Авторынок россии: итоги i полугодия 2022 года. тренды и прогнозы

Статистика по мировому авторынку 2021

За 2021 год мировой авторынок вырос на 4,6%: количество новых машин увеличилось до 81,31 млн. Такой прирост случился, прежде всего, из-за низких стартовых показателей в первом и втором кварталах: в аналогичный период 2020 года из-за пандемии были закрыты многие автосалоны, следовательно, и продажи были низкими. Поэтому в первые шесть месяцев 2021 года на всех основных рынках произошел двузначный рост продаж легковых автомобилей:

  • Китай увеличил показатели на 27% (9,83 млн);

  • США – на 29% (8,294 млн);

  • Европа – на 27% (6,486 млн);

  • Япония – на 12%;

  • Бразилия – на 32%;                 в совокупности до 3,914 млн

  • Россия – на 37%;

  • Индия – на 93% (1,495 млн).

Несмотря на такой процентный рост в первую половину года, достичь показателей доковидного периода (в 2019 году объем рынка новых автомобилей составлял 90,3 млн) не удалось. В том числе нехватка полупроводников не дает рынку полностью восстановиться. При этом дефицит возник еще до пандемии коронавирусной инфекции, но впоследствии ситуация осложнилась.

На это повлиял не только высокий спрос на полупроводники со стороны производителей бытовой техники, но и проблемы с поставками из-за неблагоприятных погодных условий и ЧС: пожар весной 2021 года на фабрике микрочипов Renesas Electronics привел к сокращению мирового автопроизводства. Если в первом квартале автопроизводители потеряли 1,4 млн машин, то во втором квартале – 2,6 млн. Четвертый квартал, по данным АЕБ, также оказался провальным: дефицит полупроводников, повышение цен на авто и уменьшение финансовых запасов у потенциальных покупателей привели к снижению продаж. Объемы продаж в мире с октября по декабрь 2021 года снижались на 18-20%.

Рис. 1. Мировой рейтинг самых популярных автомарок 2021

Самым востребованным брендом и крупнейшим автопроизводителем в мире, по данным агентства JATO Dynamics, остается Toyota. За прошедший год Toyota выпустила 10,5 млн машин, включая марки Lexus, Daihatsu и Hino, что на 10% больше, чем в 2020 году. По всему миру компания продала 7,35 млн легковых автомобилей. Больше всего автомобили этой корпорации востребованы на рынках США (2,03 млн), Китая (1,64 млн) и Японии (1,22 млн).

На втором месте и по производству, и по продажам находится Volkswagen AG, несмотря на то что концерн столкнулся с дефицитом полупроводников и сдал на 4,5% (до 8,9 млн машин). При этом отставание от Toyota за 2021 год только увеличилось. Из 8,9 млн произведенных машин Фольксваген продал 4,57 млн: почти половину (2,11 млн) на китайском рынке. Марки Nissan и Ford показали падение мировых продаж на 1% и 10% соответственно, а Hyundai поднялся на два позиции, увеличив количество продаж на 6%.

В сегменте премиум-автомобилей BMW смог вернуть себе лидерство впервые с 2016 года, продав 2,03 млн машин. Это единственный премиум-бренд, который увеличил количество продаж (на 4%). Остальные марки лишь потеряли в спросе: Mercedes просел на 11% (1,92 млн), Audi — на 2% и Lexus — на 16%. Пятерку крупнейших рынков для премиум-автомобилей возглавил Китай с объемом продаж в 2,79 млн. Далее идет США (1,89 млн), Германия (0,72 млн), Великобритания (0,43 млн) и Южная Корея (0,34 млн).

Самой продаваемой машиной в мире стала Toyota Corolla (985 тыс.). Впервые в ТОП-10 мировых бестселлеров вошли электромобили — Tesla Model 3 и китайский Wuling Mini EV. В 2021 году спрос на батарейные машины увеличился в два раза: по всему миру было продано 6,6 млн автомобилей, причем половина из них (3,4 млн) – в Китае. Доля электромобилей на рынке составила 8,6%.

Рис. 2. Мировой рейтинг самых крупных автомобильных рынков в 2021 году (млн шт.)

По объемам продаж на первом месте оказался Китай: за год там продали 21,12 млн легковых автомобилей. На китайском рынке даже увеличился спрос впервые за последние четыре года. США и Япония стабильно занимают вторую и третьи строчки. А вот Индии за год удалось почти полностью восстановить свой рынок, который сильно обвалился из-за ковидных ограничений в 2020 году. Несмотря на то, что у Канады нет собственного автопрома легковых машин (только многочисленные заводы международных брендов), стране удалось подняться с 9-го места на 6-е. Россия закрывает десятку крупнейших авторынков мира.

СТАТИСТИКА ПРОДАЖ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ПО МАРКАМ ЗА ПЕРИОД ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ 2020/2021 гг.

БРЕНД

ЯНВАРЬ-СЕНТЯБРЬ 

2021

2020

%

Avtovaz (Lada)

268 849

227 661

18%

Kia

159 729

139 477

15%

Hyundai*

132 183

114 013

16%

Renault*

98 501

88 054

12%

Škoda

72 647

65 163

11%

VW

72 438

70 870

2%

Toyota*

71 450

66 169

8%

ГАЗ ком.авт.*

38 802

31 747

22%

Nissan

35 796

40 535

-12%

BMW

35 500

29 671

20%

Mercedes-Benz

33 805

27 497

23%

Haval

25 053

11 647

115%

Chery

24 688

6 365

288%

УАЗ*

22 147

21 618

2%

Mazda

21 109

18 160

16%

Mitsubishi

18 554

19 618

-5%

Geely

16 651

9 741

71%

Lexus

15 940

14 148

13%

Ford ком.авт.*

14 011

8 816

59%

Audi

13 903

10 131

37%

Suzuki

7 449

5 396

38%

Volvo

6 908

4 944

40%

Peugeot

6 184

2 999

106%

Subaru

4 870

4 124

18%

Land Rover

4 786

4 164

15%

Porsche

4 611

4 301

7%

VW ком.авт.*

4 084

3 655

12%

Changan

3 639

4 809

-24%

Citroёn

3 455

2 218

56%

FAW

2 544

1 868

36%

Genesis

2 454

1 007

144%

Cheryexeed

2 322

MINI

2 109

1 820

16%

Cadillac

2 045

1 023

100%

Infiniti

1 528

1 290

18%

Opel*

1 462

305

379%

Mercedes-Benz ком.авт.*

1 321

1 154

14%

Jeep

1 302

1 231

6%

Honda

999

1 178

-15%

FIAT*

922

914

1%

Isuzu*

575

690

-17%

Lifan

569

1 004

-43%

GAC

525

Chevrolet

464

392

18%

Jaguar

405

674

-40%

Iveco*

378

251

51%

DFM

261

714

-63%

Brilliance

100

136

-26%

Zotye

44

158

-72%

Foton*

34

65

-48%

Chrysler

2

22

-91%

Hyundai ком.авт.*

2

147

-99%

Ford

1

93

-99%

smart

1

56

-98%

Avtovaz (Niva)

8 811

Datsun

12 091

Итого

1 260 111

1 094 805

15,1%

Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по брендам и маркам, если присутствуют в продуктовой линейке (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. КОМ.АВТ.<3,5т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6т). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике.

Что произошло с ценами на рынке

Коронавирусная пандемия началась в 2020 году. Автопроизводители и прочие участники рынка научились жить в сложных условиях. Были нарушены логистические цепочки, контракты на поставку запчастей, повысились цены на услуги. Кроме того, работники предприятий массово болели коронавирусом.

Итог оказался неутешительным — к концу 2021 года новые автомобили подорожали на 30-35%. Рядовые потребители повернули голову в сторону рынка подержанных автомобилей, но до марта 2022 года новые авто также активно приобретались.

Март 2022 года лишь усугубил обстановку. И сейчас государство, промышленники и население столкнулись с целой плеядой проблем:

  • уход с российского и белорусского рынков западных автопроизводителей;
  • санкционная политика вынудила покинуть страны и производителей запасных частей;
  • остановка авиаперелётов привела к приостановлению поставок на конвейеры;
  • рост цен на энергоносители привел к удорожанию резины, аккумуляторов, моторных масел и аксессуаров для транспорта;
  • автомобили и запасные части приобретаются за доллары, закупочные цены возросли практически вдвое.

Многие промышленные гиганты остановили конвейеры, поставки приостановлены — вот почему подорожали машины. Однако есть и позитивные моменты — Россия производит автомобили самостоятельно. Азиатские партнеры также устремили взгляды на рынок нашей страны.

ПРОДАЖИ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО ГРУППАМ ЗА СЕНТЯБРЬ 2021

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ПО МАРКАМ ЗА СЕНТЯБРЬ 2021/2020 ГГ.  

Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки Примечание: рейтинг марок основан на результатах продаж за месяц.

БРЕНД/ МАРКА

Сентябрь

% Доля рынка

Продано, шт.

2021

2020

YOY

2021

2020

%

AVTOVAZ-RENAULT-NISSAN- MITSUBISHI

26,3

38,7

-12,4

31 455

59 802

-47,4%

AVTOVAZ (LADA)

14,4

22,8

-8,4

17 189

35 264

-51,3%

AVTOVAZ (NIVA)

0,0

40

RENAULT 

6,3

9,1

-2,8

7 511

14 007

-46,4%

NISSAN

3,4

3,6

-0,2

4 092

5 623

-27,2%

INFINITI

0,1

0,2

-0,1

129

263

-51,0%

MITSUBISHI

2,1

2,0

0,1

2 534

3 094

-18,1%

DATSUN

1,0

1 511

Kia

14,3

13,2

1,1

17 037

20 402

-16,5%

VW Group

13,4

14,4

-1,0

15 975

22 181

-28,0%

VOLKSWAGEN

6,5

6,9

-0,4

7 752

10 674

-27,4%

ŠKODA

5,4

6,2

-0,8

6 438

9 616

-33,0%

AUDI

1,4

0,9

0,5

1 655

1 445

14,5%

VOLKSWAGEN ком.авт.

0,1

0,3

-0,2

130

446

-70,9%

HYUNDAI Group

11,7

12,0

-0,3

14 007

18 520

-24,4%

HYUNDAI

11,4

11,9

-0,5

13 624

18 380

-25,9%

GENESIS

0,3

0,1

0,2

383

140

173,6%

TOYOTA Group

10,0

6,3

3,7

11 986

9 753

22,9%

TOYOTA

8,4

5,5

2,9

10 039

8 494

18,2%

LEXUS

1,6

0,8

0,8

1 947

1 259

54,6%

ГАЗ ком.авт.

4,4

2,9

1,5

5 199

4 451

16,8%

CHERY Group

3,3

1,0

2,3

3 886

1 490

160,8%

CHERY

2,9

1,0

1,9

3 488

1 490

134,1%

Cheryexeed

7,4

398

HAVAL

2,9

0,9

2,0

3 513

1 422

147,0%

УАЗ

2,8

2,5

0,3

3 360

3 805

-11,7%

GEELY

2,2

1,4

0,8

2 613

2 178

20,0%

MAZDA

1,7

1,1

0,6

2 048

1 719

19,1%

FORD ком.авт.

1,7

1,0

0,7

2 003

1 569

27,7%

STELLANTIS

1,4

0,8

0,6

1 619

1 273

27,2%

PEUGEOT

0,6

0,4

0,2

737

542

36,0%

CITROЁN

0,3

0,2

0,1

394

326

20,9%

OPEL

0,2

0,1

0,1

230

103

123,3%

FIAT

0,1

0,1

0,0

113

165

-31,5%

CHRYSLER

0,0

JEEP

0,1

0,1

0,0

145

137

5,8%

SUZUKI

0,7

0,5

0,2

820

789

3,9%

VOLVO

0,7

0,5

0,2

800

832

-3,8%

SUBARU

0,5

0,5

0,0

616

765

-19,5%

JAGUAR LAND ROVER

0,4

0,4

0,0

503

683

-26,4%

LAND ROVER

0,4

0,4

0,0

475

601

-21,0%

JAGUAR

0,0

0,1

-0,1

28

82

-65,9%

GM Group

0,4

0,2

0,2

498

297

67,7%

CHEVROLET

0,1

0,0

0,1

169

52

225,0%

CADILLAC

0,3

0,2

0,1

329

245

34,3%

CHANGAN

0,4

0,7

-0,3

453

1 021

-55,6%

FAW

0,4

0,2

0,2

442

363

21,8%

PORSCHE

0,2

0,4

-0,2

237

562

-57,8%

DFM

0,1

0,1

0,0

107

105

1,9%

HONDA

0,1

0,1

0,0

93

85

9,4%

GAC

0,1

74

IVECO

0,0

0,0

0,0

53

46

15,2%

ISUZU

0,0

0,0

0,0

50

73

-31,5%

LIFAN 

0,0

0,1

-0,1

32

138

-76,8%

BRILLIANCE

0,0

0,0

0,0

4

27

-85,2%

ZOTYE

0,0

1

12

-91,7%

FOTON

0,0

0,0

0,0

1

25

-96,0%

HYUNDAI ком.авт.

0,0

17

FORD 

0,0

0,0

0,0

4

Итого

100,0

100,0

119 485

154 409

-22,6%

Отличная от международной классификация: марки, представленные в России группой «СОЛЛЕРС»

SOLLERS Group 

4,5

3,5

1,0

5 363

5 374

-0,2%

Ford ком.авт.

1,7

1,0

0,7

2 003

1 569

27,7%

УАЗ

2,8

2,5

0,3

3 360

3 805

-11,7%

Статистика продаж новых авто по моделям в 2021 году

1По данным Ассоциации европейского бизнеса, самой продаваемой моделью в 2021 году в России стал автомобиль Lada Vesta. За 12 месяцев 2021 году в стране было реализовано 113 698 авто этой модели.

2На втором месте расположилась еще одна модель российского бренда, а именно Lada Granta. За 12 месяцев 2021 года было продано 111 430 автомобилей этой модели. Это на 14 682 единиц меньше, чем в 2020 году.

3Третью строчку рейтинга самых продаваемых моделей занимает Kia Rio с показателем 82 941 шт.

В топ-5 вошли такие модели легковых авто как кроссовер Hyundai Creta (68 081 ед.) и седан Hyundai Solaris (61 061 ед.).

25 самых продаваемых моделей автомобилей 2021

Объем продаж за январь-декабрь 2021 года, шт.

Модель

2021

2020

Динамика

1

Vesta Lada

113 698

107 281

+6 417

2

Granta Lada

111 430

126 112

-14 682

3

Rio Kia

82 941

88 064

-5 123

4

Creta Hyundai

68 081

73 537

-5 456

5

Solaris Hyundai

61 061

49 280

+11 781

6

Niva Lada

51 242

48 913

+2 329

7

Polo VW

46 887

58 455

-11 568

8

Rapid PA II Škoda

41 680

26 267

+15 413

9

Duster Renault

41 471

31 640

+9 831

10

Largus VP Lada

39 541

37 166

+2 375

Источник данных: АЕБ.

+Как видим, наибольший рост продаж в 2021 году демонстрировал K5 Kia, в январе-декабре было продано 29 224 машин данной модели. Прирост составил 21 098 шт., по сравнению с 2020 годом.

-Хуже, чем в 2020 году продавалась Granta Lada. За 2021 год было продано 111 430 машин этой модели, что на 14 682 шт. меньше, чем за 2020 год.

Прогноз дальнейших изменений рынка

Прогнозы на нынешний год от трёх крупных производителей, чьи глобальные продажи составляют 20% от мировых — автоконцернов Daimler, Toyota и General Motors — не сулят мировому автомобильному рынку радужных перспектив, поскольку его китайский сегмент не демонстрирует внушающие оптимизм тенденции. Согласно заявлению генерального директора General Motors Дивьи Суриядевара, этому во многом способствовало повышение сырьевых цен, которое вызвал торговый спор между Соединёнными Штатами и КНР. Вследствие этого произошло снижение результата General Motors на величину около миллиарда долларов. Уже объявлено о закрытии ряда заводов и сокращении большого числа рабочих мест. Существенно (примерно на 20%) снизилась и прибыль «Тойоты».

По словам генерального директора «Даймлера» Дитера Цетше, чья отставка запланирована на май, его компанией готовится масштабная программа, призванная сократить расходы с последующей инвестицией сэкономленных средств в новейшие технологии.

Необходимость поиска новых, более перспективных направлений производства, вынуждает крупные автоконцерны развивать сотрудничество со многими из бывших конкурентов для совместной разработки дорогостоящих проектов, связанных с электромобилями и самоуправляемыми машинами.

Российский авторынок на начало 2022 года

Рис. 14. ТОП-3 марки по продажам в федеральных округах, январь-февраль 2022

За первые два месяца 2022, согласно исследованию Автостата и данным «Электронного паспорта», самым продаваемым автомобилем сразу в четырех округах (Приволжском, Уральском, Южном и Северо-Кавказском) стала Lada Vesta, которая и в 2021 году имела наибольшие объемы продаж. Наибольшую долю рынка модель занимает на Северо-Кавказе (14,5%). В центральном федеральном округе на вторую строчку по популярности «Ладу Весту» сдвинула Kia Rio, которая заняла 7,1% рынка. Также корейская иномарка лидирует в Северо-Западном округе (5,5%). Высокие продажи модель показывает и в Москве (6,5%), и в Санкт-Петербурге (5,7%). Стоит отметить, что в топ-3 этих городов не попала ни Lada Vesta, ни Lada Granta. Также лишь в двух федеральных округах рейтинг по продажам возглавили кроссоверы: в Сибири это Hyundai Creta (6,1%), а на Дальнем востоке – Toyota RAV4 (10,4%). Главными бестселлерами в России стали четыре модели: LADA Vesta, Kia Rio, Hyundai Creta и Toyota RAV4.

На начало 2022 года наметилась положительная тенденция в части количества центров по продаже автомобилей.

Рис. 15. Динамика количества автодилеров в России

В январе 2022 года впервые за последние 4 года в России количество автодилеров прекратило снижаться. За первые 15 дней января рост составил 0,3%. На тот момент в России находилось 3220 официальных дилерских центров.

Если рассматривать динамику изменений количества дилер-центров с 2015 года, то можно увидеть сокращение на 15% (сравниваются данные на начало каждого года) Причем каждый год, кроме 2015 и 2018 годов, наблюдался спад. А с 2019 по 2021 сокращение из года в год становилось все более крупным: -1,1%, -2,3%, -4,7% соответственно.

Положительную динамику, наметившуюся в начале 2022 года, можно связать с созданием дилерской сети китайской марки EXEED в России.

Всего по состоянию на январь 2022 в России насчитывалось 732 автодилера китайских брендов. То есть китайские сети заняли 22,5% от общего числа дилеров. Больше всего их находится в Центральном и Приволжском округах – 194 и 169 точек продаж соответственно. Наименьшая доля центров китайских автомобилей – в Северо-Кавказском округе и на Дальнем востоке (10 и 9). В остальных округах присутствие китайских брендов колеблется между 80 и 90 дилер-центрами.

Рис. 16. Присутствие китайских автодилеров по округам на январь 2022

Обострившаяся геополитическая ситуация может также способствовать увеличению доли китайских автомобилей на российском рынке, которая и так росла последние годы. Соответственно, и количество дилер-центров китайских брендов может возрасти. Китайские автопромышленные компании могут извлечь максимальную выгоду из ситуации, когда на Россию накладываются санкции и, следовательно, европейские, японские и американские бренды уходят с российского рынка. Причем, как отмечают эксперты, стоит ждать не только увеличение выпускаемых машин брендов, которые уже присутствуют на нашем рынке, но и появление новых марок.

Ситуация на вторичном рынке

Среди подержаных автомобилей также имеются свои лидеры. Вторичный рынок точно также можно разделить на иномарки и отечественные транспортные средства. Лидер продаж в обоих случаях определяется специалистами по наибольшему количеству продаж на территории страны.


Lada Granta

Статистика приобретения подержаных отечественных транспортных средств утверждает, что безоговорочным лидером на рынке является марка АвтоВАЗ. Показатели данной марки насчитывают в процентном отношении 25,7% от общего числа купленных б/у машин.

Лучше всего на вторичке продается семейство автомобилей Lada Samara. Следом идет классика, десятка, а также Приора.

Первое почетное место среди иномарок занимает Ford Focus, поскольку россияне приобрели его в количестве 27,9 тысячи автомобилей. Следующую степень занимает Toyota Corolla, показатели которой составляют 21,9 тысячи перепроданных экземпляров. На третьем месте стоит Hyundai Solaris, продажа которого насчитывает ориентировочно 20,7 тысяч единиц.


Volkswagen Polo

Что касается основных преимуществ лидеров рейтинга, то они заключаются следующих аспектах

Прежде всего, обратите внимание на тип кузова. Чаще всего покупатели подержаных автомобилей выбирают седан

Далее необходимо отметить кроссоверы, внедорожники и хэтчбеки.

Намного меньшей популярностью пользуются у автомобилистов лифтбеки, пикапы, кабриолеты и купе.

Однозначно, покупатели обращают внимание на такие характеристики, как объем двигателя, коробка передач, привод. Кроме того, цена на каждую из моделей также играет решающую роль

Если вы выбираете между новым автомобилем из салона или бывшим в употреблении, всегда стоит помнить одно правило. Рынок вторичных транспортных средств не настолько зависит от экономического кризиса в государстве и обществе, он стабильнее рынка новых машин.

Некоторые специалисты утверждают, что в ближайшее время продажа вторичных автомобилей не просто сохранит свое уверенное преимущество, но и выйдет на новый уровень.


Hyundai Creta

Бизнес

  1. Главная   /   Бизнес

07.11.2022

Отчет АЕБ: рынок новых автомобилей РФ просел на 62,8% в октябре

Ассоциация европейского бизнеса опубликовала статистику отгрузок машин в дилерскую сеть за октябрь 2022 года.

От данных «Автостата» статистика АЕБ отличается методикой вычислений: в организации подсчитывают не число регистраций новых автомобилей, а отгрузки машин в дилерскую сеть. Эти показатели хоть и коррелируют, но полностью не совпадают. К тому же в ежемесячных отчетах АЕБ не отражены данные по брендам BMW, Chery, Exeed и Mercedes-Benz, равно как и поставки машин по параллельному импорту.

По итогам октября в России было продано 45 228 автомобилей, следует из данных организации. Это на 62,8% меньше, чем в октябре 2021 года, а в сравнении с сентябрем продажи снизились на -3,1%.

Таким образом, за первые десять месяцев 2022 года в России было продано 502 474 новых автомобиля, что на 60,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Сейчас 42 из 100 проданных новых автомобилей в России – это Lada (19 145 ед., -25%). На втором месте по объему продаж в октябре Haval (4426 ед., -8%): локализация по полному циклу и программы льготного автокредитования сделали китайский бренд самой популярной иномаркой в России. Третью строчку занял ГАЗ (3912 ед., -33%), следом расположились Kia (3333 ед., -79%) и УАЗ (3134 ед., -16%). Места с шестого по десятое заняли Geely (2950 ед., -2%), Hyundai (1840 ед., -86%), Nissan (1212 ед., -77%), Renault (1131 ед., -88%) и Skoda (812 ед., -85%).

АЕБ не разделяет модели Legend и Travel, поэтому «Нива» по итогам октября стала второй (4755 ед.) вслед за Granta: самый дешевый автомобиль на россйиском рынке составляет более четверти его объема (12 426 ед.). На третьем месте Haval Jolion (3049 ед.), который после снижения цен подпадает под программу льготного кредитования и лизинга.

Более эмоциональный Geely Coolray (1660 ед.) является прямым конкурентом «Джолиона», но участвовать в госпрограмме ему мешает белорусская сборка. На пятую строчку опустилась Lada Vesta (992 ед.), лидировавшая в списке бестселлеров в прошлом году. В топ-10 самых продаваемых моделей по итогам октября также попали УАЗ Patriot (890 ед.), Geely Atlas Pro (747 ед.), Hyundai Santa Fe (671 ед.), Haval F7 (623 ед.; 940 ед. вместе с F7x) и Kia Seltos (548 ед.).

С российского рынка легкого коммерческого транспорта постепенно пропадают елабужские Ford Transit (4 место; 352 ед.), вместо которых «Соллерс Авто» планирует выпускать малотоннажники под собственным брендом. Лидирует «Газель» (3091 ед.), продажи которой, однако, за год упали на треть. Зато очередной ренессанс переживает «Буханка» (1413 ед.). На третьем месте по итогам октября – горьковский «Соболь», а на пятом – ульяновский Profi. Далее расположились коммерческие «Гранты» (182 ед.) и «Ларгусы» (175 ед.), а другие малотоннажники – Dongfeng Captain-T (90 ед.), Peugeot Traveller (32 ед.) и Hyundai Staria (27 ед.) – остановились на двузначной отметке.

Фото: «Форсаж Lada Бухарестская»

Подпишитесь на наш канал в

«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!

161

Динамика продаж по автомобильным брендам

Массовый сегмент. Продажи выросли только у Exeed — плюс 251%. Аналитики связывают такой рост бренда с низкой прошлогодней базой.

Продажи автомобилей других марок снизились, а у некоторых — катастрофически снизились. В самом низу оказались популярные европейские и японские марки, а также отечественная LADA.

Премиальный сегмент. Продажи выросли только у Genesis — плюс 87%. Этот успех также связан с низкой прошлогодней базой. У остальных брендов катастрофа.

Рис.3. Динамика продаж по автомобильным брендам. Инфографика: Дмитрий Лавренёв

Несмотря на жесткое падение, лидером по количеству продаж осталась отечественная LADA. Продано 73164 автомобиля этой марки. Далее следуют корейские KIA (45003 штук) и Hyundai (37183 штук).

Среди отдельных моделей автомобилей мощный рост показал китайский Haval Jolion — плюс 635%. Наибольшее падение продаж у LADA Granta — минус 69%.

Рис.4. Лидеры и аутсайдеры по маркам и моделям. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ

Новые машины из салона

Следить за статистикой продаж автомобилей выгодно как автовладельцам, так и компаниям-производителям. В результате знакомства с лидерами рынка покупатель с легкостью может остановиться в выборе того или иного транспортного средства. Для производителей данные продаж авто в России на 2019 год, согласно статистике, отражают уровень доверия покупателей к маркам.


Toyota Corolla

Среди новых иномарок в таком перечне необходимо отметить Kia Rio, Hyundai Creta, Volkswagen Polo, Toyota Camry и другие. Несомненно, такие модели занимают первые места в рейтинге, благодаря следующим особенностям:

  • каждый кузов уникален по своему, соответственно и спрос на них разный;
  • доступна 6-ступенчатая механическая или автоматическая коробка передач;
  • предлагается два бензиновых двигателя разных по объему;
  • в зависимости от выбранной комплектации и двигателя, привод может быть передним или полным;
  • приемлемая ценовая политика.

Говоря о статистике, не стоит забывать об отечественном автопарке, в числе которого Lada Vesta, Lada Granta, Lada Largus и другие. Отечественный легковой автомобиль всегда остается востребованным на рынке, благодаря следующим характеристикам:

  • разнообразие среди вариантов кузова, которые включают в себя также подвиды;
  • объем бензинового двигателя на выбор;
  • наличие небольшой разницы в количестве клапанов;
  • 5-ступенчатая механическая или автоматическая трансмиссия;
  • цены на транспортные средства полностью соответствуют функциональным способностям модели.

Подводя итог статистики новых автомобилей среди иномарок и отечественных, важно подчеркнуть, что Ассоциация европейского бизнеса опубликовала результаты продаж автомобилей в Российской Федерации за текущий год. Lada LargusДанные показывают, что наиболее популярный автомобиль среди новых в России – это Lada Granta.


Lada LargusДанные показывают, что наиболее популярный автомобиль среди новых в России – это Lada Granta.

Отечественный рынок как альтернатива

Финансовая ситуация российского производителя достаточно непростая. АвтоВАЗ оказался в откровенно невыгодном альянсе с Renault-Nissan. Французы и японцы с началом спецоперации на Украине заявили об уходе с российского рынка. Но затем умерили свой пыл и по надуманным причинам решили не прекращать свою деятельность.

За годы сотрудничества иностранцы внедрили в российские автомобили до 70% импортных запчастей. Особенно это относится к автомобилям Веста и X-Ray. Теперь АвтоВАЗ пожинает плоды сотрудничества — партнеры откровенно тянут вниз и конвейеры останавливаются.

Завод в середине марта ещё собирал Гранты и Нивы. Эти автомобили созданы еще до вступления в альянс и более «русифицированы». Но затем руководство объявило о полном приостановлении деятельности из-за дефицита комплектующих. Летние каникулы завод перенёс на апрель. 25 апреля производство вновь запустилось, но с некоторыми оговорками:

25 апреля, по завершении трехнедельного корпоративного отпуска, группа «АвтоВАЗ» запускает ограниченные объемы производства автомобилей в Тольятти и Ижевске. С использованием доступных компонентов первые автомобили будут выпущены 26 апреля, производство продлится по 29 апреля.
пресс-служба компании

Разрыв логистических цепочек уже повлиял на обязательства завода перед клиентами. Существующие сроки поставок уже нарушены, поэтому дилерская сеть не принимает заявки на май 2022 года. Французы могут оставить АвтоВАЗу всего две модели — старая и новая Нивы. Остальные модели базируются на импортных запчастях.

АвтоВАЗ принял верное решение — во время кризиса будут собираться автомобили без электронных западных систем. Россияне могут выпускать Гранту и Ниву без антиблокировочных систем. Такие авто смогут продаваться лишь на внутреннем рынке. Для этого будут внесены изменения в Техрегламент Таможенного союза — там ABS значится как обязательная система.

Ужесточение санкций и усиление конфликта будет чревато для АвтоВАЗа такими последствиями:

  • возврат устаревших советских и российских технологий;
  • отказ от западного конвейерного оборудования и инструментов;
  • ассортимент будет ограничен 2-3 моделями;
  • руководство может возобновить выпуск Лада Приора или даже более устаревших моделей;
  • новые цены приведут к невысокому спросу.

Названные обстоятельства откинут завод на несколько десятилетий назад. УАЗ оказался в схожей ситуации из-за использования зарубежных деталей. Рынок в будущем будет захвачен более современными китайскими автомобилями.

Перспективы развития российской автомобильной промышленности

Несмотря на то, что определенный сегмент рынка займут китайские бренды, некоторые эксперты предполагают, что российский автопром и авторынок могут пойти по иранскому пути. В отношении Ирана были введены массовые санкции в 2012 году: объем иранского авторынка 2011 года (1,59 млн машин) сопоставим с объемом российского рынка накануне санкций (1,54 млн в 2021 году); оба государства в экономическом плане сильно зависят от нефти, а также и Россия, и Иран стремятся создать масштабный собственный автопром. Если Россия все-таки повторит путь Ирана, тогда в следующем году (2023) стоит ждать уменьшение рынка примерно в два раза по сравнению с показателями 2021 года.

Очевидно, что в связи с уходом с российского рынка большинства иностранных брендов (в первую очередь западных) продажи в марте должны были упасть. По данным Автостата, в марте 2022 российский авторынок просел на 43% по сравнению с мартом прошлого года. А согласно информации АЕБ, реализация автомобилей сократилась на 63%. Разница в 20% выходит из-за различий в данных, которые анализируются: Автостат сравнивает конечные продажи, а АЕБ – данные об отгрузке автомобилей.

По данным АЕБ, в марте в России купили 55 тыс. автомобилей (легковых и легких коммерческих) – год назад в марте было продано 149 тыс.

Табл. 1. Динамика продаж марок на российском рынке по объему за март

Марка

Март

2022

2021

%

АВТОВАЗ (LADA)

12 289

33 779

-64%

Kia

6 336

20 057

-68%

Hyundai

4 909

15 332

-68%

Renault

4 072

11 659

-65%

Toyota

3 231

10 278

-69%

ГАЗ (LCV)

2 886

4 521

-36%

Skoda

2 803

9 737

-71%

Nissan

2 699

5 705

-53%

Volswagen

2 435

9 442

-74%

УАЗ

2 206

2 733

-19%

Mazda

1 621

2 689

-40%

Haval

1 573

2 833

-44%

Geely

1 492

1 732

-14%

Ford (LCV)

874

1 409

-38%

Mitsubishi

801

2 230

-79%

Audi

585

1 625

-64%

Cheryexeed

505

309

63%

Chery

498

2 398

-79%

Peugeot

323

736

-56%

Changan

311

485

-36%

Suzuki

305

931

-67%

Lexus

229

2 491

-91%

Volvo

224

798

-72%

Subaru

206

674

-69%

Porsche

192

703

-73%

Land Rover

155

633

-76%

Citroen

155

371

-58%

FAW

154

240

-36%

Isuzu

153

27

467%

Volkswagen (LCV)

142

555

-74%

Infinity

110

234

-53%

Genesis

102

245

-58%

Jeep

98

121

-19%

Chevrolet

82

43

91%

DFM

80

Opel

70

124

-44%

Honda

42

139

-70%

Cadillac

37

302

-88%

Great wall

33

Hino

27

Iveco

27

40

-33%

GAC

22

68

-68%

Fiat

19

113

-83%

Jaguar

15

19

-21%

Foton

1

11

-91%

Ford

Brilliance

22

Lifan

76

Zotye

6

Chrysler

Hyundai (LCV)

1

Итого

55 129

148 676

-62,9%

В минус ушли большинство марок. Не так сильно просели отечественные УАЗ и ГАЗ (на 19% и 36% соответственно) в отличие от АВТОВАЗА, чьи продажи сократились на 64%. Причина тому – дефицит комплектующих (в частности, электронных). Поэтому компания решила даже выпускать Lada Niva и Lada Granta без ABS (антиблокировочной системы колес), EPS (динамической системы стабилизации), без ЭРА-ГЛОНАСС (спутниковой системы аварийного оповещения: ее можно не ставить до середины 2022 года).

Есть основания предполагать, что рынок за этот год может потерять в объеме 50-70%.

Проценты по кредитам

Россияне активно приобретали машины в кредиты. Принцип «хочу не хуже, чем у соседа» отлично срабатывал последние годы, и число кредитных сделок только увеличивалось. Март полностью изменил политику банков в отношении автомобилей. Виной этому следующие причины:

  • автомобили стали дефицитным товаром;
  • западные автопроизводители имеют собственные банки, которые покинули рынок вслед за материнскими компаниями.

Таким образом, в середине марта половина банков прекратила выдавать автокредиты. Оставшиеся игроки предоставляют кредитные программы под 20-25%, что близко к тому, на сколько подорожали автомобили некоторых марок. Такая ставка считается заградительной и отталкивает клиентов.

Примерно 20% клиентов находили кредитные предложения через рекламу в интернете. Сейчас Google приостановил продажу рекламы в России, поэтому автолюбители будут получать меньше информации о новых предложениях. В 2022 году 30% потенциальных получателей кредита откажутся от покупки в долг.

Сейчас банки опасаются роста цен и ставок — выданный сегодня кредит может принести лишь убытки, если через год цена на автомобиль снова удвоится. Именно поэтому банки ставят кредиты на паузу.

Кроме того, отменяются многие льготные программы, скидки и подарки — автосалоны исключили щедрые предложения. Они увеличили наценки на дополнительное оборудование и техническое обслуживание.

Ситуация после 24 февраля 2022: как повлияли санкции на авторынок

Согласно прогнозам аналитического объединения S&P Global Mobility, в 2022 и 2023 годах ожидается сокращение мирового производства легковых машин из-за экономических проблем, связанных с ухудшением геополитической ситуации. Количество автомобилей может уменьшиться на 2,6-4 млн.

При оптимистичном раскладе (сокращении на 2,6 млн) Европа потеряет 1,7 млн единиц, миллиона из которых рынок лишится из-за пониженного спроса и ограниченного экспорта на рынках России и Украины. Оставшиеся потери в 700 тыс. эксперты связывают с недопоставками важных комплектующих. За март этого года компании BMW и Volkswagen уже уменьшили объемы производства, так как украинские заводы прекратили поставлять жгуты электропроводки.

При пессимистичном раскладе за два года производство снизится на 4 млн автомобилей, а за ближайшие восемь лет (с 2022 по 2030) – на 25 млн.

Из-за санкций рвутся цепочки поставок, что ведет к сокращению или остановке производства многих брендов. Кроме того, следует ожидать роста цен на энергоносители и сырье. К примеру, возможно нарушение логистики по поставкам палладия, 40% которого экспортируется из России. Недопроизводство машин скажется на отложенном спросе: хотя неудовлетворенную покупательскую способность, которая на начало 2022 года составляла 12% (нехватка 10 млн машин), к середине марта удалось сократить на треть.

Заключение

Определив марки и модели автомобилей, которые входят в топ продаж, – подведем итог:

  1. Рейтинг продаж авто в России на 2019 год показывает, что неоспоримым лидером как среди новых машин, так и на вторичке является Lada.
  2. Основные преимущества призера статистики – невысокая цена и доступное обслуживание.
  3. Вторичный рынок в плане продаж растет большими темпами, чем реализация авто из салона.

https://www.youtube.com/watch?v=gG9q17md8PgVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Статистика продаж автомобилей в РФ за июнь 2019г. (https://www.youtube.com/watch?v=gG9q17md8Pg)

А какие авто предпочитаете вы: новые из салона или б/у?

Как вам статья? 

Мне нравитсяНе нравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *