Отличия понятий “обгон” и “опережение” по пдд 2022
Содержание:
Какова зона действия знака «Обгон запрещён»?
Дорожный знак 3.20 «Обгон запрещён»
А вот зона действия это знака зависит от конкретной протяжённости участка с опасностью выезда на встречку и характера дороги в целом. На какое расстояние распространяется срок действия знака запрета обгона? Давайте выяснять!
Действие знака «Обгон запрещён» с табличкой протяжённости действия
Один из самых очевидных способов ограничить зону действия запрета обгона на 2022 год, это применить соответствующий знак информационной табличкой с указанием расстояния зоны действия и двумя стрелками по бокам значения расстояния. В этом случае знак будет действовать указанное на табличке количество метров или километров.
К слову, когда закончатся, к примеру, 100 метров, указанные на знаке, водитель должен только предугадать, поэтому лучше лишний раз не рисковать, учитывая, что за запрещённый обгон Вас ждёт наказание вплоть до лишения прав.
Действие знака «Обгон запрещён» до знака отмены запрета обгона
Но чтобы водителю не пришлось как-то наугад определять, когда закончились указанные на табличке зоны действия запрета обгона метры или километры, в конце зоны запрета обгона применяют знак 3.21 — конец зоны действия знака 3.20. Все очень просто — когда Вы встретили знак «Конец зоны запрета обгона», можно смело начинать обгон, если только другие пункты ПДД не нарушаются и нет сплошной линии разметки.
К слову, на трассах нередко после конца запрета обгона уже через небольшое расстояние встречается снова знак «Обгон запрещён», поэтому будьте внимательны. Новые изменения в ПДД чётко расставили все точки над вопросом, когда обгон начат в зоне его разрешённости, а закончен через сплошную — за это в любом случае будет лишение прав (да и раньше было разъяснение Верховного суда РФ, что за это положено лишение, только чёткости в самих Правилах не было).
Действие знака «Обгон запрещён» до знака конца всех ограничений
Есть в ПДД и такой знак, как 3.31, называемый концом зоны всех запретов. Он означает, что все ранее введённые запрещающие знаки отменены — ограничение скорости, запрет остановки и стоянки и другие, запрет обгона в том числе.
В нашем конкретном случае действие знака 3.31 аналогично действию знака 3.21 (конец распространения запрета обгона).
Но зона действия знака 3.20 не обязательно должна ограничиваться соответствующим знаком, отменяющим его действие. Если такого знака нет, то ознаменованием разрешённого обгона может быть и встретившийся на Вашем пути перекрёсток либо начавшийся населённый пункт, если Вы двигались по трассе, или конец населённого пункта, если Вы двигались, соответственно, по населённому пункту.
При этом, перекрёсток должен быть «настоящим» — согласно ГОСТу? на 2022 год такие пересечения, как примыкания лесных, степных или полевых дорог и других дорог, не отмеченных информационным знаком приближающегося перекрёстка вне города (см. рис. ниже), не отменяют действие знака «Обгон запрещён». Также и конец/начало населённого пункта должны быть отмечены соответствующими знаками.
Начало населённого пункта |
Конец населённого пункта |
Действие знака «Обгон запрещён» не прерывается окончанием сплошной или поворотом
А вот если Вы проехали знак 3.20, а потом видите, что сплошная закончила своё действие (по ГОСТу сплошная должна быть нанесена сразу после знака, но и если не нанесена, то это ещё не значит, что запрет знака можно нарушать), то обгонять всё ещё ни в коем случае нельзя.
Вообще, Вы должны помнить из курса ПДД о том, что знаки имеют приоритет над разметкой. Поэтому при наличии прерывистой разметки, разделяющей встречные потоки транспорта, Вы должны всё ещё ждать на своём пути отмены запрета обгона другими знаками, концом/началом населённого пункта или перекрёстком.
Также действие знака не прерывается поворотом или разворотом дороги без образования перекрёстка. 5 лет назад в ПДД даже была формулировка о том, что действие знака 3.20, установленного перед опасным поворотом, прерывалось по окончании такого поворота. На 2022 год такой формулировки нет, и действие знака поворотом и даже разворотом не прерывается — будьте внимательны!
Что нужно соблюдать чтобы выполнить правильно маневр
Обгон всегда несет в себе опасность, поэтому к его выполнению нужно подойти ответственно и обдуманно. Правила обгона, встречного разъезда и опережения подробно описаны в разделе 11 ПДД РФ.
Важно помнить, что обгон и опережение — это разные маневры. Опережение подразумевает выезд на полосу попутного движения с целью опередить впередиидущий автомобиль, при этом возвращаться на исходную полосу не обязательно
Обгон — это выезд на полосу встречного движения с целью опережения ТС и последующим возвращением на исходную полосу.
ВАЖНО! Опережение на трассе может не требовать выезда на встречную полосу. Если дорога двух- или трехполосная, то он подразумевает выезд на среднюю или крайнюю левую полосу движения
Но важно помнить, что маневр всегда заканчивается возвращением на исходную. Опережение на многополосной трассе безопаснее, но не отменяет установленных правил.
Что нужно сделать перед началом обгона
Прежде чем начать обгон, нужно убедиться, что полоса движения, на которую собирается выехать водитель, свободна. Она должна быть свободна от другого транспорта настолько, чтобы хватило расстояния для обгона, а также не было создано помех другим автомобилям.
Если ситуация позволяет выполнить маневр, то не стоит медлить — нужно приступать
Важно помнить о том, что обгон подразумевает следующие действия:
- Включение левого сигнала поворота.
- Выезд на полосу встречного движения, отключение сигнала поворота и опережение ТС.
- Включение правого сигнала поворота и возвращение на исходную полосу.
Случаи, в которых маневр запрещен
Выполнять обгон нельзя, если:
- транспортное средство, едущее перед впереди, совершает обгон или объезд препятствия на дороге. То есть, если впередиидущее авто смещается влево, то обгонять нельзя;
- впередиидущее ТС поворачивает налево;
- полоса, на которую планируется выезд, занята;
- недостаточно места для выполнения маневра и его завершения;
- идущее сзади ТС совершает обгон.
В каких местах запрещено обгонять
Данный маневр запрещен на участках, которые прописаны в ПДД:
- На перекрестке (вне зависимости от того, регулируется он или нет).
- На пешеходном переходе.
- В тоннелях.
- На мостах, путеводах, эстакадах и под ними.
- На железнодорожных переездах и на расстоянии менее 10 метров до них.
- При наличии опасных поворотов, крутых подъемов и местах с ограниченной видимостью. Как правило, такие участки обозначаются знаками 1.14, 1.11.1 и 1.11.2.
- На участках, где установлен знак 3.20 «Обгон запрещен». Не стоит забывать и о том, что после этого знака через какое-то расстояние должен появиться 3.21, снимающий ограничения.
Нарушение правил наказывается штрафом.
Рекомендации при обгоне большегрузов
Обгон большегрузов требует еще большей внимательности. Вот несколько рекомендаций, которые помогут совершить обгон любого транспорта безопасно:
- Обгонять нужно быстро. Многие водители поступают так: сбавляют скорость, затем выезжают на встречку и начинают плавно разгоняться. Это неверно, поскольку такой обгон может занимать много времени. Маневр должен производиться быстро, а скидывать скорость нельзя. Чем больше обгоняемый транспорта (или длиннее колонна), тем быстрее нужно обгонять.
- Выполнять маневр лучше в одиночку, а не заодно с кем-то. Идущий спереди автомобиль загораживает обзор, поэтому выезжать за ним на встречку небезопасно. Кроме того, встречный транспорт точно также увидит только одну обгоняющую машину, а вторая станет для него неприятным сюрпризом. Еще одна опасность кроется в том, что машина спереди может оказаться намного мощнее: значит ее риск обгона будет оправданным, а вот для машины с меньшей мощностью нет. Всегда нужно помнить о том, что прижиматься к бамперу другого авто нельзя, ведь в таком случае при резком торможении есть высокая вероятность ДТП.
- Крупногабаритный и тяжеловесный транспорт ограничивает обзор, поэтому перед его обгоном нужно принять как можно правее на своей полосе движения. Это поможет улучшить видимость. Кроме того, вполне вероятно, что перед грузовиком есть несколько легковых авто, которые тоже придется обогнать.
ВАЖНО! Нужно помнить, что у большегрузов есть много «слепых зон», где водителю попросту не видна легковушка. Поэтому не надо подъезжать вплотную к такому транспорту
При движении на трассе многие грузовики развивают высокую скорость, но стоит учитывать, что и для разгона, и для торможения, крупным машинам нужно намного больше времени, чем легковым.
Вынужденная остановка
Остановка транспортного средства не всегда бывает запланированной (или, как называют Правила, преднамеренной). Бывает и так, что водитель не собирался по своей воле останавливаться, а пришлось! Чаще всего это бывает из-за какой-нибудь технической неисправности.
И в этом случае ПДД называет такое состояние вынужденной остановкой.
Вынужденная остановка касается и тех транспортных средств, которые продолжают движение. И поэтому – в целях достижения максимальной безопасности – в случаях вынужденной остановки в тех местах, где остановка и стоянка запрещены, водитель обязан включать аварийную сигнализацию и выставлять знак аварийной остановки.
ПДД четко регламентируют три случая вынужденной остановки. Но все они сходны своей нежелательностью, непреднамеренностью, незапланированностью, ибо носят исключительно случайный характер.
1. Техническая неисправность.
Неприятная перспектива для водителя, но весьма распространенное явление.
2. Препятствие для движения.
К примеру, впереди – по направлению движения – случилось ДТП. А это опасность.
Или сходы лавины, селя, падение камней.
3. Состояние водителя или пассажира.
Схватило сердце, внезапно заслезились глаза, резко заболела голова, ослепили фары встречных автомобилей…
Да мало ли случаев, когда состояние водителя или его пассажиров заставит отказаться от продолжения намеченной поездки, ибо делает ее небезопасной?
4. Опасность, создаваемая перевозимым грузом.
Незакрепленный груз на верхнем багажнике – очень распространенная причина его несанкционированного появления на проезжей части или на других автомобилях.
При обнаружении проблем с креплением груза следует немедленно перейти в режим вынужденной остановки.
Действия водителя при перестроении:
1) проконтролировать обстановку позади Вашего ТС через центральное зеркало заднего вида. Именно со взгляда в зеркало должен начинаться любой манёвр, связанный с изменением направления движения;
2) не меняя направления движения, пропустить ТС, движущиеся с более высокой скоростью по той полосе, на которую Вы собираетесь перестроиться. Если необходимо объехать препятствие, а соседняя полоса занята – снизить скорость вплоть до полной остановки;
3) включить соответствующие указатели поворота;
4) посмотреть в наружное зеркало заднего вида и еще раз убедиться в том, что соседняя полоса свободна, и Вас никто не настигает;
5) после того как станет ясно, что своим манёвром Вы не создадите помех другим ТС (то есть не вынудите их тормозить или менять свою траекторию), перестроиться на соседнюю полосу;
6) выключить указатели поворота.
Рис. 17-2
Типичные ситуации
Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые, на нерегулируемых дорога может быть главной и второстепенной. Главная дорога при этом может изменять направление
Важно помнить, что на регулируемых перекрестках знаки приоритета не действуют:
Итак, обгонять на перекрестке запрещено при движении по второстепенной дороге:
Такая ситуация может возникнуть в часы пик, когда по небольшой двухсторонней дороге практически весь транспорт движется в одном направлении и движение идет в два ряда и при этом забывается простое правило.
Обгон запрещен при движении через перекресток равнозначных дорог:
Не редко в небольших городах на дорогах отсутствуют знаки приоритета, не смотря на то, что это нарушение требований ГОСТ, и при движении по какой-нибудь основной городской дороге встречается много пересекающих на первый взгляд второстепенных дорог. Однако это не так, все такие перекрестки являются равнозначными и обгон на них запрещен.
Также запрещено обгонять на любых регулируемых перекрестках:
Это правило просто нужно помнить, так как зеленый сигнал светофора многие ассоциируют с движением по главной дороге. Это не верно. На регулируемом перекрестке главной и второстепенных дорог нет
И ситуация когда обгон на перекрестке разрешен — это при движении по главной дороге:
Это правило применяется в основном на дорогах вне населенных пунктов, однако будьте внимательны, не редко перед перекрестками нансесена сплошная разметка 1.1. Пересекать ее запрещено.
Советы по обгону
Исходя из правил обгона, указанных в законодательстве, можно дать водителям несколько советов, которые помогут грамотно совершить маневр.
- Обгон совершайте плавно и без резких маневром. Набрав скорость для обгона, завершите маневр. Экстренную остановку и возврат делайте в случае, если сзади отсутствуют машины, а на встречной полосе они появилось.
- Труднее всего обгонять фуры. Они закрывают обзор и создают препятствие для опережения. По правилам, тяжеловесные машины должны прижиматься к обочине, чтобы пропустить машины. Если этого не происходит, дождитесь хорошего обзора. Соблюдение правила «Не уверен — не обгоняй» спасло множество жизней.
- Не забывайте включать поворотники. Они предупреждают других водителей о том, что вы планируете сделать обгон. Включить поворотники нужно заранее, в момент уменьшения дистанции между впереди идущим транспортным средством. Включаете направление влево. После обгона включите правый поворотник, чтобы предупредить водителя о своем намерении встать впереди него.
- Скорость машины при обгоне зависит от скорости обгоняемого транспорта. В среднем, она должна быть на 10-20 км/ч больше.
- При подъеме в гору лучше не опережать автомобиль. Если видимость хорошая, а расстояния достаточно для обгона, действуйте по общим правилам.
- Никогда не обгоняйте автомобиль по правой стороне. Это запрещено и очень опасно.
- Не опережайте транспорт на перекрестках.
- Если впереди идущий грузовик (большегруз, фура) начала обгон, не спешите сокращать дистанцию с впереди идущим транспортом, остальте этот «карман», пока грузовик не завершит обгон. Может случиться, что ему придется возвращаться в свой ряд, а там уже будет ваша машина.
- Если на дороге плохая видимость из-за осадков, отсутствия дорожного освещения или по другим причинам, обгон совершать нельзя. Именно в такие моменты случается больше всего страшных аварий. Сэкономленные несколько минут не стоят человеческих жизней.
- При гололеде на дороге обгон также опасен. Если и делать опережение, то при полном отсутствии машин на встречке в зоне видимости.
Многие водители пугаются, когда при совершении маневра появляется машина на встречной полосе. В этой ситуации нужно действовать уверенно и быстро. Если расстояния хватит для завершения маневра, нужно прибавить скорость и встать впереди машины на свою полосу. При отсутствии уверенности в том, что успеете завершить маневр, лучше вернуться на свою полосу.
Если ситуация выходит из под контроля, моргайте фарами, машите руками и сигнальте, чтобы показать встречному транспорту опасную ситуацию. Экстренное торможение обоих машин может предупредить столкновение автомобилей и страшные последствия.
Общие принципы совершения обгона
Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.
Обгон – это очень опасно!
Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года) — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона
И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).
Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.
Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:
1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;
2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);
3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;
4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.
Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.
Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):
- полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
- водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
- водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
- есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.
Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».
Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.
Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.
Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!
Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.
Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.
В каких случаях разрешен, в каких нет
Обгон на перекрестке по главной дороге через сплошную прямо запрещается правилами дорожного движения. Стоит предварительно ознакомиться со всеми разделами ПДД прежде, чем свершать выезд на дорогу.
Не менее осторожным необходимо быть при движении на трассе. Так как почти всегда процесс движения по таковой сопровождается большой скоростью.
Соответственно, ДТП во многих случаях просто смертельно. Особенно если имеет место обгон. Самые страшные ДТП имеют место как раз в случае, когда присутствует обгон и столкновение осуществляется лоб в лоб.
Именно поэтому необходимо предварительно ознакомиться со всеми нюансами, тонкостями такового маневра, как обгон.
Отдельно стоит отметить, что наказание за подобное нарушение достаточно сурово. В ряде случаев подразумевается даже лишение водительского удостоверения. Но стоит заметить, что сам процесс обгона часто путают с обычным опережением.
Сам процесс обгона характеризуется следующими действиями:
- включение поворотника — сигнализирующего о начале осуществления маневра;
- перестроение на полосу встречного движения;
- после осуществления опережения автомобиль возвращается на основную свою полосу.
Причем наличие всех обозначенных выше признаков для классификации обгона строго обязательно.
Важные моменты касательно осуществления обгона изучить водителю которые нужно будет заранее:
- в населенном пункте;
- вне населенного пункта;
- на регулируемом перекрестке;
- на нерегулируемом перекрестке.
В населенном пункте
На дорожном полотне населенного пункта каких-либо особых правил не существует. Действуют стандартные — которые допускают либо наоборот, запрещают осуществлять процесс обгона в каких-либо конкретных местах.
Важно хорошо знать правила дорожного движения. Это позволит не допустить многих проблем
В первую очередь штрафов, а также ДТП — которые влекут за собой серьезные финансовые последствия.
К основным правилам безопасного обгона можно отнести:
необходимо оценить скорость автомобиля, который движется впереди;
также важно проверить, насколько далеко находиться автомобиль на встречной полосе движения;
само дорожное покрытие также должно быть внимательно оценено водителем — так как на влажном, скользком велика вероятность потери управления;
важно адекватно оценивать динамическое возможности собственного автомобиля.
При этом в населенных пунктах, в городе нужно быть особенно внимательным при обгоне. Так как вероятность появления пешехода на дороге выше чем вне пределов населенного пункта.
Вне населенного пункта
Обгон вне пределов населенного пункта с выездом на встречную полосу движения осуществляется также стандартным образом. Необходимо действовать стандартным образом.
Также важно отметить, что сам процесс обгона не должен осуществляться на перекрестках либо в других местах, в которых это не допускается. Причем за определенные нарушения предполагается не только штраф, но и полное лишение водительского удостоверения
Причем за определенные нарушения предполагается не только штраф, но и полное лишение водительского удостоверения.
На регулируемом пересечении дорог
На регулируемых перекрестках обгон запрещен в первую очередь. За подобное нарушение полагается штраф, а также лишение водительского удостоверения на длительный период времени.
Имеются некоторые тонкости, особенности — непосредственно связанные с разметкой — которая имеет место в конкретном месте.
Про обгон трамвая читайте здесь.
На нерегулируемом
Не допускается осуществление обгона на нерегулируемом перекрестке при движении по главной и второстепенной дороге. Полный перечень ситуаций когда обгон вообще запрещен, обозначается в п. 11.4 ПДД.
Причем именно неправильно осуществляемый обгон чаще всего является основной причиной ДТП. Достаточно часто возникают следующие ситуации:
Соответственно, обгон будет запрещен и при движении по второстепенной дороге. Стоит заметить, что штраф, налагаемый ГИБДД, достаточно велик. Но при это гораздо серьезнее последствия в случае ДТП если таковое будет иметь место.
Достаточно часто случается, что при обгоне имеет место столкновение с движущейся по встречной полосе машиной. В таком случае процесс столкновения приведет к неминуемым жертвам. Особенно на скорости более 60 км/ч.
Что такое обгон?
Без обгона просто невозможно движение транспортных средств по дорогам — независимо от страны, качества дорожного покрытия и запретов
Однако важно совершать его в полном соответствии с действующими ПДД, иначе это может обернуться серьезными санкциями со стороны правоохранительных органов
Практически каждый год на законодательном уровне происходят разного рода изменения дорожных терминов и понятий. Это касается и обгона. В 2017 году это понятие можно охарактеризовать как процесс опережения транспортного средства, когда водитель выезжает на автомобиле на встречную полосу, а после совершенного маневра возвращается в свой поток.
Основные изменения с прошлыми определениями состоят в том, что ранее под обгоном понималось опережение транспортного средства, которое находится в движении. В настоящее время такой формулировки в законе нет. Это значит, что теоретически под обгоном можно классифицировать опережение стоящего автомобиля, если во время его выполнения водитель выехал на встречную полосу.
В некоторых случаях не покинуть свою полосу невозможно, но следует отдавать себе отчет в том, что делать это можно исключительно на тех участках дорожного полотна, на которых нет запрета на пересечения. К примеру, к такому запрету относят разметку в виде двойной сплошной линии.