Запрещено ли обгонять справа по обочине
Содержание:
Общие принципы совершения обгона
Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.
Обгон – это очень опасно!
Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона
И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).
Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.
Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:
1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;
2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);
3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;
4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.
Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.
Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):
- полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
- водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
- водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
- есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.
Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».
Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.
Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.
Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!
Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.
Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.
Что такое обгон
Обгон – это, согласно определению в правилах дорожного движения, опережение одного или нескольких транспортных средств, которое совершается путем выезда на встречную полосу движения и возвращением на ранее занимаемую часть дороги. Обгон не всегда является нарушением ПДД – например, если он был осуществлен по соответствующей разметке и по всем правилам.
Правила дорожного движения и обгон
В правилах дорожного движения четко указано, что обгоном можно считать маневр, во время которого водитель совершает выезд на встречную полосу с целью опережения впереди идущего транспортного средства. Особенность маневра – водитель обязан вернуться в полосу своего предыдущего движения сразу после его завершения.
Правильно совершенный обгон не является нарушением и не карается штрафными санкциями. Такой маневр разрешено совершать только с левой стороны.
Чем отличается обгон от объезда
Обгон | Объезд |
Правила, регулирующие проведение обгона и объезда, практически не различаются, но если водитель при выполнении таких маневров пересечет сплошную разделительную полосу или выедет на полосу встречного движения без оценки уровня опасности ситуации, то подобное нарушение карается законом – накладывается штраф, возможно лишение водительских прав, но самое важное – вероятность ДТП
Виды обгонов
Существует всего два вида обгона – слева и справа от впереди идущего транспортного средства. В первом случае нет никаких нарушений – именно слева можно правилами дорожного движения обгонять автомобили. Но если такой маневр совершается справа, то для этого должно «сработать» исключение – движение транспорта осуществляется по трехполосной трассе, а впереди идущий автомобиль находится на средней полосе.
Дорожные знаки, запрещающие обгон
Дорожный знак, запрещающий закон, имеет индивидуальный номер в правилах дорожного движения – 3.20. Он категорически запрещает обгон транспортных средств, исключением признаются только мопеды, тихоходные транспортные средства, гужевой транспорт, мотоциклы без коляски и велосипеды.
Устанавливается такой запрещающий знак только на тех участках трассы/дороги, где предположительно может создаться аварийная ситуация – например, на крутых и затяжных поворотах, подъемах с разным углом наклона, в местах сужения дороги и так далее.
Действие запрещающего обгон знака начинается с того места, где он остановлен. Заканчивается его действие на первом перекрестке по ходу движения, но это правило не действует в отношении проселочных, лесных других видов дорог, которые признаются примыкающими или второстепенными. Если такой знак установлен в населенном пункте, то его действие заканчивается либо после соответствующего знака (перечеркнутого) либо по выезду из города, поселка, деревни.
Знак, запрещающий обгон, выполненный на желтом фоне – временное ограничение. Устанавливается на дороге, если на ней имеется ремонтируемый или строящийся участок. Правила дорожного движения гласят:
Если рядом с «желтым знаком» установлен «белый» знак, а его действие противоречит «желтому», то приоритетным является знак на желтом фоне.
Штраф за неправильный обгон
Неправильно совершенный обгон карается штрафом, его сумма зависит от того, какой именно этап маневра был осуществлен с нарушениями – об этом четко указано в Кодексе об административных нарушениях (часть 4 статья 12.5):
- невыполнение требований ПДД в части заблаговременной подачи сигналов указателями поворота до начала обгона либо перестроения при опережении, а также при возвращении в ранее занимаемую полосу — влечет штраф пятьсот рублей, однако может быть выписано лишь предупреждение;
- движение по обочинам и иное нарушение правил расположения ТС на проезжей части — влечет штраф в размере одной тысячи пятисот рублей;
- невыполнение водителем ТС, являющегося тихоходным транспортным средством, двигающегося со скоростью не более 30 км/ч, либо перевозящего крупногабаритный груз, требований ПДД, обязывающих его пропустить для обгона или опережения ТС, следующие за ним — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
- движение по дорожкам, предназначенным для пешеходов или велосипедистов — влечет для нарушителя штраф в две тысячи рублей;
- выезд в нарушение ПДД с целью объезда препятствия на «встречку» либо на трамвайные пути, встречного направления — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
- выезд в нарушение ПДД на трамвайные пути либо полосу встречного направления, за исключением случаев, указанных в пункте выше — влечёт штраф пять тысяч рублей или лишение права управлять ТС на срок от четырёх до шести месяцев. Если названное нарушение зафиксировано повторно, права управления ТС можно лишиться на один год.
Об обгоне справа
Как в 2017, так и в 2018 году положения в ПДД про обгон или опережение не поменялись. Согласно пункту 10.4, если авто находится за пределами населенных пунктов, ему следует осуществлять движение по крайней правой от него полосе. Левая предназначена только для осуществления обгона.
Если движение происходит в населенном пункте, тогда передвигаться можно в любой из полос. Изменения происходят при необходимости повернуть, развернуться, обогнать или остановиться. Но при наличии на дороге больше 2 полос, движение по ним допускается исключительно при сильной загруженности транспортными средства.
Можно ли обгонять на перекрестке
Этот волнующий водителей вопрос рассмотрен в 11 разделе ПДД. Обгонять на перекрестках можно, но не на всех. По правилам это законно только на нерегулируемых перекрестках, причем двигаться водитель, желающий выполнить обгон, должен по главной дороге. Для начала разъясним основные понятия. Перекресток – это место, где пересекаются дороги. Он может быть разных видов – крестообразный, Т-образный, с разделительной полосой, с круговым движением. Также перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые.
Мы все знаем, что использование ручного мобильного телефона во время вождения является незаконным. Большинство людей, вероятно, не знают, что даже иметь мобильный телефон на коленях и не использовать его является преступлением. Вы неправильно использовали предупреждающее устройство автомобиля. И если ваша рука находится за окном, вы совершили преступление выпячивания конечностей.
Индикаторы должны использоваться при повороте влево, вправо или разворот, но не обязательно, если вы едете прямо. Но если это связано с тем, что вы ползаете по стоп-линии на перекрестке, чтобы пройти эту машину скорой помощи, вы все равно активируете камеру с красным светом. Ваши протесты упадут на коллективные слухи Управления государственного долга. Вы по-прежнему технически «запускаете» красный свет.
Обгоном называют опережение одной или нескольких машин, для осуществления которого нужен выезд на встречную полосу. Предполагается, что потом (после завершения маневра) водитель, совершающий обгон, вернется на свою полосу. Изменения в ПДД, касающиеся обгона, произошли еще в конце 2010 года, но до сих пор не все автомобилисты запомнили их суть. Ранее считалось, что обгон подразумевает любой выезд из полосы, которую занимал автомобиль. Сейчас это не так. Чтобы выполняемый вами маневр считался обгоном, он должен соответствовать следующим признакам:
Если вы видите этот знак, технически не должно быть транспортных средств, путешествующих в дальнем правом русле, если они не находятся в середине действия обгона конкретного транспортного средства. Если вы один из тех толчков, которые получают пинок, брызгая водой на пешеходов, сжимающих зонтики, когда вы проезжаете мимо проливного дождя, идите на это.
Но брызги грязи на прохожих, которые ждут автобуса, вы за это заплатите. Они могут ухаживать за похмелье, сожалея об изворотливом кебабе, который они потребляли раньше, или просто устали от ухаживания с детьми; что бы вы ни делали, не выражайте сочувствие вашему пассажиру, предлагая откидываться на свое место, чтобы вздремнуть. Скорее всего, тело, лежащее на переднем пассажирском сиденье, больше не будет надевать свой ремень безопасности, так как оно должно плотно прилегать к туловищу. По-видимому, это так же плохо, как и не носить его вообще, и если вашему пассажиру не исполнится 16 лет, вы получите 3 штрафных очков, а также штраф.
- Обгоняя другое транспортное средство, водитель всегда производит его опережение. Но далеко не каждое опережение можно назвать обгоном.
- Главным условием обгона является выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.
- Для завершения обгона автолюбитель должен вернуться на полосу, занимаемую им ранее.
Также следует обратить внимание на один момент – обгон не разрешается на всем протяжении многополосных дорог. Например, если дорога имеет четыре полосы (две попутного направления и две – встречного), то вы имеете право законно осуществить не обгон, а опережение на перекрестке и вне его. Как? Перестроиться из правой полосы в левую и опередить попутный транспорт, не выезжая на встречку
Как? Перестроиться из правой полосы в левую и опередить попутный транспорт, не выезжая на встречку.
На каких перекрестках разрешен обгон?
И, наконец, на другом материале, связанном с документами, преступление также не может уведомить Дороги и Морскую Власть, когда вы перемещаете дом. Именно поэтому они знают, куда отправлять уведомления о нарушении, когда вы нарушили все или все вышеперечисленное.
Какое поведение водителей попадает под вашу кожу, но правительство не нашло возможности законодательно запретить? Хотите запретить декорации «Моя семья» из задних окон? Силуэты девушки на полуприцепах? Выше: Исторический маршрут 66 в Миссури. В целом, европейский посетитель, не говоря уже о канадском, очень легко передвигаться и ездить в Соединенных Штатах. Большинство знаков идентичны, начиная с правого вождения, в то время как сеть, широкая и ухоженная, делает движение очень комфортным. Тем не менее, следует выделить несколько ключевых различий.
Когда правила не запрещают опережение?
Нередко бывают случаи, когда водители нарушают правила и пересекают двойную сплошную линию. В таком случае им грозит наложение штрафных санкций. Помимо этого, произведенные действия могут привести к созданию аварийной ситуации.
Поэтому, автомобилисты должны знать, когда данный маневр разрешен, и как его выполнять:
- Правильно рассчитано время и на маневр и расстояние до впереди идущего по встречной полосе транспортного средства.
- Когда автомобиль находится по максимуму близко к впереди идущему автотранспорту, включается сигнал поворота и выполняется опережение.
- Выполнение манипуляций займет малое количество времени, и машина вновь будет возвращена на свою полосу дороги.
- Когда маневр завершен, необходимо включить сигнал правого поворота, тем самым, предупреждая других участников движения о своем намерении вернуться на прежнюю полосу.
Обгон справа
Двигаясь по дорогам с правосторонним движением, водители должны понимать, что объезжать транспортные средства разрешено только с левой стороны.
Исключением выступает тот случай, когда автотранспорт, двигающийся впереди, включил сигнал поворота налево, и ожидает возможности, чтобы выполнить действие, при данных обстоятельствах, автомобилист на законных основаниях, может совершить объезд справа.
Разберемся в терминах
Обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, с выездом на полосу встречного движения, и возвращение на ранее занимаемую полосу. Маневр производится по левой стороне. Такого понятия, как обгон справа в ПДД не существует.
Это один из самых сложных и опасных маневров при движении. Именно при нарушении правил обгона возникает большое количество ДТП с летальным исходом. Поэтому в ПДД предусмотрены жесткие требования к водителю, выполняющему такой маневр.
Для выполнения безопасного обгона нужно:
- оценить скорость движущегося впереди автомобиля;
- проанализировать состояние дорожного покрытия: насколько оно влажное, скользкое, сухое;
- оценить скорость автомобиля, который идет навстречу;
- знать возможности своего автомобиля.
Перестроение на дороге не должно создавать помех для других участников движения. Если существует хотя бы небольшая вероятность возникновения аварийной ситуации, то от маневра необходимо отказаться, так как он может стать причиной ДТП. Водитель должен знать, что правила движения обгон справа не предусматривают.
Правила дорожного движения:
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
— транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
— транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
— следующее за ним транспортное средство начало обгон;
— по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
11.4. Обгон запрещен:
— на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
— на пешеходных переходах;
— на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
— на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
— в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
11.6.
В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
Запрещающие знаки, штрафы и обгон справа
Обгон транспортных средств справа невозможен, согласно определению, данному в нормативно-правовых актах и других официальных документах в России. При этом любое нарушение правил, описанное выше, может привести к изъятию водительских прав на период, который не превышает шести или двенадцати месяцев, либо к выплате штрафа.
ВАЖНО! Такой штраф (его размер) зависит от конкретного вида нарушения и может составлять до пяти тысяч рублей. При однократном нарушении указанных правил и норм поведения водителя на дороге данное действие может наказываться меньшей суммой штрафа, при повторном — большей
То же касается срока лишения прав: для первого случая может применяться мера по лишению прав на полугодовой срок, в последующих случаях — на год
При однократном нарушении указанных правил и норм поведения водителя на дороге данное действие может наказываться меньшей суммой штрафа, при повторном — большей. То же касается срока лишения прав: для первого случая может применяться мера по лишению прав на полугодовой срок, в последующих случаях — на год.
Разнообразие дорожных знаков, которые относятся к вопросам регулирования процессов обгона, а также варианты дорожной разметки:
- Знак, который запрещает обгон легковых авто на некоторых участках дороги (трассы), находится в правилах под номером 3.20. Он изображает два легковых авто разных цветов: красного и черного. При этом конец зоны запрета автообгона транспортных средств обозначается знаком под номером 3.21.
- Знак, запрещающий обгон грузовыми транспортными средствами легковых автомобилей, также изображает два разноцветных ТС, одно из которых — грузовое. В правилах дорожного движения запрещающий знак находится под номером 3.22, разрешающий автообгон грузовиками — под номером 3.23.
- Прерывистая (не сплошная) линия (дорожная разметка), которая разделяет два потока авто, едущих в разных направлениях, допускает возможность ее пересечения для осуществления обгона слева, если это не противоречит правилам. В ПДД такая разметка описывается в специальном разделе, пункт № 1.5.
На видео об ошибках при обгоне
Выполнение правил автообгона слева и недопущение обгона справа, а также следование тем правилам, которые предписываются дорожными знаками и разметкой, обеспечит грамотному водителю безаварийное вождение и отсутствие штрафов.
Обойтись без нарушения
Выполнение обгона может выполняться в некоторых ситуациях. Они предусмотрены в 2021 году в правилах дорожного движения и позволяют обгонять машины даже в присутствии запрещающего знака
Это важно знать, чтобы не получить несправедливый штраф:
- можно обгонять тихоходный транспорт;
- запрет на действия по обгону мототехники или аналогичных двухколёсных средств не распространяется;
- можно обогнать конные повозки или гужевые средства.
Для опознания тихоходного транспорта на нём устанавливают знак в виде красного треугольника с жёлтой обводкой. Он устанавливается на хорошо заметном месте, а иногда выкрашивается флуоресцентной краской, чтобы водитель не пропустил его в тёмное время суток. Это не пустое требование, ведь на трассах повышенной загруженности и нестандартных участках возрастает риск ДТП, поэтому и большой штраф.
Особые исключения
Конечно, бывают ситуации, когда человек обгонит транспортное средство в зоне действия ограничительного указателя 3.20, если оно двигается со скоростью в 30 км/час. За это не будет выписываться штраф, так как водитель имеет право на такой обгон. Если на тихоходной машине предусмотрен предупреждающий знак, её нельзя обгонять, что указывают правила за 2021 год. Таким же способом можно обогнать мотоцикл, если он едет со скоростью не выше 30 км/час.
Эта ситуация становится предметом частых споров, когда автомобиль обгоняет машину, которая едет медленно только в этот момент. К примеру, трактор способен развить достаточно высокую скорость и двигается медленно только в этот момент. За подобные действия назначается штраф, установленный на 2021 год.
Временное запрещение движения
Область действия знака «Обгон запрещён» может иметь временный характер. Такая разновидность называется 3.20В. Отличается указатель только жёлтым фоном, в остальном повторяя оригинальный образец. Он является обязательным для выполнения и становится приоритетным даже в случаях, когда рядом установлены другие знаки. Аналогичная ситуация и с временной разметкой, что устанавливается на время проведения работ.
В местах трассы, где присутствует указатель «Обгон запрещён», нужно тщательно изучить ситуацию
Важно понять, что участок движения может и не иметь обязательного запрета на обгон. Если транспорт, находящийся впереди, является тихоходным, его можно объезжать
Лучше обдумать всё дважды, чтобы избежать правонарушения. Если без такой ситуации не обошлось и существует риск получить штраф, свои права можно защищать со статьёй 12.15, которая учитывает все нюансы использования этого указателя.
Когда водителю запрещается обгон автомобиля, это делается для обеспечения его безопасности. На таких дорогах часто достаточно сложное движение, которое требует дополнительного регулирования
Это важно соблюдать, но и требуется понимать исключения из правил, чтобы не попасть на удочку хитростей служб правопорядка
Важная информация
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (499) 110-56-12 (Москва)
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
8 (800) 222-69-48 (Регионы)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и !
Обгон справа ранее не допускался и считался нарушением. Теперь это понятие заново назвали опережением и разрешили.
В итоге ответить, в каких случаях разрешен обгон справа, нельзя. Сказать, что ни в каких — неточно, корректнее указать, что справа допускается опережение.
Такое опережение можно произвести только по самой трассе, но не по пространству справа, где автомобилям двигаться нельзя, даже если при его использовании появляется возможность обогнать ряд участников движения.
В целом этот маневр разрешен лишь при соблюдении ряда правил и осторожном вождении, не создающем помехи другим
Основные определения
Под обгоном в настоящее время понимают опережение одним транспортным средством другого, в ходе которого обгоняющему ТС потребовалось заехать либо на другою сторону трассы (если оно движется по двухполосной дороге), либо на среднюю полосу (если дорога трехполосная).
При отсутствии такого маневра действие не рассматривается как обгон. Всего обгон состоит из трех этапов.
Следом, двигаясь по этой полосе, обгоняющее авто занимает позицию перед обгоняемым. Наконец, оно возвращается на прежнюю полосу, но уже перед обогнанным авто.
Под опережением понимают движение одного ТС, сначала расположенного сзади с более высокой скоростью, нежели у другого авто, бывшего спереди которое привело к тому, что первое ТС оказалось спереди.
Каких-либо дополнительных условий нет. Обгон, таким образом, тоже представляет собой опережение, но с дополнительными условиями, которые и описаны в предыдущих параграфах.
Какие есть виды опережения авто
Итак, существует два вида опережения авто, а именно собственно опережение и обгон (который включается в категорию «опережение» наряду с опережением в узком смысле).
Различия между ними таковы:
При обгоне | Необходимо выехать на встречную полосу, а при опережении этого делать не требуется |
При обгоне существует масса ограничений | А для опережения имеется одно — запрет его выполнения на ряде участков трассы, в том числе в зоне перехода, на перекрестке, на железнодорожном переезде, в тоннеле и на эстакаде, а также на завершающем отрезке подъема и на участке трассы с недостаточной видимостью |
При некорректном обгоне | Водитель несет наказание по специальной статье КоАП (статья 12), а при нарушении правила опережения статьи нет |
Обгон допустим исключительно слева | А опережение — как слева, так и справа |
Также существует понятие перестроение, оно предполагает переход ТС на более левую полосу и дальнейшее движение по ней.
Так как движение по данной полосе быстрее, нежели на предыдущей, ему придется обгонять другие авто, занимающие полосу, на которой находилось это ТС до перестроения. Однако это будет уже обычное опережение.
Действующая нормативная база
Действующая нормативная база в отношении обгонов состоит из следующих документов:
- Правила дорожного движения (или ПДД);
- Кодекс об административных правонарушениях (или КоАП).