Мкпп для чайников: прицип работы механики по-простому

Содержание:

Когда имеет смысл замена?

Стоимость ремонта родной или новой АКПП иногда значительно превышает стоимость МКПП. Когда старые коробки-автомат восстанавливать нецелесообразно, проще воткнуть механику. На автомобилях до 97 года поменять коробку проще простого – они с двигателем не связаны между собой. А вот после 97 года они начали комплектоваться одним электронным блоком управления или двумя, работающими в паре. Правда, это зависит от модели АКПП. Старые разработки без электронных блоков управления до сих пор спокойно ставятся на совершенно новые автомобили. При переходе на МКПП, на автомобилях со сложными электронными блоками управления возникает куча проблем. Компьютер начинает выдавать ошибки, двигатель глохнет и ведет себя странно. Некоторые такие сложности можно решить, а некоторые нет. Переход на МКПП в таком случае может сильно разочаровать владельца. Автомобиль будет вести себя странно, постоянно требуя внимания и каких-либо действий. Например, выхода из ошибок каждые 15 километров, поскольку «мозги» автомобиля «прошиты» под АКПП.

Если на автомобиль владельца запчасти не производятся уже лет 20 и найти их можно только с помощью сложного поиска в интернете, то тогда замена на МКПП вполне имеет смысл.

Ремонт коробки старого Порше может в десять и более раз превысить стоимость установки механики

Ремонт коробки старого Порше может в десять и более раз превысить стоимость установки механики. Некоторые профессионалы могут срастить двигатели и коробки совершенно разных производителей и поколений.

На автомобилях после 97 года, на которые поставить механику слишком уж сложно, можно поставить двигатель в сборе с МКПП. Продажа старого двигателя и запчастей от АКПП частично покроет расходы. Например, роторный двигатель от Мазда РХ-8 в хорошем состоянии обойдется в 400000 рублей, коробка в 60000. Вместо роторного двигателя можно без особых проблем поставить вышеуказанный турбированный двигатель от Тойота в сборе с МКПП и за 200000 получить надежный автомобиль со спортивным характером, который долго не будет знать проблем.

Что потребуется?

Замена коробки – процедура достаточно сложная. Для этого понадобится как минимум теплый бокс с ямой или подъемником. Сама АКПП весит немало и для её снятия понадобится кран или помощь нескольких человек. Сами процедуры по замене потребуют большого спектра инструментов: различных ключей, шестигранников, дрели, шуруповерта, отверток и так далее. Проведение процедуры требует опыта работы руками и четкого понимания, что и как должно работать.

Процесс замены АКПП на МКПП

Инструкций по смене вида коробки официальные производители не выпускают, информацию можно найти только в интернете, и далеко не всегда полную. Тем не менее опытные в работах с автомобилем автовладельцы, периодически выполняют данные операции самостоятельно, и, в большинстве случаев, им удается решить все сопутствующие проблемы.

Детали необходимые для свапа:

  1. Сама механическая коробка передач. И крепления к ней. На АКПП и МКПП они могут отличаться.
  2. Маховик и корзина сцепления. Эти детали подлежат балансировке, поэтому их лучше брать с одной машины. Диск сцепления лучше поменять на новый.
  3. Полуоси – отличаются у АКПП и МКПП.
  4. Кулиса. При ее установке обычно требуется расширить некоторые отверстия, лучше обработать их антикором.
  5. Педальный узел. Педаль сцепления потребует установки шланга, цилиндра и отверстий под него.
  6. Стартер переделывается или заменяется на новый из-за включенной блокировки. АКПП нельзя завести при включенной передаче. Обычно просто ставится перемычка.
  7. Фонари заднего хода понадобится переделать, чтобы они работали с задней передачей МКПП.

Если АКПП идет уже со сложными электронными блоками управления, то в этот список может добавиться: перепрошивка, установка хитрушек и обманок, замена приборной панели и так далее. Иногда для того чтобы заставить машину работать правильно, необходимо будет ее серьезно переделать. В зависимости от случая, это может быть совсем просто или же не решаемо.

Работа сцепления

Понять принцип работы узла сцепления поможет такой пример: представьте вращающийся металлический стержень с диском на конце, символизирующий коленвал с маховиком. Если к плоскости диска подвести другой диск, то после соприкосновения он тоже станет крутиться. Так в общих чертах и действует автомобильное сцепление, только второй диск насажен на вал, идущий дальше, к шестеренчатой передаче.

Система действует за счет силы трения, поэтому соприкасающиеся поверхности имеют специальное антифрикционное покрытие. Диск сцепления в механической трансмиссии двигается рычагом в виде вилки. Механически рычаг не связан с педалью сцепления, он перемещается гидроцилиндром. Нажатие на педаль сжимает жидкость в этом цилиндре, поршень выдвигается и перемещает рычаг.

  1. На холостом ходу коленвал и первичный вал МКПП крутятся, поскольку диски находятся в зацеплении.
  2. Нажатием на педаль водитель отодвигает диск и вал трансмиссии останавливается. Теперь его можно подключить к шестеренчатой передаче путем выбора первой скорости.
  3. Нажав на газ, водитель добивается повышения оборотов и медленно отпускает педаль сцепления. Диски снова входят в зацепление и машина трогается с места.

Разрывать механическую связь с помощью сцепления нужно и дальше, при переходе на другую скорость. Чтобы разобраться в данном процессе, нужно понять, как работает сама коробка скоростей.

Монтаж крестовины

Установка проводится значительно легче, так как все наши узлы уже очищены и обильно смазаны.

Приступим к процедуре:

  • В ушко вилки заводится свободный шип крестовины, который находится с обратной стороны масленки, а противоположный шип с уже установленным на него подшипником и стопорным кольцом вводим в противоположное ушко;
  • Подшипник вводится в ушко вилки и одевается на свободный шип крестовины;
  • Убедившись, что оба подшипника совмещены с отверстиями вилки и шарнир зажимается тисками;
  • Проводится процесс напрессовывания подшипника до момента соприкосновения запорной шайбы с ушком вилки;
  • Устанавливается второе стопорное кольцо на противоположный подшипник;
  • Повторить процедуру для второй половины шарнира.

Опять же напоминаем, что не стоит забывать про, заранее нанесенные, метки и провести сборку согласно им.

Ну вот, замена шарниров выполнена и можно кардан газели устанавливать на место.

Немного о синхронизаторе МКПП

Синхронизатор служит для безударного включения передач за счет выравнивания угловых скоростей вала и шестерни. Конструктивно синхронизатор состоит из муфты, двух блокировочных колец, трех сухарей и двух проволочных колец.

В процессе включения передачи вилка передвигает муфту к нужной шестерне, куда вначале перемещается блокировочное кольцо. Возникающая сила трения за счет разности угловых скоростей элементов поворачивает блокировочное кольцо до упора. Дальнейшее движение муфты синхронизатора и зацепление происходит только после выравнивания угловых скоростей. Более подробно почитать про синхронизатор можно в нашей статье Устройство и принцип работы синхронизатора КПП.

Назначение и устройство МКПП

МКП на данный момент не самые распространенные, хотя тоже широко используются благодаря надежности, простоте конструкции, ремонтопригодности. Скорость выбирает и переключает водитель вручную. Главное назначение МКПП — преобразование крутящего момента и его передача от мотора на колеса, изменяя передаточное число.

Устройство МКПП:

  1. корпус, он же картер;
  2. два, три или больше валов: ведущий, ведомый (может быть два или больше), промежуточный (если модель с тремя валами);
  3. шестерни валов;
  4. рычаг переключения скоростей;
  5. синхронизатор (2 блокировочных кольца, муфта, сухари),
  6. проволочные кольца;
  7. подшипники, сальники.

По количеству валов МКП делятся на:

По количеству ступеней бывают

Неотъемлемая часть МКП сцепление, отсоединяющая коробку от мотора, не повреждая в процессе переключения агрегаты. Говоря упрощенно, сцепление выключает крутящий момент, переключая двигатель и колеса на холостую работу.

Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы

МКПП с двумя валами устанавливаются в легковые авто с передним приводом. Какое-то количество шестеренок вращаются, остальные закреплены, шестерни ведущего и ведомого валов зацеплены. На каждый вал обязательно установлен хотя бы один синхронизатор.

Для чайников принцип работы можно объяснить как соединение шестерен с разным количеством зубьев, чтобы приспособить работу двигателя (обороты) к постоянно меняющейся скорости автомобиля при разгоне или торможении.

Первичный вал через маховик соединен с коленвалом двигателя, передаточные числа передаются с него на вторичный, потом на передние колеса через главную передачу и дифференциал. Благодаря отсутствию промежуточного вала у такой КПП небольшие размеры.

Для соединения шестерен используются муфты синхронизаторов. При необходимости увеличить количество ступеней в КП устанавливают 2 или 3 вторичных вала.

Переключающий скорости механизм располагается отдельно от трансмиссии, связывается с ней тягами или тросиками.

Устройство механизма для переключения скоростей:

  • рычаг выбора передачи, оснащенный тросом для ее включения;
  • шток, оснащенный вилками;
  • рукоятка для переключения скорости;
  • блокирующий замок.

В процессе изменения скорости рычаг перемещается вертикально и горизонтально, переводя усилие на устройство, выбирающее нужную передачу.

Трехвальная коробка передач — устройство и принцип работы

Трехвальные коробки передач монтируются на автомашины с задним приводом, устройство и принцип работы мало отличается от агрегата с двумя валами, основное отличие конструкции — присутствие дополнительного (промежуточного) вала.

1 — первичный вал; 2 — крышка подшипника; 3 — выключатель света заднего хода; 4 — манжета первичного вала; 5 — задний подшипник первичного вала; 6 — шестерня привода промежуточного вала; 7 — сапун; 8 — шестерня 3-й передачи; 9 — передний картер; 10 — шестерня 1-й передачи; 11 — шестерня заднего хода; 12 — штоки переключения передач; 13 — шарик-фиксатор; 14 — пружина; 15 — рычаг переключения; 16 — защитный уплотнитель; 17 — колпак рычага; 18 — корпус рычага переключения; 19 — задний картер; 20 — вторичный вал; 21 — манжеты удлинителя заднего картера; 22 — сталебаббитовая втулка; 23 — шестерня привода спидометра; 24 — привод спидометра; 25 — задний подшипник промежуточного вала; 26 — шестерня 5-й передачи; 27 — болты крепления оси промежуточной шестерни заднего хода; 28 — промежуточная шестерня заднего хода; 29 — промежуточный вал; 30 — маслозаливная пробка.

Соединенный со сцеплением первичный вал через шестеренчатую передачу передает крутящий момент промежуточному, все шестерни которого жестко зафиксированы. Первичный и вторичный валы вращаются в одной оси, но независимо друг от друга. Шестерни первичного вала не зафиксированы, вторичный с промежуточным сцеплены постоянно. Между шестеренками вторичного вала монтируются выравнивающие скорость вращения синхронизаторы.

Механизм переключения (шток, рычаг, вилки), монтируется на корпус коробки. Устанавливается так же устройство, предотвращающее одновременное включение двух скоростей.

Существуют типы механических КПП с большим количеством ступеней (от 4-х до 6-и), оснащенные дополнительными коробками передач, которые называют редукторами. Они бывают понижающие (демультипликаторы), повышающие (мультипликаторы). Первые с двумя, тремя скоростями монтируются за КПП, до 3-х раз уменьшает передаточное число. Вторые монтируются перед КПП, в 2 раза увеличивают количество передач.

Снятие крестовины

Процесс снятия крестовины карданного вала для большинства автомобилей схож. По схеме, которая будет описана ниже можно демонтировать её как с автомобиля газель, так и с соболь 4х4. Несколько иначе будет происходить снятие шарниров, установленных на автомобилях соболь 4х4, тем, которые находятся в переднем мосту, вместо ШРУСа, так как там будет несколько иным демонтаж самих вилок.

Итак, сначала стоит очистить кардан газель от грязи и пыли, а потом его демонтировать. Как снять кардан с автомобиля газель или соболь 4х4 можно найти достаточно много информации, поэтому мы эту операцию описывать не будем, но напомним, что перед демонтажем и разборкой карданного вала нанесите метки при помощи краски или зубила на все сопряженные элементы. Это необходимо для того чтобы впоследствии при сборке поставить все детали с тем же расположением, что и до разборки, тем самым избегая возможного дисбаланса.

Далее приступаем к снятию самого шарнира:

  • Молотком наносим несильные удары по стаканам игольчатых подшипников, это надо для того, чтобы они несколько осели и тем самым ослабили нажатие на стопорные кольца;
  • С помощью отвертки или плоскогубцев, кому как удобнее, снимаются стопорные кольца;
  • Стакан игольчатого подшипника при помощи тисков или пресса выпрессовывается из вилки, для облегчения процедуры лучше воспользоваться оправкой из куска трубы или головки такого же размера, как и стакан;
  • Кардан разворачивается на 180 градусов и выпрессовывается второй стакан, легче всего это сделать нанесением ударов по цапфе крестовины через оправку;
  • Снимается вилка и торцевые манжеты подшипников;
  • Применяя эту же схему, выпрессовываются остальные подшипники и снимается сама крестовина.

Конечно же, бывают ситуации, когда снятие крестовины с карданного вала осуществить довольно тяжело, при этом требуется именно замена шарнира, а не его ремонт. В таком случае для облегчения процедуры стоит распилить ее при помощи обычной болгарки и после этого выпрессовывать стаканы будет значительно легче.

Это относится не только для автомобилей газель и соболь, колесных схем 4х2 и 4х4 – это правило абсолютно для всех случаев.

Как работает двухвальная МКПП, особенности конструкции

Во время работы ДВС, энергия вращения передается через узел сцепления на ведущий вал коробки. Одна часть шестерен на вторичном и первичном валу может свободно вращаться, а другая – устанавливаться на валу неподвижно. Это зависит от модели КПП. Также для сглаживания угловых скоростей и плавного включения передач на каждом валу есть синхронизатор.

Шестерни валов (вторичного и первичного) постоянно взаимодействуют между собой. Определить, какие из них вращаются, а какие жестко зафиксированы, можно следующим образом. Шестерни у муфт синхронизаторов вращаются на валу постоянно. А на главной передаче они неподвижны.

Для передачи момента от валов КПП на колеса, задействуется дифференциал и главная передача. Для чего служит дифференциал? Он предназначен для изменения угловой скорости вращения ведущих колес. Это актуально при прохождении поворотов и при любой другой смене траектории движения авто. Дифференциал обеспечивает лучшую устойчивость авто на дороге и равномерный износ шин протектора.

Узел выбора передач находится в корпусе трансмиссии. Он являет собой набор штоков и вилок, двигающий муфту синхронизаторов. Узел выбора передач имеет защиту от включения сразу двух скоростей.

Что происходит во время включения передачи

  • Когда рычаг находится в положении «нейтраль», маховик не передает вращательный момент и крутится свободно от диска сцепления. При этом шестерни валов МКПП свободно прокручиваются.
  • Если водитель включает передачу, в данный момент перемещается муфта синхронизатора через систему тяг или тросиков.
  • Муфта выравнивает обороты вала и используемой шестерни.
  • Муфта входит в зацепление с шестерней КПП.
  • Вращательный момент передается от первичного на вторичный вал трансмиссии.
  • Энергия вращения передается в полном объеме от ДВС на колеса с определённым передаточным числом. Каждая передача имеет свое число. Чем ступень КПП выше, тем оно меньше.

Для того, чтобы выполнить движение назад, применяется дополнительный вал. Он имеет промежуточную шестерню реверсивного движения. Синхронизаторы у данной передачи отсутствуют, поэтому включать ее необходимо только после полной остановки авто.

ГАЗ Соболь 4Х4 BeardAndRoadVan › Бортжурнал › Снова трансмиссия! Снимаю КПП. Замена крестовины.

Всем добрейшего весеннего денька!

Не хочет жить у меня ни коробка ни сцепление) Блокировки, колеса, прошивка мотора и постоянные нагрузки на бездорожье делают свое дело.В городе со светофора нужно было ускориться, чтобы занять ряд, в котором нет ям, стартанул со второй передачи, почувствовал эффект пробуксовки сцепления, обороты набрались, педаль отпущена, а старта нет, после этого появился бряк, скрип, недовыжим, плохое включение.

Лезем снимать.После слива масла на магните обнаруживаю неприятные кусочки металла.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Коробка уже снимается минут за 15, грузим в багажник и на вскрытие

Полный размер

Вскрытие показало что внутри все в порядке, куски металла, возможно остались с прошлого раза

Снимаю колокол, дефектую сцеплениевыжимной в порядке, корзина в порядке, а вот внутренняя часть диска (на которой шлицы под первичный вал) ходит ходуном. Сравнил с бэушным диском на 240мм. там внутрянка стоит жёстко.Заказал быстренько самый недорогой диск Триалли, обошелся в 3980р.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

если убрать надписи, то отличить Sachs от Trialli сложно

Собрал сцепление, установил КПП.Перешел к крестовине. Крестовина расходник, всегда в воде и грязи, поэтому отношусь спокойно к их выходу из строя.Достал полуось, срезал уши болгаркой, и выбил в тисках.Запрессовал новую.

Полный размер

Полный размер

Заменил масло в КПП и переднем мосту, залил Kixx

Полный размер

И все бы хорошо, шум пропал, но недовыжим остался, провалилась педаль, прокачал сцепление, приподнял педаль, вроде все стало хорошо и мы поехали гулять на гору Синяя, о ней в следующей записи.

Ниже видео ремонта, приятного просмотра.

Всем хорошего весеннего настроения)

ГАЗ Соболь 4Х4 БУРАН Cummins 2.8 › Бортжурнал › Очередная замена крестовин.Газель-кекс на 10-ть дней)))

В очередной раз меняю кресты привода переднего моста))) процедура знакомая так как кресты расходник у меня…В этот раз все пошло не по бюджету.Посадочные места вилок привода все разбило и поэтому пришлось покупать новые.Взял в сборе левый и правый привод в заводском исполнении.Заодно все таки решился на шаг по замене подшипника чулка на второпластовые втулки.По настойчивому заявлению форумчан кресты должны жить при такой компоновки, посмотрим.Хотя я не раз утверждал и до сих пор придерживаюсь мнения об архаичности конструкции переднего моста соболя 4х4 и эти переделки не чего не дадут.Крестовины может и будут дольше ходить, а вот сальники станут расходниками.

Полный размер

Полный размер

Сами втулки одинакового размера с подшипником.Проблем по установке не возникло, вилка входит с небольшим натягом на второпласт и сами металлические втулки тоже вошли в чулок моста с легкими ударами по оправке.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Примерка втулок на новый привод.Все сидит плотненько)

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Далее разбираем все и выдергиваем «подшипник-паразит» и ставим на его место «нано-технологичные-втулки» которые должны спасти новые приводы))

Полный размер

Полный размер

Собираем все в обратном порядке, ставим три сальника и все мажем литолом чтоб продлить жизнь уплотнителям работающим вдали от масла, хотя…х.з. думаю масло долетит куда надо.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Замена крестовины переднего моста Соболь 4х4 — ГАЗ Соболь 4Х4, 2.7 л., 2015 года на DRIVE2

Настигла и меня эта печалька — хруст в приводе. Появился легкий шумок и очень легкая вибрация на руле, затягивать не стал, чего ждать? Пока ничего не отвалилось и не разбило, время пока есть, а то на выходные в Судак на соревнования старшего надо повезть, шустрая езда по горам быстро добьёт их. С одной стороны конечно славен тот конструктор, что догадался не какую-то модную крестовину воткнуть, а самую обыденную от кардана ГАЗ-53, и цена вполне по силам, и даже если где вдалеке и сломается, уж ГАЗ-53 найти можно в любом колхозе)))Всё как обычно по плану:

Полный размер

Домкрат под мост

Полный размер

Колесо долой, диск тормозной ещё не долой, но винты выкрутил

Полный размер

Тепереча четыре ступичных болта долой.

Полный размер

Нет, не совсем долой, два вставил в отверстия с резьбой вверху и внизу и закрутил назад

Полный размер

Нижний можно было и не закручивать, всё на удивление легко сошло

Полный размер

Сошла ступица со всеми потрохами, легким движением руки, брюки превращаются, превращаются брюки… (с) Бриллиантовая рука.

Полный размер

Ну вот Вам и сальники налицо, кердык полный, ладно, это судя по всему только начало

Полный размер

А вот и канавочки, будто иголки не крутились вовсе, а почему?

Полный размер

А потому что тут сухо как в пустыне, сухо ЁПРСТ

Полный размер

Вот она дохлая, вовремя снятая крестовина, сбереженные нервы и деньги)))

Полный размер

А вот чего купил, крестовина ГАЗ-53 производства СССР

Полный размер

Тавотниц и тут нет, только пластмассовая заглушка

Как работает двухвальная МКПП, особенности конструкции

Во время работы ДВС, энергия вращения передается через узел сцепления на ведущий вал коробки. Одна часть шестерен на вторичном и первичном валу может свободно вращаться, а другая – устанавливаться на валу неподвижно. Это зависит от модели КПП. Также для сглаживания угловых скоростей и плавного включения передач на каждом валу есть синхронизатор.

Шестерни валов (вторичного и первичного) постоянно взаимодействуют между собой. Определить, какие из них вращаются, а какие жестко зафиксированы, можно следующим образом. Шестерни у муфт синхронизаторов вращаются на валу постоянно. А на главной передаче они неподвижны.

Для передачи момента от валов КПП на колеса, задействуется дифференциал и главная передача. Для чего служит дифференциал? Он предназначен для изменения угловой скорости вращения ведущих колес. Это актуально при прохождении поворотов и при любой другой смене траектории движения авто. Дифференциал обеспечивает лучшую устойчивость авто на дороге и равномерный износ шин протектора.

Узел выбора передач находится в корпусе трансмиссии. Он являет собой набор штоков и вилок, двигающий муфту синхронизаторов. Узел выбора передач имеет защиту от включения сразу двух скоростей.

Что происходит во время включения передачи

  • Когда рычаг находится в положении «нейтраль», маховик не передает вращательный момент и крутится свободно от диска сцепления. При этом шестерни валов МКПП свободно прокручиваются.
  • Если водитель включает передачу, в данный момент перемещается муфта синхронизатора через систему тяг или тросиков.
  • Муфта выравнивает обороты вала и используемой шестерни.
  • Муфта входит в зацепление с шестерней КПП.
  • Вращательный момент передается от первичного на вторичный вал трансмиссии.
  • Энергия вращения передается в полном объеме от ДВС на колеса с определённым передаточным числом. Каждая передача имеет свое число. Чем ступень КПП выше, тем оно меньше.

Для того, чтобы выполнить движение назад, применяется дополнительный вал. Он имеет промежуточную шестерню реверсивного движения. Синхронизаторы у данной передачи отсутствуют, поэтому включать ее необходимо только после полной остановки авто.

Крестовина шруса 3302 2217 4х4

Крестовина шруса 3302 2217 4х4

Цена от 550 р.

Крестовина шруса 3302 2217 4х4 – шарнирный элемент привода Газель, Соболь и 4х4, предназначенный для гибкой передачи крутящего момента от двигателя к ведущему мосту. Устанавливается крестовина шруса 3302 2217 4х4 в шарнире переднего моста и может иметь несколько разновидностей. Внутри она как правило имеет игольчатые подшипники и другие шарнирные элементы. Имеет несколько названий, к примеру крестовина шарнира переднего моста и имеет артикульный номер 53А-2201026-01.

Срок службы крестовины очень долгий, но многое зависит от защищенности узла от внешней среды и количества ударных нагрузок. Если при движении Газели, Соболь, 4х4 появились щелчки или характерные вибрации, крестовину следует заменить как можно скорее, так как вибрации могут привести к поломке других более дорогих по стоимости агрегатов.

Вы можете купить у нас крестовину шруса 3302 2217 4х4 и сразу же установить в нашем автосервисе при магазине.

Владельцы автомобиля газель и соболь 4х4, а также в других автомобилях, где передача крутящего момента происходит при помощи карданной передачи время от времени сталкиваются с проблемой поломки крестовины карданного вала (шарнира). Естественно, в такой ситуации рекомендована ее замена. Такая деталь, как кардан газель, хоть и является довольно большой по размеру, но по конструкции настолько проста, что любой непрофессионал может выполнить ее ремонт.

Принцип работы КПП

Устройство любой коробки передач: сцепление (которое в автоматической коробке называются гидротрансформатором); передаточный механизм из шестерен (планетарный ряд); компоненты, переключающие передачи; система управления.

Принцип работы механической КПП более или менее понятен: водитель вручную переключает передачи, создавая различные комбинации шестерен. Ведущий вал через сцепление соединен с коленвалом двигателя, с ведомым валом соединение не фиксированное.

Нужная пара шестерен выбирается при помощи вилок управляющего механизма. Рукояткой передвигаются приводы, муфты, ползуны. Механизм выбора передачи устанавливается в трансмиссии, на руле или в кузове.

На коротком видео ниже показана вся суть механической коробки передач

Синхронизатор, уравнивающий вращением валов, дает возможность менять скорость без вреда агрегату. Чтобы поменять передачу, нужно нажать на сцепление, отсоединяющее коробку от двигателя. Затем включаем нужную передачу (при старте — первую). Педаль отпускается после изменения скорости.

Как работает синхронизатор:

  1. при расположении рычага на нейтральной, двигатель не взаимодействует с колесами, шестерни свободно крутятся;
  2. после того, как водитель включил передачу, кулиса соединяет рычаг с коробкой, вилка двигает муфту к нужной шестерне через тросики;
  3. одновременно сухари двигают блокирующее кольцо;
  4. вращением шестерни и вала создается трение, благодаря которому до упора проворачивается кольцо;
  5. муфта перестает двигаться из-за того, что кольцо и шестерня расположились друг против друга;
  6. скорости выравниваются, муфта может пройти через кольцо, чтобы соединиться с нужной шестерней, передать крутящий момент;
  7. шестерня и вал блокируются, скорость включается.

Устройство синхронизатора

1 — ступица; 2 — скользящая муфта; 3 — блокировочное кольцо; 4 — пружина; 5 — стопорное кольцо; 6 — косозубая шестерня передачи; а) прямозубый дополнительный венец шестерни; б) внутренняя рабочая поверхность скользящей муфты.

Иногда синхронизатор включает 2 шестерни одновременно. Чтобы авто двигалось задним ходом, монтируется дополнительный вал, оснащенный промежуточной шестерней.

Синхронизаторы

Это важная составляющая любой механической трансмиссии. Служат синхронизаторы для сглаживания скорости вращения шестерни и вала. Переключение передач благодаря синхронизаторам происходит быстро и мягко. В устройство входит:

  • Блокировочное кольцо.
  • Ступица.
  • Шестерня, имеющая фрикционный конус.
  • Муфта включения.

Ступица – это главный элемент узла. Она имеет два шлица (наружные и внутренние). За счет них механизм соединяется с валом трансмиссии, двигаясь по нему в разную сторону. Благодаря наружному шлицу элемент соединяется с муфтой включения. Также устройство ступицы предполагает наличие трёх пазов. Каждый установлен под углом в 120 0 относительно друг друга. Данные пазы служат для установки «сухарей». Что это такое? Это подпружиненные элементы, фиксирующие муфту в положении «нейтраль». При такой установке муфты синхронизатор коробки не работает. Маховик свободно вращается, не передавая момент на коробку. Сама муфта соединяет шестерни с валом коробки. Деталь устанавливается на ступице. С внешней стороны она соединяется с вилкой КПП.

Для выравнивания угловых скоростей используется блокировочное кольцо. Сглаживание вращения происходит за счёт трения. Кольцо не дает муфте замкнуться, пока шестерня и вал не будут иметь равные обороты вращения. Внутренняя часть блокировочного кольца обладает конусной формой.

Как работает синхронизатор в МКПП:

  • Муфта при нерабочем состоянии находится в среднем положении. Шестерни на валах трансмиссии свободно вращаются.
  • При выборе водителем передачи, муфта двигается к шестерне посредством вилки. При этом муфта двигает блокировочное кольцо. Последнее прижимается к конусу шестерни.
  • Кольцо прокручивается и блокирует последующее движение муфты.
  • За счет трения, обороты вала и шестерни выравниваются.
  • Муфта зацепляет вал и шестерню КПП.
  • Передается крутящий момент от маховика ДВС.

Устройство механической коробки передач

  • картера;
  • первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями;
  • дополнительного вала и шестерни заднего хода;
  • синхронизаторов;
  • механизма переключения передач с замковым и блокировочным устройствами;
  • рычага переключения.

Сцепление

Сцепление является неотъемлемым компонентом механической КПП, осуществляющим разъединение двигателя и коробки в момент переключения ступеней без последствий для агрегатов. Говоря упрощенно — сцепление отключает крутящий момент. В момент выжатой педали сцепления мотор и колеса автомобиля вращаются отдельно друг от друга.

Сцепление создано для аккуратного соединения мотора и колес. Состоит из двух дисков, один из которых соединен с двигателем, второй — с колесами. В момент отпускания педали сцепления диски прижимаются и начинаются вращаться вместе. Именно поэтому и важна плавность отпускания педали.

Шестерни и валы

В стандартных МКПП оси валов расположены параллельно, на них располагаются шестеренки. Ведущий (первичный) вал присоединяется к маховику мотора через корзину сцепления, находящиеся на нем продольные выступы передвигают второй диск сцепления и передают через жестко закрепленную ведущую шестерню вращающий момент на промежуточный вал.

В хвостовике ведущего вала расположен подшипник, к которому примыкает конец вторичного. Отсутствие фиксированной связи делает возможным крутиться валам независимо друг от друга в разных направлениях и с разными скоростями.

На ведомом вале имеется целый набор различных шестерней как жестко закрепленных, так и свободно вращающихся.

Синхронизаторы

Угловые скорости первичного и вторичного валов уравниваются при содействии синхронизатора и становится возможным смена ступени. Синхронизаторы обеспечивают более щадящий режим эксплуатации КПП и пониженный шум.

Зубья последнего устанавливаются против зубьев муфты, поэтому последующее смещение муфты становится невозможным. Муфта заходит без противодействия в зацепление с малым венцом на шестерне. Шестерня за счет такого соединения жестко блокируется с муфтой. Такой процесс осуществляется за доли секунды. Один синхронизатор обычно обеспечивает включение двух передач.

Замена креставины в правом шрусе — ГАЗ Соболь 4Х4, 2.3 л., 2005 года на DRIVE2

В прошлой теме я касался вскользь этого недуга. А по дороге с дачи обнаружились ещё несколько проблем:— креставина— гидравлика сцепления даёт просадку непонятно почему— заклинило капот. (Очень было жарко и оплётка троса подвела.)— датчик фазы (давно выскакивала ошибка, датчик был заранее куплен)

Спасибо за поддержку и консультации Александру (dadsasha). Всегда человек радует своей отзывчивостью и мудрым советом.

За креставиной (ГАЗ 53) пришлось побегать. Либо нет, либо сомнительного качества. Купил что получше из того что было.

Решил пойти по пути наименьшего сопротивления. А именно заменой тросса. А тросы то стали тоньше и рукоятки стали из пластика (пришлось подмотать изолентой в местах крепления). Старую метал оставил в запас, а эту отрегулировал чтоб минимум усилий было. Сколько прослужит…С заменой крестовины я знатно поковырялся. Мне говорили что всё легко. Подтвеждаю, легко…если у вас всё не приржавело как у меня.Началось всё с пресловутой гайки на 36 о которую я сломал свой единственный ключ и побежал искать головку по магазинам. Оказывается тоже редкость. Открутить ломая инструмент уже не хотелось и я придумал стратегическую хитрость — заехал в сервис, дал головку и открутили пневмоинструментом за 50 р.Суппорт открутился с дугой легко. А вот подшибник с обоемой никак не хотели отделятся. Пришлось ударной отвёрткой помочь.На шрусе пластины фиксации болтов неожиданно обнаружились под крышками. Креставина нищадно сроднилась и сравнялась с поверхностью. Моё отстукивание ни к чему не привело. Решил тоже в сервис податся с этой проблеммой. Там креставину погрели газом, остудили под струёй воды и отстучали. Поставили новую. Бюджет 500р.Запрессовал по народной традиции 3 манжета и собрал всё обратно, предварительно подогнув пассатижами помятые кольца грязезащиты. Прошприцивал всё, что нашёл (кроме карданов, их недавно обрабатывал).Попутно махнул датчик фазы. Сверху подлезть никак, пришлось снимать защиту.

Замена крестовин — ГАЗ Соболь 4Х4, 2.9 л., 2014 года на DRIVE2

Готовь сани летом, а крестовины всегда ))

Что б не заскучать, решено было ими и заняться.

Почему-то сначала была правая.

Полный размер

Все открутилось без вопросов

Полный размер

И легко выбилось нежными ударами маленького молотка

Крестовина оказалась неожиданно унылой, хотя менялась относительно недавно.

Полный размер

Крестовине чуть более года. И да, шприцевалась.

Попутно заменены пыльники направляющих суппортов.

Полный размер

1,5-2 часа на все. Результат вселил оптимизм.На подходе левая сторона… и сразу что-то пошло не так ((

От кого и почему привет (завод или последний сервис) не ясно.

Полный размер

Болтик

Полный размер

и гаечка

Неожиданно, но ни одной нецензурной реплики при этом не произнесено. Старого еврея ничем не удивить. Понять бы только кто и что стало тому причиной.

Вспомнились особенности газевского крепежа.

Полный размер

4 из 8

Ну и пришлось кувалдометр привлечь. Шла тяжко, но уверенно.

Полный размер

А вот сама (вероятно еще заводская) крестовина выглядела лучше недавно замененной.

Полный размер

Даже немного жирненькая, хотя в иголках смазки тоже нет

Далее были попытки с помощью надфиля, болгарки и какой-то матери хоть как-то восстановить резьбу. Распилена новая гайка, одета на нормальные витки, выкручена в надежде хоть как-то «прогнать» резьбу. Все тщетно. Такой плашки в хозяйстве, естественно, нет.

Дело к вечеру. В ЗИПе есть ступица с вилкой, но она без нанотехнологий и АБС.

Полный размер

Вспомнил, что в соседней деревне появились станки… и предводитель станков пока на месте… и готов вотпрямщас…А жизнь-то налаживается )

5 минут токарки и все готово.

Полный размер

Полный размер

Ну а дальше обратно скукота: крути и забивай.

Один вопрос остался: как же так получилось с резьбой-то и «кто этот негодяй, Ливси»? (((

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *