Полный текст статьи 19.3 кодекса об административных правонарушениях рф

Разрешение ситуации с незаконными требованиями

Вопреки распространенному мнению, в обязанности российских граждан не входит постоянное ношение с собой удостоверения личности. Гражданин не должен нести никакой ответственности в случаях, когда он не имеет возможности предъявить соответствующий документ сотруднику полиции.

Как должна быть реализована просьба полицейских предъявить документы? По закону, представитель правоохранительной системы обязан представиться и назвать четкую причину проверки документов. Если гражданин пожелает, то сотрудником должно быть показано удостоверение. Разъяснение о причине проверки должно носить примерно следующий характер:

  • лицо, по версии полицейского, могло совершить побег из места лишения свободы;
  • гражданин похож на нарушителя с фоторобота;
  • лицо проникло на частную или охраняемую территорию;
  • у гражданина могло быть замечено психическое расстройство и т.д.

Если же ситуация складывается не лучшим образом, и гражданин у «шьют» незаконное обвинение за неповиновение, то единственным и самым оптимальным вариантом будет обращение к проверенному адвокату.

Следующий комментарий к статье 19.3 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 19.3 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения органами исполнительной власти общественного порядка и общественной безопасности. Под общественным порядком следует понимать определенный предусмотренный правом порядок поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, то есть местах скопления физических лиц.

2. Объективную сторону части 1 статьи 19.3 составляет неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Требования либо распоряжения, исходящие от сотрудников вышеперечисленных органов, должны быть законными, то есть их возможность должна быть предусмотрена существующими законодательными актами. Кроме того, они должны иметь в качестве цели охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Неповиновение выражается в отказе исполнить законное распоряжение или требование, а воспрепятствование состоит в создании препятствий для исполнения служебных обязанностей сотрудников милиции, военнослужащих или сотрудников уголовно-исполнительной системы.

3. Объективная сторона части 2 статьи 19.3 выражается в неповиновении гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

Целью распоряжений или требований, неповиновение которым образует состав данного правонарушения, должно быть обеспечение охраны и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы, поддержанию в них установленного режима.

4. Объективная сторона части 3 статьи 19.3 состоит в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

5. Субъектом административного правонарушения выступают граждане.

6. Данное правонарушение совершается умышленно.

7. В том случае, если в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности происходит посягательство на жизнь данных сотрудников, это образует состав преступления, предусмотренный ст. 317 УК РФ.

8. Административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 19.3, рассматриваются мировыми судьями. Административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 19.3, рассматривают начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

9. Протоколы об административных правонарушениях по статье 19.3 уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3, протокол может составляться также должностными лицами органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того, по делам, предусмотренным частью 3 статьи 19.3, протокол может составляться должностными лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Ответственность за неповиновение сотруднику полиции

В части 1 ст. 19.3 КоАП РФ прописано, что за неповиновение должностному лицу нарушителю грозит административное или уголовное наказание, в большинстве случаев штрафы. В каких случаях гражданин может быть наказан за подобное нарушение:

  1. Отказ от выполнения требований сотрудника внутренних дел, влекущий к общественным беспорядкам и нарушению безопасности граждан.
  2. Гражданин препятствует действиям представителю власти при исполнении. Если гражданин препятствует сотруднику МВД физически, следует рассмотрение дела по статье 318 Уголовного Кодекса РФ. При причинении физического вреда здоровью должностного лица, нарушитель может быть осужден на тюремный срок до 10 лет. Срок определяется по тяжести преступления.
  3. Если помимо неповиновения сотруднику полиции, нарушитель также оскорбляет последнего, следует рассмотрение дела по уголовной статье 319. За оскорбление полицейского при исполнении, нарушитель может быть наказан штрафными санкциями или исполнительными работами, на срок, определяемый судом.

Будьте аккуратны!

В нашей стране нередко и сами представители власти не соблюдают требования. Например, вас остановил патруль на улице. Офицер, не представившись, просит предоставить документы. Вы интересуетесь, на каком основании. Вам могут ничего не объяснить, а попросту отвести в отдел, где составят протокол о неповиновении сотруднику полиции. Доказательств вашей правоты нет. Нигде не зафиксировано, что полицейский не представился, а вы с ним пытались общаться максимально вежливо и на законных основаниях. В большинстве случаев суд на стороне сотрудников МВД, что понятно.

Полномочия сотрудников полиции

Неповиновение представителю власти влечет за собой, как административную, так и уголовную ответственность. Полиция также обязана соблюдать правила и обязанности. Какие полномочия предусмотрены:

  • удостоверение личности при предположении, что гражданин может быть причастен к правонарушениям;
  • требование прекращения деяний, преступающих закон;
  • при заведенном деле добровольная или принудительная доставка гражданина в участок;
  • запрос документов для расследования, как у физических, так и у юридических лиц;
  • право сопроводить гражданина, если тот находится непосредственно на месте преступления;
  • применение физической силы и/или табельного оружия при сопротивлении или самозащите;

Неповиновение и сопротивление, в чем разница

Неповиновение определено в КоАП РФ как явное нежелание исполнять законные требования либо их игнорирование.

Характеризующие признаки неповиновения

Комментарий к статье 19.3 называет в качестве объекта определённые требования к управлению обществом.

Объективность противоправных действий состоит:

  • в неподчинении, совершившего правонарушение, законному указанию сотрудника полиции;
  • из безразличного отношения к замечаниям блюстителя закона;
  • из демонстративного отказа исполнить распоряжение сотрудника или длящегося бездействия;
  • в препятствовании в любой форме исполнению работником полиции служебного долга.

Статья определяет, что указания являются законными и отдаются представителем власти, который находится на службе, в предусмотренной нормативными документами для каждого случая форме.

Субъектом являются лица шестнадцатилетнего возраста. Субъективность заключается в наличии умышленных действий виновного.

Незаконные действия объекта (применение физического насилия, высказывания, унижающие достоинство, использование нецензурных выражений) приводят к совершению данного правонарушения субъектом. В любом случае субъект совершит свои противоправные деяния, если будет морально готов на оказание неповиновения.

Отличительные признаки неповиновения и сопротивления

Основным различием между неповиновением и сопротивлением представителю власти, которым является сотрудник полиции, является мера ответственности. Тонкая грань в понимании того, когда одно противоправное действие перерастает в другое, существует и не всегда однозначно можно квалифицировать действия виновного.

Под неповиновением понимают явное нежелание исполнить законные требования или игнорирование их в принципе, за которое предусмотрено наказание по административному законодательству. Статья 19.3 определяет случаи привлечения к ответственности. Особенностью таких неправомерных действий считается умышленный, намеренный характер, выраженный в повторяющемся отказе в грубой форме исполнить требование полиции, когда сотрудник исполняет служебные обязанности.

Подтверждением того, что работник МВД находится на службе, являются: форма сотрудника полиции, нагрудный жетон, установленной формы, служебное удостоверение.

Неподчинение требованию, основанному на законе, делится по видовому принципу:

  • активные проявления;
  • пассивные проявления;
  • групповое совершение;
  • открытые призывы;
  • распространение ложной информации, которая привела к дестабилизации в обществе.

На практике неповиновение, предусмотренное административным законодательством, тесно связано с вытекающими из этого правонарушения уголовно наказуемыми последствиями в отношении работников правоохранительных органов.

Основные условия привлечения виновных за невыполнение распоряжения работника полиции:

  1. Сотрудник заступил на службу с выполнением функций обеспечения установленного порядка в обществе.
  2. Предупреждение правонарушителя о последствиях невыполнения законных указаний, сказанных в убедительной форме.
  3. Субъект, отказывается выполнять и при этом знает, что распоряжение предъявляет представитель власти.

Сопротивление характеризуется намеренными активными действиями, направленными на воспрепятствование деятельности правоохранительной деятельности полиции. Опасность состоит в том, что возникает угроза для общества и принижается авторитет представителей силовых структур. В таких проявлениях источником, подталкивающим к противоправным действиям, является антиобщественная, криминальная составляющая.

Причинная составляющая силовому противодействию состоит из следующих моментов:

  • недостаточная практика привлечения к ответственности из-за неочевидности состава деяний;
  • наличие убеждения у виновного дозволенности активно сопротивляться полиции, не задумываясь о последствиях.

Неповиновение и сопротивление являются следствием реализации желания, допустившего нарушение закона, избежать наказания за совершённые какие-либо другие противоправные действия или наличие при себе запрещённых предметов.

Социальный и психологический статус лиц, совершающих эти действия, носит выраженный антиобщественный характер с маргинально-агрессивной формой личности, ориентированных на физическое решение конфликтов и неприязнь к сотрудникам полиции.

Комментарий к статье 19.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудником милиции, органа уголовно-исполнительной системы, военнослужащим. Следует помнить о том, что в рамках комментируемой статьи речь идет исключительно о законных распоряжениях (требованиях), отданных в связи с исполнением должностными лицами обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой нормы права, заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, ФМС, военнослужащего либо любого другого лица, которое в соответствии с законом исполняет обязанности по обеспечению безопасности и охране тюрем, изоляторов временного содержания и т.п. учреждений, направленному на поддержание в этих учреждениях установленного режима.

Административная ответственность по ч. 3 комментируемой статьи наступает, если указанные законные требование или распоряжение отданы сотрудником полиции, военнослужащим, должностным лицом органов Госнаркоконтроля России, органов ФМС или УФСИН.

2. В качестве субъекта административной ответственности выступают вменяемые граждане, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется лишь прямым умыслом.

Законность требований

Задержание лиц, совершающих правонарушения такой направленности, связано с некоторыми особенностями правоприменительного характера:

  • действующей презумпцией;
  • предусмотренных законом требований полиции;
  • использованием конкретной формулировки;
  • существованием однотипных характеризующих факторов статей 20.1 и 19.3 административного кодекса;
  • отсутствием определённости понимания формулировок «сопротивляться», «не повиноваться», «препятствовать», «не выполнять»;
  • наличием оснований для применения к виновному норм уголовного закона.

Полицейский сегодня наделён полномочиями по защите гражданского общества от незаконных проявлений. Федеральный закон определил конкретные права работника МВД:

  1. Предъявлять законные требования физическим и иным лицам по недопущению незаконных проявлений.
  2. Осуществлять проверку удостоверяющих личность документов и документов наделяющих конкретных лиц какими-либо полномочиями.
  3. Пользоваться транспортом организаций и физических лиц для предупреждения преступных деяний, вывоза людей из опасной зоны или транспортировки в лечебные учреждения.
  4. Выдвигать требования виновным в совершении незаконных действий, не покидать место преступления, осуществлять задержание с последующим помещением таких лиц в отделы полиции.
  5. Использовать и применять имеющиеся на вооружении средства, а также физическую силу.

Непростая ситуация возникает при наличии полномочий по пресечению противоправных действий, связанных с неподчинением требованиям работника полиции, исполняющего функции охраны порядка.

Такое положение связано с определением соотношения количества гражданских прав и имеющихся обязанностей представителей власти. Уклон в сторону приведёт либо к злоупотреблению властью, либо к господству населения над органами правопорядка.

Весь негатив проявлений неподчинения представителю силовых структур в первую очередь направлен в адрес работников МВД, ежедневно контактируют с гражданами на службе:

  • участковые полиции;
  • работники патрульной службы;
  • сотрудники ДПС.

Что делать, если хотят оштрафовать

Сотрудники полиции, ГИБДД оформляют пакет документ для передачи дела в суд:

  • протокол об АП с указанием данных правонарушителя, места происшествия, свидетелей и потерпевших (если таковые есть);
  • рапорт оперуполномоченных сотрудников;
  • письменные объяснения правонарушителя;
  • видеофиксацию событий;
  • иные материалы и вещественные доказательства.

Подавать жалобу следует на имя начальника ГИБДД или в суд.

В первом случае жалоба подается, если:

  • протокол об АП и пакет документов составлен с нарушением законодательства без соблюдения требуемых норм;
  • остановка ТС произошла в запрещенном месте;
  • нарушение автоматически фиксируется на посторонний номер;
  • по требованию регулировщика водителю потребовалось выехать на красный свет.

В суд следует подавать жалобу, если:

  • сотрудник ГИБДД нарушил процессуальные права участников нарушения;
  • превышены должностные полномочия сотрудниками ГИБДД;
  • при составлении протокола и пакета документов намеренно искажались факты;
  • сотрудник ГИБДД отказался вносить изменения, предложенные участниками нарушения.

Перед подачей жалобы следует проконсультироваться с юристами для оценки шансов на победу. Иногда проще заплатить штраф, чем терять временные и финансовые ресурсы на судебное разбирательство.

Сопротивление сотруднику полиции при задержании

Обратите внимание!

Задержать могут даже под предлогом выяснения личности.

Для того чтобы провести задержание, решение суда сотруднику полиции не требуется. Таким образом, задержан может быть практически любой человек, а не только тот, кто нарушает общественный порядок. В случае сопротивления не исключено применение мер физического насилия. Человеку, который оказал сопротивление, грозит судимость. Мера ответственности за сопротивление будет зависеть не только от конкретной конфликтной ситуации. Важен профессионализм юриста, который будет отстаивать интересы задержанного и найдет возможность минимизировать его вину.

  • Обратиться за консультацией через форму на нашем сайте
  • Или просто позвонить по номеру:

Резюме

Сопротивление сотруднику полиции при задержании несет крайне негативные последствия. Хорошо, если для виновного это закончится штрафом в рамках статьи КоАП РФ. За сопротивление полицейскому можно и надолго лишиться свободы. Это ситуация, когда обязательно требуется помощь профессионального юриста. Только от него зависит, по каким статьям будет квалифицировано и принято судом деяние.

Не оставляйте ситуацию без контроля. Проконсультируйтесь у наших специалистов, чтобы выработать правильную линию поведения, юридическую позицию и отстоять свои интересы. Звоните нам по указанным номерам телефонов или оставляйте свои вопросы в чате сайта, мы поможем найти варианты решения проблемы.

Уголовная ответственность

Нормы уголовной ответственности к лицу, оказавшему сопротивление в момент его ареста сотрудниками полиции, применяются лишь в исключительных случаях. Эти случаи выражаются в ситуациях, когда работникам полиции действительно грозила реальная опасность, например:

  1. если задерживаемый оказал активную борьбу и применил физическую силу;
  2. если сотруднику полиции был причинен вред здоровью;
  3. если в адрес представителю правоохранителей звучали реальные угрозы их жизни и т.д.

Уголовная ответственность может быть установлена и в иных случаях, если суд решит, что в этом имеется явная необходимость. При этом наказание выражается в следующих мерах:

  1. Назначение денежного штрафа в определенном размере, а также установление обязательных исправительных работ.
  2. Штраф в крупном размере, а также исправительные работы на срок до 5 лет и арест – до полугода. Данные меры применяются в том случае, если здоровью члена полиции, либо здоровью его близких, был причинен явный вред.
  3. Лишение свободы – на срок до 10 лет, в том случае, если причиненный ущерб здоровью был признан судом тяжким.

Самая строгая мера наказания – максимально продолжительное тюремное заключение, будет назначена в том случае, если во время ареста подозреваемого, наступила смерть сотрудника полиции, которая стала результатом проявленного сопротивления.

Существующая судебная практика показывает, что во время классификации данного вида преступления, у сторон могут возникать споры относительного самого факта оказания сопротивления. Естественно, подозреваемый пытается доказать, что ничего подобного не происходило, и что все обвинения в его адрес являются абсолютно беспочвенными. В таком случае суд рассматривает протокол, который всегда составляется работниками правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Виновное лицо, в свою очередь, имеет право сослаться и на неправомерные действия уполномоченных лиц. Как правило, такие действия могут быть выражены в применении излишней физической силы, побоев, несоблюдении действующего порядка и существующих норм. Если на суде данный факт подтвердится, судебный орган вправе отменить ранее установленные меры наказания в отношении виновного.

Административная ответственность

В зависимости от различных нюансов и обстоятельств дела, оказание активного препятствия сотруднику полиции может повлечь за собой как уголовную, так и административную ответственность. Решать этот вопрос и делать соответствующий выбор вправе только суд, во время рассмотрения данного дела.

Последняя, чаще всего, представляет собой назначение обязательного денежного штрафа в определенном размере. Точная сумма взыскания во многом будет зависеть от характера самого преступления, которое совершалось во время задержания, например:

  1. сопротивление во время осуществления мелкого хулиганства может повлечь за собой штраф до 2500 рублей, а также арест – до 15 суток;
  2. препятствие уполномоченному сотруднику во время нарушения общественной безопасности повлечет за собой штраф – до 1500 рублей.

Многих беспокоят вопросы о том, какая ответственность будет применена при оказании активного сопротивления в момент задержания сотрудниками полиции.

Сопротивление сотрудникам полиции при задержании

Задержание — кратковременное ограничение свободы, право на которое имеют сотрудники полиции. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального Закона №3 «О полиции», максимальный срок задержания лица сотрудниками полиции составляет 48 часов.

Сотрудники могут задержать гражданина в случае:

  • подозрения его в совершении преступления;
  • избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • уклонения его от исполнения наказания;
  • нахождения его в розыске;
  • в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;
  • нарушения гражданином правила комендантского часа;
  • незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;
  • попытки самоубийства;
  • наличия признаков выраженного психического расстройства;
  • получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;
  • когда действия лица создают опасность для него и окружающих.

Задержание, сроком не превышающее трех часов, предусмотрено ст. 27.3-27.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Мера применяется при совершении гражданином административного правонарушения тогда, когда это необходимо для своевременного и корректного рассмотрения дела или исполнения судебного акта по делу:  пресечения противоправных действий, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, если его нельзя составить на месте выявления административного правонарушения.Основания для задержания в полиции могут быть в рамках административного и в рамках уголовно-процессуального законодательства.

Задержание для выяснения личности правонарушителя производится, если он, по требованию сотрудника полиции, не предоставил один из следующих документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • временное удостоверение личности, выдаваемое при процедуре замены паспорта;
  • свидетельство о рождении для граждан, в силу возраста не имеющих паспорта;
  • паспорт иностранного гражданина;
  • документ апатрида о праве на пребывание в РФ;
  • военный билет военнослужащего.

Для выяснения личности необходимо отправиться в отделение полиции, где сотрудники сделают это на основании информации, предоставленной о себе задержанным, с помощью электронной информационной базы.

Задержание на двое суток предусмотрено положениями статьи 91 Уголовного процессуального кодекса, а также п. 2 и 3 ст. 27.5 КоАП РФ. В случае задержания на столь длительный период, задержанный имеет право просить сотрудников уведомить его родственников, руководство по месту работы или учебы, а также защитника о принятой в отношении него мере. Сотрудник должен сделать это как можно скорее, но не позднее трех часов с момента задержания. Если задержан несовершеннолетний, его родители уведомляются незамедлительно.

К административным основаниям задержания на срок до 48 часов относится, во-первых, необходимость установления личности или выяснения обстоятельств, связанных с:

  • рассмотрением дел о посягательстве на режим государственной границы РФ и нарушении порядка пребывания на территории РФ;
  • рассмотрением дел о нарушении таможенных правил или совершении правонарушения в территориальных водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ.

Во-вторых, основанием для задержания на двое суток является перспектива применения к лицу административного ареста или выдворения за пределы страны.

На 48 часов может быть задержан и доставлен в орган дознания или к следователю подозреваемый в совершении преступления при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • лицо застигнуто в процессе совершения преступления или сразу после этого;
  • свидетельства потерпевшего или очевидцев о факте совершения преступления именно этим лицом;
  • при обнаружении явных следов преступления на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище.

Сотрудники полиции не могут задержать гражданина дольше, чем на двое суток. Это делается только по усмотрению суда, рассматривающего уголовное дело в отношении лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *