Параметры колесных дисков. обозначения и расшифровка. где находятся?

Типы колесных дисков

Различают три типа дисков автомобиля: штампованные, кованые и литые. Ниже обозначим основные их параметры и отличия друг от друга.

  1. Штампованные

    Большинство бюджетных автомобилей оснащают именно штампованными дисками, потому что этот тип имеет самую низкую стоимость. Производить их гораздо дешевле, чем литые из алюминия или кованые. По нашим дорогам ездят более 60% машин, «обутых» именно в «штамповки».

    У этого варианта есть ощутимый плюс: они гнутся, а не ломаются при механических повреждениях. Если произошел наезд автомобиля на бордюр или камень, колесо неудачно попало в яму, то «штамповка» останется целой, хоть и появится вмятина. Эта особенность позволяет уберечь от повреждений подвеску автомобиля. Поправить же сам диск смогут в любом автосервисе, его попросту «прокатают», после чего он послужит еще. 

    Минусы у штампованных изделий тоже есть. Они легко поддаются коррозии. Если машина не используется долгое время, то «штамповка» покрывается ржавчиной и может прогнить. Еще один существенный недостаток – самый большой вес изделия из всех трех типов. Это сказывается не только на возможностях разгона автомобиля, но и на эффективности торможения. Кроме того, увеличивается неподрессоренная масса машины, из-за чего страдает сама подвеска. Все это выливается в еще один недостаток – расход топлива возрастает на 7 – 10% при использовании «штамповок».

  2. Литые

    Этот тип относится к средней ценовой категории: дешевле кованых, но дороже «штамповки». Изготавливают их из сплава алюминия, не используя высокое давление. По весу такие изделия легче сделанных из стали на 15 – 20%, к тому же они могут быть выполнены в различных дизайнах, что делает их внешне более привлекательными. Малый вес позволяет уменьшить неподрессоренную массу, за счет чего улучшается динамика автомобиля, легче осуществляется торможение. Расход топлива также меньше на машинах с «литьем», чем со «штамповкой».

    Недостаток же этих изделий заключается в том, что при деформации они могут треснуть. Любой неудачный наезд колесом на препятствие, и диск может сломаться без возможности восстановления. Но плюсы «литья» все же перевешивают, все чаще производители ставят именно их на новые автомобили.

  3. Кованые

    Кованые изделия производят по технологии полужидкой штамповки. Их дизайн достаточно скуден из-за особенностей производства. Благодаря своей эластичности они не ломаются, если колесо наедет на бордюр или попадет в яму. Однако из всей троицы они же и самые дорогостоящие. Большой их плюс в том, что они вполовину легче штампованных и на четверть – литых. Подвеска автомобиля с ними меньше подвержена износу за счет низкой неподрессоренной массы. И горючего при этом машина потребляет меньше.

    Расскажем также немного и о титановых вариантах. Это достаточно редкий и дорогой товар для нашего рынка. Стоимость их в несколько раз выше кованых, а один комплект титановых (15 – 16 дюймов) сравним по стоимости с 2 – 3 наборами «литья». Но материал изготовления делает этот вариант самыми прочными и маловесными из всех.

    Сложно однозначно сказать, какой тип лучше. Этот вопрос каждый автолюбитель решает для себя сам. Кто-то не приемлет «штамповку», а кто-то считает кованые и литые изделия пустой тратой денег. 

Что автолюбители говорят о параметрах диска автомобиля

«Нужно добавить еще про особенности литых дисков:

1. Бывает, что гайка от штамповки не подходит для литого диска. Например, 21 нужно менять на 17 или 19. В этом случае надо купить еще набор гаек и ключ. Так что перед покупкой нужно проверить эти параметры.

2. Гаечный ключ может не подойти для финального закрепления гайки (просто не влезть в диск). Когда покупаете «литье», нужно проверить ключ на машине.

3. Случается, что под внутренний шестигранник помещается только гайка или болт. Родной крепеж в этом случае не поставишь. Нужен будет какой-нибудь шестигранник с переходником для ключа и гайки.

Если покупаете на автомобиль литье, нужно сразу проверять, все ли возможно установить. В противном случае можно получить квест по срочному поиску ключа или гаек, когда срочно нужно менять резину.

Надо также знать и о параметрах литых дисков на вазах и ладах. Штамповка тоньше литья, так что болты к ней короче. Для литья нужны более длинные болты (их два вида, причем к одному из них подходит 19 ключ). Болт, переставленный со штамповки на «литье» не использует всей резьбы в ступице. А при обратной ситуации, например, когда ставится запаска со штамповкой (редко у кого есть литая запаска), то слишком длинный болт вылезает и притирается к тросу ручника. Для такой запаски нужно иметь короткие болты или же проверять, не шоркают ли болты на задней ступице».

«Плечо обката – это важный параметр, которым обозначают расстояние между двумя точками: той, где ось поворота колеса пересекается с дорожным покрытием, и той, что находится в центре пятна контакта колеса с дорогой (на автомобиле без груза). Современные автомобили производят с диагональными тормозными контурами (переднее правое и заднее левое – один контур, два других колеса – второй) и отрицательным плечом обката. Бывает, что при смене дисков плечо обката становится положительным. А это чревато снижением устойчивости при торможении

Чтобы избежать таких последствий, следует подбирать параметры колесного диска автомобиля под изначальные значения».

«Важно понимать, зачем ставить «литье» на автомобиль. Одно дело, если для красоты

Если хочется прибавить жесткости, прочности, веса, то «литье» не сильно лучше «штамповки», хоть и дороже в 3 раза. Названные параметры не сильно отличаются от штампованных дисков. Вот пример из жизни: едем в Ахтубу, скорость 160 км/ч, а там как раз при ремонте дороги оставили «ступеньку» 10-сантиметровую между старым и новым полотном (знака, конечно же, не было). И вот литой красивый диск после залета на это препятствие еле дожил до шиномонтажа. Выправить в результате смогли, но задорого. А штамповка в похожей ситуации не создает таких проблем. Пару раз ударить молотком, выправить слегка и все, можно доехать до точки назначения и даже вернуться назад. «Литье» просто красивее «штамповки». Вот с коваными есть разница, но это уже совсем другие диски».

«Выбирать диски лучше вживую, а не по картинке в интернете. AFZ Luna, к примеру, гораздо хуже смотрится в каталоге, чем в жизни. Всегда нужно проверять то, как покрашено. Каждый пупырышек на краске, даже крохотный – это проблема. Он будет причинять столько же неприятностей, как и ржавчина на кузове, которая все разрастается. Именно с таких дефектов начинается облупление покрытия. Все отечественные изделия идут с огрехами покраски, иначе – никак. Если нашли хорошо покрашенный диск, то, по опыту, и качество литья будет отличное. Если вы в Москве, то Южный порт – лучшее место, что присмотреть себе диски на автомобиль. Но покупать там что-либо – верх глупости. Понравившиеся варианты просто ищем в интернете и выбираем, где дешевле. Учитывайте параметры и комплектацию: к некоторым изделиям прилагаются ну очень необычные болты. И вот где-то такой экземпляр за 2500 с болтами, а в другом месте вроде и дешевле – 2300, но болты нужно докупать по 100 рублей за штуку. И последнее – не заказывайте товар с доставкой, лучше заберите сами, чтобы сразу проверить качество и не платить, если что не так».

Разновидности дисков по технологиям их изготовления

Колесные диски изготавливают из стали и из легких сплавов. Существует несколько базовых технологий массового производства дисков: стальные (штампованные), легкосплавные литые, легкосплавные кованые и сборные.

Стальные штампованные диски

Стальные изделия производят исключительно по технологии штамповки заготовок из листовой стали. Для этого:

  • Отдельно формируют так называемую «тарелку» и обод.
  • В «тарелке» сверлят отверстия: центральное и под крепления болтов.
  • Несколькими штампами создают просечки для снижения веса колеса и необходимые изгибы профиля.
  • Обод изготавливают из длинной полосы, которую сгибают в цилиндр, сваривают и шлифуют место стыка.
  • Профиль обода формируют последующими операциями раскатки, включающими «ручей» и закраины.
  • «Тарелку» и обод сваривают между собой, выполняют проверочные операции, защищают металл антикоррозийным покрытием.

Основное преимущество стальных дисков состоит в их дешевизне, поэтому они обладают наибольшим объемом мирового выпуска. Другие их достоинства — прочность и способность «гасить на себе» удары при аварии. Эти диски не лопаются, а деформируются, тем самым предохраняя подвеску от более тяжелых разрушений. Небольшие повреждения легко устраняются прокаткой диска в мастерской.

К негативным особенностям штампованных стальных колес относят большой вес и слабую стойкость к коррозии. Эти изделия при одинаковых размерах тяжелее литых дисков на 15-20 %, а кованых — на 30-40 %. Лишний вес сказывается на более быстром износе подшипников и ходовой системы. Кроме того, стальные диски не обладают красивым внешним видом, поэтому их накрывают декоративными пластиковыми накладками — колпаками.

Литые легкосплавные диски

Они производятся из сплавов алюминия, магния и титана (производитель обычно держит состав сплава в секрете). Такие изделия изготавливают по технологии литья под низким давлением. Они отличаются красивыми и разнообразными формами и, хотя обходятся дороже стальных, составляют им серьезную конкуренцию.

Литые диски толще штампованных, что требует более длинных болтов. Тем не менее они легче стальных, и это улучшает динамику движения. Литые диски, не имеющие декоративного покрытия хромом, можно не защищать от коррозии, это еще одно преимущество.

Недостатком литых дисков является более высокая цена и неремонтопригодность. При сильном ударе они лопаются и практически не подлежат восстановлению из-за особенностей сплава.

Что надо знать при покупке дисков и шин для легкового автомобиля?

При покупке дисков для легкового автомобиля необходимо знать несколько параметров:

1. Диаметр диска (D) ( в дюймах).

2. Ширина диска (B) ( в дюймах).

3. Диаметр центрального отверстия (DIA) (в мм.).

4. Вылет (ET) (в мм.).

5. Количество отверстий и диаметр на котором расположенны центры этих отверстий (PCD) .

Эту информацию можно посмотреть в инструкции по эксплуатации на Ваш автомобиль или по дискам, которые были установленны на заводе.

После того как Вы выбрали диски к ним надо купить шины летние или зимние, в зависимости что Вам надо.

Здесь выбор осуществляется по 3 параметрам, два из них жёсткие: это внутренний диаметр шины и ширина шины, должны строго соответствовать размерам диска, а вот высота профиля позволяет небольшие вариации. Но и здесь лучше придерживаться заводского размера шины, что бы не искажались показания спидометра и пробега.

Система обозначений автомобильных дисков, шин, а также таблица соответствия размера шины- размеру диска приведены ниже.

Система обозначения автомобильных дисков

.
Например: 5,5Jx14H2 ET49 PCD:4/100  d 56.6 5.5 — Ширина диска в дюймах (B).

14 — Диаметр диска в дюймах (D).

4/100 — Количество болтов (или гаек) в нашем случае 4. Диаметр, на котором они расположены, называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 100 мм.

PCD — диаметр окружности центров крепёжных отверстий (измеряется в миллиметрах).
Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.

При необходимости PCD — можно рассчитать, измерив расстояние между центрами дальних отверстий (это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля):
— у дисков с 5 (пятью) крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние  между центрами дальних отверстий нужно умножить на коэффициент 1.051.
— у дисков с 4 (четырьмя) крепёжными болтами (или гайками): значение  PCD равно самому расстоянию между центрами дальних отверстий.

ET 49  — Вылет (или вынос) диска, измеряется в мм. и в нашем случае он равен 49 мм. Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска.
Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.

Вылет «положительный», если привалочная плоскость не переходит за воображаемую плоскость. Вылет «отрицательный», если привалочная плоскость переходит через воображаемую плоскостьd 56.6 — Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в мм. и в нашем случае равен 56.6 мм.

J и H2 — символы. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А H2 — это код конструкции хампов (hump) — кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (вариаций много: H, FH, AH…). Есть простой хамп Н , двойной Н2, плоский FH (Flat Hump), асимметричный AH (Asymmetric Hump), комбинированный CH (Combi Hump)… Иногда обходятся и без хампов;

hump — это небольшие выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они  улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса.
Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца.

На диске также может быть указано:
— Дата изготовления. Обычно год и неделя. Например: 0307 означает, что диск выпущен в 3 неделю 2007 года.
– SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам.
– MAX LOAD 2000LB — очень часто встречается обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). Например, максимальная нагрузка 2000 фунтов (908кг)
— PCD 100/4 – присоединительные размеры;
— MAX PSI 50 GOLD – означает, что давление в шине не должно превышать 50 фунтов на квадратный дюйм (3,5кгс/кв.см) , словo COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине.

Система обозначения автомобильных шин

На рисунке выше показана шина с маркировкой

185/70 R14 92T, где:18570   R1492индекс нагрузки шины

T — индекс скорости. Этот условный параметр определяет максимально допустимую скорость движения автомобиля, разрешённую при использовании данных шин.

Геометрические параметры колесного диска

К его основным размерам относятся PCD, монтажный диаметр, ширина обода, DIA и вылет (ЕТ). Рассмотрим, как подобрать диски на автомобиль, учитывая каждый из этих параметров.

PCD

Это диаметр окружности диска, на котором располагаются центры крепежных отверстий, а также их количество. В разговорной речи этот параметр называют «разболтовкой». Например, значение 4 х 100 обозначает наличие на диске четырех отверстий на окружности диаметром 100 мм.

Им нельзя заменять близкий по размеру вариант 4 х 98, поскольку в таком креплении только один болт будет полностью притянут к ступице. Остальные из-за несоосности болта и резьбового отверстия не обеспечат надежный прижим и будут самопроизвольно откручиваться, что при движении вызовет вибрацию автомобиля с последующим разрушением диска.

Чтобы не допускать ошибок при замене колеса без контроля специалиста, стоит научиться вычислять PCD по размерам крепежных отверстий. Если их три, то расстояние между центрами двух отверстий (на практике — между одинаковыми краями отверстий) нужно умножить на 1,155.

В колесе с четырьмя отверстиями можно просто измерить расстояние между центрами диагональных отверстий. Другой способ для такого колеса — длину между двумя соседними отверстиями умножить на 1,414. Для пятиточечного крепления расстояние между соседними отверстиями умножают на 1,701.

Монтажный диаметр

В диске это диаметр окружности полки в дюймах, на которую в рабочем состоянии опираются борта шины. Подавляющее большинство выпускаемых сегодня автомобилей используют 13-16-дюймовые колеса (дюйм равен 25,4 мм).

Ширина обода

Колесный диск имеет две закраины — две значительной высоты отбортовки, ограничивающие местоположение бортов шины по ширине. Расстояние между внутренними стенками закраин — это ширина.

Ширина диска обычно обозначается так: 5Jх14, где 5 — его ширина, а 14 — диаметр. Обе величины измеряются в дюймах.

DIA

Это диаметр центрального отверстия колеса. При подборе нового неоригинального диска его DIA может быть больше, чем у штатного. При обслуживании современных автомобилей на это не стоит обращать внимания, так как практически всегда центровка осуществляется конусными поверхностями крепежных болтов и центральное отверстие не играет никакой роли. Центровочные кольца, которые предлагают в таких случаях продавцы, не нужны.

Они используются только в нештатных ситуациях, например, при посадке колеса с «неродной разболтовкой» на болты с эксцентрическими скользящими конусами. Другой пример использования центровочных колец — монтаж колеса на болты с плоской головкой. В этом случае они не центруют колесо, поэтому перед затяжкой требуется установка описываемых колец.

Вылет диска (ЕТ)

Если через колесный диск провести несуществующую срединную плоскость, параллельную плоскостям закраинных окружностей, то расстояние в мм между ней и привалочной плоскостью диска (поверхностью соприкосновения со ступицей) образует так называемый вылет колеса.

Он может быть нулевым, положительным и отрицательным. При нулевом вылете обе плоскости совпадают. При положительной величине параметра колесо заглубляется под машину, и ширина колеи уменьшается. При отрицательном вылете колея увеличивается, машина обретает дополнительную устойчивость, становится более похожей на гоночную модель, что привлекает любителей тюнинга.

Однако вместе с изменением облика ухудшается управляемость, увеличиваются нагрузки на подшипники ступиц и подвеску. Поэтому специалисты не рекомендуют устанавливать диски с нештатным вылетом.

Внутренняя поверхность обода

Внутри обода каждого диска должны быть характерные детали профиля — ручей (углубление в цилиндрической части) и хампы — круговые выступы недалеко от закраин. Хампы нужны для улучшения фиксации бортов шины. Хлопки при ее накачивании в процессе монтажа — это звук преодоления бортом хампа.

Если на старых колесах для камерной резины отсутствуют штатные хампы, нужно наварить их заменители, используя проволоку, подобранную по диаметру.

Ручей в дисках раскатывают для облегчения монтажа резины. Когда один край борта погружен в ручей, другой легче перетащить через закраину.

Сборные диски

Эти изделия относят к экзотическим продуктам автомобильной промышленности. Они, соответствуя названию, состоят из нескольких деталей, которые можно объединять в изделие разными вариантами.

На обод (обычно кованый легкосплавный) устанавливают титановый диск. Детали крепят между собой многочисленными болтами, отличающимися прочностью (титан). Кроме этих, на сборные диски устанавливают также бедлоки и таерлоки.

Бедлок состоит из двух колец, скрепляемых между собой болтами. Он устанавливается на закраине диска (одно кольцо снаружи диска, другое — внутри). Это устройство усиливает фиксацию наружного борта шины, предохраняет ее от разбортировки при повышенных боковых нагрузках (резком повороте).

Таерлок — это вспомогательная шина (находится внутри штатной), которая после подачи в нее давления прижимает изнутри к закраинам и внешний, и внутренний борт штатной шины. Это обеспечивает невозможность ее разбортировки, а также повреждения при потере давления воздуха.

Все детали сборного колеса изготавливают в разных вариантах отделки, что позволяет создавать индивидуальный дизайн. В этом суть основного достоинства сборного диска. Недостаток — высокая цена. Такие диски в основном применяются в элитных моделях и гоночных болидах.

Диски какой фирмы лучше выбрать?

Компаний, изготавливающих литые диски, сотни. Тех, которые известны российскому автовладельцу, — десятки. Стоимость литых изделий — от 2 до 17 тысяч рублей за штуку.

Выбирать надежное колесо по рекламе — значит поддаться маркетинговым уловкам, поскольку ни один из производителей не представляет свой товар в негативном ключе. Более правильным решением будет изучение отзывов пользователей. Также не будет лишним посоветоваться с теми людьми, которых вы знаете лично

Выбрав бренд, важно не допустить ошибок, связанных с техническими характеристиками

Покупка новых колесных дисков — задача не из простых. Чтобы сделать выбор правильно, стоит хорошо изучить тему, расспросить опытных автовладельцев об их предпочтениях и почитать форумы автолюбителей. Покупать первые попавшиеся диски не стоит, поскольку их надежность — залог безопасной эксплуатации автомобиля.

Статьи по теме

Литые диски «Лады-Приоры»: как правильно выбрать

Ошиповка зимних шин: суть, способы, плюсы и минусы

Штраф за зимнюю резину: правовая основа

Как выбрать летние шины для легкового автомобиля

Давление в колесах автомобиля: нормы и показатели

Как подобрать шины к дискам: разбираемся в маркировке и размерах

Давление в шинах: каким должно быть. Давление в шинах: норма, советы по контролю

Двухпоршневой автомобильный компрессор: устройство и рекомендации по выбору

Рейтинг зимних нешипованных шин 2022: какую «липучку» выбрать

Летние колеса: когда менять и как выбрать

Зимние шины Michelin: преимущества и правила выбора

Что делать, если пробило колесо: практические советы

Как установить датчик давления в шинах: алгоритм действий

Бьет колесо при езде: основные причины и способы устранения

Как правильно проверить давление в шинах

Кованые легкосплавные диски

Эти диски самые прочные из всех известных, их крайне сложно разрушить. Даже при сильном ударе они не разрываются, а лишь деформируются. Изготавливаются из цельных поковок легких сплавов методами последовательного горячего штампования.

В результате деформационной обработки структура металла становится волокнистой и особо прочной. После ковки заготовку подвергают токарной и фрезерной обработке. Готовый диск получается из одной заготовки без сварочных операций.

В кованом диске сочетаются большая прочность, легкость (легче стальных штампованных и литых легкосплавных) и красота металлического изделия.

При изготовлении кованого диска лишь 30-40 % металла поковки становятся телом изделия. Остальная масса идет в отход стружкой или окалиной. Большой расход дорогого металла, а также высокая трудоемкость мелкосерийного производства делают кованые диски дорогими. Известны случаи, когда стоимость кованых дисков была сравнима с ценой автомобиля.

Кованые диски применяются в самых престижных и спортивных автомобилях, их выпуск по сравнению со штампованными и литыми невелик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *