Как диагностировать автоматическую коробку передач самостоятельно

На заметку: как проверять уровень масла на автоматической коробке передач

Итак, для «автомата» опасен как пониженный, так и завышенный объем смазки. Чтобы правильно вычислить действительный уровень, АКПП необходимо прогреть, а двигатель – оставить работающим. Эти нюансы и не только я изложил в технологии замера количества масла в классическом «автомате»:

  • Нагреть трансмиссионную жидкость до рабочей температуры. Проехать 10-20 км в режиме «трасса», после чего дать поработать мотору на ХХ в течение 5 минут. Не останавливая двигатель, поработать селектором АКПП на месте, перемещая его по всем позициям с задержкой в 2-3 секунды.
  • Перевести селектор в положение Р. Мотор по-прежнему работает.
  • Извлечь щуп, протереть, вставить до упора и снова вытащить. По положению следа жидкости относительно насечек судят об уровне масла внутри агрегата. Нормой считается +2-3 мм над минимальной отметкой рядом с надписью HOT.

И не забывайте – измерение уровня любой технической жидкости проводится на строго горизонтальной площадке.

Коробка, модифицированная щупом

Сегодня у большинства моделей транспортных средств в АКПП есть специальный щуп, который предназначен для контрольной проверки трансмиссионного масла. Хозяин машины должен знать, есть ли в его автомобиле такая деталь, и если да, то необходимо понять, где она располагается. Информацию можно получить из руководства к транспорту или же самому исследовать содержимое под капотом. Наиболее вероятное местонахождение щупа – рядом с тыльной частью двигателя у перегородки моторного отсека. Чтобы его обнаружить, откройте капот и встаньте в противоположном движению машины направлении. С правой стороны вы увидите что-то типа рукоятки яркого окраса – эта деталь вам и нужна, слева также есть похожее приспособление, которым измеряют жидкость в автомате.

Иногда в автомобиле можно встретить два щупа рядом. Один из них нужен для контроля масла в КПП, другой – в двигателе. Различать их необходимо по цвету. Щуп для отслеживания уровня масла в двигателе обычно желтый. Аналогичная деталь для проверки смазки в автоматической коробке передач окрашена в контрастный цвет.

Если вы благополучно нашли щуп, проверьте критерии качества ATF. Как правило, на щупе имеются выгравированные надписи COLD и HOT, рядом с которыми есть две отметки. Данные обозначения отличаются от тех, что бывают в механической КПП. Естественно, возникает вопрос, как проверить уровень масла в АКПП. Существует два способа. В первом случае замер делается на непрогретой коробке, но он лишь прогнозирует уровень жидкости. Второй вариант считается более достоверным: АКПП прогревают до эксплуатационного значения температуры. Выясним, сколько трансмиссионной смазки должно быть в автоматической коробке передач в обоих случаях.

Важное правило (независимо от способа замера): транспортное средство должно стоять на идеально ровной поверхности

Как правильно проверить уровень масла в АКПП, если коробка не прогрета?

  1. Включите двигатель и позвольте ему некоторое время поработать вхолостую. Чтобы жидкость тщательно распределилась на узлах, меняйте передачи, пока мотор запущен.
  2. Поставьте автомат в режим парковки. Зажигание выключать не нужно. При работающем двигателе извлеките щуп из гнезда, хорошо вытрите его лоскутом ткани без ворса и верните обратно, максимально прижав. Затем еще раз вытащите деталь и проверьте, до какого значения поднялась масляная пленка.
  3. При таком способе контрольным будет значение Cold, то есть «холодный». Если жидкость находится ниже этого уровня, значит, её количества недостаточно. Если выше – лишнее масло требуется слить.

Контроль критерия ATF на горячей коробке передач считается более надежным. На автомобиле нужно проехать примерно 15 км, чтобы он разогрелся до температуры эксплуатации. Поочередно переведите селектор коробки в разные положения. Не выключая мотора, проверьте уровень масла, как в п.2 приведенной выше инструкции.

Рекомендуем

«Нужно ли менять масло в коробке на механике» Подробнее Сравните уровень трансмиссионной жидкости со значением Hot, чтобы понять, достаточно ли её в АКПП. Если отпечаток масла находится между отметками рядом с Hot, значит, в коробке передач достаточное количество ATF. Если уровень ниже или выше допустимого, тогда масло следует, соответственно, долить или убрать его излишки. Когда процедура выполнена грамотно, можно без ошибок определить объем жидкости. И не забывайте о необходимости прогревать автомобиль до рабочей температуры. Это влияет на точность результата.

Несколько советов по проверке уровня масла

Нужно отыскать щуп для определения уровня масла. Его тоже порой, бывает сложно найти, если вы недавно приобрели автомобиль или просто новичок. В большинстве случаев щуп окрашен в ярко-красный цвет, а щуп проверки моторного масла в желтый;
Очистить поверхность вокруг щупа, что бы обезопасить автоматическую трансмиссию от загрязнения;
Основным атрибутом проверки масла в АКПП является то, что двигатель автомобиля во время проверки должен быть активен (следует правильно прогреть селекторы коробки автомат, поэтому нужно проехать до 15 километров в положении «Drive», а после остановиться где-нибудь на парковке и переключится в положение «Parking», после чего стоит поставить двигатель погонять на холостом ходу минут до четырех);
Щуп необходимо очистить от масла и прочего сухой тряпкой из ткани без какого-либо ворса и ниток, дабы избежать их попадания в коробку автомат;
После, вставить его назад и подержать там до пяти секунд и снова вытащить;
Посмотрите на уровень масла в коробке и на щупе. Он должен находится между наивысшей отмеченной точкой. Если масло, допустим, меняет свой цвет и делает щуп темным, то стоит заменить масло так как оно уже свое отжило

Плюс, стоит обратить внимание на наличие на щупе с маслом частиц грязи или других, ведь именно они могут стать причиной поломки АКПП. Такое масло следует менять немедленно.

Своеобразное меню, где бы вы могли более детально ознакомится с тем, как проверять износ автоматической коробки передач на конкретной марке производителя авто:

Audi


В основном АКПП Audi проверяется на подъемнике, без щупа. Для этого и существует специальное смотровое окошко. Но если вдруг у вашей модели автомобиля присутствует щуп, то проверять жидкость стоит на нейтральном положении;

Селектор этого зверя стоит ставить в нейтральное положение, для проверки масла;

Hyundai, Jeep, Mazda, Mitsubishi

Все автомобили этих марок предпочитают нейтральное положение рычага селектора передач. Как вы, возможно, заметили все автомобили со щупом, для проверки трансмиссионной жидкости предпочтительно ставить в нейтральное положение «N».

Стоит упомянуть, что если уровень трансмиссионного масла, ниже допустимой нормы это может привести к печальным последствиям: температурная среда жидкости будет постоянно нарушена также снижается его ресурс. Если воздух попадает в насос с маслом то превратит его воздушно-масляный состав, начнёт сжиматься, снизится давление в системе, что может привести к нарушению теплоотвода из коробки трансмиссии и смазки всех её деталей.


При слишком большом уровне масла в автоматической коробке передач, смазка может доходить до трущихся деталей, что будет его вспенивать, его объём увеличится в разы, и оно будет на всей трансмиссионной коробке, потому проблемы могут быть такими же как и в случае недостачи жидкости.

Главное не спутать крупные воздушные сферы с маслом, которое просто пенится, потому что второе приведет к равномерно вспененному маслу в АКПП, что может спровоцировать неисправность. Во избежание такой проблемы нужно заглушить двигатель и позволить отстояться маслу. После чего проверить его и в случае необходимости заменить и нормализовать его уровень для качественной и безопасной эксплуатации. Разные виды автоматической трансмиссии имеют различные физические и химические особенности, рассмотрим их более детально ниже:

  • Оно не должно быть горелого цвета и иметь горелый запах, наоборот прозрачным, без каких либо мелких частиц;
  • Так же проверять сам щуп на наличие на нем ржавчины и налёта. Если такой присутствует то стоит его удалить, что бы ошибочно не поменять нормальное ещё для использования масло или не испортить его;
  • Желательно запомнить цвет и запах масла после того, как вы только его поменяли, что бы при следующей проверке быть более уверенным в принятии определенного решения;
  • Можно сделать все намного проще, просто обратится в СТО для проверки масла в АКПП, что не займёт много времени или денег.

Что делать при повышенном уровне масла в АКПП?

Перелив — это высокий уровень масла в КПП, который может повлечь фактически те же негативные следствия, что и недостача. Разница заключается только в том, что если жидкость перелить, то она будет вспениваться только вращающимися элементами коробки и не на холостом ходу, как при низком уровне, а на высоких скоростях. Вспенившаяся жидкость, значительно возрастает в объёме и ей уже недостаточно места в КПП, она начинает вытекать посредством вентиляционной системы. После того как часть сольется, его настоящий уровень, понижается. Как следствие: повторение ситуации с низким уровнем.

Как проверить уровень масла в АКПП

Автоматические трансмиссии удобны в эксплуатации, но очень требовательны к обслуживанию. Во-первых, необходимо менять масло в коробке в рекомендованные производителем промежутки. Во-вторых, нужно проверять уровень не реже раза в месяц, так как при нехватке масла современные автоматы очень быстро изнашиваются и выходят из строя.

Порядок измерения уровня с щупом

Щуп для проверки уровня смазки в автоматической коробке есть на всех современных автомобилях, что существенно упрощает работу и позволяет самостоятельно контролировать уровень. Машина должна стоять на ровной поверхности, чтобы погрешность измерений была минимальной. Что касается самого процесса, то нужно соблюдать несколько рекомендаций:

  1. В первую очередь определить расположение щупа. Чаще всего он стоит с левой стороны ближе к перегородке моторного отсека. Различить можно по яркой рукоятке, нередко она располагается рядом со щупом для проверки уровня масла в двигателе. В некоторых новых моделях для удобства щуп выведен вверх, поэтому лучше всего предварительно почитать справочную информацию.
  2. Извлечь щуп, на нем должно быть две метки «НОТ» и «COLD». Первая предназначена для проведения замеров на горячем двигателе и разогретом масле в коробке. Вторая – для холодной машины. Лучше проводить обе проверки, чтобы убедиться, что все показатели в норме.
  3. Что касается измерения на холодную, то их также следует проводить после прогрева машины. Лучше всего запустить двигатель и дать поработать ему на месте порядка 10 минут. За это время можно несколько раз включить и выключить все режимы, чтобы масло разогрелось до 30-40 градусов. Именно такая температура должна быть при проверке. Мотор следует заглушить, а коробку перевести в парковочное положение. Уровень не должен сильно отличаться от метки.
  4. Проверка на горячую должна проводиться после поездки, когда температура масла в коробке порядка 80 градусов. В этом случае двигатель глушить не нужно. Включается парковочный режим, открывается капот и проводится измерение. Щуп нужно извлечь, протереть и вставить еще раз, чтобы точно определить уровень, он должен быть около метки «НОТ».

К сведению!

Показатели при холодных измерениях могут немного отличаться при разных температурах воздуха, поэтому и нужно немного прогревать авто.

Проделывать эту процедуру рекомендуется не реже раза в месяц. Кроме того, можно контролировать протечки, с утра съезжая с места стоянки и осматривая асфальт под машиной. По масляным пятнам можно выявить протечку вовремя и избежать больших проблем.

Замеряем уровень без щупа

Многие автолюбители не знают, как правильно проверить уровень масла в автоматической КПП, если там нет щупа. Процесс сложнее, чем в первом случае, но все равно его можно без проблем провести своими силами, даже если опыт в ремонте и обслуживании авто минимален. Соблюдайте несколько рекомендаций:

  1. Машина должна быть прогретой. Поэтому можно провести работу сразу после поездки или запустить двигатель и подождать, пока он не нагреется до рабочей температуры. Для проверки необходима яма, эстакада или автоматический подъемник. Нужно обеспечить хороший доступ к корпусу коробки, а также подготовить хотя бы небольшой набор инструментов.
  2. Найдите заливную и сливную пробки на корпусе коробки. В моделях без щупа есть специальная система, которая исключает избыток масла и отводит его в поддон, поэтому уровень не бывает повышенным. Можно заранее поискать информацию, чтобы не отвлекаться на поиск при проверке.
  3. Поставьте коробку в положение парковки, после чего отверните сливную пробку. При этом двигатель должен работать, глушить его не нужно. При откручивании может брызнуть небольшое количество масла, это нормально. Если же ничего не протекло, значит, объем жидкости в корпусе заметно ниже нормы и нужно произвести долив.
  4. Чтобы долить масло, отверните заливное отверстие, сливное также должно быть открыто. Заливать нужно до тех пор, пока из сливного не потекут излишки. Подождите 1-3 минуты, чтобы все лишнее ушло, после чего можно заворачивать пробки и эксплуатировать машину как обычно.

По возможности оцените состояние масла, если оно не лучшее, то произвести замену. Делать это стоит в специализированных сервисах, чтобы остатки старого состава полностью откачали из поддона. Лучше всего засекать пробег и менять смазку на 5-10 тысяч км раньше, чем указано.

Последствия изменения уровня масла

Модели АКПП отличаются сильными и слабыми сторонами, поэтому изменение уровня ATF по-разному влияет на узел. Наглядные примеры из опыта ремонтных сервисов:

В «бестселлере» среди надежных АКПП — ZF5HP19 — из-за недостатка ATF, ее преждевременного старения и загрязнения текут сальники, изнашиваются муфты, перегревается гидротрансформатор. Ремонт дорогостоящий — только замена расходников в ГТ обойдется в 7 000 р.

Надежность TF-60SN/09G сильно зависит от уровня масла: при недостатке смазки фрикционы быстро сгорают, в поток попадает клеевой состав, который забивает сетку фильтра, каналы гидроблока, соленоиды, соты радиатора.

В TF-80SC/AF40 ГТ загрязняет жидкость пылью от фрикционной накладки. При недостатке ATF эта взвесь забивает гидроблок, приводит к протечкам и падению давления в цепи передач.

B инструкции к автомобилю написано как определить уровень масла в АКПП, но какие последствия влечет за собой ненормальный показатель придется изучать самостоятельно.

Оптимальный уровень масла в АКПП рекомендации

Уровень трансмиссионного масла в коробке автомат проверяют:

  • по контрольным меткам «Cold» и «Hot» или другим символам на щупе;
  • через трубку в днище.

Количество жидкости измеряют при температуре, регламентированной производителем. Селектор выставляют в режим «Паркинг» или «Нейтраль». Для того чтобы оценить количество масла на щупе, его нагревают обычно до 80 — 90℃ и ориентируются по о.

Какой уровень масла АКПП должен быть на щупе:

  • между засечками «Hot»;
  • в зоне обозначенной сеткой;
  • между метками, обозначающими предельные значения.

Читать

Устройство и принцип работы гидротрансформатора АКПП

В АКПП с пробкой электрика особо чувствительна к количеству и чистоте жидкости, поэтому производители ограничили доступ водителей к самостоятельному техобслуживанию. Так, при перегреве ATF ЭБУ блокирует работу ГТ и тормозит переключение скоростей. Такие автоматы называют «необслуживаемыми», но это не значит, что водитель должен ждать момента, когда система откажет.

Последствия при низком уровне жидкости в коробке автомат

Отметка ATF ниже засечек «Hot» указывает на:

  • недостаточное количество жидкости;
  • протечки в узле.

Незатянутые соединения, повреждены шланги, загрязнены и изношены сальники, деформированы детали и т.д. можно обнаружить при осмотре днища. При утечке и нехватке жидкости маслонасос начинает подсасывать воздух.

Образуется смесь, отличная по своим характеристикам от ATF, что приводит к:

  • падению КПД гидротрансформатора, что заставит его увеличить нагрузку;
  • снижению давления на фрикционы, в следствие чего передачи будут дергаться при переключении, а диски стираться из-за пробуксовки;
  • быстрому загрязнению жидкости, в результате эта грязь забьет фильтры насоса, каналы гидроблока, соленоиды, шланги;
  • ухудшению качества смазки и перегреву системы.

Доливать можно только ту ATF, которая уже находится в системе или рекомендуется производителем.

Повышенный уровень масла в АКПП насколько это опасно

Причиной завышенного показателя ATF может быть перелив после замены или измерение холодной жидкости. Производители пишут в мануалах как проверить уровень масла АКПП, указывают температуру, и это требование нельзя игнорировать, иначе замер будет неправильный.

Читать

Можно ли буксировать на автоматической коробке другую машину с АКПП и неработающим двигателем

Перелив приводит к вспениванию масла и росту давления — излишки выплеснутся наружу, и давление в системе упадет. Кроме того, вспенивание изменяет плотность и рабочие свойства жидкости. В результате масло быстрее загрязнится, сальники начнут течь, появятся люфты в шестернях передачи. Узел будет толкаться, выдавать ошибки и быстро выйдет из строя.

Проверка масла в АКПП: мнения автолюбителей

  1. Смотрите на горячую «Жидкость из АКПП наружу выходит через сальники и прокладки, других вариантов нет. Конечно, она может угореть, но незначительно. Я никогда не проверяю уровень, пока не разогрею автомобиль. Раньше измерял в холодном состоянии, и все время результат был разный. А если масло горячее, то в любое время года показывается один и тот же уровень».
  2. Замерять на холодную неправильно «Нельзя определять по обозначению COLD. Эта метка нужна только при замене масла. Если двигатель не разогрет, то тогда можно ориентироваться на COLD, так как, если налить масло ниже этого уровня, вращающиеся элементы АКПП вспенивают эмульсию, и её количество увеличивается. Если после этого измерить жидкость, то результаты будут недостоверными. Пузырьки на щупе указывают на то, что уровень слишком низкий».
  3. Нужно постоянно проверять уровень масла «Проверять эмульсию, даже если АКПП в порядке, нужно регулярно, минимум раз в месяц, а лучше каждую неделю. Уровень масла должен быть в пределах значения HOT или чуть выше. Если жидкость стоит на нижнем уровне, долейте ее. Если доливать приходится второй раз, лучше посетите станцию техобслуживания, чтобы там проверили течь. Это единственная причина, по которой уровень масла может снижаться, так как автомат – это не мотор, и в коробке масло угореть не может».

  4. Температура важна «Как проверить масло в АКПП? Советую прогреть его до температуры 25–50 градусов. Замеры делать, когда машина заведена и поставлена на «паркинг». Лучше всего утром завести автомобиль, покататься на всех режимах, затем определить градусником или пальцем температуру и после этого можно посмотреть, каков уровень эмульсии».
  5. Много раз мерил на холодную и нормально «Коробку передач можно и не прогревать. Но вот что обязательно нужно сделать – погонять автомат по всем скоростям по полминуты на каждой и поставить в режим парковки. После этого делайте замер, ориентируясь на отметку Сold на щупе».
  6. Проверка на холодную дает лучший результат «Как обычно, сегодня с пульта запустил авто, через несколько минут подошел к машине, попробовал все передачи. Вынул щуп, чтобы проверить масло, уровень был между первым и вторым отверстиями. Пришлось немного долить. Сейчас все в норме. Для себя решил, что буду делать замеры, когда АКПП холодная. В прогретом состоянии уровень всегда определяется выше допустимого значения».

Проверка уровня масла

Перед тем, как проверить уровень масла в АКПП — внимательно прочитайте руководство по эксплуатации вашего автомобиля. В этой документации вы обязательно найдете раздел, в котором будет говориться о том, как это правильно делать. Кроме этого, там обязательно будут содержаться рекомендации по объему масла и о том, какой ATF лучше всего воспользоваться. В большинстве случаем подобная проверка осуществляется с помощью специального щупа, который располагается в масляном отсеке.

На нем имеются специальные метки, позволяющие производить «холодную» и «горячую» проверку масла в АКПП.Установление имеющегося уровня рабочей жидкости происходит только при работающем двигателе, так как насос производит наполнение отсека маслом  до рабочего уровня. В противном случае вы ошибочно определите уровень масла как низкий. Такая ошибка повлечет за собой естественное желание долить жидкости. В связи с этим максимально допустимый уровень будет превышен, что вызовет возникновение проблемы в работе АКПП. Существует ряд определенных рекомендаций, актуальных для подавляющего большинства автоматических коробок передач. К данным рекомендациям следует отнести пункты, позволяющие понять, как правильно проверить уровень масла АКПП:

правильная проверка масла в коробке автомат должна производиться не только при прогретом двигателе, но и при достижении самой коробкой рабочей температуры.

замер масла в АКПП производится после установки автомобиля на ровной площадке и при работающем двигателе на холостых оборотах не менее 3-х минут. Помните, что селектор АКПП в это время должен находиться в режиме паркинга (рычаг на отметке «Р»);
 перед тем, как проверить масло — следует извлечь из коробки-автомат масляный щуп и обтереть его сухой тряпкой. После этого его следует установить на 5 секунд на место и вновь извлечь. Таким образом, на щупе будет отображаться уровень масла, имеющийся в коробке автомат. Повторите данное действие несколько раз и сравните полученные результаты

Если они не совпадают — примите во внимание самый последний из них ;

Выполняя работы по измерению, а также по замене масла в автоматической коробке передач — соблюдайте необходимые меры безопасности. Не производите какие-либо действия не защищенными перчатками руками. Состав некоторых жидкостей может вызвать не только раздражение кожи, но и ее химический ожог.

Общие правила проверки смазывающей жидкости

Для начала есть смысл уточнить, что разные виды масла имеют собственный цвет, химические свойства и своеобразный запах. Но существует ряд универсальных рекомендаций, которых нужно придерживаться автолюбителям во избежание ненужных повреждений системы трансмиссии.

Основные правила:

  • контролировать прозрачность масла, отсутствие запаха горения и мелких инородных частиц в нем;
  • нужно запомнить свойства масла при его замене, чтобы вовремя обратиться к автомеханику в случае изменения этих свойств;
  • проверять наличие темного налета на щупе. Если налет имеется после повторной проверки, нужно срочно ехать на СТО для определения причин и полученных поломок;
  • периодически проверять наличие масла требуемого качества;
  • контролировать датчики на приборной панели.

Информация о том, как проверить масло в АКПП, важна для каждого владельца, потому что никто не застрахован от забывчивости, которая может спровоцировать негативные последствия для машины или внезапных поломок коробки передач. Владея иномаркой и заливая только высококачественное масло, водитель может не беспокоиться о том, чтобы слишком часто проверять масло в АКПП. Замена масла проводится зачастую для подобных машин с периодичностью в один раз в два года. Это, правда, зависит от манеры вождения, марки смазывающей жидкости и возраста автомобиля.

Качество и долговечность работы автомобиля напрямую зависит от его владельца, который следит и держит под контролем уровень масла в кпп . Поэтому следует ответственно подходить к эксплуатации машины.

Итоги

  • Вам потребуется самостоятельно найти щуп для того, чтобы проверить количество смазки в автомобиле, если вы не поняли, в каком месте находится эта отметка. Тут кстати все довольно просто — на машинах с коробкой типа «автомат» в большей части случаев щуп для проверки количества моторного масла имеет желтый оттенок, тогда как щуп, чтобы проверить количество смеси.
  • Важнейшая для работы автомобиля задача смазки — чистить мотор. За уровень и глубину помывки в моторе отвечают определенные добавки и химические реагенты при этом способность автомобильной смазки не загрязнять мотор может определяться стабильностью и уровнем изготовления основной смазки.
  • Далее стоит прочистить область около щупа — это стоит сделать для того, чтобы можно было избежать проникновения загрязнения в автоматическую моторную трансмиссию.
  • При этом количество всей трансмиссионной смазки в автомобиле практически во всех вариантах исполнения можно и нужно проверять при работающем моторе.
  • Учитывайте, что многие советы по выбору селекторов для коробки передач автомобиля при зажатой педали тормоза обычно не имеют эффекта — автоматическая коробка передач может нагревается лишь во время езды на автомобиле. Вот почему нам стоит в начале прокатиться на машине на среднем ходу около » 10 километров, после чего вы становитесь на равномерную поверхность и ставите свой селектор в рабочее положение парковки.
  • Вы должны дать своему мотору поработать на протяжении пары минут на среднем ходу.
  • Протрите щуп чистой тряпкой без ворса и всяких ниток, которые могут зацепиться за щуп. Далее просто засуньте щуп назад в трубу и подержите его в таком состоянии несколько секунд. Опять вытащите.
  • Проверьте количество смазки на вашем щупе. Там же вы сможете заметить обозначения (обычно обозначение идет в виде нескольких ярких насечек) с соответствующими обозначениями показателя минимума и максимума.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *