькулятор ОСАГО

Результаты рассмотрения могут быть разными. КБМ могут оставить без изменений, могут понизить (скорректируют ошибку) или увеличить. Последнее возможно при неограниченной страховке (другого водителя признали виновником происшествия). КБМ владельца транспорта ухудшится.

Классификация коэффициентов

Применяются следующие коэффициенты:

КТ. Территориальный коэффициент, который зависит от региона проживания застрахованной. Для физического лица таким показателем является прописка в паспорте. А юридическим лицам определяется показатель, исходя из зарегистрированного адреса компании.

В зависимости от города, коэффициент КТ, используемый в полисе ОСАГО,  имеет разное значение.

н/п Город КТ для ТС КТ для тракторов и самоходных машин и механизмов
1 Москва 2 1,2
2 СПБ 1,8 1
3 Тамбов 1,8 0,8
4 Симферополь 0,6 0,6
5 Казань 2 1,2
6 Красноярск 1,8 1
7 Пермь 2 1,2
8 Хабаровск 1,7 1
9 Астрахань 1,4 1
10 Волгоград 1,3 0,7

КБМ.  Его значение определяется исходя из количества страховых случаев. Если обратившееся лицо имеет водительский стаж, в котором последний год является абсолютно безаварийным, то такой показатель уменьшает окончательную стоимость страховки. Данному коэффициенту присвоено 15 классов. Определяя данный показатель, необходимо воспользоваться таблицей, которая позволит определить класс ТС.

Класс по окончании срока страхования с учетом наличия страховых случаев в предыдущие периоды страхования по вине страхователя
Коэффициент
0 страховых выплат
1 страховая выплата
2 страховые выплаты
3 страховые выплаты
4 страховые выплаты и более
2,45

М
М
М
М
2,3
1
М
М
М
М
1,55
2
М
М
М
М
1,4
3
1
М
М
М
1
4
1
М
М
М
0,95
5
2
1
М
М
0,9
6
3
1
М
М
0,85
7
4
2
М
М
0,8
8
4
2
М
М
0,75
9
5
2
М
М
0,7
10
5
2
1
М
0,65
11
6
3
1
М
0,6
12
6
3
1
М
0,55
13
6
3
1
М
0,5
13
7
3
1
М

КВС – значение, определяемое возрастом и стажем лица, управляемого автомобилем. Водители, моложе 22 лет, которые получили права не менее 3 лет назад, могут ориентироваться на показатель 1,8. Минимальный КВС равен 1. Он может применяться только в том случае, если водитель достиг 22 лет и имеет водительский стаж в 3 года.

Возраст, лет

Стаж, лет

1

2

3-4

5-6

7-9

10-14

Более 14

1

16-21

1,93

1,90

1,87

1,66

1,64

2

22-44

1,79

1,77

1,76

1,08

1,06

1,06

3

25-29

1,77

1,68

1,61

1,06

1,05

1,05

1,01

4

30-34

1,62

1,61

1,59

1,04

1,04

1,01

0,96

0,95

5

35-39

1,61

1,59

1,58

0,99

0,96

0,95

0,95

0,94

6

40-49

1,59

1,58

1,57

0,95

0,95

0,94

0,94

0,94

7

50-59

1,58

1,57

1,56

0,94

0,94

0,94

0,94

0,93

8

старше 59

1,55

1,54

1,53

0,92

0,91

0,91

0,91

0,90

КО

Зависит от количества людей, которые имеют право управлять ТС.  При этом важно понимать, что составляется договор с ограничением количества водителей (1) и без ограничений (1,8).

КП. Коэффициент применяется в определенный период времени

Он может не применяться в ограниченные периоды времени года.

КН. Его ставка от 1 до 1,5. Эту корректировку в обязательном порядке применяют все страховые компании. Она зависит от количества выявленных нарушений.

КС. Сезонный показатель, который зависит от количества времени, которое планируется для регулярной или разовой езды.

Кол-во месяцев КС
2 3
3 0,5
4 0,6
5 0,65
6 0,7
7 0,8
8 0,9
9 0,95
10 1

КП – срок страхования. Он также зависит от количества страховых дней (периодов):

Срок КП
2 дня 2
5-15 дней 0,2
16 дней – 1 месяц 0,3
2 мес. 0,4
3 мес. 0,5
4 мес. 0,6
5 мес. 0,65
6 мес. 0,7
7 мес. 0,8
8 мес. 0,9
9 мес. 0,95
10 мес. 1

КПр – Наличие прицепного устройства, которое может использоваться при движении ТС на постоянной или непостоянной основе.  Он зависит от категории и цели эксплуатации прицепа для транспорта.

КМ Для многих автолюбителей остается вопросом, что означает коэффициент КМ, который учитывается в расчетах в полисе ОСАГО. Это значение напрямую зависит от мощности двигателя, установленного в транспортном средстве. С 2020 года этот показатель является постоянной величиной. Правилами установлен диапазон этого значения от 0,6 до 1,6. Поэтому, чем мощнее двигатель авто, тем выше стоимость страхового полиса.

Перерасчет полиса при изменении коэффициента

Если в базе РСА записан неправильный КБМ, то владельцы ТС могут столкнуться с завышенной стоимостью при оформлении страхового полиса. Последствием такой ошибки является расчет стоимости страховки без учета скидки за безаварийную езду. Водителям приходится оплачивать из своего кармана ошибки страховщиков.

Бывают случаи, когда к управлению ТС допущено ограниченное число водителей. Если у каждого из них есть максимальная скидка, то КБМ равен 0,5. При попытке заказать страховой полис ОСАГО с помощью интернета оказывается, что в базе РСА у одного из водителей КБМ равен 0,85. Это значит, что цена страховки увеличится минимум на 25%. Чтобы решить эту проблему и снизить цену, делают перерасчет КБМ.

Сделать перерасчет КБМ можно разными способами:

Написать заявление в Центробанк России. Предъявляется жалоба на КБМ по ОСАГО и производится перерасчет. Для этого нужно отправить сканированную копию полиса с наименьшим КБМ или справку о том, что страховые выплаты отсутствуют. Центробанк сам делает запрос в РСА и отправляет жалобу на рассмотрение. Уведомление о ходе рассмотрения жалобы придет на почту.
Написать заявление в страховую компанию, застраховавшую водителя с неверным классом. Ответственная за ошибку фирма сама все исправляет и делает перерасчет. На имя руководителя компании пишется заявление в двух экземплярах. КБМ изменяют на основании прошлого полиса или справки, что в страховые выплаты в прежней компании отсутствовали.Заявление регистрируют и присваивают ему порядковый номер. Второй экземпляр заявления с датой и штампом остается водителю. Такое заявление рассматривают 10 дней (это предусмотрено законом)

Если после десятидневной проверки КБМ не изменился, то нужно снова обращаться в страховую компанию.

Важно. Во время подачи жалобы страховой договор должен быть действительным

Если же страховщик отказывается принять заявление, его отправляют заказным письмом с уведомлением.

Обратиться к брокеру. Страховые брокеры восстанавливают утерянную скидку за вознаграждение. В этом случае сразу определяют, в какой момент присвоили ошибочный КБМ. Для этого изучают размер КБМ помесячно в течение нескольких лет, и находят нужный полис. Запросы по изменениям коэффициента за год сохраняют в электронном виде, чтобы приложить к жалобе.Разумно будет найти старые полисы, в которых видно какой КБМ и класс были присвоены водителю в прошлые годы. Затем уже отправляется жалоба в ЦБ РФ, РСА или страховую компанию. Если за месяц страховщик не решит проблему, то придется обратиться в суд.

Заявление на перерасчет в РСА

Заявление на перерасчет КБМ ОСАГО в РСА – официальный документ, направленный на исправление или восстановление верного значения КБМ в базе АИС РСА.

Любые исправления или изменения значения КБМ должна производить компания, которая страховала обратившегося с жалобой водителя. Следовательно, нужно написать заявление в компанию, полис которой на руках у владельца ТС. Если же страховщик отказался от перерасчета КБМ ОСАГО, то заявление отправляют в РСА.

Заявление такого типа пишется в произвольной форме, с просьбой изменить КБМ в базе РСА предоставляют перечень данных:

  • дата рождения заявителя;
  • данные ВУ (серия, номер);
  • дата выдачи ВУ;
  • данные паспорта (серия, номер);
  • номер полиса ОСАГО;
  • номер прошлого полиса;
  • причина обращения в РСА.

Прилагается скан копии полиса ОСАГО, который был оформлен раньше, с указанием правильного КБМ. Также нужна сканированная с обеих сторон копия ВУ.

  • Скачать бланк заявления на перерасчет КБМ ОСАГО в РСА
  • Скачать образец заявления на перерасчет КБМ ОСАГО в РСА

Для мгновенной отправки заявления в РСА, используют официальный электронный почтовый ящик российского союза автостраховщиков для приема документов (копий, заявления) на восстановление КБМ.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что правильно рассчитанный коэффициент КБМ – отличный способ сэкономить на страховке для каждого водителя, при условии, что он не стал виновником транспортного происшествия. А главное, что его несложно рассчитать верно, если руководствоваться инструкцией.

Таблица и формула определения размера бонуса

Таблица расчета КБМ содержит информацию о классе полиса, значении коэффициента, соответствующего конкретному классу, и показывает, как количество аварий за год влияет на класс ОСАГО.

Класс КБМ Подорожание/ скидка Кол-во страховых выплат за период действия предыдущих полисов ОСАГО
1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
М 2,45 145% М М М М
2,3 130% 1 М М М М
1 1,55 55% 2 М М М М
2 1,4 40% 3 1 М М М
3 1 0% 4 1 М М М
4 0,95 5% 5 2 1 М М
5 0,9 10% 6 3 1 М М
6 0,85 15% 7 4 2 М М
7 0,8 20% 8 4 2 М М
8 0,75 25% 9 5 2 М М
9 0,7 30% 10 5 2 1 М
10 0,65 35% 11 6 3 1 М
11 0,6 40% 12 6 3 1 М
12 0.55 45% 13 6 3 1 М
13 0,5 50% 14 7 3 1 М

Ячейка Подорожание/скидка указывает на то, для каких водителей какой уровень скидки предусмотрен. Например, когда у шофера КБМ равен 0,7, то его скидка составит 30%. Если же КБМ водителя равен 1,55, то цена страховки возрастет на 55%.

Снижение и увеличение стоимости всегда рассчитывается от базовой цены полиса. По одной выплате по ОСАГО вычисляют общую сумму, которую компания должна выплатить по одному страховому случаю. Если пострадавших в аварии было несколько, и СК выплатила страховку, предположим, три раза, то подобный случай проходит как одна страховая выплата.

Желающим узнать свой КБМ на будущий год, нужно знать, что самое большое значение коэффициента равно 0,5 (13 класс). Если шофер отличается безаварийным вождением, то имеет возможность получить 50% скидки, приобретая страховой полис.

Все данные о том, происходили ли ДТП по вине определенного водителя легко найти в общей системе, которой занимается РСА. В этой базе данных находится информация по договорам ОСАГО. Вся информация достоверная, она заносится страховыми компаниями напрямую. Если же данные водителя отсутствуют в базе, нужно написать претензию страховой компании, оформлявшей договор.

Сегодня страховщики применяют такие определения:

  1. КБМ водителя – рассчитывают отдельно для каждого, кто водит автомобиль.
  2. КБМ автовладельца – коэффициент определяют непосредственно для владельца траснспортного средства.
  3. Расчетные КБМ – сюда входят показатели для вычисления размера премии, они зависят от вида договора ОСАГО.

Класс водителей рассчитывается единожды за время действия страхового полиса (если полис годовой — это происходит раз в год). При выплате по страховке Кбм виновного повышается, но эта цифра увеличивается только когда оформляют новую страховку.

Для расчета стоимости ОСАГО при учете КБМ используют следующую формулу:

Т=ТБхКТхКБМхКОхКМхКВСхКСхКНхКП, где:

  • ТБ – базовый тариф;
  • КТ – территориальный коэффициент;
  • КВС – стаж водителя;
  • КО – ограничивающий коэффициент;
  • КМ – мощность;
  • КС – срок эксплуатации ТС;
  • КН – коэффициент нарушений;
  • КП – срок действия договора.

Можно ли подтвердить класс полиса

Продлевая страховку на будущий год, автолюбитель обращается к сотруднику компании, который, проверив историю автолюбителя по своей базе, записывает ему соответствующий класс.

В случае замены компании ее сотрудники выясняют сведения водителей в РСА на безаварийность. При забивании в базу данных водителя/водителей оператор проверяет безаварийность и наличие скидки. Однако не всегда находятся все скидки.

Рассмотрим причины, не позволяющие найти скидку:

  • во время заполнения данных водителя оператор допустил ошибку (человеческий фактор);
  • оператор не передал вовремя страховой полис по назначению либо потерял его, поэтому он не оказался в базе;
  • проверяя данные, оператор не учел дату окончания предыдущего страхового полиса. Например, если полис заканчивается 11.06.2014, то его проверяют с 12.06.2014. 4. Несовершенство базы;
  • при оформлении страхового полиса фиксируется дата начала стажа водителя, которую должен внести оператор при оформлении предыдущего договора. Если точной даты нет (указан, например, только год, но нет числа и месяца) и она, полная дата, вносится условно (число и месяц), то данный водитель в базе данных не находится.

В случае оформления нового договора водителем, например, с 18-летним стажем, не имеющего предыдущего полиса, страховка оформляется без скидок, невзирая на его огромный опыт вождения.

Что делать в таком случае и как не потерять накопленную скидку

Для решения проблемы нужно написать претензию в РСА, где необходимо аргументировать несоответствие действительности значения коэффициента.

Если так получилось, что вам сделали ошибку при расчете стоимости полиса ОСАГО (указали коэффициент выше, чем должен быть), не нужно выбрасывать полис, прекративший свое действие. Поскольку в нем прописан правильный коэффициент за предыдущий год.

Нет смысла договариваться со страховым агентом о применении правильного коэффициента, поскольку он работает по инструкции. Не стоит звонить по телефону и чего-то там доказывать, добиваясь справедливости, т.к. это бесполезно.

Если отправляете жалобу заказным письмом, сохраните квитанцию об отправке письма как подтверждение.

Если лично несете в компанию, на копии заявления, попросите проставить отметку с регистрацией о том, что ваша жалоба принята компанией.

Эту копию оставляете себе как подтверждение обращения. В жалобе подробно распишите обстоятельства, подтверждающие неправильное применение коэффициента, указав имя сотрудника, время, номер полиса.

Укажите, что если не будут выполнены указанные вами требования, вы будете обращаться в соответствующие органы, осуществляющие контроль по финансовым расчетам, т.е. в ФСФР.

В случае двухнедельного не предоставления страховой компанией запрашиваемых вами документов и не возврата денег, пишите жалобу в ФСФР. Обязательное страхование не является роскошью, это обязанность каждого водителя.

Что нужно сделать, чтобы расторгнуть договор ОСАГО, вы можете узнать в статье: расторжение договора ОСАГО Порядок заключения договора ОСАГО рассматривается в этой статье.

Подробную информацию про сроки выплат по ОСАГО при ДТП вы можете найти здесь.

Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?

Удобнее всего определять коэффициент бонус-малус, пользуясь специальной таблицей.

Класс КБМ Количество страховых случаев (обращений за выплатой ущерба), произошедших в период действия договора ОСАГО
1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 M M M M
2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

Если договор страхования заключается впервые, то водитель автоматически получает начальный 3 класс (КБМ = 1).

  1. Первый столбец содержит информацию о классе, присвоенном водителю на момент оформления действующего полиса ОСАГО.
  2. Во втором столбце указывается КБМ, соответствующий присвоенному классу.
  3. Оставшаяся часть таблицы содержит классы, которые будут присвоены в зависимости от количества страховых случаев в текущем году. КБМ изменится согласно таблице в момент заключения очередного договора ОСАГО.

Таблица скидок очень проста в использовании. Для расчета коэффициента бонус-малус достаточно знать исходное значение класса и количество страховых случаев, имевших место в период действия последнего договора ОСАГО. Исходный класс можно узнать в своей страховой компании или самостоятельно одним из указанных ниже способов проверки КБМ.

Где проверять коэффициент бонус-малус?

Практически все страховые компании на своих веб-ресурсах предоставляют возможность узнать КБМ онлайн. Кроме этого, в сети можно найти отдельные сервисы проверки текущего значения коэффициента, не связанные с определенным страховщиком.

Все проверяющие коэффициент бонус-малус сайты обращаются к базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Любой желающий также может воспользоваться онлайн-сервисом РСА и получить информацию напрямую без посредников.

Как проверить КБМ водителя по базе РСА онлайн?

Процедура определения коэффициента на сайте РСА интуитивно понятна и не вызывает особых проблем. Из документов потребуются только водительские удостоверения допущенных к управлению граждан РФ и действующий договор ОСАГО. Проверка проводится в отношении каждого из водителей по следующему алгоритму:

  1. В поле «Собственник транспортного средства» нужно отметить «физическое лицо».
  2. В следующем разделе необходимо указать системе на наличие ограничения по количеству допущенных к управлению лиц, нажав кнопку «с ограничением».
  3. Далее вводится требуемая информация из водительского удостоверения: ФИО, дата рождения, серия и номер документа. Если какие-либо из указанных сведений менялись (права, фамилия и т. д.), то система может неправильно определить КБМ. Попробуйте повторить проверку, используя прежние данные.
  4. В поле «Дата начала действия договора / добавления водителя в договор» нужно внести предполагаемую дату, с которой начнет действовать новый страховой полис.
  5. В заключение вводится проверочный код (капча) и запрос отправляется на сервер.

В качестве ответа должна появиться таблица с информацией о последней страховке и коэффициент бонус-малус, использованный при расчете страховой премии агента. Также система выдает сведения о количестве страховых случаев и значение нового КБМ.

Полученный результат вы можете проверить по таблице скидок, приведенной выше. Для этого берем исходный коэффициент бонус-малус, на основе которого рассчитывалась стоимость последнего полиса ОСАГО, и определяем новое значение класса в зависимости от количества страховых случаев. После этого находим его в первом столбце таблицы, а соответствующее ему значение КБМ (во втором столбце) и есть искомый коэффициент для расчета следующей страховой премии. В идеале он должен совпадать с результатами на сайте РСА.

При планировании будущих расходов на страхование ОСАГО нужно учитывать, что для расчета стоимости полиса берется максимальное из всех значений КБМ допущенных к управлению лиц.

Особенности расчета КБМ при неограниченной страховке

Как узнать значение коэффициента бонус-малус для страховки без ограничений, если КБМ водителей заранее неизвестен? В таких случаях размер скидки определяется по собственнику автомобиля.

Все расчеты проводятся аналогично. Единственное отличие в том, что КБМ закрепляется за конкретным транспортным средством. То есть новый автомобиль того же собственника полностью обнуляет накопленный бонус и получает первоначальный показатель 3 класса.

Страховые классы водителей и КБМ

Прежде чем рассказывать о том, что такое КБМ, нужно разобраться с таким понятием как страховые классы водителей. Дело в том, что о всех цивилизованных странах существуют свои собственные системы, согласно которым при приобретении автомобильных страховок учитывается стаж и водительский опыт: чем они выше, тем меньше приходится платить за полис. Такой подход вполне логичен, поскольку вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия человеком, который много лет водит машины и делает это практически безупречно с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, существенно ниже, чем вероятность совершения ДТП новичком. В России с некоторых пор тоже существует подобная система, которая основывается на таком понятии, как класс водителя.

Согласно действующей на сегодняшний день системе обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), каждый из водителей принадлежит к определенному классу страхования. Самый низкий (то есть водитель-новичок, не имеющий совершенно никакого опыта и только что получивший права) обозначается буквой «М», а все остальные принадлежат к классам, пронумерованным числами с 1 по 13.

Принцип присваивания этих самых классов и перехода из низших в высшие, обеспечивающие более низкую плату за страховку ОСАГО, достаточно прост и вполне очевиден: с ростом водительского стажа и опыта «класс» ежегодно повышается при том условии, что водитель не обращается в страховые компании за выплатами по полисам. Это означает, что он ездит безаварийно, и поэтому, как уже было продекларировано выше, вполне логично, что за страховку должен платить меньше. Что касается градации скидок на полисы ОСАГО в зависимости от класса, то для каждого из них устанавливается соответствующий КБМ, определяющий их размер.

КБМ или коэффициент бонус-малус — это коэффициент непосредственно влияющий на цену полиса ОСАГО. В зависимости от аварийности водителя данный коэффициент может быть как понижающим так и повышающим.

КБМ работает таким образом, что каждый год безаварийного вождения обеспечивает дополнительно 5% скидки на полис ОСАГО. Таким образом, к примеру, для водителей, относящихся ко второму классу, КБМ составляет 0,95 (то есть 5% скидки), для третьего — 0,9 (10% скидки). Для автомобилистов, относящихся к последнему, самому высокому, тринадцатому классу, КБМ составляет 0,5 (то есть 50% скидки).

Действующая система предусматривает также и понижение класса водителя, если он совершает дорожно-транспортные происшествия. Соответственно, при этом КБМ повышается и цена страховки растет. Характерно, что если удешевление страхового полиса в соответствии с КБМ осуществляется только постепенно, на ежегодной основе, то его удорожание при совершении аварий и обращении в страховые компании за компенсациями производится практически сразу же, то есть по факту.

Расчет стоимости

Для расчета стоимости применяются формулы. Они включают в себя ряд показателей. Для физических и юридических лиц отличия составляются в размере коэффициентов. Основная формула предполагает перемножение базовой ставки на все применяемые коэффициенты.

Важно отметить, что базовый тариф устанавливается страховой компанией. Это размер должен находится в пределах официально утвержденных показателей ЦБ РФ

В 2019 году были изменены размеры базовых ставок, поэтому необходимо внимательно ознакомиться с предложениями и выбрать наиболее выгодное.

Для клиентов, которым необходимо оформить страховку на автомобиль, важна расшифровка коэффициентов, применяемых в полисе ОСАГО 2019.

Сама формула, по расчетам имеет следующий вид:

Чтобы правильно выбрать базовую ставку, необходимо выбрать из списка нужно транспортное средство.

В зависимости от категории ТС, базовая ставка может составлять:

  • Для мотоциклов и мопедов от 694 до 1407 рублей.
  • Для ТС, относящихся к категории В и ВЕ для юр. лиц составляет от 2058 до 2911 руб., а для физ. лиц – от 2746 до 4942 руб. Автолюбителям, которые заняты в таксомоторной деятельности ставка варьирует от 4110 до 7399 рублей.
  • Категории С и СЕ зависят от массы ТС. Максимальная масса до 16 тонн, предполагает ставку от 2807 до 5053 руб.
  • Масса более 16 тонн – 7227-7609 рублей.

Как самостоятельно узнать коэффициент

Если водитель желает узнать собственный КБМ на следующий год страхования, то ему необходима таблица, по которой он сможет все увидеть.

Если, например, по вине данного водителя за первый год вождения не случилось ни одной аварии, то свое внимание надо обратить на выделенную строчку в таблице и на столбик с наполнением «0 страховых выплат», где стоит цифра 4. Это означает, что в следующем году водителю будет присвоен вместо 3-го – 4-ый класс, а коэффициент его уменьшается на 5%, т.е

уже будет равен не единице, а 0,95

Это означает, что в следующем году водителю будет присвоен вместо 3-го – 4-ый класс, а коэффициент его уменьшается на 5%, т.е. уже будет равен не единице, а 0,95.

Благодаря безаварийной езде водитель получает 5% скидку в случае продления договора ОСАГО. В случае если второй год езды по страховке для водителя не будет столь удачным, и он попадет в ДТП по своей вине, то класс его понижается и становится 2, а КБМ поднимается до 1,4.

Это значит, что при продлении полиса ОСАГО его цена вырастет на 40%. Для того чтобы вернуть водителю 3 класс, ему нужно будет весь следующий год проездить без ДТП (по крайней мере, по его вине) и тогда он не будет переплачивать за страховой полис.

Распространенные ситуации

Ситауция № 1: Что, если у меня не было происшествий, но при проверке показывает класс KБM = 3 (коэффициент – 1) или пишет, что ничего нет?

Ответ:

  1. Проверить корректность введённых данных.
  2. Если имели место изменения сведений из договора с момента последнего заключения (смена фамилий, новое водительское удостоверение и др.). Необходимо сообщить в страховую компанию и переоформить договор с изменениями.
  3. Сведения о КБМ сохраняются за автолюбителем в течение одного года с момента заключения минувшего договора. Если времени прошло более чем один год, данные автоматически переходят в первоначальный вид, т. е. присваивается 3-й класс при КБМ = 1. Проверить последнюю дату договора.
  4. Обратиться в РСА, чтобы получить сведения о достоверной информации. Чтобы не потерять время на разбирательствах заключить договор на тех условиях, которые предлагает страховая компания. Впоследствии в судебном или ином порядке можно будет возместить ущерб. Для РСА представить следующие документы (ксерокопии или отсканированные): заявление, заполнив все строки и изложив суть претензии; договоры страхования (последний и нынешний); удостоверение водителя. Ксерокопии отправить почтой по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3 или сканированные изображения по электронным адресам: request@autoins.ruили rsa@autoins.ru. Претензия рассматривается в срок от трёх месяцев до года. Ответ направляется заявителю посредством почты.
  5. При положительном решении составить заявление для страховой компании и заказать перерасчёт показателей класса и КБМ. Руководствуясь заявлением, в страховой компании произведут перерасчёт и переоформят договор.

Неверный КБМ

Ситуация № 2: Что если у меня не было аварий, но мой KБM (класс) обнулился по вине фирмы страхования? Можно ли восстановить КБМ?

Ответ: Если вопрос со страховой компанией невозможно решить в добровольном порядке, необходимо следовать п. 4. Не исключается, что вопрос будет разрешаться в зале суда.

Ситуация № 3: Почему мне не учитывают КБМ, если я страхуюсь на срок меньше года?

Ответ: Страхование оформляется на один год и КБМ исчисляется из этого же показателя.

Как меняется КБМ

Пересчет КБМ производится один раз в год 1 апреля. С учетом количества аварий и страховых выплат коэффициент снизится или увеличится. Если водитель не допустил в течение предыдущего года ни одной аварии, КБМ уменьшается, скидка растёт. Узнать КБМ можно при оформлении полиса или в любой момент онлайн по базе РСА.

При досрочном расторжении ОСАГО водитель лишается скидки за безаварийную езду в текущем году. Его коэффициент снизится до начального уровня, который применялся при заключении договора, досрочно завершённого.

Например, в полис ОСАГО внесено два водителя — И. четвертого класса с КБМ равным 1 и К. седьмого класса с КБМ 0,78. В течение года И. совершает одну аварию по своей вине, за него производится выплата. К. не допускал ДТП. ОСАГО расторгнут досрочно. При заключении нового договора для И. снижается класс до второго, КБМ повышается до 1,76. У К. остаётся прежний седьмой класс и КБМ 0,78. Если бы договор не прерывался, для И. ничего бы не изменилось, а К. за год без аварий получил бы восьмой класс и КБМ 0,74. Скидка К. от применения коэффициентов увеличилась бы на 4%. Поэтому для безаварийных водителей расторгать ОСАГО досрочно не выгодно.

Почему увеличивается бонус-малус

КБМ вырастает, если авария происходит по вине водителя или он не заключил договор страхования в предыдущий период.

Давайте посмотрим, как меняется КБМ после ДТП. Например, водитель имел седьмой класс и коэффициент, равный 0,78. В течение года он стал виновником одной аварии. Страховая выплатила компенсацию пострадавшей стороне. При продлении ОСАГО класс водителя уменьшается до четвертого, коэффициент вырастает до 1, достигая размеров базовой ставки полиса, без скидок и надбавок. А если водитель допустил два ДТП, его класс снизится до второго, КБМ станет 1,76, что увеличит цену страховки на 76%. Как уменьшить КБМ в этой ситуации? Не допускать аварий в следующем году по своей вине. Чем ниже аварийность, тем выгоднее страховщикам работать с данным клиентом. Поэтому происходит поощрение аккуратных водителей.

Как снизить КБМ

Среди способов, как снизить КБМ, доступен единственный — не быть виновником ДТП и своевременно продлевать ОСАГО. Чем больше у водителя беспрерывного безаварийного стажа, тем ниже КБМ. Снижение происходит автоматически. Если вы захотели проверить КБМ по РСА и увидели, что снижение не произошло, хотя аварий не было, обратитесь к страховщику. Уточните, как понизить КБМ в вашем случае. Обычно СК реагируют достаточно быстро, проверяют данные, сообщают, что нужно для исправления ситуации.

В каких случаях может обнуляться

Расчетный КБМ может обнулиться. Это происходит в нескольких случаях:

  • изменились личные данные водителя — фамилия, имя, отчество;
  • получено новое водительское удостоверение;
  • досрочно прекращено действие ОСАГО;
  • истёк срок страхования, а договор не перезаключен;
  • произошла ошибка при введении данных в базу РСА.

При изменении персональных данных водителя или смене водительского удостоверения об этом необходимо сообщить своему страховщику. Он внесет изменения в базу и выдаст новый ОСАГО с измененной информацией. Если этого не сделать, при наступлении ДТП страховая компания имеет право отказать в выплатах по причине несовпадения данных.

Чтобы быть уверенным в том, что в РСА КБМ соответствует вашим данным, рекомендуется проверить КБМ по базе РСА онлайн и регулярно следить за коэффициентом. Если проверка КБМ по РСА показала, что ваш коэффициент обнулился, подайте обращение страховщику с просьбой проверить текущий коэффициент и произвести пересчет КБМ.

Почему важно уметь его находить?

Каждому водителю следует знать свой Кбм. Это позволит избежать следующих неприятных ситуаций:

  1. При оформлении нового полиса ОСАГО, специалист страховой компании может допустить ошибку, неоправданно завысив или наоборот снизив размер Кбм. При этом оплатив страховку по необоснованно заниженной цене, оформляя следующий полис, можно столкнуться с большими неприятностями, в виде штрафных санкций.
  2. Иногда происходят ситуации, когда страховая компания, пользуясь тем, что страхователь не знает свой Кбм, присваивает ему начальный класс, для которого не предусмотрен бонус. При этом на самом деле может оказаться, что данному водителю положена весьма приличная скидка за безаварийную езду.

Таким образом, заранее определив значение своего Кбм, удастся избежать всех упомянутых выше неприятностей.

Начиная с 2013 года страховые компании не имеют право оформлять полис ОСАГО, не перепроверив бонус-малус страхователя по базе АИС РСА.

Когда применяется и не применяется

«Бонус-Малус» применяется при заключении договоров автострахования сроком на 1 год или при внесении в такие соглашения различных изменений. Собственники и водители автомобильного транспорта имеют право претендовать на получение скидки в том случае, если на момент вступления в юридическую силу нового соглашения закончился период действия безаварийной автогражданки (без просрочек).

Когда гражданин, не вписанный в документ, осуществлял управление автотранспортным средством в течение года, имея на руках страховой документ без ограничений по количеству водителей, а также он не является владельцем машины, то для него будет задействоваться бонус приравненный к 1.

«Малус» будет приравнен к 1 или не будет вовсе применяться в следующих случаях:

  1. При выписке транзитных полисов, период действия которых не превышает 20-ти суток. Как правило, такие документы нужны для транспортирования автомобиля к месту прохождения технического осмотра либо регистрации.
  2. При выписке полисов для автотранспортных средств, имеющих зарубежную регистрацию. При исчислении стоимости свидетельства для таких машин применяется скидка, равная единице.
  3. «Малус-Бонус» не используется при оформлении полисов на автомобильные прицепы.

Как сохранить КБМ при ДТП?

Никто не застрахован от несчастных случаев на дороге и даже водителя с многолетним положительным стажем могут попадать в неприятные ситуации. В таком случае главным вопросом является как сохранить скидку, которую человек копил на протяжении долгого времени безаварийного вождения.

В зависимости от степени повреждения, водители могут разобраться на месте. Так, виноватая сторона может предложить деньги на ремонт. Если пострадавшая сторона согласится, это значительно сэкономит стоимость страхового полиса ОСАГО.

Не нужно будет оформлять бумаги для страховой компании, а также отдавать машину на осмотр. Такое решение будет уместно лишь в случае незначительных повреждений, например, царапин. Если ДТП было более серьезным, то проще будет заплатить ОСАГО.

Владение автомобилем очень серьезная задача

Именно поэтому при оформлении каких-либо документов важно следить за правильностью их составления. Очень часто страховые компании допускают ошибки, и водители из-за своей неосведомленности замечают их тогда, когда уже сложно все исправить

Примечание! Коэффициент КМБ позволяет меньше платить денег за ОСАГО, так как при помощи специальной таблицы легко посчитать заслуженную скидку.  Такая система значительно стимулирует водителей за соблюдение правил дорожного движения и безопасности.

Даже если не удалось избежать ДТП, есть вероятность обойти возмещения ущерба. Для этого необходимо умение договариваться с человеком и решать проблемы на месте.

Отметим! Если в страховке числится несколько человек, то бонусы считаются по самому неопытному водителю

Каждый год следует обновлять свой полис, а также сверять коэффициенты, это поможет избежать проблем в будущем.  Важно помнить, что просроченная страховка снимает все полученные коэффициенты.

Заключение

При оформлении документа собственник или шофер должен помнить, что «Бонус-Малус» не привязывается к автотранспортному средству. Даже если машина в скором времени будет продана, то накопленная за годы безаварийной езды скидка сохранится. Стоит отметить, что воспользоваться понижающим коэффициентом физическое лицо сможет в том случае, если период действия предыдущего соглашения уже закончен, а также, если с этой даты не прошло 12-ть месяцев.

Если вам требуется поддержка в споре со страховой, то запишитесь на бесплатную консультацию к нашему юристу.

Просьба оценить пост и поставить лайк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *