Моторное масло 5w30 и 5w40: в чем разница? можно ли заменять масло 5w30 на 5w40. что будет, если смешать масла?

Чем отличаются смазки?


Усредненные диапазоны работоспособности масел На первый взгляд кажется, что различается у смазок только маркировка, а именно: ее вторая цифра – 30 и 40. Согласно международному стандарту SAE, это обозначение характеризует диапазон «плюсовых» температур, в которых жидкость сохраняет стабильность. Для 5W30 предельная температура не должна превышать 30 градусов, для 5W40 — 35. Это различие в термоустойчивости объясняется просто – жидкости имеют разную вязкость. У 5W30 более текучая структура, которая обеспечивает оптимальное распределение смазки в летних и зимних условиях. Для 5W40 характерна более вязкая консистенция, требуемая для сохранения смазочных свойств при критическом повышении показателей ртутного столба. При этом она не вызывает кристаллизации состава в холодных условиях.

Это обобщенное различие в моторных маслах с подобной вязкостью. Однако, существуют еще и индивидуальные «непохожести»:

  • производитель и состав. Количество мировых нефтеперерабатывающих компаний зашкаливает, так что абсурдно было бы полагать, что смазки идентичны. Даже у одного производителя масла 5W30 и 5W40 будут различаться не только высокотемпературными возможностями.
  • химическая основа и допуски. Обе жидкости могут быть представлены разными химическими основами (минералкой, полусинтетикой, синтетикой), соответственно допуски у них тоже не будут совпадать.
  • технические характеристики.

Для наглядности сравним смазки одного производителя и разберемся, что именно в их параметрах имеет различия:

Параметр/наименование нефтепродукта Shell Helix Ultra ECT C3 5w30 Shell Helix HX7 5w40
Химическая основа синтетика полусинтетика
Кинематическая вязкость (100 градусов Цельсия), сСт 12,11 14,45
Кинематическая вязкость (40 градусов Цельсия), сСт 69,02 87,42
Плотность, кг/м³ 836,1 843,3
Динамическая вязкость (-35 градусов Цельсия) 14500 20200
Индекс вязкости 174 172
Температура вспышки, градусов Цельсия 238 242
Температура застывания, градусов Цельсия -45 -45

Согласитесь, мешать такие жидкости внутри силовой установки сразу перехотелось – они ведь отличаются практически всеми показателями!

О чём говорит маркировка

Так в чём же схоже и чем отличается масло 5w30 от 5w40? Начнём с расшифровки этих двух марок. В маркировке обоих присутствуют две цифры и литера «W». Значит, по принадлежности к сезонному классу не существует отличия 5w30 от 5w40 – оба масла являются всесезонными ГСМ.

Цифра «5», стоящая впереди «W», показывает зимний параметр, позволяющий рассчитать минимально допустимую температуру холодного пуска двигателя. Для расчёта необходимо от цифры перед «W», в нашем случае от 5 отнять число 35: имеем 5−35 = −30 – это минимально допустимая температура для свободного проворачивания коленвала стартёром и прокачки смазочного материала масляным насосом под давлением в процессе безопасного холодного пуска.

И хотя в кругу автомобилистов бытует мнение о цифре 40 (а не 35), то в таком случае речь пойдёт уже не о «допустимой», а о «критической» температуре запуска движка. Как мы видим, различий 5w30, 5w40 масла в первой цифре не имеют, следовательно, рассматриваемые вещества в морозную погоду поведут себя идентично.

Если рассматривать масло 5w30 и 5w40: в чём разница при использовании в летний период, то по разнице индексов вязкости при высокотемпературном режиме с уверенностью можно сказать, что моторное масло 5w40 более вязкое.

Летние индексы мы видим на маркировке после литеры «W». Это означает, что на поверхностях трущихся деталей в двигателе, где используется 5w40 будет оставаться более толстая плёнка, чем при заливке масла 5w30. Здесь уже придётся ориентироваться на рекомендации производителя.

Для отечественных авто

Один из самых популярных автомобилей в России — ВАЗ-2110 — оснащается мотором 1,6 на 16 клапанов. Двигатель уже давно изучен и весьма надежен. Загубить его можно, если не соблюдать интервалы замены и применять некачественное масло. Рекомендуется использовать синтетику или полусинтетику. Чтобы избежать постукивания гидрокомпенсаторов на холодном ДВС, стоит лить 5w, если климат умеренный, то можно и 10w.

Единственный недостаток того же «Ликви моли» 5w30 заключается в стоимости. Обычно претензий к качеству и сроку службы не возникает. Если зима суровая, а лето жаркое, то оптимальным вариантом можно считать 5w40, так как рабочий диапазон температур более широкий. Вообще, довольно сложно сказать, какое масло лучше — 5w30 или 5w40. Зимой на ВАЗ-2110 они будут работать одинаково, а летом лучше 40-е, особенно если очень жарко.

Моторные масла 5w40 и 5w30: различия и характеристики

Обозначение формата YwX, где «y» и «x» — некие числа, обязательно указываются на канистрах с моторным или трансмиссионным маслом. Это коэффициент вязкости по стандарту SAE (институт Society of Automobile Engineers). Символы в нем имеют следующее значение:

  • латинская буква W — сокращение от английского Winter — зима, то есть ГСМ, где мы видим эту литеру, можно эксплуатировать при минусовых температурах;
  • первая цифра — в обоих случаях это «5» — указывает на температурный минимум, при котором масло обеспечивает проворачиваемость коленчатого вала и может прокачиваться по топливной системе без дополнительного подогрева, для ГСМ 5W0 этот показатель составляет от -35°C (прокачиваемость) и -25°C (проворачивание);
  • последние цифры (40 и 30) — указывает на температурные минимум и максимум сохранения текучести.

Таким образом, как не сложно догадаться, по классификации SAE моторные масла находятся рядом друг с другом и различия между ними минимальные. Перечислим для наглядности в виде списка:

  1. 5w30 — сохраняет вязкость при температурах окружающего воздуха в диапазоне от минус 25 до плюс 25 градусов;
  2. 5w40 — предназначено для более широкого промежутка от минус 25 до плюс 35–40 градусов.

Отметим, верхний температурный предел имеет не столь важное значение, как нижний, поскольку в двигателе рабочая температура масла поднимается до 150 градусов и выше. То есть, если у вас залито масло Mannol, Castrol или Mobil 5w30, это не значит, что во время поездки в Сочи, где летом температуры поднимаются выше 30–40 градусов, его необходимо сразу же менять

Если же вы постоянно проживаете в жарком климате, то необходимо выбирать ГСМ с более высоким вторым числом.

И другое важное отличие между этими двумя типами смазочных материалов — разница в вязкости. Состав 5w40 является более вязким

Соответственно, завести авто при понижении температур гораздо легче, если залито менее вязкое масло — в данном случае 5w30.

Замена масла при ремонте

Во время эксплуатации автомобилей происходят случаи, когда необходимо срочно восполнить потерю лубриканта. В таком случае вопрос заливки масла 5W30 вместо 5W40 не актуален – ехать совсем без смазки гораздо опаснее, чем на неподходящей жидкости.

Однако есть одна особенность – категорически не рекомендуется использовать смесь на постоянной основе. Такие действия могут спровоцировать увеличение износа, перегрев силовой установки иди разрушение пар трения. Обычно, рекомендуется после доливки или полной заливки формулы, кратчайшим путем добраться до СТО для починки автомобиля.

Какое масло заливать в зависимости от пробега автомобиля

Всегда необходимо делать выбор в пользу масла, рекомендованного производителем. Такой продукт изначально рассчитан на определенный тип двигателя исходя из его конструктивных особенностей. Таким образом, если изначально производитель советует использовать маркировку 5W-30, тогда логичным образом не стоит делать выбор в пользу 5W-40 или наоборот

Помимо этого, при выборе подходящего масла еще надо обращать внимание на пробег автомобиля:

При наличии заводского разрешения рекомендуется смазка 5W-40, если возраст автомобиля составляет меньше пяти лет, а пробег меньше 60 тыс

км
Длина пробега тоже имеет важное значение, ведь степень износа двигателя постепенно увеличивается, особенно после 100 тыс. км

При этом могут увеличиваться зазоры между узлами ДВС, из-за чего опытным автовладельцам приходиться использовать более вязкую моторную жидкость 5W, которая позволит продлить ресурс силового агрегата

Можно ли смешивать масла разных производителей одинаковой вязкости

Более распространенный вопрос среди автолюбителей. Подобные процедуры могут быть чреваты серьезными последствиями для ДВС. В критических ситуациях допустимо доливать масла другой марки, с соблюдением требований.

  1. Идентичные основы. Запрещается смешение минералки с синтетикой и наоборот.
  2. Соответствие допусков и сертификатов.
  3. Полная смена масла с промывкой двигателя.
  4. Доливка нового лубриканта не более 15-20% от базовой жидкости.

Чревато длительное использование такой «жижи» негативными последствиями. Конфликт технологий и присадок может спровоцировать деструкцию обеих формул с последующим снижением защитных свойств.

Таблица

В таблице приведены условия, когда допустимо мешать продукты разных производителей с одной вязкостью.

Основной лубрикант Доливаемая смесь
Основа
Минералка Полусинтетика
Полусинтетика Синтетика
Синтетика Синтетика
Вязкость
5W30 5W30
Допуски API для бензина (требования для дизелей аналогичны)
SF SF и выше
SG SG и выше
SH SH и выше
SJ SJ и выше
SL SL и выше
SM SM и выше
SN SN
Максимально допустимая пропорция %
80 20

Информация на этикетке

Все сведения относительно состава, качественных характеристик и принадлежности к тому или иному классу печатаются на этикетке продукта. Буква W свидетельствует о возможности использования масла при отрицательной температуре.

Цифра перед W характеризует низкотемпературную вязкость. В зависимости от неё смазочный материал пригоден для разных температурных режимов:

  • 20W — до -15 градусов С;
  • 15W — до -20 градусов С;
  • 10W — до -25 градусов С;
  • 5W — до -30 градусов С;
  • 0W — до -35 градусов С.

Если на двух разных упаковках указана вязкость масла 5w30 и 5w40, оба этих продукта могут быть применены при температуре не ниже -30 градусов. Второе число показывает высокотемпературную вязкость масляной жидкости:

  • 30 — до +20−25;
  • 40 — до +35−40;
  • 50 — до +45−50;
  • 60 — до +55−60.

Будет также интересно: Как выбрать лучший аккумулятор на свой автомобиль

По второму показателю можно судить о консистенции смазочного материала. Чем он выше, тем гуще масло.

При сравнении двух всесезонных масляных продуктов 5w30 и 5w40 однозначный ответ на вопрос, какой из них предпочтительнее, дать трудно. Более густая смазка с высокотемпературным показателем 40 плотно покроет поверхности движущихся механизмов, но может стать причиной поломки насоса, прокачивающего жидкость по системе. В результате её поступление к парам трения будет недостаточным.

Масло 5w30 является менее густым, поэтому проблем с прокачиваемостью не возникнет. Однако из-за недостаточной вязкости при высоких температурах может произойти утечка масляной жидкости через прокладки, сальники и другие резиновые уплотнители.

Полусинтетическое представляет собой смесь минеральной масляной базы и синтетических присадок. Поскольку чётких требований к составу такого продукта нет, доля присадок в нём может варьироваться от 20 до 50%. За счёт них удаётся получить неплохие качественные характеристики при невысокой цене.

Синтетическая смазка не содержит минеральных компонентов. Правильное сочетание базы и присадок, изготовленных на основе синтетики, гарантирует хорошую защиту от коррозии и высокую износостойкость. Подходит для самых современных двигателей, эксплуатируемых в экстремальных условиях.

Совместимость масел 5w30 и 5w40

Достаточно часто, особенно в случае аварийной неисправности, возникает необходимость долить масло в двигатель. В такой ситуации далеко не всегда под рукой оказывается смазка того самого производителя, чей продукт изначально залит в силовой агрегат.

То же самое справедливо и по отношению к индексу вязкости

По этой причине важно знать, можно ли смешать масло 5w30 и 5w40. В самом начале отметим, что зачастую особо не рекомендуется смешивать минеральные масла с продуктами, в которых базовая основа полностью синтетическая

Другими словами, минералку с синтетикой смешивать нельзя. Также не рекомендуется смешивание полусинтетики с синтетикой и т.д.

Что касается 5W30 и 5W40, теоретически смешать эти масла с минимальными рисками можно в том случае, если оба продукта одного производителя. В экстренной ситуации допускается смешивание масел разных производителей, но только при учете того, что они имеют одинаковую базовую основу.

Это значит, что минеральное масло смешивается только с минеральным, полусинтетика с аналогичным продуктом и т.д. При этом все равно не получается дать однозначный ответ на вопрос, можно ли в масло 5w30 доливать 5w40. Дело в том, что для каждого типа масла производители используют особые пакеты присадок, которые могут вступить в реакцию после смешивания.

В любом случае, даже если после долива нет никаких явных последствий, все равно это аварийная мера. После устранения поломки нужно немедленно сливать такую смешанную смазку из двигателя, менять масляный фильтр. Также в некоторых случаях может понадобиться дополнительно промыть двигатель перед заменой масла.

Моторное масло для весны: какое выбрать и когда менять

Сегодня моторные масла уже практически не делят на зимние и летние варианты (за редким исключением) — современные смазки для ДВС в подавляющем большинстве всесезонные. Поэтому для весенней замены правильнее всего будет использовать то же масло, которое было залито в предыдущий раз, или сменить его на аналогичное по характеристикам.

Есть несколько важных правил при смене моторного масла:

  • нельзя отступать от требований производителя авто к моторным маслам по классификациям API, ACEA, ILSAC или JASO;
  • для лета можно применять смазку, более вязкую на один пункт по SAE, но только в том случае, если это допускает автопроизводитель (например, на многих японских авто независимо от сезона применяется масло строго с одной и той же вязкостью);
  • при замене масла от одного производителя на аналогичное по характеристикам от другого, промывку мотора выполнять не нужно — это будут впустую потраченные деньги.

Оптимальным для замены считается период, когда температура воздуха ночью перестает пересекать нулевую отметку.

Когда нужно смешивать 5W30 и 5W40?


Смешение разных масел

Автомобильные двигатели различных моделей ведут себя абсолютно по разному, и если владелец отечественного «Жигули» сказал вам, что ничего страшного во взаимозаменяемости масел нет, это не может гарантировать исправного состояния двигателя вашего новенького BMW. Есть чувствительные установки, которые при малейшем отклонении от нормы, способны «впасть в анабиоз» и прекратить всякие попытки ехать дальше.

Изучая требования автопроизводителей (которые печатаются в мануале к машине), обратите особое внимание на виды смазок, запрещенные к использованию. Если среди них есть одна из рассматриваемых жидкостей, ни о какой совместимости не может быть и речи

Сложно представить, что такие, безопасные, на первый взгляд, мероприятия способны привести к тяжелым последствиям, тем не менее, их риск достаточно велик. Намеренно подвергать испытаниям автомобиль не нужно – все-таки ремонт может стоить вам больших денег. Но если других вариантов нет, то доливать 5W30 в 5W40 и наоборот рекомендуется только в экстренных случаях.

Например, если во время дальней поездки вы обнаружили, что уровень масла достиг минимума, а до ближайшего населенного пункта еще очень долго ехать, то залить можно любой попавшийся под руку состав. Главное – чтобы вы слили этот компот в ближайшем автомобильном сервисе.

Технические характеристики и различия между маслами

Моторное масло 5w30 и 5w40 является всесезонной смазочной жидкостью, способной надежно защитить детали и узлы двигателя от износа. Все моторные жидкости имеют определенную маркировку согласно европейской классификации SAE и различаются своими техническими характеристиками.

5w30 обладает оптимальной вязкостью, позволяющей эксплуатацию двигателя в температурном диапазоне от -30 до +30. В условиях низких температур одно из важнейших требований к смазкам является показатель вязкости: он не должен быть слишком высоким. Это необходимо для холодного запуска двигателя. Слишком густой смазочный материал затрудняет работу масляного насоса.

А в условиях высоких температур главная задача автомасла — способность удерживать масляную пленку, предохраняющую поверхности деталей от трения. Правильно подобранное автомасло гарантирует бесперебойную работу ДВС в жаркую погоду, и предотвращает остановку мотора.

5w40 является аналогичным продуктом по показателю вязкости при низких температурах. Высокотемпературный коэффициент равен 40, это означает, что масло пригодно для эксплуатации в более жарких условиях (до +40).

Характеристики автомасел в большей степени зависят от используемой основы, она может быть минеральной, полусинтетической или синтетической. Помимо этого, на свойства смазки влияет набор присадок и различных загустителей.

Всесезонные продукты получили широкую популярность именно за качественный состав присадочных компонентов, которые обеспечивают надежную защиту двигателя и бесперебойную его работу. От свойств загустителя зависит класс моторной жидкости.

Необходимо принять во внимание и такой момент: вязкостные свойства универсальных автомасел имеют тенденцию к изменениям под действием скорости сдвига. Другими словами: чем выше скорость, тем ниже вязкость

5w40 при определенной скорости сдвига демонстрирует больший показатель минимальной вязкости в отличие от 5w30.

Таким образом, 5w30 и 5w40 являются универсальными смазками, работающими в достаточно широком температурном диапазоне. Оба автомасла всесезонные, отлично зарекомендовавшие себя в большинстве регионов России.

Из приведенных рабочих характеристик масла видно в чем основная разница между продуктом с маркировкой 5w30 и смазкой 5w40. Они отличаются высокотемпературным показателем, и соответственно, последнее оптимально для регионов с жарким летом. 5w40 более вязкое, его использование рекомендовано для регионов с умеренным и жарким климатом. Более вязкая смазка обладает меньшей текучестью.

В сравнительном анализе важно учитывать и состояние силового агрегата. Недостаточно вязкая жидкость может спровоцировать утечку через сальники и уплотнители

В этом случае масляная пленка очень тонкая, что приводит к риску повышения коэффициента трения, а значит и повышенному износу деталей. Высокая вязкость ухудшает прокачиваемость, и смазочная жидкость не способна поступать в должном количестве к узлам и деталям. Это способствует нарушению отведения тепла и перегреву силового агрегата.

Лучшим руководством при выборе подходящих продуктов являются допуски моторных масел. Производитель ДВС тестирует агрегат и подбирает наиболее оптимальные варианты для защиты двигателя. Какое моторное масло является лучшим для вашего автомобиля, целиком зависит от допусков, рекомендованных производителем и средних температур региона эксплуатации.

Как расшифровать масляный индекс

Подобрать правильное масло для своей машины — означает, проявить настоящую заботу о двигателе и, тем самым, обеспечить его длительную работу без необходимости досрочного капитального ремонта. Это послужит определенной гарантией того, что он не преподнесет неожиданных сюрпризов в непредвиденный момент. Но разновидностей смазки в продаже существует огромное количество: они различаются не только производителем или цветом канистры, но и по вязкости. Эти и другие критерии можно найти на емкости

Но важно правильно уметь их читать, поскольку за этим скрываются конкретные характеристики.
Итак, именно в параметрах каждой моторной смазки и кроются основные отличия между ними, а, значит, и сфера применения. Обозначение каждой из них содержит буквенную и цифровую часть

Именно они отображают степень вязкости как на низких, так и на высоких температурах, а это и есть важнейшие характеристики моторной смазки. Если автомобиль будет эксплуатироваться в сильные морозы, она не должна быть слишком вязкой, иначе это затруднит запуск двигателя. В летние месяцы она, наоборот, должна обеспечивать масельную пленку между отдельными деталями.

Именно буква W обозначает win­ter, что в переводе с английского означает «зима». Первое число перед буквой является критерием зимнего применения масла, а второе — соответственно, летнего. Присутствие обоих чисел будет свидетельствовать о том, что смазка является всесезонной. Эти данные утверждены стандартом SAE (эта аббревиатура расшифровывается, как Ассоциация автомобильных инженеров). Согласно этого стандарта вязкостные и температурные свойства и являются определяющими при установлении качества масла.

5W30 или 5W40: в чем разница (Видео)

Выбирая моторное масло, следует учитывать обозначенные маркировкой особенности и использовать подходящее под климатические особенности, а также удостовериться, какая смазка оптимальна по мнению производителя

Более густые и вязкие смазочные материалы подходят не всем типам двигателей, производитель при составлении рекомендаций принимает во внимание взаимодействие материалов, из которых изготовлен агрегат, с тем или иным вариантом

Отличие 5W30 и 5W40 в вязкости: маркировка «40» означает, что в жаркий сезон смазка обеспечивает бесперебойную работу при температуре до сорока градусов, то есть отличается большей вязкостью. При этом когда за окном холод, смазочные материалы по показателям весьма похожи. Предельная температура в холода для них от минус двадцати пяти до тридцати градусов.

Смазочные материалы 5W30 и 5W40 создаются на минеральной основе, бывают полусинтетическими или синтетическими. Синтетика по стоимости превосходит полусинтетику, расходуется экономнее, обладает более продвинутыми эксплуатационными характеристиками. 5В40 рекомендуется движкам, отличающимся высоким выделением тепла, 5В30 уступает по вязкости. Первое окажется гуще второго.

Подведем итоги

С учетом вышесказанного становится понятно, что вязкость масла и стабильность этой характеристики при различных температурах определяет основные характеристики смазочного материала, а также цену продукта.

Лучшим выбором можно считать такое масло, в котором показатели вязкости находятся в допусках производителя ДВС

Параллельно следует обращать внимание на базовую основу, так как более дорогое полусинтетическое масло, например, 5W40, будет лучше по сроку службы и качеству сравнительно с таким же, но минеральным 5W40

Для владельцев старых автомобилей к выбору масла нужно подходить с особой ответственностью. С одной стороны, наблюдается интенсивное развитие технологий в сфере производства ГСМ. Это значит, что информация касательно смазочных материалов в руководстве по эксплуатации может оказаться сильно устаревшей.

При этом если смазку приходится подбирать самостоятельно, нужно учесть ряд особенностей, о которых мы рассказывали выше. Если проще, не всегда дорогая маловязкая синтетика будет означать, что старый мотор на таком современном высокотехнологичном масле надежно защищен летом и зимой.

Напоследок добавим, что при выборе масла нужно придерживаться определенной середины, а также принимать в расчет индивидуальные особенности эксплуатации ДВС. Это значит, что смазочный материал не должен сильно разжижаться и терять свои свойства с учетом максимально возможного нагрева, а также оставаться текучим с наступлением холодов.

Выводы

Отечественные производители смазочных материалов владеют современными технологиями и высокопроизводительным оборудованием, используют сырье от лидеров отрасли, что позволяет им изготавливать полный спектр моторных масел необходимых для обслуживания двигателей автомобилей разных поколений. При этом моторные масла российского производства, по сравнению с зарубежными аналогами, имеют конкурентную цену, которая формируется благодаря недорогим энергоносителям, собственной сырьевой базе, невысоким логистическим затратам на доставку продукции потребителям. Покупатели отечественной продукции получают не только гарантию от производителя, но и полную техническую поддержку.    

Выводы

В интернете много видеороликов, где авторы утверждают, что смешивать можно всё что угодно, в любых пропорциях и вязкостях – будь то 5W30, 5W40 или 5W60, минералка или синтетика. На самом деле это не верно. Можно смешивать масляные жидкости только в самых крайних случаях, когда другого выхода нет. Например, во время поездки появилась течь, и мотор постепенно теряет смазку. Цель – использовать любой другой масляный состав, чтобы можно было доехать пару сотен километров до СТО. Там найти причину утечки, промыть двигатель и залить то масло, которое требуется. Такой пробег не будет мешать мотору, он не успеет повредиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *