Стоит ли переплачивать за армированные тормозные шланги

Отрицательные моменты в работе шлангов из резины

Практически все отечественные и зарубежные автомобили оснащены стандартными резиновыми шлангами. Нареканий от автолюбителей этот элемент практически не получает, так как он прекрасно функционирует на протяжении не одного года. Правда, резиновые рукава способны выдерживать только относительно аккуратную езду. Даже самые сдержанные автовладельцы иногда позволяют себе «погонять», утопленная в пол педаль газа помогает набрать разгон для обгона более медленного транспортного средства. Однако, несовершенный резиновый шланг может подвести владельца даже в такой стандартной для дорожного движения ситуации.

Для того чтобы понять принцип изготовления и функционирования рукавов высокого давления, следует разобраться с гидравлической системой. Она работает с помощью давления, создаваемого жидкостью в центральном цилиндре, отсюда жидкое вещество поступает к поршням суппорта, при этом колодки «идут» к диску. Под давлением податливый материал увеличивается в размере. Во время торможения сила, приложенная к тормозу, частично проходит впустую. Это чревато потерей времени, которое необходимо для наращивания давления, способного «схватить» тормоза. При спокойной езде эта особенность не влияет на тормозной путь, однако, тем, кто активно водит авто и резко обращается с педалью тормозной системы, удлинённый ход рычага и несвоевременный отклик системы тормозов не позволяет остановиться в нужный момент.

Руководство к установке

Инструкция по самостоятельной сборке шлангов Goodridge:

  1. Отрежьте фрагмент рукава нужной длины. Специальный инструмент для этого довольно дорог. Поэтому лучше сделать это болгаркой с отрезным диском толщиной 1 мм. Если болгарки нет, перекусите его острыми бокорезами. Вставьте внутрь стержень диаметром 4 мм и подровняйте край отрезка бокорезами вплотную к его торцу.
  2. С той стороны отрезка рукава высокого давления, на которую будет монтироваться фитинг, наденьте поверх оплетки термоусадочную трубку, а за ней гайку.
  3. Ослабьте натяжение оплетки. Делать это удобно небольшой шлицевой отверткой.
  4. Наденьте «оливку» так, чтобы она оказалась на внутренней трубке под стальной оплеткой.
  5. Установите собранный шланг на свое место.
  6. Протяните собранные фитинги. Эта операция делается после установки, для того чтобы избежать перекручивания рукава.
  7. Осадите термоусадочную трубку на гайку и нагрейте ее для уменьшения диаметра до фиксации на гайке. На этом изготовление можно считать законченным.

Требования нормативных документов

Требования ГОСТ Р 52452-205 и DIN 744310-2-1993 к тормозным шлангам практически не различаются. По ГОСТ эти детали испытываются на герметичность и прочность при давлении 200 кг/см2 в течение 2 минут. При этом не должно возникать разрывов, вздутий, и просачивания жидкости сквозь резиновые стенки, а также в местах развальцовки наконечников. По DIN такие же испытания происходят при давлении 196 кг/см2 в течение 2,5 мин. И тот и другой стандарт предусматривает также:

  • Испытание на долговечность. Это испытание происходит при нагрузке циклически пульсирующим давлением частотой до 3 Гц при общем числе циклов не менее 150 тыс.
  • Испытание на морозоустойчивость. Тормозной шланг охлаждается до температуры -54, -57 ◦С в течение 3 суток. После этого его гнут и скручивают. Изделие выдерживает испытание, если на его поверхности не появились трещины.
  • Испытание на нагрузку вдоль оси. К шлангу, находящемуся под давлением 200 кг/см2, прикладывают осевую нагрузку на растяжение величиной 180 кг. После 1 минуты такой нагрузки изделие должно остаться без повреждений.

Проверка технического состояния

Для исключения неожиданного разрыва шлангов периодически проверяйте их состояние методом внешнего осмотра

Обращая внимание на то, чтобы они были эластичными, сухими, без трещин и других повреждений. Если шланг надувается при нажатии на педаль тормоза, значит у него разорваны армирующие нити, и он скоро лопнет

Если же его резина отвердела – он тоже долго не проходит, так как потрескается от сгибаний, после чего лопнет.

В каком случае целесообразна установка армированных элементов

Стандартные рукава из резины, которые устанавливаются на автомобиль практически на любом заводе-изготовителе, способны выдержать любое штатное давление. Поэтому, если автовладелец бережно относится к тормозной системе своего авто, человек обладает относительно спокойным стилем вождения транспорта, устанавливать армированные модели, скорее всего, будет попросту бессмысленно.

Однако, возникают случаи, когда в машине была произведена полная замена тормозной системы. После подобной процедуры изменяется давление, именно в этой ситуации замена резиновых шлангов на армированные будет рациональной. Изначально стоящие в автомобиле элементы системы тормозов могут попросту не выдерживать нового давления, создаваемого другой системой.

Кроме того, быстрый стиль езды, если он имеет место, может негативно влиять даже на новую систему тормозов, установленную на заводе. В этом случае армированные шланги только «помогут» автовладельцу. Нелишними они будут и на автомобилях, принимающих участие в гонках, когда тормоза работают в агрессивных условиях, и от них требуется максимально возможное быстродействие.

Когда стоит переходить на армированные шланги

Привычные резиновые шланги на протяжении десятилетий применяются в автомобилях, их и по сей день устанавливают заводы-изготовители в современные модели, поэтому говорить об их абсолютной непригодности или неактуальности не приходится. Если вождение водителя умеренное, и автомобиль эксплуатируется в стандартных условиях, заменять классические рукава, которые вполне справляются со своей задачей, армированными нецелесообразно.

Другое дело, когда пришла пора замены элементов узла по причине износа или тормозной системы целиком, отличающейся иным давлением. Старые шланги не всегда способны справиться с более высоким давлением, и тогда придут в негодность. Во избежание инцидента и вероятных последствий следует выполнить замену рукавов вместе с остальными деталями системы. Необходимость проведения подобного тюнинга может быть вызвана и агрессивным стилем вождения, участием в соревнованиях, а также предполагаемой эксплуатацией по бездорожью или в сложных погодных условиях.

Вопреки сложившимся стереотипам, предпочтение армированных шлангов – это не только выбор спортсменов, экстремалов-виртуозов контраварийного вождения или прихоть любителей «порисоваться». Во многих случаях замена классических заводских рукавов усовершенствованными моделями действительно необходима. Единственным недостатком армированных шлангов является их немалая в сравнении с резиновыми собратьями стоимость. Но если мероприятие по замене действительно обусловлено необходимостью, водитель ощутит положительные изменения на деле, а новые рукава достаточно быстро себя окупят.

Правила установки

Стандартный комплект для самостоятельной сборки тормозных шлангов включает в себя армированную нейлоновую или политетрафторэтиленовую трубку, 2 фитинга и 4 медные шайбы. Некоторые производители могут изменять состав в зависимости от модели детали, установленных в компании требований и внутренних стандартов. Поэтому стоит заранее уточнить, что входит в набор, который вы решили приобрести.

Установка комплекта осуществляется следующим образом:

  • шланги примеряются суппорт и подгоняются по размерам;
  • на концах трубок зачищается защитная пластиковая оболочка, на её место насаживаются гайки от фитингов и медные шайбы;
  • шланги устанавливаются на суппорт и бачок тормоза и аккуратно протягиваются мастером для обеспечения максимальной герметичности и надёжности соединения.

Во время установки нужно следить за состоянием оплётки и трубок. При перекручивании шлангов срок их службы значительно сокращается, поэтому желательно не допускать нарушения общей геометрии конструкции.

Устройство обычного тормозного шланга

Конструкция обычного резинового шланга не так проста, как думают автовладельцы, меняющие их на новомодные армированные тормозные шланги. Основой этого гибкого соединения высокого давления является многослойная резиновая трубка. В ней резиновые слои перемежаются с армирующими, которые состоят из синтетических нитей. Армирующий слой придает гибкому соединению прочность и позволяет выдерживать при торможении высокое давление жидкости изнутри без растяжения стенок, увеличения объема и разрыва. Изготовление этих изделий возможно только из резины со специальными свойствами, так как она должна оставаться эластичной в широком температурном диапазоне (от -50 до +150 ○C). Конструкция этого изделия включает в себя также фитинги. Фитинги – это стальные наконечники для крепления его к другим элементам тормозной системы. Фитинги бывают трех видов:

  1. С резьбой снаружи – вроде болта «папа».
  2. С резьбой изнутри – вроде гайки «мама».
  3. С отверстием для крепления болтом «ухо».

Фитинги крепятся к резиновой трубке при помощи развальцовки. Для герметичной установки шлангов используются шайбы из отожженной меди. Фитинги уплотняются ими в сопряжении с деталями и узлами тормозной системы в процессе установки.

Причины разрывов шлангов

До сего времени ни один шланг тормозной системы не разорвался по причине недостаточного запаса его прочности. Рвутся они, только получив дефекты в процессе эксплуатации и не дождавшись своевременной замены. Вывод отсюда может быть один – пока еще не сделан тормозной шланг, который никогда не порвется. Поэтому если вы хотите избежать выхода тормозов из строя из-за неожиданного разрыва шланга, нет смысла искать сверхпрочный, так как рано или поздно порвется любой, даже Goodridge.

Сравнение параметров тормозных шлангов

Характеристики шлангов Сorteco:

  1. Номинальное давление – 122 кг/см2.
  2. Рабочая температура -60–+230 ◦С.

Их изделия при невысокой цене обладают отменным качеством. Ими комплектуется около 65% европейских автомобилей. Продукция компании занимает почти 10% российского рынка. Помимо этого, продукция, производимая компанией, поставляется на конвейеры таких крупных азиатских производителей автомобилей как Toyota, Nissan, Honda, Hyundai и Kia.

Характеристики шлангов производства компании Авто Спорт Техника:

  1. Рабочая температура -60–+150 ◦С.
  2. Номинальное давление – 50 кг/см2.
  3. Максимально допустимое давление – 90 кг/см2.

Внутренняя трубка рукава высокого давления выполняется из нейлона высокого качества и помещена в металлическую оплетку из нержавеющей стали, а сверху покрыта еще одним слоем нейлона.

Характеристики шлангов Goodridge:

  1. Рабочая температура -70–+260 ◦С. Для изделий с термоусадочным верхним слоем -20–+260 ◦С.
  2. Номинальное давление – 286 кг/см2.
  3. Максимально допустимое давление – 859 кг/см2.

Из чего сделаны армированные тормозные шланги Goodridge:

  • Оплетка из нержавеющей стали.
  • Под оплеткой трубка из полимера PTFE с тефлоновым покрытием, совместимая с любыми тормозными жидкостями.

Тормозные рукава высокого давления (РВД) Goodridge можно купить метражом, а фитинги легко монтируются на них в условиях обычного гаража.

Разница между армированными изделиями и шлангом заводского производства

Зачем нужны армированные шланги?

Самая распространённая проблема тормозной системы, хорошо знакомая каждому автомобилисту, — разрыв шлангов. Резиновые детали, несмотря на все свои очевидные преимущества (низкая цена, большой ассортимент и т. д.), обладают одним существенным недостатком: они недолговечны. В условиях постоянных нагрузок такие шланги быстро теряют свои технические характеристики, начинают пропускать тормозную жидкость, трескаться, растягиваться и т. д. Всё это влияет на информативность рулевого управления, устойчивость машины на дороге, быстродействие и надёжность системы торможения.

Проблема решается установкой усиленных шлангов, изготовленных из политетрафторэтилена и армированных стальной оплёткой. Такие детали имеют постоянное внутреннее сечение и отличаются повышенной прочностью. Для установки армированных шлангов не обязательно менять другие элементы тормозной системы или записываться на СТО. Операция легко выполняется с помощью подручных инструментов, причём весь процесс подготовки и монтажа занимает не более 2–3 часов.

Заключение

Армированная оболочка — гарантия надёжной защиты, вероятность повреждения этого типа шланга очень мала, что позволяет использовать такую машины даже в тяжёлых агрессивных условиях. Классические шланги из резины за время длительного использования перебиваются гравием и мелкими камнями, особенно когда автомобиль движется по не асфальтированном дорожном покрытии. Однако, если машина используется для езды по городу, и всё время она «идёт» по твёрдому покрытию, необходимости в армированных рукавах нет.

Тем, кто решится поменять тормозные рукава в своём автомобиле, стоит знать, что армированный вариант стоит на порядок дороже резинового аналога. Но, однажды потратившись, автовладелец получит тормозную систему с молниеносной реакцией, тем более в мире ещё не придумали лучшей альтернативы армированным шлангам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *