Инструкция по проверке датчика положения дроссельной заслонки и его регулировка
Содержание:
- Характеристика датчика положения дроссельной заслонки
- Проверка и замена датчиков двигателя ЗМЗ-406
- Характеристика ДПДЗ
- Виды ДПДЗ
- Процедура замены механизма
- Симптомы неисправности датчика
- Особенности очистки дроссельной заслонки на Ланосе и Шансе или определение причин, почему подвисают или плавают обороты
- Причины возникновения неисправностей
- Виды датчиков
- Особенности проверки контактного и бесконтактного ДПДЗ на Приоре: распиновка
Характеристика датчика положения дроссельной заслонки
Предназначение датчика заключается в регулировке объема воздушного потока, который поступает в мотор. Этот воздух используется для образования горючей смеси.
Где расположен датчик в авто?
Чтобы при необходимости выполнить диагностику устройства, автовладельцу надо знать, где находится ДПДЗ. Контроллер устанавливается в моторном отсеке. Его можно увидеть сбоку от дроссельной магистрали на оси самой заслонки.
Расположение контроллера на дросселе
Конструкция устройства
Конструктивно устройство включает в себя следующее:
- Корпус контроллера. Этот компонент выполнен из термостойкого стеклопластика. Корпус оснащается двумя фланцами, которые используются для фиксации контроллера к дроссельному узлу.
- Соединительное устройство, оснащенное тремя контактами. Этот компонент объединен с корпусом контроллера.
- Резистивное устройство, выполненное из керамики.
- Токосъемный элемент. Эта составляющая предназначена для обеспечения электрического контакта с резистивной деталью.
- Цанговый зажим, оснащается шлицем.
- Резиновая прокладка. Используется для монтажа контроллера на ось дроссельного узла.
Назначение датчика положения дроссельной заслонки
Сам контроллер отвечает за корректное выявление положения заслонки на дроссельном узле. Его показания влияют на работу системы подачи топлива. Силовой агрегат в соответствии со значениями устройства выполняет регулировку объема поступаемого бензина при определенном режиме функционирования. ДПДЗ используется для преобразования углового положения заслонки дросселя в напряжение постоянного тока.
Особенности работы устройства:
- Данные, которые передает контроллер, позволяют вычислить величину открытия заслонки. Поступающая на управляющий модуль информация обеспечивает расчет основных параметров управления силовым агрегатом. Причем данные определяются с учетом типа езды машины.
- Само по себе устройство представляет потенциометр, оснащенный токосъемником. Последний используется для перемещения по установленному радиусу сектора, составляющего от 0 до 80 градусов. Ось данного конструктивного элемента при монтаже прибора должна быть связана с приводом дроссельного узла.
- Параметр выходного сопротивления потенциометра может меняться с учетом нажатия на педаль газа. В зависимости от ее положения изменяется и степень открытия заслонки узла.
- Питание контроллера производится посредством подачи стабилизированного напряжения. Величина исходит от управляющего модуля и должна составлять в районе 5 вольт. Допускается отклонение в размере 0,1 В в большую или меньшую сторону.
Схематический принцип действия контроллера
Технические параметры устройства
Основные технические свойства контроллеров ДПДЗ:
- Напряжение для питания устройства подается на два вывода — 1 и 2.
- Величина сопротивления, которое образуется между выводами 1 и 2, составляет от 1,8 до 2 кОм.
- Параметр открытия полностью закрытой заслонки узла — от 0 до 2%.
- Величина напряжения, которое подается на выходы под номерами 3 и 2 при закрытой заслонке составляет от 0,25 до 0,65 вольт.
- Величина открытия заслонки узла составляет более 90 градусов.
- Параметр напряжения, которое подается на 3 и 2 вывода при полном дросселе, составляет от 3,9 до 4,7 вольт.
- Число полных циклов активации устройства при его работе — не меньше одного миллиона.
- Градуировочное свойство зависимости параметра напряжения на выходе от угла поворота обладает линейным характером. Оно измеряется в диапазоне от 0 до 100 градусов. Напряжение составляет от 0,25 до 4,8 вольт. Значение наклона характеристики варьируется в районе 48 мВ.
- Параметр рабочей зоны контроллера находится в линейной области характеристики в диапазоне от 10 до 90 градусов. Это соответствует величине открытия заслонки узла на угол от 0 до 100 градусов. Значение наклона варьируется в районе 39 мВ.
Разновидности
Существует два основных вида устройств:
- Датчики пленочно-резистивные. Такой тип контроллеров обычно ставится штатно при производстве авто. Срок эксплуатации пленочно-резистивных устройств в среднем составляет примерно 55 тыс. км. Но по факту они выходят из строя чаще.
- Бесконтактный тип устройств. Такие ДПДЗ функционируют на основе магнитно-резистивного явления, используется эффект Холла. Цена бесконтактных датчиков выше, но срок эксплуатации огромный. Эти приборы более надежные, поэтому редко выходят из строя.
Андрей Серомолотов показал, как с бесконтактным ДПДЗ работает машинный двигатель.
Проверка и замена датчиков двигателя ЗМЗ-406
Снижение давления в системе питания
1. Вынуть предохранитель № 9 (предохранитель топливного насоса) из правого блока предохранителей.
2. Запустить двигатель и дать ему поработать до полной выработки топлива из топливопровода.
После этого двигатель заглохнет.
3. Вставить на место предохранитель.
4. Поврежденные успокоители цепей заменить.
5. После этого можно разъединять топливопроводы.
Замена датчика массового расхода воздуха
1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Отсоединить колодку 1 от датчика 3 массового расхода воздуха.
Ослабить хомуты, отсоединить воздухоподводящие шланги 2 и снять датчик 3. 3. Установить новый датчик в обратном порядке.
Проверка датчика массового расхода воздуха
1. Снять датчик массового расхода воздуха.
2. Подсоединить к контактам «2» и «З» разъема датчика вольтметр.
Подать на контакты «1» и «5» постоянный ток напряжением 12 В (н» на контакт 5, а на 1).
При этом вольтметр должен показать напряжение 1,3—1,4 В.
Затем кратковременно замкнуть между собой контакты «4» и «5». Вольтметр должен при этом показать напряжение около 8 В а платиновая нить должна раскалиться докрасна. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, заменить датчик.
Регулировка содержания окиси углерода (СО) в отработавших газах
1. Регулировка производится на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 80–90 °С) при исправной системе зажигания и номинальных зазорах между электродами свечей.
2. Содержание СО и СН в отработавших газах должно быть в пределах: 0,7–0,9% СО и 1200 млн –1 СН при частоте вращения коленчатого вала (800±50) мин –1 ; не более 0,5% СО и 600 млн –1 СН при частоте вращения коленчатого вала (3150±50) млн –1 .
3. Если содержание СО выше указанных пределов, отрегулировать содержание СО винтом 1 на датчике массового расхода воздуха.
При повороте винта по часовой стрелке содержание СО увеличивается, а против часовой — уменьшается.
При этом содержание СН также будет отрегулировано.
Если не удается отрегулировать содержание СО и СН в указанных пределах, нужно проверить исправность элементов комплексной микропроцессорной системы управления двигателем.
Замена троса акселератора
Отсоединить провод от «Минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Отвернуть гайку 1 и вынуть трос 2 акселератора из сектора 3 привода воздушной дроссельной заслонки.
3. Сдвинуть сальник 1 с наконечника троса, отвернуть полностью гайку 2 с наконечника троса, вытащить наконечник 3 оболочки троса из кронштейна и вынуть вверх из кронштейна через прорезь трос.
Снять наконечник 3 с троса, вынув его из наружной 4 и внутренней оболочек троса.
4. Снять наружную 1 и внутреннюю оболочки троса с наконечника 2 на щите передка
5. Вынуть шплинт 1 из пальца и вынуть палец 2.
Характеристика ДПДЗ
ДПДЗ можно охарактеризовать так:
- фиксирует положение заслонки и передает данные на управляющий блок или бортовой компьютер;
- преобразует значение угла положения дроссельной заслонки в электрический сигнал, сила которого меняется в зависимости от степени открытия заслонки.
Это устройство располагается в моторном отсеке машины, прямо на дроссельной магистрали. Подключается контроллер к оси узла.
Место расположения ДПДЗ и РХХ
Конструкция ДПДЗ
По конструкции данный контроллер относится к классу резистивных датчиков, при этом:
- Внутри устройства устанавливается подвижный ползунок, предназначенный для перемещения по специальной дугообразной плоскости. Последняя обязательно должна быть совмещена с заслонкой.
- Когда водитель жмет на педаль газа, заслоночный узел открывается, а токосъемный элемент вращается по поверхности резистивного устройства. В результате на потенциометре изменяется параметр сопротивления.
- Механизм контроллера в зависимости от типа может включать в себя магниторезистивную часть. Такой вид датчиков содержит в структуре чувствительный элемент, на который ставится магнит, он связывается с валом контроллера. При этом между ним и резистором контакт отсутствует.
При диагностике устройства следует знать, для чего нужен и на что влияет установленный клапан:
- Контроллер используется для передачи на микропроцессорный модуль информации о том, в каком состоянии находится пропускной элемент в конкретное время;
- Фактически представляет собой комбинацию двух резисторов — постоянного и переменного. Максимальное значение сопротивления этих устройств составляет около 8 Ом. При изменении положения заслонки меняется и этот параметр. Если она открыта, то величина напряжения на сигнальной части будет не менее 4 вольт. Когда заслонка максимально открыта, то показатель составит максимум 0,7 В.
- За изменением уровня напряжения следит микропроцессорный модуль, который осуществляет регулировку объема горючего. Топливо используется для образования топливо-воздушной смеси. Если ДПДЗ неисправный и система контроля работает некорректно, то объем воздуха будет больше либо меньше. Это станет причиной неправильной работы двигателя в целом, в некоторых случаях возможен его выход из строя.
Пользователь Руслан К подробно рассказал о том, для чего используется контроллер ДПДЗ и на что он влияет.
Технические параметры датчика положения дроссельной заслонки:
- Напряжение для обеспечения питания контроллера поступает на два контакта устройства — первый и второй.
- Параметр сопротивления, появляющегося между этими выводами, варьируется в районе 1,8–2 кОм.
- Значение открытия до упора запертой заслонки составляет от 0 до 2%.
- Рабочий параметр напряжения, поступающего на второй и третий вывод при закрытой заслонке — от 0,25 до 0,65 вольта.
- Количество полных циклов включения ДПДЗ составляет не менее 1 миллиона.
- Рабочий параметр напряжения, подающегося на третий и второй контакты при полном дросселе, варьируется в диапазоне от 3,9 до 4,7 В.
- Для градуировочной характеристики зависимости напряжения от угла поворота применяются линейные свойства. Эта величина измеряется в промежутке от 0 до 100 градусов. Уровень напряжения составляет от 0,25 до 4,8 В. Параметр наклона данного свойства будет около 48 мВ.
- Рабочая зона датчика в линейной области варьируется в промежутке от 10 до 90 градусов. Наклон может составить до 39 мВ.
Принцип работы ДПДЗ
Принцип работы ДПДЗ таков:
- При работе двигателя на холостых оборотах заслонка полностью заперта, воздушный поток поступает в цилиндры силового агрегата по отдельному каналу. Уровень напряжения на выходе устройства составляет не более 0,5 вольта. Датчик отправляет сигнал на микропроцессор для подачи топлива, что способствует поддержанию холостого хода ДВС.
- При нажатии на педаль газа происходит перемещение ползунка контроллера по пленочной поверхности, обладающей резистивным напылением. В электроцепи, к которой подключен датчик, осуществяется снижение уровня сопротивления.
- Микропроцессорный модуль фиксирует увеличение параметра напряжения на линии. В соответствии с полученными данными производится расчет и подготовка объемов воздуха и топлива для формирования горючей смеси. После этого она подается в цилиндры. Максимально допустимая величина вольтажа при открытой заслонке составляет примерно 4,5 вольта.
- При резком нажатии на газ блок управления двигателем фиксирует скачок напряжения. В соответствии с этим в цилиндры ДВС подается порция обогащенной горючей смеси, чтобы улучшить динамический разгон машины.
Канал Starsauto подробно рассказал о принципе функционирования регулятора в авто.
Виды ДПДЗ
Всего существует 2 варианта устройства датчика, один с механическим, а другой с электроприводом. Механическую модификацию можно встретить на недорогих версиях автомобилей. ДПДЗ — это отдельный блок, он состоит из следующих компонентов:
- Корпус.
- Регулятор холостого хода.
- Датчик.
- Заслонка.
Корпус заслонки также подключается к системе охлаждения автомобиля. В этой части также устанавливаются дополнительные патрубки, они необходимы для системы сдавливания паров топлива, а также для охлаждения картера.
Дроссельная заслонка
Регулятор холостого хода при закрытой заслонке все время поддерживает на одном уровне период вращения коленвала. Это осуществляется в моменты прогрева двигателя, либо при запуске другого оборудования автомобиля. РХХ состоит из ступенчатого электродвигателя и клапана, вместе эти два элемента способны полноценно корректировать подачу воздуха на впуске.
В последние годы большую популярность набирают ДПДЗ с электрическим приводом. Дело в том, что специалисты этой модификации отмечают то, что с таким датчиком получается достичь наибольшего крутящего момента. Это достигается за счет использования электронного компьютера для управления. Если на автомобиле именно такая модификация, то крутящий момент будет оставаться постоянно высоким на разных скоростных диапазонах. Также отмечено, что в этом случае расход топлива значительно ниже, а отработанные газы считаются менее токсичными.
Процедура замены механизма
К операции замены датчика дроссельной заслонки нужно подойти внимательно и осознанно. Подготовьте все необходимые материалы и оборудование. Рассмотрим этапы замены датчика дроссельной заслонки:
- приобретите новый ДПДЗ, кроме этого для замены вам понадобиться крестовидная отвертка, поролоновый материал в форме кольца и патрубок дроссельный;
- откройте капот, снимите минусовую клемму, далее вам необходимо отключить зажигание и аккумулятор;
- найдите под капотом пластиковую защелку, отсоедините механизм со всеми прилежащими проводами;
- с помощью отвертки отсоедините датчик, крепящийся к основе;
- сняв старый механизм, вы увидите потрепанную поролоновую подкладку, вам необходимо удалить ее с поверхности. Установив на это же место новую подкладку, приступайте к монтажу заслонки. Вам необходимо крепко закрепить механизм, чтобы при езде не создавались вибрационные движения системы;
- необходимо присоединить систему со всеми проводниками к разъемам датчика дроссельной заслонки;
- если при установке нового механизма аккумулятор не был отключен, тогда необходимо сделать это перед эксплуатацией нового датчика. Для этого отключите ток во всей машине на пять минут;
- теперь необходимо испытать новый датчик. Для этого проведите проверку всех секторов механизма, убедитесь в том, что все элементы на месте и слажено взаимодействуют между собой;
- окончательным этапов является проверка работы всей системы. Для этого вам необходимо измерить напряжение на всех участках системы. Необходимо, чтобы полученные значения соответствовали заданным параметром. Омметром замерьте сопротивление на всех участках, чтобы исключить вероятность отклонений от нормы.
Никогда не забывайте о том, что каждой машине необходима забота. Периодически прочищайте двигатель, проверяйте сопротивление контактов и уровень вибрации на необходимых участках. Всегда имейте в своем гараже всю необходимую измерительную технику. Изучив некоторые особенности строения своего авто, вы всегда сможете вовремя прийти к нему на помощь, если что-то пойдет не так. Лучше вовремя провести профилактику, чем потом тратить множество денег на ремонт автомобиля.
Датчик дроссельной заслонки – это очень тонкий и уязвимый механизм, поэтому нуждается в большом внимании, но если вы будете систематически проверять его состояние и прочищать контакты, то ваша машина прослужит вам долгую верную службу.
Терять ценное топливо не хочется никому, поэтому нужно всегда контролировать работу датчика заслонки. На СТО проверка может обойтись вам в копейку, в то время, как вы сами можете провести все необходимые процедуры у себя в гараже.
Купить датчик дроссельной заслонки для вас не составит труда. В любом специализированном магазине есть большой выбор подобных механизмов. По словам специалистов, проблемы с ДПДЗ встречаются довольно часто, именно поломки этого механизма служат причиной заглушки авто среди дороги. Чтобы этого не случилось, относитесь внимательно к своей машине и вовремя проводите профилактические работы.
Симптомы неисправности датчика
Основные признаки, по которым можно выявить проблемы в работе контроллера ДПДЗ:
- В работе силового агрегата на холостом ходу возникают сложности. Обороты нестабильные, могут резко увеличиваться или падать, водитель при этом не жмет на педаль газа.
- Силовой агрегат может заглохнуть, когда водитель переключает передачу из одного режима в другой. Произвольная остановка мотора возможна как при езде на нейтральной скорости, так и при стоянке, к примеру, на светофоре или в пробке.
- Расход бензина существенно возрастает. Иногда рост потребления горючего незаметен для автовладельца. Тогда определить перерасход можно только путем замера.
- Фиксируется нестабильность в оборотах холостого хода. Причем это не зависит от режима функционирования силового агрегата.
- Мощность мотора машины значительно падает. Ее снижение обычно точно можно заметить при движении на подъеме, когда включена повышенная передача. Переключившись на более низкую скорость, можно избежать падения «тяги».
- Если автомобиль разгоняется или двигается на невысокой скорости, могут ощущаться рывки при нажатии на газ.
- Двигатель глохнет, как только водитель отпускает педаль газа.
- Из впускного коллекторного устройства начинают раздаваться звуки хлопков. Они появляются периодически, иногда их можно услышать при нажатии на газ.
- На панели приборов появляется световой индикатор Check Engine. Он может гореть постоянно либо загораться периодически.
Иван Васильевич подробно на практике рассказал о симптомах неисправностей ДПДЗ.
Особенности очистки дроссельной заслонки на Ланосе и Шансе или определение причин, почему подвисают или плавают обороты
Чтобы восстановить работоспособность дроссельной заслонки на Ланосе и Шансе, необходимо произвести очистку. Для этого понадобится вооружиться следующими материалами и деталями:
Очиститель для карбюратора. Одного баллончика будет достаточно. Прокладка дросселя. Меняйте ее в любом случае, так как от воздействия высоких температур и агрессивных веществ, такой уплотнитель выходит из строя, и в итоге возникает подсос. Покупайте оригинальное изделие с артикулом 96353141.
Набор инструментов: ключи и отвертки
Важно наличие динамометрического ключа
Сложностей со снятием дроссельного узла не возникает, поэтому описывать процесс самого начала не имеет смысла. Ниже представлена видео инструкция, на которую можно опираться, чтобы произвести демонтаж дроссельного узла с целью его замены или очистки.
При проведении работ важно учитывать лишь следующие важные моменты:
Перед отсоединением шлангов циркуляции ОЖ, необходимо предварительно открутить крышку с расширительного бачка, сбросив давление в системе. После этого закрутить ее.
Как только будут отсоединены шланги, их необходимо либо закрыть болтами «М10» или же попросту зафиксировать в положении выше уровня бачка. Узел фиксируется двумя болтами, но перед их вывинчиванием, необходимо отсоединить тросик газа, и снять датчик ПДЗ и регулятор холостого хода. Не забываем отсоединить шланги камеры подачи паров бензина и вакуума электромагнитного клапана системы EGR. После этого можно выкрутить болты, и снять узел.
Удалить старую прокладку. Если она прикипела, нужно ее аккуратно срезать, не допуская повреждения торцевой части.
Не забываем очистить шток регулятора холостого хода.
Используя очиститель для карбюраторов, произвести тщательную очистку всего устройства
Важно обязательно прочистить каналы холостого хода.
Устанавливаем узел на место. Болты крепления важно затянуть с усилием в 15 Нм
Устанавливаем на место датчик и регулятор, а также подсоединяем шланги. Фиксируем тросик газа. Важно произвести затяжку болта крепления датчика ДПЗ с моментом 2 Нм.
На этом процесс очистки дроссельной заслонки Ланос и Шанс завершен. Аналогично проделываются действия и на автомобилях марки Сенс.
После окончания работ необходимо выполнить еще несколько процедур. Первая — отрегулировать дроссельную заслонку. Для этого конструкцией предусмотрен специальный винт (на фото ниже). Однако проводить такие манипуляции следует при проведении компьютерной диагностики, чтобы фиксировать показания при открытой и закрытой заслонке.
Выполняется регулировка следующим образом:
- Открутить болт до момента, пока заслонка не расположится вертикально.
- После этого ввернуть обратно на половину оборота.
- Фиксировать показания на ноутбуке, запустив программу Delco.
Если в процессе чистки дроссельного узла вы не трогали винт, тогда регулировать его нет необходимости. Однако сделать это рекомендуется в случае, если устанавливается новый узел. Второе — обучить или адаптировать ЭБУ. Такая необходимость возникает в ряде следующих случаев, как описано ниже.
Обязательным является процесс обучения ЭБУ. Инструкция по его реализации не сложная, и представлена ниже.
На этом ознакомительный материал с дроссельной заслонкой Ланос и Шанс завершен. Не оставляйте без внимания этот важнейший конструктивный элемент двигателя, так как от него зависит: и работа двигателя, и расход, и динамика, и мощность и много прочего. Если пренебрегать процессом диагностики узла, то получить эффективную работу мотора не получится.
Источник
Причины возникновения неисправностей
Причины, по которым может потребоваться ремонт либо замена ДПДЗ:
- Закислились контактные элементы. Эту проблему сложно назвать поломкой, но она относится к неисправностям, которые можно устранить. При длительной эксплуатации контакты датчика могут окислиться. Это связано с работой ДПДЗ в условиях перепадов температур и воздействии влаги. Для ликвидации проблемы надо демонтировать контроллер и произвести очистку контактных элементов ваткой, обработанной средством WD-40.
- Стирание напыления на основании начального отрезка передвижения ползунка. Если резистивная основа удаляется, работа контроллера будет некорректной. Во время передвижения ползунка величина напряжения, которое поступает на управляющий модуль, увеличится. Но в результате стирания этого не происходит, поскольку сопротивление отсутствует. Это приводит к появлению неполадок, иногда происходят сбои в работе управляющего модуля.
- Повреждение наконечников на устройстве. Если это происходит, то на подкладке образуются заусеницы, что в итоге приведет к поломке остальных элементов. В некоторых случаях контакты продолжат функционировать, но это продлится недолго, тем более что износ подложки увеличится. При подобных проблемах ползунок и резистивный слой откажутся контактировать, что приведет к неработоспособности мотора машины.
- Поломка ползунка. Данный компонент устройства при длительной эксплуатации изнашивается. В результате он может отойти от необходимой траектории, что приведет к неполадкам.
Одна из причин выхода из строя контроллера положения заслонки дросселя показана в ролике канала «Все Сам».
Виды датчиков
На современные модели автомобилей устанавливают потенциометры – контактные ДПДЗ или магниторезистивные датчики. Электронные устройства отличаются стоимостью, сроком службы. По способу установки они бывают встроенными в корпус дроссельной заслонки и отдельно установленными.
Контактный датчик
Внутри корпуса есть несколько резистивных дорожек и подвижный токосъемный элемент − бегунок. Он жестко соединен со штоком дроссельной заслонки, двигается при ее закрытии (открытии). Во время перемещения он касается резистивного слоя и, контактируя, изменяет сопротивление:
- когда заслонка закрыта, бегунок позиционируется в самом начале дорожки, этой крайней позиции соответствуют минимальные значения сопротивления, напряжения;
- когда жмут на педаль газа, открывается дроссельная заслонка и ползунок смещается, при этом длина резистивного слоя, включенного в цепь, увеличивается, что приводит к росту сопротивления, напряжения.
На заметку!
К устройству подсоединены 3 провода. Один подает напряжение на резистивный слой – 5 В, другой идет к заземлению, третий к ползунку.
https://youtube.com/watch?v=PlLLN1WFrh0
Бесконтактные ДПДЗ с датчиком Холла
Работа устройства построена на основе магниторезистивного эффекта Холла. Механический контакт между его элементами отсутствует, их два вида:
- датчик Холла;
- выполняющие функции бегунка постоянные магниты.
На заметку!
Бесконтактные ДПДЗ стоят дороже, но и служат дольше.
Магнитные ползунки перемещаются при повороте дроссельной заслонки, магнитное поле во время движения изменяется, датчики мгновенно это фиксируют и передают сигнал на микросхему, та отправляет информацию на ЭБУ. Элементы устройства разделены воздушным зазором, поэтому не испытывают механических воздействий. Место установки платы − корпус дроссельной заслонки.
Индуктивные ДПДЗ
Устройства индуктивного типа без физического контакта элементов вычисляют угол поворота дроссельной заслонки. Схема такого датчика:
- токопроводящий ротор, присоединенный к оси заслонки;
- статор – плата с катушками (приемная, передающая), микросхема, отвечающая за передачу данных на контроллер.
Устройства этого типа предназначены для электронных дроссельных заслонок. Их устанавливают на корпус. Величина напряжения на статоре зависит от угла поворота ротора.
Особенности проверки контактного и бесконтактного ДПДЗ на Приоре: распиновка
При появлении соответствующих признаков неисправности ДПДЗ на Приоре, не помешает произвести проверку изделия, чтобы убедиться в том, что из строя действительно вышел датчик, а не поврежден провод или окислились контакты в фишке питания. Для этого понадобится знать распиновку ДПДЗ, которая представлена на схеме ниже.
Самый простой способ проверки — воспользоваться мультиметром. Ниже описан подробный процесс проверки ДПДЗ Приора:
- Проверка исправности питающих проводов. Отсоединить фишку питания от датчика. Присоединить щупы мультиметра к контактам фишки A и B, после чего включить зажигание, и проверить напряжение. Величина подающего напряжения должна составлять 4,8-5,2В. Если значение отличается от указанного (обычно оно ниже), то следует искать причину в проводе, который имеет замыкание на массу.
- Далее приступаем к проверке контактного датчика. Самый оптимальный способ его проверки — измерить сопротивление между контактами А и С, то есть, сигнальным и плюсовым контактами. Проверку рекомендуется выполнять на снятом датчике. Подключаем щупы к соответствующим выводам, и измеряем сопротивление в кОм. Оно должно находиться в пределах от 1 до 3 кОм. При изменении положения ползунка, сопротивление должно увеличиваться, причем очень плавно без резких скачков. Если наблюдается иная картина, значит ДПДЗ нужно заменить.
- Еще один способ проверки (подходит как для контактного, так и для бесконтактного устройства), при котором не нужно снимать датчик, заключается в измерении напряжения в сигнальном контакте. Однако реализовывать его рекомендуется в исключительном случае, так как он предусматривает нарушение целостности контактов фишки датчика. Проводится он следующим образом: при помощи булавок нужно присоединиться к тыльной стороне фишке щупами мультиметра. Подключиться нужно к клеммам B и C, то есть, сигнальной и «массе». После подключения нужно включить зажигание и, не заводя двигатель, изменять положение заслонки. Если напряжение будет плавно возрастать до 5В при максимальном открытии заслонки, значит, деталь исправна. Если возникают резкие перепады (скачки) на ДПДЗ контактного типа, то изделие подлежит замене. Если неисправен ДПДЗ бесконтактный, то у него напряжение не будет изменяться или меняется, но в низком диапазоне.
Ниже представлено видео, где детально показан процесс проверки механического ДПДЗ.
Убедившись в неисправности датчика положения заслонки дросселя на Приоре, его следует заменить. Не пытайтесь его разбирать и ремонтировать, так как он является не ремонтируемым.
Это интересно! Проверить исправность датчика можно при помощи Bluetooth-сканера, подключенного к разъему OBD2, а также специального приложения на смартфон.
Если на БК высвечивается ошибка низкого сигнала от датчика, нужно проверить провода питания, так как, скорее всего, была нарушена изоляция. Если уровень сигнала высокий, то неисправность наверняка в самом датчике.