Принцип работы радиатора охлаждения автомобиля
Содержание:
- Способы ремонта радиатора охлаждения
- Назначение радиатора
- Как устроены алюминиевые радиаторы отопления
- Что лучше: ремонтировать или менять
- Подключение радиаторов
- Охлаждение двигателя и его компоненты
- Радиаторы Hyundai: надежное охлаждение горячего «сердца» автомобиля
- Методы ремонта радиаторов автомобилей своими руками
- Проблемы с радиатором и вентилятором
- Промывка системы охлаждения и замена жидкости
- Что лучше заливать зимой: тосол или антифриз?
- Как промыть радиатор охлаждения автомобиля изнутри
Способы ремонта радиатора охлаждения
В зависимости от сложности ситуации возникновения неисправности, определяют меры для ее устранения. Они могут носить временный или поверхностный характер, но впоследствии обязательно проведение капитального ремонта.
Жидкость для ремонта радиатора
При обнаружении небольшой течи можно воспользоваться специальными химическими составами. Они имеют различные названия – герметик, восстанавливающая жидкость, восстановительный порошок. Их помещают в радиатор машины, и с течением небольшого времени, корпус станет вновь герметичным.
Обращают внимание на качественный состав, информацию о том, сколько заливать и как хорошо зарекомендовал себя производитель. Такая мера не может считаться основным ремонтом – через время течь может возобновиться, и придется задуматься о серьезном вмешательстве
Такая мера не может считаться основным ремонтом – через время течь может возобновиться, и придется задуматься о серьезном вмешательстве.
Холодная сварка
С появлением пластичного материала, как «холодная сварка», упростилась задача «бытового» ремонта – при обнаружении нарушений на стыках трубок или бачках, она использовалась повсеместно. Условием эффективности «сварки» тщательная чистка места применения с последующим обезжириванием. Недостаток представлен временем использования и невозможности применения в замкнутых системах с большим давлением.
Эпоксидный клей
Не меньшее распространение для ремонта сот в гаражных условиях получила эпоксидная смола. Устранять можно как небольшие, так и значительные площади, но эффективность отвода тепла снизиться.
Своей рукой нужно почистить место медной окиси, обезжирить, залить клей, предварительно смешав смолу и затвердитель в пропорциях, рекомендованных производителем. Выравнивают плоскость шпателем.
Пайка радиатора охлаждения
Пайка – надежный ремонт, который обеспечит эксплуатацию отреставрированного узла. Пайку невозможно провести без базовых знаний, а также инструмента и принадлежностей, в их числе:
- паяльник;
- газовая горелка или паяльная лампа;
- кислота;
- припой;
- мелкозернистая наждачная бумага.
Если повреждения получили бачки, щели пропаивают, трубки – при наличии запасных, меняют на исправные.
https://youtube.com/watch?v=EjQ14FscUWI
Назначение радиатора
Изучая, что такое радиатор, необходимо вникнуть в суть устройства двигателя автомобиля. Мотор представляет собой систему, внутри которой благодаря электрической искре происходит возгорание топливной смеси. При этом в цилиндрах наблюдается образование тепловой энергии, которая впоследствии преобразовывается в механическую движущую силу машины. Она действует в момент старта автомобиля.
Имея такое устройство, двигатель быстро нагревается. Уровень поднятия температуры требует постоянного контроля. Если нагрев превысит допустимое значение, мотор перегреется и перестанет работать. Чтобы избежать подобного исхода, применяется система охлаждения. Ее частью и является радиатор.
Это оборудование отводит тепло от жидкости системы охлаждения. В зимний период радиатор печки нагревается от тепла двигателя. Жидкость перед тем, как вернуться в систему охлаждения, воздействует на нее. Так нагревается салон. Поэтому замена радиатора печки также периодически требуется при эксплуатации автомобиля.
Как устроены алюминиевые радиаторы отопления
По конструкции различают цельный и секционный вариант. Первый изготавливается из профильных пластин, сделанных по технологии экструзии, что повышает пластичность.
Полученные части сваривают, создавая полноценную батарею. Это делает её прочной. Предварительно внутреннюю сторону покрывают полимером, снижающим шанс образования течи.
Секции делают по очереди, затем соединяя. Чистый металл используют редко: алюминий сплавляют с кремнием, цинком, иногда титаном. Эти вещества повышают прочность, снижают риск разрыва и образования коррозии. В качестве герметика применяют силикаты. Как и цельные, изнутри устройство покрывают специальной жидкостью для защиты от высокого давления.
По способу изготовления выделяют алюминиевые радиаторы трёх типов: литейные, экструзионные и анодированные. Среди технических характеристик важны:
- Рабочее давление должно располагаться в промежутке 10—15 атм. В многоквартирных домах показатели гораздо выше, поэтому использовать в них алюминиевые устройства не рекомендуется. Испытательное вдвое больше обычного, но лучше иметь запас.
- Мощность батареи составляет 82—212 ватт, в зависимости от габаритов.
- Максимальный нагрев теплоносителя не должен превышать 120 °C.
- Масса секции — 1—1,5 кг. Объём — 0,25—0,46 литра.
- Межосевое расстояние зависит от высоты и находится в диапазоне от 20 до 80 см, иногда превышая его.
Параметры каждого алюминиевого устройства могут отличаться, но обязательно указаны в техническом паспорте изделия.
Достоинства алюминиевых радиаторов:
- Компактность и небольшая масса облегчают установку, не требуют мощных креплений.
- Высокая скорость нагрева, хорошая теплопередача.
- Длительный срок службы, хотя меньший, чем у чугуна.
- Небольшая длина секций позволит подобрать подходящее под определённое помещение. И также благодаря разделению устройства на части, можно сделать систему без избытка обогрева.
- Алюминий прост в обработке, что разрешает создание дизайнерских приборов.
- Хорошую защиту от внешних повреждений. Радиатор очень сложно повредить или разбить физическим ударом, но довольно легко согнуть.
- Относительная дешевизна металла.
Среди недостатков выделяют:
- Слабую защищённость от коррозии, что портит устройство в течение эксплуатации. Алюминий — активное вещество, легко взаимодействующее с кислородом. Из-за окисления разрушится защитный слой, поскольку в течение реакции выделяется газообразный водород.
- Необходимость нанесения полимерного покрытия для предотвращения разрыва, защиты от выделений.
Конструкция алюминиевой батареи в разрезе
Если посмотреть на устройство сверху или снизу, станут видны коллекторы. Они создают горизонтальные каналы для транспортировки жидкости. Крайний нижний собирает грязь, накипь, прочие твёрдые частицы, что помогает избежать засорения всего устройства. Для удаления предусмотрен специальный клапан.
Внимание! Основной недостаток — частые протечки в местах стыка. Вид алюминиевого радиатора в разрезе представлен на картинке
Вид алюминиевого радиатора в разрезе представлен на картинке.
Фото 1. Внутренняя конструкция алюминиевого радиатора отопления. Корпус выполнен из алюминия, а внутри проходит медная трубка.
Что лучше: ремонтировать или менять
Всех автомобилистов можно условно разделить на две категории. Первые считают, что вышедшую из строя деталь нужно менять на новую. Вторые уверены, что все можно отремонтировать. И починка радиаторов – частая тема для споров.
Интернет изобилует всевозможными советами по самостоятельному устранению течи. Одни используют специальные пластикаты. Другие засыпают в систему средства, предназначенные для закупорки трещин. Иногда некоторые методы помогают на время продлить эксплуатацию детали. Но в большинстве случаев эти методики лишь засоряют систему охлаждения.
Медные модели есть смысл ремонтировать, потому что их достаточно легко запаять. В случае алюминиевых аналогов ситуация другая. Их можно запаять, однако для этого будет использоваться дорогостоящая сварка. Поэтому стоимость ремонта потекшего радиатора будет практически идентична цене новой детали. Соглашаться на эту процедуру есть смысл только в случае с дорогой моделью теплообменника.
В большинстве случаев ремонт – лишь временная мера, потому что в системе охлаждения постоянно возникает высокое давление, что приведет с повторной разгерметизации магистрали. Если проводить своевременное обслуживание и очистку системы, менять радиатор часто не придется. Поэтому, когда деталь сломалась и на землю вылилась драгоценная охлаждающая жидкость, лучше этот узел заменить, чем постоянно выбрасывать деньги на приобретение очередной канистры.
Подключение радиаторов
Рассмотрим подробно о подключении радиаторов своими руками в систему отопления. Для начала нужен план подключения и его проект. Сперва нужно начертить примерный вид вашего обогревателя. Чертеж может быть, как индивидуальным, так и с прорисовкой всего отопительного сооружения. Обязательно на любом из чертежей обозначить точки подвода отопления к радиатору. А также нужно приблизительно знать теплоотдачу радиатора.
Фото схем подключения радиаторов
Наиболее распространенный вид подключения радиаторов — это односторонний. Трубы крепятся к радиатору строго, с одной стороны. Это самый удобный вариант для многоквартирных высоток.
Следующий вариант подключения радиатора — маркировка. Производиться диагонально, то есть труба, подводящая тепло цепляется вверху левой стороны, а труба отвода внизу другой стороны радиатора
При этом важно устройство вашего радиатора отопления. Такое расположение подойдет для длинных батарей с большим количеством секций
Тепло при этом, распространяется по всей поверхности батареи, это гарантирует превосходную теплоотдачу.
Ну и последнее подключение радиаторного устройства — это подсоединение снизу. В этом случае обе трубы крепятся снизу напротив друг друга. Эта расположение будет уступать остальным. Так как оно обеспечивает только 10-15% теплоотдачи. Но это идеальное решение, если отопительная система спрятана в пол. Вот вы и познакомились с видами радиаторов, их преимуществами и видами соединения.
https://youtube.com/watch?v=Tt7Iknld_C0
Охлаждение двигателя и его компоненты
Система охлаждения автомобиля является главной. От температурного режима мотора зависит его ресурс. Она требует повышенного внимания и обслуживания. Неисправности губительны. И влекут серьезные материальные затраты на ремонт. Как работает охлаждение двигателя и ее компоненты.
Все компоненты системы должны быть исправны.
- Радиатор охлаждения
- Водяной насос
- Термостат
- Радиатор печки
- Крышка радиатора
- Шланги, патрубки и трубки
- Конденсор
- Мотор вентилятора
- Реле и датчики температуры
Самая частая проблема в охлаждении- это утечка антифриза. Хорошо, когда владелец ежедневно проверяет количество охлаждающей жидкости. И может своевременно отреагировать. Но, кто так поступает? Чаще бывает по-другому. Либо замечаем мокрые пятна под машиной. Либо датчик температуры на панели сигнализирует. Или самое худшее – это дым и пар из-под капота. Следствием самого худшего является пробитая прокладка ГБЦ. И деформация головки блока. На фото видны явные следы антифриза на клапанах.
Фото Эдуард Ионов
Куда уходит антифриз
Как работает охлаждение двигателя, если не хватает ОЖ? Бывает такое, что антифриза в расширительном бачке не хватает. Сегодня подлили. Через несколько дней еще раз. При этом следов охлаждающей жидкости нет нигде. Ни под машиной. Ни под капотом. Сухо везде. С вопросом: куда уходит антифриз надо ехать в техцентр.
Диагностика системы охлаждения автомобиля и течи антифриза может занять не один час. Хорошо, когда в сервисе есть тестер наличия картерных газов в антифризе. Так как первое подозрение при малых утечках — это микротрещина в головке блока. Или пробитая прокладка. В этом случае антифриз уходит малыми порциями когда машин едет на больших оборотах.
Следов ОЖ в масле может и не быть. Стоит проверить свечи зажигания на наличие белого налета. Все зависит в каком месте пробита прокладка. ОЖ может попадать в масло двигателя. Или в камеру сгорания. Куда еще уходит антифриз. Может попадать в салон. Через неисправный радиатор печки. Или треснувшие шланги. А также неплотно затянутый хомут. Може уходить в масло. Но не через прокладку ГБЦ. А в следствии неисправного радиатора охлаждения.
Почему часто включается вентилятор охлаждения
Как работает охлаждение двигателя, если вентилятор часто включается? Вентилятор часто включается, потому что система работает в аварийном режиме. Мотор не успевает охлаждаться до нужной температуры. Проблемы могут быть в электрике. Но самая частая причина — это грязный радиатор охлаждения.
Проблема заключается в следующем. Первым стоит конденсор. Воздух, проходя через его соты, теряет свою силу. И все что содержится в воздухе оседает на радиаторе охлаждения. А это пыль, песок, пух. Влага и температура из этой смеси делают «шубу». И забивают соты. В результате чего двигатель перегревается. А вентиляторы включаются часто.
Воздушная пробка и недостаток охлаждающей жидкости также являются причинами частого срабатывания вентилятора. Не стоит забывать и про банальную причину. Это включенный кондиционер.
Фото Эдуард Ионов
Мыть радиатор надо, сняв с автомобиля. Смотрите видео.
Конструкция вентилятора охлаждения двигателя с вискомуфтой. Здесь сложнее определить как работает и включается. Вентилятор работает всегда. Но, у него две скорости. На слух определить включение второй скорости сложно. А вот работоспособность вискомуфты определить самостоятельно можно. Хотя немного и опасно. Надо надеть перчатку на руку. И попробовать кратковременно остановить вентилятор. Если он останавливается без усилий, то вискомуфту менять.
От чего раздувает патрубок радиатора
Как работает система охлаждения двигателя, если раздуты патрубки? Шланги радиатора охлаждения должны быть тугими. И не должны легко продавливаться. А также раздуваться. Если такое происходит, то жди беды. Разное их состояние, как правило наблюдается в следующих случаях:
- замена радиатора
- долив антифриза
- замена ОЖ
- неисправная крышка радиатора
- пробитая прокладка гбц
- завоздушивание системы охлаждения
Радиаторы Hyundai: надежное охлаждение горячего «сердца» автомобиля
Все модели Hyundai комплектуются двигателями жидкостного охлаждения, в которых отвод тепла в атмосферу осуществляется с помощью радиатора. Также радиаторы используются в системах кондиционирования салона. О том, какие радиаторы устанавливаются на авто Hyundai, об их конструктивных особенностях, применяемости и эксплуатации читайте в данной статье.
Типы и устройство радиаторов автомобилей Hyundai
В автомобилях Hyundai, оборудованных кондиционером, устанавливается сразу четыре различных радиатора:
• Радиатор охлаждения двигателя; • Радиатор отопителя салона; • Радиатор кондиционера (конденсатор);
• Испаритель кондиционера.
При этом радиатор кондиционера монтируется перед радиатором охлаждения двигателя в передней части моторного отсека, и зачастую два этих компонента являются единым узлом. Испаритель кондиционера устанавливается в салоне автомобиля, под передней панелью.
Сегодня в автомобилях Hyundai используются радиаторы традиционной трубчато-ленточной конструкции: конструктивно радиатор представляет собой несколько рядов тонких трубок, расположенных в шахматном порядке, и припаянных к ним тонких металлических лент (ребер). Такая конструкция обеспечивает максимальную площадь охлаждения при минимальном объеме. Трубки и ленты изготавливаются из алюминия, меди и латуни, но в последние годы все чаще используются более дешевые алюминиевые сплавы.
Также в конструкции радиатора предусмотрено два бачка: верхний (расширительный) служит для компенсации температурного расширения охлаждающей жидкости, а нижний — для сбора охлаждающей жидкости из всех трубок радиатора. В верхнем бачке предусмотрена заливная горловина, в нижнем — сливной кран. Также в радиаторе имеются патрубки для соединения с водяной рубашкой двигателя.
В целом, радиаторы Hyundai конструктивно не отличаются от радиаторов охлаждения других автомобилей, хотя и имеют некоторые особенности.
Особенности радиаторов некоторых моделей Hyundai
На сегодняшний день существует два основных типа радиаторов охлаждения двигателя Hyundai:
• С вертикальным потоком жидкости (трубки расположены вертикально); • С горизонтальным потоком жидкости (трубки расположены горизонтально).
Второй тип радиатора более совершенен, так как он создает меньшее сопротивление потоку охлаждающей жидкости, что обеспечивает более равномерное и лучшее охлаждение. Радиаторы с горизонтальным потоком жидкости устанавливаются на модели Accent, Sonata, Santa Fe, Solaris и других. На моделях Porter, Getz, ранних Accent и многих других используются радиаторы с вертикальным потоком жидкости.
Другая особенность современных радиаторов — использование в них пластиковых частей, что делается в пользу экономичности, но может представлять некоторую проблему.
В соединениях пластиковых и металлических частей могут появляться протечки (что происходит из-за разных коэффициентов теплового расширения металла и пластика), а в пластиковых деталях из-за морозов или вследствие механических воздействий могут появляться трещины.
Других ярко выраженных особенностей радиаторы Hyundai не имеют.
Производители и применяемость радиаторов Hyundai
Радиаторы относятся к той категории компонентов, которые используются преимущественно на одной модели и модификации автомобиля, и практически не взаимозаменяемы. Однако здесь есть и исключения. В частности, замене подлежат радиаторы охлаждения, используемые на одноплатформенных автомобилях. Например, идентичные радиаторы устанавливаются на Hyundai Solaris и Kia Rio, Hyundai Elantra и Kia cee’d (а также Hyundai i30 и Kia Cerato) и на другие модели, созданные на единой платформе.
Методы ремонта радиаторов автомобилей своими руками
Ремонт радиатора своими руками можно осуществить лишь в случае появления несущественных проблем, к примеру, если вы заметили, что в определенном месте слегка подтекает охлаждающая жидкость. Конечно же, если радиатор серьезно поврежден в результате аварии, лучше купить радиатор, даже не пытаясь восстановить его. Итак, рассмотрим советы, с помощью которых вы сможете произвести самостоятельно ремонт радиатор авто.
Внутренний ремонт радиатора с использованием “ХИМИИ”
В те годы, когда в продаже почти не было различных химических средств, наиболее эффективным средством для борьбы с мелкими утечками считали горчицу. Нужно было лишь засыпать её в радиатор, после чего она разбухала (результат влияния горячей воды), в конечном итоге закупоривая различные небольшие трещинки и отверстия в патрубках устройства.
Сегодняшние химические средства работают по такой же схеме. Они известны под разными названиями: «средства для восстановления», «герметики для радиатора», а также «порошковые восстановители».
«Минусом» применения «химии» можно назвать то, что неизвестными для автовладельца являются место производства, а также конкретный состав средства. Как и в случае с обыкновенной горчицей, в некоторых случаях применение химических средств может привести к засорению не лишь радиатора, но также всей системы охлаждения мотора.
Внешний ремонт радиатора автомобиля
Нередко автолюбители производят ремонт радиаторов автомобилей, используя специальный клей или же «холодную сварку». В таких ситуациях внешний ремонт радиаторов авто необходимо выполнять лишь после того, как радиатор извлекается из моторного отсека. Не забудьте слить перед этим жидкость из системы охлаждения двигателя.
Наборы «холодной сварки» в наше время продаются повсюду. Сначала восстанавливаемый участок нужно обезжирить, после чего «залатать» отверстие либо трещину с помощью купленного вещества. Если вы никогда не пользовались такими средствами, рекомендуем ознакомиться с инструкцией.
Аналогичный метод нередко применяют для борьбы со сравнительно большими отверстиями. Метод наружного ремонта радиатора с использованием новых клеящих средств называют достаточно эффективным.
Пайка и сварка для ремонта радиатора авто
Для выполнения профессионального ремонта радиатора с использованием сварки понадобится специальное оборудование. Однако такое оборудование можно увидеть лишь у специалистов.
По этой причине, перед началом сварки либо пайки радиатора авто, необходимо убедиться в том, что у вас есть необходимое оборудование, опыт, а также присадочный материал. Если у вас возникают определенные сомнения, лучше доверить эту работу профессионалам.
Выбор присадочного материала зависит от того, из чего изготовлен радиатор – алюминия или латуни. Для работы понадобится паяльник или газовая горелка. Не забудьте обезжирить участок, который вы планируете запаять.
Пайка или сварка радиатора – это отличное решение в тех ситуациях, если выявлено повреждение минимального размера. Но если на трубке радиатора появилась большая трещина, гораздо легче просто заменить её. Для этого также нужно будет использовать паяльник для снятия поврежденной трубки и монтажа новой.
Надеемся, что вы смогли понять, как обычные автолюбители осуществляют ремонт радиаторов автомобилей своими руками.
Проблемы с радиатором и вентилятором
Недостаточное охлаждение двигателя может быть связано с проблемами работы радиатора и вентилятора. В первую очередь стоит помнить, что слишком сильно забитый пылью и насекомыми радиатор неспособен полноценно охлаждаться как встречным потоком воздуха, так и вентилятором. Нередко его чистка решает проблему с охлаждением.
Устройство «классического» радиатора охлаждения двигателя. Во многих современных двигателях, охлаждающая жидкость заливается не через горловину радиатора, а в расширительный бачок
И всё же, возможны и более серьёзные ситуации — трещины радиатора, которые могут возникнуть, как при ДТП, так и в результате коррозии. Радиатор в большинстве случаев можно восстановить. Латунные и медные ремонтируются с помощью пайки, а алюминиевые специальными герметиками.
Перед началом пайки места повреждения тщательно зачищаются наждачной шкуркой, до появления металлического блеска. После, трещина обрабатывается паяльным флюсом и с помощью мощного паяльника наносится равномерный слой припоя (см. видео).
Алюминиевый радиатор запаять не получиться, однако для их ремонта предлагаются специальные герметики или же можно использовать обычную «холодную сварку»
Перед началом заделывания трещин важно хорошо зачистить дефектные места. Клеящая масса хорошо разминается до однородного состояния и наносится на проблемный участок
Стоит помнить о том, что эксплуатировать автомобиль можно только на следующие сутки после ремонта – эпоксидный клей высыхает довольно долго.
Что касается вентилятора охлаждения, его поломка может быть связана с обрывом электропроводки или нарушением привода от коленчатого вала, если вращение передаётся от силового агрегата.
В первом случае, стоит визуально оценить состояние проводов идущих к мотору вентилятора, при обнаружении обрыва нужно заново соединить повреждённые контакты. Если состояние проводов нормальное, а вентилятор всё равно не работает, возможно, поломался сам двигатель или датчик, отвечающий за его своевременное включение. При этом лучше обратиться в автосервис, где определят причину, по которой вентилятор не включается. При проблемах с датчиком обдув может как беспрерывно, так и не включаться вовсе.
В автомобилях, где вентилятор начинает вращаться при передаче крутящего момента от двигателя, поломка чаще всего связана с обрывом приводного ремня. Его замена довольно проста: необходимо ослабить натяг шкива и поставить новый ремень.
Промывка системы охлаждения и замена жидкости
Гидравлическая система охлаждения требует своевременного промывания магистралей, в противном случае на стенках каналов может образоваться коррозия, солевые отложения, и другие загрязнения.
Что лучше заливать зимой: тосол или антифриз?
Эксперты не устают говорить о том, что практически половина всех поломок двигателя автомобиля связаны с неполадками в системе охлаждения. Использование хороших технических жидкостей, своевременное обслуживание и слежение за герметичностью и качеством работы охлаждения сделает работу двигателя гораздо удобнее.
В России у водителей есть определенный выбор среди технических жидкостей: тосол или антифриз. Кстати, кроме стран СНГ такого разделения больше нигде не существует. Тем не менее, стоит определить разницу между этими двумя жидкостями и понять, что же лучше заливать в свое авто зимой, чтобы избежать непредвиденных поломок.
Как промыть радиатор охлаждения автомобиля изнутри
Перед началом работы необходимо слить охлаждающую жидкость. Для этого нужно подготовить емкость и купить новую охлаждающую жидкость. На многих автомобилях для слива установлены специальные краники. Чтобы антифриз полностью вышел из системы, нужно отсоединить все патрубки и шланги.
После этого необходимо все собрать в обратном порядке и залить в систему охлаждения имеющееся средство для очистки. Нужно дать мотору поработать указанное в инструкции время, а затем слить химию. Затем необходимо залить свежий антифриз, завести двигатель и дать ему поработать. Это нужно для удаления воздушных пробок из системы.
Во время работы по промывке необходимо использовать защитные средства, например, резиновые перчатки. Процедура прочистки не вызывает сложностей, но играет важную роль в работе силового агрегата. Эту работу нужно выполнять своевременно и совмещать с заменой антифриза, чтобы не тратить лишних денег на его покупку.