Сделай что-нибудь!

Содержание:

Тормозной путь автомобиля

Пример расчета: представим, что вы едете со скоростью 50 км/ч по городу и подъезжаете к пешеходному переходу, по которому идут дети. Расчет: (50 км/ч : 10) х (50 км/ч : 10) = 25 (метров). Таким образом, тормозной путь вашей машины составляет 25 метров. Поэтому вы должны учитывать длину тормозного пути, чтобы спокойно своевременно начать тормозить и остановиться перед пешеходным переходом.

Имейте в виду, что при экстренном торможении вы обычно нажимаете педаль тормоза полностью. В этом случае, как правило, тормозной путь сокращается вдвое. Вот формула тормозного пути при экстренном торможении:

Сколько можно выпить водителю

Согласно закону, максимально допустимое содержание алкоголя в воздухе при проверке должно быть не более 0.35 промилле. При выдыхании, когда диафрагма расслаблена, этот показатель  должен составлять  0.16 мг. Необходимо учитывать погрешность прибора — 0.05 промилле.

Если значение меньше указанного показателя, прибор не отреагирует. Дело в том, что некоторые продукты содержат спирт. К ним относят квас, кефир, кисломолочные продукты. У людей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта или сахарным диабетом, показатель содержания спирта колеблется между отметкой 0 и 0,3 промилле.

Введение допустимого содержания алкоголя на уровне законодательства позволяет исключить несправедливое обвинение водителя в употреблении спиртного, лишение прав или наложение штрафа.

Существенное влияние на скорость выведения этанола имеет качество спиртного. Углекислота, которая содержится в игристых винах, ускоряет процесс всасывания. Такой же эффект происходит при потреблении коктейлей на основе газированных напитков.

Алкоголь — враг водителя 1

Не будем в очередной раз агитировать вас за трезвость. Думаем, что вам
небезынтересно ознакомиться с научными данными по некоторым наиболее часто
возникающим вопросам пития.

Зависят ли степень и скорость опьянения от вида
спиртного напитка?

Степень опьянения зависит, во-первых, от количества выпитого, а во-вторых, от
содержания в нем алкоголя

Когда речь идет о количестве выпитого, нельзя не
принимать во внимание и его качество. Так, например, углекислота способствует
всасыванию алкоголя. Поэтому скорость и степень опьянения при употреблении
напитка, содержащего углекислоты или смешанного с газированной водой, быстрее и
больше, чем при употреблении обычного — dopinfo.ru

Быстрее всего алкоголь
всасывается из напитков, содержащих до 10% алкоголя, т.е. в первую очередь из
вина, и сравнительно медленнее из напитков с меньшей или большей концентрацией
алкоголя. Очень распространенным является мнение, что содержание алкоголя в пиве
незначительно и поэтому можно пить его даже за рулем. Для опровержения этого
достаточно указать на то, что в 1 л пива содержится столько же алкоголя, сколько
в 400 г вина или 100 г водки

Поэтому скорость и степень опьянения при употреблении
напитка, содержащего углекислоты или смешанного с газированной водой, быстрее и
больше, чем при употреблении обычного — dopinfo.ru. Быстрее всего алкоголь
всасывается из напитков, содержащих до 10% алкоголя, т.е. в первую очередь из
вина, и сравнительно медленнее из напитков с меньшей или большей концентрацией
алкоголя. Очень распространенным является мнение, что содержание алкоголя в пиве
незначительно и поэтому можно пить его даже за рулем. Для опровержения этого
достаточно указать на то, что в 1 л пива содержится столько же алкоголя, сколько
в 400 г вина или 100 г водки.

Предохраняет ли от опьянения смешивание крепкого
спиртного напитка с водой или соком?

Нет. Независимо от того, что смешивается со спиртным напитком, количество
алкоголя в нем остается прежним.

Можно ли избежать опьянения, если, перед тем как пить,
хорошо поесть?

Алкоголь растворяется в крови без участия органов пищеварения. И хотя сытый
желудок несколько замедляет скорость растворения алкоголя в крови, опьянение
наступит все равно, только несколько позже.

От чего зависит степень опьянения?

С одной стороны, от количества выпитых спиртных напитков и их крепости, а с
другой — от массы тела пьющего и времени, прошедшего с момента выпивки. В теле
более массивного человека содержится и большее количество воды. Поэтому при
одинаковой дозе спиртного процент содержания алкоголя будет больше у того, кто
весит меньше.

Можно ли ускорить процесс выведения алкоголя из
организма?

На отрезвление человека реально влияет только время. Организм освобождается
от алкоголя путем его окисления и последующего выведения. Печень выводит около
90% алкоголя. Небольшое количество алкоголя выводится через легкие, потовые
железы, почки. На окисление алкоголя необходимо время. Поэтому ни один из таких
способов, как холодный душ, прогулка на свежем воздухе, чашка черного кофе, не
ускоряет процесс выведения алкоголя из организма.

Когда можно садиться за руль?

Если вы выпили, придется повременить с вождением. Учтите, что плохое
настроение (или состояние) может увеличить указанные значения почти в 2 раза.

Теория и методика

Правила дорожного движения придумали не вчера, но неужели за такое время их творцы так и не смогли определить безопасное расстояние между двумя автомобилями, которые движутся в одном направлении в метрах? Огромное количество редакций ПДД не приводит и намека на конкретные метры, а говорит о том, что правильная дистанция — это такое расстояние, при котором водитель может предотвратить ДТП. А это значит, что на определение дистанции должны влиять как минимум:

  • состояние дорожного покрытия;
  • скорость движения автомобиля, и одного, и второго;
  • опыт и возможности, время реакции водителя;
  • техническое состояние автомобиля;
  • условия освещенности дорожного полотна;
  • дождь, туман, пыль, голуби, кошки и прочие факторы, которые предусмотреть сложно.

Видеоурок по дистанции между автомобилями

Единственным светлым пятном с красной окантовкой служит знак номер 3.16, указывающий точную дистанцию в метрах, которая должна соблюдаться между двумя автомобилями в потоке. Только знак этот устанавливают не везде, а исключительно в тех местах, где на небольшом участке трассы сконцентрированы резкие повороты, подъемы и спуски, опасные препятствия, и возможны непредвиденные или неконтролируемые природные явления, такие, как селевые потоки, лавины и камнепады, например. Также такой знак может быть установлен в противоположных случаях, когда на определенном участке разрешена высокая скорость. Здесь тоже все объяснимо. Соблюдение указанной дистанции сможет предотвратить столкновение на высоких скоростях. Знак ограничения дистанции может носить временный характер, тогда он имеет желтый фон и у него по умолчанию приоритет над иными знаками и табличками.

Как воспринимается водителем скорость своего автомобиля при длительном движении по равнинной дороге на большой скорости?

1. ? Восприятие скорости не меняется.
2. ? Кажется меньше, чем в действительности.
3. ? Кажется больше, чем в действительности.

Водитель воспринимает скорость своего автомобиля, главным образом, по скорости перемещения объектов, попадающих в поле его зрения. Если такие объекты, как деревья, дорожные знаки, другие автомобили длительное время удалены от Вас, то угловая скорость их перемещения уменьшается. И этот визуальный эффект воспринимается водителем, как уменьшение скорости движения самого автомобиля. Поэтому в таких условиях водителю целесообразно сверять свою скорость по спидометру.

Время и путь реакции водителя

Время реакции водителя – это время, которое пройдет с момента обнаружения водителем опасности на дороге до начала принятия мер по ее предотвращению.

Путь реакции водителя – это путь, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем опасности на дороге до нажатия педали тормоза.

Вот формула расчета пути, который пройдет автомобиль в момент реакции водителя на опасность:

Пример расчета: представим, что вы едете со скоростью 100 км/ч по проселочной дороге и внезапно на дорогу выбегает лось. Расчет: (100 км/ч : 10) х 3 = 30 (метров). То есть, после того как вы среагируете на опасность на дороге, ваша машина проедет примерно 30 метров. Добавьте к этому тормозной путь автомобиля.

Внимание: эти правила не являются научно правильными формулами и дают только приблизительное значение!

Путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя

В точке № 1 (рис. 53) водитель увидел препятствие, осознал, что надо останавливаться, и начал переносить правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

Рис. 53. Составляющие остановочного пути:
Sр. – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
Sср.т. – путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозной системы
Sт. – тормозной путь автомобиля
Sост. – остановочный путь автомобиля

Время с момента обнаружения водителем опасности для движения до начала принятия им активных мер по избежании этой опасности именуется – временем реакции.

А расстояние, которое машина проходит за это время, называется – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя.

Что же получается? Водитель прекрасно видит препятствие, понимает, что необходимо остановиться, а его машина практически без изменения скорости продолжает движение на это препятствие?!

«А сколько она проедет? Дайте цифры!» – должны были бы воскликнуть заинтересованные читатели.

Вынужден напомнить, что автор очень жаден до цифр. Ну, давайте подумаем вместе. Один водитель по своему характеру близок к личности летчика испытателя, другой – «валенок вареный». Кто-то прекрасно выспался ночью, в то время как другой всю ночь ругался с тещей. Вчера человек был здоров и весел, а сегодня он простужен и печален

А кое-кто еще и неважно чувствует себя после вчерашней вечеринки.

Поскольку время реакции водителя напрямую зависит от его физического и эмоционального состояния, то никто не сможет сказать, какова у Вас в данный момент реакция, в каких величинах она выражается и насколько она отличается от того, что было час тому назад. Давайте лучше сделаем еще один важный обобщающий вывод:

Ну а тем, кто без цифр обойтись не может, предлагаю заняться арифметикой. Перевод величины скорости из км/ч в м/с прост – надо разделить скорость выраженную в км/час на 3.6 (1000 метров за 3600 секунд), поэтому, например, за одну секунду на скорости 60 км/ч автомобиль проходит около 17 метров (табл. 1). Время реакции водителя составляет от 0,5 до 1,5 сек. в зависимости от… массы факторов.

Теперь экспериментальным путем надо определить время Вашей реакции и можно будет высчитать расстояние, которое пройдет Ваш автомобиль за этот отрезок времени.

А дальше-то что? Как Вы собираетесь на практике использовать полученный результат вычислений? Выбежать вперед машины и померить расстояние рулеткой?

Таблица 1. Путь, который проходит машина за одну секунду

Скорость, км/ч Путь за 1 сек., м
30 8,3
40 11,1
50 13,9
60 16,7
70 19,4
80 22,2
90 25,0
100 27,8
110 30,6
120 33,3

Думаю, будет лучше, если каждый водитель научится ощущать расстояние, причем не в метрах и в сантиметрах, а в количестве пространства как таковом, необходимом для каждого конкретного случая. Поверьте, с опытом это ощущение приходит к каждому.

В результате неких экспериментов может выясниться, что кто-то из вас обладает недостаточной реакцией. Что тогда делать?

Во-первых, не стоит расстраиваться и считать себя «ущербным». Есть водители, флегматики по своему характеру, которые вилку ко рту подносят по полчаса, но при этом отлично водят свой автомобиль, значительно лучше некоторых своих коллег-холериков.

А во-вторых, любой водитель, независимо от своего темперамента, пола и возраста, должен уметь прогнозировать развитие дорожной ситуации. Если предполагаемая опасность на дороге заранее спрогнозирована, то она не будет для Вас неожиданной, и супербыстрая реакция тогда не потребуется.

Давайте прочитаем мысли грамотного водителя, который приближается к сложному участку дороги: «Ага, как я и думал, из той «мертвой» невидимой зоны все же появился пешеход (велосипедист, грузовик и т.п.). Ну так, а я к этому был готов. Недаром я заранее (за несколько секунд до того) разработал четкий поэтапный план действий ногами, руками и головой именно на этот случай».

У такого водителя время, потраченное на реагирование на конкретную опасность и соответственно путь, пройденный автомобилем за это время, всегда будут минимальными!

Тем не менее, следует констатировать тот факт, что наш автомобиль все еще продолжает двигаться. Причем без активного снижения скорости он будет двигаться до тех пор, пока не начнет работать тормозная система. Ведь на данный момент мы всего лишь успели увидеть опасность, среагировать на нее и перенести правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

Дистанция

Три длины автомобиля

Любой, кто путешествует в городских условиях, должен соблюдать дистанцию ​​не менее 15 метров, или три длины автомобиля.

Половина спидометра для безопасной дистанции за пределами населенных пунктов обращайте внимание на скорость автомобиля. Для того чтобы вычислить безопасную дистанцию, разделите на 2 текущую скорость, которую показывает спидометр

В итоге вы получите дистанцию до других автомобилей в метрах. Пример: на скорости 70 км/ч вы должны держаться до впереди идущего автомобиля на расстоянии не менее 35 метров. Причем это касается сухого асфальта в летнее время.

Двойное расстояние в случае плохой видимости или плохих дорожных условий вы должны удвоить безопасную дистанцию.

О любителях висеть на хвосте

На днях в обсуждении темы движения по обочине, всплыло очень интересное замечание. Что пробки создают люди, которые стараются соблюдать ПДД. Как такое может быть? Например, претензия возникла  в части безопасной дистанции между автомобилями. Кого-то не устраивают 10-15 метров между авто, несущихся по скоростной трассе.

А вот у меня немного другое мнение. Особенно после детального разбора процессов торможения на дороге. И уж, конечно, мое отношение к «любителям поприжаться» крайне негативное. Я все больше соглашаюсь с теми, кто в нарушителях видят участников гей-парадов. Разве интерес к чужой «жо..пе» — это не признак, как минимум, латентного гомосексуализма?

Тут всё просто: водитель скоростного седана прилетает откуда не возьмись и упирается в зад другому авто, идущему на обгон тихохода. Начинается яростное перемигивание фарами, прижимание вплотную, попытки просочиться между потоками, иногда, даже обгон по обочине, со всеми вытекающими.

Вам будет интересно: чем не угодили обочинщики

Самое смешное, что любые попытки «подогнать» будут бессмысленными и лишь вызовут дополнительную агрессию. В редких случаях, впереди идущее авто включает «аварийку», нажимает на тормоз. И всё. Автосоитие происходит. Две машины, как две дворняги в ночи становятся неразлучны, до приезда специалистов. А всё потому, что пока, даже на самом современном автомобиле с супер продвинутыми тормозами, прокладка между рулем и педалями подвержена человеческим факторам и ограничениями. Не хватает человеку реакции, чтобы среагировать на резкий маневр. Отсюда и возникает потребности в соблюдении безопасной дистанции на дороге

Как увеличить интенсивность замедления

Из вышесказанного стало понятно, что называется тормозным путем и от чего зависит этот показатель. Однако возможно ли сократить расстояние, которое необходимо для остановки автомобиля? Возможно! Для этого существует два пути – поведенческий и технический. Идеально, если водитель сочетает оба способа.

Следует помнить, что сокращение времени, необходимого для остановки – один из способов обеспечения безопасности поездки. Поэтому каждый водитель должен постоянно следить за техническим состоянием своего «железного коня», своевременно обслуживать и ремонтировать систему торможения

Помимо этого, важно выбирать скорость движения с учетом окружающей обстановки: времени суток, состояния дороги, модели автомобиля и прочее

Какие преимущества дает Вам использование зимних шин в холодное время года?

1. ? Исключается возможность возникновения заноса.
2. ? Появляется возможность в любых погодных условиях двигаться с максимально допустимой скоростью.
3. ? Уменьшается возможность проскальзывания и пробуксовки колес на скользком покрытии.

Зимние шины отличаются от летних или всесезонных специальным рисунком протектора и повышенными сцепными качествами, что уменьшает возможность возникновения проскальзывания или пробуксовки колес на скользком покрытии. Если автомобиль используется на зимних дорогах со снежным накатом или в гололедицу — то рекомендуется использовать шипованные шины

Однако, использование зимних шин, в том числе и шипованных, требует от водителей осторожности при выборе скорости движения, так как возможность возникновения заноса на скользком покрытии не исключается

Факторы, влияющие на время реакции

Время реакции зависит от нескольких факторов. В первую очередь, определяющими являются личные качества: хорошее зрение, способность воспринимать и ассоциировать, физическая подготовка, настроение, врождённый темперамент, текущее самочувствие (в том числе усталость). Человек действует быстрее, если у него есть естественные и хорошо развитые рефлексы.

Несомненно, водитель будет реагировать быстрее, если ситуация, требующая экстренного торможения, проста и прозрачна, а также хорошо известна из практики.

Типичный пример — пешеход, внезапно появляющийся на пути машины. Задержка реакции водителя обычно происходит из-за отвлечения его внимания. Например, он беседует с пассажирами, зажигает сигарету, разговаривает по мобильному телефону или проявляет интерес к человеку, сидящему рядом. Время реакции также увеличивается, когда обстоятельства нетипичны или автомобилист не может хорошо видеть препятствие.

Влияние утомления на реакцию

Вероятность участия в аварии уставшего водителя почти в 8 раз выше, чем у отдохнувшего человека. Статистика показывает, что усталость является причиной примерно 10–15% серьёзных дорожно-транспортных происшествий. Это состояние приводит к снижению настороженности и увеличению времени реакции, а также может привести к ошибочному считыванию сигналов, подаваемых другими участниками движения, и, как следствие, к неправильному реагированию на них.

Знаете ли вы? Слово «автомобиль» является классическим соединением, полученным из древнегреческого слова autos, что означает «я», и латинского mobilis, дословно означающего «подвижный». Такое название для четырёхколёсного средства передвижения пришло в английский язык из французского и впервые было принято Автомобильным клубом Великобритании в 1897 году.

Утомление не всегда вызвано слишком большим количеством времени, проведённого за рулем. Причиной может быть также недосыпание, стресс и даже время суток, когда происходит движение, потому что в определённые моменты времени человек более сонлив, чем обычно, что связано с биологическим ритмом тела. Наибольший риск засыпания за рулем — с полуночи до 6.00 (особенно в 4.00) и примерно через половину суток — с 13.00 до 16.00.

Исследования показывают, что уставшие люди едут менее плавно и часто совершают резкие движения рулём. Они также могут неосознанно сдвигать автомобиль на соседнюю полосу движения, что создаёт риск столкновения с транспортным средством, находящимся рядом. Этот фактор также влияет на настроение автомобилиста, он быстрее раздражается и реагирует излишне агрессивно. Чаще всего утомляются водители в возрасте до 25 лет, люди, которые нерегулярно спят или работают в различные смены, те, кто ездит ночью, водит автомобиль на дальние расстояния и профессионалы.

Зависимость реакции от дозы спиртного

Головной мозг первым принимает на себя удар при употреблении спиртного, и процессы торможения начинаются в нем уже при минимальном количестве выпитого. Однако многие полагаются на свой профессионализм и удачу и не видят ничего плохого в том, чтобы слегка употребить.

По статистике, среди всех случаев аварий почти половина виновников находились в нетрезвом виде. Среди всех нетрезвых водителей большинство имеют в крови именно небольшие показатели спиртного. При таком небольшом количестве алкоголя человек не замечает действия спиртного, в то время как повышается желание показать профессионализм, просыпается страсть к лихачеству. Водитель начинает водить в агрессивной манере, что значительно осложняет другим движение. Возникает неадекватная реакция на происходящее на дороге, порой сложность ситуации не воспринимается должны образом, что и приводит к печальным последствиям.

Чем больше дозировка алкоголя, тем медленнее способность реагировать на раздражители. Реакция замедляется в разы, достигая порога в 2-4 раза. У трезвого здорового человека время реагирования при обычных дорожных условиях и заблаговременном обнаружении препятствия должно составлять в среднем 0,8 с. Если реакция 1,2 с, то речь идет об утомлении, либо других факторах, замедляющих реакцию. При получении информации заранее время сокращается до 0,6 с. Можно представить, что будет при таком увеличении времени.

При значительном опьянении водители часто стараются вести себя аккуратно, чтобы не обращать на себя внимания других участников дорожного движения. Однако в отличие от небольшого количества алкоголя, когда причина ДТП психологическая, при большой дозе приема организм перестает себя контролировать, внезапно накатывается сонливость, слабость.

Нарушение времени реакции при алкогольном опьянении связано еще и с тем, что после приема спиртного нарушается деятельность зрительного анализатора:

  • Глаза могут не воспринимать определенные цвета;
  • Нарушается острота зрения;
  • Ухудшается способность оценки расстояния до предмета.

Оценивание роли дозы алкоголя в данном случае субъективно, поскольку даже трезвый водитель может поздно заметить препятствие из-за дорожных, погодных условий, если оно возникло внезапно непосредственно перед автомобилем. Поэтому рассчитать это время точно бывает проблематично.

Время реакции в ответ на препятствие на дороге замедляется независимо от дозы алкоголя, только происходит это разными механизмами, что не уменьшает количество ДТП на дорогах.

Безопасная дистанция между автомобилями

Согласно п. 13.1 Правил дорожного движения, водителю необходимо держаться от впереди идущего транспортного средства на достаточном расстоянии, которое позволит ему вовремя затормозить.

Несоблюдение дистанции является одной из главных причин транспортных аварий.

При резкой остановке впереди идущего транспорта у водителя автомобиля, вплотную следующего за ним, нет времени для торможения. В результате происходит столкновение двух, а иногда и более транспортных средств.

Для определения безопасного расстояния между машинами во время движения рекомендуется брать целое числовое значение скорости. Например, скорость автомобиля – 60 км/час. Значит, дистанция между ним и впереди идущим транспортным средством должна быть равна 60 метрам.

Экстренное торможение

Экстренным (аварийным) торможением пользуются при возникновении опасности наезда или столкновения.

Не следует слишком резко и сильно нажимать на тормоз – в этом случае блокируются колеса, машина теряет управление, начинается ее скольжение по трассе «юзом».

Симптомы заблокированных колес во время торможения:

  • появление вибрации колес;
  • уменьшение торможения автомобиля;
  • появление скребущего или визжащего звука от покрышек;
  • у машины возник занос, она не реагирует на движения руля.

ВАЖНО: Если есть возможность, необходимо сделать предупреждающее торможение (полсекунды) для машин, следующих сзади, на мгновенье отпустить педаль тормоза и тут же начать экстренное торможение

Типы экстренного торможения

1. Прерывистое торможение – нажать на тормоз (не допуская блокировки колес) и полностью отпустить. Так повторять до полной остановки машины.

В момент отпускания педали тормоза нужно выравнивать направление движения, чтобы избежать заноса.

Прерывистым торможением также пользуются при езде по скользкой или неровной дороге, торможении перед ямками или ледяными участками.

2. Ступенчатое торможение – нажать на тормоз до появления блокировки одного из колес, затем сразу ослабить давление на педаль. Повторять так до полного прекращения движения машины.

В момент ослабления нажатия на педаль тормоза нужно выравнивать рулем направление движения, чтобы избежать заноса.

3. Торможение двигателем на автомобилях с механической коробкой передач – нажать на сцепление, перейти на более низкую передачу, снова на сцепление и т. д., поочередно понижая до самой низшей.

В особых случаях можно понижать передачу не по порядку, а сразу на несколько.

4. Торможение при наличии ABS: если легковой автомобиль имеет автоматическую коробку передач, при экстренном торможении необходимо с максимальной силой нажимать на тормоз до полной остановки, а на машинах с механической коробкой передач – одновременно сильно давят на педали тормоза и сцепления.

При срабатывании системы ABS будет подергиваться педаль тормоза и появится хрустящий звук. Это нормально, необходимо продолжать изо всех сил давить на педаль, пока автомобиль не остановится.

ЗАПРЕЩЕНО: Во время экстренного торможения пользоваться стояночным тормозом – это приведет к развороту автомобиля и неконтролируемому заносу из-за полной блокировки колёс машины.

Время и путь реакции водителя

Время реакции водителя – это время, которое пройдет с момента обнаружения водителем опасности на дороге до начала принятия мер по ее предотвращению.

Путь реакции водителя – это путь, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем опасности на дороге до нажатия педали тормоза.

Вот формула расчета пути, который пройдет автомобиль в момент реакции водителя на опасность:

Пример расчета: представим, что вы едете со скоростью 100 км/ч по проселочной дороге и внезапно на дорогу выбегает лось. Расчет: (100 км/ч : 10) х 3 = 30 (метров). То есть, после того как вы среагируете на опасность на дороге, ваша машина проедет примерно 30 метров. Добавьте к этому тормозной путь автомобиля.

Внимание: эти правила не являются научно правильными формулами и дают только приблизительное значение!

Торможение двигателем – составляющая остановочного пути

Давайте вернемся к тому моменту, когда водитель увидел препятствие (рис. 53, поз. 1).

Как только правая нога водителя ушла с педали газа, двигатель его автомобиля начал работать тормозом! Двигатель, лишенный «пищи», является уже не производителем крутящего момента, а его поглотителем!

Исходя из этой мысли, при необходимости максимальной эффективности торможения педаль сцепления трогать вообще нельзя! Если Вы ее нажмете, то двигатель отделится от ведущих колес и составляющая активного торможения, которая входит в обозначенный остановочный путь, будет потеряна!

А что будет с двигателем, если мы полностью остановим машину, так и не нажав педаль сцепления? Он что, заглохнет?

Да, заглохнет, и ему будет не очень приятно. Но Вам будет более неприятно, если Вы не успеете остановиться перед внезапно возникшем на пути движения препятствием!

Не забывайте о том, что путь, пройденный автомобилем в процессе остановки, включает в себя составляющую торможения двигателем! Посмотрите, что может произойти, если пренебречь этой мыслью (рис. 54).

Рис. 54. Торможение двигателем:
Sт.д. – торможение двигателем – составляющая остановочного пути автомобиля
Sост.1 – остановочный путь автомобиля с использованием торможения двигателем
Sост.2 – остановочный путь автомобиля без использования торможения двигателем

Из рисунка становится понятно, что если изначально нажать педаль сцепления, то исключенная из остановочного пути составляющая торможения двигателем просто-напросто добавляется к общему пути. Это означает, что остановиться перед препятствием мы не успеем!

Вывод прост:

При экстренном торможении о педали сцепления надо вовсе забыть! Пусть лучше двигатель заглохнет, но лишь таким образом Вы сможете обеспечить себе наименьший остановочный путь.

О скорости реакции человека

Скорость реакции ограничена двумя моментами, продиктованных анатомическими особенностями человека:

  • Фиксация опасной ситуации. Например, зажженный стоп-сигнал впереди идущего автомобиля
  • Передача сигнала от глаз к мозгу. Стоит учитывать, что скорость передачи сигналов ограничивается физиологией
  • Интерпретация сигнала. У тренированного водителя не занимает много времени, но оценка параллельно может происходить оценка дорожной ситуации, прежде чем произойдет нажатие на тормоз
  • Передача сигнала от мозга к ноге, чтобы нажать на тормоз, с опять же ограниченной скорость.

При этом если все идеально, и допустить, что реакция стоп-сигнал-торможение безусловная, не требующая дополнительной оценки (как у обезьянок на включенный свет), то даже в этом случае потребуется время на передачу самих сигналов. Максимальные зафиксированные скорости составляют около 0,13 с и это далеко не у всех.

Теперь представим, какой путь проделает авто за 0,13 секунд если скорость движения всё те же 120 км/ч. По моим расчетам получилось 4,33 метра. А как у вас? То есть даже самый быстрый водитель на такой скорости должен соблюдать дистанцию в 4,33 метра, если у него, конечно, нет «паучьего чутья» и он не умеет читать мысли впереди идущего водителя. И не забывайте о возможной усталости.

Вам будет интересно: путешествия на автомобиле, признаки усталости

Во всем этом есть пара моментов, но я бы на них сильно не уповал:

  • После нажатия на тормоз, передний автомобиль не встает колом, а продолжает движением с замедлением. Поэтому при плавном торможении аварии случаются гораздо реже
  • Некоторые водители смотрят не только на автомобиль перед собой, но и на следующий автомобиль и начинает тормозить одновременно с впереди идущим. Но как правило, такие водители, всё равно стараются держать дистанцию

Калькулятор остановочного пути автомобиля

Калькулятор определяет остановочный путь автомобиля с момента обнаружения водителем опасности до момента полной остановки автомобиля, а также другие параметры, связанные с этим событием, в частности, время восприятия водителем сигнала о необходимости торможения, время реакции водителя, а также расстояние, которое прошел автомобиль во время этих событий. Калькулятор также определяет начальную скорость (скорость до начала торможения) по известной длине торможения (длины тормозного пути) с учетом дорожных условий. Как и все остальные калькуляторы, этот калькулятор не следует использовать в судебных процессах и при необходимости получения высокой точности.

Пример 1:

Рассчитать расстояние, необходимое для остановки автомобиля, движущегося со скоростью 90 км/ч по мокрой горизонтальной дороге с асфальтобетонным покрытием (коэффициент трения μ = 0,4) если время восприятия водителя 0,5 с и время реакции водителя 0,7 с.

Пример 2:

Рассчитать начальную скорость автомобиля, движущегося по дороге с мокрым асфальтобетонным покрытием (μ = 0.4), если длина тормозного пути равна 100 м. Автомобиль движется на спуске с уклоном 10%.

Факторы формирования реакции водителя

Реакция водителя – это не только своевременное торможение при возникновении затора, резком торможении впереди идущего автомобиля, но и сложные механизмы по оцениванию дорожной обстановки. На дороге порой дело заключается в доле секунд, которых как раз может и не хватить.

Реакция водителя в отношении автомобиля рассматривается с научной точки зрения как то время, через которое водитель предпринял меры по избеганию ДТП от того момента, когда заметил опасность

На возможность своевременно обратить внимание на подобные обстоятельства влияет ряд факторов. В таком случае время реагирования разделяют на 2 фазы: первая – это комплекс реакций организма, направленных на выявление опасности и передачу сигнала головному мозгу для того, чтобы начать действовать. Вторая фаза моторная – это непосредственно действия водителя для остановки автомобиля

Первая фаза может занимать разное время у человека, вторая практически у всех одинакова

Вторая фаза моторная – это непосредственно действия водителя для остановки автомобиля. Первая фаза может занимать разное время у человека, вторая практически у всех одинакова.

Даже короткое время реагирования не всегда является гарантией того, что удастся избежать аварии, поскольку опасность может возникнуть неожиданно, и тормозной путь может оказаться больше, чем расстояние до предмета на дороге. Непосредственно на тормозной путь в свою очередь влияет скорость движения, время года, дорожное покрытие, уровень влажности дорожного покрытия.

Некоторые люди от природы обладают  медлительностью, и это может обозначать повышенную угрозу на дороге. Это может иметь отношение к типу характера человека: сангвиники и холерики быстрее реагируют на происходящее, флегматики и меланхолики медленнее. Компенсировать медлительность может увеличение внимания при управлении транспортным средством.

Время реакции зависит от обладания человеком необходимых:

  • Знаний;
  • Умений;
  • Ннавыков.

Реакция человека замедляется в случае усталости, недосыпания, в ходе стресса, нахождения в депрессии, в случае приема определенных лекарственных препаратов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *