Лучшие парктроники

Не работает парктроник — ремонт датчика парктроника

Парктроник, как и любое другое устройство, может сломаться или работать неверно. Существует три основные причины, из-за которых данная система транспортного средства может работать неверно или не работать вовсе:

– нарушена целостность электрической проводки;– неисправен электронный блок управления машины;– датчик парковки получил механическое повреждение.

Ремонт парктроника своими руками

По большому счету, ремонт парктроника – это достаточно простой процесс, но требующий от мастера знаний в области радиотехники, а также понимания устройства датчика парковки. Если вы не обладаете хотя бы одним из этих пунктов, то лучше самому даже не трогать датчик парковки, а отвезти машину на станцию технического обслуживания, в конечном счете, вам обойдется это дешевле. Если же вы уверены, что способны справиться с задачей, то внимательно изучите эту публикацию, она поможет вам избежать множества ошибок.

Видео. Не работает парктроник

Итак, самой распространенной проблемой с датчиком парковки, является его постоянный писк, причем не только при включенной задней передаче, но и при движении вперед.

Причины такого поведения парктроника может быть две:

1. Произошло замыкание электрической цепи на электронной схеме датчика. Прозвоните схему выявите место замыкания и устраните его.2. В датчик парковки попало инородное тело, коим может выступать все, что угодно, от простой льдинки, до тушки насекомого. Для исправления проблемы, достаточно удалить инородное тело.

В некоторых случаях, парктроник пищит после того, как помыли машину. Тут все достаточно просто – в него попала вода. Все, что вам нужно, это просушить его. В случае же, если после просушки проблема не исчезла, то требуется диагностика парктроника. И искать замыкание.

Иногда, парктроник начинает пищать и показывать препятствие за много метров от него. В этом случае, вам следует произвести регулировку его чувствительности. Делается это при помощи специального резистора, который отвечает за подстройку системы. Найти его можно, обратившись к схеме управления датчиком.

Еще одной распространенной проблемой, является отсутствие показаний о наличии препятствий, когда на самом деле они есть. В этом случае, вы должны провести поочередное закрывание всех датчиков и найти тот, который не срабатывает. Выявив такой элемент – произведите его замену. Если же не показывают препятствие все датчики, позванивайте схему управления. Как заменить датчик парктроника?

На дорогах очень много мелких камушков и кусочков асфальта. Они достаточно часто отскакивают от дорожного полотна и могут повредить зеркало датчика парковки. В это случае датчик придется менять.

Видео. Тест парктроника в домашних условиях

Напомним, что в предыдущей статье мы рассказывали как почистить дроссельный узел своими руками.

Чтобы снять старый датчик достаточно воспользоваться сервисной книжкой транспортного средства, а также парой отверток. При этом, вы должны понимать, что покупая совместимый датчик, после установки его поверхность придется обезжирить покрасить и вскрыть лаком.

Отметим, что вы также можете обратиться за установкой официального датчика в сервисный центр вашего производителя машины. Но, вы должны учитывать, что стоимость датчика и работы по его установки составят менее пятидесяти процентов от выставленного счета. Это связано с тем, что он в единичном количестве будет доставляться из страны, в которой находится центральный офис автомобильного концерна.

голоса

Рейтинг статьи

Как избежать поломок

В первую очередь нужно помнить о периодическом тщательном осмотре рабочих узлов и их очистке от загрязнений. При появлении следов грязи на поверхности датчиков нужно незамедлительно удалить их. Точно так же придется сделать с влагой.

Если речь идет о ленточном парктронике, необходимо уделить внимание не только внешним частям, но и внутренним. Нередко грязь скапливается под корпусом

Еще одним уязвимым местом является блок управления

Время от времени его нужно чистить, соблюдая осторожность, чтобы не повредить важные узлы и рабочие элементы

Ключевым залогом долгой и бесперебойной работы парковочного радара является правильный монтаж и подключение соединений. Однако на одной установке все не заканчивается. Понадобится качественная настройка режимов работы, чтобы система вовремя реагировала на препятствия, а вероятность ложных срабатываний была минимальной.

Учитывая эти рекомендации, можно продлить срок службы датчика, обеспечив себе комфортную и безопасную езду на автомобиле.

Выбор места установки монитора и электронного блока парктроника

При парковке задним ходом обычно водитель смотрит в боковые зеркала и зеркало заднего вида. Взяв в руки монитор парктроника и усевшись в водительское кресло автомобиля, я начал искать наиболее рациональное место его установки. В результате, с учетом необходимости прокладки провода к электронному блоку, было принято решение закрепить монитор сверху на зеркало заднего вида.

Ультразвуковые датчики парктроника устанавливаются в заднем бампере, а питающее напряжение проще всего подать от фонаря заднего хода, так как работать парктроник должен только при включении задней передачи. Поэтому электронный блок было решено установить в непосредственной близости от датчиков – в багажном отсеке.

В результате сложилась представленная на фотографии электромонтажная схема ультразвукового парковочного радара. Теперь все вопросы по установке парктроника проработаны и можно приступать к его монтажу в автомобиле.

Каждый ультразвуковой датчик парктроника, в зависимости от места установки на бампере должен подключаться к своему разъему электронного блока. Поэтому на разъемы нужно заблаговременно нанести маркировку в соответствии с надписями на корпусе электронного блока.

Как не допустить поломки парктроника в будущем

В завершение приведем ряд советов, выполнение которых поможет избежать поломки датчиков в будущем или сведет появление такого риска к минимуму.

Следуйте таким рекомендациям:

Обязательно очищайте сенсоры от воды и загрязнений. Делайте это на постоянной основе при наличии осадков и грязи на дороге.
Периодический очищайте блок управления и убирайте с него пыль

При этом действуйте осторожно, чтобы не нарушить целостность печатной платы.
При наличии электромагнитного парктроника проверяйте целостность и чистоту ленты. Во время очистки делайте это снаружи и изнутри

Помните, что устройство нужно периодически демонтировать и осматривать.
В случае появления неисправностей не игнорируйте проблему и попробуйте отыскать причину. Сбои в работе какого-то одного сенсора могут свидетельствовать о серьезной проблеме в проводке или блоке управления. Если ничего не предпринять, в дальнейшем из строя может выйти вся система.

В завершение отметим, что работа парктроника во многом зависит от правильности его монтажа.

Контролируйте, чтобы сенсоры были хорошо зафиксированы и при ударе бампером обязательно выполните диагностику для проверки на факт их повреждения.

Диагностика и способы ремонта

Основная функция парковочного радара – сообщить водителю о препятствии сзади либо спереди авто.

Если же устройство не издает никаких сигналов или выдает сигналы с ошибками, нужно разбираться в причинах и устранять их, но сначала стоит провести комплексную диагностику.

Проверка датчика

Если радар работал раньше, но вдруг перестал, первым делом проверяют состояние ультразвуковых сенсоров – они могут быть в грязи или пыли

При чистке датчиков уделяют внимание не только самим элементам, но и точке монтажа

Важно, чтобы крепления сенсора было надежным

Если очистка не дает результатов, то стоит убедиться в исправности элементов. Проверить это достаточно просто – водителю нужно включить зажигание, а затем коснуться пальцем каждого датчика. Если сенсор рабочий, то он будет вибрировать и трещать.  Если ничего не трещит при касании пальцем, тогда сенсор меняется на новый. Иногда датчики можно отремонтировать.

Если с помощью пальца удалось определить, какой из сенсоров на бампере не работает, то прежде чем предпринимать более серьезные действия, стоит хорошо высушить элемент. Иногда после тщательной просушки датчики начинают работать. Если этого не случилось, то можно проверить элемент мультиметром.

Сенсор имеет электрические контакты – некоторые модели имеют два, а некоторые три контакта. Левый на большинстве элементов – «масса». Тестер переключают в режим измерения сопротивления. Один щуп подключают к «массе», а второй – ко второму контакту.

Если прибор показывает, что сопротивление больше ноля и не равно бесконечности, значит датчик находится в рабочем состоянии. Во всех остальных случаях датчик неисправен и требует замены.

https://youtube.com/watch?v=3iIKAOJ91ec

С помощью мультиметра можно проверить также и проводку. Для этого выполняют проверку всех проводов, которыми датчик подключен к блоку управления. Если найден обрыв или другие неисправности электрической цепи, то нужна замена проводки для конкретного датчика.

Диагностика блока управления

Блок надежно защищен от влаги и грязи  и очень редко выходит из строя– он устанавливается в салоне автомобиля, а вся проводка от датчиков подключена к нему с помощью проводов либо по беспроводной связи.

При возникновении неполадок можно извлечь печатную плату и ее визуально диагностировать – если видны поврежденные конденсаторы или резисторы, то их легко заменить доступными аналогами.

Проверка металлизированной ленты радара парковки

Что касается металлизированных лент, то все гораздо проще. Лента имеет простейшее если не примитивное устройство – сбои в работе могут возникать только по причине физических повреждений.

Весь процесс диагностики сводится к тщательному визуальному осмотру

Нужно обращать внимание даже на незначительные дефекты – царапины, трещины

Если целостность ленты не нарушена, тогда рекомендуется искать причины неисправностей где угодно, так как лента здесь ни при чем.

Виды парктроников

Важное, что стоит учесть при поиске причин неисправности парктроника и проведения правильной диагностики — определение вида парковочной системы

Отличие по типу парковочных радаров:

  1. Обычные датчики, которые монтируются по периметру автомобиля (или только сзади) через определенное расстояние.
  2. Ленточный. Вместо датчиков применяется лента, зафиксированная по всей длине бампера. Преимущество устройства состоит в отсутствии «мертвых зон». Такой вариант парктроника устанавливается в редких случаях из-за более высокой цены.

По способы передачи сигнала:

  1. Проводные. Стандартные решения, в которых датчики подключаются в систему через провода. Недостаток такого решения – сложность монтажа. Преимущество – более низкая цена.
  2. Беспроводные. Команды от датчиков к блоку управления передаются радиосигналами, а не обычными проводами. Преимущество состоит в более быстром монтаже и простоте конструкции.

По типу коммуникации с водителем:

  1. Звуковой. В основе парктроника лежат звуковые датчики, а информация водителю передается в форме звуков. Это простейший и наиболее надежный вариант парктроника.
  2. Со звуком и видео сигналом. В отличие от второго варианта в таком устройстве дополнительно передается видео с установленных спереди и сзади камер. Информация идет на дисплей и помогает водителю во время парковки.

По способу установки парктроник бывает трех типов:

  1. Врезной. Наиболее популярный вариант. Подразумевает высверливание отверстия в бампере с последующим монтажом устройства. Крепление таких датчиков не портит внешний вид, ведь зачастую совпадает с кузовом по цвету и полностью закрывает отверстие.
  2. Подвесной. Крепится с помощью кронштейна, закрепленного на бампере.
  3. Накладные. Просто приклеиваются к необходимым местам с помощью специального клея. Такой вариант подходит для беспроводных датчиков.

Все парктроники отличаются по количеству датчиков. Их количество может быть от двух до восьми. Чем больше сенсоров установлено, тем выше точность работы устройства.

По месту установки выделяются парктроники с датчиками только спереди / сзади или с обеих сторон.

Последний вариант хорош для больших автомобилей, в которых сложно сориентироваться в габаритах и более высокий риск столкновения.

Дополнительно все парктроники можно разделить на штатные и те, что установлены уже после покупки автомобиля.

Первые отличаются тем, что монтируются на заводе-изготовителе и почти не видны на фоне кузова. Вторые устанавливаются уже после покупке машины у дилера или на любом СТО. При этом у владельца больше вариантов выбора.

Помощник при парковке — принципы работы

Парковочный помощник является одним из элементов автомобильного оборудования. Система, которая благодаря излучению ультразвука измеряет расстояние между автомобилем и внешними препятствиями (стена, другой автомобиль, высокий бордюр) и облегчает маневрирование автомобиля. Установка работает благодаря датчикам, которые производители автомобилей устанавливают на передний и задний бамперы автомобилей. Это также может поддерживаться работой камер (также установленных на передней или задней панели), с которых изображение отображается на приборной панели, а расстояние от препятствия сигнализируется звуковыми сигналами. Датчиков так много в базовой версии, потому что помощник при парковке не только «подхватывает» датчики, но и продвинутую систему поддержки, которая на улице выполняет часть действий, связанных с парковкой, от водителя.

Датчик парковки

Датчики сигнализируют о приближении препятствия все громче и громче, камера заднего вида показывает угол наклона ведущей дуги, и все же мы не можем справиться с парковкой между двумя транспортными средствами «в бухте». В конце концов, число автомобилей, предлагаемых производителями с каждым днём растёт, а городское пространство определённо становится всё меньше. Что производители автомобилей предлагают в этом случае? Здесь может быть полезен более продвинутый помощник при парковке. 

Система, которая измеряет расстояние между препятствиями и самостоятельно маневрирует автомобиль и помогает водить автомобиль в свободное пространство между двумя транспортными средствами или обеспечивает параллельную парковку. Как это обычно делается на практике? 

Во-первых, инициатива принадлежит водителю, который должен определить режим парковки, необходимый на данный момент. Помощник при парковке, которым оснащены большинство автомобилей, доступных на рынке, не распознает, как устроены автомобили, стоящие в том месте, где они должны парковаться. Поэтому мы выбираем перпендикулярную или параллельную парковку. Чтобы сканирование окружающей среды было эффективным, нам необходимо облегчить работу нашего помощника по парковке и замедлить автомобиль примерно до 20 км/ч. 

Когда датчики в бамперах сканируют правильное место, водитель получает информацию о том, что он должен делать. Когда дело доходит до параллельной парковки, компьютер обычно просит переключиться на задний ход, а затем помощник по парковке берет на себя инициативу, и машина катится в отсек. Водитель управляет только педалью акселлератора или тормозом, маневрирование берет на себя машина. В зависимости от типа парковки, при маневрировании компьютер может попросить вас внести исправления, например, сдать немного вперёд.

Система автоматической парковки (другое наименование — интеллектуальная система помощи при парковке, обиходное название – парковочный автопилот) относится к активным парковочным системам, т.к. обеспечивает парковку автомобиля в автоматическом или автоматизированном (автоматически выполняются отдельные функции) режиме.

Различные системы автоматической парковки помогают при выполнении параллельной парковки, перпендикулярной парковки. Больше распространены системы с параллельной парковкой. Автоматическая парковка осуществляется за счет согласованного управления углом поворота рулевого колеса и скорости движения автомобиля.

Известными интеллектуальными системами помощи при парковке являются:

  • Park Assist наавтомобилях Volkswagen;
  • Park Assist Vision наавтомобилях Volkswagen;
  • Intelligent Parking Assist System наавтомобилях Toyota, Lexus;
  • Remote Park Assist System наавтомобилях BMW;
  • Active Park Assist наавтомобилях Mercedes-Benz, Ford;
  • Advanced Park Assist наавтомобилях Opel.

Конструкция системы автоматической парковки включает ультразвуковые датчики, выключатель, электронный блок управления, а также исполнительные устройства систем автомобиля.

Вопросы-Ответы

Q1: Как установить датчики парковки своими руками?

Если вы чувствуете в себе достаточно сил, чтобы самостоятельно установить парктроник в свой автомобиль, вам потребуются: дрель, гаечные ключи для откручивания элементов автомобиля для лучшего нахождения собранных элементов, провода, соединяющие датчики, паяльник для соединения, отвертка, изолента. Начните с размещения датчиков на бампере. Их следует размещать на высоте 45 – 65 см от земли, а расстояние между ними не должно быть более 45 см. Лучше всего разместить блок управления в багажнике в месте, не подверженном воздействию влаги и механических повреждений.

Он должен быть подключен к электрической системе автомобиля. Разместите ЖК-экран на видном для водителя месте, он может быть место на приборной панели, а может быть и на обшивке потолка над задним стеклом, тогда его видно в зеркало заднего вида.

Q2: Как отремонтировать датчик парковки?

При выходе из строя датчика парковки либо один (несколько) из датчиков повреждается, например, в результате столкновения, ремонта листового металла или износа элемента. Помните, однако, что модули управления также подвержены неисправностям. Поэтому важно найти неисправность. Установленные на заводе датчики имеют встроенную систему, информирующую о сбое и указывающую на источник проблемы. Иначе обстоит дело с самодельными датчиками. Это зависит от качества приобретаемого оборудования. В случае выхода из строя парктроника может быть слышен необычный звук, который в инструкции к прибору определен как сигнал неисправности. Однако более дешевые модели вообще не сообщают о неисправности, и ее обнаружение зависит от проницательности пользователя. Однако, как только вы достигли источника проблемы, единственный совет — удалить сломанный детектор и заменить его новым, неповрежденным. Датчики ремонту не подлежат

Это зависит от качества приобретаемого оборудования. В случае выхода из строя парктроника может быть слышен необычный звук, который в инструкции к прибору определен как сигнал неисправности. Однако более дешевые модели вообще не сообщают о неисправности, и ее обнаружение зависит от проницательности пользователя. Однако, как только вы достигли источника проблемы, единственный совет — удалить сломанный детектор и заменить его новым, неповрежденным. Датчики ремонту не подлежат.

Q3: Как проверить датчик парковки?

Самое простое, когда у вас заводской парктроник. В этом случае о выходе из строя датчика сообщает бортовой компьютер и можно не беспокоиться о том, какой именно датчик поврежден. Однако, когда вы сами собрали комплект, и у вас есть подозрение на поломку, нужно использовать домашние методы проверки, применяемые другими водителями. Некоторые из них утверждают, что можно «прослушать» работу сенсора. Исправная работа датчика будет проявляться легким «тиканием» примерно каждые полсекунды. Если вы не слышите этот звук, вы можете заподозрить повреждение. Другие водители рекомендуют прикасаться к датчику пальцем, который при работе должен вызывать легкое покалывание в пальце. Но при этом пользователи отмечают, что проблема может заключаться не в самом датчике, а в штекере, который его подключает. 

Q4: Как работает датчик парковки?

Парктроник состоит из центрального блока, дисплея, громкоговорителя, излучающего сигнал, монтажных кабелей и самих ультразвуковых датчиков. После того, как вся система правильно подключена, датчики, размещенные на бамперах, излучают ультразвуковые волны. Они одновременно управляют его передатчиками и приемниками и «замечают» препятствие по времени возврата отраженной волны. Чем он короче, тем четче система сообщает нам об этом, ведь это означает приближение к препятствию.

Q5: Как проверить датчик парковки с помощью счетчика?

Единственный способ проверить парктроник с помощью счетчика — снять каждый из них и подключить к счетчику по одному. Этот метод никому не нравится, потому что он трудоемкий. Пользователи стремятся проверить датчики «на слух», приблизив ухо к датчику, вы услышите слабое «чириканье». При его отсутствии датчик, скорее всего, неисправен. Однако в автомобилях с установленными на заводе датчиками их проверяют, подключив автомобиль к компьютеру в сервисном центре. Этот безошибочно укажет на неисправность. 

Явные признаки, указывающие на поломку парктроника

Опыт эксплуатации парктроников позволяет выделить ряд признаков, которые с большой вероятностью свидетельствуют о неисправности устройства.

Рассмотрим основные варианты.

Постоянные проблемы в работе

Водители могут заметить, что парктроник периодически работает некорректно или вообще не функционирует.

Причиной может быть:

  • попадание воды, загрязнение;
  • сбои настроек (редкий случай);
  • повреждение соединительного провода;
  • ухудшение контактного соединения на сонарах;
  • перекос датчика из-за сильного удара;
  • проседание кузовной части машины и т. д.

Для решения проблемы может потребоваться (в некоторых случаях) сброс настроек до заводских, после чего устройство должно работать в нормальном режиме.

Постоянный писк системы без причины

Одна из неисправностей, когда сонар дает команду о наличии препятствия на блок управления, хотя до предмета далеко или его вообще нет рядом.

Это можно объяснить следующим образом:

  • попадание снега или грязи на устройство;
  • проникновение влаги внутрь датчика;
  • ошибки в настройках и чрезмерная чувствительность;
  • замыкание в проводах;
  • поломка блока управления;
  • проваливание сонара в конструкцию бампера и т. д.

Чаще всего неисправность проявляет себя при включении задней передачи. При этом парктроник сразу начинает пищать.

Ошибки в определении расстояния

Распространенная неисправность, когда датчик ошибочно определяет расстояние до препятствия.

Такие сбои в работе можно объяснить неправильной настройкой или загрязнением поверхности.

Препятствия не всегда определяются

Иногда парктроник работает со сбоями и не реагирует на приближение к объекту.

В таком случае может быть несколько объяснений:

  • загрязнение сонаров;
  • повреждение проводов / контактов;
  • неправильные настройки.

Наиболее простой и быстрый способ решения проблемы — сброс параметров до заводских.

Неправильная работа с одной стороны

Наиболее неприятная ситуация, когда сенсоры видят только те препятствия, к которым машина подъезжает только слева или справа.

В таком случае возникают «мертвые» зоны, которые могут привести к аварии.

Распространенным объяснением ситуации, как правило, является поломка конкретных сенсоров, а единственный выход — замена.

Ошибка датчика парковки

Такое оповещение чаще всего появляется в дождливую погоду из-за попадания влаги внутрь устройства.

Для восстановления работоспособности может потребоваться очистка или замена датчиков.

Система вообще не функционирует

Хуже всего, когда парктроник вообще не работает при движении вперед и назад.

К распространенным объяснениям можно отнести:

  • отсутствие питания;
  • поломка модуля управления;
  • нет нормального заземления;
  • загрязнение блока влагой и пылью;
  • заводской брак;
  • неправильный монтаж.

Последние два варианта актуальны в случае, если парктроник не работал с самого начала.

Лучшие системы парковки с камерой заднего вида

Если водитель получает информацию в цифрах и одновременно картинку – понятно, что со временем он будет с нужной точностью самостоятельно определять расстояния до препятствий.

Incar PT-1044B

Если автомобиль оснащён задней камерой, но у него отсутствует мультимедийный дисплей или возможность вывода на него картинки, – это ещё одна веская причина приобрести парктроник, задние датчики которого могут работать в связке с камерой.

Причем у данной модели на какой-то там сегментный небольшого размера экранчик, а полноценный 4,3-дюймовый дисплей. Достаточно, чтобы разглядеть всё в деталях и при этом не занимать много места на приборной панели.

Тем, кто испытывает сложности с парковой при движении вперед, этот парктроник тоже подходит – к нему можно подключить и вторую, фронтальную камеру.

Над картинкой выводится и привычная цифровая информация с сегментированием.

Самих камер в комплекте нет, но проблему совместимости производители решили, так что в этом плане никаких неожиданностей быть не должно.

Достоинства Недостатки
Дисплей может устанавливаться на авто без мультимедийной системы Чувствительность датчиков невысокая
Дисплей складывается, освобождая пространство

Итак, у неискушённого читателя неизбежно возникнет вопрос, какой парктроник лучше? Для начала определитесь, насколько необходимым является наличие датчиков спереди. Если вы новичок, лучше покупайте устройство с поддержкой задней камеры (единственный минус – объектив камеры не защищён от непогоды).

Модели со светодиодным блоком недорогие, но не настолько информативны, как системы с цифровым дисплеем. Стоит подумать и о креплении датчиков, и об их чувствительности. И только взвесив все факторы, отправляйтесь в магазин, реальный или виртуальный.

Виды радаров

Парковочные помощники, которые имеются в продаже, могут быть различных видов, а точнее, комплектаций. Они различаются количеством датчиков и функциональными возможностями. Чем больше в той или иной модели сенсоров, тем больше «мертвых зон» способна видеть система. Однако большое количество датчиков влечет за собой определенные трудности в процессе установки.

Большинство моделей парктроников оснащаются ультразвуковыми датчиками, но на рынке существуют и так называемые ленточные модели. В них отдельных сенсоров нет. Вместо них применяется одна общая антенна в виде ленты. Однако это более дорогие решения, которые не пользуются популярностью.

Модели, представленные на современном рынке, различаются по тому, как реализована система оповещения водителя о препятствии. Выше мы рассмотрели системы со светодиодным оповещением. Однако можно встретить самые примитивные передние парктроники, где имеется только звуковой сигнал. По мере приближения к препятствию увеличивается интенсивность звуковых сигналов. Дисплея в комплекте нет, а есть только бипер.

На более дорогих моделях имеются дисплеи или светодиодные индикаторы. Функционал у этих устройств одинаковый, вне зависимости от брендов и моделей. Разница между ними лишь в дизайне и способе крепления в салоне авто. В некоторых дорогих моделях информация может выводиться не на дисплей, а на лобовое стекло или на зеркало заднего вида.

Новичкам, которые только-только сели за руль, рекомендуется приобретать парктроник передний и задний на 8 датчиков. Так можно максимально защитить себя от повреждений своего или чужого автомобиля. 8 датчиков (по четыре сзади и спереди) предоставляют большую обзорность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *