Время реакции водителя

Тормозной путь автомобиля при скорости 60 км/ч

Деформация кузова при столкновении на скорости 60 км/ч

Длина остановочного пути также зависит не только от водителя, но и от других сопутствующих факторов: от качества дороги, скорости движения, погодных условий, состояния тормозной системы, устройства тормозной системы, шин автомобиля и многих других.

Обратите внимание, что вес легкового автомобиля не влияет на длину тормозного пути. Это связано с тем, что вес автомобиля увеличивает инертность автомобиля при выполнении торможения, препятствуя при этом торможению, но увеличивает сцепление шин с дорогой благодаря увеличенной массе авто

Эти физические свойства компенсируют друг друга, при этом практически не оказывая влияние на длину тормозного пути.

Скорость торможения напрямую зависит от способа торможения. Резкий тормоз до упора, приведет к заносу или движению машины юзом (если машина не оборудована системой ABS).

Постепенное нажатие на педаль применяется когда на дороге хорошая видимость и спокойная обстановка, оно не подходит для экстренных ситуаций. При прерывистом нажатии можно потерять управляемость, но зато быстро остановиться. Также возможно ступенчатое нажатие (схоже по эффекту с системой АБС).

Тормозной путь на сухом асфальте

Формула тормозного пути

Вспоминаем уроки физики, где ? – это коэффициент трения, g – ускорение свободного падения, а v – скорость движения машины в метрах в секунду.

Ситуация следующая: едет водитель на автомобиле Lada скорость которого 60 км/час. Буквально в 70 метрах идет женщина преклонного возраста, которая забыв о правилах безопасности спешно догоняет маршрутное такси (стандартная ситуация для России).

Воспользуемся этой самой формулой: 60 км/ч = 16,7 м/сек. У сухого асфальта коэффициент трения равняется 0,7, g – 9,8 м/с. На самом деле, в зависимости от состава асфальта, он равен от 0.5 до 0.8, но всё же возьмем усредненное значение.

Полученный по формуле результат 20,25 метров. Естественно, что данное значение уместно лишь для идеальных условий, когда на машину установлена качественная резина и тормозные колодки, тормозная система исправна, при торможении вы не уходите в юз и не теряете управление, от множества других идеализированных факторов, которые не встречаются в природе.

Также для перепроверки результата, существует еще одна формула определения тормозного пути:

S = Кэ * V * V / (254 * Фс), где Кэ – тормозной коэффициент, для легковых авто он равняется единице; Фс – коэффициент сцепления с покрытием 0,7 (для асфальта).

Подставляем скорость движения транспортного средства в км/ч.

Получается, что тормозной путь 20 метров для скорости 60 км/ч, (для идеальных условий), в том случае если торможение будет резким и без юза.

Тормозной путь на покрытии: снег, лед, мокрый асфальт

Автомобили BMW на испытаниях

Коэффициент сцепления помогает обозначить длину остановочного пути при разных дорожных условиях. Коэффициенты для разных дорожных покрытий:

  • Сухой асфальт – 0,7
  • Мокрый асфальт – 0,4
  • Укатанный снег – 0,2

Попробуем подставить эти значения в формулы, и найдем значения длины тормозного пути для дорожного покрытия в разное время года и при разных погодных условиях:

  • Мокрый асфальт – 35,4 метра
  • Укатанный снег – 70,8 метра
  • Лед – 141,6 метра

Получается, что на льду длина тормозного пути практически в семь раз выше, относительно сухого асфальта (так же как и подставляемый коэффициент). На длину тормозного пути влияет качество зимней резины, физические свойства.

Тестирование показало, что с системой АБС остановочный путь существенно снижается, но все же при гололеде и снеге АБС не влияет, а наоборот ухудшает эффективность торможения, если ее сравнивать с тормозной системой без ABS. Тем не менее, в АБС по большей мере все зависит от настроек и наличия системы распределения тормозного усилия (ЕБД).

Преимущество АБС в зимнее время – полный контроль над управлением автомобиля, что сводит к минимуму возникновения неуправляемого заноса при выполнении торможения. Принцип работы АБС схож с выполнением ступенчатого торможения на автомобилях без АБС.

Система АБС уменьшает тормозной путь на: сухом и мокром асфальте, укатанном гравии, разметке

На льду и укатанном снеге использование АБС увеличивает тормозной путь на 15 – 30 метров, но позволяет сохранить контроль над машиной, без увода машины в занос. Этот факт следует учитывать.

Факторы, влияющие на время реакции водителя

Человек — это биологический организм, реакции которого постоянно меняются и зависят от различных факторов.

Что же влияет на реагирование шофера и его восприятие опасной ситуации:

  1. Пол — мужчины, управляющие транспортным средством, быстрее реагируют на появление сигнала опасности, время реагирования у них составляет 1,8 с., а у женщин — 2,8 с., простую ситуацию они воспринимают практически одинаково.
  2. Возраст — у собственников машин, чей возраст не превышает 30 лет, восприятие опасной ситуации происходит скорее, чем у водителей от 40 лет и выше. Но люди старшего возраста быстрее принимают правильные решения, а время реакции у них стабильно. Молодому автолюбителю для решения простой ситуации нужно 0,17 с., для сложной — 1,54 с. К 60 годам показатели изменяются: для простой ситуации — 0,26 с., для сложной — 2,05 с.
  3. Опыт — при возникновении аварийной ситуации на дороге всегда видно опытного шофера. Он не паникует и не суетится, действия его быстры и выверены.
  4. Физическая подготовка — виды спорта, направленные на выработку реакции и выносливости, помогают любителям езды за рулем быстрее воспринимать опасную ситуацию и верно подбирать стратегические действия.
  5. Рабочее место — совокупность мелочей, способных отвлечь автомобилиста (неудобное кресло, духота в кабине, неплотно прикрытые двери, неправильно установленный груз в багажнике, шумные пассажиры) увеличивают время реакции.
  6. Время суток — биологические часы человека установлены так, что в ночной период происходит снижение концентрации внимания, ему чаще хочется спать. Ночью срок восприятия увеличивается на 20 — 25%. Предрассветные часы и время перед закатом также тяжелы для шофера. Поэтому он дольше реагирует даже на простую дорожную ситуацию, а это может привести к ДТП.
  7. Погодные условия — дождь, снег, туман, обледенение дороги усложняют управление автомобилем, увеличивают скорость реакции водителя.
  8. Медицинские препараты — существует большой список медикаментов, которые нельзя употреблять, если планируется поездка за рулем. Это могут быть самые распространенные лекарства, снимающие болевые симптомы, помогающие при простуде.
  9. Алкоголь — ни для кого не секрет, что алкоголь и вождение автомобиля — несовместимые понятия. Ответственный водитель не позволит себе употреблять алкоголь накануне поездки, и тем более пить за рулем. Большая часть ДТП происходит в нетрезвом виде, потому что алкоголь снижает концентрацию внимания, сужает обзор зрения, тормозит двигательные рефлексы. Время для предотвращения ДТП увеличивается в несколько раз.
  10. Условия работы — как ни странно, водителю легче реагировать на сигнал опасности в пределах города, чем на загородных трассах. Монотонная дорога расслабляет и снижает уровень внимательности, в результате автомобилист неверно оценивает ситуацию.

Приведенные цифры относительны. Человек может корректировать показатели путем изменения влияния факторов, улучшив условия работы, исключив медицинские препараты и алкоголь.

О любителях висеть на хвосте

На днях в обсуждении темы движения по обочине, всплыло очень интересное замечание. Что пробки создают люди, которые стараются соблюдать ПДД. Как такое может быть? Например, претензия возникла  в части безопасной дистанции между автомобилями. Кого-то не устраивают 10-15 метров между авто, несущихся по скоростной трассе.

А вот у меня немного другое мнение. Особенно после детального разбора процессов торможения на дороге. И уж, конечно, мое отношение к «любителям поприжаться» крайне негативное. Я все больше соглашаюсь с теми, кто в нарушителях видят участников гей-парадов. Разве интерес к чужой «жо..пе» — это не признак, как минимум, латентного гомосексуализма?

Тут всё просто: водитель скоростного седана прилетает откуда не возьмись и упирается в зад другому авто, идущему на обгон тихохода. Начинается яростное перемигивание фарами, прижимание вплотную, попытки просочиться между потоками, иногда, даже обгон по обочине, со всеми вытекающими.

Вам будет интересно: чем не угодили обочинщики

Самое смешное, что любые попытки «подогнать» будут бессмысленными и лишь вызовут дополнительную агрессию. В редких случаях, впереди идущее авто включает «аварийку», нажимает на тормоз. И всё. Автосоитие происходит. Две машины, как две дворняги в ночи становятся неразлучны, до приезда специалистов. А всё потому, что пока, даже на самом современном автомобиле с супер продвинутыми тормозами, прокладка между рулем и педалями подвержена человеческим факторам и ограничениями. Не хватает человеку реакции, чтобы среагировать на резкий маневр. Отсюда и возникает потребности в соблюдении безопасной дистанции на дороге

Путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя

В точке № 1 (рис. 53) водитель увидел препятствие, осознал, что надо останавливаться, и начал переносить правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

Рис. 53. Составляющие остановочного пути:
Sр. – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
Sср.т. – путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозной системы
Sт. – тормозной путь автомобиля
Sост. – остановочный путь автомобиля

Время с момента обнаружения водителем опасности для движения до начала принятия им активных мер по избежании этой опасности именуется – временем реакции.

А расстояние, которое машина проходит за это время, называется – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя.

Что же получается? Водитель прекрасно видит препятствие, понимает, что необходимо остановиться, а его машина практически без изменения скорости продолжает движение на это препятствие?!

«А сколько она проедет? Дайте цифры!» – должны были бы воскликнуть заинтересованные читатели.

Вынужден напомнить, что автор очень жаден до цифр. Ну, давайте подумаем вместе. Один водитель по своему характеру близок к личности летчика испытателя, другой – «валенок вареный». Кто-то прекрасно выспался ночью, в то время как другой всю ночь ругался с тещей. Вчера человек был здоров и весел, а сегодня он простужен и печален

А кое-кто еще и неважно чувствует себя после вчерашней вечеринки.

Поскольку время реакции водителя напрямую зависит от его физического и эмоционального состояния, то никто не сможет сказать, какова у Вас в данный момент реакция, в каких величинах она выражается и насколько она отличается от того, что было час тому назад. Давайте лучше сделаем еще один важный обобщающий вывод:

Ну а тем, кто без цифр обойтись не может, предлагаю заняться арифметикой. Перевод величины скорости из км/ч в м/с прост – надо разделить скорость выраженную в км/час на 3.6 (1000 метров за 3600 секунд), поэтому, например, за одну секунду на скорости 60 км/ч автомобиль проходит около 17 метров (табл. 1). Время реакции водителя составляет от 0,5 до 1,5 сек. в зависимости от… массы факторов.

Теперь экспериментальным путем надо определить время Вашей реакции и можно будет высчитать расстояние, которое пройдет Ваш автомобиль за этот отрезок времени.

А дальше-то что? Как Вы собираетесь на практике использовать полученный результат вычислений? Выбежать вперед машины и померить расстояние рулеткой?

Таблица 1. Путь, который проходит машина за одну секунду

Скорость, км/ч Путь за 1 сек., м
30 8,3
40 11,1
50 13,9
60 16,7
70 19,4
80 22,2
90 25,0
100 27,8
110 30,6
120 33,3

Думаю, будет лучше, если каждый водитель научится ощущать расстояние, причем не в метрах и в сантиметрах, а в количестве пространства как таковом, необходимом для каждого конкретного случая. Поверьте, с опытом это ощущение приходит к каждому.

В результате неких экспериментов может выясниться, что кто-то из вас обладает недостаточной реакцией. Что тогда делать?

Во-первых, не стоит расстраиваться и считать себя «ущербным». Есть водители, флегматики по своему характеру, которые вилку ко рту подносят по полчаса, но при этом отлично водят свой автомобиль, значительно лучше некоторых своих коллег-холериков.

А во-вторых, любой водитель, независимо от своего темперамента, пола и возраста, должен уметь прогнозировать развитие дорожной ситуации. Если предполагаемая опасность на дороге заранее спрогнозирована, то она не будет для Вас неожиданной, и супербыстрая реакция тогда не потребуется.

Давайте прочитаем мысли грамотного водителя, который приближается к сложному участку дороги: «Ага, как я и думал, из той «мертвой» невидимой зоны все же появился пешеход (велосипедист, грузовик и т.п.). Ну так, а я к этому был готов. Недаром я заранее (за несколько секунд до того) разработал четкий поэтапный план действий ногами, руками и головой именно на этот случай».

У такого водителя время, потраченное на реагирование на конкретную опасность и соответственно путь, пройденный автомобилем за это время, всегда будут минимальными!

Тем не менее, следует констатировать тот факт, что наш автомобиль все еще продолжает двигаться. Причем без активного снижения скорости он будет двигаться до тех пор, пока не начнет работать тормозная система. Ведь на данный момент мы всего лишь успели увидеть опасность, среагировать на нее и перенести правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

Определение скорости авто с помощью тормозного пути

Проводить расчёт по формуле достаточно сложно. Для определения скорости машины можете воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами. Найти такой онлайн-калькулятор можно в поисковой системе.

Онлайн-калькуляторы разработаны с учётом всех требований. В них учтены все данные и формулы.

Вам нужно только вести такие данные:

  • длина следа торможения;
  • вид дорожного покрытия;
  • степень загрузки транспортного средства;
  • тип автомобиля;
  • скорость движения.

Далее, всю работу за вас сделает онлайн-калькулятор.

А теперь рассмотрим формулу для определения скорости движения. Формула: 0.5 х t3 х j + √2Sю х j.

Описание:

  • Sю — это длина следа;
  • j — этот символ обозначает замедление транспортного средства при торможении;
  • t3 — это нарастание замедления машины;
  • Va — начальная скорость машины.

Каков тормозной путь на скорости 50, 80 и 110 км/час.

Ремкомплект суппорта тормозного заднего. ремонт автомобиля. инструменты. запчасти

Как видно, из-за множества переменных невозможно создать четкую таблицу, описывающую точный тормозной путь отдельного автомобиля. На это влияют и техническое состояние автомобиля, и качество дорожного покрытия.

Средние данные тормозного пути легкового автомобиля при исправной системе, качественных покрышках и нормальной реакции водителя:

Скорость, км/ч. Приблизительный тормозной путь, м.
50 28 (или шесть корпусов авто)
80 53 (или 13 корпусов авто)
110 96 (или 24 корпуса)

Следующая условная ситуация показывает, почему важно придерживаться скоростного режима и не полагаться на «идеальные» тормоза. Чтобы остановиться перед пешеходным переходом со скорости в 50 км/ч до нуля автомобилю потребуется расстояние почти в 30 метров. Если водитель нарушит скоростной режим и будет двигаться со скоростью в 80 км/ч, то при реакции на расстоянии в 30 метров до перехода, авто собьет пешехода

При этом скорость авто будет около 60 км/ч

Если водитель нарушит скоростной режим и будет двигаться со скоростью в 80 км/ч, то при реакции на расстоянии в 30 метров до перехода, авто собьет пешехода. При этом скорость авто будет около 60 км/ч.

Как видно, никогда не следует рассчитывать на надежность своей машины, а правильно будет придерживаться рекомендаций, потому что они взяты из реальных ситуаций.

Опрокидывание автомобиля

Как правило, автомобиль опрокидывается при движении по дуге. В это время на него действует центробежная сила, величина которой зависит от скорости движения и радиуса поворота.

Необходимо знать, что величина центробежной силы пропорциональна квадрату скорости. Это значит, что с увеличением скорости движения в два раза центробежная сила возрастает в четыре раза.

По этой причине автомобиль не опрокидывается при поворотах на малой скорости, когда центробежная сила не играет существенной роли — на перекрестках, во дворах и т.д.

Но там, где дорога описывает плавную дугу, водители продолжают двигаться достаточно быстро, из-за чего центробежная сила существенно возрастает и становится опасной.

Поэтому вы должны выбирать и поддерживать на закруглении дороги такую скорость, которая не приведет к опрокидыванию. В этом вам помогают дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости» 3.24.

Риск опрокидывания зависит также от того, какую траекторию поворота выберет водитель при проезде закругления. Чем более плавной является дуга, по которой он движется, тем меньше величина центробежной силы.

В пределах полосы движения или своей половины проезжей части всегда можно сместиться немного влево или немного вправо. Чтобы не опрокинуться на критической скорости нужно еще до начала поворота направить свой автомобиль к внешнему краю закругления дороги.

Иначе говоря, если дорога уходит вправо, отклоняться нужно влево, и наоборот.

Существует и третья причина, от которой зависит вероятность опрокидывания при прочих равных условиях.

Дело в том, что любые предметы с высоко расположенным центром тяжести падают очень легко, а предметы, у которых центр тяжести смещен вниз, отличаются хорошей устойчивостью.

В этом отношении порожний автомобиль всегда устойчивее, чем груженый или перевозящий пассажиров, потому что и груз, и пассажиры размещаются выше уровня колес, а значит, общий центр тяжести у такого автомобиля поднимается вверх.

Поэтому для снижения риска опрокидывания важно соблюдать два правила:

При загрузке автомобиля тяжелый багаж следует размещать как можно ниже;
На груженом автомобиле нужно проходить закругления дороги с большей осторожностью и сильнее снижать скорость перед поворотом.

Советы водителям

Безопасное движение является сложной задачей, на которую имеет влияние множество дополнительных факторов. Причиной могут быть человеческие ошибки, поломки машины или ямы на дорогах, и каждая характеризуется своими особенностями и требует индивидуального подхода. Непрерывная оценка эффективности водителем своих действий позволяет выбрать решение, способствующее повышению безопасности дорожного движения.

Узнайте также: какие нарушения ПДД фиксируют камеры.

Советы, следование которым поможет сделать дорожное движение безопасным, приведены ниже:

Будьте бдительны — нужно рассматривать ПДД как руководящие принципы, а не строгие приказы, и знать, в каких ситуациях они применяются
Всегда важно оставлять себе возможность выбрать правильный вариант для каждого случая

Быть хозяином ситуации — помнить, что безопасность на дороге зависит не только от автомобиля, но и от водителя
Всегда стоит принимать во внимание всё, что происходит вокруг, а также собственные навыки вождения и тип ведомого автомобиля. Находясь за рулём, стоит позаботиться о своей концентрации и внимании

Контролировать свой страх — люди нередко теряются и пугаются при возникновении трудной ситуации на дороге
Однако уверенные навыки вождения, логическое мышление и хорошие привычки помогут взять под контроль проблему.

Уделять особое внимание безопасности — существует три типа водителей: те, кто вызвал аварию, те, кто был вовлечён в чрезвычайную ситуацию, вызванную другими участниками дорожного движения, и те, кто не попал в трудное положение
«Хороший» водитель — это не тот, кто никогда не сталкивался с аварией, а помнящий, что самое важное на дороге — безопасность, независимо от всего. Не отвлекаться — во время движения следует принимать во внимание всё окружающее водителя. Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним

Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону

Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним. Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону

Не отвлекаться — во время движения следует принимать во внимание всё окружающее водителя. Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним

Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону.

Ожидание неожиданного — опыт дорожного движения и понимание событий, происходящих на трассе, позволяет увидеть первые сигналы о ситуации, которая может привести к аварии. Стоит помнить, что не каждая катастрофа неизбежна.

Медленное движение — путешествие в спокойном, разумном темпе даст достаточно времени и пространства для реакции, если что-то случится на дороге.

Управление рулевым колесом — большинство водителей не уделяют достаточного внимания тому, что происходит с рулём во время вождения

Если случается потеря контроля над автомобилем, именно оно будет первой точкой, где это можно будет заметить, а также первым местом, где автомобилист сможет отреагировать и исправить положение.

Плавное вождение — важно обращаться с рулём и тормозами осторожно. Входить в поворот или торможение определённо, но постепенно, избегая резких движений

Определение своих возможностей и ограничений — важно правильно оценивать свой уровень, как водителя, и не бравировать, пытаясь выйти за безопасные пределы своих умений.

Скорость и время отклика являются двумя ключевыми факторами, которые определяют, успеет ли автомобилист остановить транспорт или столкнётся с препятствием. Даже небольшое увеличение скорости значительно увеличивает тормозной путь, и к этому необходимо добавить время реакции водителя

Вот почему так важно, чтобы перед поездкой человек был максимально отдохнувшим или же делал частые остановки в дороге, что позволит ему дольше сохранять концентрацию внимания

Что такое время реакции

Иногда возникает необходимость остановить автомобиль как можно скорее: например, неожиданно вышел на дорогу пешеход, и водитель должен принять правильное решение в доли секунды. Стоит задуматься над тем, на что человек тратит время в такой стрессовый момент и как минимизировать эти потери.

Важно! Водитель транспортного средства обязан снизить скорость, приближаясь к детской площадке, школе или передвигаясь по жилому микрорайону. Время физического отклика у большинства людей за рулём одинаковое

Тем не менее, значительные индивидуальные различия касаются длительности психологического ответа. Этот период может варьироваться от 0,3 до 1,7 сек., причём последнее относится к опытным автомобилистам

Время физического отклика у большинства людей за рулём одинаковое. Тем не менее, значительные индивидуальные различия касаются длительности психологического ответа. Этот период может варьироваться от 0,3 до 1,7 сек., причём последнее относится к опытным автомобилистам.

Скорость реакции и степень опьянения

Человек, употребивший горячительные напитки перед тем, как сесть за руль, в 4-6 раз медленнее реагирует на дорожную ситуацию. Ухудшение показателей внимания, памяти, мышления отмечается, как только этанол попал в кровь.

Здоровый трезвый шофер в экстремальной ситуации реагирует в течение 0,8 секунд. Этот показатель является нормой. Уставшему шоферу требуется 1, 2 секунды.  Выпивший  человек принимает решение за 5-6 секунд.

Иногда аварии не удается избежать по причине стечения ряда неблагоприятных факторов. Преграда может появиться внезапно, тормознуть путь может быть дольше, чем расстояние до предполагаемой опасности.

Алкоголь способен существенно повлиять на поведение человека, особенно находящегося за рулем.

Для легкой степени опьянения характерны следующие признаки:

  • манера езды становится агрессивной;
  • повышается склонность к риску;
  • появляются сложности с определением скорости других транспортных средств;
  • снижается восприятие размеров других объектов.

Отсутствие критики приводит к тому, что человек становится потенциально опасным на дороге. В ситуации обгона, поворота или разворота может вести себя неадекватно ситуации.

При средней степени опьянения скорость реагирования автовладельца существенно замедляются и притупляются.  Человек плохо адаптируется к темноте, долго восстанавливается после смены освещения, медленно реагирует на маневры других автомобилистов.

Человек с тяжелой стадией опьянения не способен критично оценивать ситуацию на дороге. Он не способен адекватно оценивать размеры машин, расстояние до других участников движения. Кроме того, сужается угол зрения, автовладелец теряет способность видеть машины, находящиеся рядом. Он может путать педали, не обращать внимания на знаки, не замечать пешеходов, мотоциклистов, велосипедистов.

Даже незначительная доза спиртного может привести к фатальным последствиям. Поэтому не стоит подвергать риску свою и чужую жизнь. Лучше вызвать такси или воспользоваться услугой трезвого шофера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *