Нерегулируемый перекресток и регулируемый пешеходный переход

Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД

Итак, начнём мы с того, как нужно на 2022 год пропускать пешеходов на переходе.

Как правильно пропускать пешехода?

Как видно из цитаты пункта 14.1 выше, пешеходам необходимо уступить дорогу. До ноября 2014 года было несоответствие ПДД и КоАП: первый предписывал пропустить пешеходов, второй наказывал за неуступление дороги. Поэтому соответствующим изменением их привели в соответствие. Но в чём же был подвох?

А в том, что термин пропуска никак не описан в Правилах дорожного движения. А вот определение уступления дороги в новых ПДД есть.

Водитель должен не создавать помех пешеходу. Согласно пункту 1.2 Правил это означает, что он не должен вынудить его изменить скорость и/или направление движения именно по своей вине

Обратите внимание, что в контексте уступления дороги важно условие: Ваши траектории движения с пешеходом должны пересекаться одновременно в пространстве и во времени – то есть если Вы не уступите дорогу, то собьёте его, либо заставите пешехода остановиться/отбежать. В любом случае, по инициативе пешехода он изменит скорость и траекторию или же Вы корпусом своего автомобиля измените эти физические свойства, будет нарушен пункт 14.1 ПДД

Таким образом, пешеходов пропускать по правилам нужно так:

Вы подъезжаете к переходу и видите, что пешеход уже начал переход. Если он ещё не на проезжей части, то обязанность уступить тому дорогу у водителя не наступила.

Вы обязаны остановиться или снизить скорость так, чтобы пешеход перешёл дорогу, не изменив ни траекторию движения из-за Вас, ни скорость

Обратите внимание, если он передумал переходить и таким образом изменил траекторию и скорость, Вашей вины тут нет. А вот если испугался Вас, резко приближающегося, то возможны варианты, увы, уже на усмотрение инспектора.

Как только пешеход покинул место пересечения Ваших траекторий, Вы можете ехать

Обязанности дожидаться, когда он покинет проезжую часть полностью, у Вас нет. Ещё раз обращаем внимание – есть обязанность уступить дорогу, и она выполнена.

На схемах ниже Вы помех пешеходу не создали, и выполнили требование пункта 14.1 полностью.

  • Если проедете, не создав помех пешеходу, когда тот переходит далеко от Вас на другой стороне дороги:
  • Если проедете до того, как пешеход закончит переход, но пропустите его:
  • Если пешеход изменил траекторию и/или скорость движения по своей инициативе:

Но это теория, а на практике…

Если непропуск пешехода зафиксировала камера, то не имеет значения факт уступления ему дороги – если Вы на пешеходном переходе, а пешеход – на проезжей части дороги, то будет выписан штраф. Это существенная недоработка на сегодняшний день (точнее, вероятно, ухищрение ЦАФАП, потому такие штрафы нужно обжаловать).

А на практике инспектор ДПС попытается оштрафовать Вас в любом случае, если пешеход уже на дороге. Увы, но сотрудники ГИБДД играют на незнании водителей Правил дорожного движения, и это самый распространённый их «развод».

Поэтому, вышеперечисленные комментарии Вам помогут только в случае, если у Вас есть видеорегистратор, запись с которого может подтвердить отсутствие созданной пешеходу помехи и выполнение пункта 14.1 ПДД, и как следствие, избежать штрафа за непропуск пешехода. Просто сообщите инспектору о наличии у Вас регистратора и намерении обжаловать штраф, если он всё же настаивает о непропуске. Будьте уверены, он то точно знает трактовку 14.1.

Если же регистратора нет, то разъясняем следующее:

  • свидетельские показания будут вескими, если свидетели не Ваши родственники, не пассажиры,

По новым правилам 2022 года инспектор вправе сразу выписать постановление. А если Вы с нарушением не согласны, то он обязан составить протокол. В нём и укажите нарушения инспектора. Также, если тот не разъяснил Вам статью 51 Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя и ближайших родственников) и статью 25.1 КоАП (о праве знакомиться с материалами дела), то также укажите это. Если инспектор отказывается составлять протокол, то можете указать это в постановлении.

Какой штраф за нарушение 14.1?

Он составляет вилку сумм от 1500 до 2500 рублей на усмотрение инспектора и предусмотрен статьёй 12.18 КоАП. Если непропуск пешехода был зафиксирован на камеру автофиксации, то, скорее всего, будет назначена максимальная планка штрафа.

Штраф за непропуск пешехода можно оплатить со скидкой 50 процентов в первые 20 дней от дня вынесения постановления (не путать с днём вступления в силу).

Нововведения в ПДД

Пункт 14.3. устанавливает правила поведения автомобилистов на регулируемых пешеходных переходах.

Более того, водитель не вправе подавать звуковой сигнал, тем самым подгоняя пешеходов. Такое действие карается достаточно высокими штрафами.

Уступите дорогу пешеходу!

Старая редакция обязывала всех водителей «пропустить пешехода» на переходе, а в новой встречается другая формулировка – «уступить дорогу». Рядовому автолюбителю может показаться, что смысл остался тот же, однако на самом деле подход изменился кардинально.

Как пропускать пешехода на пешеходном переходе по новым правилам? Старые ПДД под термином «пропустить пешехода» имели ввиду следующие действия – только пешеход ступил на дорожную разметку, все автолюбители обязаны остановиться и пропустить его, другими словами, — ожидать, пока он до конца не пройдет «зебру».

Новая редакция Правил дорожного движения предусмотрела обязанность автомобилиста остановиться, уступить дорогу пешеходу тогда, когда он находится еще не на дорожной полосе, а на небольшом расстоянии от нее, а движущийся автомобиль может создать помеху для его передвижения.

Таким образом новые поправки защищают в большей мере права пешеходов. Ведь если машина не остановится, человек будет вынужден поменять либо скорость своего движения, либо его траекторию.

Если же пешеход стоит на тротуаре и разговаривает по телефону, водитель не обязан пропускать его. Согласно задумке законодателей, этот подход будет стимулировать людей быстро переходить переход, не создавать тем самым заторы. Такое нововведение окажется особенно полезным для мегаполисов.

Предотвращение заторов

Согласно ПДД, если есть вероятность того, что водителю автомобиля придется затормозить прямо на дорожной разметке, он должен заранее предотвратить эту ситуацию.

Другими словами, даже если автомобиль встал на «зебре» в результате затора, в любом случае водитель должен понести наказание. Данное требование объясняется следующими факторами:

  • оставаясь на дорожной разметке, автомобиль создает помеху для нормального движения пешеходов;
  • стоящая на «зебре» машина снижает видимость, из-за чего другой автомобилист может начать движение в то время, когда по разметке идут люди.

Во всех вышеперечисленных случаях повышаются шансы возникновения ДТП и получения травм.

Также стоит заметить, что правила дорожного движения для водителей запрещают на пешеходном переходе следующие действия:

  • разворачиваться;
  • оставлять свои автомобили;
  • двигаться назад.

Поскольку пешеходный переход – это особый участок дороги, в отношении него разработаны эти отдельные нормы.

Трамвайные пути


В новой редакции ПДД добавили текст о пешеходном переходе на трамвайных путях

Ранее участок трамвайных путей, пересекающийся с пешеходным переходом сквозь проезжую часть, не давал преимущества для движения пешеходу.

В новой редакции ПДД участок трамвайных путей может относиться к пешеходному переходу. В ней говорится, что пешеходный переход – участок проезжей части дорожного покрытия, в том числе, и трамвайных путей, который обозначен разметкой и соответствующими знаками.

Теперь на этих участках дороги от водителя трамвая требуется пропускать людей, которые идут по переходу.

Конечно, пешеходы, в свою очередь, также должны быть внимательными, поскольку это транспортное средство огромной массы не способно мгновенно затормозить.

Обгон на разметке


Разрешен ли обгон на пешеходном переходе?

Если раньше один автомобиль мог остановиться или притормозить перед разметкой, другие, при отсутствии пешеходов, могли на небольшой скорости продолжать движение по соседним полосам.

Дополнения к ПДД теперь обязуют всех автомобилистов понижать скорость или останавливаться на пешеходном переходе, если одна из машин притормозила.

Как перейти дорогу группе людей?

Исходя из п. 1.2. ПДД организованная колонна – это группа людей, которые движутся по дороге в одном направлении.

На практике такие группы редко встречаются на дорогах. Обычно колонны применяются при передвижении солдатских подразделений. Кроме того, в подобных группах по улицам ходят школьники.

По п. 4.2 правил дорожного колонна по ширине должна быть построена не больше чем по четыре человека в один ряд.

Согласно п. 4.2 Правил люди, которые сопровождают группу, должны идти перед колонной и сзади от нее, с ее левого края. В светлое время дня сопровождающие обязаны пользоваться флажками красного цвета, а вечером и ночью, при плохой видимости – применять включенные фонари (впереди – белые цвета, сзади – красные).

Исходя из п. 4.2 Правил, организованная колонна может перейти улицу при условии, что с ней идут сопровождающие с флажками и фонарями, и люди в ней идут не более чем по 4 человека в ряд.

Согласно пункту 4.2 ПДД группам детей разрешено передвигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам. Если дорожек и тротуаров нет – возможно идти по обочине, но только в светлое время дня и в сопровождении взрослых, имеющих флажки.

Следуя п. 4.2 ПДД, группам детей необходимо переходить улицу по пешеходным «зебрам» в сопровождении взрослых.

Какие предусмотрены штрафы

От водителя требуется уделять много внимания тем, кто переходит дорогу или только собирается это сделать. Если уклоняться от выполнения правил ПДД, это приведёт не только к повышению риска возникновения аварии с человеческими жертвами, но и к наказанию. В этом случае будет необходимо выплатить штраф, равный 1500 руб. при отказе уступить человеку возможность спокойно перейти улицу.

Пешеход, хотя имеет преимущественные права в рассматриваемой ситуации, тем не менее в случае нарушения ПДД может быть наказан и ему в таком случае придётся платить штраф.

При этом предусмотрены такие наказания:

  1. При любом нарушении он может получить предупреждения или должен будет выплатить штраф 500 руб.
  2. Если результатом неправильного поведения было нарушение обычного порядка движения машин, то этот штраф составит 1000 руб.
  3. В случае, если прохожий не только повлиял на движение, но и стал виновником нанесения вреда здоровью в лёгкой или средней степени, то ему будет грозить штраф 1500 руб.

Правила движения на дорогах предусматривают предоставление преимуществ людям, переходящим дорогу в установленных местах перед машинами. Но это не отменяет того, что обе стороны должны внимательно относиться к их соблюдению и стараться снизить вероятность возникновения потенциально опасных ситуаций.

Видео о правилах проезда пешеходных переходов: 

Напишите свой вопрос юристу в форму ниже:

Бывает ли вина пешехода

Водитель не всегда виноват в том, что на дороге внезапно появился человек. В данном случае суд встает на защиту обеих сторон и заставляет возмещать ущерб обоюдно. К примеру, если человек выскочил на дорогу, а шофер заметил его в последний момент, то вина ложится на обоих. Пешеход обязан возместить вред, который был нанесен автомобилю, а шофер оплачивает лечение человеку.

Существуют исключения. Если судом будет доказано, что вред, нанесенный пешеходу, произошел не по вине водителя, то возмещать ущерб ему не придется. Кроме того, если автовладелец получит травмы при попытке избежать столкновения, то пешему участнику дорожного движения придется возмещать все самостоятельно – ремонт автомобиля и здоровье водителя

В любом случае, езда через зебру должна быть осторожной, особенно в условиях плохой видимости

Требования правил ПДД по пропуску пешеходов

Требование уступить дорогу или не создавать помеху означает, что водитель обязан не начинать, не продолжать или не возобновлять движение и проводить маневры, если это вынудит пешехода сменить направление либо скорость.

Необязательно останавливаться, если он начал идти с противоположной стороны через проезжую часть, которая разделена на несколько полос. Так как если автомобилист проедет через переход, это не поменяет направления и скорости идущего.

Рассмотрим далее требования к пропуску пешеходов, установленные правилами в других конкретных ситуациях.

Поворот на перекрестке

Водитель должен уступить дорогу человеку, переходящему проезжую часть улицы, на которую он сворачивает (п.1 ст.13 ПДД). Дороги должны пересекаться на одном уровне. Перекрестками не являются:

  • Пересечение путей на разной высоте, например, въезд в тоннель и проезд под мостом.
  • Выезд на проезжую часть с прилегающей к ней территории.

Автомобилист обязан уступить дорогу при повороте на перекрестке в любом случае, в том числе, если:

  • Он едет по главной дороге.
  • Пешеходу указывает красный сигнал светофора.
  • Для водителя горит зеленый свет, который разрешает поворот.
  • Перекресток не имеет переходной разметки.

Прямое направление движения на перекрестке с отсутствием обозначенного перехода не предполагает обязанности уступать дорогу.

Въезд на прилегающую территорию и выезд с нее

Согласно ст. 8.3. ПДД автомобилист при выезде с прилегающей территории на проезжую часть обязан уступить дорогу пешеходу, идущему по ней. При въезде на прилегающую территорию – человеку, направление движения которого он пересекает.

На нерегулируемых пешеходных переходах

Трактовки регулируемого и нерегулируемого перехода аналогичны соответствующим определениям перекрестков, которые установлены ПДД РФ (п.13.3).

На регулируемом очередь движения определяется сигналами светофора либо жестами регулировщика.

На нерегулируемом переходе отсутствует или не работает светофор (в том числе желтый мигающий сигнал) либо нет регулировщика. Водитель обязан совершать проезд через «зебру» по ПДД.

Если человек только вступил на нерегулируемый переход либо уже пересекает проезжую часть, то автомобилист, приближающийся к нему, должен затормозить и пропустить (П. 14.1 правил).

Пунктом 14.2. установлена обязанность водителей снизить скорость в случае, если едущее впереди транспортное средство остановилось или замедлилось перед «зеброй». Продолжить езду можно, пропустив всех пешеходов.

При посадке или высадке на проезжую часть из общественного транспорта

На дороге не всегда имеется специальная разметка «зебра» или дорожный знак. Люди идут к автобусу на остановку, а посадка и выход при этом осуществляются со стороны проезжей части или с установленной на ней площадки. Водитель обязан пропустить их (п.14.6. ПДД РФ). Если пассажиры выходят из автобуса какого-либо предприятия, который развозит его работников, то пропускать их он не обязан.

Такие ситуации часто возникают, например, когда трамвайные пути расположены посередине проезжей части и вблизи автобусных остановок. Однако преимуществом перед всеми автомобилями обладают только те пешеходы, которые двигаются по дороге именно со стороны дверей общественного транспортного средства. Сохраняется оно во время остановки автобуса или маршрутки.

Также если впереди остановился трамвай, нужно сначала затормозить и далее анализировать причину стоянки. Знаки, указывающие на близость остановки, часто не видны и пассажиры могут выйти из транспортного средства на проезжую часть прямо перед автомобилем.

Пунктом 14.7. ПДД РФ определена обязанность водителя снизить скоростной режим, при необходимости затормозить и пропустить детей при приближении к транспортному средству с соответствующими опознавательными знаками, если оно остановилось, и была включена аварийная сигнализация.

В жилых зонах и во дворах

Пешеходы могут идти по тротуарам и проезжей части при нахождении на территории жилой зоны. При этом они не должны создавать для транспортных средств неоправданные помехи (Пункт 17.1 ПДД РФ).

Жилой зоной считается территория, на выезде и въезде в которую установлены соответствующие знаки №5.21 и №5.22. В них запрещены:

  • Учебная езда.
  • Сквозное движение.
  • Стоянка с невыключенным двигателем.

Эта норма действует и для придомовых дворов.

Слепых пешеходов

Незрячие люди, которые могут подавать сигнал специальной белой тростью, имеют право везде переходить проезжую часть, даже не в установленных местах. Согласно пункту 14.5 Правил дорожного движения водители должны всегда их пропускать, а именно затормозить и подождать, пока человек перейдет.

Тест на проверку знаний

Чтобы убедиться, что вы верно поняли материал, пройдите небольшой тест:

Какова последовательность (порядок) действий водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу?

  1. Остановиться, оценит обстановку и продолжить движение, пропустив пешеходов или убедившись, что их нет

    Неверно, переход не требует обязательной остановки, если пешеходов нет.

  2. Заглушить двигатель, пропустить пешеходов и только потом проезжать

    Неверно, ПДД РФ не требуют глушить двигатель.

  3. Пропустить пешеходов

    Верно, правила требуют, чтобы пешеходам уступили дорогу. При этом, если пешеходов нет, обязательная остановка не требуется.

Если перед переходом впередиидущее ТС снизило скорость или остановилось, что должны делать водители, двигающиеся в том же направлении?

  1. Так же снизить скорость или остановиться

    Верно, это прямое требование ПДД РФ, указанное в п.14.2.

  2. Объехать впереди идущий транспорт, избегая столкновения

    Неверно, все, двигающиеся в том же направлении, должны так же сбросить скорость или остановиться.

  3. Подать звуковой сигнал, требующий не задерживать движение транспортных средств

    Неверно, правила дорожного движения требуют, чтобы все, перемещающиеся в том же направлении, снизили скорость или остановились.

Вы стоите перед регулируемым переходом, и загорается зеленый свет. Ваши действия?

  1. Продолжить движение

    Неверно, сначала необходимо убедиться, что все пешеходы, уже начавшие переход, закончили его, и только потом проезжать.

  2. Пропустить тех пешеходов, кто уже начал переход, и только потом начать двигаться самому

    Верно, все, кто уже начал переходить дорогу, должны закончить процесс. Далее могут начать двигаться транспортные средства.

  3. Начать движение, аккуратно объезжая пешеходов, еще оставшихся на проезжей части

    Неверно, нельзя начинать движение, пока пешеходы не покинут проезжую часть.

Когда нельзя выезжать на переход, даже если на нем нет пешеходов?

  1. Если впереди затор

    Верно, если образовалась пробка, и есть вероятность, что остановиться придется на переходе, выезжать на такой переход нельзя.

  2. В темное время суток, при отсутствии освещения

    Неверно, таких требований нет.

  3. Если лежит плотный туман или имеются другие неблагоприятные погодные условия

    Неверно, только образовавшаяся впереди пробка является основанием для прекращения движения по перезоду.

Кого из пешеходов необходимо пропустить, даже он двигается вне перехода?

  1. Пешехода, если он показывает жестами, что очень торопится

    Неверно, таких правил нет.

  2. Слепого с белой тростью, которой он подает сигнал

    Верно, это требование указано в п.14.5 ПДД РФ.

  3. Инвалида в коляске или на костылях

    Неверно, пропуск возможен только слепого с белой тростью.

В завершении еще несколько распространенных вопросов по теме пешеходного перехода:

Часто задаваемые вопросы
️ Чем отличается пешеходный переход от пешеходной дорожки?

️ Нужно ли снижать скорость перед пешеходным переходом?

️ Является ли перекресток пешеходным переходом?

️ Что запрещено на пешеходном переходе водителю?

️ Разрешено ли парковать автомобиль сразу после пешеходного перехода?

️ Куда и как обратиться, чтобы на пешеходном переходе установили светофор?

В целом, ситуация с пешеходным переходом, если разобраться во всех нюансах, больших сложностей не представляет. Однако всегда возможны случаи максимально запутанные, разобраться с которыми самостоятельно не получается. В такие моменты на помощь придут профессиональные автоюристы.

Чтобы связаться со специалистами, достаточно отправить свое сообщение через специальную форму, расположенную под статьей, либо позвонив по указанному номеру. Адвокаты оценят обстановку, проконсультируют и помогут выработать стратегию защиты, при необходимости.

Москва +7(499) 325-45-68

Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78

Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68

4 Общие положения

4.1 Организация пешеходных переходов осуществляется для обеспечения возможности безопасного пересечения проезжей части дорог пешеходами.

4.2 При проектировании строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог необходимо предусматривать возможность безопасного перехода дорог пешеходами путем устройства пешеходных переходов в одном или разных уровнях в соответствии с требованиями нормативных документов.

4.3 Выбор типа пешеходного перехода зависит от интенсивности автомобильного и пешеходного движения, а также количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов.

4.4 Предельными величинами следует считать пропускную способность автомобильных дорог, а также пропускную способность пешеходного пути шириной 1,0 м:

— для дорог I категории с 4 полосами движения в режиме непрерывного движения при стандартных условиях — 40 тыс. ед./сут* (4000 ед./ч);

________________

* Здесь и далее размерность «единиц в сутки» и «единиц в час» применяется к интенсивности, измеряемой в приведенных транспортных единицах с использованием коэффициентов приведения.

— для дорог с двумя полосами движения (II-IV категорий) в режиме непрерывного движения при стандартных условиях — 8 тыс. ед./сут (800 ед./ч);

— для одной полосы движения для дорог в населенных пунктах при режиме непрерывного движения при стандартных условиях — 1500 ед./ч. Для двух, трех и четырех полос применяются коэффициенты увеличения соответственно 1,9, 2,3 и 3,6;

— для пешеходного пути — 500 чел./ч. Для расчетов ширина пешеходного пути принимается 3,0 м.

Для маневровых участков автомобильных дорог (регулируемых и нерегулируемых перекрестков) и нестандартных условий теоретическая пропускная способность рассчитывается по или действующим методикам.

4.5 В I зоне (рисунок 1) нерегулируемый переход проезжей части пешеходами становится невозможным и возникает необходимость строительства пешеходных переходов в разных уровнях или введения регулирования дорожного движения.

4.6 Необходимость регулирования движения пешеходов по переходу через проезжую часть обусловлена следующими предельными показателями интенсивности движения транспорта и пешеходов: в течение любых 8 ч рабочего дня недели интенсивность движения транспорта равна или более 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой 1000 ед./ч) по главной дороге в двух направлениях и равна или более 150 пешеходов, пересекающих проезжую часть в одном наиболее загруженном направлении, в каждый из тех же 8 ч (II зона).

а) для дорог I категории вне населенных пунктов;

б) для дорог с двумя и тремя полосами для движения в двух направлениях вне населенных пунктов;

в) для дорог с двумя полосами движения в двух направлениях в населенном пункте.Рисунок 1, лист 1 — Предельные параметры устройства пешеходного перехода

г) для дорог с тремя полосами движения в двух направлениях в населенном пункте;

д) для дорог с четырьмя полосами движения в двух направлениях в населенном пункте;

е) предельные параметры устройства пешеходного перехода для I-IV зон.Рисунок 1, лист 2

4.7 Устройство наземных пешеходных переходов с обозначением их дорожными знаками «Пешеходный переход» по ГОСТ 32945 и (или) горизонтальной дорожной разметкой по ГОСТ 32953 осуществляется в местах установившихся пешеходных связей и на перекрестках при интенсивности движения транспорта более 50 ед./ч и интенсивности движения пешеходов более 150 чел./ч (III зона).

4.8 При интенсивности движения транспорта и пешеходов менее указанных в 4.7 пешеходные переходы не устраиваются, безопасность перехода проезжей части пешеходами обеспечивается их обязанностью выполнения требований правил дорожного движения государств — членов Евразийского экономического союза (IV зона).

4.9 Регулирование пешеходных переходов через проезжую часть в населенных пунктах необходимо вводить, когда за последние 12 мес на перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами транспортных средств на переходящих дорогу пешеходов, которые могли бы быть предотвращены при наличии регулирования дорожного движения.

Решение об устройстве светофорного объекта принимают владельцы автомобильных дорог по согласованию с территориальными подразделениями Министерства внутренних дел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *