Функциональные и должностные обязанности механика

Оплата труда

Зарплата инженера-механика на октябрь 2022

Россия 50000—150000₽

Москва 80000—120000₽

Заработная плата инженера-механика зависит от его квалификации и опыта работы, а также сферы деятельности. Как правило, в автомобильной и авиационной промышленности, а также на крупных промышленных предприятиях инженеры-механики получают наибольшую зарплату.

Ступеньки карьеры и перспективы

Инженер-механик может развивать карьеру в горизонтальном направлении, осваивая разные направления профессии: от эксплуатации к производству и конструированию механизмов и оборудования. Есть другой вариант развития карьеры: в административном, вертикальном направлении. Инженер-механик может повышать свою квалификацию со II категории до I. Дальнейший рост возможен до должности начальника цеха и главного инженера предприятия, если специалист проявляет инициативу, повышает квалификацию, развивает навыки управленца и менеджера. Можно работать во внешних контролирующих организациях, выполняя экспертный контроль.

В НИИ инженер-механик может заниматься научно-исследовательской работой, защитить диссертацию, получив ученую степень.

Инженер-механик с коммерческими способностями может открыть собственное дело, если имеет собственные разработки новых видов продукции.

Портрет современного инженера-механика

Инженер-механик — типично мужская профессия, ведь в производственных условиях специалисту требуется физическая сила и выносливость По статистике 99% инженеров-механиков — мужчины. Возрастная градация: 38% специалистов — молодежь до 30 лет, 29% — от 30 до 40 лет, 20% — от 40 до 50 лет, 13% — специалисты старше 50 лет. Как правило, 91% инженеров-механиков — профессионалы с высшим техническим образованием.

Интересные факты

30 октября — День инженера-механика.

Этот профессиональный праздник был учрежден в 1996 году по приказу Главнокомандующего Военно-Морского Флота России.

Первым практическим инженером-механиком, а также ее теоретиком считается Архимед, который прославился различными техническими изобретениями.

История современной профессии началась в 1854 году, когда во флоте России было принято решение о создании корпуса инженеров-механиков.

Кто такой механизатор и сфера его деятельности

Механизатором называют специалиста, разбирающего в технике сельхозназначения (тракторах, комбайнах и т.д.) и умеющего управлять подобным транспортом. Это первый труженик сельской местности. Его активная работа начинается в период посевных ранней весной, а заканчивается поздно осенью, когда собран весь урожай и засеяны озимые культуры. Зимой механизатор подготавливает технику к будущему сезону, модернизирует ее, выполняет необходимый ремонт.

Механизатора называют разнорабочим, ведь в его функциональные обязанности входят самые разнообразные задачи, не ограничивающиеся только ремонтом сельскохозяйственных машин или управлением сельхозтехникой. Основные задачи:

  • обслуживание, ремонт техники, диагностические работы с оборудованием;
  • посадка, полив, уборка урожая и подготовка к посевной (культивация, вспашка и закладка удобрений в почву);
  • своевременная заправка агротехники;
  • погрузка и разгрузка продукции в животноводческих хозяйствах и на фермах;
  • ведение первичной документации по выполнению работ;
  • контролирование расходов горюче смазочных материалов.

Механизатор должен ловко управляться с дополнительными механизмами – управлять перегрузочными и подъемно-транспортными машинами, устанавливать или менять при необходимости грузозахватные приспособления.

Список обязанностей напрямую зависит от специфики компании, в которой собирается работать механизатор.

Как понять свою специализацию?

Перед тем как окончательно определиться с местом обучения и подавать документы в университет, следует взвешенно проанализировать перспективы относительно своего выбора профессии. Нередко бывает так, что подростку просто нравятся машины, он разбирается в марках и технических характеристиках, может самостоятельно сделать элементарные вещи, как поменять свечу или поворотник, но все это не означает, что он в итоге сможет стать профессиональным механиком.

Если вовремя не оценить собственные возможности, то в процессе обучения может быть уже слишком поздно задумываться о смене деятельности. Прежде всего у будущего автомеханика должны быть развиты следующие качества:

  • Технический склад ума. Он граничит с хорошо развитой памятью. За годы обучения в ВУЗе студентам приходится запоминать огромный объем практической информации. В автомобиле есть устройства, которые состоят из десятков деталей, есть сложнейшие механизмы, которые требуют углубленных знаний физики. В институте у учащихся будет огромное множество технических предметом, и по каждому из них придется сдавать зачеты и экзамены.
  • Выносливость и физическая сила. Работа автомеханика часто требует нестандартных решений. И пусть в помощь ремонтникам в сервисах всегда есть различные подъемники, все равно приходится поднимать тяжести или целый день корпеть над одним маленьким механизмом в неудобном положении. Именно поэтому автомеханикам рекомендуется посещать тренажерный зал или спортивные секции.
  • Высокая концентрация. Механику нужно не просто запоминать путь разбора и сборки устройства, он должен быть внимательным к мелочам. Нередко приходится потратить несколько часов только на выявление причины поломки.

Особенности вида деятельности

Профессия инженер-механик относится к числу востребованных на производственных и сельскохозяйственных предприятиях, в проектных и конструкторских организациях. Инженеры обычно специализируются в какой-либо определённой сфере производства, например, машиностроении, станкостроении, авиационной промышленности, сельском хозяйстве. Перечень должностных обязанностей специалиста зависит от выбранного направления деятельности:

  1. Конструктор проектирует механизмы и машины, разрабатывает системы комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.
  2. Технолог занимается монтажом и наладкой оборудования и разрабатывает технологические процессы.
  3. Испытатель проводит испытания машин и механизмов и определяет оптимальные режимы их работы.

Минусом этой профессии можно назвать ограничения по здоровью для допуска к выполнению некоторых видов работ. Работникам, имеющим заболевания опорно-двигательной, сердечно-сосудистой системы и при сниженной остроте зрения, нельзя принимать участие в ремонте и эксплуатации оборудования в связи с травмоопасностью этого вида деятельности.

В обязанности инженера-механика, который работает в механическом цехе, входит:

  • изучение технической документации;
  • выполнение расчётов допустимых нагрузок на оборудование;
  • разработка схемы размещения средств производства;
  • обнаружение бракованных элементов;
  • проведение диагностики вышедших из строя устройств;
  • проверка наличия материалов и запасных частей механизмов;
  • выпуск технического задания на проведение ремонтных работ.

Механик должен хорошо разбирается в технике, уметь чертить и пользоваться системами автоматизированного проектирования — AutoCAD, CorelDraw, КОМПАС-3D. Ему необходимо иметь знания по теоретической механике, сопротивлению материалов, теориям прочности, устойчивости, надёжности. Важными профессиональными качествами считаются: интерес к технике, внимательность, конструктивное мышление, творческое отношение к работе, умение анализировать.

Должностная инструкция инженера-механика составляется на каждом предприятии и содержит характеристику и перечень работ, которые входят в круг обязанностей сотрудника. Для подбора персонала составляется профессиограмма — это описание норм и требований, которые предъявляются к исполнителю, занятому в этой сфере.

Чем во время рабочего дня занимаются механики

На предприятии молодому специалисту предоставят средства труда, коими он должен распоряжаться в полном объеме и первые недели под бдительных надзором наставника.

Оптик-механик получит в свое распоряжение:

  • набор оптико-механических приспособлений и контрольно-юстировочных аппаратов;
  • верстак и токарно-арматурный станок;
  • ящик с набором необходимых инструментов – шаблонами, отвертками, калибрами, микронными индикаторами и прочим.

Все это понадобится для:

  • наладки распилочных станков;
  • подготовки деталей для будущих оптических товаров;
  • механико-слесарной обработки элементов;
  • склейки и сварки узлов;
  • контроля и приема-передачи изделий.

Что делают механики?

В современном мире многие процессы, которые раньше вынужден был выполнять человек или тягловые животные, были успешно переложены на сложные механизмы, которые отличаются более высокой мощностью и прочностью. Большая часть процессов успешно прошла процедуру механизации, что позволяет выполнять те или иные действия в автоматическом режиме.

По этой причине подобный подход позволяет изготовить самую разную продукцию в разу быстрее и более качественно. Но постоянно повышение сложности и производительности механизмов привело к тому, что последние не редко изнашиваются и приходят в негодность. Причины поломки могут быть самыми разными, а устранять их необходимо быстро, чтобы исключить остановку производства.

По этой причине обществу просто невозможно обойтись без опытных механиков, способных не только восстановить существующее оборудование, но и при необходимости произвести его модернизацию. Кем по своей сути является механик?

Таким специалистом становится человек, который отлично знает особенности обслуживания различных видов техники

Он способен уделять необходимое внимание рабочим процессам, обеспечивая постоянную работоспособность каждого узла

Чаще всего механики занимаются обслуживанием и восстановлением:

  • автомобилей;
  • электротехники;
  • самолетов.

https://youtube.com/watch?v=xd0TmVu7MBU

Но в действительности сферы, где специалист способен применить свои навыки, значительно шире. Механик востребован на любом предприятии, где используют современные станки или существует достаточно обширный автопарк. Поэтому он сможет найти работу в автобусном или трамвайном депо, а также стать сотрудником железной дороги.

В сфере машиностроения сегодня внедряются все более эффективные и производительные агрегаты, поэтому высококвалифицированные профессионалы здесь – на вес золота.

Обязанности механика

После получения должности, специалисту придется заниматься самыми разными работами, которые входят в его сферу ответственности. Большую часть времени такой сотрудник уделяет ремонту и обслуживанию самых разных механизмов, а также работает над составлением графиков обслуживания.

Такой сотрудник должен разработать проект мероприятий, благодаря которым можно будет значительно улучшить существующие процессы и снизить степень износа узлов. Также именно ему принадлежит право заполнять технические документы, которые не редко и хранятся у механика, если на предприятии нет отдельного архива.

Специалист, который выбрал для себя данное направление, должен обладать определенными профессиональными навыками, которые помогут ему справиться с ремонтом, а также быстро сориентироваться в случае аварии, чтобы не допустить увеличение урона сверх того, который уже был нанесен. Именно механику нужно принимать рациональные решения, способные облегчить труд остальных сотрудников и снизить затраты для организации.

В то же время нужно отметить, что многие травмы, полученные механиками, вызваны пренебрежением к требованиям безопасности. Ответственный специалист всегда сможет обеспечить полный порядок на своем рабочем месте, а также минимизировать опасность получения травмы.

Для получения данной профессии сотруднику важно пройти обучение в профессиональном вузе, где подобная специальность является одной из самых популярных. Если специалист захочет в будущем получить более высокую зарплату и возглавить отделение механиков, то ему потребуется получить высшее образование по технической специальности

В то же время он будет получать довольно приличную зарплату, увеличение которой зависит от его личных качеств. Среди минусов можно назвать только сложность условий и необходимость выполнять физически трудные задачи в процессе ремонта или обслуживания техники.

III. Должностные обязанности

Для выполнения возложенных на него функций механик обязан:

3.1. Обеспечивать безаварийную и надежную работу всех видов оборудования, их правильную эксплуатацию, своевременный качественный ремонт и техническое обслуживание, проведение работ по его модернизации и повышению экономичности ремонтного обслуживания оборудования.

3.2. Осуществлять технический надзор за состоянием и ремонтом защитных устройств на механическом оборудовании, зданий и сооружений цеха.

3.3. Организовывать подготовку календарных планов (графиков) осмотров, проверок и ремонта оборудования, заявок на централизованное выполнение капитальных ремонтов на получение необходимых для планово-предупредительных и текущих ремонтов материалов, запасных частей, инструмента и т. п., составление паспортов на оборудование, спецификаций на запасные части и другой технической документации.

3.4. Участвовать в приемке и установке нового оборудования, проведении работ по аттестации и рационализации рабочих мест, модернизации и замене малоэффективного оборудования высокопроизводительным, во внедрении средств механизации тяжелых ручных и трудоемких работ.

3.5. Организовывать учет всех видов оборудования, а также отработавшего амортизационный срок и морально устаревшего, подготовку документов на их списание.

3.6. Изучать условия работы оборудования, отдельных деталей и узлов с целью выявления причин их преждевременного износа, осуществлять анализ причин и продолжительности простоев, связанных с техническим состоянием оборудования.

3.7. Разрабатывать и внедрять прогрессивные методы ремонта и восстановления узлов и деталей механизмов, а также мероприятия по увеличению сроков службы оборудования, сокращению его простоев и повышению сменности, предупреждению аварий и производственного травматизма, снижению трудоемкости и себестоимости ремонта, улучшению его качества.

3.8. Подготавливать для предъявления органам государственного надзора подъемные механизмы и другие объекты государственного надзора.

3.9. Осуществлять техническое руководство смазочно-эмульсионным хозяйством, внедрять прогрессивные нормы расхода смазочных и обтирочных материалов, организовывать регенерацию отработанных масел.

3.10. Участвовать в проверке оборудования цеха на техническую точность, в установлении оптимальных режимов работы оборудования, способствующих его эффективному использованию, в разработке инструкций по технической эксплуатации, смазке оборудования и уходу за ним, по безопасному ведению ремонтных работ.

3.11. Рассматривать рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся ремонта и модернизации оборудования, давать заключения по ним, обеспечивать внедрение принятых предложений.

3.12. Организовывать учет выполнения работ по ремонту и модернизации оборудования, контролировать их качество, а также правильность расходования материальных ресурсов, отпущенных на эти цели.

3.13. Обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда, требований экологической безопасности при производстве ремонтных работ.

3.14. Руководить работниками подразделений предприятия, осуществляющими ремонт оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии.

3.15. .

Сравнение

Начать следует с того, что в том и другом случае требуются знания об устройстве автомобиля и назначении его конструкционных деталей. Автомеханик и автослесарь должны разбираться в технических схемах и владеть приемами устранения разного рода неисправностей. Кроме того, этим специалистам необходимо безошибочно ориентироваться во всем многообразии горюче-смазочных материалов, применяемых в сфере автотранспорта.

Между тем отличие автослесаря от автомеханика заключается в самой направленности их деятельности. Автомеханик – это профессионал, обладающий углубленными знаниями относительно внутреннего устройства транспортных средств. Он должен отлично разбираться во всех тонкостях работы двигателя и сложных узлов автомобиля, понимать принципы взаимодействия элементов машинного механизма.

Автослесарь обладает познаниями в других областях. К примеру, он должен уметь правильно красить автомобиль, устранять вмятины на его поверхности, пользоваться в случае необходимости сваркой. Кроме того, автослесарь часто трудится под управлением автомеханика, выполняя все его поручения. Этого специалиста нередко образно называют руками рабочего процесса, а автомеханика – мозгом.

В сервисах обычно именно автомеханик принимает к работе транспортное средство. Он внимательно осматривает поступивший автомобиль, проводит диагностику с применением соответствующего оборудования, выявляет причину поломки. Затем автомеханик дает указания исполнителю-автослесарю и контролирует весь процесс ремонта, подбирая при необходимости нужные детали.

Вместе с тем на предприятиях, где создан целый штат сотрудников, механик не всегда находится на руководящей должности. Это может быть просто один из специалистов узкого профиля, который занимается ремонтом какого-то определенного элемента автомобилей.

Каждый из слесарей в крупных фирмах тоже занимается деятельностью в конкретном направлении. В то же время в небольших автосервисах две обсуждаемые профессии зачастую совмещаются, и любой ремонт или техобслуживание выполняются одним человеком – автомехаником.

Чтобы создать полное представление о том, в чем разница между автослесарем и автомехаником, необходимо коснуться и вопроса образования. Так, работать автослесарем можно уже после обучения в ПТУ. А квалификацию автомеханика получают только при окончании техникума или вуза. Что касается заработной платы, то у автомеханика она, как правило, выше.

Не каждый разбирается в двигателях, коробках передач и трансмиссиях. А вот если вы знаток всех этих вещей, то профессия автослесаря может вам подойти.

Средняя заработная плата: 55780
рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Автомеханик — это квалифицированный специалист в сфере ремонта и технического обслуживания автомобилей. Он следит за исправностью машин с помощью специфического оборудования.

Достоинства и недостатки профессии

При всем понимании функций автомеханика, эта работа таит в себе немало нюансов. Они связаны с широкой номенклатурой транспортных средств, каждое из которых имеет свои технические особенности и требует к себе особого подхода. Играет свою роль и человеческий фактор. Имея дело с техникой, мастеру приходится работать и с ее владельцем. Назовем основные положительные и отрицательные стороны этого ремесла.

Плюсы:

  • высокая востребованность;
  • достойная зарплата;
  • большой выбор специальностей;
  • возможность работать и руками, и головой.

Минусы:

  • большие физические нагрузки;
  • опасность получить травмы;
  • контакты с вредными химическими веществами;
  • реальный результат вложенного труда.

Резюме

Быть автомехаником доходно и престижно. Специальность востребована сегодня, и завтра на нее тоже будет спрос. Для получения образования и повышения квалификации существует масса возможностей. Найти хорошее место работы не сложно — это вопрос профессиональной подготовки, желания и времени. Если вы любите возиться с техникой и разбираетесь в сложных механизмах, работа будет доставлять вам удовольствие и результат выбора оправдает ожидания. Несмотря на все «минусы».

Обязанности автомеханика

Учитывая сложность и большую ответственность, автомеханик обладает знаниями. Самая главная обязанность-это устранять существующие поломки автомобиля, проводить профилактическое обслуживание (замена масла, шиномонтажные работы), замену непригодных деталей. Иначе говоря, обеспечивать безопасную работу автомобиля. Кроме знаний, необходимы такие качества, как хорошо развитая моторика, физическая сила, логика, знание физики, не лишним будет хорошее зрение. Обязательное четкое знание строения каждой детали автомобиля. Умение водить машину обязательное условие.

https://www.youtube.com/watch

История профессии

С давних времён люди изобретали механизмы, которые помогали им в охоте, ведении хозяйства, во время военных действий. Эти устройства постепенно усложнялись и нуждались в ремонте и обслуживании. Формирование инженерного подхода к работе с различными механическими конструкциями началось в Древней Греции. Известны работы Архимеда по описанию принципов действия рычажных механизмов, созданию винта для подъёма грузов, поджигающих зеркал, катапульт.

В Древнем Риме эти методы применялись при строительстве акведуков для водоснабжения городов. В России развитие механики началось при Петре I c открытия артиллерийского и морского училища — «Школы математических и навигационных наук», которая заложила основы инженерного образования.

Обучение на Инженера-механика

Курсы

МАСПК (Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса) (МАСПК)

Проводит курсы профессиональной переподготовки по направлению «Инженер-механик» для специалистов с высшим техническим или инженерным образованием. Учебные программы Академии позволяют получить дополнительную профессию, обучаясь дистанционно, в удобном графике.

Российский институт профессионального образования «ИПО»

Российский институт профессионального образования «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальности «Инженер» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 9 900 рублей. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Профессию инженера-механика можно получить во многих технических ВУЗах России.

Вузы

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

Машиностроение (Факультет «Машиностроительные технологии» МГТУ им. Н.Э. Баумана)

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Машиностроение (Институт новых материалов и технологий УрФУ)

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Менеджмент высоких технологий (Инженерно-экономический институт СибГУ им. М.Ф. Решетнева)

Вятский государственный университет

Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительного производства (Политехнический институт ВятГУ)

Новосибирский государственный технический университет

Динамика и прочность (Факультет летательных аппаратов НГТУ)

Специализация

Обладатель этой профессии может быть универсалом, хотя такие люди встречаются редко. Большинство автомехаников, как правило, выбирают одно из направлений автосервиса. Рассмотрим основные из них.

Диагност. Занимается осмотром автомобиля и определением причин его неисправности. Владеет всеми необходимыми для этой работы инструментами, в том числе современными видами диагностического оборудования.

Механик. Отвечает за работу механизмов внутри автомобиля. Ремонтирует двигатель, коробку передач, сцепление, трансмиссию, ходовую часть и т.д.

Моторист. Специализируется на устройстве двигателя. Имеет все навыки для выявления неполадок в моторе и их устранения.

Автоэлектрик. Хорошо знаком с системой электропитания автомобиля, разбирается в схеме подачи энергии к узлам транспортного средства. Занимается диагностикой и тестированием электронных систем. Способен устранить сбой в работе электрики и провести профилактические работы по предупреждению поломок.

Маляр. Проводит лакокрасочные работы. Владеет технологиями создания антикоррозийной защиты, правильного нанесения шпатлевки и краски с учетом особенностей каждого автомобиля.

Авторихтовщик (жестянщик). Мастер кузовного ремонта. Убирает царапины, вмятины, деформации и другие дефекты на корпусе машины. Возвращает автомобилям форму после ДТП.

Автосварщик. Владеет всем спектром сварочных работ.

Вулканизаторщик. Производит ремонт повреждений автомобильных шин и камер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *