Руководство по ремонту и замене помпы автомобиля ваз 2106
Содержание:
- Помпа на ВАЗ-2106: как работает, из чего состоит, особенности замены своими руками
- Признаки неисправности водяного насоса на «классике»
- Завершающий этап замены помпы
- Как проверить помпу на ВАЗ 2107
- Особенности замены патрубка на помпе
- Руководство по ремонту помпы
- Замена помпы
- Особенности заливки тосола (антифриза)
Помпа на ВАЗ-2106: как работает, из чего состоит, особенности замены своими руками
На автомобилях ВАЗ-2106 помпу нужно менять, если она подает даже малейшие признаки поломки – посторонние шумы, стуки, появляется течь антифриза. Насос в системе охлаждения должен работать тихо и ровно, никакие скрежеты недопустимы. Но только перед началом работ обязательно убедитесь, что причина не в генераторе, а в жидкостном насосе. При обнаружении протечек можно заменить только сальник. Но практика показывает, что этого хватает ненадолго – из-за выработки на роторе помпы сальник быстро разрушается.
- Для чего необходима помпа
- Основные элементы помпы
- Инструменты для проведения замены
- Снятие жидкостного насоса
- Установка новой помпы
- Прокачка системы
Для чего необходима помпа
Помпа легковых автомобилей – это «сердце» системы охлаждения. Именно с ее помощью происходит принудительная циркуляция по патрубкам, рубашке мотора, радиаторам. Насос обеспечивает давление антифриза, за счет этого намного быстрее происходит охлаждение рубашки двигателя.
Если бы не было помпы, и жидкость перемещалась внутри системы произвольно, вся работа оказалась бы нарушенной. Антифриз начнет закипать, двигатель перегреется, и это чревато тем, что кольца на поршнях залягут.
Основные элементы помпы
Привод осуществляется от шкива на коленчатом валу двигателя. Ремень приводной общий для насоса охлаждающей жидкости и генератора. При вращении шкива насоса происходит движение крыльчатки внутри полости, находящейся в блоке двигателя. Эта крыльчатка полностью погружена в антифриз и обеспечивает его циркуляцию. Цена помпы на ВАЗ-2106 зависит от материала, из которого она изготовлена.
Обычно весь корпус выполнен из сплава алюминия, ротор — из стали, а крыльчатка — из пластика. На некоторых видах насосов устанавливались подшипники, но втулки из бронзы намного дешевле и долговечнее. Некоторые крыльчатки делаются из алюминия – преимущества это не дает, так как этот металл подвержен разрушению сильнее, чем пластмасса.
Инструменты для проведения замены
Желательно производить замену помпы на ВАЗ-2106, а не ремонтировать ее. Стоимость нового насоса составляет около 700-900 рублей, а для работы нужно максимум час времени. И это при условии, что антифриз будет остывать до температуры окружающей среды. Для работы необходимо:
Несколько ключей: «10», «13», «17». Желательно трещотки с головками, так как с ними намного удобнее работать.
Герметик на основе силикона. Лучше всего белый. Красный или черный использовать нежелательно – при последующих ремонтах сложно будет очистить поверхности.
Тазик для слива жидкости из системы охлаждения.
Отвертки крестовые и плоские.
Может потребоваться нож для удаления старой прокладки, но делать это нужно аккуратно, чтобы не нанести вред поверхности.
Снятие жидкостного насоса
Нет необходимости полностью менять насос, достаточно поставить новую крышку, в которой расположена ось и крыльчатка. Чтобы сделать ремонт ВАЗ-2106, вам необходимо выполнить следующие манипуляции:
Чтобы ослабить натяжение ремня, можно снять шкив с помпы. Но при установке все равно придется ослаблять крепление генератора, так как установить шкив на место не получится.
Установка новой помпы
Прежде чем установить новый насос охлаждающей жидкости, оцените его состояние – не должно быть на корпусе никаких повреждений, задиров. Чтобы обеспечить максимальную герметичность, необходимо всю поверхность на блоке двигателя, к которой прилегает корпус помпы, зачистить до блеска и обезжирить. На прокладку с обеих сторон нанесите тонкий слой белого герметика. Слишком толстый делать не стоит – дольше сохнуть будет, да и надежность от этого пострадает, так как часть герметика может попасть внутрь системы охлаждения.
После этого устанавливаете прокладку и помпу на место, наживляете гайки, но не затягиваете их. Необходимо дождаться, когда герметик начнет застывать – для этого потребуется 15-25 минут. Только после того как он застынет, можно затянуть все резьбовые соединения крест-накрест для равномерности. На этом ремонт ВАЗ-2106 не окончен – потребуется установить на место все патрубки. Хомуты желательно использовать новые, замените и прокладку под трубкой, идущей к крану отопителя.
Откройте кран печки и установите автомобиль так, чтобы передняя его часть была немного выше задней. Так получится добиться того, чтобы антифриз равномерно заполнил всю систему.
Убедитесь, что все сливные отверстия закрыты.
Залейте в радиатор антифриз по максимуму. Прожимайте руками патрубки, чтобы вытеснить воздух из них.
Закройте крышку на радиаторе и залейте в расширительный бачок антифриз чуть выше нижней метки.
Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры
Обратите внимание на то, нет ли течи жидкости из системы
Признаки неисправности водяного насоса на «классике»
Помпа на ВАЗ — очень важная деталь. Именно от неё большей частью зависит: будет ли греться автомобиль или нет. Не стоит говорить, что поломка элемента — вещь неприятная, однако есть и свой плюс. Так, выходящая из строя деталь всегда даёт знак опытному водителю, который должен уметь распознавать основные признаки приближающейся поломки.
В первую очередь рассмотрим признаки разрушающихся подшипников насоса. Пусть и незначительный, но излишний люфт приводного шкива — уже повод задуматься. Также шуршание, вой, рокот и другие характерные звуки сработанных подшипников должны насторожить водителя.
Интересно замечание по звукам дают опытные автомобилисты. Двигатель, говорят они, не скрипит, а стучит или шумит. Наоборот, всё что пищит или скрипит — это характерные признаки генератора, роликов или помпы. Вой — свидетельствует о перетяжке ремня ГРМ или ремня генератора.
Если не обратить внимание на эти признаки, то после нескольких десятков километров пробега автомобиля может начаться течь ОЖ, хотя это не аксиома, ведь сколько есть примеров, когда при полностью развалившемся насосе течи не было. Лучше акцентировать внимание на шум: скрежет подшипников со временем лишь усилится, и не заметить его будет невозможно
Что касается течи, то она больше зависит от качества сальника. Он стоит в помпе и призван обеспечивать герметичность. Жидкость может выходить из дренажного отверстия, если оно предусмотрено на помпе (зависит от модели насоса — есть с отверстиями и без). Со временем течь будет только усиливаться, если не принять меры по замене.
Проверить подшипник можно наглядно:
- просунуть руку и взяться за шкив помпы;
- пошевелить его вперёд и назад;
- если наблюдается хотя бы незначительный люфт, то это значит, что какой-то износ подшипников присутствует.
Однако если свиста нет и люфт совсем незначительный, то какое-то время помпа ходить ещё будет. Можно снять ремень генератора, и проверить шкив так. Это позволит лучше прочувствовать свободный люфт.
Таким образом, пока не появился конкретный скрежет, и нет критического выхода тосола наружу, ехать можно. От первого признака шуршания или слабого свиста до полного выхода из строя возможно проехать ещё 1000–6000 километров. Тут уже, как повезёт — волшебных советов нет.
С другой стороны, и это надо учитывать, помпа может выйти из строя и гораздо раньше, не доходя до стадии скрежета. Всё может произойти быстро и незаметно для владельца авто, и не стоит дожидаться, когда уровень шума повысится, чтобы заменить насос.
Важно понимать, чтобы бывает такая поломка водяного насоса, при которой ухода тосола и шума вообще не будет. А двигатель будет кипеть
Например, такое случается, когда пластиковая крыльчатка отходит от вала. По сути, вал как и раньше крутится, но крыльчатка бездействует и просто болтается. Одновременно перестанет греть и печка.
Существует ещё вариант перегрева мотора. Помпа исправна, новая. Однако в жару или в тяжёлых условиях езды по бездорожью, в пробках на светофорах вентилятор часто включается, а мотор начинает греться. Происходит это по причине несоответствия конструкционных особенностей помпы: например, если внутри установлена крыльчатка меньшего размера, чем нужно (на старых образцах помпы крыльчатка оснащена маленькими лопастями, которые могут не осиливать охлаждение более мощного двигателя).
Если у владельца при покупке новой помпы имеется выбор, то лучше отдавать предпочтение моделям с крыльчаткой большего размера.
Крыльчатки помпы: маленькая (слева) и большая
Большой зазор между крыльчаткой и корпусом помпы также может стать причиной недостаточного потока тосола по системе охлаждения. Зазор должен быть не больше 1,5 мм. Особенно сильно проявляется этот недостаток на холостых оборотах, в пробках.
Зазор между крыльчаткой и корпусом насоса не должен превышать 1,5 мм
Оригинальные способы диагностики работы помпы были найдены в одном автомобильном журнале.
- Нужно взять несколько чистых листков белой бумаги и разложить их вечером под машиной. Утром проверить бумагу, если она мокрая, со следами зеленоватой жидкости, значит, помпа пропускает.
- Включить на полную мощь отопитель в салоне. Если стрелки индикатора температуры воды взлетят резко вверх, остановить машину. Проверить на ощупь состояние радиатора охлаждения после остановки двигателя и состояние приводного ремня насоса. Если элементы чересчур горячие, с насосом не всё в порядке.
- Откройте капот автомобиля. Если явно присутствует запах ОЖ, это указывает на неисправность помпы.
- Двигатель включается в режим холостого хода. Затем нужно зажать пальцем верхний патрубок насоса. Если помпа работает, то чувствуется небольшой толчок жидкости.
Завершающий этап замены помпы
Заливаем охлаждающую жидкость в радиатор. Чтобы избежать воздушных пробок, надо открыть кран печку на максимум. Не забываем отсоединить от впускного коллектора шланг подачи антифриза. Поставьте его на место только тогда, когда из этого шланга начнет бежать антифриз.
Залив антифриз до нужного уровня, заведите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры. Дав поработать ему некоторое время, заглушите его, после остывания двигателя, доливаем недостающий объем антифриза, если это необходимо. Также проверьте натяжку ремня. После всех этих действий автомобиль готов к эксплуатации.
Как проверить помпу на ВАЗ 2107
Поскольку возникла необходимость в проверке помпы, то налицо проблемы в системе охлаждения, а именно — перегрев двигателя или явные признаки неисправности насоса. Это может быть:
- повышенный шум, исходящий от помпы, при работе двигателя;
- явные течи на валу под шкивом;
- утечка антифриза через прокладку корпуса;
- увеличенный люфт на валу насоса;
- отсутствие циркуляции антифриза и, как следствие, перегрев мотора.
Циркуляция жидкости может быть просто недостаточной, то есть давление в системе охлаждения не соответствует норме. Это может случиться только в одном случае. Помпа ВАЗ 2107 инжектор рассчитана на большую производительность и если установить обычную помпу от карбюраторного мотора, то её производительности может не хватить, двигатель будет перегреваться.
Собственно, продиагностировать состояние насоса несложно. Очевидно, что помпа требует замены, если есть люфты и протечки жидкости. Тем не менее, есть возможность на глаз проверить производительность насоса. Для этого при прогретом до рабочей температуры двигателе нужно кратковременно пережать верхний шланг, идущий к радиатору. Если после освобождения шланга чувствуется скачок давления, с крыльчаткой все в порядке, жидкость циркулирует нормально.
Снижение производительности
Какой бы ни использовался тосол в системе охлаждения, он представляет собой химическое вещество. Со временем в корпусе насоса или на крыльчатке появляется эрозия, что может привести к снижению потока перекачиваемой жидкости. В результате возможен перегрев мотора со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, если температурный датчик ОЖ на панели приборов начал превышать значение +90˚С (рабочая температура), стоит задуматься о возможной замене помпы или, по крайней мере, ревизии этого узла.
Видео: как шумит помпа на ВАЗ
https://youtube.com/watch?v=OdLcJVb369o
Крыльчатка насоса вставляется в отдельный корпус, закреплённый на блоке цилиндров
Практически все неполадки помпы являются следствием выработки подшипников. При малом износе и люфте вала насос функционирует в штатном режиме. При увеличении зазоров в сепараторах подшипников сальник начинает пропускать антифриз, а из места установки помпы при работе двигателя доносятся неестественные шумы — гул или треск. В результате происходит перекос вала. Дальнейший сценарий может развиваться по трём вариантам.
- Подшипник заклинивает и ремень соскакивает со шкивов. Двигатель продолжает работать, но на приборной панели загорается красная лампа разрядки аккумулятора, а температура ОЖ резко поднимается до максимума.
- В результате заклинивания подшипника вал разламывается на две части. Как и в первом случае, при работающем двигателе горит лампа разрядки аккумулятора и наблюдается максимальная температура ОЖ.
- Из-за перекошенного вала вращающаяся крыльчатка проламывает дыру в стенке корпуса помпы, через которую в течение нескольких секунд выходит весь тосол, и двигатель моментально перегревается. В этом случае придётся менять не только помпу, но и корпус, в котором крыльчатка проломила стенку.
В результате износа подшипника и перекоса вал помпы может разломиться
В отличие от переднеприводных моделей ВАЗ, где насос спрятан под крышкой ГРМ, в «классике» он находится на виду. Поэтому избежать неприятных последствий гораздо проще. Требуется лишь периодически выполнять проверку помпы следующим образом.
- Запустите мотор, откройте капот и прислушайтесь. При наличии подозрительных шумов в передней части двигателя вручную нажмите акселератор и добавьте обороты, чтобы гул стал хорошо слышен.
- Внимательно осмотрите переднюю часть двигателя на предмет утечки охлаждающей жидкости.
- Если обнаружились следы вытекающего антифриза, возьмитесь рукой за шкив помпы и покачайте его вдоль оси вала с целью обнаружить люфт.
- Если при натянутом ремне вы ощутили небольшой люфт или сомневаетесь в результате диагностики, открутите гайку крепления генератора на регулировочной скобе и ослабьте ремень. После этого покачайте шкив насоса ещё раз.
Гайка удерживает ремень в натянутом состоянии
При обнаружении небольшого люфта не стоит сразу приступать к замене водяного насоса. Он ещё «проживёт» 3—5 тыс. км пробега. Однако его состояние придётся постоянно отслеживать и заблаговременно приобрести новый насос.
Если же наблюдается подтекание тосола, заметный люфт вала, а при работе слышен треск, помпу следует немедленно заменить на новую.
Особенности замены патрубка на помпе
Из-за того, что давление нестабильно, в системе охлаждения часто деформируются шланги для поступления или отвода жидкости. Если патрубок вздут, на нем появились трещины, то резина может «выстрелить».
Чтобы поменять патрубки на помпе, следует:
- ослабить фиксатор хомута;
- удалить хомуты и патрубки;
- убрать крепеж;
- убрать подкапотный патрубок;
- снять патрубки.
На большинстве современных авто в заводских цехах устанавливают помпу №2, поэтому мотор на них легко охлаждается при повышенных нагрузках. На ВАЗ Х поколения дополнительный агрегат монтируется для того, чтобы оптимизировать работу печки в зимний период.
Руководство по ремонту помпы
В некоторых случаях возможен ремонт водяного насоса. Он рекомендован в тех ситуациях, когда происходит либо износ подшипников, либо сальника, находящего внутри устройства.
Ремонт помпы позволит сэкономить около 600–700 рублей, что в принципе, не так уж мало. Ремонтопригодность насоса определяют по состоянию крыльчатки и вала. Если они сравнительно новые, то можно восстанавливать.
Полноценная замена помпы на автомобилях ВАЗ только к лучшему. Новый агрегат стоит недорого, и после замены двигатель автомобиля начнёт полноценно функционировать.
Чтобы устранить неисправности водяного насоса ВАЗ 2101—07, необходимо снять его с автомобиля. Исключение — операция по замене шкива, в данном случае помпу демонтировать не придётся. Для выполнения ремонтных работ приготовьте такой комплект инструментов и материалов:
- молоток;
- отвёртка с плоским шлицем;
- стандартные наборы головок и накидных ключей (размеры 9—22 мм);
- лопатка монтажная (монтировка);
- ёмкость на 10 л и садовый шланг длиной 1 м для слива тосола из блока цилиндров;
- 1 л антифриза на доливку;
- ветошь и перчатки матерчатые.
Для реставрации водяного насоса понадобится стандартный слесарный инструментарий
Подготовительный этап — снятие детали
Перед разборкой узла необходимо опорожнить водяную рубашку двигателя, чтобы тосол не потёк через технологический проём после демонтажа помпы. Для этого отверните болт — пробку, находящийся на левой стенке блока цилиндров (если смотреть по ходу движения авто). Под отверстие подставьте тазик и шланг, дабы не разлить антифриз на землю.
Когда струя тосола спадёт и станет течь по стенке блока, заверните пробку на место и переходите к разборке узла, выполняемой согласно пошаговой инструкции:
- Ключом на 17 мм ослабьте гайку на длинном болте крепления генератора, находящейся под его корпусом. Полностью откручивать гайку нет нужды.
Для освобождения генератора и ослабления ремня нужно открутить гайку под его корпусом
- Отверните 3 болта крепления шкива помпы, пользуясь головкой на 13 мм.
- Ослабьте такую же гайку на верхней регулировочной скобе, она фиксирует ременной привод в натянутом состоянии. Монтировкой подвиньте корпус генератора в сторону коленчатого вала и сбросьте ремень.
Ремень привода генератора, вращающий шкив помпы, снимается после откручивания фиксирующей гайки на кронштейне
- Окончательно выкрутите болты, удерживающие шкив водяного насоса, снимите последний со ступицы.
- Отверните 4 гайки (головка 13 мм), прижимающие фланец помпы к корпусу, и вытащите её из гнезда. Если деталь прочно удерживается старым герметиком, аккуратно обстучите фланец через деревянную наставку.
Помпа снимается после откручивания четырёх гаек крепления
После демонтажа очистите посадочное место водяного насоса от остатков прокладки и герметизирующего состава, а также протрите двигатель и находящиеся рядом узлы от потёков антифриза.
Как снять и поменять крыльчатку
Практика показывает, что разрушение лопастей крыльчатки происходит от соприкосновения с ответной частью корпуса, когда вал помпы сильно разболтан. Поэтому поломка лопастей при прочих работоспособных элементах насоса встречается крайне редко и бывает результатом заводского брака.
На водяных насосах автомобилей ВАЗ 2101—07 встречается 2 типа крыльчаток:
- старого образца, изготовленные из металла и снабжённые внутренней резьбой М18 с шагом 1,5 мм;
- нового образца — элементы из пластика, не имеющие резьбы.
Все новые крыльчатки делаются без внутренней резьбы
Обе разновидности крыльчаток крепятся на вал одинаково — путём запрессовки с натягом. Демонтаж пластмассового элемента нового образца выполняется в таком порядке:
- Закрепите ступицу вала в тисках и нарежьте метчиками резьбу внутри крыльчатки. Перед использованием инструмент смажьте моторным или другим жидким маслом.
- Вкрутите в отверстие съёмник типа «болт в болте» и слегка подтяните наружный болт.
- Вращая головку внутреннего болта по часовой стрелке, выпрессуйте крыльчатку и снимите с вала.
Внутренний болт съёмника упирается в торец вала и выдавливает крыльчатку вверх
Замена помпы
Прежде чем приступить к замене помпы, необходимо слить охлаждающую жидкость из радиатора и двигателя. Для этого необходимо снять крышку радиатора и последовательно открутить пробку на радиаторе и блоке цилиндров, подставляя емкость для слива антифриза. Когда система охлаждения пуста (или уровень охлаждающей жидкости ниже уровня крепления помпы, можно начинать замену последней. Чтобы это сделать, нужно выполнить следующие операции:
- снять ремень генератора, предварительно ослабив открутив гайку и уменьшив его натяжение;
- ослабить гайку, фиксирующую генератор, и отвести его ближе к брызговику;
- ключом на 13 открутить болты, крепящие шкив помпы, и снять его;
- открутить и демонтировать трубки подачи охлаждающей жидкости;
- открутить помпу и снять ее с блока цилиндров;
- снять герметизирующую прокладку (она подлежит замене при снятии помпы);
- открутить 4 гайки на помпе и разобрать ее;
- установить новый насос помпы с уплотнительными кольцами (их, как и герметизирующую прокладку, нельзя использовать дважды);
- собрать все детали в обратной последовательности.
Примечание: можно заменить насос помпы, не демонтируя весь узел. Но следует учесть, что делать это неудобно, поэтому это может занять даже больше времени, чем замена насоса с полным снятием помпы. Также при таком неудобном способе замены возможна некачественная сборка и, соответственно, утечка охлаждающей жидкости.
От качества комплектующих зависит срок службы узла, поэтому лучше приобретать “родные” насосы производства АвтоВАЗ.
Особенности заливки тосола (антифриза)
После замены помпы ВАЗ 2107 остается натянуть ремень генератора и залить охлаждающую жидкость. Последней понадобится около 10 литров.
Чтобы залить антифриз, не создавая воздушных пробок в системе охлаждения, следует проделать такие действия:
установить автомобиль так, чтоб передняя часть была выше задней. Тогда радиатор отопления окажется ниже остальных элементов системы.
- отсоединить тонкий шланг системы охлаждения, идущий к карбюратору или дроссельной заслонке (в зависимости от того, карбюраторный или инжекторный тип двигателя установлен на машине);
- открыть пробки на расширительном бачке и радиаторе;
- убедиться что сливные пробки установлены и тщательно затянуты;
- залить тосол (антифриз) в радиатор, используя лейку;
- продавить руками резиновые шланги системы охлаждения, выгоняя воздух (уровень жидкости при этом упадет);
- долить радиатор до краев и закрыть пробку;
- залить охлаждающую жидкость в расширительный бачок и закрыть его;
- завести двигатель, прогреть его до рабочей температуры;
- на работающем двигателе несколько раз сдавить и отпустить шланги охлаждения, чтоб удалить остатки воздуха из системы;
- долить жидкость в расширительный бачок до рекомендуемого уровня.
- установить шланг, идущий к дросселю и затянут хомут.
Как снять и поменять крыльчатку
Практика показывает, что разрушение лопастей крыльчатки происходит от соприкосновения с ответной частью корпуса, когда вал помпы сильно разболтан. Поэтому поломка лопастей при прочих работоспособных элементах насоса встречается крайне редко и бывает результатом заводского брака.
На водяных насосах автомобилей ВАЗ 2101—07 встречается 2 типа крыльчаток:
- старого образца, изготовленные из металла и снабжённые внутренней резьбой М18 с шагом 1,5 мм;
- нового образца — элементы из пластика, не имеющие резьбы. Все новые крыльчатки делаются без внутренней резьбы
Обе разновидности крыльчаток крепятся на вал одинаково — путём запрессовки с натягом. Демонтаж пластмассового элемента нового образца выполняется в таком порядке:
- Закрепите ступицу вала в тисках и нарежьте метчиками резьбу внутри крыльчатки. Перед использованием инструмент смажьте моторным или другим жидким маслом.
- Вкрутите в отверстие съёмник типа «болт в болте» и слегка подтяните наружный болт.
- Вращая головку внутреннего болта по часовой стрелке, выпрессуйте крыльчатку и снимите с вала. Внутренний болт съёмника упирается в торец вала и выдавливает крыльчатку вверх
Источники
- https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/sistema-ohdazhdeniya/pompa-vaz-2107.html
- https://avto-idea.ru/remont/zamena-pompy-vaz-2107-2106-2101-inzhektor-i-karbyurator/
- https://autoclub.su/zamena-pompyi-vaz-2107/
- https://autorn.ru/vaz/2107/421-zamena-pompy-vaz-2107-svoimi-rukami.html
- https://vazweb.ru/desyatka/ohlazhdenie/zamena-pompyi-vaz-2107.html
- https://AutomobilGroup.ru/instruktsiya/zamena-pompy-korpusa-svoimi-rukami-foto-instruktsiya-pomenyat-pompu/